Как составить конспект с детьми тема беседа

БЕСЕДА «Наши четвероногие друзья»

Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре ( внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнёра ).

Материал. Открытки с изображением животных: собака, кошка, черепаха, попугайчик и т. д.

Ход беседы. Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

1.Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

2.Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками? (Высказывания детей.)

3.Ребята, хотите послушать, какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете, чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику улиток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.

4.А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «Зачем нам нос»

Ход беседы

— Ребята отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать

ЗАГАДКИ О НОСЕ

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ (отрывок)

          Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они  разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем.

         Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку:

— Зайка, зайка расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

— В сторожку? – переспросил заяц. – нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ.

  1.  Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.
  2.  Нельзя засовывать в нос острые предметы.
  3.  При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
  4.  Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ

1. Сделать десять вдохов и выдохов  через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки

2. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу (при этом включается ротовое дыхание).

3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить  слоги «ба – бо – бу».

4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних  отделениях дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Часики»

Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так»   (6 – 8 раз)                    

2. «Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам.

Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф»

( 11 раз)

3. «Петушок»

Стать прямо, ноги расставить, руки опустить.

Поднять руки в стороны – вдохнуть, а затем со словами «ку-ка-ре-ку» выдохнуть (4 – 6 раз)

4. «Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» (20 секунд)

ИТОГ:

— Зачем человеку нос?

— Чем нос зайчика отличается от носа мальчиков?

— Что нельзя делать с носом, чтобы не навредить ему?

— Что нужно делать, чтобы наш нос был здоровым?

БЕСЕДА  «Я и мое здоровье»

Ход занятия:

         Педагог:  Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым?    (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный и смелый.) 

А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми?  (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице). 

Ребята, вы всё правильно сказали, значит – “Спорт – помощник, спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.

Различные виды ходьбы:  

  1. ходьба на носках, на пятках;
  2. ходьба: пятки вместе, носки врозь;
  3. ходьба: носки вместе, пятки врозь;
  4. “Паучки” — ходьба на ладонях и ступнях;

Различные виды бега:

— бег с высоко поднятыми коленями; с захлёстыванием голени; с прямыми ногами;

— ходьба, восстановление дыхание.

— Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? ( Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук.

— Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее.

Своему сердцу необходимо помогать. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».

Дошкольники  выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.

«Солнечный зайчик»  (Релаксационное упражнение)

        Педагог:           Представьте себе, что  солнечный зайчик  заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги.  Он  забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Правила

1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, — все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, то  лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.

БЕСЕДА  «Мои ручки»

Ход беседы

— Ребята, внимательно послушайте стихотворение и скажите, про что оно?

«Хлюп-хлюп»

Хлюп – хлюп ручками           А водичка булькает.

Полон мыла таз.                     А водичка пенится.

Ты не трогай, Машенька       Машенька помоется,

Мыльной ручкой глаз.           Причешется, оденется.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ РУКИ (беседа – рассуждение)

Руки (или верхние конечности) нужны для того, чтобы: брать различные предметы, рисовать, играть (мячи, машины), держать ложку и хлеб,  одевать свои ботинки, гладить друг друга по головке. Рук у человека – две. На каждой руке по 5 пальцев. Самая подвижная часть руки – это кисть. Оказывается без рук человеку никак нельзя.

Проведем опыт: связать за спиной у ребенка руки и предложить  определенные действия: принести мяч, дать ложку и т.д.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Надо несколько раз в день мыть руки водой с мылом.
  2. Надо ухаживать за ногтями.
  3. Зимой надо носить варежки.
  4. Нельзя возиться в холодной, ледяной воде.
  5. Нельзя трогать горячий утюг.

УМЕЛЫЕ  РУЧКИ      рассказ

Поспорили как-то между собой карандаш, ручка и мячик: кто из них лучше. — Я лучше всех! – сказал карандаш. – Я рисовать умею. — Нет, я лучше всех! Я писать умею! – сказала ручка.

Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех. Долго они спорили. Пришла девочка Катя. Она взяла карандаш и нарисовала картинку. — Смотрите, какой я молодец! – закричал карандаш. – Как хорошо я рисую! А Катя взяла ручку и красиво написала: «Милая мама, я тебя люблю!»

Обрадовалась ручка. — Смотрите, как я красиво написала. Я лучше всех! – сказала она.

А девочка взяла мячик и пошла на улицу.  — Вот как я умею! Вот как! Вот как!  Пришла мама. Она увидела картинку, прочитала записку и посмотрела в окно. На улице Катя играла в мяч. — Умелые руки у моей дочки. Все она умеет делать, — сказала мама.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СИЛЬНЫХ РУК

1. «Ножницы»

И.п. —  стоя, прямые руки вытянуты перед грудью.

В. — скрещивай руки, отводя в стороны и сближая друг с другом.

2. «Круговые движения»

В. — описывая круги согнутыми руками (вперед, а затем назад). Повтори упражнение, сделав 3-5 движений вперед и столько же назад.

3. «Бокс»

И.п. — стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки.

В. — поочередно разгибая руки, выпрямляя их вперед, будто ты боксер на ринге (5 раз каждой рукой).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛОВКИХ ПАЛЬЦЕВ

1. «Кулачки» Сжимай пальцы  обеих рук  в кулак и разжимай их. (5-10 раз)

2. «Счет» Сгибай пальцы по очереди, как будто считаешь, а затем также по очереди разгибай их (5-8 раз)

3. «Массаж» Обхватывай по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживай по направлению к его кончику. Поменяй руки.

4. «Умывание» Делай такие движения, как будто ты моешь руки.

5. «Встряхивание» Встряхни кистями рук, сначала по очереди, потом двумя сразу. 

ИТОГ:

— Зачем человеку руки?

— Что нужно делать, чтобы наши руки были здоровыми и никогда не болели?

Беседа: «Мои ножки»

Ход беседы

— Ребята отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать

ЗАГАДКА О НОГАХ

Два одинаковых  столба

Идут по дороге,

Мне никак без них нельзя,

Ведь это мои  ….. (ноги)

             — Скажите, зачем нужны человеку ноги? Ноги нужны для того, чтобы передвигаться.

