Как составить конспект схему пример

Рекомендации
по созданию схематизированного конспекта

для
студентов 1 курса СПО

Цель создания
схематизированного конспекта:

1.      упрощение
задачи восприятия и запоминания информации;

2.      развитие
навыка выделять главное;

3.      развитие
мышления (анализа, синтеза, систематизации информации)

Практическая
значимость для дальнейшего обучения: подготовка к защите дипломного проекта.

Информационный
материал: текст учебника

Результат: оценка
от 0 до 5 баллов за конспект (часть итогового рейтинга)

Правила
работы с текстом

Так как текст
учебный, к нему приведены вопросы (даются в конце текста).

1.      Составление
конспекта начинается с анализа заголовка параграфа и вопросов в конце него.

Задача работы с
текстом – создать такой конспект, в котором в виде схем/таблиц/последовательностей
будут даны ответы на вопросы к параграфу + изложена вся важная информация,
представленная в тексте.

2.      Понятия, встречающиеся
в тексте, в конспекте выделяются графически (например, большими буквами), его
определение – сокращается при возможности до минимума при полном сохранении
смыла (например, слово «совокупность» заменить на «все»).

3.      Использовать
графические символы часто встречающихся слов (например,
существовать/развитие/функция и т.п.) – общий набор знаков-символов даётся на
первом занятии.

4.      Первый раз
прочитать сразу половину или третью часть всего параграфа в зависимости от его
объема (а не по абзацам, параллельно конспектируя его); в процессе чтения
постараться увидеть логические информационные блоки, соотнести их друг с
другом.

5.      Второй раз
текст читается уже по абзацам с целью выделения главной мысли и определения
визуального способа её фиксации в конспекте (определение понятия,
характеристики/функции процесса, таблица, схема), одновременно с этим
производится конспектирование информации.

6.      Проверка
конспекта на эффективность: как минимум конспект должен содержать
графические/текстовые элементы, в которых дан ответ на все вопросы к параграфу.

7.      Стараться
не использовать текстовыделители разных цветов (только синяя ручка + можно один
текстовыделитель)

Приемы
схематизации текста:

— выделение
понятий графически (например, большими буквами)

— цифровка
перечней столбиком:

1.

2.

3.

— выделение
характеристик чего-либо знаками «-» или «*»

— создание таблиц

— создание схем
(чаще всего для классификаций: горизонтальные одноуровневые (если не более 3
частей), горизонтальные двух-трехуровневые (если более 3 частей); при
использовании стрелок правило: рисуем с прямыми углами, если двух-трехуровневая
схема. 

Пример работы с текстом по составлению
схематизированного конспекта

Тема: ЦЕЛЬ И
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЗАДАНИЕ: составьте
конспект-схему по тексту параграфа.

Цель: формирование
умения трансформировать текст в графическо-схематическую форму.

Рекомендации:

1.      Конспект-схема
должна отражать главные мысли-рассуждения автора текста и раскрыть тему, то
есть в конспекте должен быть дан ответ на вопрос «В чем смысл жизни человека?»

2.      Конспект
также должен отражать ответы на вопросы № 2, 3, 4, 6, представленные после текста
параграфа.

В ходе чтения текста
выделяем главные мысли в каждом абзаце:

Человек в отличие от
животных осознает конечность свое существования.
Рано или поздно
каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле
после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у
человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство
безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем
же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то
стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство
безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще
предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый
нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего
жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей
смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в
определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни
становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути,
поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно
связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой
истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать
намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные 
категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость
.

Перед человеком встает
вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких
страстях и желаниях, жить для себя.
Ведь смерть уравнивает всех — богатых и
бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса
люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и
«абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования
человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек
начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для
каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре
человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало
необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на
смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после
физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место
в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он
попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде
всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и
исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для
этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт
человечества в такого рода поисках
. Физическое бессмертие невозможно.
Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не
пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни
(здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы
жизни человека составляют в среднем 70—75лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и
более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя
рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек
включен в определенную группу, является частью общества ,ив широком смысле,
всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться
поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности,
народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы
творческой деятельности. Именно поэтому призвание,
назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои
способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его
культуру.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который
реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в
целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и
общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось
ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь
не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то
большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом
обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и
общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и
ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека.
Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической
природе.

