Как составить композицию для фотографии

Автор:

21 сентября 2016 13:17

Здесь нет жестко регламентированных правил, а только общие, самые известные рекомендации — как построить эффективную и эффектную композицию в фото-кадре. Мануал написан ирландским фотографом Барри О’Керролом и проиллюстрирован его живописными работами.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

1. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

1. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Источник:

Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.
Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

2. СИММЕТРИЯ

2. СИММЕТРИЯ

Источник:

Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.
Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь – в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

3. РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

3. РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Источник:

Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

4. РАМКА

4. РАМКА

Источник:

Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.
На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.
Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.

5. ЛИНИИ

5. ЛИНИИ

Источник:

Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы “ведете” взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

6. ДИАГОНАЛИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ

6. ДИАГОНАЛИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ

Источник:

Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА

7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА

Источник:

Что такое паттерн? Если говорить о фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов – особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры – ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ

8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Источник:

Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

9. ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА

9. ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА

Источник:

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.
На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

10. БОЛЬШЕ ВОЗДУХА или ОСТАВЛЯЙТЕ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КАДРЕ

10. БОЛЬШЕ ВОЗДУХА или ОСТАВЛЯЙТЕ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КАДРЕ

Источник:

Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.
Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.

11. ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ

11. ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ

Источник:

Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.
На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.

12. «ИЗОЛИРУЕМ» ОБЪЕКТ СЪЕМКИ

12. "ИЗОЛИРУЕМ" ОБЪЕКТ СЪЕМКИ

Источник:

Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.
На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка — на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ

13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ

Источник:

Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.

14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Источник:

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

15. НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО

15. НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО

Источник:

На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.

16. СЛЕВА НАПРАВО

16. СЛЕВА НАПРАВО

Источник:

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

17. БАЛАНС

17. БАЛАНС

Источник:

Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.

18. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

18. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Источник:

Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.
Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок — картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина — воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.

19. ТРЕУГОЛЬНИКИ

19. ТРЕУГОЛЬНИКИ

Источник:

Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

(Кстати, тут отличный материал о «треугольниках в построении фото-композиций» http://journal.foto.ua/likbez/theory/postroenie-kompozicii-treugolniki.html).

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Источник:

Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

Источник:

Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся , что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!

Источник:
 — переведено специально для fishki.net

Ссылки по теме:

10 советов, которые помогут Вам улучшить композицию своих фотографий. Всякий раз, когда Вы задумываетесь, выясняя, каким образом составить фотографию, Вы можете воспользоваться этими советами, чтобы получить хорошие снимки.

1. Правило нечетного

Простыми словами, “правило нечетного” состоит в том, чтобы иметь нечетное число объектов в Ваших фотографиях. Как пример, фотография только одного объекта или группы из трех человек. Эта методика делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу.

Правило нечетного

Эта фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении.

Правило нечетного

Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной.

2. Ограничение фокуса

Ограничение фокусировки является простым способом добавить самого фокуса. Это, возможно, нужно не во всех фотографиях, но полезно всякий раз, когда у Вас есть объекты, которые Вы хотите скрыть. Наиболее привычное использование этой методики ориентировано на размытие нежелательного фона. Вы можете уменьшить глубину резкости своих фотографий при использовании большой апертуры (напр. F1.8), приближении изображения, и использование камеры с большой чувствительностью (напр. полный кадр DSLR).

Ограничение фокуса

Если бы деревья на заднем плане были в фокусе, это отвлекло бы от темы этой фотографии. Размытый фон подчеркивает фокус на паре.

Ограничение фокуса

Размывание фона помогает привлекать внимание к людям.

3. Упрощение

Хороший способ постановки центра фокусировки состоит в том, чтобы создать максимально простое изображение. Самый удобный способ сделать это — ограничить количество объектов в Вашей фотографии. Вы можете также использовать предыдущий совет, чтобы размыть нежелательные объекты.

Упрощение

Простота этой фотографии ясно дает понять идею. Простая фотография привлекает внимание и заставляет людей смотреть на него дольше.

4. Центрирование

Центрирование объекта создает баланс фотографии. Центрирование смотрится лучше всего на простых фотографиях с небольшим количеством объектов.

Центрирование

Вы можете улучшить акцент на предмете, сохраняя пространство вокруг объекта свободным.

Центрирование

Скучный объект становится интересным, если сохраняется простота и центрирование.

5. Правило третей

Это один из самых эффективных и популярных способов композиции фотографии. Вы можете улучшить свои фотографии, используя эту методику. “Правило третей” добавляет интерес фотографии, выравнивая объект съемки по одной из четырех точек воображаемого 3×3 прямоугольника, сделанного на основе Вашего изображения.

Правило третей

Простое изображение стало более интересным, после применения правила третей.

Правило третей

Снимая портреты, Вы можете использовать правило третей, для добавления фокуса глазам. Просто позиционируйте глаз или область между глазами по правилу третей, чтобы создать хороший портрет.