 — Что нужно делать, чтобы ножки были здоровы?

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стекла, колючки, и т.д.).
  2. Нельзя носить обувь без каблука.
  3. Надо держать зимой ноги в тепле.
  4. Летом надо закалять ножки, бегая по песочку или земле.
  5. Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.
  6. При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу-ортопеду.

— А еще надо делать специальные упражнения для ног.

УПРАЖНЕНИЯ для предупреждения плоскостопия

1. Хождение на носках несколько минут по комнате.

2. Ходи по палке, как канатоходец (палка небольшого диаметра и длиной 50 см)

3.Сними носки и перекатывай стопой теннисный мячик. Делай это по очереди то левой, то правой ногой в течение 2-3 минут.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ упражнения для ног

1. Лошадки    И.п. – стать, ступни параллельны, руки на поясе

                        В. – поочередно поднимать правую и левую ногу, согнуть в коленях, опустить их.

2. Велосипед. Лежа на спине, подтяни согнутые в коленях ноги к животу. Попеременно выпрямляй и сгибай ноги, как будто едешь на велосипеде и крутишь педали  (2 минуты).

4. Клещи.  Лежа на спине, согни ноги в коленях. Разводи и своди колени в течение 2 минут.

— Теперь я предлагаю вам поиграть в специальные игры, с помощью которых наши ножки будут здоровыми.

 ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ

1. «Догони мяч»

Дети играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких ребят и предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним.

Он раскатывает мячи в разных направлениях, а каждый ребёнок бежит за мячом, ловит его и приносит воспитателю, который  снова бросает мяч, но уже в другом направлении.

2. «По тропинке»

На полу или земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (две веревки) длинной 2,5 – 3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

3.  «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

(дети показывают)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

(дети показывают)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

(дети прыгают на месте)

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг – и убежал

БЕСЕДА «Зачем нам глаза»

Ход беседы

Разберёмся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?    (Ответы детей)

Проводится игра «Что ты видишь?»

      Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами: «не видно», «темно»).

— А теперь откройте глазки. Что это? (воспитатель  показывает игрушку)

Воспитатель обращает внимание на значимость глаз для человека.

СКАЗКА

       Жила – была девочка Катя. Послала её мама в магазин  за бубликами. Купила Катя бублики и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила бублик, девочка её угостила.

    — Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое  желание, и оно исполниться, — сказала старушка. Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое ей желание загадать. Сначала она хотела много игрушек, но передумала. Потом захотела собаку, как у соседа. Но собака стала громко лаять и рычать. Катя испугалась. Увидев продавца мороженного, девочка решила наесться много мороженного. Но тут она увидела  мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.

 — Мальчик, как тебя зовут?

 — Серёжа.

 — А меня Катя. Давай играть в догонялки.

 — Я не могу бегать. Я слепой, мои глаза не видят.

 — Ничего страшного, — сказала девочка. Сейчас я тебя вылечу

  Взмахнула волшебной палочкой, произнесла своё желание, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, скакать и смеяться.

  Вот как важны для человека глаза!

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить  глаза.
  2. Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
  3. Нельзя близко смотреть телевизор.
  4. Каждое утро надо умывать глазки тёплой водой.
  5. Нельзя лёжа читать книгу или близко наклоняться к буквам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.

1.Вращение глазами  (упражнение выполняется сидя или стоя):

Посмотри одними глазами вверх и задержи взгляд на одну секунду. Теперь смотри вправо (воспитатель меняет направление глаз с помощью игрушки). Затем вниз, потом влево.

2.Жмурки:

Исходное положение тоже. Закрой глаза. Посильнее зажмурь их. Теперь открой глаза  широко.

3.Моргание:

Исходное положение тоже. Моргай глазами несколько секунд.

4.Темнота:

Исходное положение тоже. Ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой, дай своим глазам отдохнуть от света.

5.Массаж век:

Исходное положение тоже. Глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.

ИТОГ:

— Зачем человеку глаза?

— Что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми?

БЕСЕДА: «Зачем надо мыть руки?»

     — Ребята, каждый день,  и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!»

    «Зачем же их так часто мыть? Они же и так чистые?!»

— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

— На самом деле на руках, как и на всех окружающих предметах, содержится  множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание».

— Внимательно посмотрите на свои  руки. Вы видите микробов? Почему?

— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных   увеличительных приборов,  их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

Микроб — ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот. 

* микробы живут везде — в воздухе,  в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и   игрушках и других предметах.

*микробы — это очень   маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

* микробы бывают полезные и вредные
(полезные помогают, а вредные вызывают болезни). 

* чтобы не заболеть –  надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки особенно перед едой

— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы,

попадая внутрь  организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота  и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов? Чтобы не было микробов, надо мыть руки с мылом.

Все болезни у ребят,

От  микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Конспект беседы на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Воспитатель: Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

— А вы, ребята, пробовали витамины?

— Витамины бывают не только в таблетках.

— А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов.  В них много витаминов А, В, С, Д.

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

( Показывать по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название , но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

И так далее.

Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                  Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                  «Выкапывают»  яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами.  Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор,              «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор:              В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

—  Дам в награду слив лиловых,                Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

        Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

        Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

   — Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Виды деятельности в ДОУ

Проводим беседы в подготовительной группе: картотеки и методика

09.07.2018429k

Педагог беседует с детьми

Речевое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста является одним из самых продуктивных способов организации разных видов образовательной деятельности. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) на первое место в группе словесных приёмов выходит беседа. Она позволяет не только решать программные учебно-воспитательные задачи, но и приучает ребят к диалогу со взрослыми, товарищами, то есть к основной форме взаимодействия на следующей ступени образования в школе.

