Как составить конспект статьи по литературе

Тема: «Как правильно составлять конспект»

Жидкова Л.И.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Школы №127

Г.о. Самара


     Одним из приемов рационального обучения является
конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что вначале кажется второстепенным, может, со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов:

1. Плановый.

2. Текстуальный.

3. Свободный.

4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект:

прочитайте текст учебника;

определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;

выделите взаимосвязи;

основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

внимательно прочитайте материал;

определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

определите центральную часть О. К., т. е. его «ассоциативный узел» в виде систематического класса и его особенностей;

Определите цель составления конспекта.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Конспект, план-конспект — это способ работы с текстом. Цель — зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект — это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.

Конспект — это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

текстуальный конспект — представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: — сначала прочитывается текст-источник, — в нём выделяются основные положения; — подбираются примеры; — идёт перекомпоновка материала; — затем оформляется текст конспекта; — Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект — это более детальная проработка источника; — составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; — к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Конспекты могут быть плановыми, т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху — вниз» — от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта— схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Опорный конспект

Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название «опорный сигнал». В опорном сигнале содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:

Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.

При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания

2. На полях тетради отчёркивания «например, вертикальные»

3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.

4. Пользоваться при записи различными цветами.

5. Писать разными шрифтами.

6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.

В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

Итак, конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект — это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Памятка
для написания конспекта

Конспект
– это краткое, связное и последовательное изложение основных положений текста.

1.     
Прочитайте текст;

2.     
Сформулируйте главную тему текста, цель
автора;

3.     
Проанализируйте содержание каждого
выделенного фрагмента/абзаца, выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и
на основании этих операции сделайте краткую запись текста (тезисы + дать
понятие в скобках);

4.     
Запишите тезисы в их логической
последовательности и снабдите их необходимыми примерами.

Фрагмент
конспекта статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

План

Тезис

Аргумент

Место комедии в
литературе

Это и картина нравов, и галерея
живых типов, и жгучая сатира, и комедия, стоящая особняком в литературе

Как картина она громадна. Ее
полотно захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора
Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок,
тогдашний ее дух, исторический момент и нравы.

Пока будет существовать
стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники
угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье,
пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, —
до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты
Фамусовых, Молчалиных и других.

Чацкий

Главный герой, превращающий своей
страдательной ролью картину нравов в комедию

— «чувствителен, и весел, и
остер» (Лиза)

— начинает новый век – и в этом
все его значение и «весь ум». 
— всякий шаг его и слово тесно связаны с игрой чувства к Софье, раздраженного
какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого
конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом,
поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он
только и мог сыграть указанную ему автором роль.
— роль Чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная. 
Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.  Роль и физиономия Чацких
неизменна.

— Чацкий больше всего обличитель
лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». 
— его идеал – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми
оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний»,
или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и
прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или
путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд
дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. Чацкий сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством
силы свежей. 
— Чацкий неизбежен при каждой смене веков. 

Софья

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Сегодня
мы…

·                  
Узнаем, что такое конспект.

·                  
Выясним, как составляются тематические конспекты.

·                  
Научимся конспектировать устную речь.

Итак, теперь
мы знаем, как сокращать тексты и строить планы текстов. А ещё умеем писать
тезисы и делать выписки. И самое время объединить все наши знания и посмотреть,
что из этого получится!

Ведь
иногда мы встречаемся с очень длинными статьями, сложными брошюрами или
параграфами учебников. И эти тексты невозможно запомнить и воспроизвести в том
виде, в каком мы их видим.

И в таком
случае нам понадобятся все виды работы с текстом, которым мы успели научиться.
Чтобы составить конспект произведения.

Конспектом
называют краткое изложение содержания текста в письменной форме. Но чем
в таком случае конспект отличается от тезисов? Тем, что при составлении
конспекта мы обычно пользуемся своими словами. Однако мы можем добавлять и
слова или словосочетания из авторского текста, а ещё цитаты и выписки целых
абзацев.

Конспекты
бывают разными. Рассмотрим несколько основных видов.

Мы
достаточно часто встречаемся с план-конспектами. При работе с текстом мы в
таком случае сначала составляем план, с пунктами и подпунктами. А потом
поочерёдно раскрываем каждый подпункт плана, и у нас получается связный текст.

Такой
конспект может очень помочь при устных выступлениях, в том числе и при школьных
докладах.

Есть и
так называемый схематический конспект. Для него тоже необходим план, только вот
пунктами этого плана будут уже вопросы.

