Как составить конспект схему на главу

Рекомендации
по созданию схематизированного конспекта

для
студентов 1 курса СПО

Цель создания
схематизированного конспекта:

1.      упрощение
задачи восприятия и запоминания информации;

2.      развитие
навыка выделять главное;

3.      развитие
мышления (анализа, синтеза, систематизации информации)

Практическая
значимость для дальнейшего обучения: подготовка к защите дипломного проекта.

Информационный
материал: текст учебника

Результат: оценка
от 0 до 5 баллов за конспект (часть итогового рейтинга)

Правила
работы с текстом

Так как текст
учебный, к нему приведены вопросы (даются в конце текста).

1.      Составление
конспекта начинается с анализа заголовка параграфа и вопросов в конце него.

Задача работы с
текстом – создать такой конспект, в котором в виде схем/таблиц/последовательностей
будут даны ответы на вопросы к параграфу + изложена вся важная информация,
представленная в тексте.

2.      Понятия, встречающиеся
в тексте, в конспекте выделяются графически (например, большими буквами), его
определение – сокращается при возможности до минимума при полном сохранении
смыла (например, слово «совокупность» заменить на «все»).

3.      Использовать
графические символы часто встречающихся слов (например,
существовать/развитие/функция и т.п.) – общий набор знаков-символов даётся на
первом занятии.

4.      Первый раз
прочитать сразу половину или третью часть всего параграфа в зависимости от его
объема (а не по абзацам, параллельно конспектируя его); в процессе чтения
постараться увидеть логические информационные блоки, соотнести их друг с
другом.

5.      Второй раз
текст читается уже по абзацам с целью выделения главной мысли и определения
визуального способа её фиксации в конспекте (определение понятия,
характеристики/функции процесса, таблица, схема), одновременно с этим
производится конспектирование информации.

6.      Проверка
конспекта на эффективность: как минимум конспект должен содержать
графические/текстовые элементы, в которых дан ответ на все вопросы к параграфу.

7.      Стараться
не использовать текстовыделители разных цветов (только синяя ручка + можно один
текстовыделитель)

Приемы
схематизации текста:

— выделение
понятий графически (например, большими буквами)

— цифровка
перечней столбиком:

1.

2.

3.

— выделение
характеристик чего-либо знаками «-» или «*»

— создание таблиц

— создание схем
(чаще всего для классификаций: горизонтальные одноуровневые (если не более 3
частей), горизонтальные двух-трехуровневые (если более 3 частей); при
использовании стрелок правило: рисуем с прямыми углами, если двух-трехуровневая
схема. 

Пример работы с текстом по составлению
схематизированного конспекта

Тема: ЦЕЛЬ И
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЗАДАНИЕ: составьте
конспект-схему по тексту параграфа.

Цель: формирование
умения трансформировать текст в графическо-схематическую форму.

Рекомендации:

1.      Конспект-схема
должна отражать главные мысли-рассуждения автора текста и раскрыть тему, то
есть в конспекте должен быть дан ответ на вопрос «В чем смысл жизни человека?»

2.      Конспект
также должен отражать ответы на вопросы № 2, 3, 4, 6, представленные после текста
параграфа.

В ходе чтения текста
выделяем главные мысли в каждом абзаце:

Человек в отличие от
животных осознает конечность свое существования.
Рано или поздно
каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле
после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у
человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство
безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем
же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то
стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство
безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще
предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый
нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего
жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей
смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в
определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни
становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути,
поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно
связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой
истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать
намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные 
категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость
.

Перед человеком встает
вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких
страстях и желаниях, жить для себя.
Ведь смерть уравнивает всех — богатых и
бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса
люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и
«абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования
человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек
начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для
каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре
человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало
необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на
смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после
физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место
в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он
попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде
всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и
исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для
этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт
человечества в такого рода поисках
. Физическое бессмертие невозможно.
Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не
пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни
(здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы
жизни человека составляют в среднем 70—75лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и
более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя
рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек
включен в определенную группу, является частью общества ,ив широком смысле,
всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться
поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности,
народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы
творческой деятельности. Именно поэтому призвание,
назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои
способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его
культуру.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который
реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в
целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и
общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось
ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь
не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то
большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом
обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и
общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и
ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека.
Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической
природе.

