Как составить конспект урока по биологии 6 класс

                                                                                                           Бузденкова Мария,БХ-17-1

Конспект урока биологии в 6 классе (ФГОС).

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Цель урока: Изучить разнообразие и значение растительных плодов.

Задачи урока:

 Образовательная: изучить особенности строения растительных плодов; познакомится с различными видами плодов, сравнить их; определить их значение;

 Развивающая: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы,

устанавливать причинно-следственные связи; развивать учебные навыки по поиску и

систематизации информации,

Воспитательная: вырабатывать коммуникативные качества, развивать эмоционально

– ценностное отношение к растениям, прививать бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат – объяснять значение понятий: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, объяснять процесс образования плода, определять типы плодов, классифицировать, описывать способы распространения плодов и семян.

Предметные результаты: иметь представление о понятии плод. Знать их

многообразие, строение и функции.

Личностные: иметь представление о плодах ,их разнообразии  и их роли для растений.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД :

 Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Познавательные УУД:

Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

 Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником — анализ схем и таблиц, подводящий диалог с учителем, выполнение заданий)

  • Коммуникативные УУД:

 Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

 Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

 Умение воспринимать устную форму информации.

 Умение выражать свои мысли четко и кратко.

  • Личностные УУД:

 Умение использовать полученные знания на практике.

 Формирование потребности в объективной оценке своей работы.

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и

саморазвития.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, таблицами, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, обобщение)

Оборудование: презентация, рисунки видов тканей, раздаточный материал в виде карточек с заданиями. таблицы «Цветковое растение и его органы», «Типы плодов», гербарии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения. групповой деятельности, развивающего обучения.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие. Создание благоприятного психологического микроклимата в классе.

2.Актуализация знаний.

Вспомним, что мы знаем о растениях. Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания. 

 Опрос по понятиям .Каждому ученику предстоит выполнить задание -вставить пропущенные слова.

Цветок – это ….

Двойной околоцветник образован ….

Околоцветник выполняет важные функции – ….

Пестик состоит из трех частей: ….

В пестике образуются ….

В тычинках различают ….

В тычинках образуется ….

Обоеполыми называются цветки, имеющие ….

Однополые цветки – это цветки, в которых ….

Однодомными называют растения, у которых ….

К однодомным растениям относятся: ….

Двудомными называют растения, у которых …

 К двудомным растениям относятся: ….

3. Целеполагание и постановка учебных задач.

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (
груша)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (
малина)
Сегодня наша задача состоит
познакомиться с плодами, которые развиваются из цветка после оплодотворения. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

4. Открытие новых знаний.

По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это  «зрелый цветок». 

Огромное разнообразие плодов, ровно, как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

Развитие плода. Разнообразие плодов)

Плоды бывают:

1. Сухие

2. Сочные.

1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.

2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на  доске, спроецированную с помощью компьютера)

Плоды могут быть простые, сложные, сборные.

Функция плодов — это защита семян и их распространение.

  Разнообразие плодов (углубленное изучение)

Учитель продолжает рассказ:

  Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем  коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске.

ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка. (2минуты)

(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики  разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

5. Первичное закрепление.

К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

Учитель просит учеников начертить в тетради таблицу «Типы плодов». Ученики заполняют самостоятельно.

6. Самоанализ, самоконтроль.

Ученики сопоставляют изученный материал и делают вывод о правильности

выполнения задания.

7. Рефлексия.

Обобщение пройденного, побуждение к дальнейшему самостоятельному

изучению материала.

1. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

2. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для урока

 1.На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину

Из плодов он тверже всех,

Называется….(орех)

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем.  (Зерно).

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

тверда. (персик)

6. Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

7. Весь в пупырышках малец-

Изумрудный … (огурец).

8. В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

Назовите, к каким типам  плодов относятся эти растения

 Домашнее задание.

Составить кроссворд  по теме: «Плоды и семена».

Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома.

 Желаю успеха!

Приложение

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ.

Плоды и семена, их распространение.

Вариант 1.

1. Плод – ягода у:

а) вишни                                        в) крыжовника

б) сливы                                         г) черемухи

2. Плод – костянка у:

а) дуба                                            б) томата

в) смородины                                 г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли                                         в) репы

б) гороха                                          г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат                                            в) бузина

б) акация                                          г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

а) клена                                            в) дуба

б) бузины                                         г) кокоса

 Вариант 2

1. Плод – коробочка у:

а) мака                                            в) подсолнечника

б) лещины                                      г) капусты

2. Плод – семянка:

а) ячменя                                         в) редиса

б) подсолнечника                           г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода                                            в) костянка

б) коробочка                                    г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки                                       в) ореха

б) семянки                                        г) боба

5. Околоплодник – это видоизменение:

а) цветоложа                                     в) чашечки

б) стенок завязи                                г) семени

Вариант 3

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

Чтсроку

Анстякок

Дельуж

Яадог

Хрео

Шкорее

Ямкнеса

Орказвен

Боркачоок

околяб

2. Подчеркните лишнее:

А) ягода;

Б) костянка;

В) семянка;

Г) пыльца;

Д) зерновка.

