Как составить конспект по параграфу химии

Обновлено: 28.05.2023

Персональный сайт учителя химии Сазонова В.В.

Вопросно-ответный конспект

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его содержание.

3. Прочитайте текст второй раз, разбивая его на отрывки.

4. Выделите в каждом отрывке основную мысль.

5. Составьте вопрос к основной мысли для каждого отрывка.

6. Запишите точный ответ на каждый из вопросов.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является план, каждому пункту которого соответствует определённая часть конспекта) текста.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его основное содержание.

3. Составьте сложный план текста — основу конспекта.

4. Запишите своими словами основные положения и выводы, факты и доказательства, примеры и иллюстрации, соответствующие пунктам и подпунктам плана. ( Обратите внимание! Если пункт плана не требует дополнительных пояснений, он не сопровождается текстом.)

5. Прочитайте ещё раз текст параграфа и проверьте полноту составленного конспекта.

6. Прочитайте конспект и при необходимости исправьте стилистические ошибки, расставьте знаки препинания.

7. Доработайте конспект, используя:

а) систему выделений в тексте (подчёркивание, отступы, пустые строки, рамки), сокращений, условных обозначений;

б) определённые цвета для выделения той или иной информации (формулы, даты, заголовки, цитаты и др.).

1) оставляйте большие поля для дополнений, за- меток, записи незнакомых терминов имён, требующих разъяснений;

2) соблюдайте правила цитирования (цитату заключайте в кавычки, давайте ссылку на источник с указанием страницы);

3) пишите компактно, чтобы на странице умещалось как можно больше текста;

4) избегайте излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста.

Обзорный конспект

Обзорный конспект раскрывает конкретную тему с использованием нескольких источников.

Алгоритм

1. Запишите название конспекта.

2. Подберите и проанализируйте источники информации, содержащие материал по данной теме.

3. Составьте простой план по рассматриваемой теме, включающий все основные положения (ключевые понятия), которые она охватывает.

4. Составьте сложный план текста — основу конспекта, обобщая близкие по содержанию пункты простого плана.

5. Запишите своими словами основные положения и выводы, факты и доказательства, примеры и иллюстрации, соответствующие пунктам и подпунктам плана. (Обратите внимание! Если пункт плана не требует дополнительных пояснений, он не сопровождается текстом.)

6. Прочитайте конспект, проверяя полноту раскрытия темы.

7. Прочитайте конспект и при необходимости исправьте стилистические ошибки, расставьте знаки препинания.

8. Доработайте конспект, используя:

а) систему выделений (подчёркивание, отступы, пустые строки, рамки), сокращений, условных обозначений;

б) определённые цвета для выделения той или иной информации (формулы, даты, заголовки, цитаты и др.).

9. Составьте список литературы.

Текстуальный (цитатный) конспект

Текстуальный конспект построен из высказываний автора, изложенных им фактов.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст и отметьте в нём основное содержание, главные мысли.

3. Выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

4. Выпишите цитаты, используя правила их сокращения (можно использовать разные формы записи).

Хронологический конспект

Хронологический конспект отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его содержание.

3. Прочитайте текст второй раз, разбивая его на отрывки, в которых описываются определённые временные интервалы.

4. Выделите в каждом отрывке основное событие и кратко охарактеризуйте его.

5. Сформулируйте итоговый вывод о развитии событий в течение определённого времени.

Конспекты по химии 8 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя химии, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.

1. Предмет химии. вещества

Химия 8 класс

2. Роль химии в нашей жизни

Химия 8 класс

3. Знаки химических элементов

Химия 8 класс

4. Химическая формула. Относителная атомная и молекулярная масса

Химия 8 класс

5. Основные сведения о строении атома. состав атомных ядер

Химия 8 класс

6. Порядковый номер элемента. Изотопы

Химия 8 класс

7. Структура периодической таблицы элементов

Химия 8 класс

8. Строение электронных оболочек атома

Химия 8 класс

9. Ионная связь

Химия 8 класс

10. Ковалентная неполярная связь

Химия 8 класс

Получайте новое первыми

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Химия 8 класс

Первоначальные химические понятия. Кислород. Горение. Водород. Вода. Растворы. Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

Химия 9 класс

Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Общие свойства металлов. Металлы IA—IIIA-групп периодической таблицы химических элементов. Железо. Металлургия. Краткий обзор важнейших органических веществ (Углеводороды, производные углеводородов).

