Как составить конспект урока по сочинению

Тема:
«Сочинение»

Актуальная цель: создать условия для формирования умения
писать сочинение, описывать животного по наблюдениям в процессе смены видов
деятельности.

Задачи:

Обучающая –  способствовать формированию умений
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях;
способствовать формированию умения отбирать для описания предмета признаки;
расширять словарный запас.

Развивающая – содействовать развитию учащихся,
умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать
каллиграфический навык письма.

Воспитательная – способствовать воспитанию уважительного
отношения к другим людям, воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные результаты:
умение писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях; 
умение отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

Метапредметные
результаты
:

Коммуникативные:
формировать умение работать в группах, слушать и отвечать на вопросы,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике;
отличать новое от уже известного с помощью учителя; освоение умения находить
синонимы и антонимы в тексте.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: формировать положительное отношение к
урокам; внимательное отношение к красоте окружающему мира, формирование самооценки
на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы: частично- поисковый, наглядный, проблемный.

Литература: учебник «Русский язык», 2 класс. В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий.

Конструкт
урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

Задача:
подготовка учащихся к работе на уроке

— Здравствуйте, ребята.

— Проверьте свою
готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал.

— Если всё готово, то
присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Личностные: положительный настрой на урок.

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное
обсуждение.

2.      Актуализация знаний и целеполагание

Задача:
актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на
этом уроке

— Открываем тетради.
Записываем сегодняшнюю дату.

— Чтобы перейти к
теме урока, посмотрите на доску. Что вы видите? (чисониене)

— Как вы думаете,
что нужно сделать?

— Какое слово
получилось?

— Какая будет тема
сегодняшнего урока?

— Какие задачи
поставим на сегодняшний урок?

— Верно! Сегодня мы
будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это
животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о
нем представление. Но сначала отгадайте загадку.

Хозяин лесной
просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой?

— Совершенно верно!

Открывают тетради, записывают дату.

— Видим набор букв.

— Составить из букв слово.

 — Сочинение.

— Сочинение.

Задачи:

— вспомнить, какие виды сочинений бывают?

— узнать, как пишутся сочинения.

— написать свое сочинение.

— Медведь.

Коммуникативные: умение слушать, умение достаточно четко выражать
свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено.

Личностные: формировать положительное отношение к уроку;  формирование
самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

3.      Открытие нового знания

Задача:
создание условий для изучения нового знания, применения нового способа
действия

— Кто изображен на слайде?

— А почему вы думаете, что это медведь?

— Где живет это животное?

— Чем питается медведь?

— А как вы думаете: медведь приносит вред или пользу?

— Теперь послушайте рассказ об этом животном.

Его вес от 80 до 800 килограмм, длина тела 250 см, высота в холке
120см. Самки мельче самцов. У мишки крупная голова, маленькие круглые ушки,
небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название.

Весной медведь становится хищником, может скушать кабана,  лося, или
оленя. Косолапый способен развивать приличную скорость, обладает сильным
ударом. Мишка спит всю зиму, для  спячки устраивает себе берлогу, обычно под
упавшими деревьями. Перед этим, он обильно обрастает жирком, много ест,
накапливая жировые отложения.

Раз в 2-4 года рождаются детеныши (1-4 медвежонка), они слепые и
глухие, а их вес – 500 грамм. Глазки открывают через тридцать дней, в три
месяца  рот полон молочными зубами. На постоянные зубки поменяются к 12
месяцам. Обычно малышей двое или трое. С мамой медвежата будут жить до трёх
лет. Занесен в Красную книгу России.

— Медведь.

— Перечисляют характерные признаки.

— Живут медведи обычно возле речек, в лесах.

— Медведь — питается растительной и животной пищей.
Является любителем овса, плодов, корневищ, меда.

— Да, пользу. Медвежья шкура в основном используется
для ковров, а мясо – для приготовления в пищу. Такой вот он важный
промысловый зверь – этот бурый медведь!