Человек не может жить
только для себя,
хотя
и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные
цели. Сначала он учится, стремясь получить знания
. Но знания важны не
сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в
институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное
выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели
разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может
остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед
собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый
человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей.
Дети
становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка,
дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся
помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой
след в истории— смысл существования людей.
Большинство
оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они
занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы
Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей
известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться
Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить
свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его
деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных
интересов и потребностей.

Как писал Николай Островский,
«Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что
он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой
задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью
реализовать цели своей жизни
? В истории немало примеров выдающихся
людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти
человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять,
пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему
продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни
может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это
необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь
сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной
социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом
и в
отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема
увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект
.
Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней
отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления
жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее
проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В
старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это
сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей
беспомощности.

А как быть в ситуации,
когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы
означает, что задачей медицины должно быть не только
продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической
дееспособности.
Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во
многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по
себе продление индивидуальной жизни должно стать целью
науки
, общества и самого человека, а именно развитие
богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни
человечества
.

Наряду
с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задавались вопросом о конечности
своего бытия. Проблема смерти встала перед
человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы
своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и
проявлялось в первую очередь в религиозных воззрениях.

   В настоящее время проблема смерти стала актуальна
как никогда. В соответствии с демократическими идеалами, все более
завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза
смертная казнь отменена. В статье 20 Конституция Российской  Федерации
провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива
отмены смертной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не
применяется.

     Этические и нравственные аспекты проблемы смерти
привлекают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований,
в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к
жизни людей.

   Наряду с безоговорочным признанием права человека
на жизнь в наши дни всерьез обсуждается его право на
смерть
. Один настаивают на неограниченной свободе человека в решении
этого вопроса, другие – на отказе в праве на смерть, исходя из гуманитарных,
общественных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право
на жизнь. Все остальные права человека рассматривались как его производные,
поскольку каждое из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни,
необходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей, интересов,
устремлений.

    Самоубийство как
добровольный уход из жизни во все времена осуждалось
обществом и Церковью
. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах.
Исключение составили случаи, связанные с нежеланием людей попасть в плен к
врагу.

    В настоящее время вопрос о жизни и смерти
становится вопросом выбора, причем не только самого человека, которого этот
вопрос касается. Возникает проблема: может ли общество
сохранять жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о самоубийце, а
об умирающем человеке ,которому искусственно задерживают наступление смерти.
Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии – безболезненной
искусственной кончине страдающего неизлечимой болезнью человека – стал
предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников,
политиков.

   Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские,
правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание
смертности не должно стать поводом для отчаяния.

Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж
и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использовать
это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1.В чем проявляется взаимосвязь между пониманием
человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?

2.Как решалась проблема смысла жизни в культуре
человечества?

3.Как понимает проблему смысла жизни философия?

4.Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни
общества?

5.Какие цели ставит перед собой человек в процессе
своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6.В чем состоит проблема продления человеческой жизни?
Необходимо ли это? Почему?

7.На примере конкретных личностей охарактеризуйте
проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8.Прочитайте высказывание Л. Н. Толстого: «Человек
может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,
он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа,
живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо
влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира,
живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и
всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на
его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять,
кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему
бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое.
Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить,
умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня
отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл
для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает
действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз
сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет,
как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с
точки зрения смысла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Пример
итогового конспекта данного текста

Цель
и смысл жизни человека

Человек (Ч.)

Животное

знает,
что умрет

не
знает

это
ОСНОВА для:


духовного развития


определения ЦЕЛИ и смысла жизни

Ч.
также выбирает СРЕДСТВА достижения целей

«+»

«-»

добро

правда

справедливость

жить для
других (альтруизм)

зло

ложь

несправедливость

жить
для себя (эгоизм)

Точи зрения на смысл жизни Ч.