Человек не может жить
только для себя,
хотя
и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные
цели. Сначала он учится, стремясь получить знания
. Но знания важны не
сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в
институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное
выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели
разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может
остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед
собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый
человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей.
Дети
становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка,
дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся
помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой
след в истории— смысл существования людей.
Большинство
оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они
занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы
Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей
известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться
Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить
свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его
деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных
интересов и потребностей.

Как писал Николай Островский,
«Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что
он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой
задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью
реализовать цели своей жизни
? В истории немало примеров выдающихся
людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти
человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять,
пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему
продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни
может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это
необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь
сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной
социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом
и в
отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема
увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект
.
Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней
отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления
жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее
проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В
старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это
сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей
беспомощности.

А как быть в ситуации,
когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы
означает, что задачей медицины должно быть не только
продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической
дееспособности.
Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во
многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по
себе продление индивидуальной жизни должно стать целью
науки
, общества и самого человека, а именно развитие
богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни
человечества
.

Наряду
с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задавались вопросом о конечности
своего бытия. Проблема смерти встала перед
человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы
своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и
проявлялось в первую очередь в религиозных воззрениях.

   В настоящее время проблема смерти стала актуальна
как никогда. В соответствии с демократическими идеалами, все более
завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза
смертная казнь отменена. В статье 20 Конституция Российской  Федерации
провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива
отмены смертной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не
применяется.

     Этические и нравственные аспекты проблемы смерти
привлекают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований,
в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к
жизни людей.

   Наряду с безоговорочным признанием права человека
на жизнь в наши дни всерьез обсуждается его право на
смерть
. Один настаивают на неограниченной свободе человека в решении
этого вопроса, другие – на отказе в праве на смерть, исходя из гуманитарных,
общественных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право
на жизнь. Все остальные права человека рассматривались как его производные,
поскольку каждое из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни,
необходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей, интересов,
устремлений.

    Самоубийство как
добровольный уход из жизни во все времена осуждалось
обществом и Церковью
. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах.
Исключение составили случаи, связанные с нежеланием людей попасть в плен к
врагу.

    В настоящее время вопрос о жизни и смерти
становится вопросом выбора, причем не только самого человека, которого этот
вопрос касается. Возникает проблема: может ли общество
сохранять жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о самоубийце, а
об умирающем человеке ,которому искусственно задерживают наступление смерти.
Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии – безболезненной
искусственной кончине страдающего неизлечимой болезнью человека – стал
предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников,
политиков.

   Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские,
правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание
смертности не должно стать поводом для отчаяния.

Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж
и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использовать
это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1.В чем проявляется взаимосвязь между пониманием
человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?

2.Как решалась проблема смысла жизни в культуре
человечества?

3.Как понимает проблему смысла жизни философия?

4.Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни
общества?

5.Какие цели ставит перед собой человек в процессе
своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6.В чем состоит проблема продления человеческой жизни?
Необходимо ли это? Почему?

7.На примере конкретных личностей охарактеризуйте
проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8.Прочитайте высказывание Л. Н. Толстого: «Человек
может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,
он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа,
живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо
влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира,
живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и
всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на
его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять,
кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему
бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое.
Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить,
умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня
отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл
для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает
действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз
сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет,
как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с
точки зрения смысла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Пример
итогового конспекта данного текста

Цель
и смысл жизни человека

Человек (Ч.)

Животное

знает,
что умрет

не
знает

это
ОСНОВА для:


духовного развития


определения ЦЕЛИ и смысла жизни

Ч.
также выбирает СРЕДСТВА достижения целей

«+»

«-»

добро

правда

справедливость

жить для
других (альтруизм)

зло

ложь

несправедливость

жить
для себя (эгоизм)

Точи зрения на смысл жизни Ч.

Суть

Условие для реализации

Религия

выбирай
«+» средства достижения цели, иначе ад

индивидуально

Современная
наука (философия)

найди
ответ самостоятельно, опираясь на разум

индивидуально

Учебник

(Важенин
А. Г.)