— Слушают учителя.

Регулятивные: постановка учебных задач и целей урока.

Познавательные: выделение и формулировка цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:  умение отбирать для описания предмета признаки;
расширять словарный запас.

4.      Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют движения.

5.      Первичное закрепление нового знания с
проговариванием во внешней речи.

Задача: проговорить
и закрепить алгоритм действия (правила)

— Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение? О чем написать
потом? Как можно закончить свою работу?

План:

  1. Какое животное (дикое или домашнее)?
  2. Где живет медведь?
  3. Каков его внешний вид? (туловище, чем покрыто
    тело, голова, лапы)
  4. Чем питается?
  5. Какие повадки?
  6. Что делает зимой?
  7. Ваше отношение к этому животному?
  1. Речевая подготовка

Орфографическая подготовка.

 Подберите
необходимые имена прилагательные:

Туловище какое?

Лапки какие?

Ушки какие?

Глазки какие?

Голова какая?

Шерсть какая?

Хвост какой?

Слух какой?

Бег какой?

— Скажите, а зачем мы провели орфографическую подготовку?

— Правильно!

— Выписываем словосочетания на доске.

— Сначала нужно составить
план, по которому будем писать сочинение, описывать животного.

— Составляют план
вместе с учителем.

— дикое.

— возле речек и
лесов.

— тело покрыто
шерстью.

— питается
растительной и животной пищей.

— спит, зимует в
берлоге.

— положительное.
Мнение детей.

— Подбирают имена
прилагательные.

— Большое,
овальное.

— Большие.

— Маленькие,
круглые.

— Маленькие,
кругленькие.

— Большая.

— Бурая, мягкая.

— Небольшой.

— Острый.

— Быстрый.

— Чтобы в сочинении
не было повторов.

— Выписывают
словосочетания с доски.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей
системе знаний.

Регулятивные:
самооценка деятельности.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать границы своего знания и
незнания.

Предметные: умение
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях;  умение
отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

6.      Закрепление и систематизация знаний (с
учителем)

Задача:

Создание условий для
самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по
алгоритму

— Теперь приступим к написанию сочинения, используя план.

— Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь, разберем.

— В конце урока желающие зачитают свои сочинения.

— Все большие молодцы, такие интересные сочинения получились!

— Приступают к написанию сочинения.

— Желающие зачитывают свои сочинения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе
знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности

Предметные: умение
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях.

7.      Рефлексия

Задачи: рефлексию учебной
деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Подведём итог урока!

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— О ком писали сочинение?

— Понравилось ли вам?

— Молодцы! Спасибо за урок!

— Подводят итоги
урока.

— Учились писать
сочинение-описание.

— О медведе.

— Ответы детей.

Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка
знаний.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми, умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения

Выполнила:

студентка 3 курса группы Вкш

школьного отделения

Поддубная Валерия Алексеевна

Краснодар, 2021 г.

Тридцатое января.

Практическое занятие.

Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения.

Тема: Написание сочинения-описания.

Тип урока: урок развития речи (сочинение)

Цель: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

Задачи:

  • путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях обучающихся;

  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”, музыкальный альбом П. И. Чайковского “Времена года”, выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, “Орфографический словарь” Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока: Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… (А. С, Пушкин).

Ход урока

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.

Этапы

Содержание урока

Примечания

Организация начала урока

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой детей на работу

Рассказ о художнике и истории создания картины

1. Вступительное слово учителя и беседа с обучающимся.

– Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

– На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Илья Семёнович Остроухов.

Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Живопись на протяжении всей жизни оставалась для Остроухова лишь одним из его многочисленных занятий.

Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году. Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Остроухов руководствовался рекомендациями И.И. Шишкина, И.Е. Репина. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П. Чистякова. Большую роль в становлении Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой.

Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытия не пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни.

Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. Она представляет собой панорамный пейзаж. Эта работа отличается повышенной степенью обобщенности, в ней выражается вся та гамма чувств, которые волнуют человека при взаимодействии с природой. Полотно приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи.

К несчастью, эта картина так и осталась единственным полотном Остроухова, которое имело большой успех. Почти все его время занимало коллекционирование. Остроухов собирал иконы, живопись. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.

Беседа по картине

2. Рассматривание репродукций картины И. С. Остроухова “Золотая осень”.

А) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа “Золотая осень”?

В) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Остроухова, – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Г) Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

Словарно-стилистическая работа по теме урока

А) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

Б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

В) Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

Г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

Составление плана сочинения

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Остроухова?

План:

  1. И. С. Остроухов, история создания картины «Золотая осень»

  2. Краски осени. Цветовое решение картины.

  3. Моё отношение к картине.

Написание первого варианта сочинения (редактирование)

— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого обучающегося)

Материал к сочинению

Осень 

Яркая, золотая, волшебная, праздничная 

Лес 

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены 

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены 

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле 

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки 

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья 

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями 

Небо 

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение 

Радостное, праздничное, восторженное 

Информация о д/з

отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Итог урока

Расскажите, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения?

Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Этап урока Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку, присаживайтесь.

— На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать, 
Не спеши перебивать.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы

Частично-поисковый: формирование затруднения

4 мин

— Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь он и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

— Ребята, ч сем у вас ассоциируется слово «Гроза»?

— Кто мне скажет, что такое «Гроза»?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

— Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Л: развитие познавательных интересов.

 К: умение слушать и говорить

III. Постановка учебной задачи.

3 мин

Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление.

— Какие цели мы можем поставить?

— Верно, молодцы!

— составить план;

— написать отзыв по картине;

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

IV. Открытие нового знания

Словесный: работа с учебником, беседа

Наглядный : презентация

10 мин

— Ну и для начала давайте познакомимся с художником. К.Е. Маковский  2 июля 1839  года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем. С детства мальчика окружала художественная атмосфера.  Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи. Друзьями его родителей были знаменитые художники, что, несомненно, повлияло на творчество мастера. В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. Он много путешествовал по российской глубинке, изучал народные типажи и колорит, отражая в произведениях свои наблюдения.

Сюжетом картины «Дети, бегущие от грозы» стал реальный случай, произошедший в Тамбовской губернии. Делая зарисовки натуры, Маковский привлёк внимание местных ребятишек. Обступив художника, они с интересом рассматривали диковинные инструменты и приспособления, наперебой задавали вопросы. Самой бойкой и любознательной оказалась одна девчушка с большими, не по-детски серьёзными глазами. Константин Егорович предложил написать её портрет. Она согласилась. Но в назначенное на следующий день время не пришла. Вместо неё прибежал её младший брат. Он и поведал художнику историю, которая стала сюжетом картины.

-Как вы думаете, что произошло?

Оказалось, что накануне сестра собралась в лес по грибы. Мальчик увязался за ней. На обратном пути дети увидели надвигающуюся грозовую тучу и побежали домой. Но мальчик не поспевал за сестрой. И тогда она посадила его к себе на спину.

Беседа по содержанию картины.

— Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

— Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

— Верно

— Какой момент из жизни ребят запечатлён?

-Молодцы, внимательно слушаете, а теперь немного пофантазируйте, и скажите, что произойдёт через минуту?

-молодцы, расскажите, где художник изобразил детей?

— Что они делают?

— Всмотритесь в лица детей. Опишите их.

— Кто хочет дополнить ответ …?

— молодцы!

— Опишите, во что одеты ребята?

— Что их окружает?

Художник на картине не нарисовал ветер, но между тем мы понимаем, что изображен ветреный денек. Чем вы можете подтвердить это?

— верно, кто еще хочет ответить на этот вопрос?

—  Какого цвета краски использует художник?