Суть

Условие для реализации

Религия

выбирай
«+» средства достижения цели, иначе ад

индивидуально

Современная
наука (философия)

найди
ответ самостоятельно, опираясь на разум

индивидуально

Учебник

(Важенин
А. Г.)

саморазвитие
+ вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру

1.      нужно
демократическое общество

2.      нельзя
постоянно проявлять эгоизм

Промежуточные цели
в жизни Ч:

1.     
получить
знания (образование)

2.     
карьера
 

3.     
создать
семью, воспитать детей.

4.     
оставить
свой след в истории (нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности
среди современников и потомков любо ценой)

Сколько нужно человеку времени, чтобы реализовать цели
своей жизни?

ПРОБЛЕМА ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Продлевать?

Точки зрения

Гуманистическая  

Да

Биологическая  

не всегда

Увеличение нормальной социальной продолжительности
жизни – это прогресс

Аргументация:

— физические, психические  страдания из-за
невозможности организма выполнять свои функции;

— мозг умер, а тело живет – что делать?

Т.о.,

ЗАДАЧА медицины — не только продление жизни человека,
но и сохранение его умственной и физической дееспособности.

Цель науки, общества, Ч. –развивать степень участия
личности в коллективной жизни человечества.

Проблема смерти:

ПРАВО
Ч. на СМЕРТЬ – возможно ли такое, ведь самоубийство всегда осуждалось обществом
и Церковью? Можно ли сохранять жизнь человека вопреки его воле?

(не
самоубийца, а умирающий человек и ему задерживают наступление смерти)

ЭВТАНАЗИЯ —
безболезненная искусственная кончина страдающего неизлечимой болезнью человека.

ПРАВО на ЭВТАНАЗИЮ
— предмет спора медиков, юристов, правозащитников, политиков.

Конспект-схема
может рассматриваться как частный
случай фреймовой модели. Лучше запоминаются
те образы, которые раскрыты со всех
сторон и на всех уровнях. Так, образ
самолета воспринимается на первом
уровне глубины проникновения в образ
как его внешнее описание, на втором
уровне — взаимодействие с окружающей
средой, на третьем уровне воспринимаются
процессы и явления, происходящие
непосредственно. Выделяют 5 уровней
глубины, с которыми связано с определенным
образом в конспект-схему. По периметру
схемы располагаются блоки, отражающие:
внешнее описание объекта изучения;
взаимодействие его с окружающим миром;
внутренние механизмы, процессы, гипотезы;
применение теории в практике. В центре
схемы расположен блок с указанием на
нерешенные в данной области проблемы.
В блоки А, Б, В заносится то, что студент
должен знать, а в блок Г и Д — то, что он
должен уметь. Стрелки показывают связи
между частями. На блок нерешенных проблем
оказывают влияние все части, т. е.
проблемы могут быть на любом уровне
глубины. Специфика содержания учебного
предмета и учебные цели его изучения
помогают преподавателю разработать
собственную структуру схемы-конспекта.
Конспект-схемы можно эффективно
использовать для проведения практических
занятий. Тогда наполнение основных
блоков несколько меняется с учетом
усиления самостоятельной работы
студентов, а также специфика предмета.
Свертывание материала в конспект-схему
— наиболее сложный и трудный этап, т. к.
на одном развернутом листе нужно наглядно
разместить материал целой темы. Выделить
из всего целостного отобранного
содержания самое главное, чтобы
сконцентрировать на нем внимание, это
значит: выделить предмет мысли, разделить
информацию на логические части,
рассортировать материал (отделить
главное от второстепенного), найти
смысловые опорные пункты, произвести
группировку материала в виде записи,
схемы, модели и т. д. Наполнение блоков
возможно по принципу ассоциативного
опорного конспекта, либо в виде краткого
отображения узловых моментов темы.
Опорный конспект или лист опорных
сигналов – это построенная по специальным
принципам визуальная модель содержания
учебного материала, в которой сжато
изображены основные смысловые вехи
изучаемой темы, а также используются
графические приемы повышения мнемонического
эффекта. Его можно считать качественно
новым этапом в схематизации учебного
материала, который не отрицает, а
развивает схему. Он в большей степени,
чем любая схема учитывает психологические
особенности восприятия информации,
поскольку не приемлет жесткую структуру.
В обычной схеме информация не кодируется,
а материал представлен словесно простым
предложением или полным понятием. Лишь
иногда можно наблюдать схемы, максимально
приближенные к опорным конспектам,
например схема круговорота воды в
природе изобразительно соответствует
содержанию заложенной в ней информации.
Еще в большей степени опорный конспект
отличается от конспекта, даже очень
краткого, в обычном понимании этого
слова. Опорный конспект должен быть
немногословным и предельно сжатым.
Каждый символ, слово или знак отражают
лишь самое главное. Часто сигнальные
опоры – это только намек на то, что
нужно рассказывать. Дальше мысль должна
следовать сама, выстраивая цепочки
слов, фраз, новых мыслей. Основными
требованиями к составлению опорного
конспекта являются: лаконичность,
структурность, унификация, автономность
блоков, использование привычных
ассоциаций и стереотипов, непохожесть,
простота. Остановимся подробнее на этих
требованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