6. Ведущее пространство

Ведущее пространство — пространство перед объектом. Этот элемент обычно используется совместно правилом третей для создания более интересной фотографии. Оставляя участок пространства перед объектом, зритель будет видеть продолжение действия.

Ведущее пространство

Сноубордер позиционирован по правилу третей с некоторым ведущим пространством перед ним.

Ведущее пространство

Оставление некоторого ведущего пространства перед бегуном заставляет фотографию выглядеть более активной. Это также обращает больше внимания в закат.

Ведущее пространство

Оставление участка пространства позади бегуна заставляет появится эффект завершения бега.

7. S кривая

S Кривая — воображаемая полоса в фотографии в форме буквы S. Этот тип полосы заставляет фотографии выглядеть более интересной,заставляя направлять взгляд по заданной траектории.

S кривая

Пример магистрали с кривой S. Эта фотография простого пейзажа сделана более интересной с помощью кривой S.

S кривая

Похожая фотография магистрали, но без кривой S является менее динамичной.

S кривая

Самые ранние примеры кривой S использованы в греческих и римских скульптурах.

8. Передний план

У большинства фотографий есть средний и задний планы, и совсем малое место уделено переднему плану. Вы можете улучшить свои пейзажные фотографии включением некоторых объектов переднего плана. Это незаменимая методика для того, чтобы создать ощущение масштаба и заставить зрителя чувствовать, что он или она находится в фотографии.

Передний план

Скалы в этом пейзаже добавляют фотографии масштаб и ощущение глубины.

Передний план

Добавление большего количества переднего плана фотографии добавляет ощущение реальности.

9. Заполнение кадра

Когда Вы думаете, что находитесь достаточно близко к объекту, попытаетесь подойти еще ближе. Заполните большую часть кадра объектом, и Вы получите абсолютно иную композицию. Зачастую более привлекательную.

Заполнение кадра

Близость к объекту и заполнение кадра волчьей головой придают больше акцента волку и создают больше драматизма. На обеих фотографиях один и тот же волк, но истории, которые он рассказывает, являются совершенно разными.

10. Обрамление

Вот творческий способ добавить передний план к Вашим фотографиям! Используйте элементы вокруг Вас, чтобы создать изображение, обрамленное объектами. Эта методика — отличный способ добавить привлекательности фотографии и создать изображение, отделенное от остальных.

Обрамление

Эта фотография использует силуэт, чтобы создать обрамление вокруг Тадж Махала.

Обрамление

Рамка не должна выделяться или иметь конкретную форму. Она может быть естественной как два дерева на этом снимке.

Источник:photoshoptutorials.ws
Перевод: Pika,TakeFoto.ru

Композиция для начинающих: правила построения гармоничного кадра с примерами

Чтобы делать классные фотографии, нужно разобраться в основах. Сюда входят настройки камеры, ракурсы и схемы света, а также композиция кадра. Последняя отвечает за целостность картинки и помогает выделить важные детали.

Из этой статьи вы узнаете о 20+ правилах построения композиции в фотографии, начиная
с «попсовых» вариантов и заканчивая самыми необычными решениями.

Оглавление:

1. Основные правила построения гармоничного кадра
2. Как исправить композицию на готовой фотографии
3. В заключение

Основные правила построения гармоничного кадра

Фотограф способен запечатлеть обычные вещи так, что они кажутся чем-то невероятным, будь это дворовая кошка или завораживающий закат.

1. Правило третей

Кадр делится на 9 равных частей: 2 линии проводятся по горизонтали, 2 – по вертикали. Между ними образуются точки пересечения. Именно здесь принято располагать объекты.

Рассмотрим правило третей в композиции пейзажа. Горизонт следует разместить на одной из линий – тогда станет понятно, где располагается главная часть изображения. Если вы фотографируете красивые облака, 2/3 кадра должно занимать небо. Вдалеке виднеется дерево? Сместите камеру так, чтобы оно находилось на вертикальном отрезке.

Фотоаппараты и смартфоны содержат готовую сетку. Вам не нужно заниматься расчетами.

Примеры композиции

Горизонт совпадает с нижней линией, дерево между точками пересечения. Кадр выглядит уравновешенным

2. Золотое сечение

Итальянский математик Фибоначчи обнаружил, что все явления природы подчиняются правилу золотого сечения. Он рассчитал закономерность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Эта последовательность выражена в двух формах – сетке и спирали. Правило Фибоначчи прослеживается во многих шедеврах живописи, даже в рисунках Леонардо да Винчи. Например, в портрете Мона Лизы.

Золотое сечение

Спираль раскручивается, начиная с лица

Оба приема активно используют художники, архитекторы и фотографы. Последние испытывают больше сложностей. Согласно правилу, кадр нужно поделить в пропорции 1:1,618:1. Сделать математические расчеты за пару секунд невозможно. Поэтому для репортажной съемки, где важно поймать момент, стоит выбрать другой способ. Еще можно установить графический редактор и обрезать картинку там.