Справочники для ОГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Основному Государственному Экзамену по химии.

Химия 10 класс

Химия 11 класс

Справочники для ЕГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Единому Государственному Экзамену по химии.

Решения задач по химии

Источники идей и источники цитат для конспектов по Химии:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент

Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями? Везде. Сама жизнь — это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов…

Что изучает химия? Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.

Что такое вещество — понятно: это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами. Но что такое химический процесс (явление)?

К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество. Изменились молекулы — изменилось вещество (оно стало другим!), — изменились его свойства:

  • свежее молоко стало кислым;
  • зелёные листья стали жёлтыми;
  • сырое мясо при обжаривании изменило запах.

Все эти изменения — следствие сложных и многообразных химических процессов. Итак,

химия — это наука о веществах и их превращениях.

При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых

  • обязательно изменяется состав или строение молекул;
  • никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов.

Вещество — это то, из чего состоят окружающие нас предметы. Каждому абсолютно чистому веществу (таких в природе, кстати, не существует) приписывают определённую химическую формулу, которая отражает его состав, например:

Наименьшая частица вещества, которая отражает его качественный и количественный состав, называется молекулой.

Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака):

Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса:

  • О2 — это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;
  • Н2О — это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Но! Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента:

Аналогично изображают число молекул:

  • 2 — две молекулы водорода;
  • 2О — три молекулы воды.

Почему атомы водорода и кислорода имеют разное название, разный символ? Потому что это атомы разных химических элементов.

Химический элемент — это частицы с одинаковым зарядом ядер их атомов.

Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях? Из чего состоит атом*?

* Подробнее о строении атома будет рассказано в уроке 3.

Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:

В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, но заряд ядра атома в химических реакциях НЕ МЕНЯЕТСЯ!

Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома); определённое название и, для некоторых химических элементов, особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).


Подведём итог. Вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы с одинаковым зарядом ядра относятся к одному и тому же химическому элементу.

Но, если вещество состоит из молекул, то любое изменение состава или строения молекулы приводит к изменению самого вещества, его свойств.

Вопрос. Чем отличаются химические формулы веществ: Н2О и Н2О2?

Хотя по составу молекулы этих веществ отличаются на один атом кислорода, сами вещества по свойствам сильно отличаются друг от друга. Воду Н2О мы пьём и жить без неё не можем, а Н2О2 — перекись водорода, пить нельзя, а в быту её используют для обесцвечивания волос.

Вопрос. А чем отличаются химические формулы веществ:

Состав этих веществ — аллозы (А) и глюкозы (Б) — одинаков — С6Н12О6. Отличаются они строением молекул, в данном случае — расположением групп ОН в пространстве. Глюкоза — универсальный источник энергии для большинства живых организмов, а аллоза практически не встречается в природе и не может быть источником энергии.

Простые и сложные вещества. Валентность

Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:

  • Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;

  • Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;

Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:

Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.

Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).

Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.

Строго говоря, по нижеизложенным правилам определяют не валентность, а степень окисления (см. урок 7). Но поскольку в некоторых соединениях числовые значения этих понятий совпадают, то иногда по формуле можно определять и валентность.

При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.

Сделаем практические выводы.

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):

2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:

3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:

Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:

Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):

Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях.

Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:

  • Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:

  • Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:

Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:

Уравнения химических реакций

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:

Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:

Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:

Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:

Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:

Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:

Последовательность действий такова:

1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:

2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:

3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:

5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:

Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).

Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:

1. Реакции соединения:

Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:

2. Реакции разложения:

Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:

3. Реакции замещения:

Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:

4. Реакции обмена:

Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:

Существуют и другие типы химических реакций.

Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.

Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:

Выводы

Вещества бывают простые и сложные. Состав веществ показывают при помощи химических формул. Формулы веществ составляют, учитывая валентности составных частей этих веществ. Запись химического процесса при помощи формул называется уравнением химической реакции. Химические реакции бывают разных типов: обмена, замещения, разложения, соединения и другие.

Читайте также:

      

  • Кубический сантиметр и измерение объема 4 класс пнш конспект
  •   

  • В с высоцкий песня о волге конспект урока
  •   

  • План конспект урока географическая карта 3 класс
  •   

  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему профессии родителей
  •   

  • Spotlight 9 illusions конспект урока

Конспекты по предмету «ХИМИЯ»

Изучение Химии шаг за шагом. Онлайн-учебник и сборник задач.

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Конспекты по кодификатору ОГЭ
  Конспекты по кодификатору ЕГЭ

Химия 8 класс

Первоначальные химические понятия. Кислород. Горение. Водород. Вода. Растворы. Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

  • Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси
  • Физические и химические явления
  • Атомы, молекулы и ионы
  • Простые и сложные вещества
  • Химические элементы и их знаки
  • Относительная атомная масса
  • Закон постоянства состава веществ
  • Химическая формула. Индекс. Коэффициент
  • Массовая доля элемента в соединении
  • Химия 8 класс Все формулы и определения
  • Оксиды (названия, классификация, получение)
  • Свойства оксидов
  • Основания (названия, получение, свойства)
  • Строение атома. Массовое число
  • Строение электронных оболочек атомов
  • Периодическая система химических элементов
  • Закономерности изменения свойств элементов
  • Строение веществ. Электроотрицательность
  • Химическая связь: ковалентная, ионная, металлическая
  • Валентность химических элементов
  • Определение валентности + примеры
  • Кислород: характеристика, свойства, получение
  • Кислоты: классификация, свойства, получение
  • Соли: классификация, свойства, получение
  • Амфотерные оксиды и гидроксиды
  • Водород: характеристика, получение
  • Химические свойства водорода. Применение
  • Вода. Свойства воды. Водные растворы

Химия 8 класс. Контрольные (УМК Габриелян)

Проверить знания за 8 класс (онлайн-тесты)

Химия 9 класс

Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Общие свойства металлов. Металлы IA—IIIA-групп периодической таблицы химических элементов. Железо. Металлургия. Краткий обзор важнейших органических веществ (Углеводороды, производные углеводородов).

Химия 9 класс. Контрольные (УМК Рудзитис)

Справочники для ОГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Основному Государственному Экзамену по химии.

Химия 10 класс

Химия 10 класс. Контрольные (УМК Габриелян)

Химия 11 класс

Справочники для ЕГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Единому Государственному Экзамену по химии.

Решения задач по химии

Конспекты по кодификатору ОГЭ
  Конспекты по кодификатору ЕГЭ

Источники идей и источники цитат для конспектов по Химии:

  • Учебник по химии для 8 класса / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М. : Просвещение.
  • Учебник по химии для 9 класса / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М. : Просвещение.
  • Ковалевская Н.Б. ХИМИЯ в таблицах и схемах.  8 класс. Для самостоятельной работы в школе и дома — М.: «Издат-Школа XXI век», 2004.
  • ОГЭ. Универсальный справочник по химии / Е.Ю. Шапаренко. — Москва : Эксмо.
  • Задачи по химии и способы их решения. 8—9 кл. / О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. — М.: Дрофа.
  • Сборник задач и упражнений по химии: Школьный курс / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005
  • Справочник по химии: 8-9 классы. ФГОС / А.Д. Микитюк — М.: Издательство «Экзамен», 2019
  • ЕГЭ. Химия: алгоритмы выполнения типовых заданий / Е.В. Крышилович, В.А. Мостовых — М.: Эксмо, 2018
  • Химия. Самоучитель. Книга для тех, кто хочет сдать экзамены, а также понять и полюбить химию / Е. Н. Френкель. — Москва : Издательство АСТ, 2017

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).  

Как составить конспект текстаВопросно-ответный конспект

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его содержание.

