Как составить конспект по технологии 5 класс

Класс: 5

Предмет: Технология

Раздел «Художественные ремесла».

Тема: «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Лоскутным шитьем»

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о «Лоскутном шитье», как виде декоративно-прикладного творчества;
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

 Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация: «Лоскутная техника»;
  • Раздаточный материал:

— инструкционная карта по выполнению практической работы

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброжелательный настрой. Упражнение «Улыбка»

Инструктаж по листам  самооценивания

Проверка готовности к уроку.

Вот кусочки от пеленки, от сыночков рубашонки,

Это платьице мое — в нем ходила я в кино,

Это папина пижамка, это дочкина панамка –

Все родные лоскуточки, моей жизни уголочки.

О каком рукоделии повествует  стихотворение? (Лоскутное шитье).

На прошлом уроке мы познакомились с основными сведениями о лоскутной технике. Домашним заданием было составить кроссворд по данной теме.

Проверка домашнего задания. Ребята обмениваются кроссвордами

Работа с кроссвордом. Взаимопроверка.

Работа с презентацией (слайд   )

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. Тема нашего урока сегодня  «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

-Какую цель урока мы поставим?

2. Проверка знаний, полученных ранее.

Чтобы продолжить изучение темы, необходимо освежить в памяти знания, которые придется учитывать при изготовлении изделий из лоскутов.

Проводится тестирование (см. Приложение 1)

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит «стачать срезы»?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

Вопросы и ответы читайте внимательно. Правильных ответов может быть один или несколько.

Проверьте друг друга. Ваши ответы совпадают? Выставление отметок.

Дети заполняют лист самооценки

3. Сообщение познавательных сведений.

Из истории вопроса. Сообщения учащихся.

 Учитель.   Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история.

 Сообщения учениц

    1 ученица.  Букина Дарья. Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

2 ученица.  Гордиенко Мирослава. Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

     3 ученица.  Мищенко Иванна. На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» — означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

      Учитель. Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась, например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники. Английское название этой техники «patchwork» — означает изделие из лоскутов. Лоскутная техника популярна у многих народов.

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы) Умарова Риана

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.

Учитель. Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством? 

Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Самыми интересными и привлекательными являются, конечно же, игрушки.

Распространены игрушки, выполненные из глины (в нашей области это романовская игрушка) игрушки из соломы, или вырезанные из дерева.

На Руси большое предпочтение отдавали тряпичной кукле. Пестрые, яркие лоскутки шли на ее изготовление.  Но сегодня мы поговорим об игрушках, сшитых из лоскутков.

        Создавая игрушки люди, эмитировали реальные вещи и предметы, которые их окружали, копировали быт. Но серый и убогий быт стремились приукрасить, расцветить, сделать более ярким, привлекательным. Поэтому изделия из лоскутков чаще всего имеют яркую окраску. Так кошка могла быть красной или в цветочек, а не только серой, полосатой; корова – пестрой из разноцветных лоскутков; а уж петух – тем более.

Традиционными изделиями в романовской игрушке являются: утя с утятами, бык (корова), собака, индюк, коник, барыня, мужик.

        Но в наши дни популярность приобретают другие виды животных: жираф, заяц, рыба, кошка, слон, белка и др.

Наша цель урока создать игрушку в лоскутной технике.

— Пред тем как приступить к работе, давайте вспомним

Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко кроить, он хорош в обработке, держит форму.

Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов.

—  Какие виды техник вам знакомы? Расскажите о них.

Предполагаемые ответы учащихся: (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов).  

Физминутка

 Самостоятельная работа учащихся

    Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Работа в группах. Выставить последовательность выполнения.

 1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

2. Составить схему изделия;

3. Подобрать ткань по цвету, фактуре;

4. Подготовить ткань к раскрою;

5. Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

 6. Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

7. Вырезать детали по линии припусков;

8. Соединить их согласно схеме по линиям контура;

9. Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

10. Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

11. Обработать края окантовочным швом.