В
процессе чтения текста мы отвечаем на все вопросы плана-схемы, и в конце концов
получается конспект.

Сильная
сторона таких конспектов – в том, что они помогают лучше понять и
структурировать информацию в тексте. Схематические конспекты обычно короткие.

Мы можем
встретиться и с текстуальным конспектом – его ещё называют цитатным.

Особенно
он важен при работе с художественными или публицистическими текстами.

Мы как всегда составляем план.

А потом
просто делаем выписки текста в соответствии с каждым пунктом плана. Из этих
выписок и цитат и получается в результате конспект.

В таком
конспекте будет сохраняться авторский стиль, а это особенно ценно, когда
мы говорим о литературе.

Иногда
нам может встретиться графический конспект. В таком случае преподаватель
просто рисует на доске или показывает нам схемы и формулы. Достаточно
зарисовать их, сделать некоторые пометки – и у нас получается конспект из
формул или рисунков!

Конечно,
такие конспекты подходят в основном для работы с точными науками.

Ещё один
распространённый вид конспекта – тематический.

Мы
обращаемся к тематическому конспекту, когда нам нужно осветить тему с разных
сторон. Для такого конспекта мы используем несколько источников. С помощью
такого конспекта можно полно раскрыть тему. Именно поэтому такой вид конспекта
подходит для самостоятельной работы с текстом.

И это ещё
только основные разновидности! Так что мир конспектов крайне разнообразен. Но
настолько ли все эти виды конспектов разные? На самом деле у них есть и кое-что
общее.

Посмотрим
на правила построения, которые необходимы для всех конспектов.

Уже можно
было заметить, что для конспекта необходим план. И это неудивительно –
планы часто нужны нам при работе с текстом. Сначала мы составляем развёрнутый и
подробный план.

А потом
мы убираем из плана всё ненужное, и, если нужно, объединяем некоторые пункты.

Затем мы переходим
к работе с текстом. И тут нам понадобится сокращение. В каждой части нашего
текста мы оставляем самое главное. Всё, без чего содержание текста мы и так
поймём, выбрасывается. Мы упрощаем и сложные предложения, преобразуем
причастные и деепричастные обороты.

Наконец,
при составлении конспекта нам нужно не забывать об исходном тексте. Нельзя
конспектировать, не указывая источник. Поэтому мы обязательно указываем
название книги или статьи. Если сообщение устное, можно указать только тему.

При конспектировании
можно указывать подзаголовки. И выписывать даже выводы автора конспектируемого
текста.

Итак, конспект
– это краткое изложение содержания текста в письменной форме
. Конспект
выполняется своими словами, но может включать выписки и цитаты из текста.

Конспекты
бывают разными, но для всех необходим план и сокращение текста.

При
конспектировании обязательно указывается его источник или источники.

А теперь
давайте немного подробнее поговорим о тематическом плане. Мы уже сказали о том,
что к планам такого вида мы обращаемся, когда у нас есть какая-то тема, которая
требует множества источников.

Тематические
конспекты особенно важны, если существует несколько мнений по какому-то
вопросу. Например, есть такая тема, как шекспировский вопрос – авторство произведений
Шекспира. Здесь нам понадобится тематический конспект.

С чего же
мы начинаем работу над таким конспектом? Для начала мы отправляемся на охоту за
литературой. Мы отбираем книги и статьи по интересующей нас теме и обращаем при
этом внимание на то, насколько полно эта тема раскрыта. И насколько современный
перед нами источник информации. Нашим основным источником информации станет
самый полный и современный.

Основной
источник выбран, и мы начинаем работать с ним. Источник нужно как следует изучить.
Мы составляем подробный план книги или статьи и указываем страницы, на которых
содержится нужная нам информация.

И теперь
мы… возвращаемся в библиотеку! Потому что мы уже сказали, что источников
несколько. И теперь мы должны заняться отбором второстепенных источников
информации.

Мы
отбираем книги и конспекты, которые дополняют нашу информацию или же сообщают
другое мнение.

А теперь
опять возвращаемся к плану. С второстепенными источниками мы работаем
почти как с основным: мы отмечаем в них информацию, которая может нам
понадобиться. И после этого исправляем план. Некоторые его пункты придётся
дополнить. А если нам встретились альтернативные мнения – мы можем и добавить
новые пункты.

И теперь,
когда вся литература проанализирована и план составлен, мы можем писать
конспект.

Что
необходимо знать при написании конспекта?