Скачать
файл

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20957 pdf иконка

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 29.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию. Яркий и всем знакомый пример — конспекты уроков сначала в школе, а затем в других учебных заведениях.

Где вести конспект

Собственно выбора не так уж и много.

  • Конспект в электронном виде.
    Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.
    При работе с компьютером гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Конспект от руки.
    Конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации.
  • Использование диктофона.
    Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
    Теперь, с развитием техники, можно использовать и видеозапись.
    Обязательно спросите у лектора разрешение на запись диктофоном или осуществления видеозаписи.

Здесь выбрать можете только вы. Причём для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Методы ведения конспектов

Существует много разных методов ведения конспектов и периодически появляются новые. Это происходит, в первую очередь, из-за стремления ведущих конспект прийти к оптимальному для себя методу.

Поэтому лучший вариант: выбрать подходящий для ваших целей метод и при, необходимости, модифицировать его…. Или, что еще лучше, создать свой собственный метод ведения конспектов с нуля.

Все методы ведения конспектов можно разделить на:

  • Плановый конспект — информация в конспекте представлена в виде плана, где раскрывается каждый пункт. Такой конспект отлично подходит для дальнейшей работы с текстом: отдельные пункты легче воспринимаются визуально и связываются логически.
    Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
  • Конспект-схема — тезисно представленные факты связаны с помощью схем, блоков, алгоритмов и т.д., что помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект — состоит из цитат, логически связанных между собой. Чаще используется для работы с письменными источниками (например, конспект главы из учебника).
    Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
  • Свободный конспект — представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
    Текста много, но он может требовать дальнейшей переработки, чтобы уловить логику рассуждений.
  • Тематический конспект — раскрывает определённую тему. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
  • Графический конспект — информации представляет в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами.
    Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.

Ниже будут представлены некоторые их методов ведения конспектов.

Метод Корнелла для ведения конспекта

Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.

  • Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
    Эта колонка заполняется после заполнения основной колонки.
  • Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
  • Секция внизу. Здесь пишется краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.
    Для этого раздела достаточно 5-6 строчек.

Метод Корнелла

Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.

Метод Билла Гейтса для ведения конспекта

Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.

В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.

Ведение конспекта

Схематический метод ведения конспектов

При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.

Метод ведения конспектов

Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.

Метод интеллект-карт (ментальных карт) для ведения конспектов

Данный метод заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы.

Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.

Ведение конспекта

Этот метод подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и т.п.

В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.

Метод предложений для ведения конспектов

Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой. Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность. Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.

Ведение конспектов

Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.

Метод течения (потока) для ведения конспектов

Суть данного метода в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу.

Ведение конспектов

Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных.

Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.

Метод ведения конспектов «Вопрос-ответ-доказательство»

Это удобная смысловая схема ведения конспекта. Тема формулируется в виде вопроса, потом следует основная мысль — ответ на этот вопрос, затем — доказательства: пояснения, аргументы и пр.