Подведение итогов. (Вопросы каждой ученице).

Тебе интересно сегодня было на уроке?

Что нового ты сегодня узнала?

В какой последовательности ты выполняла работу?

Что было для тебя самое трудное при выполнении работы?

Как ты с этим справилась?

Ты хотела бы и в дальнейшем заниматься лоскутным шитьем? и т. п.

Рефлексия «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу).

1. На уроке я работала …

2.        Урок для меня показался …

3.        Самым полезным и интересным для меня было …

4.        Я встретился(лась) с трудностью при …

5.        У меня хорошо получилось …

6.        Я выполнял(а) задания …

7.        Я понял(а), что …

8.        Теперь я могу …

9.        Я попробую …

10.         Меня удивило …

11.         Мне было трудно …

12.        Строки самому себе …

— Мне было…

— Я испытывала затруднения…

— В дальнейшем мне эти знания… и др.

Выставление отметок за урок, согласно листам оценивания.

Домашнее задание. Подумайте, какую игрушку вам хотелось бы выполнить, составьте его эскиз.

  Уборка рабочего места.

Приложения

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит «стачать срезы»?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани.  

4. Что значит «стачать срезы»?  

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

Лист самооценки ученицы_______________________________

пп

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

2

Работа с тестом

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня —

без меня работа бы не получилась —

Итого

Оценка за урок:

Лист самооценки ученицы_______________________________

пп

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

2

Работа с тестом

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня —

без меня работа бы не получилась —

Итого

Оценка за урок:

Сообщения учениц

    1 ученица.

  Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

2 ученица. 

Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

  3 ученица. 

На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» — означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы)

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.

Изготовление панно Буратино

Конспект занятия. Тема. : «Изготовление панно Буратино». Колина Светлана Анатольевна. МКОУ ДОД Воскресенский Детский Центр. Педагог дополнительного…

Хранитель домашнего очага – домовой

Лебедева Наталья Ивановна. Учитель технологии. МБОУ Гимназия №1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска. Хранитель домашнего очага – домовой. (5-6…

В мире вкусных бутербродов

Конспект урока. . по технологии. в 5 классе на тему:. Учитель технологии:. Зебрева Наталья Александровна. Цели урока:.

образовательная…

АППЛИКАЦИЯ

Этапы.  . урока. . Цель.  . этапа. . Деятельность учителя. . Деятельность учащегося. . Приёмы,.  . УУД. . .

1 этап. Организацион-ный…

Кулинария

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Буинска Республики Татарстан». Открытый урок….

Чудо в скорлупе

Урок по технологии в 5 классе. «Чудо в скорлупе». Цели урока:. . Формирование представления о видах яиц, возможностях их использования в кулинарии….

Декор рамки для фото торцеванием

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. средняя образовательная школы № 18. городской округ – город Камышин. Волгоградской области….

Бутерброды

Методическая разработка урока «Бутерброды» с презентацией. Класс: . 5. Цели урока:.

образовательная.  – ознакомить учащихся со значением хлеба…

О чем говорит народная кукла

1001 идея интересного занятия с детьми. . О чем говорит народная кукла. Чупрова Валентина Максимовна, муниципальное образовательное учреждение…

Описание каталога конспектов уроков по технологиям для 5 класса

Наш каталог конспектов уроков по технологиям для 5 класса вмещает в себя большой ассортимент учебных материалов на множество тем и отлично подходит для подготовки к уроку как для учителей, так и для учеников 5 класса. Кроме того, все конспекты Вы можете абсолютно бесплатно скачать.
Благодаря возможности просмотреть содержимое каждой работы онлайн, Вы можете легко выбрать действительно подходящий вариант, который поможет с подготовкой к уроку по Технологиям. Если найти подходящую работу не удается, то Вы можете воспользоваться удобным поиском по всей базе материалов.