Зачем проводятся беседы в подготовительной группе

В старшей и подготовительной группах спектр тем для разговоров существенно расширяется. При этом содержание беседы, определённое программным материалом (ознакомление с необходимым набором навыков в разных профессиях, историей, понятиями прав и обязанностей и пр.) и видами деятельности детей (играми, трудовой активностью), расширяется за счёт обсуждения личного опыта ребят в том или ином вопросе. Что, в свою очередь, определяет целевые ориентиры этого словесного приёма:

  • учит делать выводы по той или иной теме, привлекая собственный практический и эмоциональный опыт (так, беседуя на тему положительных и отрицательных персонажей в сказках, дети могут находить хорошие черты в «плохих» героях, опираясь на свои чувства, например, сочувствуя волку из «Трёх поросят», который просто хотел кушать, поэтому так себя вёл, и, возможно, ему самому это было неприятно);
  • активизация монологической и диалогической речи ребят (слово педагога должно составлять не более ¼ всей беседы);
  • воспитывать уважение к чужой точке зрения (поскольку вопросы беседы в основном носят проблемный характер, мнения детей, особенно в отношении оценки поступков, могут отличаться).

Педагог и дети беседуют по содержанию картинок

В процессе беседы ребята учатся логично выстраивать монологические высказывания и своевременно включаться в обсуждение

Воплотить эти цели беседы помогает решение следующих задач:

  • выстраивание беседы вокруг вопросов проблемного или поискового характера;
  • повышение уровня качества речи за счёт увеличения доли монологов и диалогов, причём высказывание ребёнка соответствует композиционным законам, то есть имеет начало, доказательное раскрытие темы вопроса, заключение;
  • формирование умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, привлекая личный опыт.

Виды бесед в подготовительной группе, картотеки

Разговоры с детьми 6–7 лет разнообразны не только по тематике, но и по видам. Иными словами, в подготовительной группе педагог организует беседы всех видов, практикуемые в детском саду. И, как и в прошлом году, особое внимание уделяется разговорам познавательного и этического направления.

Педагог общается к аудитории детей

В подготовительной группе преобладают беседы на познавательные и этические темы

Таблица: примеры познавательных и этических бесед в подготовительной группе

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

Тема Цель Xод беседы
Познавательные беседы
«Где можно играть?»
  • систематизировать знания ПДД для пешеходов;
  • убедиться в опасности игр на проезжей части.
Педагог зачитывает рифмовку:

  • Правил дорожных На свете немало. Все бы их выучить Нам не мешало, Но основное из Правил движения Знать, как таблицу Должны умножения. На мостовой — не играть, Не кататься, Если здоровым ты хочешь остаться!

Дети играют в игру «Самокат». Под рифмовку сгибают одну ногу в колене, другой ножкой имитируют движение отталкивания, скользя ею по полу:

  • Самокат! Самокат! Самокат, очень рад! Сам качу, сам качу Самокат, куда хочу!

После чего дети отвечают на вопросы:

  • «Почему опасно играть на мостовой?»;
  • «Где можно кататься на коньках, лыжах, самокатах?» и др.
«Я — человек»
  • формировать представление о человеке как о существе разумном, являющимся при этом частью природы;
  • привлекать к исследовательской деятельности;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • стимулировать творческий взгляд на мир.
Дети называют части тела человека, называя функции каждой. Сравнивают с животными и растениями, приходят к выводу о том, что различие — в осознанности действий человека, то есть только человек — существо разумное.
Педагог предлагает выяснить, чем же люди отличаются в широком смысле (полом). Ребята делятся на две команды: девочек и мальчиков, считают количество детей в одной и в другой, определяют, что внутри групп они различаются цветом глаз, волос, ростом, весом. По картинкам с отдельными частями тела дети составляют модель своей внешности. После чего рассказывают о себе.
Педагог предлагает сложить свои имена из букв разрезанной азбуки.
Подведение итогов: человек — часть природы, все люди разные и отличаются рядом внешних и внутренних характеристик.
«Xлеб»
  • воспитывать уважение к хлебу и людям, чьи профессии связаны с производством хлеба;
  • учить составлять рассказ, используя картинки.
Педагог загадывает детям загадку:

  • Мягкий, пушистый и душистый Он чёрный и белый, А бывает подгорелый … (хлеб).

Воспитатель спрашивает, какой бывает хлеб. Дети отвечают, что белый, чёрный, мягкий, чёрствый и пр.
Взрослый рассказывает о технологии производства хлеба. Дети, подбирая иллюстрации в подходящем порядке, обобщают стадии этого процесса.
Игра «Кто больше»: педагог бросает мяч детям, те называют любое хлебобулочное изделие.
Физкультминутка:

  • В землю зёрнышко попало (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся.

Дети составляют по одному предложению с названием любого хлебобулочного изделия.
Итог: хлеб — всему голова.

«Овощи»
  • систематизировать представление об овощах и их важности для организма человека;
  • выяснить, какие животные помогают вырастить хороший урожай.
Педагог предлагает детям нащупать в «волшебном мешочке» предмет и сказать, что это. После чего воспитатель просит малышей назвать все муляжи одним словом: овощи. Дети отвечают на вопросы:

  • «Где растут овощные культуры?»;
  • «Как называются люди, занимающиеся выращиванием овощей?»;
  • «Зачем выращивать овощные культуры?»;
  • «В каком виде можно кушать овощи?».

Педагог просит детей разложить овощи на два коврика: один чёрный, на него нужно положит те овощи, у которых мы едим корешки, а второй — зелёный, на нём нужно расположить те культуры, у которых мы кушаем вершки.
Педагог просит назвать животных, которые полезны для овощей. Дети смотрят на картинки и комментируют иллюстрации:

  • крот и черви роют землю, и корешки дышат;
  • лягушки съедают слизней, портящих капусту.

Итог беседы: овощи очень полезны, но чтобы их вырастить, нужно приложить много труда.

Этические беседы
«Что мы знаем о маме?»
  • формирование собирательного образа мамы;
  • воспитывать необходимость оказывать мамам помощь в ежедневных делах.
Воспитатель зачитывает рифмовку:

  • Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она родная, мама дорогая.

Затем педагог просит малышей рассказать о своей маме: что ребёнок испытывает к своей маме, какие слова ей говорит.
Воспитатель обращается к детям за разъяснением понятия «золотые руки» и просит рассказать, как малыши помогают мамам по дому.
Затем педагог организует игру с мячом «Как я помогаю маме»: бросает детям по очереди мяч, они ловят и говорят, как помогают.
Итог: на маме держится семья, дети должны ей помогать.

