Как составить конспект урока изложения

Конспект урока написания изложения

Вид изложения: подробное изложение.

Текст:

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

                                                                                                      Н. Сладков

Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

Задачи:

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем учиться  передавать  содержание  текста  по  плану, составлять  предложения  и  правильно  их  оформлять  на  письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

2. Работа с текстом

Откройте учебники на стр. 52, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о елочке).

Когда елочка появилась на свет? (Елочка появилась на свет осенью).

Что увидела елочка, высунувшись из земли? (Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву).

Что делали деревья каждую осень в честь ёлочкиного дня рождения? (Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки).

Что дарит осина? (Осина дарит красные китайские фонарики).

Что дарит клен? (Клен роняет оранжевые звезды).

Какие подарки у ивы? (Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками).

Как чувствует себя елочка? (Елочка счастлива).

Как она выглядит? (Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки).

Какое название можно придумать к тексту? (Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…)

Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? (День рождения елочки).

Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3. Составление плана

На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части).

Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать? (О том, как и когда, появилась елочка).

Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. (Когда появилась елочка?)

В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? (О том, как елочка получала подарки от деревьев).

Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. (Какие подарки получала елочка в день рождения?)

Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. (Какая стояла елочка?)

Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Физкультминутка

Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

5. Орфографическая подготовка

На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. (1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.)

При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Устное изложение по плану

А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Чтение текста

Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать.

8. Написание изложения

Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

9. Самопроверка

Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Итог урока. Рефлексия

Чему мы делали на уроке? (Писали изложение).

Что понравилось на уроке? (Отвечать на вопросы, пересказывать текст).

Что было сложным на уроке? (Письменно излагать содержание текста).

Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.

Изложение « Ёлочка»

Вид изложения: подробное изложение.

Текст:

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Н. Сладков

Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

Задачи:

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

2. Работа с текстом

Откройте учебники на стр. 52, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о елочке).

Когда елочка появилась на свет? (Елочка появилась на свет осенью).

Что увидела елочка, высунувшись из земли? (Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву).

Что делали деревья каждую осень в честь ёлочкиного дня рождения? (Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки).

Что дарит осина? (Осина дарит красные китайские фонарики).

Что дарит клен? (Клен роняет оранжевые звезды).

Какие подарки у ивы? (Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками).

Как чувствует себя елочка? (Елочка счастлива).

Как она выглядит? (Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки).

Какое название можно придумать к тексту? (Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…)

Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? (День рождения елочки).

Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3. Составление плана

На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части).

Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать? (О том, как и когда, появилась елочка).

Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. (Когда появилась елочка?)

В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? (О том, как елочка получала подарки от деревьев).

Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. (Какие подарки получала елочка в день рождения?)

Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. (Какая стояла елочка?)

Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Физкультминутка

Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

5. Орфографическая подготовка

На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. (1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.)

При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Устное изложение по плану

А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Чтение текста

Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать.

8. Написание изложения

Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

9. Самопроверка

Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Итог урока. Рефлексия

Чему мы делали на уроке? (Писали изложение).

Что понравилось на уроке? (Отвечать на вопросы, пересказывать текст).

Что было сложным на уроке? (Письменно излагать содержание текста).

Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.

государственное
бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная
образовательная организация

«Педагогический
колледж»

План-конспект

урока
русского языка

в
3 классе

Подготовила
обучающаяся

ГБУ
КО ПОО

«Педагогический
колледж

 г.
Черняховск»

33-шк

Дурандина
Анна Андреевна

г.
Черняховск, 2020 г.

Тема урока:
«Изложение»

Тип урока:
урок открытия нового знания.

Цель урока: организация
деятельности обучающихся по написанию изложения по коллективно составленному
плану.

Задачи:

Образовательные: повторить типы
текстов в русском языке, учить определять тип текста, учить определять
количество частей в тексте, выделять главную мысль, способствовать формированию
умения составлять план изложения текста;

Развивающие: способствовать
развитию связной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального, наглядно-образного мышления, орфографической зоркости;

Воспитательные: содействовать
воспитанию патриотических чувств по средствам использованного текста,
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умению находить общее
решение при составлении плана;

Здоровьесберегающие:
соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с
гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Предметные:
уметь определять тип текста, выделять главную мысль текста, определять
количество частей в нём, учиться составлять план изложения текста.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных
учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и
умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать
информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя
ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений,
умение