План-конспект урока

Учитель: Тохлу Эльмира Асан къызы

Предмет: Технология

Класс: 5

Дата проведения:

Урок:

Тема: «Что такое технология. Классификация производств и технологий»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:  формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Метапредметные: Познавательные: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Коммуникативные: диалог, умение ставить вопросы, сотрудничество

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно-эстетическая ориентация.

Оборудование: учебники, тетради учащихся

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка домашнего задания

2. Повторение пройденного материала

— Что такое проект? 

Какие этапы проекта вы знаете?

3. Целепологание. Мотивация учебной деятельности

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

С развитием техники и технологии в содержании труда рабочих происходят существенные изменения: уменьшается непосредственное физическое воздействие на предмет труда, преобладающими становятся функции наблюдения, управления.

4. Изучение нового материала

Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Продукт труда – материал

Средства труда – инструмент

Труд человека

Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.

Физминутка

Стоп, уроки!

Стоп, дела,

Отдыхать пришла пора!

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

Изготовление большинства изделий включает конкретную последовательность множества операций превращения сырья в конечную продукцию, называемых производственными процессами. Ввиду их многообразия, обусловленного современным уровнем развития промышленности, для систематизации создана классификация производственных процессов.

Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам. В группу объединяются объекты, имеющие общие для всех признаки.

Классификация по существенным признакам называется типологией.

Технологии можно классифицировать в соответствии с особенностями промышленного производства.

В зависимости от количества выпускаемой продукции существующие производства делятся на единичное, серийное и массовое.

Единичным называется производство отдельных видов продукции или мелких партий однородной продукции. Как правило, производство этой продукции не повторяется. Примером такого типа производств могут быть судостроительные заводы, заводы тяжёлого машиностроения. Либо организации, выполняющие разовые заказы потребителей, например, ателье по пошиву одежды. Заказ выполняется по размерам заказчика и шьётся в одном экземпляре.

Серийное производство характеризуется периодическим выпуском определённых партий (серий) продукции. Организация производства по этому типу наиболее часто встречается в станкостроении и приборостроении, инструментальном производстве. Примером такого производства может быть автомобилестроительные заводы, которые на протяжении ограниченного времени выпускают автомобили одной серии, после завершении этого выпуска обычно эту серию уже не повторяют, а разрабатывают новую модель.

Массовое производство представляет собой наиболее совершенный тип организации производства, при котором в большей мере, чем в других производствах, обеспечивается автоматизация и механизация многих процессов. В массовом производстве выпускается непрерывно однотипная продукция при относительно ограниченной номенклатуре. К нему, в том числе, относятся добывающие производства. В обрабатывающих отраслях массовое производство характерно для ряда отраслей машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности. Например, пошив специальной одежды (форменной), происходит по усреднённым размерам в большом объёме.

У каждого вида производств есть свои преимущества и недостатки. Так если рассматривать пошив одежды, то стоимость одежды, выполненной по индивидуальному заказу, выше той, что изготовлена массовым тиражом, зато она оригинальна по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре, и маскирует некоторые её недостатки.

Некоторые виды производств имеют непрерывный технологический процесс. К таким производства относится выплавка чугуна, производство электроэнергии.

Технологии также классифицируют в соответствии с видами отраслей:

Технологии энергетические, металлургические, химические, машиностроительные, строительные, лёгкой и пищевой промышленности производственных областей классифицируются как технологии производственных отраслей.

К технологиям непроизводственных отраслей относятся педагогические, художественные, медицинские технологии; а так же технологии торговли, бытового, информационного обслуживания.

Существуют ещё универсальные виды – познавательная и трудовая деятельности, предпринимательство, художественное и техническое творчество.

Классификация отраслей промышленности имеет важное значение для правильного планирования промышленного производства и обеспечения определённой пропорциональности в его развитии.

5. Закрепление полученных знаний.

(Приложение)

Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Варианты ответа:

Ткань

Деревянная доска

Иголка

Картон

Пила

Удочка

Рыба

Ножницы

Правильный вариант ответа:

Предмет труда

Ткань

Деревянная доска

Картон

Рыба

Средство труда

Иголка

Пила

Удочка

Ножницы

Подсказка: Предметом труда является объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация, а средством труда то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.