Государственное учреждение образования

 « Средняя школа № 9
г. Мозыря»     

План – конспект
урока  в 6 классе по теме:

«Грибы»

Подготовила –
учитель биологии Ковальчук Т.М.

Мозырь, 2018

Тема: Грибы

Цель: Познакомить учащихся с характерными
признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и
черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах
питания и размножения и распространения грибов.

Задачи:

Образовательные:

1.                      
Познакомить учащихся с
характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать
черты сходства и черты отличия грибов от растений.

2.                      
Дать представление о
строении грибов, о типах питания и размножения грибов;

Развивающие:

1.                      
 Способствовать развитию
умения сравнивать, делать выводы, анализировать при выполнении заданий
повышенной сложности.

2.                      
 Содействовать развитию
самостоятельности и активности на уроке, формированию эстетической культуры,
культуры труда.

3.                      
Продолжить формирование
умений учащихся сравнивать, обобщать и объяснять свойства, устанавливать
причинно – следственные связи.

Воспитательные:

1.                      
Воспитание бережного
отношения к природе.

2.                      
Эстетическое воспитание
через демонстрацию красоты природы.

3.                      
Развивать творческие
умения школьников и способность применять их на практике.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: урок – беседа.

Методы: словесно – наглядные (с использованием
таблиц, схем и учебного пособия).

План:

1.                      
Организационный момент.

2.                      
Актуализация знаний.

3.                      
Изучение нового материала.

4.                      
Закрепление нового
материала.

5.                      
Итоги урока, рефлексия, домашнее
задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель отмечает отсутствующих.
Спрашивает о готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

На повторение пройденной темы
учитель проводит небольшой опрос.

-назовите царства живых
организмов?

— чем растения отличаются от
животных?

-какие особенности строения
бактерий?

-назовите представителей царства
протистов? 

Чем отличаются представители
царства грибов от других живых организмов мы узнаем сегодня на уроке.

3. Изучение нового материала.

Изучение нового материала
происходит по плану:

1. История возникновения царства
грибов.

2. Распространение грибов.

3. Черты сходства с растениями и
животными.

4. Особенности строения грибов.

5. Особенности питания грибов.

6. Особенности размножения
грибов.

1. “Самые знакомые и самые таинственные
существа”.

Действительно
с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно
знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах.
И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы – существа таинственные. Люди
издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до
нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой
представляют грибы.

На
уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: “В
чем таинственность этих существ?”.

Первое упоминание о грибах
встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V
веку до нашей эры. Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый
Аристотель тоже интересовался грибами. А один из его учеников, впоследствии
признанный в ученом мире как отец ботаники, Теофраст, описал все известные ему
грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Еще в XVIII веке некоторые ученые
вполне серьезно доказывали: грибы – дьявольские существа, порожденные нечистыми
силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения.

Здравомыслящие люди не очень-то
верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой
представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие – к
растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. Правда, есть
растения, у которых отсутствует какой-либо один из этих признаков. А у грибов
нет ни корней, ни листьев, ни цветов.

Известный итальянский ботаник
Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов
есть цветы с тычинками, но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем
довольно странного явления. Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги
пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то
увидел на бумаге еле заметный геометрически правильный узор, состоящий из
пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные
пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный
опыт Микели выполнил с сыроежками, подосиновиком. И заметил, что грибная пыль
по-разному окрашена. Микели решил прорастить грибные “семена” и добился успеха,
ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные
проростки. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении
грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени.

Микели столкнул с мертвой точки
науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы,
как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к
растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы
приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим
признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную
систематическую группу для грибов. Так появилось царство для грибов.

2.
Грибы широко распространены на на­шей планете и встречаются в различных,
иногда самых неожидан
ных местах. Они живут в почве ж в воде, на остатках
мертвых расте­
ний и животных, а также паразити­руют на живых
организмах. Грибы
можно встретить в глубоких тем­ных пещерах и в
заоблачных высотах гор, в знойных безводных пус­
тынях и в зонах вечной
мерзлоты.