Кто хочет дополнить ответ …?

Обобщение:

Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на картину, как становится страшно на душе: чувствуется, как страшно тем, кого он изображает.

— Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей.

Слушают биографию художника

Дети высказывают варианты

— Местные ребятишки

— дети были в лесу, увидев надвигающуюся грозовую тучу, побежали домой

 Высказывают варианты

— в поле

— бегут домой

Описывают

Говорят свои ответы

— волосы и платок развиваются

Говорят цвета

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осмысленное чтение.

Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.

П.- построение речевого высказывания.

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить

П: логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

V. Первичное закрепление

Словесный: работа с учебником, беседа

Практический:  выполнение упражнения по плану

9 мин

Составление плана сочинения

— Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

— Определите тип текста?

— Перечислите части сочинения.

О чем мы напишем во вступлении?

Как можно озаглавить эту часть?

— что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?

— Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы». Это портрет Веры Мамонтовой.) Это реальный случай, который произошел в Тамбовской губернии.

— О ком и чем вы будете писать в основной части?

— Озаглавим основную часть.

Выделите маленькие темы в основной части:

— Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

— О чем вы напишите, описывая детей? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

— С какого предложения мы начнем вторую маленькую тему.

О чем вы будете писать в этой части сочинения?

— Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

— Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник К.Е. Маковский  и его картина.

2. Описание картины:

Образ детей.

Природа перед грозой.

3. Моё отношение к картине.

Анализируют картину

 Отвечают на вопросы

— Необходимо составить план сочинения

— описание

— Вступление, основная часть, заключение

— О художнике и его картине

— Художник К.Е. Маковский и его картина

— Мы будем описывать сюжет картины

— Описание картины

— Образ детей

— Природа перед грозой

-На переднем плане картины я вижу детей

— грозовые тучи приближаются, испуганные дети бегут домой

о темном небе, о цветах, которые подобрал художник

— Моё отношение к картине

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

—  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

— Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания

Частично-поисковый: формирование затруднения

14 мин

— Постарайтесь описать картину так, чтобы тот, кто с ней не знаком, мог в точности представить ее

— Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

— Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

— После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

        Проверь написанное.

        Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

        Обрати внимание на «опасные места».

        В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

— Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,

Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту 1-3 предложения.

— Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Слушают учителя

— Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забываем пользоваться карточкой. Строим предложения так, чтобы было легко их записать

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.

VII. Включение в систему знаний повторение

2 мин

— Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

— назовите автора картины, которую мы описывали?

— Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

— Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

— Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

— А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание

Отвечают на вопросы

— Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

— Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

Записывают домашнее задание

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 мин

 Ребята, у вас на столах лежат листочки, на них нарисованы человечки. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких у нас сегодня не будет)
Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали.

Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку)

Р: осуществление итогового контроля;

оценка.

  1. Технологическая карта по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе

на тему: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?».

Тип урока

Комбинированный урок. Тема « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?»

Авторы УМК

«Русский язык. 7 класс»

Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Научный редактор- академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский

Цели урока

Предметные- 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения.

Метапредметные —

1) сформировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные —

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе, выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Планируемые результаты (личностные , метапредметные, предметные)

В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом, определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию), делить текст на смысловые части, находить ключевые слова и словосочетания, перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

      • формулировать цель, выбирать средства её достижения;

      • работать по плану,сверяясь с целью;

      • делать выводы на основе содержащейся в тексте информации;

      • находить и исправлять ошибки;

      • строить высказывание, аргументировать собственное мнение.

коммуникативные УУД:

          • участвовать в диалоге, слушать и слышать других;

          • строить собственное высказывание, аргументируя его фактами.

Личностные УУД: — работать в коллективе, — выполнять определённую функцию;

— объективно оценивать свою работу.

Оборудование

Портреты И.С. Тургенева, А.И. Солженицына.