саморазвитие
+ вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру

1.      нужно
демократическое общество

2.      нельзя
постоянно проявлять эгоизм

Промежуточные цели
в жизни Ч:

1.     
получить
знания (образование)

2.     
карьера
 

3.     
создать
семью, воспитать детей.

4.     
оставить
свой след в истории (нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности
среди современников и потомков любо ценой)

Сколько нужно человеку времени, чтобы реализовать цели
своей жизни?

ПРОБЛЕМА ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Продлевать?

Точки зрения

Гуманистическая  

Да

Биологическая  

не всегда

Увеличение нормальной социальной продолжительности
жизни – это прогресс

Аргументация:

— физические, психические  страдания из-за
невозможности организма выполнять свои функции;

— мозг умер, а тело живет – что делать?

Т.о.,

ЗАДАЧА медицины — не только продление жизни человека,
но и сохранение его умственной и физической дееспособности.

Цель науки, общества, Ч. –развивать степень участия
личности в коллективной жизни человечества.

Проблема смерти:

ПРАВО
Ч. на СМЕРТЬ – возможно ли такое, ведь самоубийство всегда осуждалось обществом
и Церковью? Можно ли сохранять жизнь человека вопреки его воле?

(не
самоубийца, а умирающий человек и ему задерживают наступление смерти)

ЭВТАНАЗИЯ —
безболезненная искусственная кончина страдающего неизлечимой болезнью человека.

ПРАВО на ЭВТАНАЗИЮ
— предмет спора медиков, юристов, правозащитников, политиков.

Конспект-схема
может рассматриваться как частный
случай фреймовой модели. Лучше запоминаются
те образы, которые раскрыты со всех
сторон и на всех уровнях. Так, образ
самолета воспринимается на первом
уровне глубины проникновения в образ
как его внешнее описание, на втором
уровне — взаимодействие с окружающей
средой, на третьем уровне воспринимаются
процессы и явления, происходящие
непосредственно. Выделяют 5 уровней
глубины, с которыми связано с определенным
образом в конспект-схему. По периметру
схемы располагаются блоки, отражающие:
внешнее описание объекта изучения;
взаимодействие его с окружающим миром;
внутренние механизмы, процессы, гипотезы;
применение теории в практике. В центре
схемы расположен блок с указанием на
нерешенные в данной области проблемы.
В блоки А, Б, В заносится то, что студент
должен знать, а в блок Г и Д — то, что он
должен уметь. Стрелки показывают связи
между частями. На блок нерешенных проблем
оказывают влияние все части, т. е.
проблемы могут быть на любом уровне
глубины. Специфика содержания учебного
предмета и учебные цели его изучения
помогают преподавателю разработать
собственную структуру схемы-конспекта.
Конспект-схемы можно эффективно
использовать для проведения практических
занятий. Тогда наполнение основных
блоков несколько меняется с учетом
усиления самостоятельной работы
студентов, а также специфика предмета.
Свертывание материала в конспект-схему
— наиболее сложный и трудный этап, т. к.
на одном развернутом листе нужно наглядно
разместить материал целой темы. Выделить
из всего целостного отобранного
содержания самое главное, чтобы
сконцентрировать на нем внимание, это
значит: выделить предмет мысли, разделить
информацию на логические части,
рассортировать материал (отделить
главное от второстепенного), найти
смысловые опорные пункты, произвести
группировку материала в виде записи,
схемы, модели и т. д. Наполнение блоков
возможно по принципу ассоциативного
опорного конспекта, либо в виде краткого
отображения узловых моментов темы.
Опорный конспект или лист опорных
сигналов – это построенная по специальным
принципам визуальная модель содержания
учебного материала, в которой сжато
изображены основные смысловые вехи
изучаемой темы, а также используются
графические приемы повышения мнемонического
эффекта. Его можно считать качественно
новым этапом в схематизации учебного
материала, который не отрицает, а
развивает схему. Он в большей степени,
чем любая схема учитывает психологические
особенности восприятия информации,
поскольку не приемлет жесткую структуру.
В обычной схеме информация не кодируется,
а материал представлен словесно простым
предложением или полным понятием. Лишь
иногда можно наблюдать схемы, максимально
приближенные к опорным конспектам,
например схема круговорота воды в
природе изобразительно соответствует
содержанию заложенной в ней информации.
Еще в большей степени опорный конспект
отличается от конспекта, даже очень
краткого, в обычном понимании этого
слова. Опорный конспект должен быть
немногословным и предельно сжатым.
Каждый символ, слово или знак отражают
лишь самое главное. Часто сигнальные
опоры – это только намек на то, что
нужно рассказывать. Дальше мысль должна
следовать сама, выстраивая цепочки
слов, фраз, новых мыслей. Основными
требованиями к составлению опорного
конспекта являются: лаконичность,
структурность, унификация, автономность
блоков, использование привычных
ассоциаций и стереотипов, непохожесть,
простота. Остановимся подробнее на этих
требованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Усвоить новую информацию, легко воспроизвести ее, помогают навыки ведения конспектов. Корректное конспектирование позволяет выявлять среди потока информации основные мысли, записывать их в процессе изучения новой темы, составлять сжатый, но понятный текст.

