Как составить концептуальную таблицу

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Концептуальная
таблица как приём формирования читательской грамотности (слайд №1)

Здравствуйте,
уважаемые коллеги!

Я
Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы
им. Героя Советского Союза М. А. Юшкова.

Надеюсь,
что вы пришли на мастер-класс с определённой целью. Попробуйте сформулировать
её и записать. Цель должна быть реальна, конкретна, измерима, сформулирована
через глагол неопределённой формы.

Кто хочет
озвучить свою цель?

А теперь
рассмотрите, пожалуйста, распечатку. Слайд №2

Народные промыслы
России

Есть в России
старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных
деревянных игрушек.

В Богородском
издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.

Традиционная
богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц,
композиции из жизни русских крестьян.

Символом
богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта
игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки,
и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по
наковальне их деревянные молоточки.

Богородская
игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что
она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно
показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и
клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.

Название «дымковская
игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с
XIX века.
Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с
весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику
женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов,
уточек. Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской
жизни.

Дымковская
игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень
весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Дымковские
игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали –
одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской
игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они
производили.

Что
скажете?

Предложите
задание. Какой приём формирования читательской грамотности лучше всего
применить при организации работы с этим текстом?

Рассмотрите
таблицу на слайде.   Слайд №3.

 

                   
Игрушка

Что сравнивали

Богородская
игрушка

Дымковская игрушка

Материал

Дерево

Глина

Роспись

Нераскрашенная

Раскрашенная

Движение

Двигается

Не двигается

Что
скажете?

Кто
выполнял это задание?

Какое
задание выполняли?

Ученикам было
предложено задание сравнить с помощью этого текста богородскую и дымковскую
игрушку. Они решили сделать это, составив таблицу.

Перед вами текст и
таблица.

Предложите задание
для себя.

Я предлагаю вам
проверить, верно ли ученики составили таблицу.

Что вы сейчас
делали? Проверяли работу учеников.

А какую работу
выполнили ученики?

Составили таблицу.

Составили или заполнили?

А как называется
эта таблица?

Дальше в зависимости
от ответов.

Что значит
концептуальная таблица?

         Слайд №4:

Концептуальная
таблица используется тогда, когда необходимо провести сравнение
нескольких объектов по нескольким основаниям.

От какого
слова образовано «концептуальная»?

Слайд №5:

Концепт –
общее представление, общее понятие (словарь Д.Н. Ушакова).

Концепт –
содержание понятия (Большая Советская Энциклопедия).

Почему подобную
таблицу назвали «концептуальная»?

Слайд №6:

Раскрывает
содержание общего понятия, создаёт общее представление через сравнение.

Слайд №7:

Концептуальная
таблица – это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной
таблицы.

Слайд №8:

Он учит учащихся
рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию.

Слайд №9:

Это один
из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который
формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и
анализировать отличительные признаки объектов.

Слайд №10:

Приём концептуальная
таблица особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх или более
объектов или вопросов.

Слайд №11:

Таблица строится так: по горизонтали
располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — черты и свойства, по
которым это сравнение проходит.

В общем
виде концептуальная таблица выглядит следующим образом:

 

Категория сравнения

(объект)

Категория сравнения

(объект)

Категория сравнения

(объект)

Линия сравнения

Линия сравнения

Слайд №12:

Приём «Концептуальная таблица» является
приёмом технологии развития критического мышления, которая была разработана
Международной
ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма
Смита.
Авторы технологии – педагоги из США Джинни Стил, Чарльз Темпл, Курт
Мередит, причём в оригинале авторы предлагают учащимся на стадии осмысления
содержания или на стадии рефлек­сии работать с таблицей, линии которой и по
вертикали, и по го­ризонтали уже заполнены. Действительно, можно начинать знаком­ство
с табличными формами работы. Практика применения графи­ческих форм организации
материала показала, что учащиеся сами определяют линии сравнения либо
самостоятельно выбирают объек­ты для сравнения, т. е. готовы к мыслительным
операциям более вы­сокого уровня. Примеры подобного использования
концептуальной таблицы мы продемонстрировали выше.

Слайд №13

Последователи в России – Сергей Измаилович
Заир-Бек и Ирина Валентиновна Муштавинская. Книга «Технология развития
критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя».

Слайд 14:

Этапы работы по
освоению приема

1.
Детям задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнениями (потом
количество линий и категорий увеличивается).

2.
Детям задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения.

3.
Дети самостоятельно выделяют и линии, и категории сравнения, самостоятельно составляют
и заполняют таблицу.

Приведите примеры тем курса начальной школы, где возможно
использование данного приема.

Приведите примеры концептуальных таблиц, к примеру, в
начальной школе.

Слайд 15. Рассмотрите таблицу:

v

t

S

I поезд

II поезд

Является ли она концептуальной?

