Как составить конспект схему по биологии

План – конспект – краток, прост, быстро составляется и запоминается, учит выбирать главное и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако работать с ним через некоторое время трудно, т.к. плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

    Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

    Разъясни кратко  и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

    Сформулируй и запиши выводы.

Рекомендации по составлению опорного конспекта

  1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
  2. Изучите текст соответствующего параграфа  учебника, прочитайте дополнительную литературу по этой теме, выделите основные понятия и термины.
  3. Составьте план конспекта
  4. придумайте символику опорных схем
  5. Приступайте к графическому изображению опорных сигналов
  6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе опорный конспект будет громоздким и трудным для запоминания.
  7. Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию, помните о смысловой нагрузке цвета.

Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Похожее

Автор публикации


100

«человек это часть пазла в общей картине мира»

Комментарии: 14Публикации: 604Регистрация: 30-11—0001

Структурированный конспект по биологии как одна из  форм
работы с учебной информацией

В современных условиях
развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня
грамотности населения нашей страны
[1].  Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника,
личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших
проблем современности, к дальнейшему самообразованию  у обучающихся. Осознание
обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных
потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного
образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку
творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта
деятельности на протяжении всей жизни.
В связи с этим перед
школой стоит задача  компетентностного обучения.

Такие компетенции как — образовательная,
исследовательская, социальная, личностная и др. — складываются из четырех
«кирпичиков». Это информационная (готовность к работе с информацией),
коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная
(готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к
решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной
компетенции.

Информационная компетенция выражается в
умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически
оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,
делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при
планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на
различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из
составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов
является умение «структурировать имеющуюся информацию, представлять ее
в различных формах»
[1]. В процессе предметного изучения биологии
данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации
деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию
информации.

Основными
формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для
записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде
структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:

1.   
В
виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается)
текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми
существуют отношения: родовое понятие — видовое понятие, видовое — родовое,
видовое — видовое, общее — частное, частное — общее и для понимания и
запоминания которой необходимо установление логических связей.

2.   
Для
структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной
учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному
усвоению.

3.   
Объем
учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен
соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем
стимулировать их развитие.

4.   
При
планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием
заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать
состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть
типичные затруднения обучающихся.

5.   
Учебные
задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для
выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких
ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности
школьников.

6.   
Задания
по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть
подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.

7.   
Необходимо
предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с
учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их
формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения
и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых
успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию — стимул к дальнейшему
совершенствованию данных умений и навыков.

8.   
Система
учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку
умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных
дисциплин.

Целесообразно
работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного
конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при
изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании
учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой
характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее
полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных
приемов на решение новых учебных практических задач — работа со СК.

Благодаря
работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы
обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в
сторону сотрудничества.

Обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы,
которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным
подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со  структурируемым
конспектом  будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный
материал исходя из  индивидуальной способности обучающегося.
    

Таблица 1

Алгоритмы
составления структурируемого конспекта

Алгоритм
составления структурируемого конспекта   с помощью текста                 
(для 1 группы)

Алгоритм
составления  структурируемого конспекта    с помощью текста                
(для 2 группы)

Алгоритм
составления структурируемого конспекта    с помощью текста                 
(для 3 группы)

         
Внимательно
прочитайте текст.

         
Возьмите
карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.

         
Прочитайте
еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.

         
Среди
выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.

         
Ответьте
на вопрос: «О  чем говорится в тексте?». Ответом и будет  главное слово.

         
Найдите
несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут
слова № 2.

         
Оставшиеся
слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять
слово № 2.

         
Помните,
что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Выделите
главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.

         
Выделите
главные и второстепенные  факты и явления, выпишите их.

         
Установите
логические связи между  явлениями.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Обозначьте
основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

         
Согласно
проблеме выделите главные и второстепенные  явления, разбейте их на группы.

         
Составьте
схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

         
Проверьте,
отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.

При использовании структурированного
конспекта  можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной
деятельности учащихся при освоении учебного содержания. Наличие в шаблоне СК
разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся — упрощенный
СК представлен на рисунке 1)

1.   
Структурирование части учебного материала, а другую часть
учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся —
средний СК)

2.   
Заполнение дополнительной части СК с использованием
информационных источников справочного и научно-популярного характера   (для 3
группы обучающихся — усложненный СК).