Самостоятельная
работа
учащихся в
группах по вопросам:

-сравнение
грибов с растениями и животными;

-питание
грибов;

-размножение
грибов;

Обсуждение
вопросов, по результатам заполнить таблицы.

3.                                   
                                                                                     Табл.1

Признаки грибов сближающих их с растениями и животными.

Признаки грибов, сближающих их с
царством растений

Признаки грибов, сближающих их с
царством животных

Индивидуальные признаки грибов

Прикрепленный образ жизни.

Наличие хитина в клеточных стенках.

Вегетативное тело – мицелий (грибница).

Неограниченный рост в течение жизни.

Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта
метаболизма.

Абсорбтивное питание.

Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов
(только у водных грибов).

Не имеют хлорофилла. Гетеротрофный способ питания.

Имеются плодовые тела как приспособление к лучшему
распространению и расселению спор.

Верхушечный рост мицелия.

Запас углеводов в виде гликогена.

4.
Тело боль­шинства
видов грибов представляет собой мицелий
(грибницу),
который состоит из тонких, чаще всего бес­
цветных или желтоватых трубча­тых нитей — гиф. Иногда встреча­ются
грибы с яркоокрашенным ми­
целием —
розовым, красным, жел­
тым. Гифы
разделены поперечными
перегородками
на отдельные клет­
ки. Они могут плотно
сплетаться, образуя, например, плодовые тела
шляпочных грибов.

Мицелий обычно развивается из спор, реже — из кусочков мицелия. Рост гиф
всегда верхушеч­
ный. Скорость роста мицелия у различных грибов
различна и во
многом зависит от условий внеш­ней среды. Некоторые
грибы за
сутки могут образовать мицелий с суммарной длиной гиф более 1
км.
Продолжительность жизни гриб­ницы — от нескольких дней до не­скольких лет.

У некоторых грибов, например дрожжей, мицелий отсутствует, а их
вегетативное тело представлено
одиночными, способными к деле­нию клетками.

5. Все
грибы — гетеротрофы. Среди них есть сапротрофы (плесневые,
дрожжевые, шля­почные грибы), обитающие на мерт­вых органических остатках, и пара­зиты
(мучнисторосяные, ржавчин­ные, головневые и др.), которые пи­таются
веществами других организ­мов. И сапротрофы, и паразиты вса­сывают пищу после
частичного ее переваривания вне грибной клетки с помощью ферментов, которые вы­деляются
клетками гриба.

Кроме
того, для грибов харак­терно взаимовыгодное сожитель­ство с растениями,
водорослями и цианобактериями. Примером та­кого сожительства могут быть ли­шайники
и микориза.

6.                                                  
                                                                    
Табл. 2

Способы размножения грибов.

Способы размножения грибов

Бесполое размножение

Половое размножение

Частями мицелия (вегетативное размножение).

Спорами.

Специализированными клетками (гаметами).

На
клетках мицелия образуются выросты, которые постепенно отделяются от материнского
организма или сохраняют с ним связь.

Споры образуются в особых органах –
спорангиях (мукор) или созревают на плодовом теле (шляпочные грибы).

На мицелии образуются мужские и женские
гаметы. В результате их слияния возникает зигота, которая прорастает нитью
гифы. Гифа многократно ветвится, в результате чего возникает новая грибница.

 Сейчас  мы познакомимся с
представителями царства грибов

Грибы в зависимости от строения
разделяются на высшие и низшие.

У высших грибов мицелий разделен
перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер.

У некоторых грибов, например
дрожжей, вегетативное тело представлено одиночными почкующимися клетками.

У низших грибов клетки мицелий
неклеточный, он лишен перегородок и представляет собой как бы одну гигантскую
клетку с большим числом ядер.

Плесневые грибы — микроскопические грибы, образующие характерные
налёты (плесень) на поверхности органических субстратов (продукты, бумага,
кожа, текстиль).

Давайте рассмотрим готовый микропрепарат
мукора под микроскопом. Но прежде чем приступить к работе повторим правила
работы с микроскопом.

(Фронтальный опрос. Работа с микроскопами:
настройка микроскопов, рассматривание микропрепарата, перевод микроскопов в
нерабочее положение).

В презентации – приготовлении препарата
плесневого гриба.

Дрожжи

Открытие дрожжей:

Много тысяч лет назад обратили внимание на
виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно
опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа,
удалось рассмотреть организмы, но только в девятнадцатом веке ученые поняли,
что дрожжи — это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц. Сейчас
человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи.

Как вы думаете, где можно встретиться с
дрожжами?

Оказывается, не только человек научился
использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем
пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со
слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи.
Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми
знакомый зудящий волдырь на месте укуса.