Такие навыки рекомендуется развивать еще в школьном возрасте. Они пригодятся в студенчестве, продвижении по карьерной лестнице, самостоятельном обучении в любом направлении.
девушка с тетрадью

Содержание

  • Что из себя представляет конспект?
  • Главные требования при написании конспекта
  • Различные виды конспектов
  • Какие бывают методы конспектирования и как их использовать?
    • Система конспектирования Корнелла
      • Пример конспекта по методу Корнелла
    • Система конспектирования схемами
      • Пример конспекта по методу схем
    • Система конспектирования таблицами
      • Пример конспекта по методу таблиц
    • Система конспектирования интеллект-картами
      • Пример конспекта по методу интеллект-карт
    • Система конспектирования предложениями
      • Пример конспекта по методу предложений
    • Система конспектирования индексами
      • Пример конспекта по методу индексов
    • Система конспектирования течением
      • Пример конспекта по методу течения
    • Система конспектирования боксами
      • Пример конспекта по методу боксов
    • Система конспектирования нумерацией
      • Пример конспекта по методу нумерации
  • Часто допускаемые ошибки при составлении конспекта
  • Проверять ли конспект на Антиплагиат?
  • Повышение уникальности конспекта
  • Красивое оформление конспекта: основные техники
  • Полезные советы для конспектирования, кроме конкретных методов
  • Какой правильный объем для конспекта?
  • Составление конспекта по различным видам текста
    • Правильное конспектирование по лекциям
    • Правильное конспектирование статьи
    • Правильное конспектирование по книге
    • Правильное конспектирование по параграфу
    • Правильное конспектирование по учебникам

Что из себя представляет конспект?

Конспект представляет собой краткую и емкую запись информации, которая составлена в удобной форме для создателя. Текст должен иметь логическую последовательность, чтобы при повторном ознакомлении с ним, автор смог воспроизвести данные без искажения и нарушения логики подачи темы.

Конспект может составляться в разнообразных формах, с применением различных дополнений, которые помогают быстро вспомнить важную информацию.

Главные требования при написании конспекта

Написание конспекта должно быть с учетом ключевых требований:

  • Полнота зафиксированной информации.
  • Сохранение последовательности и логичности изложения мыслей.
  • Лаконичность записей.
  • Структурирование информации на разделы, абзацы.
  • Выделение ключевых акцентов, для быстрого поиска основной информации.
  • Наглядность и информативность.

Соблюдая эти требования, можно создать удобный и эффективный конспект в любом виде, вне зависимости от сложности темы.

Различные виды конспектов

Изложение ключевых аспектов в конспекте может подаваться в различных форматах. Поэтому выделяется несколько наиболее популярных видов записей:

  • Текстуальный — записи осуществляются тезисно.
  • Свободный — выписки делаются на усмотрение автора.
  • Тематический — записи помогают полностью раскрыть определенную тему.
  • Схематический план — структура изложения предполагает краткие и точные вопросы по теме и краткие ответы на них или тезисы.
  • План-конспект — изложение осуществляется по ранее составленному краткому плану.

Помимо записей, конспект может включать схематические изображения, графики, рисунки, которые помогают дополнить общую информацию.

Какие бывают методы конспектирования и как их использовать?

Для создания качественного конспекта авторы нередко используют разнообразные схемы и методы, проверенные временем. Наиболее популярными являются методы Корнелла, схем, таблиц, интеллект-карт, предложений, индексов, течения, боксов, нумерации. Каждый из них имеет свои особенности, с которыми стоит ознакомиться более детально, чтобы определить, какой из методов лучше всего подойдет для создания записей.
встреча

Система конспектирования Корнелла

Лист необходимо разделить на четыре части, с помощью линий. Верхняя линия проводится с самого верха листа, над ней необходимо указать дату выполнения работы и тему изложения. Нижняя линия находится практически с самого низа листа. Под ней нужно будет сделать краткие выводы по изложенной теме.