Спираль Фибоначчи

Линия спирали следует по перилам. Центр не совпадает, т.к. снимок сделан под углом

3. Золотые треугольники

Эта техника отвечает за динамику снимка. Кадр нужно поделить на 4 треугольника. Сначала проведите диагональ – например, из левого нижнего угла в верхний правый. Из оставшихся углов нужно опустить линию перпендикулярно диагонали. Образуются 2 точки пересечения. На них принято располагать объекты – здания, предметы, людей.

Также есть ведущая линия. Она пролегает вдоль диагонали. Пусть это будет тень, отбрасываемая человеком, или проселочная дорога.

Золотые треугольники

Склоны гор параллельны коротким линиям

4. Правило диагоналей

Первое, что приходит на ум – это «Лестница» Александра Родченко. Мы видим женщину
с ребенком на руках, которая поднимается по ступеням. Диагональная композиция усиливает впечатление от снимка. У Родченко блестяще получилось передать динамику действий, и черно-белая пленка приумножила этот эффект.

«Лестница» Александра Родченко

Кадр сделан сверху, диагональная композиция смотрится динамично

Правило диагоналей в фотографии можно использовать по-разному. В зависимости от наклона линии кадры могут получиться медленными (восходящая – из нижнего левого в верхний правый угол) и быстрыми (нисходящая – из верхнего левого в нижний правый угол). Первые вызывают умиротворение, вторые – странную тревогу. Вы можете поэкспериментировать и убедиться в этом на своем опыте.

Правило диагоналей

Линия проходит через угол дома, параллельно следу самолета

5. Ведущие линии

Классический пример – фото дороги. Линии направляют взгляд зрителя к горизонту. После он замечает небо, деревья и кустарники, крохотные дома.

Линии могут быть прямыми или изогнутыми. Например, в форме зигзага или буквы S.
Они образуют композиционную связь переднего и заднего плана и создают четкий маршрут, который должен пройти наблюдатель.

В природе ведущие линии не так очевидны. Это могут быть крохотные ручейки или склоны гор. Иногда это просто облака или рельеф земли.

Ведущие линии

Ведущая линия изгибается под углом и следует к солнцу

6. Симметрия

Симметрия тесно ассоциируется с красотой. Кому-то этот прием покажется скучным. Однако нельзя отрицать, что архитектура на таких фото смотрится очень эффектно.

Существует 3 типа симметрии:

  • В горизонтальной нижняя часть изображения повторяет верхнюю. Чаще всего это небо или горы, которые отражаются в воде. Ну или глянцевый пол.
  • Горизонтальная симметрия

    Верхняя и нижняя часть снимка являются зеркальными отражениями друг друга

  • Для съемки людей, животных или вытянутых объектов (мостов, небоскребов и т.д.) кадр условно делят по вертикали. Одна половинка копирует другую (насколько это возможно). Найти человека, у которого одинаковые брови или расположение веснушек, сложно. В данном случае нарушение правил композиции не делает фотографию плохой. В неидеальности есть своя прелесть.
  • Вертикальная симметрия

    Дерево совпадает с осью симметрии

  • Последний тип – радиальная. Композиция строится вокруг центральной точки.
  • Радиальная симметрия

    Композиция расходится от центра пиццы

7. Фрейминг

Рамка придает снимку особую глубину и помогает сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте. Складывается впечатление, что фото сделано в двух измерениях.

В качестве рамки выступают различные арки, окна и нависающие ветви деревьев. Контуру необязательно быть замкнутым или четким – его можно оставить в расфокусе.

Говоря о фрейминге, стоит упомянуть виньетку – затемнение или осветление по краям кадра. Она также добавляет объема. Эффект накладывается на этапе редактирования, в программе для обработки RAW. Это занимает не более 10 минут.

Фрейминг

Ветки слегка размыты и не перетягивают внимание на себя

8. Треугольники

Ранее мы обсуждали правило, основанное на золотом сечении. Сейчас речь идет о композиции, когда предметы в кадре образуют треугольник. Ее часто используют
для создания эстетичных фуд фотографий.

Каким будет треугольник – равносторонним или прямоугольным – не принципиально. Если вершина повернута кверху, у наблюдателя возникает ощущение устойчивости. Похожее мы испытываем, когда смотрим на египетские пирамиды. Если же она расположена наоборот, появляется чувство, будто картинка вот-вот перевернется.

Треугольники

Вершины треугольника находятся в центре тарелок (и яблока)

9. Игра света и тени

Сильный контраст между светом и темнотой добавляет загадочности. Посредством освещения можно передать форму, объем и текстуру объекта.

Свет бывает направленным или рассеянным. Первый дает резко очерченные, глубокие тени. Вы могли его наблюдать при съемке в солнечную погоду. Профессиональные фотографы предпочитают работать при мягком свете – ранним утром, вечером или в пасмурную погоду. Если такой возможности нет, на помощь придут отражатели.

