Как составить конспект по параграфу русского языка

Обновлено: 27.05.2023

Чтобы сделать конспект параграфа необходимо его прочитать хотя бы два раза. При первом чтении нужно выписать в тетрадь основные подпункты параграфа. Они могут быть выделены жирным шрифтом. При втором прочтении нужно выделить главную мысль подпункта: какая проблема или явление рассматривается в подпункте? как она была решена?

Необходимо прочитать вопросы, которые даны в конце параграфа, ответить на них и дополнить краткое описание подпунктов.

В конспект необходимо вносить основные даты (лучше ограничиться двумя для каждого подпункта) и определениями, которые даны в параграфе.

Русский язык — национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Является самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Электронные формы учебников и курсов:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники идей и информации (цитаты) для конспектов:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

Конспект

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Причины Первой мировой войны

Пример плана-конспекта

Конспект-плана

  1. Важность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Конспекты по русскому языку 6 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя русского языка, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.

1. Лексика. Повторение изученного в 5-м классе

Русский язык 6 класс ФГОС

2. Общеупотребительные слова

Русский язык 6 класс ФГОС

3. Профессионализмы

Русский язык 6 класс ФГОС

4. Диалектизмы

Русский язык 6 класс ФГОС

5. Жаргонизмы

Русский язык 6 класс ФГОС

6. Эмоционально окрашенная лексика

Русский язык 6 класс ФГОС

7. Исконно русские и заимствованные слова

Русский язык 6 класс ФГОС

8. Устаревшие слова

Русский язык 6 класс ФГОС

9. Неологизмы

Русский язык 6 класс ФГОС

10. Лексикография. Типы словарей

Русский язык 6 класс ФГОС

Получайте новое первыми

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Читайте также:

      

  • Конспект внеклассного мероприятия по математике 8 класс
  •   

  • Аппликация моя семья в средней группе конспект занятия
  •   

  • Этическая грамматика 1 класс конспект
  •   

  • Конспект истоки 3 класс
  •   

  • История 5 класс параграф 11 конспект кратко

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

РЕКОМЕНДОВАНО

к
утверждению на заседании

методического
совета

СПб
ГБПОУ «СПАСК»

Протокол
№2 от «05» июля 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

врио
директора

СПб
ГБПОУ «СПАСК»

Т.
Э. Степанова

от
«05» мая 2022 года

РАССМОТРЕНО

на
заседании ЦК

общеобразовательных
дисциплин

Протокол
№5 от «04» мая 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению
конспекта

к учебной дисциплине

ОУД.01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для специальностей

08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.07.
Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

              
вентиляции и кондиционирования воздуха;

07.02.01.
Архитектура

Организация-разработчик:

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Разработчик:

Назаренко С.Ф.

преподаватель СПб ГБПОУ «СПАСК»

Санкт- Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Что
такое конспект?

Основные
требования при написании конспекта

Алгоритм
составления конспекта

Техники
для составления конспекта

Основные
виды конспектов

Как
составить конспект (общие рекомендации)

Как
правильно конспектировать статьи

Как
сделать конспект по книге

Как
написать конспект по параграфу

Как
составить конспект по учебникам

Главные
ошибки при составлении конспекта

Инструкция
к пошаговому составлению конспекта

Литература
и источники

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации содержат  указания по
отдельным аспектам языка, систематизируют формы контроля самостоятельной работы
студентов во время занятий.
 

Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения
и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными
дисциплинами общепрофессионального цикла и влияет на качество их усвоения, а в
перспективе способствует овладению профессией.

Основными способами фиксации и сохранения информации при
углубленном её изучении являются составление конспекта, тезисов, плана,
аннотации.

Студент
должен ознакомиться с государственными требованиями к уровню подготовки по
дисциплине, изучить тему, законспектировать материал или составить опорную
схему.