«Моя семья»
  • расширять представление о понятии семьи;
  • уточнить знания родственных отношений;
  • формировать навык давать оценку собственным поступкам и поступкам других людей.
Педагог вводит ребят в тему с помощью стихотворения:

  • Семья — это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней ни был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе.

После чего дети играют в лото «Семья»: каждый получает карточки с изображением мамы, папы, бабушки и др. Затем по очереди достают из коробочки маленькую карточку с иллюстрацией какого-либо занятия и кладут рядом с родственниками по порядку. Например, «Мы с дедушкой лепим пельмени». Если такого не было, маленькую карточку нужно вернуть в коробочку. Выигрывает тот, кто закрыл все карточки.
Дети дают определение понятию семья, вспоминают пословицы и поговорки по теме.
Педагог рассказывает сказку «Семья волшебников»: «В одной обычной семье волшебников как-то случилось невероятное: мальчик Вася перестал слушаться маму, которая попросила его почистить сапоги-скороходы. Тогда мама объявила, что не будет слушаться папу: вот придёт он с работы и попросит расстелить скатерть-самобранку, а мама и скажет, что отдала её в химчистку. Услышал это папа и объявил, что дедушку он тоже теперь перестаёт слушаться: скажет тот, чтоб папа ковёр-самолёт почистил от пыли, а папа ему и откажет. А дедушка тоже в долгу не остался: говорит, мол, всё, больше не буду слушаться бабушку: поливать её волшебную яблоньку или золотую рыбку кормить. Бабушка посмотрела на Васю и заявила, что и она больше не будет его слушаться и шапку-невидимку не свяжет. Подумал Вася, подумал, и решил, что маму слушаться надо, тогда и остальные будут друг другу помогать. Вот и получится у них волшебная семья».
Педагог спрашивает ребят, волшебные ли семьи у них.
Итог: семья — это любовь, забота и уважение.

«Дружба»
  • систематизировать понятия «друг», «дружба»;
  • учиться понимать и оценивать поступки других людей;
  • развивать навыки коммуникации;
  • воспитывать отзывчивость.
Педагог предлагает сыграть в «Клубок дружбы»: дети, сидя по кругу, разматывают клубок ниток, передавая который говорят товарищу приятные слова.
Воспитатель спрашивает, легко ли было говорить хорошие слова, затем переходит к сути разговора и предлагает ребятам ответить на такие вопросы:

  • «Как вы понимаете, что такое дружба?»;
  • «По каким качествам вы выбираете друзей?»;
  • «Что делать, чтобы друзей было больше?»;
  • «А с кем вы бы ни за что не подружились?»;
  • «Могут ли мамы и папы быть вашими друзьями?».

Дети вспоминают пословицы о дружбе, а затем подбирают картинки, подходящие по содержанию к рассказам «Три товарища» В. Осеевой, «Друг детства», «Друзья познаются в беде» В. Драгунского.
Воспитатель предлагает сыграть в игру «Живые картинки»: одна мини-группа получает картинку и жестами и мимикой описывает происходящее на ней. Вторая мини-группа пытается их пантомиму описать словами.
Завершается беседа игрой «Гусеница»: дети с мячами становятся в колонну по одному, зажимая мячик между своим животом и спиной впереди стоящего товарища. Таким образом под песню «Если с другом вышел в путь» дети передвигаются по комнате.
Воспитатель с детьми подводит итог: друзей нужно беречь.

«Как вести себя с книгой»
  • систематизировать знания правил обращения с книгами;
  • воспитывать уважение к печатным изданиям.
Педагог показывает разорванную книгу, которую испортил Незнайка. Взрослый просит детей дать оценку поступку Незнайки и объяснить мальчику, почему с книгами нужно аккуратно обращаться.
Затем воспитатель предлагает почитать рассказ из порванной книги и останавливается на самом интересном месте: странички нет — её Незнайка вырвал. Дети формулируют для Незнайки правила обращения с книгами:

  • не рвать;
  • не мять;
  • не разрисовывать;
  • ухаживать.

Незнайка осознаёт, что вёл себя неправильно, предлагает детям вклеить страничку, чтобы дочитать рассказ. Педагог дочитывает и вместе с детьми подводит итог: книги надо беречь.

Это интересно. Содержание познавательных и этических бесед в подготовительной группе тесно переплетается, так как возраст детей позволяет рассматривать ту или иную проблему с разных сторон, затрагивая и одну, и другую области.

Дети сидят полукругом

Тематика познавательных и этических бесед в подготовительной группе тесно переплетается

Картотеки бесед разных видов в подготовительной группе

Как и в старшей группе, составление картотеки бесед с детьми 6–7 лет основывается на принципе группировки по темам или образовательному направлению. Картотеки по теме удобны тем, что педагогу легче подобрать подходящую для конкретного занятия беседу. Например, ознакомиться с образцом тематической картотеки на тему «Семья» можно в работе воспитателя Зарубиной О.С.

Организация картотеки по образовательному направлению в силу увеличения количества изучаемых тем является более удобным вариантом. Так, с примером блока бесед по воспитанию здорового образа жизни можно ознакомиться в работе воспитателя Тозиковой М.И.

Очень важно в работе с детьми 6–7 лет повторять и обогащать культурно-гигиенические навыки. Поэтому без бесед по этому направлению не обойтись. Вариант составления картотеки можно увидеть в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Календарно-тематический план ситуативных бесед в подготовительной группе на разные темы представлен в работе Лисенковой Л. здесь

Беседы прецедентного характера могут проводиться также приглашёнными специалистами. Например, разговор с представителем правоохранительных органов о правилах дорожного движения или с врачом о важности прививок.

В подготовительной группе не менее актуальными остаются утренние беседы, дающие представление о тематике дня, а также позволяющие подбирать проблему для ситуативного обсуждения, то есть вопроса, возникшего по ходу пребывания ребят в группе. Получить представление о таком блоке бесед можно в публикации воспитателя Нищетовой Д.С.

Это интересно. В силу особенностей формата индивидуальных бесед, а именно организации по мере необходимости, их тематика берётся из блоков по конкретным образовательным областям: например, из картотеки по КГН, если ребёнок забывает мыть руки или неаккуратно кушает.