3. Прочитайте текст второй раз, разбивая его на отрывки.

4. Выделите в каждом отрывке основную мысль.

5. Составьте вопрос к основной мысли для каждого отрывка.

6. Запишите точный ответ на каждый из вопросов.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является план, каждому пункту которого соответствует определённая часть конспекта) текста.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его основное содержание.

3. Составьте сложный план текста — основу конспекта.

4. Запишите своими словами основные положения и выводы, факты и доказательства, примеры и иллюстрации, соответствующие пунктам и подпунктам плана. (Обратите внимание! Если пункт плана не требует дополнительных пояснений, он не сопровождается текстом.)

5. Прочитайте ещё раз текст параграфа и проверьте полноту составленного конспекта.

6. Прочитайте конспект и при необходимости исправьте стилистические ошибки, расставьте знаки препинания.

7. Доработайте конспект, используя:

а) систему выделений в тексте (подчёркивание, отступы, пустые строки, рамки), сокращений, условных обозначений;

б) определённые цвета для выделения той или иной информации (формулы, даты, заголовки, цитаты и др.).

Обратите внимание!

Составляя конспект:

1) оставляйте большие поля для дополнений, за- меток, записи незнакомых терминов имён, требующих разъяснений;

2) соблюдайте правила цитирования (цитату заключайте в кавычки, давайте ссылку на источник с указанием страницы);

3) пишите компактно, чтобы на странице умещалось как можно больше текста;

4) избегайте излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста.

Обзорный конспект

Обзорный конспект раскрывает конкретную тему с использованием нескольких источников.

Алгоритм

1. Запишите название конспекта.

2. Подберите и проанализируйте источники информации, содержащие материал по данной теме.

3. Составьте простой план по рассматриваемой теме, включающий все основные положения (ключевые понятия), которые она охватывает.

4. Составьте сложный план текста — основу конспекта, обобщая близкие по содержанию пункты простого плана.

5. Запишите своими словами основные положения и выводы, факты и доказательства, примеры и иллюстрации, соответствующие пунктам и подпунктам плана. (Обратите внимание! Если пункт плана не требует дополнительных пояснений, он не сопровождается текстом.)

6. Прочитайте конспект, проверяя полноту раскрытия темы.

7. Прочитайте конспект и при необходимости исправьте стилистические ошибки, расставьте знаки препинания.

8. Доработайте конспект, используя:

а) систему выделений (подчёркивание, отступы, пустые строки, рамки), сокращений, условных обозначений;

б) определённые цвета для выделения той или иной информации (формулы, даты, заголовки, цитаты и др.).

9. Составьте список литературы.

Текстуальный (цитатный) конспект

Текстуальный конспект построен из высказываний автора, изложенных им фактов.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст и отметьте в нём основное содержание, главные мысли.

3. Выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

4. Выпишите цитаты, используя правила их сокращения (можно использовать разные формы записи).

Хронологический конспект

Хронологический конспект отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий.

Алгоритм

1. Запишите название конспектируемого текста и его выходные данные.

2. Прочитайте текст, осмысливая его содержание.

3. Прочитайте текст второй раз, разбивая его на отрывки, в которых описываются определённые временные интервалы.

4. Выделите в каждом отрывке основное событие и кратко охарактеризуйте его.

5. Сформулируйте итоговый вывод о развитии событий в течение определённого времени.

6. Прочитайте конспект, проверяя полноту раскрытия темы.

 Конкурс
методических разработок

«Моя педагогическая копилка»

«О химии всерьез и не только…»

Булатова    Лариса    Викторовна,

учитель химии высшей категории

муниципальное        казённое

образовательное  учреждение

«Открытая   (сменная)

общеобразовательная школа № 2»

Мирный 2014 год

                                                  
Оглавление:                                                        Стр.