В начале
работы мы обязательно формулируем главную мысль – позицию, которую мы
собираемся донести. Дальше мы при помощи материалов из основного источника даём
информацию, которая эту главную мысль иллюстрирует. При этом альтернативное
мнение можно указать как по ходу изложения основной мысли (тогда мы делаем
небольшое отступление), так и во второй части конспекта. Но делать это нужно
так, чтобы ваша позиция все равно была понятной.

При
написании конспекта мы особенно пристально должны следить за структурой текста
– его нужно делить на абзацы. И все предложения, абзацы, части текста должны
быть связаны по смыслу, чтобы просматривалась общая логика повествования.

И вот
конспект составлен! Теперь мы наконец-то можем отдохнуть? Нет, потому что нам
предстоит проверить то, что мы написали.

Во время
проверки мы должны ответить на несколько вопросов:

— Всю
ли тему охватывает конспект и соответствует ли он плану?

Есть ли
связь между частями текста? Связно ли текст звучит?

Цитаты в
тексте употребляются уместно?

Правильно
ли оформлены цитаты и выписки?

Верно ли
мы расставлены знаки препинания?

Только
после проверки мы можем считать, что конспект готов.

Однако
есть и ещё одна ситуация, где мы сталкиваемся с конспектами. И эта ситуация не
имеет отношения к работе с книгами. В школе или университете мы сталкиваемся с
лекциями или докладами, где сообщаются важные или нужные нам сведения, которые
трудно найти где-то ещё.

К тому
же, часто преподаватели хотят, чтобы на экзамене им отвечали именно то, что они
рассказывали на лекциях.

И значит,
нам приходится каким-то образом запоминать всю эту информацию. Здесь не
обойтись без конспекта. Поэтому таким важным считается умение конспектировать
устную речь.

При
конспектировании устной речи существуют свои правила.

Прежде
всего, конспектировать речь нужно не дословно, а после осмысления сказанного
преподавателем.

Представим,
что часть лекции звучит так:

 В
основу некоторых фразеологизмов легли античные мифы. Вы, конечно, слышали о
подвигах Геракла. Одним из этих подвигов было очищение скотного двора царя
Авгия. Отсюда пошло выражение «авгиевы конюшни», мы так говорим о полном
беспорядке.

 Что
из этого мы занесём в конспект?

В
основе нек
-рых фразеолог. – античные мифы. Напр.,
авгиевы конюшни (см
. подв.
Геракла) – о беспорядке.

При этом
некоторые слова мы сократили.

Иногда
преподаватель может уходить от темы, включать в свою речь слова -паразиты.

Следующее
правило – нужно разработать систему сокращений.

Лучше
всего пользоваться общепринятыми сокращениями. Посмотрим, как сокращаются
слова:

гос-во

лит-ра

кол-во

Слово следовательно можно легко заменить стрелкой.

Однако
при этом конспект должен быть понятным и легко расшифровываться.

Важные
моменты в конспекте нужно выделять. Мы выделяем заголовки, важные определения,
термины, формулы.

Для этого
можно воспользоваться маркером, подчёркиванием при
помощи карандаша. Или просто написать что-то ручкой другого цвета. Можно
выделить важный момент при помощи пропуска строки.

Как и в
тематическом конспекте, нам очень важно логическое расположение информации.
Текст мы привычно делим на абзацы. Но между абзацами оставляем несколько пустых
строк. Здесь можно делать пометки или уточнять термины.

В
конспекте можно и нужно использовать всевозможные сигналы и указатели.
Например, можно поставить восклицательный знак рядом с важной информацией. Или
вопросительный знак рядом с версией.

Есть и
особенные пометки вроде N.
B.  – по-латински
«заметь хорошо». Эту пометку можно ставить возле фраз, на которые нужно
обратить внимание.

А ещё
конспект можно разделить надвое. Вернее, сделать широкие поля – в треть или
четверть всей ширины конспекта. На основной части мы будем вести основные
записи. А на полях можно писать комментарии, примечания, высказывать своё
мнение.

1.2.1 Конспектирование литературных источников

Конспект
– краткое письменное изложение основного
содержания лекций, речи, каких-либо
работ. Техника конспектирования позволяет
постоянно его углублять, обогащать
новыми положениями, уточнять выводы,
включать в него новые материалы, факты
и обобщения.

В
отличие от тезисов, содержащих основные
положения, и выписок, которые отображают
материал в любых соотношениях главного
и второстепенного, конспекты при
обязательной краткости содержат не
только основные положения и выводы, но
и также факты, доказательства, примеры,
иллюстрации. Конспект – обязательный
атрибут самостоятельной работы студента.
Он позволяет быстро восстановить в
памяти содержание книги, статьи.