выдвигать гипотезы и обосновывать их,
осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные
связи, владеть общим приемом решения орфографических задач;

Формирование регулятивных универсальных
учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем
и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять
оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои
действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ,
самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности;

Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог;
следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на
замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала,
высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах;

Личностные:
умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд,
терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный
смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять
интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение;
осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Формы работы на уроке: фронтальная,

Основные образовательные
ресурсы:
компьютер, колонки, текст «Три весны» В.
Бианки, Запись «Времена года. Апрель.» П.И. Чайковского, карточка-помощница,
изображение «Весна полевая», «Весна речная», «Весна лесная».

Ход урока.

1.    
Организационный момент.

 
 Сегодня на нашем уроке русского языка присутствуют гости.

 
 Мы всегда рады гостям. У нас прекрасное весеннее
настроение. Пусть оно передастся всем присутствующим.

2.
Подготовка к восприятию.

(включаю музыкальное
произведение, секунду жду и начинаю читать стихотворение Ф.И. Тютчева
«Весенние воды»).

Ещё
в полях белеет  снег,

А
воды  уж  весной  шумят-

Бегут
 и  будят  сонный  брег,

Бегут
 и  блещут и  гласят…

Они
 гласят  во  все  концы:

«Весна
 идёт,  весна  идёт!

Мы
 молодой  весны  гонцы,

Она
 нас  выслала  вперёд!»

Весна
 идёт,  весна  идёт!

И
 тихих  тёплых  майских  дней

Румяный
 светлый  хоровод

Толпится
 весело  за  ней.

У.
Это  замечательное  стихотворение  Фёдора  Ивановича
 Тютчева.

Какое
 время  года  описывается  в  стихотворении?

Д.
 Весна.

У.
 О  весне  написано  много  стихотворных,
 прозаических,  музыкальных  текстов.

Давайте
 вспомним.  Что  такое  текст?

Д.
 Текстом   называется  два  и  более
 предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой
 одной  темой.

3.Целевая
 установка.

У.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Работать с текстом. Писать
изложение).

У.
 Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение
 по  одному  из  текстов  о  весне.

(на
 доске  появляются  карточки :  первая-  изложение,
 в  центре.)

У.
Что нам поможет в написании изложения?

Написать
 изложение  нам  поможет  план. Мы  будем
 составлять  план.  (карточка-«составлять  план»).

У.
Какие правила нужно выполнять, чтобы написать изложение.

Наша
 речь  должна  быть  правильной,  точной,
 красивой.

Мы
 будем  развивать  речь. (карточка-  «развивать
 речь»).

Мы
 понаблюдаем,  какие  изменения  происходят  в
 природе  весной.

Будем
 внимательными .

(карточка-
 «быть  наблюдательными  и  внимательными»).

На
 доске:     составлять  план

 
                   
 развивать  речь

 
                   
 быть  наблюдательными  и  внимательными

4.Чтение
 текста  учителем.

Послушайте
 текст.
Текст  называется  «  Три  весны».

(На
 доске  появляется  заголовок    «Три  весны»).

 
                     
 Три  весны.

 
                  Первой
 приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют
 первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,
 жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.
 Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают
 прошлогоднее   зерно.

 
                 В  полях
 бежит  ручьями  снег  и  спасается  от
 солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает
 весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,
 рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,
 лебеди,  чайки.

 
        Зима  уходить  не  хочет. Долго
прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает
деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа
 весны  и  солнца.

(78,
по В.Бианки).

5.
Беседа по содержанию.

У.
 Понравился  вам  текст  о  весне?

Д.
 Да.

У.
 Какие  три  весны  описывает  автор?

Д.
 Весна полевая,  весна  речная,  весна  лесная.

 
   (на  доске  вывешиваются  картины – три
 весны).

У.
Почему  первой  приходит  весна  в  поле?

Д.
 Солнце  быстрее  нагревает  открытые  участки
 земли.

У.
 Что  происходит  в  это  время  в  поле?

Д.
 На  земле  чернеют  проталины. Прилетают  грачи,
скворцы,  жаворонки.  

У.
 Куда  весна  направляется  потом? Почему?

Д.
 Тает  снег, появляются  ручьи.  Они  бегут  в
 реку. Вода  в  реке  поднимается  и  начинает
 ломать  крепкий  лёд. На  реке  начинается
 ледоход.