Слайд 16: Подобны ей таблицы с величинами цена,
количество, стоимость; производительность труда, время работы, общая выработка;
масса…

Слайд №17:

В
зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками
в качестве домашнего задания или
на уроке, постепенно или вся целиком. Приём используют на этапе закрепления пройденного
материала, на уроках структуризации и обобщения знаний
. Применять
приём можно в любом классе практически на любом предмете.

Слайд №18:

Результаты
применения приема

В ходе данной
работы формируются и развиваются такие умения:

·        
обобщать
пройденный материал;

·        
сравнивать
и анализировать;

·        
умение
выделять главное и проводить аналогии;

·        
создавать
целостное представления об изучаемых объектах.

Кто может назвать
тему мастер-класса?

Соответствовали ли
материалы мастер-класса заявленной теме?

Вспомните цель,
которую вы ставили перед собой.

Материалы мастер-класса
дали возможность достичь цели?

Сможете ли вы в
своей деятельности применить этот приём?

Приложение

Народные промыслы
России

Есть в России
старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных
деревянных игрушек.

В Богородском
издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.

Традиционная
богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц,
композиции из жизни русских крестьян.

Символом
богородского промысла стала игрушка «Кузнецы», которой исполнилось 300 лет. Эта
игрушка изображает мужика и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки,
и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по
наковальне их деревянные молоточки.

Богородская
игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что
она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно
показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и
клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.

Название «дымковская
игрушка» происходит от названия слободы Дымково, где игрушки производят с
XIX века.
Многие исследователи связывают начало изготовления глиняных свистулек с
весенним праздником Свистопляской, посвящённым солнцу. К этому празднику
женщины и девушки лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Позже стали лепить фигурки людей и изображать сцены из слободской жизни.

Дымковская
игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень
весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Дымковские
игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали –
одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской
игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они
производили.

Таблицы – это один из способов графической организации материала. Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

  • концептуальная таблица,
  • сводная таблица,
  • таблица-синтез,
  • таблица ЗХУ,
  • сюжетная таблица,
  • прием “До-После”

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Прием “концептуальная таблица”

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём “сводная таблица” (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
                  

Основной смысл использования приема “Сводная таблица” заключается в том, что “линии сравнения”, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе “линий сравнения” не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”,
  2. Попросить их определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием “Таблица-синтез”

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант “таблицы синтез”

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
   
Прием “ЗХУ”

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал“, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – “источники информации”, “используемые понятия”,”что осталось не раскрыто”.

Картинки по запросу Прием "ЗХУ"

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Картинки по запросу Прием "ЗХУ"

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием “До-После”

Может быть использован  как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть “До”, в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть “После” заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание “До” и “После” и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
«П»-« +»

Позитивный характер

«М» «–”

Негативный характер

“И”

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Ресурсы:
  •  http://kmspb.narod.ru/posobie/tablicpr.htm
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu
  • http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24732/1/notv-2014-199.pdf

Просмотров: 11440

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально — политических дисциплин «Методика проведения лабораторно — практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе» (для тьюторов)

Структурно — аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке». Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш…

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. Тема: История создания вооруженных сил России. (технология — концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон…

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология — концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон…

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология — концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон…

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология — концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон…

Урок по ОБЖ. 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология — концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон…

Приём «Концептуальная таблица». Карточка по литературе «Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова»

Приём технологии «Развитие критического мыщления через чтение и письмо» «Концептуальная таблица». Карточка по литературе «Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла…

Таблицы это один из способов графической организации материала.

Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

концептуальная таблица,

сводная таблица,

таблицасинтез,

таблица ЗХУ,

сюжетная таблица,

прием «ДоПосле»

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления

(РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени это стратегии ведения

урока в целом.

Прием «концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» это педагогический метод, который

направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с

разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод один из

способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует

сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать

отличительные признаки объектов. Особенно полезен, когда предполагается сравнение

трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается

то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это

сравнение происходит.

В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками

в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Прием

используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и

обобщения знаний.

Подготовка к проведению урока

Для применения приема «Концептуальная таблица» учитель определяется с

актуальной темой, в которой можно сравнить несколько объектов. Перед уроком на доске

рисуется таблицашаблон или готовится раздаточный материал. В дальнейшем ученики

могут сами выбирать объекты для сравнения. Ученики фиксируют свои суждения,

дополняют, исправляют и сравнивают информацию. Чтобы лучше вникнуть в суть

вопроса и правильно заполнить таблицу, используйте наглядный материал.

Концептуальную таблицу рассматривают как стратегию ведения урока в целом или

на стадии рефлексии.

Результаты применения приема

В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:

обобщать пройденный материал;

сравнивать и анализировать;

умение выделять главное и проводить аналогии;

создавать целостное представления об изучаемых объектах.

Приём «сводная таблица» (описан Дж. Беллансом)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить ходатайство от соседей в суд
  • Как найти путь файла на андроид
  • Как найти скорость в момент времени формула
  • Как найти защита личных данных
  • Как найти воду для скважины прибором