Самостоятельное
конспектирование прочитанного тренирует
память, обеспечивает взаимодействие
зрительной и моторной памяти. Переписывание
конспектов товарищей не только
бессмысленно, но и вредно. Механическое,
бездумное переписывание приучает к
пересказу чужих мыслей, формирует
ограниченность, не оставляя следа в
развитии мыслительных способностей.

Конспектируйте
только то, что действительно поняли.
Запомните: конспект — не самоцель, а итог
самостоятельной работы, отражающий
объективные знания. Составление конспекта
— всегда творческий процесс, развивающий
логические способности. Самостоятельное
составление конспекта включает в себя
размышления над прочитанным, критическое
восприятие ценности каждого отдельного
положения, чёткой осмысленной оценки
его, тщательного, детального продумывания.

Конспектирование
учит чёткому и краткому выражению
мыслей. Многословный, объёмный конспект
приносит мало пользы. Обычно при беседе
выясняется, что не весь материал,
внесённый в конспект, уяснён, что студент
просто переписал целые куски из
прочитанных книг.

Прежде
чем приступить к составлению конспекта,
внимательно прочитайте введение
(предисловие) и оглавление книги; наметьте
порядок изучения первоисточников;
сделайте предварительные записи с
указанием, к какому вопросу плана они
относятся; оформите записи в конспект:
всё это способствует прочному и
длительному запоминанию материала.
Чтобы в дальнейшем в памяти восстановить
содержание книги, достаточно бывает
бегло просмотреть конспект.

Вспомогательный
и справочный материал записывайте
кратко, детали опускайте. При сжатых
записях делайте пометки о страницах,
чтобы потом можно было найти нужные
места в тексте первоисточника.

Если
в книге имеются ссылки на интересные,
но не знакомые вам книги или статьи,
перепишите для себя выходные данные
этих работ, чтобы потом при необходимости
просмотреть или законспектировать их.

Очень
важно не исказить мысль автора. Особенно
внимательно относиться к словам,
указывающим на количество (всё, некоторые,
отдельные, изредка, часто и т. п.) и
характер отношений (достоверно, неизбежно,
вероятно, возможно, сомнительно,
предположительно и т. п.). Даже при сжатых
записях опускать такие слова не следует.
При кратком конспектировании пользуйтесь
переходными словами и выражениями: с
другой стороны, в дополнение к этому,
наконец, далее, следовательно и т. д.

Существуют
различные формы ведения конспекта.
Например, некоторые считают наиболее
удобной следующую схему: заголовок,
номер конспекта, название и автор
конспектируемой работы, издательство,
год и место опубликования, а затем текст
конспекта, причём каждый новый раздел,
глава, параграф, новая мысль автора
отмечаются или буквой (большой, малой,
без скобок и со скобками), или цифрами
(римскими, арабскими, со скобками и без
скобок).

Чтобы
в процессе конспектирования чётко и
кратко выражать свои мысли, необходимо
соблюдать следующие требования:

  1. отбирать
    в содержании прочитанного главное,
    основное, отделять его

от
второстепенного, несущественного;

  1. точно
    передавать мысли автора (именно мысли,
    а не слова и

выражения),
формулируя их своими словами, а в качестве
подтверждения можно выписать краткую,
но убедительную цитату, обязательно
указывая страницу;

  1. не
    вносить в конспект свои собственные
    мысли и замечания

(фиксировать
их можно и нужно, но вне конспекта, на
полях);

  1. добиваться
    максимальной краткости записей (в этом
    помогают

графики,
схемы, диаграммы, таблицы, а также
применение как общепринятой, так и
индивидуально проработанной системы
сокращений);

  1. многословные,
    объёмные записи свидетельствуют о том,
    что материал

не
усвоен или не найдена разница между
главными и второстепенными мыслями;

  1. аккуратно
    оформлять конспект, обязательно оставляя
    поля, заголовки

разделов
выделять более крупным шрифтом. Аккуратно
и красиво оформленная запись (с полями,
абзацами, выделениями) даст возможность
быстрее найти нужное место и будет
способствовать лучшему усвоению знаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти адрес страницы в моем мире
  • Request does not match any route pocketbook как исправить
  • Сталкер как найти бальтазара
  • Wolfenstein 2 the new colossus ошибка could not write crash dump как исправить
  • Как найти энергетические слои