Основные правила конспектирования

Данная информация подходит для всех способов ведения конспектов

  • Любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы.
  • Подготовьте все необходимые материалы и принадлежности для ведения конспекта.
    Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
  • Конспектирование всегда начинается с даты и названия. Если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк (или начать писать на новой странице): так информация не будет сливалаться.
  • Самое важное и существенное желательно выделять цветом (например, писать ручкой другого цвета или выделять маркером понятия, определения, примеры и т.п.). Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
    Но не стоит перебарщивать с выделением цветом: яркие записи с большим количеством выделений лишь ухудшат восприятие информации. Не стоит выделять каждое слово маркером и использовать много цветов на одной странице. Это помешает вам сконцентрироваться на чтении, да еще потребует время на оформление
    Лучше всего для каждого конкретного цвета придавать конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
  • Информации всегда много (в учебники или у лектора), но не всегда конкретно по теме. Поэтому вы должны учиться определять наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
    К тому же в попытке успеть записать все слова лектора или преподавателя вы рискуете уйти в механическую работу, отключить голову и ничего не запомнить.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов, ведь их можно легко потерять. Если вы это делаете или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь…. хотя можно нумеровать и складывать листочки в отдельную папку.
  • Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы.
    Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации. При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.
  • Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
  • То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в конспекте, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Это же относится и к информации, которую лектор повторяет два и более раза.
  • Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить краткое описание текста. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии.
  • В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — т.е. иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение (об этом есть пример ниже). В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.

Варианты сокращений для конспектов

Ниже приведены варианты сокращения, которые можно использовать для конспектов. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.

  • Цифры не пишите буквами, а только знаками чисел
  • Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «двигатель постоянного тока» можно сократить до «ДПТ», «акционерное общество» можно сократить до «АО» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
  • Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями. Например:
    • информация — инфо
    • формула – ф-ла
    • сантиметр — см
    • государство – гос-во
    • институт — ин-т
    • руководство – рук-во
    • издательство — изд-во
    • страница — с
    • киловатт — кВт
    • и т.п.
  • Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками. Например:
    • ! – важно
    • !! – очень важно
    • ? – не точно или под вопросом
    • Rm – запомнить
    • NB — обратить внимание
    • R – проверить
    • P – пример
    • Sic! — означает, что было написано именно так, даже если есть очевидная ошибка
    • U – посмотреть в учебнике
    • I – посмотреть в Интернете
    • и т.п.
  • Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания. Например:
    • / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.)
    • ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.)
    • Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
  • Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики. Например:
    • + – плюс
    • — – минус
    • <, > – меньше и больше
    • ± – неточность
    • ≠ – не равно
    • ≈ – примерно
    • ⇒ – следовательно
    • ⇔ – верно только тогда, когда…
    • ∧ – и
    • ∨ – или
    • ∃ – существует
    • ∈ – принадлежит
    • ∉– не принадлежит
    • ∀ – для всех
    • ∪ – объединяет
    • ⋂ – пересекается
    • ⊂ – включает в себя
    • ∞ – бесконечно
    • ∑ – сумма
    • || – параллельно
    • ¬ – не
    • ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
  • Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
  • Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
  • Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы.
    Вот пример неудачной записи:

    Как вести конспект

    А вот пример удачной

    Как вести конспект

  • Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так

Как вести конспект

Усвоить новую информацию, легко воспроизвести ее, помогают навыки ведения конспектов. Корректное конспектирование позволяет выявлять среди потока информации основные мысли, записывать их в процессе изучения новой темы, составлять сжатый, но понятный текст.