Педагог показывает детям книгу

Составление картотек бесед облегчает выбор подходящего разговора под тематику отрезка образовательного процесса

Как составить перспективный план бесед в подготовительной группе

С ребятами 6–7 лет беседы разных видов проводятся каждый день. Поэтому для включения в работу разных видов разговоров педагог составляет перспективный план, в котором указывает вопросы для каждой беседы в рамках направления развития личности малыша.

Таблица: фрагмент перспективного планирования бесед в подготовительной группе (на сентябрь, декабрь)

Автор — Пушкарёва И.А., воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга», г. Югорск, Ханты-Мансийский АО.

Направление 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
Ребёнок входит в мир
социальных отношений
Тема: «Как я провёл лето»

  • Куда ты ездил летом?
  • Что ты видел интересного во время поездки?
  • Чем занимался на отдыхе?
Тема: «Откуда хлеб на столе?»

  • Почему говорят: «Хлеб — всему голова»?
  • Откуда появляется хлеб на столе?
  • Можно ли выбрасывать хлеб? Почему?
Тема: «Кто делает игрушки?»

  • Ты любишь играть в игрушки?
  • Как ты относишься к игрушкам?
  • Что ты делаешь со сломанными игрушками?
Тема: «Я живу в России»

  • В какой стране ты живёшь?
  • Что ты знаешь о своём городе?
  • За что ты любишь свой город?
Ребёнок в мире природы Тема: «Такие разные насекомые»

  • Какие виды насекомых ты знаешь?
  • Чем насекомые отличаются от животных?
  • Чем насекомые питаются?
  • Зачем нужны насекомые?
Тема: «Птицы»

  • Можно ли отличить птицу от насекомого?
  • Куда улетают птицы осенью? Почему?
  • Как их называют?
  • Какую пользу приносят птицы?
Тема: «Красота осенней природы»

  • Знаешь ли ты с какого дня (по календарю) начинается осень?
  • Какой бывает осень?
  • Как деревья готовятся к зиме?
  • Листья каких деревьев осенью краснеют?
Тема: «Грибы»

  • Ты ходил когда-нибудь за грибами?
  • Какие грибы вы нашли в лесу?
  • Как нужно собирать грибы?
  • Что вы делали с грибами дома?
Ребёнок входит в предметный мир Тема: «Скоро в школу»

  • Что такое школа?
  • Кто работает в школе?
  • Зачем дети ходят в школу?
  • Как себя должны вести в школе ученики?
Тема: «Я посещаю библиотеку»

  • Для чего нам нужны книги?
  • Где хранятся книги?
  • Кто работает в библиотеке?
  • Что делает библиотекарь?
Тема. «Человек трудился всегда»

  • Зачем трудился древний человек?
  • Чем добывал пищу человек?
  • Каждую ли работу можно назвать профессией?
Тема: «Сельские профессии»

  • Как называются люди, которые выращивают хлеб?
  • Кто работает в животноводстве?
  • Что делают доярка, скотник, пастух?
  • Какими они должны быть?
Валеологическое просвещение ребёнка Тема: «Я — человек»

  • Назови отличия человека от животных.
  • Зачем человеку имя?
Тема: «Что такое здоровье?»

  • Как я устроен?
  • Что такое болезнь?
  • Назови помощников здоровья.
Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

  • Назови первого друга здоровья.
  • Значимость личной гигиены для здоровья.
Тема: «Зачем нужны врачи»

  • Для чего людям нужны врачи?
  • К какому врачу ты обратишься, когда у тебя заболит ухо?
Ребёнок в мире других людей Тема: «Что такое детский сад?»

  • Как вы думаете, для чего нужны детские сады?
  • Кто заботится о вас в детском саду?
Тема: «Как надо здороваться?»

  • Что мы говорим, когда встречаем знакомых нам людей?
  • Можно ли сказать незнакомому человеку «привет»?
Тема: «Кто и зачем придумал правила поведения?»

  • Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?
  • Что было бы, если бы правил поведения не существовало.
Тема: «Труд взрослых осенью»

  • В какое время года люди собирают урожай?
  • Отчего зависит хороший урожай?
Декабрь
Ребёнок входит в мир
социальных отношений
Тема: «Как вызвать врача на дом»

  • Что делать, если заболел живот?
  • Как вызвать врача на дом?
  • Что ты знаешь о профессии врача?
Тема: «Зачем и как нужно закаляться»

  • Что ты делаешь для того, чтобы не болеть?
  • Как ты закаляешься?
  • Полезно ли закаливание для организма?
Тема: «Я горжусь трудом своих родителей»

  • Кем работают твои родители?
  • Что тебе рассказывают родители о своей профессии?
  • Кем ты станешь, когда вырастешь?
Тема: «Наши добрые дела в природе»

  • Может ли человек жить без природы?
  • Какой вред человек наносит природе?
  • Как и чем мы можем помочь природе?
Ребёнок в мире природы Тема: «Солнце и планеты»

  • Как называется наша планета?
  • Какие планеты ты знаешь?
  • На какой планете будет больше света и тепла — на самой близкой к солнцу или на самой дальней от него?
Тема: «Животный мир Севера»

  • Какая погода на Севере?
  • Как приспособились животные к жизни на севере?
  • Есть ли враги у этих животных? Как они защищаются?
Тема: «Зимние явления природы (снег, иней, лёд)»

  • Назови первые признаки зимы.
  • Что такое снег?
  • Почему зимой идёт снег, а не дождь?
  • Что происходит зимой с водоёмами?
Тема: «Птицы зимой»

  • Почему некоторые птицы улетели?
  • Какие птицы остались у нас на зиму?
  • Почему птиц в городе стало больше?
Ребёнок входит в предметный мир Тема: «Откуда хлеб пришёл»

  • Из чего делают хлеб?
  • Какая бывает мука?
  • Кто убирает зерно?
  • Что с зерном происходит дальше?
Тема: «Кто хлеб печёт?»