1.Введение.                                                     
                                                                
3

2.Основная
часть

1. Приём отгадывания темы урока по
прослушанному сообщению.                         3

2.
Приём угадывания имени учёного.                                                  
                         4 

3. Воспитательная и познавательная функция
комического.                                      4

4.
Методический приём «Синквейн».                                                                           
5

5.Составление
опорных конспектов по химии.                                                           
6

3.
Заключение.                                                                                                               
6

4. Приложение                                                                                                                
7

Введение.

            Современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более
эффективных технологий или их элементов, призванных содействовать развитию
творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал
активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора,
являлся организатором познавательной деятельности ученика.

Все 8-9 классы в школе, в
которой я работаю – это классы компенсирующего обучения, со слабым уровнем 
учебной мотивации. Чтобы вызвать интерес к предмету тех и других категорий
учащихся необходимо готовить каждый урок тщательно и нетривиально.

В арсенале каждого творчески работающего педагога имеется
масса различных разработок уроков, интересных моментов, подходов и «приёмчиков».

Практика показывает относительно невысокую эффективность
традиционных уроков, целью которых является формирование специальных и
общеучебных знаний и умений обучающихся. Главной целью в своей работе считаю
поиск и применение  материала, помогающего  главным действующим лицам – моим
ученикам думать, творить, познавать и царствовать на уроке.

Основная часть.

1.Приём отгадывания темы урока по прослушанному
сообщению:

1.Тема урока
«Галогены»
(9 класс)

«Первая мировая война. Бельгия. Река Ипр.

Немцы со
строжайшими предосторожностями привезли многочисленные баллоны и расставили их
на фронте в 6 км.

22 апреля 1915 год.
Утро.

Дождавшись
благоприятного ветра, дувшего в сторону позиций противника, специально
представленные германские офицеры провернули краны у газовых баллонов, а сами
надели предохранительные маски-респираторы. Такими же респираторами были
снабжены и все германские войска, находившиеся в районе атаки. Из баллонов
медленно стал ползти по полю зеленовато-жёлтый туман, который превращался в синевато-белое
облако. В результате газовой атаки 15 тысяч человек было выведено из строя, из
них 5 тысяч умерло».[1]

Это был хлор –
представитель галогенов.

2.Тема урока
«Сера»
(9 класс)

С
этим веществом человечество знакомо с глубокой древности. В переводе с
древнеиндусского означает «светло-жёлтая». Ещё древние греки и римляне нашли ей
разнообразное практическое применение. Это вещество использовали при
религиозных обрядах – поджигали при различных церемониях, ритуалах, для
изгнания злых духов. Этим веществом чернили оружие. В Древнем Египте оно
применялось для приготовления красок, беления тканей, изготовления
косметических средств, для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции,
изготовления пороха. У алхимиков это вещество было основной составляющей «философского
камня». Это жизненноважный элемент. Он входит в состав белков, витаминов,
гормонов. При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость
костей, выпадение волос. На древнеиндусском звучит как «сира».

3.Тема урока
«Алюминий»
(9 класс)

Есть
такая легенда:

“Однажды к римскому
императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную
им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер
поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что
обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его
мастерскую разрушить”. О каком металле идёт речь?

2. Приём
угадывания имени учёного.

Подсказки подобраны
таким образом, чтобы на первом месте стоял более сложный вопрос, требующий
знаний, почерпнутых из дополнительной литературы.


1.Гениальнейший человек своего века, знающий 10 языков.
Единственный сын и  во сне увидел место гибели своего отца. Поплыв к
острову, нашел его.
2.Когда местный щеголь, увидев на рукава дыру, сострил: «Мудрость  
выглядывает?», на что получил остроумный ответ: « Нет, глупость заглядывает».
3.Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне
это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось
23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом   музее.
4.Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт,
заложивший основу современного русского языка; художник, историк, 
поборник русского в науке, в просвещении.
5.Создатель первого в России университета и сам являлся университетом.
За    открытие закона был предан анафеме церковью. К тому же
в  те времена ценилась борода, а   он был безбородый.

  Ответ: Михаил
Васильевич Ломоносов.

3. Воспитательная и познавательная функция комического.

                                                                                         
«Учитель помни!