Задание 3. Расставьте последовательность типов производств по объёму производства начиная с наибольшего.

Варианты ответа:

серийное, массовое, единичное.

Правильный вариант ответа:

массовое

серийное

единичное

Подсказка:

Единичное производство – это производство одновременно выпускающее малое количество одинаковых изделий, повторное изготовление которых не предусмотрено.

Серийное производство – это производство, на котором периодически повторяют выпуск больших партий (серий) продукции.

Массовое производство – это производство, на котором продолжительное время выпускают большой объем одинаковых изделий.

Задание 4. Подчеркните производства, которые относятся к единичному.

Варианты ответа:

Строительство корабля

Выпуск автомобилей

Производство телевизоров

Пошив платья в ателье

Производство лекарств

Изготовление турбины для электростанции

Изготовление тортов на заказ

Правильный вариант ответа:

Строительство корабля

Пошив платья в ателье

Изготовление турбины для электростанции

Изготовление тортов на заказ

Подсказка: Единичное производство – это изготовление продукции по индивидуальным размерам и изготавливается в одном экземпляре.

6. Рефлексия. Подведение итогов

— Сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Закончите одно из предложений:

Самое интересное на уроке было……………………………………

Мне понравилось……………………………………………………..

Мне не понравилось………………………………………………….

Я узнал(а)……………………………………………………………….

Мне пригодится………………………………………………………

С каким настроением вы закончили урок?

7. Домашнее задание

§3.1-3.2 изучить

Приложение

Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Варианты ответа:

Ткань

Деревянная доска

Иголка

Картон

Пила

Удочка

Рыба

Ножницы

Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.

Задание 3. Расставьте последовательность типов производств по объёму производства начиная с наибольшего.

Варианты ответа:

серийное, массовое, единичное.

Задание 4. Подчеркните производства, которые относятся к единичному.

Варианты ответа:

Строительство корабля

Выпуск автомобилей

Производство телевизоров

Пошив платья в ателье

Производство лекарств

Изготовление турбины для электростанции

Изготовление тортов на заказ

Обновлено: 28.05.2023

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов.

    Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам.

  1. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.
  2. Распределение обязанностей между учащимися.

П. Изложение нового программного материала.

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.

Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины — технология.

— Что же это за термин?

Слово “технология” происходит от древнегреческого techno — “искусство, мастерство, умение” и латинского logos — “учение, наука”.

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности — гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

— Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, — это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина — один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

— Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, — это рабочий стол.

— Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания — изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный — для обработки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями — для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим — для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы — для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

Рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.

— Какие инструменты относятся к режущим?

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

Как это проверить?

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

— Что для этого нужно делать?

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

Рис. 2.

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).

  • Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.
  • Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
  • Не ударять молотком по крышке верстака.
  • Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
  • По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

Правила поведения в учебных мастерских

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
  • не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю.

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов.

IV. Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

VI. Заключительная часть.

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект урока по технологии (мальчики)

Дата: 09.02.2018г.

Тема урока: изготовление безгвоздевой кормушки для птиц.

● образовательная:

✓ способствовать формированию знаний об основных декоративно-прикладных видах искусства, о технологическом процессе прорезной резьбы ручным лобзиком;

✓ отработка приемов работы ручным лобзиком — научить приемам подготовки заготовки – зачистке и шлифованию, перевода рисунка на заготовку с помощью шаблона, крепления заготовки к верстаку, регулировки положения заготовки относительно лобзика;

● развивающая:

✓ способствовать развитию эстетического, логического, технологического мышления, памяти и культуры речи;

✓ способствовать формированию первоначальных навыков и умений работы ручным лобзиком; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе;

● воспитательная:

✓ способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, интереса к профессиональной деятельности резчика, чувства прекрасного, трудолюбия, ответственности за выполненную работу .