  • Что можно печь из муки?
  • Кто печёт хлеб?
  • Что нужно пекарю, чтобы замесить тесто?
  • Как называются изделия из теста?
Тема: «Бытовая техника»

  • Какие предметы помогают человеку в быту?
  • Могут ли бытовые приборы быть опасными?
  • Можно ли без взрослых пользоваться бытовыми приборами?
Тема: «Новогодние праздники»

  • Как мы празднуем Новый год?
  • Кто приходит в гости?
  • Как мы украшаем свой дом?
  • Вы любите получать подарки?
Валеологическое просвещение
ребёнка
Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

  • Какая польза от свежего воздуха?
  • Значение воды для здоровья.
Тема: «Как нужно ухаживать за кожей?»

  • Как часто нужно мыть руки, ноги, тело?
  • Зачем стричь ногти?
  • Для чего нужно расчёсывать волосы?
Тема: «В здоровом теле — здоровый дух»

  • Что такое здоровый образ жизни?
  • Для чего нужно делать гимнастику?
Тема: «О правилах поведения в общественном транспорте»

  • Какие опасности могут нас поджидать в общественном транспорте?
  • Можно ли во время движения высовываться из окна?
Ребёнок в мире других людей Тема: «Семьи большие и маленькие»

  • Назови членов своей семьи.
  • Кого ещё можно отнести к членам семьи?
Тема: «Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми»

  • Почему незнакомый человек может быть опасен для ребёнка?
  • Как может выглядеть опасный человек?
  • Всегда ли приятная внешность означает добрые намерения?
Тема: «Как надо вести себя в гостях?»

  • Если тебя пригласят в гости, что ты будешь делать?
  • Как нужно вести себя в гостях?
Тема: «Новый год — семейный праздник»

  • Какой праздник скоро мы будем встречать?
  • Как дома вы готовитесь к празднику?
  • Что для тебя самое радостное на празднике?

Как составить конспект проведения беседы в подготовительной группе

Структура беседы является универсальной вне зависимости от вида, направления или возраста детей. При этом хронометраж разговора в подготовительной группе увеличивается до 25 минут. Это время распределяется между тремя этапами проработки вопроса:

  • введением в проблему — до 2 минут (сокращение времени на этом этапе в сравнении с предыдущим годом объясняется тем, что дети 6–7 лет способны быстрее концентрироваться);
  • основным этапом беседы — до 20 минут, то есть разработкой темы в беседе при помощи объяснения, чтения стихотворений, загадок, использования наглядности, а также проведения физкультминутки;
  • итоговым — до 3 минут (в подготовительной группе воспитатель лишь направляет ход мыслей детей, но не проговаривает выводы за ребят, как это практиковалось в средней группе и частично в старшей).

Педагог беседует с детьми от имени игрушки

Беседа в подготовительной группе, как и младших, средней и старшей, может проводиться от лица персонажа-игрушки

Таблица: Кондрашова О.Н., конспект беседы в подготовительной группе на тему «Для чего нужно учиться»

Этап Содержание
Вводный Появление сказочного героя Незнайки. (Грустно здоровается с ребятами)
Воспитатель спрашивает о том, почему он такой грустный.
-Вот и 1 сентября. Надо идти в школу. А я не хочу туда ходить! Не хочу учиться!
-Незнайка, учиться нужно обязательно.
-Ребята, расскажите нашему гостю, зачем нужно учиться? (Ответы детей)
Воспитатель обращается к Незнайке с вопросом, кем он будет работать, когда станет взрослым.
— Я буду врачом. Мы с ребятами часто играем в больницу. Я всё уже знаю. Всех вылечу!
Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы пойдёте лечиться к такому доктору?» (Ответы детей)
-Незнайка, учиться надо, чтобы стать врачом. Сначала в школе, потом в других учебных учреждении (Например, университете).
-Понятно… А думал, что всё знаю.
— Скоро и ребята станут учениками. А знания, полученные в школе, пригодиться в вашей жизни.
Сейчас вы увидите одну историю про поросят, которые тоже не хотели учиться в школе.
Основной Жили-были поросята,
Очень дружные ребята,
Никогда не занимались,
Целый день они игрались.
Им учиться было лень,
Только бегали весь день.
Но однажды в магазин мама их послала,
Говорит: «Нет молока, да и хлеба мало,
Ну а на остальные деньги, детки,
Купите себе конфетки».
А в магазине продавец-
Серого Волка сестрица,
Рыжая и хитрая Лисица.
Деньги у них она взяла,
Товар им продала,
А сдачу не дала.
И сказали грустно детки:
«Молоко да хлеб.
А где ж конфетки?»
Лисица слегка улыбнулась,
Тихонечко она облизнулась.
— Наверное, денег мало взяли,
А может быть, потеряли.
Плачут бедные поросята,
Вот как бывает, ребята.
-Почему так огорчились поросята?
-Ребята, а почему с ними приключилась такая беда?
Придумайте продолжение этой истории (варианты детей).
Вывод:
Чтобы в такие ситуации не попадать,
Научитесь, ребята, читать и считать.
В школу нужно ходить обязательно
И слушать учителя очень внимательно.
Итоговый Незнайка говорит: «Я обязательно буду ходить в школу. И буду самым внимательным».
-Ребята, продолжите предложение: «Учиться нужно для того, чтобы…»

Видео: беседа на тему патриотического воспитания в подготовительной группе

Беседа в подготовительной группе является своего рода подготовкой ребят к следующему образовательному этапу. Этот приём не только расширяет границы познавательных интересов детей, воспитывает уважение к собеседникам, но и приучает работать в формате диалога — наиболее продуктивной форме учебно-воспитательного взаимодействия в школе. Всё это увеличивает целесообразность и значение методически грамотно составленных картотек бесед разного вида.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(13 голосов, среднее: 4.3 из 5)

Поделитесь с друзьями!

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ
БЕСЕДЫ НА ТЕМУ :

 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

(старшая группа)


Цель:Закрепить знания детей
по нравственному воспитанию.

Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о вежливом человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление,
наблюдательность, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа
– диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение
итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл
Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята,
Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.

Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну
как дела?»

Когда же6 моя бабушка назад домой
вернулась,

Я до свидания ей сказал, она мне
улыбнулась.

Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята,
Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет
быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка?
(Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной
ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а
сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас
детей вежливыми словами.

Воспитатель бросает детям мяч и дети
по очереди называют вежливые слова.

Воспитатель. Вот видите,
ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого
мир вокруг станет добрее.

Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята,
Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.

1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы,
ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем
физкультминутку.

Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы,
ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!

Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в
глаза,

И тихо, и робка он вот что сказал:
— Прошу вас, вы так на меня не
смотрите,

Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам
понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что
сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)

Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые
слова вы знаете?

3)Кто приходил к нам в гости?

ПЛАН
– КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ НА ТЕМУ:

 «УЧИМСЯ
ИГРАТЬ И РАБОТАТЬ ДРУЖНО»

 (старшая
группа)

Цель: Объяснить
детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг
другу.

Задачи: Учить умению контролировать своё поведение. Совершенствовать
себя как личность через общение с людьми. Сдерживать себя и прислушиваться к
мнению других. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнёра
при выполнении работы вдвоём.
 
Оборудование: Листы с
изображением двух рукавичек на каждую пару детей. Наборы цветных карандашей на
каждый стол. Чистые листы на двоих детей и листы с изображением незаконченного
рисунка, так же на двоих детей.

Предварительная работа: Просмотр
подбора иллюстраций «Как играть вместе».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы
любите играть? (да).

Воспитатель: А как вам
больше нравится играть: одному или с друзьями? (разные ответы детей).

Воспитатель: А почему
лучше с друзьями? (одному скучно).

Воспитатель: Когда
играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить
много ролей, развернуть сюжет. Вдвоём интереснее рисовать, отгадывать загадки,
ребусы, лабиринты, побегать. Ребята, а когда вы играете с друзьями, никогда не
ссоритесь? (ссоримся).

Воспитатель: А хотите
научиться играть дружно и не ссориться? (хотим).

Воспитатель: Вот мы
сейчас и будем тренироваться играть дружно. Рассаживайтесь за столами по два
человека.

Воспитатель: На каждом
столе лежат рисунки и карандаши. Посмотрите, на рисунке две варежки. Каждый из
вас разукрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми.

(Когда дети закончат работу,
опрашиваю каждую пару).

Воспитатель: Кто из вас
придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чём думали по-разному?
Понравилось вам вместе рисовать? А теперь поменяйтесь парами.

(дети меняются парами). 
Воспитатель: Надо
выполнить вдвоём следующее задание. Внимательно рассмотрите два рисунка. Они
очень похожи, но всё-таки чем-то отличаются. Найдите различия, их надо найти
вам вместе. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, как
легче искать различия: по одному или по двое? Вы не ссорились? (ответы детей).
 
Воспиьтатель: Молодцы!
Вы умеете играть и работать дружно. Но, к сожалению, это не всегда бывает. Вот
послушайте, как играли Маша и Петя в рассказе «Лабиринт».

Однажды Маша и Петя захотели
поиграть в лабиринт. Взяли они машины, расставили их в гаражи… Поехали!

Вскоре встретились на узкой дорожке
Машина и Петина машины.
 
«А, ну-ка, дай я проеду!» —
потребовал Петя. «Ещё чего! Это ты уходи с дороги!» — ответила Маша. «Ах так!»
— разозлился Петя, схватил Машину машину и сбросил с дороги. «Ну и не буду
играть с тобой», — сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам её потекли
слёзы.

Так и не получилась у ребят игра
«Лабиринт».

Воспитатель: Ребята, как
вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте
посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид.
(предложения детей).

Воспитатель: Ребята, а
давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их и прикрепим
куда-нибудь на видное место. (дети соглашаются, начинают формулировать
правила).

Воспитатель: Как вы
думаете, если вы будете одновременно говорить, не слушая друг друга, можно о
чём-то договориться? (нет).

Воспитатель: Вот так и в
игре. Значит первое правило: Говори по очереди и не перебивай друг друга.

Воспитатель: Ребята, а
вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушает мнения других
детей? (нет).

Воспитатель: Значит,
второе правило: Когда скажешь своё мнение, спроси остальных, согласны ли и как
они думают.
 
Воспитатель: А вам
нравятся дети, которые жадничают? (нет). Вот и третье правило: Делись
игрушками, не жадничай.

Воспитатель: А если ваш
друг не захотел уступить вам игрушку? Вы обидитесь на него за это? (ответы детей).

Воспитатель: Вот вам и
четвёртое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость.

Воспитатель: А теперь
давайте попробуем работать вместе, используя наши правила.

Подумайте и нарисуйте, что на свете
жёлтого цвета. Вы рисуете вдвоём на одном листе. Чтобы легче было выполнять это
задание, повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Когда вы
согласны друг с другом, кивните головами. А если нет, то уточните мнение друг
друга.

(После выполнения задания беседую с
детьми)

Воспитатель: Ребята,
интересно было работать вместе? О каких правилах вы помнили, когда рисовали?
Какие чувства у вас возникли? Какое правило оказалось самым трудным для вас? А
теперь работа усложняется. В следующем задании на листе нарисована незаконченная
линия. Обсудите вместе, в какую фигуру её можно превратить. Это задание
потребует предварительного обсуждения всех вариантов. Не забывайте о правилах!

(Дети приступают к выполнению
задания, затем обсуждаем)

Воспитатель: Кто из вас
придумал этот рисунок? С чем вы согласились? Думали ли по-другому? Что каждому
из вас понравилось в этом задании? Вам понравилось работать вместе? И мне очень
понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились,
уступали друг другу, старались друг друга понять. Так поступают настоящие
друзья. А теперь давайте поиграем в словесную игру «Закончи предложение».

Мой друг…
Мне нравится в моём друге…
Я желаю моему другу…
Мне с моим другом…
У моего друга…
Я знаю, что мой друг…
Я хочу, чтобы мой друг…
Такой, как мой друг…
Мой друг умеет…
Мой друг самый…

Воспитатель: Какие вы
молодцы! Желаете своему другу самого хорошего. Вот сегодня, выполняя разные
задания, каждый из вас чему-то научился. Подумайте и скажите, чему вы сегодня
научились (ответы детей).