Игровой материал, раздаточный материал: крохотка «Шарик» А. И. Солженицына. Памятки: «Алгоритм написания сочинения», «Проверка сочинения».

Образовательные ресурсы

Справочные материалы: Словарь синонимов, Учебник литературы 7 класс, Словарь литературоведческих терминов.

Автор: Фролова Лариса Юрьевна, учитель МБОУ СОШ № 19 города Междуреченска, Кемеровской области .

Описание материала: Предлагаю Вам конспект комбинированного урока русского языка и литературы по теме: « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?», проведенного 15 . 01.2015 года в 7 классе. Необходимость проведения этого учебного занятия объясняется наличием проблем у некоторых обучающихся в работе над сочинением по литературе. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у имеющих проблемы с написанием сочинения или работой с текстом и повторение и закрепление их у « успешных» обучающихся.

  1. Цели:

Предметные: 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения.

Метапредметные:

1) формировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные:

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе,выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока коллективное дело «Групповая работа по составлению «пошаговой» инструкции написания сочинения по литературе».

Решаемые проблемы: Как понять и запомнить текст? Как написать сочинение по теме? Как отредактировать работу?

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения,проектной деятельности, формирования творческих способностей, групповой работы.

Виды деятельности: работа в паре; работа в коллективе,имеющем общую цель;контроль и самоконтроль; анализ текста;работа со справочными материалами; проверка написанного;составление инструкции;комментирование оценок.

Планируемые результаты.

В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом,определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию),делить текст на смысловые части,

находить ключевые слова и словосочетания,перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

      • формулировать цель, выбирать средства её достижения;

      • работать по плану,сверяясь с целью;

      • делать выводы на основе содержащейся в тексте информации;

      • находить и исправлять ошибки;

      • строить высказывание, аргументировать собственное мнение.

коммуникативные УУД:

          • участвовать в диалоге, слушать и слышать других;

          • строить собственное высказывание, аргументируя его фактами.

Личностные УУД:

                  • работать в коллективе, выполнять определённую функцию;

                  • объективно оценивать свою работу.

Занятие рассчитано на 2 урока.

Доска: портреты И.С. Тургенева и А.И. Солженицына

Ход урока

Рассадка: справа сидят ребята, у которых есть проблемы с написанием сочинения (заранее им предлагалось выбрать смайлик «улыбка» или «разочарование», который символизировал отношение к сочинению). «Разочарование» — это «аналитики», слева — «консультанты» (у них сочинения «получаются»). Из числа «консультантов» назначается «хранитель времени», его функция — следить за рациональным использованием времени во время обсуждений. Чтобы подводить итог обсуждения и записывать алгоритм назначается «спикер» — самый подготовленный по теме ученик. После прохождения очередного этапа « спикер» записывает на доске очередной пункт «пошаговой инструкции».

На партах дидактический и справочный материалы:

Тексты: И.С. Тургенев «Мы ещё повоюем!», А.И. Солженицын «Шарик».

Справочные материалы. Эти материалы мы будем использовать для экономии времени, имитируя работу с разными источниками информации. Словарь синонимов: Своеобразие — самобытность, неповторимость, специфичность, отличительная черта (обычно о творчестве), индивидуальность (свое лицо), оригинальность. Учебник литературы: И.С. Тургенев (1818-1883) – автор романов: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.; повестей: «Ася», «Песнь торжествующей любви» и др.; цикла рассказов — очерков-« Записки охотника», стихотворения в прозе ( 83 стихотворения – рассказ о мыслях и чувствах автора).

Компьютер: Специфические черты поэзии и прозы.