Чем дрожжи отличаются от плесневых грибов?

Дрожжи, сборная группа, не имеющих типичного
мицелия и существующих в виде отдельных почкующихся или делящихся клеток и их
колоний. Известно около 500 видов. Клетки дрожжей разнообразной формы, размеры
то1,5-2.0 до 10-12 мкм, удлинённых до 20 мкм. Дрожжи содержат витамин В.

А теперь немного отдохнём, мы входим в сказочный  Город
загадок,
главное условие – отвечать хором. Готовы?


Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Найден первый…                                            боровик

Очень дружные
сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые…                                                                 лисички                             

Наберу грибов
молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных.                                           сыроежка

В лесу на лужочке
Гнилые пенечки,
А на каждом из них
Много братьев лихих.                                         опята

Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснется,
Тот и не проснется.                                        Бледная поганка

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

в березовой роще.                                      (Подберезовик.)

     Он пузатенький
сидит,

Из-под кустика глядит.

С белой ножкою внизу,

С темной шапкой наверху. (Белый гриб.)

     И под старою
сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден… (Боровик.)

Я был в лесу,

Поймал лису,

Домой несу.

Отварю, посолю,

А зимой похвалю. (Лисички.)

Рыженький Ванек,

Крепкий паренек,

Спрятался за пень,

А шапка набекрень. (Рыжик.)

Игра «Кто быстрее»

Участвуют два ученика. Из комплекта муляжей грибов один должен отобрать
съедобные, а другой ядовитые грибы. (Можно под музыку или запись голосов птиц в
лесу.)

Физкультминутка.

Игра верю — не верю. (те кто верит – встает)

1.     В лисичках никогда не заводятся черви. (ДА)

2.     Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов,
фабрик, автодорог. (Нет)

3.     Симбиоз – полезное сожительство гриба с
деревом. (Да)

4.     Мицелий является телом гриба. (Да)

5.     Гифы – это грибные нити, образующие тело
гриба. (Да)

6.     Наука о грибах называется мифология. (Нет)

7.     Опята – грибы, растущие на камнях.  (Нет)

Правила сбора грибов

1.    
Собирать следует только те
грибы, которые ты твердо знаешь, что они съедобные.

2.    
Нельзя собирать съедобные,
но старые грибы, т.к. в них накапливаются ядовитые вещества.

3.    
Нельзя собирать грибы
растущие вдоль проезжих дорог.

4.    
Нельзя собирать червивые
грибы, т.к. черви загрязняют мякоть гриба вредными выделениями.

5.    
Грибы нельзя вырывать из
земли, а нужно осторожно  срезать ножом или выкручивать не разрушая грибницу
(мицелий).

6.    
Собирать гриба лучше в
плетеную корзину или тару, через которую проходит воздух. Иначе грибы
испортятся.

Первая помощь при отравлении

1.  До приезда врача уложить
больного в постель и дать выпить ему 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной
температуры или содового раствора (1 чайная ложка соды на стакан воды), либо
слабый раствор марганцовки.

2. Вызвать рвоту. Повторить 5-6
раз.

3. Предложить выпить
слабительные средства.

4. При жажде давать крепкий чай,
кофе, подсоленную воду.

5. Остатки грибов следует
передать в лабораторию для исследования.

4. Закрепление нового
материала.

• мицелий  • гифы  • плодовое тело 
• гетеротрофы  • сапротрофы   • паразиты  • симбиоз  •микориза.

5. Рефлексия.

Синквейн

Грибы

Существительное (1 слово)

Прилагательное (2 слова)

Глагол (3 слова)

Предложение (4 слова)

6. Домашнее задание.

§

Литература.

1.                      
Лисов Н.
Д. , Лемеза Н. А. Учеб. Биология 7 класс. – Мн., 2004.

2.                      
Калинина
А. А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М., 2005.

3.                      
Лисов Н.
Д., Вербицкий О. В., Шелег З. И. Рабочая тетрадь по биологии для 7 класса. –
Мн., 2007.

Конспекты по биологии 6 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать
учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для
учителя биологии
, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.

Как пользоваться видеоуроками и конспектами?

План – конспект урока биологии в 6 классе.

Тема урока: «Плоды и их классификация»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки самостоятельной работы

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

  • учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

  • создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

  • познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

  • научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

  • научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

— умение формулировать тему и проблему урока;

— умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

— развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

— осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

— оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

— развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

Регулятивные УУД:

— умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

— умение проговаривать последовательность действий на уроке;

— умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

— умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

  • таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

  • натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

  • коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

  • инструктивные карточки для работы в группах

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Учащиеся.