Воспитатель: А теперь
поблагодарите друг друга за совместную работу и постарайтесь помнить всегда
наши правила, когда будете играть и работать вместе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ДОБРОТЕ»

СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: «Беседа о доброте»

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»

Развивающие:

— развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия, толерантность;

— повышать творческую активность дошкольников

Воспитательные:

— воспитывать уважение к людям, любовь к ближним и заботу о них

Структура занятия:

Вступительное слово

Сообщение темы и цели занятия

Беседа по теме занятия

Проведение игры «Мамины помощники»

Физминутка

Игра «Вспомним пословицы»

Аппликация «Солнце доброты»

Добрые дела

Заключительная часть

Ход занятия

Вступительное слово

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

— Здравствуйте, я очень рада видеть ваши добрые лица! Давайте друг друга поприветствуем и улыбнемся.

И начнется наше путешествие на планету «Доброты». Повернитесь, покружитесь и на планете окажитесь!

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, как вы думаете, что означает слово «доброта»? (заботливое, дружеское отношение).

Сейчас, мы с вами поговорим о доброте и узнаем зачем же человеку нужно быть добрым.

Доброта – вещь удивительная. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом, тогда-когда это так необходимо человеку. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества.

Беседа по теме занятия

Ребята, скажите, в чём же проявляется доброта? (любовь к всему живому)

Доброта – это нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Доброте нужно учиться с самого детства.

Какого человека мы можем назвать добрым?

(Внимательного, отзывчивого, любящего, заботливого, щедрого, ласкового человека)

А как вы думаете доброту можно потрогать? Можно ли её попробовать на вкус? А можно ли её увидеть?

— доброта проявляется в наших с вами поступках, в действиях, чувствах. А вы совершаете добрые поступки?

А сейчас мы посмотрим, как вы помогаете своим близким.

Проведение игры «Мамины помощники»

Дети встают в круг и мячик передается по кругу, тот у кого мячик говорит, что он сделал или сделает доброе и нужное для своей семьи!

Физминутка

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он солнцу.

(дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

(дети встают на вторую ногу и тоже тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место!

(дети садятся на место).

Игра «Вспомним пословицы»

Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду зачитывать пословицы, а вы подумаете и скажите какие пословицы говорят о доброте.

— Свет не без добрых людей;

— Всякое умение трудом дается;

— Сделав добро, не кайся;

— Мало хотеть, надо уметь;

— Век живи — век учись;

— Жизнь дана на добрые дела;

— Без наук – как рук;

— От добра, добра не ищут;

— Дружба дороже денег;

— Доброта без разума пуста;

— Про доброе дело говори смело;

— Мир правдой держится;

— Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Аппликация «Солнце доброты»

На желтом и оранжевом картоне обводим ладошки и вырезаем их, и приклеиваем их в виде солнца.

Добрые дела

— Какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

— Уступить место в автобусе пожилым людям.

— Защищать девочек и маленьких детей.

— Не грубить старшим.

— Помогать близким.

— Быть добрым!

Каждый из вас должен выработать у себя доброе отношение к людям.

Ребята, нам нужно возвращаться в группу, и мы обязательно будем пользоваться навыками доброты.

Повернись – покружись в группе окажись!

Заключительная часть

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.

— О чем мы с вами говорили?

— Что больше всего запомнилось?

— Вам понравилось?

— У вас хорошее настроение?

— С чем можно сравнить добро? (с солнцем, радугой, с цветами)

До новых встреч друзья!!!

Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры

Автор: Тузова Елена Борисовна

Организация: МАДОУ д/с №100

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать, далее в статье.

Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее

В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа – это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.

Предварительная работа.

Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.

Содержание беседы.

Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.

+

План беседы.

В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.

Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.

Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста

— Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?»

— Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»

— Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»

— Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате?», «Почему?»

— Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно?», «Почему?»

Формулировка вопросов.

Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.

Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.

Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахера»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.

Проводите беседы по пяти основным разделам

Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов. Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог планирует использовать.

Беседы о Родине и ее достопримечательностях.

В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.

Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее.

Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.

Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе.

Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.

+

Беседы для расширения кругозора ребенка.

Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.

Беседы по основам безопасного поведения.

Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.

Примеры тем бесед по разделам

Раздел

Тема беседы

Беседы о Родине и ее достопримечательностях

— Что такое Родина, большая и малая Родина

— Золотое кольцо России

— Семь чудес России

— Защитники Отечества

— Богатыри- защитники земли Русской

— О природном климате России

— О праздниках России

Познавательные беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее

— Службы, которые помогают людям в быту

— Службы, которые помогают людям совершать операции с деньгами

— Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии

— Службы помощи на страже здоровья

— Службы спасения в чрезвычайных ситуациях (МЧС)

— Службы, которые помогают людям путешествовать

— Службы безопасности на улицах города

Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе

— Как надо знакомится

— Гостеприимство

— Почему надо уметь мирится и договариваться

— Забота о пожилых людях

— Что такое дружба и кого можно называть другом

— Кого называют интеллигентным человеком

— Что такое этикет и как надо себя вести во время еды

— Моя семья, моя родословная

Беседы, чтобы расширить кругозор ребёнка

— Что мы знаем о науке и технике

— Что мы знаем о космосе

— Виды транспорта, помогающие людям путешествовать

— Что такое музыка и как она рождается

— Планета Земля- наш дом

— Солнце и солнечная система

— Что мы знаем об архитектуре

— Как появились театры и за что мы их любим

— Спорт и олимпийские игры

— Что мы знаем о морях

Беседы по основам безопасного поведения

— Поведение при пожаре

— Твои помощники на дороге

— Безопасное поведение на природе

— Ядовитые и лекарственные растения

— Опасные насекомые

— Правила поведения при грозе

— Не все грибы съедобны

— Безопасное поведение при общении с домашними животными

Опубликовано: 26.09.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Память народа как найти солдата
  • Требуемый ресурс занят при копировании с телефона как исправить
  • Что такое сила как найти равнодействующую силу
  • Как найти диаметр дома
  • Как найти удаленные фотографии в снапчате