В процессе выполнения данных методических
рекомендаций достигаются следующие цели:

  
формирование
представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;

  
развитие и
совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии;

  
углубление знаний о
лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения
в различных сферах и ситуациях общения;

  
овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и
факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с
точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения;
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  
применение полученных
знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально
ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  Используя методические указания, студенты должны овладеть
следующими навыками и умениями:

1.    
Создавать тексты в письменной форме;

2.    
Кратко
формулировать главную мысль каждой части;

3.    
Различать элементы нормированной и ненормированной речи;

4.    
Выделять в тексте логические законченные части;

5.    
Пополнять словарный состав речи;

6.    
Правильно и грамотно оформить проделанную работу.

    Одним из самых полезных видов работ с
целью сохранения полученных знаний является составление конспекта. Обычно
конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.

    Однако существует несколько видов
конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов.

 

Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет,
сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы,
схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая
соединяет все сокращения и все части записей.

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое
последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект
отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также
краткое обоснование или конкретизацию основных положений.

Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и
план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный),
свободный, тематический, схематический.

Основные требования при написании
конспекта

Основными требованиями при написании конспекта
выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное
из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять
свою энергию на выполнение всего конспекта.

Вот основные положения, которые помогут
научиться писать конспект правильно:

1.    
Нужно
сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо
стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные
моменты, которые включают в себе основной смысл.

2.    
Почерк
должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски
в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломаный почерк потратит все
ваши усилия и время в пустоту.

3.    
Между
тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен
иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь
всех элементов останется бессмысленно.

Алгоритм составления конспекта

1.    
Прочитайте
текст целиком;

2.    
Выделите в
тексте логические законченные части;

3.    
Кратко
сформулируйте главную мысль каждой части;

4.    
В каждой
части выделите цифры, факты, выводы, уточняющие главную мысль;

5.    
Кратко
перескажите главную мысль или процитируйте текст источника;

6.    
Проверьте
сделанную работу.

Техники для составления конспекта

Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема
работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки,
которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова,
идеи, ассоциации и т.д.

Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать
только нужное и важное.

1.    
Разделите
текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали.
Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть
гораздо меньше, чем правый. 

2.    
В правом
блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В
левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова
и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего
конспекта.

3.    
Это поможет
вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. 
К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете
переписывать и обрабатывать несколько раз.

Основные виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются
по структуре, по объему, а также по технике написания.

План-конспект. Это наиболее классический
вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва
дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна
раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный
текст, наполненный ключевым смыслом.

Схематический план. Это конспект, который
представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые
соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько
определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями
и выписками.

Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для
работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст
между цитатами можно тезисами и терминами.

Тематический конспект. Этот вид конспекта
заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных
источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые
представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет
охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.

Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку
лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки,
которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в
комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но
студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Как составить конспект (общие
рекомендации)

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие
положения:

1.    
Нужно
ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы
работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями –
преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору
темы, о чем будет говориться на паре.

2.    
Составить
план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта.
Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить
лектора представить план.

3.    
Выписывайте
как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить
цепочку мысли.

4.    
Не
начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте
предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.

5.    
Преподаватель
специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели
записать мысль.

6.    
Используйте
общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания
слова сантиметр – «см».

7.    
Оставьте
небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные
или важные моменты в конспекте.

8.    
Не бойтесь
переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в
коем случае не стоит.

9.    
Оставляйте
место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью
тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее
важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и
показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен,
нежели схематический.

Поэтому здесь важен выбор студента, как именно
хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки
является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной
составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше
информации в кратком предложении.

Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью
двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое
количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и
интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы
поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал
книгу.      

Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет
все забытые элементы.

Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в
свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить
конспект почти слово в слово.

Как составить конспект по учебникам

В самих учебниках часто выделены теории и
положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь.
Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте,
то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас
на руках – это содержание учебника.

Главные ошибки при составлении
конспекта

    Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую
шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего:

1.    
Не пишите
каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора
или текста.