Такие навыки рекомендуется развивать еще в школьном возрасте. Они пригодятся в студенчестве, продвижении по карьерной лестнице, самостоятельном обучении в любом направлении.
девушка с тетрадью

Содержание

  • Что из себя представляет конспект?
  • Главные требования при написании конспекта
  • Различные виды конспектов
  • Какие бывают методы конспектирования и как их использовать?
    • Система конспектирования Корнелла
      • Пример конспекта по методу Корнелла
    • Система конспектирования схемами
      • Пример конспекта по методу схем
    • Система конспектирования таблицами
      • Пример конспекта по методу таблиц
    • Система конспектирования интеллект-картами
      • Пример конспекта по методу интеллект-карт
    • Система конспектирования предложениями
      • Пример конспекта по методу предложений
    • Система конспектирования индексами
      • Пример конспекта по методу индексов
    • Система конспектирования течением
      • Пример конспекта по методу течения
    • Система конспектирования боксами
      • Пример конспекта по методу боксов
    • Система конспектирования нумерацией
      • Пример конспекта по методу нумерации
  • Часто допускаемые ошибки при составлении конспекта
  • Проверять ли конспект на Антиплагиат?
  • Повышение уникальности конспекта
  • Красивое оформление конспекта: основные техники
  • Полезные советы для конспектирования, кроме конкретных методов
  • Какой правильный объем для конспекта?
  • Составление конспекта по различным видам текста
    • Правильное конспектирование по лекциям
    • Правильное конспектирование статьи
    • Правильное конспектирование по книге
    • Правильное конспектирование по параграфу
    • Правильное конспектирование по учебникам

Что из себя представляет конспект?

Конспект представляет собой краткую и емкую запись информации, которая составлена в удобной форме для создателя. Текст должен иметь логическую последовательность, чтобы при повторном ознакомлении с ним, автор смог воспроизвести данные без искажения и нарушения логики подачи темы.

Конспект может составляться в разнообразных формах, с применением различных дополнений, которые помогают быстро вспомнить важную информацию.

Главные требования при написании конспекта

Написание конспекта должно быть с учетом ключевых требований:

  • Полнота зафиксированной информации.
  • Сохранение последовательности и логичности изложения мыслей.
  • Лаконичность записей.
  • Структурирование информации на разделы, абзацы.
  • Выделение ключевых акцентов, для быстрого поиска основной информации.
  • Наглядность и информативность.

Соблюдая эти требования, можно создать удобный и эффективный конспект в любом виде, вне зависимости от сложности темы.

Различные виды конспектов

Изложение ключевых аспектов в конспекте может подаваться в различных форматах. Поэтому выделяется несколько наиболее популярных видов записей:

  • Текстуальный — записи осуществляются тезисно.
  • Свободный — выписки делаются на усмотрение автора.
  • Тематический — записи помогают полностью раскрыть определенную тему.
  • Схематический план — структура изложения предполагает краткие и точные вопросы по теме и краткие ответы на них или тезисы.
  • План-конспект — изложение осуществляется по ранее составленному краткому плану.

Помимо записей, конспект может включать схематические изображения, графики, рисунки, которые помогают дополнить общую информацию.

Какие бывают методы конспектирования и как их использовать?

Для создания качественного конспекта авторы нередко используют разнообразные схемы и методы, проверенные временем. Наиболее популярными являются методы Корнелла, схем, таблиц, интеллект-карт, предложений, индексов, течения, боксов, нумерации. Каждый из них имеет свои особенности, с которыми стоит ознакомиться более детально, чтобы определить, какой из методов лучше всего подойдет для создания записей.
встреча

Система конспектирования Корнелла

Лист необходимо разделить на четыре части, с помощью линий. Верхняя линия проводится с самого верха листа, над ней необходимо указать дату выполнения работы и тему изложения. Нижняя линия находится практически с самого низа листа. Под ней нужно будет сделать краткие выводы по изложенной теме.

Основная часть листа разделяется на две части по вертикали, в соотношении 1:2. Слева понадобится записывать ключевые даты, термины, определения и события. Справа будет более обширная информация, которую необходимо зафиксировать, по мере изучения темы.

Пример конспекта по методу Корнелла

Рассмотрим применение данного метода на теме “История пирамид”. Тогда конспект будет выглядеть так

Дата, История пирамид
Ключевые даты

Термин “пирамиды” — это ..

Наиболее значимые пирамиды: …

Года создания…

Известные деятели, для которых строились пирамиды…

Основная информация по теме: причины создания, особенности, характеристики, где размещались, почему были выбраны такие формы и прочее.
Выводы, связанные с появлением пирамид, значимостью сооружений для культуры и истории народа/династии/мира.