Оснащение урока:

● Материально-техническая база: компьютер, медиапроектор, универсальные верстаки, сверлильный станок, ручные лобзики, струбцины, тиски, карадаш, линейка, пилки, заготовки из фанеры

● Наглядный материал: презентация по теме урока, выставка работ учащихся, )

● Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (изделия из фанеры с прорезной резьбой), шаблоны из фанеры.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический

Словарная рабо та: ручной лобзик, злектролобзик, пилки, прорезная резьба, декоративно-прикладное искусство

Тип урока : комбинированный

Время: 40 мин.

Организационный момент (2мин)

Встали ровно и красиво,

Прозвенел звонок уже,

И считаю справедливо,-

Начинать урок ведь нужно мне?!

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-настрой учащихся на работу;

-доведение до учащихся плана урока.

Всегда ценилось в человеке его трудолюбие. Человек, который жил в достатке, работал от восхода до захода. Итак наш синоптик:

Жизнь меняется, для хорошей производительной работы нам нужны деньги. Что творится на финансовом рынке на сегодняшний день. Слово министру финансов:

Ну вы знаете мое третье условие – пословицу о труде:

Объяснение нового материала.(5 мин.)

Наша тема сегодня будет связано зимой. Давайте попробуем изготовить изделие, которое бы пригодилось зимой. Лыжи?, санки?, коньки?. Связано с природой, птицами.-может быть кормушка.

Изготовление безгвоздевой кормушки.

1. Отработать основные приемы выпиливания деталей из фанеры.

2. Закрепить навыки и умения при работе с режущим инструментом – лобзиком.

3. Воспитание у учащихся трудолюбия, экономии материала и бережного отношения к инструментам и оборудованию.

На прошлом уроке мы с вами узнали соединения на задвижных пазах. На уроке мы применим эти соединения при изготовлении кормушки .

Напомните последовательность выполнения любой практической работы.

Начинаем: 1. Планирование – изготовить кормушку.

Выбор заготовок. Материал – 4 мм. Фанера.

Инструмент – ручной лобзик, с пилками.

Приспособление – выпиловочный столик

Чертеж и разметка. Место чертежа применяем шаблоны, с которыми размечаем очень и очень экономно.

Шлифование и подгонка деталей друг к другу.

Сборка. При помощи соединения задвижных пазах.

Отделка . Лакирование или окрашивание.

Контроль качества продукции.

Прежде чем приступить обращаю внимание на меры безопасности:

Фанерой обращаться осторожно – не попадали занозы в руки, пальцами, пальцы близко не ставить пилке, аккуратно сдуваем опилки в процессе выпиливания.

Практическая работа.(19 мин.)

Изготовление безгвоздевой кормушки с помощью шаблона. (чертеж прилагается)

Текущий инструктаж учителя:

● проверка организованности начала работы учащихся;

● проверка организации рабочих мест;

● проверка соблюдения правил ТБ;

● инструктирование по выполнению задания;

● целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).

hello_html_fcf0e2f.jpg

1 скат – 1 деталь

hello_html_m6bb814fd.jpg

2 скат – 1 деталь

hello_html_340666c8.jpg

Перемычки – 2 детали

hello_html_199f35a6.jpg

hello_html_m771a2e33.jpg

Боковина – 2 детали

Обобщение урока (5 мин)

Это здорово: уметь! Сеять хлеб и песню петь.

Стог метать, дрова колоть, грядку чисто прополоть.

Это здорово: строгать! Делать стол или кровать.

Бак лудить, трамвай водить, дом на зорьке возводить.

Сталь ковать, деталь точить, мастерству других учить.

Сад лелеять, хлебы печь, матерей от бед беречь.

Добрым быть. Друзей иметь. Это здорово – уметь!

Домашнее задание (1 мин.)

1. Выучить термины.

2. Знать последовательность выполнения работ.

3. Повторить правила безопасной работы ручным лобзиком.

4. Принести рисунок, схему или чертеж изделия.

5. Произвести отделку – покрасить или лакировать

Уборка рабочего места (5мин.)