Поэзия (стихи)

Проза

Ритм

есть

нет

Рифма

есть

нет

Способ размещения на листе

строфы

все строки- красные

сплошной текст

Выражение мысли

краткость

развернутость

многозначность

сужение смысла до одного

Задача слова

передать чувства (создает особый мир взаимодействия слова и стихотворной формы, нет фабулы)

передать сюжет , вызвать представление(пересказ романа возможен, стихотворения-нет)

Специфика повествования

Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

изображение речи персонажей,диалогичность

Словарь литературоведческих терминов: Стихотворение в прозе — небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В С. в п. ощутимы обычно повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже – рифмы и т.п., т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи. Пример С. в п. – «Русский язык» И. С. Тургенева, миниатюры М. М. Пришвина, «Крохотки» А. С. Солженицына.

Дидактический материал

Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд Из сыра с хлебом там котлеты Из мяса свежего конфеты С начинкой сладкой суп с фасолью В тарелках всё там варят с солью

Отсканированное сочинение, написанное учащимся 7 класса на тему: В чём своеобразие произведения «Мы ещё повоюем!» И.С.Тургенева?

Этапы урока

I II. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: — Здравствуйте, ребята, мне приятно вновь встретиться с вами. Сегодня мы вместе должны решить одну нашу общую проблему. Перед вами тетрадь для сочинений по литературе. Для многих она стала «раздражающим фактором». Сочинения в ней унесли много времени, зато принесли много негативных эмоций. Как сделать работу над сочинением естественным процессом подведения итогов прочитанного литературного произведения? Можно, конечно, воспользоваться компьютером — быстро, легко, часто даже правильно. Но если подумать о будущем, то это не вариант. Сочинения придётся писать до окончания школы. На экзамене в 9 и в 11 классах предстоит написать итоговое сочинение (а компьютера там не будет). Так что разумнее научиться это делать сразу самостоятельно. Тем более, как это делается, вы уже знаете, надо только учесть замечания, т.е. определиться с проблемами, возникающими при написании сочинения. Их я фиксирую в ваших тетрадях. К сожалению, часто они остаются без внимания.

Тема урока: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?»

Цели урока: — вспомнить, как пишется сочинение; — описать этот трудовой процесс, создать алгоритм действий.

— Я не оговорилась: написание сочинения- это трудовой процесс. Вспомните, как делается посуда с хохломской росписью. Вы легко это вспомнили, потому что знаете «пошаговое» выполнение этой работы. Работаем по аналогии. Время -2 урока. Рассадка согласно вашему выбору- справа «аналитики».Вы первыми высказываете своё мнение. Слева- «консультанты» — помощь в трудных ситуациях. Представляю вам «хранителя времени» и «спикера»-он запишет наш алгоритм.

III. Актуализация знаний. «Анализ неудавшегося сочинения» ( Раздаётся образец сочинения)

— Прочитайте работу. Какие советы вы могли бы дать написавшему её?

(Учащиеся работают в паре, «хранитель времени» сообщает об окончании обсуждения «время прошло», «спикер» после оглашения советов и замечаний делает записи на доске, отвечают «аналитики»- это те, у кого с сочинением проблемы, «консультанты» включаются в работу в моменты затруднений).

Запись на доске:

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения:

1.Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение — это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

  • Вы, ребята, обратили внимание на то, что это сочинение трудно прочитать, а ещё труднее понять. Часто мы просто забываем о знаках препинания, стремясь записать пришедшую мысль.

Игровой момент. Я предлагаю вам познакомиться ещё с одним текстом ( Едят там..) — Что это? ( Стихотворение. Небылица) Попробуйте поработать с ним. ( Идет работа в парах, расставляются знаки препинания). Часть алгоритма мы уже записали. ( У обучающихся оформлены записи).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

« Работа с текстом И С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»

Чтение текста.

Беседа по тексту: — Кто автор произведения? — Что вы можете сказать о строении текста? ( В тексте есть вступление, основная часть, заключение.) — Составьте план текста, используя «ключевые слова».

План — слово 1. Вступление. Малость. 2. Основная часть: а) тяжёлые мысли, б) воробьи, в) ястреб, г) охота к жизни. 3. Заключение. Повоюем!