                                                              
                           Твоя улыбка стоит 1000 слов»

                                                                                                     
Ушинский

Важно, чтобы учитель входил в класс с
хорошим настроением, чтобы уместной шуткой, забавной историей или интересным
фактом умел передать это настроение ученикам, и наконец, шутя, приобщал бы их к
серьёзной умственной работе.

1. Урок «Щелочные металлы» (9 класс)

«Проделки Сатаны»

«Роберд Вуд (1868—1955), знаменитый
американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из
лаборатории домой на бед. Дорога шла через негритянский квартал, ила зимняя
оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на
которых сидя и стоя толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.

Проходя мимо них, Вуд громко закашлял
и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении
специально прихваченный из лаборатории кусок натрия величиной с грецкий орех.
Раздался страшный удар, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось на
поверхности воды. За ними разверзся ад: вопли, молитвы, перевернутые
стулья, и один голос — громче, чем все остальные,
вместе взятые: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид
он молодой, но только сам Старый Дьявол, сам Старый Сатана умеет это делать!»[2]

 2.Урок «Свойства кислот» (11
класс)

«Ядовитая шутка»

Придя утром в лабораторию, А. М.
Бутлеров увидел, что его ассистенты что-то нагревают под тягой. На вопрос, что
они делают, один из них отвечал: «Получаем синильную кислоту. Посмот­рите,
сколько отогнали». При этом он протянул Александру Михайловичу колбочку с
жидкостью и вдруг, как бы нечаянно, уронил ее на пол. Бутле­ров сразу же оценил
всю катастрофичность соз­давшегося положения: синильная кислота очень летуча, и
вдыхание ее паров смертельно уже в ничтожной дозе. Он опрометью бросился из ком­наты…
и услыхал за собой громкий смех ассистен­тов и восклицание: «Первое апреля!»

 3. Урок «Ароматические углеводороды»
(10 класс)

«Ученый спит, а служба идет»

«О том, как возникла теория строения
бензола и его производных, сам автор теорий Август Кекуле (1828—1896)
рассказывал так: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли
витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова
запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались
на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, изви­вающиеся,
подобно змеям. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в
таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка
молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, раз­рабатывая
следствия из гипотезы».[3]

4.Методический
приём «Синквейн».

Слово
синквейн происходит от французского, означающего пять.

Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания
синквейна:

1. В первой строчке
тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка –
это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).

4. Четвёртая строка
– это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

 (можно «крылатое
выражение»).

5. Последняя строка
– это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1.Тема «Простые
вещества – неметаллы»(11 класс)

Структура данного урока
была трёхфазовая:

  • стадия «Вызова» —
    на ней формировался мотив к обучению;
  • стадия
    «Осмысления»;
  • стадия «Рефлексии»-
    закрепление знаний, учитель получает обратную связь – где и был
    использован методический приём синквейн.

Синквейны являются
быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, обобщения понятий и
информации. В нескольких словах изложены главные идеи темы.

Например по данной
теме урока ученики составили такой синквейн:

1.Неметаллы

2.Хрупкие,
непластичные

3.Окисляют,
принимают, образуют

4.Имеют различные
кристаллические решётки

5.Меньшинство.

5.Составление опорных конспектов по химии.

Опорный конспект должен быть
содержательным (т.е. отражать главное в тексте) и полным (полный не значит
подробный),  кратким и четко структурированным. Записать текст  нужно
кратко – это значит изложить его сущность своими словами с использованием
схем, общепринятых знаков и символов.

Последовательность
действий при составлении опорного конспекта:

1.    
Внимательно прочитать текст.

2.    
Определить тип текста.

3.    
Мысленно разделить текст на логически законченные части.

4.    
Определить, о чем говориться в каждой части, выделить главное.

5.    
Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.

6.    
Изложить кратко содержание каждой части, используя общепринятую символику.
Уравнения следует составить самостоятельно и сравнить с уравнениями,
 приведенными в учебнике.

7.    
Правила, законы, выводы необходимо выделить.