2.    
Не
пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно
оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.

3.    
Сохраняйте
почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это
значит, что информация будет потеряна.

4.    
Не
используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их
переписывать или пришивать в тетрадь.

Инструкция к пошаговому составлению
конспекта

1.    
Определите цель составления
конспекта.

2.    
Читая изучаемый материал в
первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные
мысли, выводы.

3.    
Наиболее существенные
положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко
излагайте  СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.

4.    
В конспект включаются не
только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и
примеры (без подробного описания).

5.    
Составляя конспект, можно
отдельные     слова и предложения писать сокращенно,
выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на
страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

6.    
Чтобы форма конспекта как
можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками»,
применяйте
различные
способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

Литература и источники

Основные
источники:

1.   Воителева,
Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для
10-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва : Академия,
2020. —320 с. — ISBN 978-5-4468-9397-3. — Текст: непосредственный.

2.   Воителева,
Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для
11-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва:  Академия,
2020. —336 с. —ISBN 978-5-4468-9396-6. — Текст: непосредственный.

Дополнительные
источники:

1.    
Русский язык и культура речи :
учебник и практикум для среднего профессионального образования /
В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева ; под общей редакцией
В. Д. Черняк. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. —
389 с. — (Профессиональное образование).  — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст :
непосредственный.

2.    
Голуб, И. Б. Русский язык :
справочник / И. Б. Голуб. — Москва : КноРус, 2021. — 189 с. — ISBN
978-5-406-08602-5. — Текст : электронный // ЭБС КноРус [сайт]. — URL:
https://book.ru/book/940199  (дата обращения: 02.05.2022). —  Режим
доступа: по подписке.

3.     Лекант, П. А.  Русский язык : справочник для среднего
профессионального образования / П. А. Лекант,
Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: 
https://urait.ru/bcode/471239 (дата обращения: 02.05.2022). — Режим
доступа: по подписке.

4.    
(www.uroki.ruwww.metodiki.ru (Методики).

5.    
www.posobie.ru (Пособия).

6.    
www.spravka.gramota.ru (Справочная
служба русского языка).

В настоящее время в условиях ориентации на
максимум усвоения учебного материала педагоги
усиливают поиски наиболее эффективных приемов
обучения. Важно обеспечить каждому школьнику
базовый уровень подготовки, представляющий
государственный стандарт образования, и создать
благоприятные условия тем, кто проявляет интерес
к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках
русского языка наиболее распространенными и
активно применяемыми сегодня являются опорные
конспекты, алгоритмы, схемы
, которые
представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического
изображения
, зрительно подчеркивающего
соотношение зависимости явлений,
характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную,
орфографическую). Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенном виде. Систематическое,
грамотно применяемое, оно способно придать
сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность.
Появляется возможность экономии времени при
работе с обширными комплексами понятий,
возможность дифференциации процесса обучения,
возможность использовать различные виды работ:
индивидуальную, фронтальную, групповую,
возможность обеспечения активной
самостоятельной работы ученика, а как следствие
самореализации ученика (в том числе в
сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание
и оформление
такой схемы-опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по
восприятию и воспроизведению. В процессе работы
по опорным конспектам, схемам необходимо
учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы, их способность записать,
проговорить информацию, а позже самостоятельно
ее составить в виде схемы или прочесть
незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться
в течение всех уроков изучения темы, что помогает
более глубокому пониманию и постепенному
запоминанию необходимого теоретического
материала. Постоянная работа по конспектам и
схемам, составление их при непосредственном
участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже слабоуспевающие
учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить
лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от
конспекта предполагает выделение более узкого
по объему, содержанию теоретического материала,
может служить своеобразным
инструментом-помощником в решении теоретических
задач
.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных
сигналов, языковых терминов в определенной
логической последовательности излагается
главная информация по теоретическим блокам всей
темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в
крупные блоки, то появляется возможность
увеличения подачи теоретического материала на
уроке без перегрузки учащихся. По опорному
конспекту ученики составляют связный рассказ по
теории на лингвистическую тему. Алгоритм
помогает отработать ход рассуждений при
использовании того или иного правила.
Активизируется мыслительная деятельность, идет
развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то
содержание, которое стало предметом активных
действий. Поэтому особенность приема состоит в
том, что знания могут не только передаваться
детям в готовом виде, а приобретаться ими в
процессе изучения нового материала. В результате
такой работы у детей формируются умения
анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование
материала блоками, разработка и выполнение
опорных конспектов
. Эта система работы требует
от преподавателя достаточно больших временных
затрат при подготовке к уроку, подборе материала,
подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников:
программ, учебников, справочной и методической
литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания,
отбор необходимого материала, отбрасывание
второстепенного. Содержание опорного конспекта,
алгоритма, схемы определяется содержанием
теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и
    главная информация;
  • определение порядка изложения материала,
    примеров, иллюстрирующих материал, перспектив
    заполнения опорного конспекта при последующем
    изложении.