— Теперь оформим этот план в форме вопросов. (Устно составляется вопросный план)

План — вопрос

1. Вступление. Что сказано о малости?

2. Основная часть. Что сказано о мыслях? Чем удивили воробьи? Что сказано о ястребе? Как изменилось настроение рассказчика?

3. Заключение. Что значит «Повоюем!»?

  • Сделайте «вопросный» план «ответным»,запишите его.

План — ответ

1. Вступление. Малость может перестроить жизнь.

2. Основная часть. Человек шёл с тяжёлыми мыслями. Воробьи удивили желанием жить, несмотря на угрозу нападения ястреба. У рассказчика изменилось настроение – захотелось жить.

3. Заключение. Рассказчик понял, что с бедами можно справиться. Надо с ними бороться.

— Итак, текст понят, можно сформулировать основную мысль (предлагаются варианты), запишите её. Переживая неудачи, человек должен верить, что с бедой можно справиться. Это и есть авторская позиция — «ценность», ради которой написан текст. -Ваши предложения, что стоит добавить в наш алгоритм? ( «спикер» делает дополнения). Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

« Обдумывание темы сочинения»

В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

— Подчеркните ключевые слова темы . (своеобразие произведения).

— Как вы понимаете значение слова «своеобразие» ? Если возникли проблемы, можно обратиться к справочникам и словарям. Сегодня их заменяет лист « Справочные материалы». Обратимся к словарю синонимов З. А. Александровой. Делаем вывод: нам надо увидеть « свой образ», неповторимость, оригинальность, непохожесть этого произведения на другие (идёт обсуждение в парах, за отведённое время обучающиеся делают свои выводы).

— Это маленький рассказ, есть сюжет, есть образ — переживание (чувства и переживания), есть герой, вместе с ним переживаем мы, нам понятны его чувства — это похоже на стихотворение.

— А что, по-вашему, в произведении важнее — рассказ о воробьях или то, что прочувствовал герой.(Картина – только причина возникновения эмоций). — Вспомните, как мы называем героя лирического произведения, чьи чувства и переживания мы « проживаем»? ( лирический герой).

А теперь сформулируем ТЕЗИС : что мы можем сказать по теме.

« Мы ещё повоюем!» И.С. Тургенева – это стихотворение в прозе, в нём есть признаки эпоса и лирики.

— Чтобы доказать свою правоту, подберём доказательства — АРГУМЕНТЫ:

(Обсуждение, отбор и оглашение доказательств). — Можно воспользоваться дополнительной информацией – «Справочные материалы» – компьютер.

АРГУМЕНТЫ: — есть сюжет, как в эпическом произведении ( можно пересказать);

— есть образ- переживание, как в лирике;

— есть лирический герой;

— есть выразительные средства (какие?)

— Мы доказали, что это стихотворение в прозе, осталось сделать вывод. Опять обращаемся к теме. Чтобы не повторяться, отберите из справочного материала то, что поможет написать в заключение.

Динамическая пауза

V. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.

— Мы закончили работу над сочинением. Что запишем в алгоритм?

1) Обдумай произведение. (3 вида плана — слово-вопрос — ответ, осн. мысль) 2) Постарайся понять тему сочинения (найди в ней ключевые слова). 3) Сформулируй тезис (что ты можешь сказать по теме). 4) Подбери доказательства своей мысли. 5) Подведи итог.

VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

« Написание сочинения»

— Сочинение начинается с плана. Составьте схему сочинения — рассуждения.

( работа в парах, составление схемы, наполнение схемы пунктами, связанными с темой и содержанием текста, по которому работали).

— Отвечают « аналитики», исправляют и дополняют «консультанты».

— На доске записываются очередные пункты алгоритма: 6) Составь план сочинения. 7) Напиши сочинение.

Динамическая пауза

« Редактирование».