Следует отметить
положительные стороны использования структурированного конспекта как приема
организации работы обучающихся с учебной информацией:

1.   
Продуманная
краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может
быть использована как справочный материал.

2.   
Разнообразит
формы записи, особенно в старших классах.

3.   
Обеспечивает
дифференцированный подход.

4.   
Удобен
для проверки учителем.

5.   
Позволяет
проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и
приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.

6.   
Удобен
для подготовки домашнего задания.

7.   
Обеспечивает
рациональное распределение  учебного времени.

Практика работы показала,
что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают
структурированному конспекту. При изучении различных тем,   большая часть 
обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие
старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.

Список литературы:

1.   
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный
подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.:
АРКТИ, 2007

2.   
Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках
биологии — один из путей подготовки учащихся к самообразованию. —
http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984

3.   
Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М.
Меттус, А.В. Литвина. — Волгоград: Учитель, 2007

4.   
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление
школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15

Опорные конспекты по биологии:

требования к их составлению, методика использования

С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов, которых насчитывается больше 20. Это наглядность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация (красным цветом обозначается основное, самое главное, определяющее; зеленым — менее существенное), практическая направленность, экономичность, запоминаемость к др.

Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно биологии, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, все равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний учителем всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:

— определять, о чем и в какой последовательности говорить;

— выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.

Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, короче неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.

Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что при традиционной классической методике проведения урока учитель обычно методом объяснения, рассказа преподносит учащимся новый материал, затем, задавая учащимся вопросы, закрепляет его и в конце урока, нередко, что очень плохо, после звонка дает домашнее задание. Таким образом, до проверки и оценки знаний нового материала на следующем уроке ученик успевает не более двух-трех раз соприкоснуться с новым материалом. Школьная практика, специальные исследования показали, что этого совершенно недостаточно. Можно ли увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения.

 В опорных конспектах шифруются основные понятия темы, например, условия произрастания, биологические особенности организмов (их отношение к факторам роста, развития — свету, температуре, воде, пище, воздуху), теоретическое и практическое значение изучаемых организмов, размножение, современная технология возделывания. Особо подчеркивается экологическое, природоохранное и природоприумножающее содержание, а также краеведческая направленность.

Обновлено: 24.05.2023

Занятия конспектированием стали популярны при изучении начал дисциплин в средней школе. Особенно актуальна такая работа для предметов естественнонаучного цикла. Учителя нередко задают в классе задачи на составление краткой записи объяснения материала, а на дом — конспектирование параграфов учебника, информации из справочников, практикумов. Например, конспекты по биологии за 5 класс — одна из важнейших практик, взятых на вооружение педагогами многих школ, общеобразовательных и специализированных. Чем качественнее будет проведена работа, тем выше будет ее результат, и тем полезнее станет итог. А именно — ребенок научится выделять в материале главное, анализировать, систематизировать его, формулировать короткие и емкие, точные определения, быстро их фиксировать в понятном, удобном для дальнейшего использования формате.

Неоспоримая польза конспектирования уроков

Полезность, которую несут конспекты по биологии 5 класс, сложно переоценить. Среди основных преимуществ такой работы и ее результата:

  • формирование умения грамотной работы с информацией;
  • отработка навыков логического анализа, сравнения, систематизации данных;
  • желание и необходимость внимательного прочтения большого количества научных источников по дисциплине;
  • представление изученного в удобной для применения форме, чтобы впоследствии изучать, повторять по конспектам материал курса.

Для тех, кто увлечен наукой всерьез, можно предложить составлять краткие записи по темам не только того учебника, по которому предмет изучается в школе, но и по другим учебным пособиям, программам, УМК.

Основы грамотного составления конспектов

Сложностью для многих пятиклассников является сама работа по составлению краткой записи. Далеко не все умеют качественно работать с книгой или конспектировать лекцию за педагогом. Научиться грамотно формулировать конспекты по биологии 5 класс поможет обширная коллекция таких материалов, представленная на портале еуроки. Здесь собраны работы по всем программам и УМК, по которым предмет изучается в 5-м классе. Работая с этим источником, дети:

  • смогут увидеть и запомнить, как верно и четко, в рамках регламентов Стандартов образования, конспектировать сведения;
  • научатся работать с информационно-справочными источниками;
  • запомнят большой объем данных, поскольку в конспектах они представлены в максимально удобном для восприятия и памяти, наглядном и сжатом виде.