Игра света и тени

Тени деревьев увеличивают глубину снимка

10. Заполнение кадра

Правила композиции в фотографии используют для того, чтобы заострить внимание на важных вещах. Заполнение кадра – наиболее радикальный способ. Его применяют в портретной съемке. Мы можем рассмотреть веснушки на лице модели, удивиться, насколько красивые у нее глаза. А еще попробовать угадать, какую эмоцию они выражают.

Этот прием подойдет и для архитектурной съемки. Если облицовка здания содержит множество интересных, но мелких деталей, стоит подойти к нему поближе.

Заполнение кадра

Кадрирование выполняется максимально близко к краю лица

11. Расфокусировка

У этого метода есть 2 интерпретации. Если речь идет о портретах, технически задача фотографа – запечатлеть модель с наиболее выгодной стороны. Теперь представьте, что фигура получилась смазанной. Можно сказать, что снимок безнадежно испорчен, но это не так. Здесь расфокус выступает в роли художественного приема. Играя с резкостью, можно выразить состояния человека, показать одиночество или эмоциональное переживание.

Другие предпочитают размыть задний фон, не оставляя нам выбора, куда смотреть. Этот вариант идеально подходит для рекламы одежды или косметики.

Расфокусировка

Задний план размыт, но мы легко улавливаем идею. Девушка только проснулась и потягивается в постели

12. Голландский угол

Заваленный горизонт принято считать дефектом. В данном случае он допускается специально. Камера смещается относительно своей оси так, что у человека создается иллюзия, будто он наклонил голову набок. Этот прием особенно хорош в сочетании с правилом диагоналей и ведущими линиями.

Что интересно, голландский угол позаимствовали из кинематографа. Режиссеры используют такой ракурс, чтобы насторожить зрителя.

Голландский угол

Странный ракурс добавляет динамики обычным действиям

13. Повторение

Ритм в фотографии – это повторение или чередование элементов композиции. Он может быть статичным (в кадре присутствуют предметы одинакового размера) либо прогрессирующим. В этом случае объекты увеличиваются в геометрической прогрессии. Повторяться может не только форма или размер, но также интервалы и цвет.

Этот прием пользуется популярностью как у перфекционистов, так и у любителей нарушать правила. О нет, один элемент выпал из ряда! Интересно, так было задумано?

Повторение

Балконы идентичны по конструкции и цвету. Рай для перфекциониста

14. Больше воздуха

Под «воздухом» понимают фон, который не перетягивает на себя внимание. У него нет текстуры, цвет достаточно спокойный. Никаких разноцветных полос и ярких пятен. При этом он необязательно должен быть светлым.

Техника съемки не нуждается в особом объяснении. Если вы делаете фото памятника, сместите объектив так, чтобы на заднем плане находилось небо.

Больше воздуха

Пустое пространство делает снимок легче

15. Комбинации цветов

Постарайтесь найти кадр, где будут присутствовать комплиментарные оттенки. Они расположены на противоположных концах цветового круга. Подобные комбинации добавят сочности и выразительности. Можно скачать программу для улучшения качества фото и дополнительно поиграть с яркостью и насыщенностью.

Комбинации цветов

Желтый и фиолетовый, бирюзовый и розовый – комплиментарные цвета

16. Правило шансов

Формулировка гласит: изображения, на которых присутствует нечетное количество элементов, воспринимаются нами как более приятные. Глаза невольно притягиваются к объекту, который находится в центре. Поэтому здесь нужно располагать самое важное.

Воссоздать этот композиционный прием в уличной фотографии сложно. Используйте его в предметной и модельной съемке. Так вы сможете найти подходящий реквизит заранее.

Правило шансов

Если семья состоит из 3 человек, ребенка лучше поместить в центр

17. Узоры и текстуры

На переднем плане оказывается не здание, а брусчатка, которая ведет к нему. Или барельеф на стене – вы поняли суть. Узоры хочется долго рассматривать. Чтобы картинка смотрелась эффектно, стоит задуматься над освещением. Тень добавить объема и экспрессивности.

Узоры и текстуры

Мокрая дорога переливается от света фонарей. Смотрится волшебно

18. Многоплановость

Большинство правил создания выразительного снимка гласят, что нужно сконцентрировать внимание на определенном объекте. Если вы не боитесь сложностей, предлагаем разбить фото на передний, средний и задний план. Вспомните фильмы: когда герои ведут диалог, вокруг них продолжается жизнь. Тем не менее, это ничуть не отвлекает от главной линии.

Такая композиция достигается благодаря широкоугольной оптике и закрытой диафрагме. Главное помнить, что планы не должны перекрывать друг друга.

Многоплановость

Мы видим девушку с ноутбуком, бариста и прохожих. Легко угадывается, ради кого устроена фотосессия

19. Глубина резкости

Это диапазон расстояний, в котором предметы воспринимаются как резкие. Его величина зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и настроек камеры. Это позволяет расставить акценты на фото. Например, выделить крохотный цветок на фоне тысячи других.

Вряд ли у новичков это получится сделать с первого раза. Придется изучить инструкцию к фотоаппарату и почитать онлайн-учебники.