— Когда сочинение написано, приступаем к редактированию. 1 чтение « читаю и думаю» : соответствует ли сочинение теме, раскрыта ли основная мысль, связаны ли между собой части. Задаю себе вопросы: — Поймет ли читатель мою мысль? — Подходит ли заголовок к тексту сочинения? — Может нужно что-то изменить?

2 чтение «чужими глазами». Исправляю написанное. Памятка.

3 чтение «на голос», читаю и слышу речевые ошибки. Исправляю их.

— Вернемся к алгоритму. Делаем заключительную запись:

8) Отредактируй работу.

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения: 1. Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение — это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

1.Обдумай произведение (анализ звучит на уроках, если «пропустил», проанализируй сам: тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности) 2. Составь план сочинения:

I. Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы (свою позицию — тезис) – Я считаю, что…

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю: соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос» — слышу речевые ошибки,

— Мы составили алгоритм работы по написанию сочинения. (Раздаются готовые напечатанные образцы).

VII. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Самооценка. Взаимооценка.

— Всё ли вам понятно? Какие трудности? Что вам дал этот урок? Какой смысл в проделанной работе?

— Всем спасибо за активную работу. Оцените самостоятельно своё участие и свои успехи (самооценка и взаимооценка).

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Проверим результативность нашей работы. Дома вы напишите сочинение по стихотворению в прозе «Шарик» А.И. Солженицына (свои стихи в прозе он называл « Крохотки»). Тема сочинения: « В чём смысл произведения?» Текст крохотки у вас на столе. Сейчас вам предстоит проверить работы, написанные по теме «В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

Вам поможет памятка «Проверка сочинения».

Памятка «Проверка сочинения»

[ ]- убрать лишнее

Z— абзац, красная строка

П- неоправданный повтор

Р- речевая ошибка

V— пропуск, вставить

— непоследовательность

Z – абзац не нужен

Проверяются работы,предоставленные обучающимися параллельного класса.

После выполнения этапного задания проводятся короткие динамические паузы, последняя « Смех укрепляет здоровье» продолжительней других, она проводится перед проверкой сочинения ( смешные выписки из школьных сочинений).

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения: 1. Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай « предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение — это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

1.Обдумай произведение (анализ звучит на уроках, если «пропустил», проанализируй сам: тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности) 2. Составь план сочинения:

I. Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы (свою позицию — тезис) – Я считаю, что…

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю: соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос» — слышу речевые ошибки,

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

Задачи:

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

  • учить планировать собственные высказывания;

  • учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

— Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

— О чём говорит писатель?

— Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

— Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

— Почему?

(Это герои нашего сочинения)

— Как называется такой прием в литературе?

— Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

— Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное — мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

— В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

весёлый

задорный

радостный

тёплый

весенний

игривый

шаловливый

яркий

ослепительный

— Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

осветил

согрел

заиграл

пробежал

растопил

разбудил

образовался

выглянул

улыбнулся

— Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

— С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

— Первая победа солнечного Луча — наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, — лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

А.Н. Толстой

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце…”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

— Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

— Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

— Мы увидели вторую победу солнечного Луча — наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

— Мы увидели вторую победу солнечного Луча — наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

1. А.С. Пушкин

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

2. И. Бунин

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

4. А. Фет

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

— Молодцы!

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

— Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

— Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

— Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

— Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

— А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

— Последняя победа солнца — наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

  • Весна света

  • Весна воды

  • Весна звуков

  • Весна зелени

— Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

V. Обсуждение и запись плана

— Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы — составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

— Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

— Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

— Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

— Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

а) Весна света;

б) Весна воды;

в) весна звуков;

г) Весна зелени.

— Какой вывод сделаем в заключении?

— Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

3. Весна пришла.

Весна проснулась.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание

— Закончить сочинение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как он трогателен произнося этот монолог исправь ошибки в употреблении деепричастного оборота
  • Как найти свои коды в росстате
  • Как найти массу молекулы через молярную массу
  • Как найти функцию дублирование экрана
  • Как найти рабочих на строительство дома