У.
 Почему  в  лес  весна  приходит последней?

Д.
 Солнышку  трудно  пробраться  сквозь  ветки  и
 стволы  деревьев и  растопить  снег.  Здесь  он
 лежит  дольше.

У.
Действительно ли  это  три  разные  весны?

Д.
 Нет.  Весна  одна. Но  приходит  она в поле,  на
реку, в  лес в  разное  время.

У.
Какая основная  мысль текста?

Д.
Оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.

У.
 Сколько  частей  в  тексте?

Д.
Три.

6.
Составление плана.

У.
 Послушайте  ещё  раз,  как  весна  приходит
 в  поле.

(чтение
 первой  части  учителем).

 
             Первой  приходит
 весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые
 проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.
 Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы
 ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее
 зерно.

У.
 О какой  весне я  прочитала?

Д.
 О  весне  полевой.

У.
 Молодцы,  вы  внимательны.

Как
 можно  озаглавить  эту  часть?

Д.
 Весна  полевая.

(на
 доске- Весна  полевая.)

У.
Первой  весна  приходит  в  поле. Что  чернеет
 на  земле?

Д.
 На  земле  чернеют  первые  проталины.

У.
Что  такое  проталины?

Д.
 Места  где  растаял  снег.

У.
 Послушайте  как  об  этом  говорится  в
 толковом  словаре

Проталина
– место,  где стаял  снег и  открылась  земля.

(Только
что на проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин.)

У.
Какие  птицы  прилетают весной?

Д.
Прилетают грачи,  скворцы, жаворонки.

У.
Что таскают  из  земли  грачи?

Д.
Грачи таскают  из  земли  червей.

У.
Кого ловят  скворцы?

Д.
Скворцы ловят насекомых.

У.
Что собирают жаворонки?

Д.
Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

У.
Почему о зерне сказано прошлогоднее?

Д.
Оно осталось с прошлого года.

У.
Вместе с весной отправимся дальше.

Послушайте
вторую часть.

 
          В полях бежит ручьями снег и спасается
 от  солнца   под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул
лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы-    утки, гуси.
лебеди, чайки.

У.
О какой  весне говорится  во  второй части?

Д.
О весне речной.

У.
Как озаглавим вторую часть?

Д.
Весна речная.

(на
доске запись- Весна речная.)

У.
Какие  перемены произошли на реке с приходом весны?

Как
бежит снег в полях?

Д.
Снег в полях бежит ручьями.

У.
Что , значит снег бежит ручьями?  

Д.
Тает , образует  ручейки.  

У.
Где и от кого он спасается?

Д.
Он спасается от солнца под крепким льдом реки.

У.
Что произошло со льдом?

Д.
Лёд треснул.

У.
Кто проснулся в реке?

Д.
Проснулись рыбы, рачки.

У.
Кто ещё  рад  весне на реке?

Д.
Рады водяные птицы – утки, гуси. лебеди, чайки.

У.
Вот  и здесь  весна  сделала  свою работу.

Отправилась
 весна дальше.

Чтение
третьей части.

 
Зима уходить не хочет. Долго прячет  последний снег в  лесу.  Но
идёт  весна лесная. Укутывает деревья  зелёным  туманом,
 возвращает    певчих птиц. Это  победа  весны  и
 солнца.

У.
 О  какой  весне  говорится  в  третьей
 части?

Д.О
весне лесной.

У.
Как можно озаглавить эту  часть?

Д.
Весна  лесная.

(на
доске- Весна лесная.)

У.
 В  лесу  мы  ещё  застали  зиму. Что она не
хочет делать?

Д.
Зима уходить не хочет.

Что
на это указывает? Что она  прячет в лесу?

Д.
Долго прячет последний снег в лесу.

У.
Какой снег?

Д.
Снег последний.

У.
Но идёт весна лесная. Чем  укутывает она деревья?

Д.
Укутывает  деревья зелёным  туманом.

У.
Что значит укутывает?

Д.
Заворачивает, кутает.

У.
В толковом  словаре говорится так- укутать-закутать со всех
сторон.(укутать ребёнка в  одеяло  или одеялом.)

Туманом
 каким?

Д.
Зелёным туманом.

У.
Почему?