Глубина резкости

Цветы в центре выделяются. Можно рассмотреть каждое соцветие

20. Противопоставление

Мощный инструмент, который может вызвать бурю эмоций, от легкой горечи до сильного возмущения. На фото присутствуют 2 объекта, которые резко контрастируют между собой. Черное и белое, бедность и богатство – противопоставление имеет свою философскую идею. Некоторые используют его как средство выражения социальной позиции.

Противопоставление

Фотограф запечатлел контраст между районами города

21. Проводка

Этот прием буквально создан для съемки машин и спортивных сцен. Сделать такое фото без практики не получится. Секрет прост: нужно открыть затвор камеры и перемещаться вслед объектом. Вы получите желаемый эффект, если скорости движения будут совпадать.

Все зависит от выдержки. Рекомендуем начать с 1/30 секунды. Помните: чем длиннее выдержка, тем длиннее полосы от проводки.

Проводка

Проводку снимают в ручном режиме либо на «Приоритете выдержки»

Как исправить композицию на готовой фотографии

Мы разобрали основы композиции в фотографии. Но от ошибок никто не застрахован. Если пропорции кадра неидеальны, поможет ФотоМАСТЕР. В этом редакторе есть готовые сетки: правило третей, диагонали, треугольники, золотое сечение и т.д. Вам не придется высчитывать, где проходит спираль Фибоначчи – она уже построена.

Также есть стандартные форматы (4:3, 5:4, 16:9, квадрат и прочие), в том числе для постов в соцсети. Наконец, вы можете кадрировать изображение вручную.

ФотоМАСТЕР

Нужно поправить композицию на фото? Установите ФотоМАСТЕР!

В заключение

Надеемся, эти примеры композиции вдохновили вас. Однако хочется напомнить, что искусство субъективно и его правила полезно нарушать. Экспериментируя, вы можете найти собственный стиль. Ранее мы упоминали Александра Родченко. Пик активности
этого фотографа пришелся на первую половину 20 века. Десятки лет спустя мы не перестаем восхищаться его профессионализмом.

К тому же, сейчас другие технологии. Вы можете скачать фоторедактор и создать нечто новое, чего не видел мир. Зачем отказываться от преимуществ?

Вам также может быть интересно:

Основы композиции важны в фотографии, архитектуре, живописи. Они помогают сделать произведение искусства гармоничным, приятным глазу. Да, для привлечения внимания, дерзких акцентов эти правила можно нарушать. Но стандартно им принято следовать. Ведь именно благодаря им изображение получается гармоничным и эстетически привлекательным. Сегодня поговорим об основах художественной композиции.

Расстановка предметов в кадре очень важна. От неё зависит, какой объект первым «зацепит» зрителя, какие ощущения он будет испытывать. Фото: mir-s3-cdn-cf.behance.net

Что такое композиция
Базовые принципы построения гармоничного снимка
     Правило третей
     Золотое сечение Фибоначчи
     Золотые треугольники
     Правило диагоналей
     Ведущие линии
     Правило нечётных объектов
     Треугольники
     Горизонт и голландский угол
     Равновесие
Композиционные ошибки — допустимы ли?

Что такое композиция

Слово произошло от латинского термина compositio. Дословно это составление, соединение частей. Поэтому можно сказать, что основы композиции — это правила, позволяющие гармонично размещать и комбинировать предметы для создания целостного рисунка.

Знание таких правил понадобится при съёмке не только людей. Но и, например, еды. Важно понимать, какой продукт будет главным, привлекающим внимание зрителя, а какие дополнят картину и уравновесят её.


Читайте также:
Как фотографировать левитацию


Базовые принципы построения гармоничного снимка

Правило третей

Оно простое и помогает разместить объекты в кадре. Визуально снимок делят на 9 частей с помощью 2 горизонтальных и 2 вертикальных линий. Важные объекты нужно размещать на линиях и точках их пересечения. Именно эти зоны привлекают внимание зрителя в первую очередь.

Самостоятельно высчитывать расположение линий не нужно. В камерах и смартфонах есть параметр «Сетка». Включить его можно в меню «Настройки». Точное расположение индивидуально и зависит от марки техники. После этого на экране появятся нужные линии.

Наглядное использование правила третей в композиции на этой фотографии. Горизонт и дерево расположены на важных линиях. Фото: pro.creativemarket.com

Золотое сечение Фибоначчи

Этот итальянский математик выстроил последовательность цифр, где две предшествующие всегда дают в сумме последующую в этой бесконечной прогрессии. Позже о божественной пропорции говорили Леонардо да Винчи и философ Адольф Цейзинг.

Но как проявляется правило золотого сечения в живописи и фотографиях? Это, подобно правилу третей, визуально комфортное и правильное размещение объектов в кадре.