Основная часть листа разделяется на две части по вертикали, в соотношении 1:2. Слева понадобится записывать ключевые даты, термины, определения и события. Справа будет более обширная информация, которую необходимо зафиксировать, по мере изучения темы.

Пример конспекта по методу Корнелла

Рассмотрим применение данного метода на теме “История пирамид”. Тогда конспект будет выглядеть так

Дата, История пирамид
Ключевые даты

Термин “пирамиды” — это ..

Наиболее значимые пирамиды: …

Года создания…

Известные деятели, для которых строились пирамиды…

Основная информация по теме: причины создания, особенности, характеристики, где размещались, почему были выбраны такие формы и прочее.
Выводы, связанные с появлением пирамид, значимостью сооружений для культуры и истории народа/династии/мира.

Система конспектирования схемами

Схематический метод предполагает конспектирование материала в виде большого маркированного списка с подпунктами и уровнями. Основной пункт — ключевая мысль, средний — подтема, а остальные уровни выделяются на более и менее значимые тезисы.

Пример конспекта по методу схем

Если необходимо законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу схем, то подача информации будет в таком формате:

  1. История пирамид.

1.1 Появление первых пирамид.

1.1.1- 1. 1…. тезисы по теме

1.2 Строительство пирамид различными династиями

1.2.1 …

И т. д.

Система конспектирования таблицами

Проводится разделение материала по тематическим блокам, темам, датам. Удобно разделить лист на несколько колонок, чтобы заполнить каждую из них необходимой информацией.

Пример конспекта по методу таблиц

Когда необходимо сохранить значимую информацию по теме “История пирамид” по методу таблиц, конспект будет выглядеть так:

Важные даты Исторические личности Известные пирамиды и их особенности Значимая информация по теме
 

Пустые поля потребуется заполнить, в соответствии с названием в шапке таблицы.

Система конспектирования интеллект-картами

Идеальное решение для разбора сложных тем, где важно не потерять логический ход мыслей, поскольку пропуск тезиса или очередности подачи не позволит полностью вникнуть в тему, быстро вспомнить ключевые аспекты.

Основная мысль в интеллект-карте размещается в центре. Вокруг нее записываются значимые данные, тезисы, даты, объяснения. Все элементы объединяются линиями, которые помогают в будущем воссоздать ход мыслей и изложение темы.

Пример конспекта по методу интеллект-карт

Если понадобится сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу интеллект-карт, конспект будет иметь следующий вид:

конспект-схема

Система конспектирования предложениями

В таком методе каждая значимая мысль записывается с новой строки, а также ей присваивается определенный номер. Это позволяет сделать быструю отсылку к конкретному пункту, по мере написания новых мыслей.

Пример конспекта по методу предложений

Если понадобится законспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу предложений, работа будет выглядеть так:

1.Пирамиды — это ….

2.Пирамиды создавались из…

———

  1. Историческая личность (кратко о ней в п.23) способствовала…

———

  1. Особенности пирамид династии … (примеры в п. 13) …

И т. д.

Система конспектирования индексами

Информация в таком конспекте помещается в различные кружочки, треугольники, прямоугольники, в зависимости от значимости. На полях обозначается, что значит каждый из индексов. Это позволит разделить информацию в объемной теме по значимости, уделять больше внимания ключевым записям. Например, можно выделить в треугольники только те данные, которые необходимо выучить, а в кружочки помещать информацию, которая требует уточнения.

Пример конспекта по методу индексов

Если необходимо сохранить информацию по теме “История пирамид” по методу индексов, это будет выглядеть так:

Δ — характеристики пирамид

× — личности, повлиявшие на архитектуру пирамид

° — что важно уточнить после изложения

¡ — важные пирамиды

И т. д.

встреча друзей

Система конспектирования течением

Используется для быстрых и емких записей по обширной теме, когда на конспектирование практически нет времени. Предполагается запись основных тезисов, главные факты которых дополнительно выделяются.

Пример конспекта по методу течения

Если понадобилось записать информацию по теме “История пирамид” по методу течения, это будет выглядеть так:

Пирамиды — это сооружения, которые отличаются…

Характерные признаки: описание формы:  .., методы возведения:  .., используемые материалы: … и т. д.