3. Кодирование материала, составление
конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале
необходимо выделить опорные сигналы,
совокупность которых и составит, например,
опорный конспект по теме. Он будет состоять из
ключевых слов, аббревиатур, компактных записей
определений и формулировок, графических
сигналов, цифрового материала, стрелок, условных
обозначений.

Принципы создания опорного конспекта,
алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал — эквивалент смыслового
значения. Лаконичность: максимум закодированной
информации при минимуме визуальных печатных
знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых
элементах
. Основные смысловые элементы
выделяются различной конфигурацией блоков,
шрифтов, расположением слов, цветовым решением и
т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять
внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты,
объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3
до 5 тематических блоков. Их количество зависит
от объемности темы или раздела, но в любом случае
не должно быть избыточным. Каждый из блоков
представляет собой «микроконспект» по
какой-то подтеме и может быть воспроизведен в
отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются
соответствие величины букв возрастным
особенностям детей, ясность, гармония с общим
решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект,
алгоритм, схемы, ориентированные на детскую
аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они
должны повышать образность, эмоциональность
восприятия материала. Следует избегать излишней
теоретизированности в передаче материала. Кроме
основного материала, возможно вводить
занимательный материал по орфографии,
пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала
(традиционные формы и методы). Параллельно с
объяснением идет составление опорного
конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная
учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями
(записывается цветными мелом: например, зеленым —
новое, синим — примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором,
отчетливо произнося каждый слог и соблюдая
правильное ударение; этот пункт записывается
учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте
указывается номер параграфа и страница, к
которой дети должны обратиться дома. Во время
записи конспекта у детей происходит не только
восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение
материала по составленному опорному конспекту. В
местах логических связок, в контрольных моментах
темы скорость речи уменьшается, выделяется
интонацией самое важное. Это позволяет охватить
несколькими фразами большие смысловые части,
дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по
отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания,
трудности теоретического материала, знакомого и
нового, могут строиться на одном уроке или
нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после
знакомства с параграфом учебника и определения
объема знаний и умений, которые должны получить
учащиеся по теме, разграничения известной и
новой информации, которую необходимо усвоить,
составляем опорный конспект в отдельной
справочной тетради, разбив весь теоретический
материал на смысловые блоки. Теперь учебный
материал прочитывается ребятами еще раз, но уже
внимательно, по блокам, для извлечения главной
информации. Представленная в виде отдельных
условных обозначений, она постепенно заносится в
конспект. Для выразительности изображения мы
используем 3 цвета: зеленый для выделения новой
информации; красный в качестве сигнала
«внимание» — исключение, запомнить; синий —
для иллюстрации примерами, для всех остальных
обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его
постепенно, с учетом закономерностей и
последовательности под руководством учителя.
При этом используются традиционные методы
объяснения материала: работа с учеником, слово
учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с
новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности и полноты записи в качестве образца
делается первичное озвучивание конспекта
учителем. На дом учащиеся получают задание еще
раз прочитать теоретический материал темы и
разобрать его по конспекту. На следующем уроке
используются различные формы работы с учащимися
по нахождению, восприятию, пониманию,
воспроизведению отдельных блоков и конспекта в
целом. Это беседы по вопросам, терминологический
диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у
доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по
опорному конспекту включена в уроки по
закреплению темы, ее обобщению и завершается
уроками контроля и работы над ошибками. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках
русского языка освобождает время для
закрепления новых знаний и развития умений, что
дает возможность увеличить объем практической
работы на уроке. Затраты времени на изучение
нового и составления конспекта уменьшаются, а на
тренировочные работы, закрепление и
систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта,
алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и
    сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в
    тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух
    кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в
    цвете (конспект может быть предложен для
    обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с
    использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом
(алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй
    пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение
    конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь
    написанное в учебнике с конспектом (исправь
    ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь,
    чтобы не делать ошибок на орфографическое
    правило? Помог ли ответить на этот вопрос
    конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в
    конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал
    по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на
уроке.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по
опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим
учащимся для воспроизведения опорного конспекта
могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры,
которые представляют собой тот же опорный
конспект, но с пропусками, куда дети должны
вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание.
Ответ обсуждается детьми либо комментируется
учителем. Оценка выставляется учителем. Дети
проговаривают домашнее задание в парах и
оценивают друг друга (при этом может быть
предложена памятка).