Суть — у нас есть прямоугольник. В нём нужно выделить квадрат. В оставшемся прямоугольном куске нужно снова выделить квадрат. В новом маленьком прямоугольнике снова выделяем квадрат и т. д. Через все квадраты можно провести округлую линию, которая сложится в спираль. В её центре — основной акцент картины, снимка. Фото: pinterest.ca

Золотое сечение можно изобразить в виде спирали и сетки. Схемы золотого сечения (слева) и правила третей (справа) очень похожи. У первого они стоят чуть ближе друг к другу. Фото: mavink.com

Читайте также:
Правило третей и золотое сечение — как это работает


Золотые треугольники

Такой приём позволяет показать динамику. Задача фотографа — визуально провести диагональ через весь кадр. Из незадействованных углов на диагональ нужно опустить по одной перпендикулярной линии.

Используете золотые треугольники? Поставьте объект:

  • на одной из линий или в месте их пересечения;
  • в один из треугольников.

Специальной сетки в камерах нет. Фотограф может размещать предметы «на глаз» или потом кадрировать снимок в Photoshop. Это поможет более чётко подогнать кадр под золотой треугольник. Для этого нужно выбрать инструмент: Рамка/Crop — нажать на кнопку в виде сетки — выбрать Треугольник/Triangle. Фото: phlearn.com

Правило диагоналей

Эффект, который делает снимки динамичным. Согласно такому правилу, важные части композиции нужно размещать по диагонали. Настроение кадра можно сделать:

  • более спокойным — линия направлена из левого нижнего угла в правый верхний;
  • стремительными, тревожными — линия направлена из левого верхнего в правый нижний угол.

Напряжённая динамика в снимке «Лестница». Фотограф Александр Родченко.

Ведущие линии

Они отлично работают в роли направляющий, подводят зрителя к тому, на что нужно обратить внимание. Дорога, ж/д пути, лестница, даже полотно забора — всё это может направить взгляд зрителя. Привлекательно смотрятся как прямые линии, так и изогнутые.

Линии могут привести зрителя к композиционному центру. А могут показать, куда движется объект съёмки. Фото: pical.medium.com

Правило нечётных объектов

Оно гласит, что на нечётном количестве людей, предметов пользователю легче сосредоточиться. А вот если их 2, 4 и т. д., то они отвлекают внимание и выглядят даже иногда раздражающе.

Треугольники

Метод, которым пользуются при съёмке еды, украшений, декора. Портрет также можно снять с «треугольником». О чём идёт речь? О том, что на снимке можно выделить 3 вершины, важные точки. А если между ними визуально провести линии, получится треугольник. Например, человек стоит широко расставив ноги и подняв руку вверх. Ступни и ладонь — вершины треугольника, которые привлекают внимание.

Треугольник может быть любого размера, равносторонним или нет. Но чем правильнее он, тем сильнее вызывает чувство устойчивости. Фото: mavink.com

Горизонт и голландский угол

«Заваленный», наклонный горизонт принято считать дефектом. Но есть случаи, когда это композиционная особенность. В этом случае камера наклоняется вбок достаточно сильно (например, на 10 градусов и более), чтобы сымитировать наклон головы. Эффект может показать динамику. Также используется для напряжённых сцен, хорошо сочетается с правилом диагоналей, ведущими линиями.

Голландский угол в фотографии — возможность показать движение. Фото: timetrapphotography.blogspot.com

Равновесие

На снимке можно разными способами создавать акценты. Например, крупные объекты визуально «утяжелят» область.

На рисунке наглядный пример неуравновешенной композиции. Большой объект находится в правой стороне, из-за чего композиция несбалансированная и визуально «тяжёлая» с одной стороны. Стоит ли использовать такой приём и может ли он быть достоинством, а не недостатком? Да. Например, в фэшн фотографии, чтобы показать экстравагантность, эпатажность и однозначно притянуть внимание зрителя к участку кадра. Фото: alimentola.info

Как проще всего уравновесить кадр? Поставить объект съёмки по центру. В этом случае не всегда будет соблюдаться правило третей. Например, если модель стоит далеко и не может дотянуться до заветных линий и точек их пересечения. В этом случае можно:

  • добавить в кадр элементы, которые будут расположены на линиях или их точках пересечения. Но в этом случае есть риск отвлечь внимание от самой модели;
  • пересмотреть размещение модели в кадре. Например, поставить её ближе;
  • обыграть подачу, нарушив эту композиционную основу.

Второй способ уравновесить снимок — расположить в другой части кадра ещё один объект. Важно: цвет помогает нам изменить визуальный вес предмета. Более тяжёлые: яркие, красный и его оттенки. Лёгкие: пастельные, полупрозрачные. Чёрный и другие очень тёмные чаще выглядят «легче» ярких красных, бордовых (им проще слиться с фоном).

Уравновесить композицию из двух фигур можно движениями. Пример: одна модель подняла левую руку, а вторая — правую.

Схемы — как восстановить баланс в кадре. Фото: alimentola.info

Если человек идёт в сторону, а перед ним нет пространства, снимок выглядит странно и вызывает дискомфорт. Особенно если за движущимся человеком есть свободное пространство. Если делаем акцент на взгляде или движении в сторону, перед лицом нужно оставить пространство. Чем больше динамики, движения (или агрессии) нужно показать, тем больше места оставляем.