Чтобы конспектирование приносило максимальную пользу пятиклассникам, следует подходить к такой работе предельно внимательно. Например, уделять минимум час в день работе с источниками, не допускать долгих, сверх 15 дней, перерывов в ней, стремиться не просто воспользоваться готовым решением, но и запомнить его, впоследствии — самостоятельно воспроизвести конспект по той или иной теме, параграфу, разделу курса дисциплины за пятый класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой.

Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

Методы исследований в биологии

Наблюдение — самый простой и доступный метод. Например можно наблюдать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д.

Описание биологических объектов (устная или письменная характеристика).

Сравнение– нахождение сходств и различий между организмами, применяется в систематике.

Экспериментальный метод (в лабораторных или естественных условиях) – биологические исследования с использованием различных приборов и методов физики, химии.

Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.

Биохимический метод — исследование химического состава клеток и тканей живых организмов.

Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).

Ультрацентрифугирование- выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.

Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.

Моделирование – создание различных моделей процессов, структур, экосистем и т.д. с целью прогнозирования изменений.

Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.

Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.

Близнецовый метод – метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцевым близнецам.

Связь биологии с другими науками.

Многообразие живой природы столь велико, что современную биологию нужно представлять как комплекс наук. Биология лежит в основе таких наук, как медицина, экология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, физиология, микробиология, эмбриология и др. Биология совместно с другими науками образовала такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, геоботаника, зоогеография и др. В связи с бурным развитием науки и техники появляются новые направления изучения живых организмов, появляются новые науки, связанные с биологией. Это еще раз доказывает, что живой мир является многогранным и сложным и он тесно связан с неживой природой.

Основные биологические науки-объекты их изучения

Анатомия – внешнее и внутреннее строение организмов.

Физиология – процессы жизнедеятельности.

Медицина — заболевания человека, их причины и методы их лечения.

Экология – взаимосвязи организмов в природе, закономерности процессов в экосистемах.

Генетика – законы наследственности и изменчивости.

Цитология- наука о клетках (строении, жизнедеятельности и т.д.).

Биохимия – биохимические процессы в живых организмах.

Биофизика – физические явления в живых организмах.

Селекция – создание новых и улучшение существующих сортов, пород, штаммов.

Палеонтология – ископаемые останки древних организмов.

Эмбриология- развитие зародышей.

Знания в области биологии человек может применить:

для профилактики и лечения заболеваний

при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

в растениеводстве, животноводстве

в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем(знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Признаки и свойства живого:

1. Клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки у них признаки живого не проявляются..

2. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

3. Обмен веществ и энергии – главное свойство живого. Он осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

4. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.

6. Саморегуляция. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т.е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов — гомеостаз.

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (развитие) и осуществляется его рост (увеличение размеров). Кроме того, все живые системы эволюционируют — изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен реагировать на внешние и внутренние воздействия.

9. Наследственность. Все живые организмы способны сохранять и передавать основные признаки потомству.

10. Изменчивость. Все живые организмы способны изменяться и приобретать новые признаки.

Основные уровни организации живой природы

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем является многоуровневость и иерархическая организация. Части биологических систем сами являются системами, состоящими из взаимосвязанных частей. На любом уровне каждая биологическая система уникальна и отличается от других систем.

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделили несколько уровней организации живой природы:

1. Молекулярный уровень — представлен молекулами органических веществ (белков, липидов, углеводов и др.), находящихся в клетках. На молекулярном уровне можно исследовать свойства и структуры биологических молекул, их роль в клетке, в жизнедеятельности организма и так далее. Например, удвоение молекулы ДНК, структуры белков и так далее.

2. Клеточный уровень – представлен клетками. На уровне клеток начинают проявляться свойства и признаки живого. На клеточном уровне можно исследовать строение и функции клеток и клеточных структур, процессы, протекающие в них. Например, движение цитоплазмы, деление клетки, биосинтез белков в рибосомах и так далее.

3. Органо-тканевой уровень – представлен тканями и органами многоклеточных организмов. На этом уровне можно исследовать строение и функции тканей и органов, процессы, идущие в них. Например, сокращение сердца, передвижение воды и солей по сосудам и так далее.

