Как составить композиционный план рассказа

Как составить план рассказа

Вдохновение — великая вещь. Вы берётесь за перо, и мысли сами собой выливаются не бумагу… А потом, когда перечитываете, возникают вопросы: а где же композиция, где же стройность, где гармония в соотношении частей? Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, необходимо зажать вдохновение в тиски чёткого плана.

Как составить план рассказа

Инструкция

План любого словесного произведения начинается с композиции. У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В экспозиции намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка, в которой будут развиваться события. Завязка конфликта — отправная точка его развития. Эти части рассказа — одни из ключевых, ибо формируют изначальное впечатление читателя от произведения.

Развитие действия — основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта. В ваших силах сделать этот пункт плана более или менее напряжённым. Однако помните и о том, что не стоит слишком затягивать развитие действие, а то читатели бросят читать ваше гениальное произведение, так и не дойдя до самого интересного.

Кульминация и развязка — то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся. Здесь читатели, затаив дыхание, узнают, кто же убийца — садовник или горничная; здесь они улавливают суть произведения, понимают, зачем вы его написали и что хотели сказать; поэтому постарайтесь, посидите на этих частях подольше, несколько раз прочитайте и перепроверьте, пытаясь войти в роль того человека, который будет впоследствии бродить дорогами ваших мыслей.

Однако при написании рассказа учитывайте не только количество частей и качество того, что они в себе содержат. Очень важно обратить внимание на соотношение частей, ибо на этом и базируется композиционная гармония текста. Не затягивайте одну часть, оставив на другую одно-два малопонятных предложения. И развивайте свою авторскую интуицию: никакие советы и рекомендации не заменят вам в полной мере ваш собственный гений.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Теперь, когда вы знаете все композиционные приёмы, подумайте, как разнообразить своё произведение. Какие композиционные приёмы и элементы использовать, чтобы выдержать интригу, удивить читателя или донести до него нужную вам идею.

Ещё раз повторимся, что нет железных правил, ограничивающих вас рамками той или иной композиции. Экспериментируйте.

В качестве практического задания попробуйте разобрать один из ваших любимых сюжетов в литературе, кино, или, быть может, уже ваш собственный. Какую композицию вы видите?

Цель автора при написании книги:

  • общая визуализация сюжета;
  • визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.

Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.

Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!

Что нужно знать, приступая к сюжету?

Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.

Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.

Части композиции

Основные части композиции:

  • экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
  • завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
  • развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
  • кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
  • развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
  • эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).

Виды композиции — особенности

Основные виды композиции:

Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.

Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.

Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).

Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.

Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!

Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.

Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.

В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.

Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.

Сюжет и фабула — отличие?

Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.

Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!

Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.

Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!

Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.

Виды сюжетных структур

Основные схемы:

Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).

Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.

Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.

Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.

Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.

Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.

Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!

Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.

В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.

Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.

Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.

Перейдем к теории:

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.

Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:

1. Собрались. (экспозиция)

2. Выпили. (завязка)

3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)

4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)

5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)

6. Нам п*зда (развязка)

7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)

Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».

Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.

Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:

— На обоях

— На сложенный в азиатской манере бумаге

— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)

Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:

— Записать сон и сделать его сном персонажа

— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)

— Еще пример диалога с мыслями героев

— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)

— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит

Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.

Подведу итог:

Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»

Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти своего человека ритуал
  • Сколько минут в году как найти
  • Как найти предполагаемую выручку
  • Как найти свой суд по прописке
  • Молекулярная масса этана как найти