Ещё одна неуравновешенная схема (рис. 1), которую исправили на 2 рисунке. Перед лицом модели не было свободного пространства. Создавалось впечатление, что чего-то не хватает. Фото: huffpost.com

Композиционные ошибки — допустимы ли?

Многие классические ошибки сегодня можно назвать современным взглядом, авторской задумкой. Об этом мы уже говорили в статье про брак на фото. Например, обрезанные макушки знаменитостей на страницах глянцевых журналов уже стали нормой.

Но мы рекомендуем на первых порах обойтись без обрезанных частей тела, заваленного горизонта и соблюдать правила композиции. Особенно это важно новичкам. Так как это поможет понять основы и компоновать предметы в кадре. А если вы уже умеете это делать правильно и хорошо, то всегда найдётся место для экспериментов!


Читайте также:
Композиция в фотографии — 5 необычных правил, улучшающих кадр
Кадрирование портрета: современный подход

Каждый фотограф, будь то начинающий или профессионал, нуждаются во вдохновении и поиске чего-то нового. Профи проще, ведь у них уже есть богатый багаж знаний и опыта. Молодым же нужно учиться и одним из лучших способов является обучение на примере других. Изучая работы профессионалов можно найти что-то новое для себя. Мы сейчас не будем говорить о технике, настройках камеры или освещении. Залог удачного кадра не в оборудовании, а в том, как фотограф видит сцену, умеет ли он построить правильную, привлекательную композицию, наполненную смыслом и гармонично заполняющую всё пространство кадра.

В своей книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман предлагает множество примеров удачно построенной композиции. Опираясь на эти образцы изображений можно построить собственные кадры со своим сюжетом, которые будут привлекательны для зрителя.

1 Линия, пересекающая солнце

,

В кадре могут быть любые линии, которые частично прикрывают солнце. Это выглядит красиво. Особенно в золотые часы на восходе или на закате.

2 Силуэты

2

Найдите интересный фон и настройте экспозицию так, чтобы он был хорошо прорисован. Передний план должен получиться тёмным. Таким образом на ярком красивом фоне у нас будут силуэты объектов.

3 Много неба

3

Воспользуйтесь правилом третей. Расположите линию горизонта на нижней горизонтальной линии. Таким образом небо займёт 2/3 кадра. При этом пустоту желательно заполнить какими-то объектами. Это может быть летящий самолёт, параплан, воздушный змей или птица. Этот объект не должен быть большим.

4 Отдельные формы

4

Расположите в кадре несколько объектов. Все они должны иметь примерно одинаковый размер и достаточную контрастность, чтобы иметь одинаковый смысловой вес. Компоновка кадра может делаться на ваше усмотрение.

5 Рамка

5

Заполнение весь кадр предметами, но оставьте края изображения пустыми. Таким образом это будет выглядеть, как будто объекты находятся в рамке пустоты.

6 Сместите центр

6

1/3 и 2/3 являются хорошим сдвигом для смещения центра. Это вносит некий дисбаланс и динамику даже в статичный кадр.

7 Контраст света и тени

7

Играйте с контрастом. Резкие переходы могут выглядеть очень интересно. Но тут появляется проблема выбора правильных настроек экспозиции, так как в какой-то области могут пропасть детали. Тени могут провалиться в чёрный, а света стать слишком яркими. Не доверяйте в данном случае автоматическому режиму камеры.

8 Движение по линии

8

Уходящие вдаль линии и фигуры, расположенные на них, демонстрируют движение. Кроме того, такие линии ведут взгляд зрителя. Он как будто путешествует по вашему кадру.

9 Маленький объект в большом мире

9

Делая фотографию пейзажа, расположите в кадре небольшой объект. Это может быть одинокое дерево, здание или человек. Такой акцент создаст историю. Зритель задумается не только о красоте вида, но и о том, что в кадре есть жизнь.

10 Тень

10

Тень всегда выглядит хорошо. Замечайте интересные рисунки тени, фигуры и сюжеты в них. Лучше всего такие снимки делать днём в солнечный день.

11 Отражение

11

Наверняка вы видели множество снимков с отражениями в воде или стекле. Такие фотографии создают как будто другой, зеркальный мир. Не обязательно снимать на природе. Вы можете использовать отражения в городе, переворачивая здания.

12 Стыковка планов

12

На одном снимке могут расположиться как близкие, так и очень далёкие объекты. Это создаёт очень сильное ощущение глубины.

13 Текстурный рисунок

13

Большое количество мелких или однообразных предметов, заполняющих кадр, создают своеобразную текстуру. Если они уложены по определённому алгоритму, то получится не только текстура, но и осмысленный узор.

14 Спирали Фибоначчи

14

Правила построения композиции никто не отменял. Конечно же их можно нарушать, но иногда строгое следование им создаёт невероятно интересные фотогарфии.