 

Закрепление материала с использованием
опорного конспекта, организация текущего
повторения материала на основе конспекта,
алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые
вызвали затруднения у слабых учеников, сильными
учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах
по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений
по вопросам с целью закрепления логики
рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов,
схем на уроках русского языка может быть полезно
в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в
    ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют
    более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам
    русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в
    особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные
    морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует
    развитию у детей логического мышления,
    наблюдательности, внимания, восприятия, которые
    создают фундамент для прочного овладения
    грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам.
    //Русский язык и литература в средних учебных
    заведениях. УССР. — 1990. — N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского
    языка в 5-9 классах. — М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании
    русского языка. — М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании
    русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
    русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому
    языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.
    — М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами
    психолога. — М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. — М.,
    Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов,
    схем, конспектов) создан учителем-автором статьи
    и активно используется в практике.



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

Скачать
файл

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20995 pdf иконка

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 29.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком.

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

  1. Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
  2. Составить четкий план своей работы.
  3. Выделять только важную информацию.
  4. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
  5. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
  6. Оформлять материал в таблицы/схемы.
  7. Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Правила составления конспекта Правила составления конспекта Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты,
  • имена,
  • географические принадлежности,
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Оформление конспекта Оформление конспекта

Это интересно! Готовим реферат — как правильно писать и как он должен выглядеть

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Выделение цитат Выделение цитат

Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Это интересно! Что такое бакалавриат и магистратура – в чем разница

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

Тезисы, в отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план, на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Краткое написание конспекта Краткое написание конспекта Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале, подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу,
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат, подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме,
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному, предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой,
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке,
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Это интересно! Обретаем профессию удаленно: дистанционное высшее образование в государственных вузах

Как правильно писать конспект Учись, студент!

Как эффективно вести КОНСПЕКТ?!

Вывод

Навык правильной и плодотворной работы с информацией станет первым шагом на пути к тому, чтобы научиться успешно излагать свои собственные мысли. Зная, как составить конспект, студент или школьник без труда подготовится к экзаменам.

Это интересно! Для чего существует очно заочная форма обучения, это как то отличается от вечернего способа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь фигуры ограниченной двумя линиями
  • Как составить программу тренировок чтобы похудеть
  • Лицензия на криптопро tsp client истекла или не была введена 0xc2100140 как исправить
  • Как можно найти ребенка для опеки
  • Если блузка коротка как исправить