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П.Опыление — это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А.Главная часть цветка — яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О. Пестик — женский половой орган, а тычинки — мужской.

Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

— Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

— Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

— А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

— Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

— А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

  2. Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

  3. Укажите название плода растений.

  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

  6. Сведения занесите в таблицу.

Название растения

Название

плода

Плод

Способ распространения

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

  1. Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок — сыграем в игру «Яблоко раздора»: ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные? 

( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения) 

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, — к какому типу плодов вы их отнесете?

Учитель:

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется …, он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Выводы:

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Давайте подведем итог урока.

Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.

На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.

На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.

На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.

6. Домашнее задание.

По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6

Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,

сообщение на тему: «Кладезь витаминов», или модельки плодов.

ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ. . КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ….

Плоды и семена

Урок биологии в 6 классе. «Плоды и семена». От доброго семени — добрые всходы. Цель: изучить строение плодов и семян. Задачи: Образовательные…

Шляпочные грибы

МКОУ «Чернореченская СОШ». Киквидзенский район Волгоградская область. Открытый урок по биологии. Тема: «Шляпочные грибы». (6 класс)….

Клеточное строение листьев

Разработка урока по биологии в 6 классе.  «Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных…

Голосеменные

Урок биологии в 6-м классе. . . Тема урока: «Голосеменные».
. Цели:. . 1) образовательная. :.  . сформировать у учащихся представление о…

Грибы. Общая характеристика грибов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя образовательная школа № 243. . Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. …

ПЛОТОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ

1001 идея интересного занятия с детьми. . УРОК-ИГРА «ПЛОТОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ». Евченко Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ № 4, учитель химии и биологии,…

Побег: стебель, почки, листья.

Конспект урока. Аттестуемый педагог. : Сорокина Марина Ивановна. Предмет:. биология. Класс: 6. Тема урока. : «Побег: стебель, почки, листья.»….

Организм растения — единое целое

Урок по теме «Организм растения — единое целое». 6 класс. . Цель урока:. Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация…

Условия прорастания семян

6 класс. Урок: Условия прорастания семян. Задачи:. .

Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян. .

Раскрыть понятие «прорастание»….

Опорные системы животных и растений

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа надомного обучения №265 г. Москвы. Урок биологии…

Внутреннее строение листа

Урок по биологии в 6 классе на тему «Внутреннее строение листа». Образовательные задачи:. Обеспечить усвоение учащимися знаний о внутреннем строении…

Движение позвоночных животных

. Урок биологии в 6 классе в рамках Дня открытых дверей. Тема: » Движение позвоночных животных». Учитель биологии – Лаптева Наталья Юрьевна. …

Строение корня

Куликова Юлия Валерьевна. учитель химии и биологии. НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийск. Урок биологии 6 класс по теме «Строение корня»….

Питание животных

План — конспект открытого урока. Учитель биологии:. Назарова Галина Михайловна. . . Место работы. . МКОУ Вишняковская сош Урюпинского муниципального…

ОТДЕЛ МОХООБРАЗНЫЕ

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ « ОТДЕЛ МОХООБРАЗНЫЕ». . C. короходова Лариса Борисовна, МОУ ООШ№4г. Кыштыма Челябинской области,. ….

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ,ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ

1001 идея интересного занятия с детьми. . «ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ,ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ». Ляшко Ирина Анатольевна, МБОУ СОШ№7, учитель, Краснодарский край….

Прорастание семян

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ….

Водоросли

Варичева Марина Александровна. учитель биологии, химии. МБОУ « СОШ № 2» Иркутская область. г. Ангарск. Урок « Водоросли», 6 класс. Тема…

Семейства класса Двудольных растений

Конспект урока. Место урока в структуре образовательного процесса:. урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:. . Семейства…

Органы цветковых растений

Краснодарский край Каневской район. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.К. Нестеренко….

Описание каталога конспектов уроков по биологии для 6 класса

Наш каталог конспектов уроков по биологии для 6 класса вмещает в себя большой ассортимент учебных материалов на множество тем и отлично подходит для подготовки к уроку как для учителей, так и для учеников 6 класса. Кроме того, все конспекты Вы можете абсолютно бесплатно скачать.
Благодаря возможности просмотреть содержимое каждой работы онлайн, Вы можете легко выбрать действительно подходящий вариант, который поможет с подготовкой к уроку по Биологии. Если найти подходящую работу не удается, то Вы можете воспользоваться удобным поиском по всей базе материалов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как через высоту найти стороны треугольника если
  • Как найти боковую сторону равносторонней трапеции
  • Как найти деньги в дурак онлайн
  • Как в автокаде найти стрелку
  • Как найти вампира видео