Система конспектирования схемами

Схематический метод предполагает конспектирование материала в виде большого маркированного списка с подпунктами и уровнями. Основной пункт — ключевая мысль, средний — подтема, а остальные уровни выделяются на более и менее значимые тезисы.

Пример конспекта по методу схем

Если необходимо законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу схем, то подача информации будет в таком формате:

  1. История пирамид.

1.1 Появление первых пирамид.

1.1.1- 1. 1…. тезисы по теме

1.2 Строительство пирамид различными династиями

1.2.1 …

И т. д.

Система конспектирования таблицами

Проводится разделение материала по тематическим блокам, темам, датам. Удобно разделить лист на несколько колонок, чтобы заполнить каждую из них необходимой информацией.

Пример конспекта по методу таблиц

Когда необходимо сохранить значимую информацию по теме “История пирамид” по методу таблиц, конспект будет выглядеть так:

Важные даты Исторические личности Известные пирамиды и их особенности Значимая информация по теме
 

Пустые поля потребуется заполнить, в соответствии с названием в шапке таблицы.

Система конспектирования интеллект-картами

Идеальное решение для разбора сложных тем, где важно не потерять логический ход мыслей, поскольку пропуск тезиса или очередности подачи не позволит полностью вникнуть в тему, быстро вспомнить ключевые аспекты.

Основная мысль в интеллект-карте размещается в центре. Вокруг нее записываются значимые данные, тезисы, даты, объяснения. Все элементы объединяются линиями, которые помогают в будущем воссоздать ход мыслей и изложение темы.

Пример конспекта по методу интеллект-карт

Если понадобится сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу интеллект-карт, конспект будет иметь следующий вид:

конспект-схема

Система конспектирования предложениями

В таком методе каждая значимая мысль записывается с новой строки, а также ей присваивается определенный номер. Это позволяет сделать быструю отсылку к конкретному пункту, по мере написания новых мыслей.

Пример конспекта по методу предложений

Если понадобится законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу предложений, работа будет выглядеть так:

1.Пирамиды — это ….

2.Пирамиды создавались из…

———

  1. Историческая личность (кратко о ней в п.23) способствовала…

———

  1. Особенности пирамид династии … (примеры в п. 13) …

И т. д.

Система конспектирования индексами

Информация в таком конспекте помещается в различные кружочки, треугольники, прямоугольники, в зависимости от значимости. На полях обозначается, что значит каждый из индексов. Это позволит разделить информацию в объемной теме по значимости, уделять больше внимания ключевым записям. Например, можно выделить в треугольники только те данные, которые необходимо выучить, а в кружочки помещать информацию, которая требует уточнения.

Пример конспекта по методу индексов

Если необходимо сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу индексов, это будет выглядеть так:

Δ — характеристики пирамид

× — личности, повлиявшие на архитектуру пирамид

° — что важно уточнить после изложения

¡ — важные пирамиды

И т. д.

встреча друзей

Система конспектирования течением

Используется для быстрых и емких записей по обширной теме, когда на конспектирование практически нет времени. Предполагается запись основных тезисов, главные факты которых дополнительно выделяются.

Пример конспекта по методу течения

Если понадобилось записать информацию по теме “История пирамид” по методу течения, это будет выглядеть так:

Пирамиды — это сооружения, которые отличаются…

Характерные признаки: описание формы:  .., методы возведения:  .., используемые материалы: … и т. д.

Курсивом выделены главные элементы конспекта.

Система конспектирования боксами

Система идеально подойдет для тех, кому проще запомнить информацию, которая подается визуально. Блоки тезисов размещаются в различных фигурах, хаотично по всему листу. Сверху фиксируется тема, а остальное пространство занимают фигуры с информацией.

Пример конспекта по методу боксов

Если потребуется записать информацию по теме “История пирамид” по методу боксов, это будет выглядеть так:

картинка боксы

Различные фигуры на листе заполнены ключевыми тезисами по теме, которые помогут быстро восстановить информацию в памяти.