15 Естественные рамки

15

Когда вы можете пометить один элемент кадра внутри другого, у вас получается хороший эффект с естественной рамкой. Вы можете снимать сквозь оно или решётку, а можете выбрать не столь очевидную рамку и использовать изгиб ветвей деревьев или стены зданий.

16 Устойчивые треугольники

16

Треугольник – это устойчивая фигура. Она одновременно ведёт взгляд зрителя вдоль сужающихся линий и создаёт сильный акцент.

17 Перевернутый треугольник

17

Не обязательно треугольники использовать в архитектуре. Вы можете найти их когда человек прислонился к стене, когда упираете руки в бока или складываете ладони.

18 Разрезающие диагонали

18

Баланс кадра может быть нарушен одной линией, которая привлечёт внимание и сделает фотографию более неординарной.

19 Кривые линии и повторяющийся рисунок

19

Имея ряд одинаковых объектов или линий, вы получите какой-то узор, рисунок. Такие фотографии как будто гипнотизируют.

20 Симметрия

20

Чаще всего симметрия появляется, когда мы имеем дело с отражениями. Но это не те отражения, о которых мы говорили выше. Нам нужен ключевой объект, который будет привлекать внимание и его отражение, которое будет зеркально противопоставляться ему.

21 Вертикальное заполнение

21

Вы можете создать ряд вертикальных предметов, которые будут располагаться вдоль диагональной, уходящей вдаль линии. Это может быть строй солдат, деревья вдоль дороги, ряд домино, который вот-вот упадёт цепной реакцией или модели на подиуме, как в данном примере.

22 Движение

22

Динамика всегда интересна. Она описывает событие, которое произошло давно, но вы здесь и сейчас видите, как оно происходит в данный момент. Не всё событие, конечно, а лишь одно мгновение, но ваш мозг дорисовывает картину того, что будет дальше.

Бросание пыли, грязи, удар по мячу, прыжок или падение. Всё это описывает события, которые будут иметь финал. Мы видим лишь процесс и всегда думаем о том, что будет дальше, пусть даже подсознательно, но такие фотографии всегда интересны.

23 Обрыв сюжета

23

У вас может быть интересный сюжет, наполненный действиями, красками или эмоциями, но какой-то отдельный объект может всё оборвать, как эта колонна перекрывает руки людей.

24 Диагонали

24

Подобно перевернутым треугольникам сходящиеся диагонали – это хороший способ привлечь внимание к центральной точке.

25 Ведущие линии

25

Глаза всегда движутся по кадру определённым образом. Мы смотрим слева направо. Таким образом линии, уходящие от левой части кадра к правой будут вести вас по снимку. Они не обязательно должны удаляться. Это может быть даже зигзаг, который поведёт сначала вправо, потом обратно влево и снова вправо или как здесь просто уходящая дорога. Люди на этом фото создают историю. Мы видим чью-то пробежку и то, как парень с девушкой просто идут по мосту. У каждого своя жизнь, которая движется вдоль линий.

26 Ещё больше линий

26

В одном кадре может объединяться много разных линий. Если они не будут конфликтовать друг с другом, а смогут дополнить рисунок, это будет выглядеть красиво. Движущиеся объекты вдоль линий создают сюжет. Так мы видим скейтеров, катающихся на изогнутой рампе, парня в воздухе, достигшего кульминации своего прыжка и людей на фоне, которые просто идут вдоль прямых линий горизонта.

27 Вертикальные линии

27

Вертикали отлично сочетаются с портретной ориентацией, особенно при низком ракурсе. Мы имеем вытянутый вверх кадр, который заполнен линиями зданий или деревьев. В таком кадре желателен основной объект.

28 Контрастные элементы

28

Самый простой способ сделать фото более интересным – это противопоставить объект съёмки и фон или его окружение. Так яркие объекты отлично смотрятся на тёмном фоне и наоборот. Можно к цвету и яркости добавить структуру, так твёрдое всегда будет выделяться на мягком, как рука с ракушкой в воде.

29 Баланс объектов

29

Если у вас есть несколько объектов в кадре, они должны уравновешивать друг друга, даже если они не симметричны. Ветряк справа уравновешивается таким же объектом слева. Если бы в кадре был только один такой объект, то снимок получился бы не сбалансированным из-за тёмного окружения.

30 ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)

Это, пожалуй, самый распространённый способ отделения основного объекта от фона. Достигается он на открытой диафрагме или на большом фокусном расстоянии. Варьируя эти параметры можно получать различную ГРИП. Это позволяет передать глубину в разной степени.

30

Это, конечно же, не все возможные примеры построения композиции. Существует много правил и рекомендаций, техник работы с цветом и освещением. Мы лишь рассмотрели показательные примеры, на которые вы можете опираться при создании своих работ без необходимости использования дополнительного оборудования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вероятность события онлайн
  • Как найти наименьший положительный корень sin
  • Как найти ссылку на свой steam
  • Как найти равные векторы в кубе
  • Как исправить проблемную кожу