Д.
Ещё нет  листочков, но почки лопнули и показались  краешки
 зелёных листьев. Это и есть зелёный туман.

Вот
и  весна  укутывает  деревья  зелёным  туманом
 как своих  детей.

У.
Кого возвращает весна? Что значит возвращает?(прилетают из тёплых стран.)

Д.
Возвращает весна певчих птиц.

У.
Чья это победа?

Д.
Это победа весны и солнца.            

У.
В каком предложении выражается основная мысль текста?

Д.
Это победа весны и солнца.

У.
Запишите  план  в  тетрадь.

Чтение
текста  второй  раз.

Послушайте
ещё  раз  весь  текст.

7.Пересказ
по частям. Орфографическая работа.
 1 часть. Весна
полевая .  Попробуйте рассказать. О чём  напишете  в первой
части..

Нам
 встретилось  слово  проталины, мы  уже  знаем что оно
обозначает, прочитаем  как оно пишется  про-та-ли-ны

Жаворонки,
в этом  слове  часто  неправильно ставят  ударение,

Прочитаем
 с ударением,  по  слогам –Жа-во-рон-ки

Нам
 часто  встречается  слово  насекомые.

Прочитаем
 все вместе как оно пишется  на-се-ко-мы-е

Собирают-
 в этом  слове  нам  встретились  неизвестные
 нам  написания.  Прочитаем  и  запомним  как
пишется это слово- со- би-ра-ют. Приставка со-, корень-бир-,  суффикс-а-.

Прошлогоднее-
сложное слово,  состоит из  двух  корней. Что, значит
прошлогоднее- осталось с прошлого года.  

(Эти
слова вывешиваются  на доске, по  отношению к  какой –то части.)

2
часть. Весна речная.  О чём  напишете во второй час.

Спасается-
слышим  тца, а пишем  тся. Это слово с трудной  орфограммой,
прочитаем его по  слогам. Спа-са-ет-ся.

3
часть. Весна лесная. О чём напишете в третьей части? Укутывает. Что значит?

У-ку-ты-ва-ет.

Возвращает.
Возвращать- вернуть кого-что. Воз-вра-ща-ет.

8.
Физкультминутка.

Давайте
вдохнём весеннего воздуха, почувствуем дуновение ветерка.

Ветер
дует нам в лицо ,

Закачалось
деревцо.

Ветер
тише, тише, тише-

Деревцо-
всё выше, выше.

9.Пересказ
всего  текста.

Кто
хочет пересказать весь  текст, как он  его запомнил.

10.
Послушайте
 текст ещё раз. Будьте внимательны. Приготовьтесь писать
текст самостоятельно.

Напишите
изложение. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. По окончании
письменной работы не забудьте  проверить своё изложение.

11.
Письменная работа учащихся.

12.
Итог урока. Положите ручки.

Я
видела, что вы старались, с удовольствием работали над изложением. Давайте
посмотрим,

 Всё
ли мы сделали на уроке?

План
составили?

Да.

За
речью следили?

Да.

Я
видела, вы старались быть внимательными. наблюдательными. Мы продолжим
наблюдения за весной и напишем  свой  текст о весне.

На
следующем уроке  прочитаем ваши изложения, сделаем работу над ошибками.

У. Рефлексия. Закончим
наш урок словами:

Я
узнал…

Мне
понравилось…

Я
хотел бы…

Я
смог…

Я
понял…

Спасибо
за работу на уроке.

Урок
окончен.

Индивидуальная
карточка- помощница.

____________________________

1
часть.

Какая
весна приходит первой?                
                     
           

Что
чернеет на земле?

Кто
прилетает?

Что
таскают грачи?

Кого
ловят скворцы?

Что
собирают жаворонки?

2
часть.

Как
бежит снег в полях?

Где
и от чего он спасается?

Какая
весна наступает?

Что
произошло со льдом?

Кто
проснулся в реке?

Какие
птицы рады ?

3
часть.

Что
не хочет делать  зима?

Что
она прячет в лесу?

Какая
весна идёт?

Чем
она укутывает деревья?

 Кого
возвращает весна?

Чья
это победа?

Конспект урока русского языка

2 класс

Тема: «Обучающее изложение».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— Научить грамотному изложению текста с опорой на вопросы;

— Формирование орфографических навыков;

Воспитывающие:

-Воспитывать любовь к животным;

Развивающие:

— Развитие речи учащихся;

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста;

-Способствовать развитию коммуникативных умений;

-Развивать мыслительные операции.