4. Организменный уровень – представлен одноклеточными и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое: его строение и жизнедеятельность, механизмы саморегуляции процессов, приспособление к условиям обитания и так далее.

5. Популяционно-видовой уровень – представлен популяциями, состоящими из особей одного вида, длительно обитающих совместно на какой-то территории. Жизнь одной особи генетически определена, а популяция при благоприятных условиях может существовать неограниченно долго. Так как на данном уровне начинают действовать движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор и др. На популяционно-видовом уровне изучают динамику численности особей, половозрастной состав популяции, эволюционные изменения в популяции и так далее.

6. Экосистемный уровень– представлен популяциями различных видов, совместно обитающими на определенной территории. На данном уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность и устойчивость экосистем, изменения в экосистемах и так далее.

7. Биосферный уровень– высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучаются процессы в масштабе всей планеты – круговороты веществ и энергии в природе, глобальные экологические проблемы, изменения климата Земли и т д. В настоящее время первостепенное значение имеет изучение влияния человека на состояние биосферы в целях предотвращения глобального экологического кризиса.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

· Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.

· Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности

Вложение Размер
5_klass_bakterii_po_fgos.docx 52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: Бактерии.

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

  • Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.
  • Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
  • Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ожидаемый результат – формирование представлений о строении и жизнедеятельности бактерий.

Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.

Личностные : иметь представление о бактериях и их роли для человека

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
  • Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником — анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
  • Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
  • Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
  • Умение воспринимать устную форму информации.
  • Умение использовать полученные знания на практике.
  • Формирование потребности в объективной оценке своей работы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: изображение бактерий, рисунки форм бактерий, видеоролики о бактериях.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.

2. Целеполагание и постановка учебных задач.

— Мы с вами каждый день ходим в школьную столовую. Что мы делаем перед тем, как сесть за стол? Для чего мы это делаем?

Послушай те внимательно стихотворение и ответьте на вопрос:

-Какова тема нашего урока? А какие цели и задачи мы с вами поставим на уроке?

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и скуки

Но все же она молода, как всегда

Красавица в мире наук – биология –

1. Актуализация знаний

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,-

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.

Там я звездное чую дыханье,

Слышу речь органических масс

И стремительный шум созиданья,

Столь знакомый любому из нас.

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

Строение бактерии (схема).

Кокки бациллы спириллы вибрионы

На самом деле бактерии окружают нас постоянно. В 1 грамме почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий, в 1 кубическом см. молока 1 млрд., а в теле каждого человека живёт около 3-х кг. Бактерий.

Давайте вспомним, какие свойства присущи всем живым организмам? Чем живой организм отличается от неживого? (Учащиеся называют, ранее изученные, свойства живых организмов).

— Среди перечисленных свойств вы назвали размножение, и бактерии тоже размножаются, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина , придайте ему любую форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу , которой можно заполнить все моря и океаны. Споры .

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий;

бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная — 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

Применение нового знания

Организует выполнение теста. Организуют взаимопроверку данного задания с соседом по парте.

П. 11, зад . стр. 33-34 в печ. тетр.

Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Собирает пожелания, замечания; обобщает пройденное, побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Сегодня на уроке: я узнал…

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

3. Изогнутые бактерии:

а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы

4. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

5. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

Читайте также:

      

  • План конспект определение дальности до цели
  •   

  • Конспект монографии титульный лист
  •   

  • Конспект уроку застосування знань умінь і навичок
  •   

  • Об єм циліндра конспект уроку
  •   

  • Хозяйственная деятельность людей конспект урока география 7 класс

04.03.2019

Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии

Фалина Ирина Валериевна

В статье описывается опыт применения опорно-логических схем и конспектов на уроках биологии и оцениваются достоинства использования структурно-логических схем для освоения программного материала. В тексте статьи пример опорно-логической схемы «Кровеносная система человека». В приложении приведены примеры опорно-логических конспектов по темам: «Корень», «Лист», «Лишайники», «Мхи», «Транспирация».

Оценить




2249

Содержимое разработки

Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии

Фалина Ирина Валериевна

МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о.Самара

Учитель биологии

C технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики Шаталова:

первый этап – мое подробное объяснение;

второй этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;

третий этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами, включение их в свои альбомы;

четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

пятый – фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по памяти воспроизводят опорные сигналы;

шестой – воспроизведение опорного конспекта у доски или работа в парах: прослушивание устных ответов товарищей.

При изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной информации, с большим количеством новых научных понятий.  И чтобы помочь ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов. Прежде всего знакомлю с этапами  работы по созданию опорного сигнала (по Шаталову В.Ф.):
1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между смысловыми частями текста.
2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая последовательность изложения.
3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью стрелок.
7. Выделите значимые элементы цветом.

С тех пор прошло четверть века. На своих занятиях я всегда использую не только опорные сигналы, но и опорно-логические схемы (или, по-другому, опорно-логические конспекты), которые позволяют «сжимать» информацию, представленную в изучаемых параграфах. Определенные части текста учебника легко превращаются в логические опорные схемы. Обычно с учениками 5-6 классов схемы составляю в ходе совместной деятельности. На последующих уроках ученики воспроизводят схемы в письменном или устном виде по памяти. Со второй половины 6 класса мои ученики, используя учебник, приступают к самостоятельному конструированию опорно-логических схем.

Подрастающему поколению приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.

Опорно-логические схемы – другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.

При составлении схем надо учитывать следующие моменты:

единиц информации не должно быть слишком много;

информация должна излагаться простым языком;

информационные единицы должны располагаться в определенной логической последовательности.

Обоснование применения опорно-логических схем и конспектов.

Мой многолетний опыт работы показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала, способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные конспекты.
На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и конспектов заключается в следующем:

ученик осмысливает изучаемый материал,

получает представление о его структуре,

выделяет главные моменты,

устанавливает логическую связь между понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.

А все это позволяет ученику составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый образец ответа.

Достоинства структурно-логических схем:  

построение схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,

составление схем учит «сжатой» подаче материала,

«сжатие» информации способствует лучшему ее запоминанию,

построение схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с учебным материалом,

опорно-логические схемы можно использовать на разных этапах урока.

Можно сказать, что применение структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.

Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема — это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал, выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными фактами.

Опорными сигналами являются ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве «сигналов» схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены, а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации, должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть представлен в разных формах:

«причина — следствие — результат»,

«элемент — строение — функция»,

«группа — признаки — свойства — примеры» и т.д.

ОЛС «Кровеносная система человека» (8 класс)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

сосуды

сердце

Четырехкамерное: два предсердия, два желудочка

капилляры

вены

артерии

Мелкие однослойные сосуды, в которых происходит газообмен и обмен веществ

Кровь течет к сердцу

Кровь течет от сердца

Выполняет роль насоса

Замкнутая , 2 круга кровообращения

большой

малый

Селеменев С.В. в журнале “Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.

С чем пришлось столкнуться при составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут приступать к составлению опорно-логических схем.

Мой собственный практический опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами: 

Все дети, особенно современное поколение, лучше воспринимают красочную информацию в виде рисунков и фотографий (так называемое «клиповое мышление»).

Ученики хорошо запоминают те опорные конспекты, в которых используются общепринятые «сигналы» по предмету, в противном случае они просто не могут их расшифровать.

Многие учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут четко сформулировать суть биологических процессов.

Современные дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют неплохие навыки работы с ПК.

За 25 лет работы я, опираясь на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на уроках биологии:

Использую при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации: определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;

Красным цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции, классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;

Использую «сигналы», которые имеют однозначную трактовку;

Для составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.

В приложении можно посмотреть примеры моих опорно-логических конспектов.

Используемые источники:

Апакетова Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

<p>Апакетова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href=»https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245″>https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245</a> (дата обращения: 02.03.2019 ).</p>

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 424 с.

Жарикова О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.

Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. “Педагогические технологии”, №4, М. 2002.

Шаталов В.Ф.  Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.

Шаталов В.Ф.  Педагогическая проза. – М., 1980.  с. 19.

Манифест педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н., Амонашвили Ш.А., 1986.

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1727783.html

Приложение 1:

Корень

Приложение 2:

Лист

Приложение 3:

Лишайники

Приложение 4:

Мхи

Приложение 5:

Транспирация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349671-ispolzovanie-oporno-logicheskih-shem-i-oporno

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти собственника дома по кадастровому номеру
  • Как найти количество теплоты выделяющейся при ударе
  • Как найти фото людей по местоположению
  • Как найти в стиме локальные файлы
  • Как составить запрос в базе данных