Курсивом выделены главные элементы конспекта.

Система конспектирования боксами

Система идеально подойдет для тех, кому проще запомнить информацию, которая подается визуально. Блоки тезисов размещаются в различных фигурах, хаотично по всему листу. Сверху фиксируется тема, а остальное пространство занимают фигуры с информацией.

Пример конспекта по методу боксов

Если потребуется записать информацию по теме “История пирамид” по методу боксов, это будет выглядеть так:

картинка боксы

Различные фигуры на листе заполнены ключевыми тезисами по теме, которые помогут быстро восстановить информацию в памяти.

Система конспектирования нумерацией

Подходит для конспектирования темы, когда на записи остается очень мало времени, из-за скорости подачи информации. Каждая мысль нумеруется, а между ними остается небольшое пространство для последующих дополнительных записей. Если выделять номера другим цветом, это позволит быстрее находить нужные тезисы.

Пример конспекта по методу нумерации

Если нужно конспектировать информацию по теме “История пирамид” по методу нумерации, это будет выглядеть так:

1.Пирамиды — …  2.Харак.особ.: … 3.Истор. лич.: …

Часто допускаемые ошибки при составлении конспекта

  1. Излишняя краткость.
  2. Бессвязный пересказ темы.
  3. Многочисленное повторение слов, которые можно было упустить или сократить.
  4. Избыток “воды”.
  5. Потеря структуры.
  6. Незаконченность ключевых мыслей, тезисов.

Проверять ли конспект на Антиплагиат?

Проверять текст на уникальность потребуется, если он создается в электронном виде и передается преподавателю на оценку. Иногда преподаватели проверяют конспекты на Антиплагиат, чтобы узнать, самостоятельно ли написан текст, или это просто копирование информации из свободных источников.
веселая компания

Повышение уникальности конспекта

Если нужно повысить уникальность конспекта, стоит:

  • Изменить форму подачи информации.
  • Добавить краткие полезные таблицы и схемы.
  • Изменить некоторые слова в записях на синонимы, с сохранением смысла.
  • Самостоятельно проверить текст на Антиплагиат и проработать неуникальные элементы.

Красивое оформление конспекта: основные техники

Рекомендуется заранее определить, как сделать конспект максимально понятным для себя, сформировать собственную схему подачи информации. Можно использовать систему стикеров, выделений разнообразными цветами важных элементов.

Отсутствие пропусков — признак красивого оформления. Стоит заполнить их, как только появится возможность.

Заголовки, темы и подтемы лучше оформить ярко, например, подчеркнуть или сделать запись заглавными буквами.

Полезные советы для конспектирования, кроме конкретных методов

Вне зависимости от выбранного метода конспектирования эти советы помогут вести записи:

  1. Выработать одну систему сокращений.
  2. Выработать одну цветовую систему выделений для ключевых тезисов, тем, подтем.
  3. При изучении источников информации лучше сразу расставлять приоритеты по важности данных, вычленить главные мысли и строить конспект вокруг них.

Какой правильный объем для конспекта?

Объем конспекта зависит от размеров темы и сложности информации, которую потребуется запомнить. Кроме того, у каждого человека есть свои методы ведения записей, которые влияют на размеры.

Оптимально, чтобы весь объем записанной информации по теме можно было просмотреть и проанализировать в течение нескольких минут.

Составление конспекта по различным видам текста

Конспектирование по различным видам текста отличается по рекомендованной методике изложения материала, которая поможет лучше обработать тему, в зависимости от формы ее подачи.

Правильное конспектирование по лекциям

На конспектирование выделяется мало времени, поэтому необходимо записать главные тезисы и выделить свободное место для дополнения зафиксированной информации в ближайшее время.

Правильное конспектирование статьи

Рекомендуется выделить главную мысль статьи, а затем дополнять ее тезисами, которые больше раскроют ее.

Правильное конспектирование по книге

Стоит выделять главные мысли в каждом разделе, а затем — дополнять их, по мере ознакомления с материалом. Аналогично разделению тем в книге, записи также стоит разделять, для удобства при использовании конспекта в будущем.

Правильное конспектирование по параграфу

Параграфы имеют подтемы, на которые и стоит разделить конспект. В каждой подтеме нужно зафиксировать наиболее значимые мысли и тезисы.