Планируемые результаты:

Личностные:

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные:

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;

Предметные:

-Развитие представления о связи между предложениями;

-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;

-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая  дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.

2. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем учиться писать изложения.

— О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается?(Кот)

— Правильно, это кот.

— И другая загадка:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.(Собака)

— Молодцы! Значит, о ком будет рассказ?

3. Работа по теме урока

а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах):

Текст изложения:

Барсик.

У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

Молоко текло по лапкам и усам собаки.

Барсик был рад.

— Интересный рассказ? Понравился он вам?

— Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка?

— У кого дома есть кот?

— Он играет с игрушками?

— Был у вас такой случай?

б) Вторичное чтение – вполголоса.

Задание перед чтением:

— На сколько частей разделён текст? Почему?

в) Чтение вслух, по частям, анализ.

I часть:

— У кого жил Барсик?

— Что случилось однажды?

-Что это была за игрушка?

— Что произошло с котом?

— Что сделал Коля?

— Что стала делать игрушка?

II часть:

— Что сделал Барсик с игрушкой?

— Что было на кухне?

— Что решил сделать кот?

III часть:

— Пила ли игрушка молоко?

— Как к этому отнёсся Барсик?

— Почему он радовался?

— Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

4. Физкультминутка

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

 Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» — «моды» — «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

5. Орфографическая подготовка

— Давайте посмотрим на текст.

— Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

— А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

— Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

— (На доске карточки со словами)

1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

— Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

— Как их проверить?

2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

— Подберём проверочные слова.

— Вспомним правило.

Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

— Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

6. Запись текста с опорой на вопросы.

1. У кого жил Барсик?

2. Что случилось однажды?

3. Что произошло с котом?

4. Что сделал Коля?

5. Что стала делать игрушка?

6. Куда понёс Барсик игрушку?

7. Что он решил с ней сделать?

8. Пила ли игрушка молоко?

9. Как к этому отнёсся Барсик?

7. Самопроверка

8. Рефлексия

— Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? — А собачке надо?

-Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

– Какие трудности возникли при изучении темы?

– Со всеми задания ли мы справились?

Итак, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат у вас на столе:

зеленая карточка – «я все понял и справился со всеми заданиями»;

желтая карточка – «изученный материал вызвал у меня трудности»;

красная карточка – «я не понял изученную тему».

Ребята, мы сегодня с вами активно поработали, всем спасибо за урок!

Кто главные герои рассказа? ( медвежонок и лесник).

Что произошло с медвежонком? (упал с обрыва, попал в сеть, наверное, поранился).

Как поступил лесник? (освободил медвежонка, принёс домой, лечил, выпустил на волю)

Почему он так поступил? (любит и жалеет животных, лесник, значит, охраняет лес и

животных, добрый человек)

Что в тексте самое главное? (нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе

позаботиться)

4. Наблюдение над структурой текста. (детям выдан текст на карточках)

Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей?( 3)

Вы узнали из текста, как выглядел медвежонок, есть ли в тексте его описание? (нет)

Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? (действий)

Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать

один рисунок? ( нет, несколько рисунков)

К какому типу текстов его можно отнести? ( текстповествование)

5. Подробный разбор частей.

Прочитайте первую часть. (ответы ученики ищут в тексте и зичитывают)

Что случилось с медвежонком?

Куда он попал?

Как вёл себя медвежонок?

Как можно озаглавить первую часть? (Медвежонок в беде. )

Найдите слова, которые помогут представить, как произошла беда ?

Упал, попал, стонал. (выписываются на доску)

Прочитайте вторую часть.

Кто услышал стон?

Как лесник помог зверьку?

Кто помогал ухаживать за больным?

Как можно озаглавить вторую часть? (Спасение .Добрый лесник.)

Назовите действия, которые помогут представить происходящие события :

Услышал, подбежал и освободил, принёс, сделал укол, ухаживала, поправился.

Прочитайте третью часть.

Что сделал лесник, когда медвежонок поправился?

Кто ждал медвежонка в лесу?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно составить план на жизнь
  • Как найти количество спаренных электронов
  • Яндекс практикум как составить резюме
  • Как найти длину стороны параллелограмма зная площадь
  • Как исправить имя в почте майл ру