Система конспектирования нумерацией

Подходит для конспектирования темы, когда на записи остается очень мало времени, из-за скорости подачи информации. Каждая мысль нумеруется, а между ними остается небольшое пространство для последующих дополнительных записей. Если выделять номера другим цветом, это позволит быстрее находить нужные тезисы.

Пример конспекта по методу нумерации

Если нужно конспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу нумерации, это будет выглядеть так:

1.Пирамиды — …  2.Харак.особ.: … 3.Истор. лич.: …

Часто допускаемые ошибки при составлении конспекта

  1. Излишняя краткость.
  2. Бессвязный пересказ темы.
  3. Многочисленное повторение слов, которые можно было упустить или сократить.
  4. Избыток “воды”.
  5. Потеря структуры.
  6. Незаконченность ключевых мыслей, тезисов.

Проверять ли конспект на Антиплагиат?

Проверять текст на уникальность потребуется, если он создается в электронном виде и передается преподавателю на оценку. Иногда преподаватели проверяют конспекты на Антиплагиат, чтобы узнать, самостоятельно ли написан текст, или это просто копирование информации из свободных источников.
веселая компания

Повышение уникальности конспекта

Если нужно повысить уникальность конспекта, стоит:

  • Изменить форму подачи информации.
  • Добавить краткие полезные таблицы и схемы.
  • Изменить некоторые слова в записях на синонимы, с сохранением смысла.
  • Самостоятельно проверить текст на Антиплагиат и проработать неуникальные элементы.

Красивое оформление конспекта: основные техники

Рекомендуется заранее определить, как сделать конспект максимально понятным для себя, сформировать собственную схему подачи информации. Можно использовать систему стикеров, выделений разнообразными цветами важных элементов.

Отсутствие пропусков — признак красивого оформления. Стоит заполнить их, как только появится возможность.

Заголовки, темы и подтемы лучше оформить ярко, например, подчеркнуть или сделать запись заглавными буквами.

Полезные советы для конспектирования, кроме конкретных методов

Вне зависимости от выбранного метода конспектирования эти советы помогут вести записи:

  1. Выработать одну систему сокращений.
  2. Выработать одну цветовую систему выделений для ключевых тезисов, тем, подтем.
  3. При изучении источников информации лучше сразу расставлять приоритеты по важности данных, вычленить главные мысли и строить конспект вокруг них.

Какой правильный объем для конспекта?

Объем конспекта зависит от размеров темы и сложности информации, которую потребуется запомнить. Кроме того, у каждого человека есть свои методы ведения записей, которые влияют на размеры.

Оптимально, чтобы весь объем записанной информации по теме можно было просмотреть и проанализировать в течение нескольких минут.

Составление конспекта по различным видам текста

Конспектирование по различным видам текста отличается по рекомендованной методике изложения материала, которая поможет лучше обработать тему, в зависимости от формы ее подачи.

Правильное конспектирование по лекциям

На конспектирование выделяется мало времени, поэтому необходимо записать главные тезисы и выделить свободное место для дополнения зафиксированной информации в ближайшее время.

Правильное конспектирование статьи

Рекомендуется выделить главную мысль статьи, а затем дополнять ее тезисами, которые больше раскроют ее.

Правильное конспектирование по книге

Стоит выделять главные мысли в каждом разделе, а затем — дополнять их, по мере ознакомления с материалом. Аналогично разделению тем в книге, записи также стоит разделять, для удобства при использовании конспекта в будущем.

Правильное конспектирование по параграфу

Параграфы имеют подтемы, на которые и стоит разделить конспект. В каждой подтеме нужно зафиксировать наиболее значимые мысли и тезисы.

Правильное конспектирование по учебникам

Если необходимо сделать записи по теме по информации с различных источников, важно расставить приоритеты и выбрать основной, который даст зафиксировать ключевые тезисы. Другие учебники станут хорошими источниками для дополнения тем, раскрытия важных вопросов более подробно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сталкер зона поражения как найти контролера
  • Как составить договор между двух лиц
  • Как исправить семью трутовку
  • Как найти учет амортизацию основных средств
  • Как найти рассадник моли дома