Правильное конспектирование по учебникам

Если необходимо сделать записи по теме по информации с различных источников, важно расставить приоритеты и выбрать основной, который даст зафиксировать ключевые тезисы. Другие учебники станут хорошими источниками для дополнения тем, раскрытия важных вопросов более подробно.

В настоящее время в условиях ориентации на
максимум усвоения учебного материала педагоги
усиливают поиски наиболее эффективных приемов
обучения. Важно обеспечить каждому школьнику
базовый уровень подготовки, представляющий
государственный стандарт образования, и создать
благоприятные условия тем, кто проявляет интерес
к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках
русского языка наиболее распространенными и
активно применяемыми сегодня являются опорные
конспекты, алгоритмы, схемы
, которые
представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического
изображения
, зрительно подчеркивающего
соотношение зависимости явлений,
характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную,
орфографическую). Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенном виде. Систематическое,
грамотно применяемое, оно способно придать
сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность.
Появляется возможность экономии времени при
работе с обширными комплексами понятий,
возможность дифференциации процесса обучения,
возможность использовать различные виды работ:
индивидуальную, фронтальную, групповую,
возможность обеспечения активной
самостоятельной работы ученика, а как следствие
самореализации ученика (в том числе в
сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание
и оформление
такой схемы-опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по
восприятию и воспроизведению. В процессе работы
по опорным конспектам, схемам необходимо
учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы, их способность записать,
проговорить информацию, а позже самостоятельно
ее составить в виде схемы или прочесть
незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться
в течение всех уроков изучения темы, что помогает
более глубокому пониманию и постепенному
запоминанию необходимого теоретического
материала. Постоянная работа по конспектам и
схемам, составление их при непосредственном
участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже слабоуспевающие
учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить
лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от
конспекта предполагает выделение более узкого
по объему, содержанию теоретического материала,
может служить своеобразным
инструментом-помощником в решении теоретических
задач
.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных
сигналов, языковых терминов в определенной
логической последовательности излагается
главная информация по теоретическим блокам всей
темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в
крупные блоки, то появляется возможность
увеличения подачи теоретического материала на
уроке без перегрузки учащихся. По опорному
конспекту ученики составляют связный рассказ по
теории на лингвистическую тему. Алгоритм
помогает отработать ход рассуждений при
использовании того или иного правила.
Активизируется мыслительная деятельность, идет
развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то
содержание, которое стало предметом активных
действий. Поэтому особенность приема состоит в
том, что знания могут не только передаваться
детям в готовом виде, а приобретаться ими в
процессе изучения нового материала. В результате
такой работы у детей формируются умения
анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование
материала блоками, разработка и выполнение
опорных конспектов
. Эта система работы требует
от преподавателя достаточно больших временных
затрат при подготовке к уроку, подборе материала,
подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников:
программ, учебников, справочной и методической
литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания,
отбор необходимого материала, отбрасывание
второстепенного. Содержание опорного конспекта,
алгоритма, схемы определяется содержанием
теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и
    главная информация;
  • определение порядка изложения материала,
    примеров, иллюстрирующих материал, перспектив
    заполнения опорного конспекта при последующем
    изложении.

3. Кодирование материала, составление
конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале
необходимо выделить опорные сигналы,
совокупность которых и составит, например,
опорный конспект по теме. Он будет состоять из
ключевых слов, аббревиатур, компактных записей
определений и формулировок, графических
сигналов, цифрового материала, стрелок, условных
обозначений.