8.    
В конспекте могут быть схемы, таблицы, диаграммы, выписанные из текста или
составленные самостоятельно на основании прочитанного материала (допускается
использование дополнительной литературы).

9.    
Продумать взаимосвязь блоков конспекта и их взаимное расположение, учитывающее
эту взаимосвязь.

10.   Оформить опорный
конспект на листе формата А 4.(Приложение №1-3)

Заключение.

Современный
этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью
учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей,
находок, решений сложнейших задач обучения и воспитания личности.

Любой
урок для учителя должен быть не только хорошо подготовлен и продуман, но и
окрашен творческим  и эмоциональным отношением и искренней любовью к детям.

Список использованной литературы:

1.     
Загладин Н.В.«Новейшая история зарубежных стран хх
века».

      
Учебник для 9 класса. Москва «Русское слово» 2004
г. стр. 36

2.     
Вильям Сибрук. «Роберт Вильямс Вуд. Современный
чародей физической

   
лаборатории». Перевод с англ. В.С.Вавилов ОГИЗ. Гос. и зд. технико

   
—  теоретической  литературы .М: 1946 г.

3. 
Глинка С.Ф. «Александр Михайлович Бутлеров в частной и домашней

    
жизни».  М: Изд-во АН СССР, 1956 г. Т-12 стр.186

Приложение № 1

Приложение № 2        

Приложение № 3

                    

Конспект (в переводе с латинского conspectus означает «обзор», «изложение») —
краткое последовательное изложение содержания книги, текста, статьи или произведения.
Конспект — обобщающая форма записи, которая включает в себя не только план
(простой или сложный), но также выписки, цитаты и тезисы. Конспекты делятся на:

  1. конспект в форме плана; 
  2. конспект в основе которого цитаты; 
  3. конспект в свободной форме; 
  4. конспект согласно определённой темы
    (тематический);
  5.  конспект в
    форме опорных схем.

Памятка по
составлению конспекта
:

  1. Внимательно прочитать текст
    (несколько раз), осмыслив его основное содержание.
  2. Читая текст материала, необходимо
    подразделять его на основные смысловые части (составить план), а также
    выделять основные (главные) мысли, обращать особое внимание на выводы. Попутно
    необходимо отмечать непонятные места, новые слова, термины, определения.
  3. Наиболее существенные положения
    изучаемого материала (тезисы) необходимо излагать последовательно и кратко
    (выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения), своими
    словами или приводить в виде цитат (необходимо соблюдать правила цитирования: а) цитату
    заключать в кавычки, б) давать ссылку на источник с указанием страницы, в)
    нельзя злоупотреблять цитатами, г) цитата должна выписываться так, чтобы в
    ней заключалась законченная мысль автора, д) выписывать цитату следует
    тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания).
  4. Во время
    чтения и проработки текста материала часто возникают ценные, оригинальные  идеи, свои выводы, размышления, вопросы  требующие выяснения, которые могут сделать
    исследование (составление конспекта) более интересным, то необходимо
    записывать их на широких полях, которые необходимо оставить перед началом
    работы над текстом материала.
  5. Читая  текст материала, необходимо обращать
    внимание на ссылки автора и на источники литературы.
  6. Для того чтобы форма конспекта
    была более наглядной и чётко отражала его содержание, необходимо
    располагать абзацы и пункты конспекта ступенчато (как в плане), а также
    можно применять разнообразные системы подчеркиваний, сокращений, условных
    обозначений, использовать выделения тех или иных информативных узлов в
    тексте цветом 
    (у каждого цвета должно быть строго определённое, заранее
    предусмотренное назначение — например, если конспект пишется синими
    чернилами, то красными можно выделять названия тем и основные важные
    формулы, черными чернилами — подчеркивать заголовки подтем, подразделов или
    параграфов, а зелёными — делать выписки цитат и т.д.).  

         Автор: Давыденко О.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свои фотки в соц сетях
  • Мтс найден телефон как найти владельца
  • Как найти существующие контакты
  • Как быстро найти мужа после развода
  • Как в whatsapp исправить ошибки в сообщении