Заключительное слово учителя:

Умение резать не дается просто так. Мастера, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими лобзиками, стамесками, резцами. Поэтому необходимо понимать, что лобзики – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не выпилят, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.

Уроки по технологии для мальчиков 5 класс и другие полезные материалы для учителя технологии мальчики, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Уроки

Урок технологии

Уроки

Инструменты для ручной обработки древесины

Урок технологии «Поделки из древесного материала»

Уроки

1. Цель урока: • сформировать представление об этапах создания изделий из древесины; • развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант.

Пороки древесины

Уроки

План конспект урока по теме «Пороки древесины» в 5классе с подробным объяснением термина порок и с наглядными иллюстрациями основных пороков древесины, основное отличие пороков от.

Конспект урока «Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы»

Уроки

Конспект урока по технологии для мальчиков — пятиклассников на тему «Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы». Цель: научить детей различать породы древесины, а также.

Проволока. Изделия из проволоки.

Уроки

Тема урока: Проволока. Изделия из проволоки. Изучите материал. Проволока-это длинномерное металлическое изделие в форме шнура или нити, применяемое в качестве полуфабрикатов для.

Уроки

Задачи урока: — сформировать знания о строгании древесины и инструментах для строгания, — создать условия для получения практических навыков строгания древесины, — способствовать.

Образец творческого проекта по технологии 5 кл мальчики

Уроки

Данный материал поможет учащимся оформит творческий проект в дистанционном режиме.

Тематическое календарное планирование(для сельской школы)

Уроки

Тематическое календарное планирование с описанием проведения урока для сельской школы или школах имеющие пришкольные участки для цветоводства и с/хоз работ в первой и четвертой.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по технологии для учителя и ученика.

  • Все 3333
  • Уроки 1679
  • Презентации 512
  • Тесты 167
  • Планирование 356
  • Мероприятия 106
  • Прочее 513

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке на 1 полугодие по Индустриальной технологии для 5х классов выполнено распределение заданий контрольной работы по основным содержательным блокам, планируемым предметным и.

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС и предназначена для проведения урока технологии в 5 классе.

Читайте также:

      

  • Звуки вв буквы вв конспект урока 1 класс школа россии
  •   

  • Архитектура как вид изобразительного искусства конспект урока
  •   

  • Конспект на тему проецирование черчение 7 класс
  •   

  • Конспект занятия растения огорода
  •   

  • Своеобразие романа отцы и дети конспект

Новые Популярные Добавить материал





4

Конспект урока «Преобразующая деятельность человека» (5 класс)

Урок открытия новых знаний, на котором прослеживается развитие способности каждого обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В ходе урока используется: мультимедийное сопровождение в виде интерактивной презентации и видео; для проверки теоретических знаний — интерактивное упражнение, созданное на онлайн-сервисе; QR коды для быстрого выхода на ресурсы; онлайн-доски для размещения результатов работы.





10

Урок «Приготовление блюд из вареных овощей. Винегрет»

ЗУН:
— должны знать назначение, виды и технологию тепловой обработки овощей.
— должны уметь пользоваться современные инструментами и приспособлениями для
нарезки овощей; приготавливать блюдо из вареных овощей — винегрет; украшать блюдо.


1

Развернутый план-конспект урока «Получение тканей»

Данный план урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС в виде технологической карты. Позволяет эффективно спланировать основные этапы урока, проследить насколько результативно и продуктивно в ходе урока решаются поставленные задачи, а главное проанализировать качество усвоения нового материала через систему формируемых УУД обучающихся

Урок проводится согласно календарно-тематическому планированию курса «Технология.Обслуживающий труд» в 5 классе

УМК: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.»Технология .Обслуживающий труд. 5 класс»

Тема урока « Производство тканей» (2 ч)

Тип ур



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошего маклера
  • Как найти синус угла сав
  • Как найти собственные углы
  • Гуляш получился жестким как исправить
  • Как найти организацию без сайта