Принципы создания опорного конспекта,
алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал — эквивалент смыслового
значения. Лаконичность: максимум закодированной
информации при минимуме визуальных печатных
знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых
элементах
. Основные смысловые элементы
выделяются различной конфигурацией блоков,
шрифтов, расположением слов, цветовым решением и
т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять
внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты,
объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3
до 5 тематических блоков. Их количество зависит
от объемности темы или раздела, но в любом случае
не должно быть избыточным. Каждый из блоков
представляет собой «микроконспект» по
какой-то подтеме и может быть воспроизведен в
отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются
соответствие величины букв возрастным
особенностям детей, ясность, гармония с общим
решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект,
алгоритм, схемы, ориентированные на детскую
аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они
должны повышать образность, эмоциональность
восприятия материала. Следует избегать излишней
теоретизированности в передаче материала. Кроме
основного материала, возможно вводить
занимательный материал по орфографии,
пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала
(традиционные формы и методы). Параллельно с
объяснением идет составление опорного
конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная
учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями
(записывается цветными мелом: например, зеленым —
новое, синим — примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором,
отчетливо произнося каждый слог и соблюдая
правильное ударение; этот пункт записывается
учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте
указывается номер параграфа и страница, к
которой дети должны обратиться дома. Во время
записи конспекта у детей происходит не только
восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение
материала по составленному опорному конспекту. В
местах логических связок, в контрольных моментах
темы скорость речи уменьшается, выделяется
интонацией самое важное. Это позволяет охватить
несколькими фразами большие смысловые части,
дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по
отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания,
трудности теоретического материала, знакомого и
нового, могут строиться на одном уроке или
нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после
знакомства с параграфом учебника и определения
объема знаний и умений, которые должны получить
учащиеся по теме, разграничения известной и
новой информации, которую необходимо усвоить,
составляем опорный конспект в отдельной
справочной тетради, разбив весь теоретический
материал на смысловые блоки. Теперь учебный
материал прочитывается ребятами еще раз, но уже
внимательно, по блокам, для извлечения главной
информации. Представленная в виде отдельных
условных обозначений, она постепенно заносится в
конспект. Для выразительности изображения мы
используем 3 цвета: зеленый для выделения новой
информации; красный в качестве сигнала
«внимание» — исключение, запомнить; синий —
для иллюстрации примерами, для всех остальных
обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его
постепенно, с учетом закономерностей и
последовательности под руководством учителя.
При этом используются традиционные методы
объяснения материала: работа с учеником, слово
учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с
новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности и полноты записи в качестве образца
делается первичное озвучивание конспекта
учителем. На дом учащиеся получают задание еще
раз прочитать теоретический материал темы и
разобрать его по конспекту. На следующем уроке
используются различные формы работы с учащимися
по нахождению, восприятию, пониманию,
воспроизведению отдельных блоков и конспекта в
целом. Это беседы по вопросам, терминологический
диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у
доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по
опорному конспекту включена в уроки по
закреплению темы, ее обобщению и завершается
уроками контроля и работы над ошибками. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках
русского языка освобождает время для
закрепления новых знаний и развития умений, что
дает возможность увеличить объем практической
работы на уроке. Затраты времени на изучение
нового и составления конспекта уменьшаются, а на
тренировочные работы, закрепление и
систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта,
алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и
    сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в
    тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух
    кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в
    цвете (конспект может быть предложен для
    обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с
    использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом
(алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй
    пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение
    конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь
    написанное в учебнике с конспектом (исправь
    ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь,
    чтобы не делать ошибок на орфографическое
    правило? Помог ли ответить на этот вопрос
    конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в
    конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал
    по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на
уроке.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по
опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим
учащимся для воспроизведения опорного конспекта
могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры,
которые представляют собой тот же опорный
конспект, но с пропусками, куда дети должны
вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание.
Ответ обсуждается детьми либо комментируется
учителем. Оценка выставляется учителем. Дети
проговаривают домашнее задание в парах и
оценивают друг друга (при этом может быть
предложена памятка).

 

Закрепление материала с использованием
опорного конспекта, организация текущего
повторения материала на основе конспекта,
алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые
вызвали затруднения у слабых учеников, сильными
учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах
по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений
по вопросам с целью закрепления логики
рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов,
схем на уроках русского языка может быть полезно
в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в
    ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют
    более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам
    русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в
    особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные
    морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует
    развитию у детей логического мышления,
    наблюдательности, внимания, восприятия, которые
    создают фундамент для прочного овладения
    грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам.
    //Русский язык и литература в средних учебных
    заведениях. УССР. — 1990. — N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского
    языка в 5-9 классах. — М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании
    русского языка. — М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании
    русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
    русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому
    языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.
    — М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами
    психолога. — М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. — М.,
    Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов,
    схем, конспектов) создан учителем-автором статьи
    и активно используется в практике.

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти api токен
  • Как ты поймешь лучше страны не найдешь
  • Как составить базу паролей
  • Как найти площадь треугольника 6кл
  • Как составить план телефонного разговора