Как составит конспект юристу

Обновлено: 27.05.2023

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Для того чтобы принять новые законы, необходимо последовательно пройти все этапы законодательного процесса.

Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию нормативно-правовых документов. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.

ЭТАПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

• Принимается, если проголосовали большинство членов Совета Федерации.

• Передача закона на рассмотрение Президенту РФ и одобрение им.

• Утверждение закона и опубликование его в официальном печатном органе в течение семи дней после подписания Президентом РФ (промульгация).

Законодательная инициатива — официальное внесение в компетентный орган парламента законопроекта или законопредложения.

Законопредложение — идея будущего закона без чёткой формулировки.

Законопроект — текст будущего закона со всеми его особенностями (преамбула, статьи, параграфы).

Конституция РФ предписывает президенту либо отклонять принятые парламентом законы, либо подписывать и обнародовать. Российское законодательство устанавливает, что законы, которые не были официально опубликованы, не применяются.

Опубликованию подлежат федеральные законы, федеральные конституционные законы и акты (обычно постановления) палат парламента. Ратифицированные парламентом международные договоры публикуются вместе с законами о ратификации.

Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности ЦМК в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере образования и науки

В статье уделяеися внимание о деятельности ЦМК в СПО.

Презентация «Основы российского законодательства»

Презентация содержит ознакомительную информацию на тему «Основы российского законодательства».

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 1

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 1.

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 2

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 2.

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 3

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 3.

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 4

План урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 4.

Технологическая карта урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 1

Технологическая карта урока по предмету «Основы российского законодательства» урок 1.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Право Занятие 9

Конституция РФ —

основной закон государства

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ.

Основы конституционного строя России.

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

1. Конституция Российской Федерации – основной закон страны.

Структура Конституции РФ.

В современном правоведении под конституцией понима­ется основной закон (или система законов) государства, обладаю­щий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкрет­ного государства.

Действующая Конституция РФ была при нята на всенародном референдуме, состо явшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федера­ции была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Россий­ской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое дейст­вие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю си­стему нормативно-правовых актов (и всех источников права вооб­ще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоре­чить. Конституция РФ имеет прямое действие, т. е. ее нормы не­посредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма. Хо­тя существование последнего вовсе не отрицается — конститу­ционные нормы могут быть детализированы текущими актами, но при отсутствии таковых нормы они действуют непосредственно.

По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

2. Основы конституционного строя России.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

гарантии местного самоуправления;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, явля­ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж­данином либо лицом без гражданства (апатридом).

Гражданством называется устойчивая правовая связь че­ловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности, основанная на призна­нии и уважении достоинства, прав и свобод человека. Гражданст­во следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).

Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра­вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя­занности.

Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства:

2. В результате приема в гражданство;

3. В результате восстановления в гражданстве РФ;

4. По иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ. Ст. 11 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002 года, № 22, ст. 2031.

Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. Ребенок, родители или единственный родитель на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является ее гражданином.

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок является гражданином РФ, если он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, когда оба родителя, проживающие на территории России, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства.

Согласно ст. 12 Закона о гражданстве находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится ее гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральным законом установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок и упрощенный порядок. Ст. 13-14 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014)

С заявлением о приеме в российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью.

4. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве

Личные права

1) право на жизнь. Право на жизнь — ос­новное, фундаментальное право человека. Оно является первич­ным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение.

2) право на свободу и личную неприкосновенность. Человек имеет право располагать собой и своим временем по собственному усмотрению.

3)Право на неприкосновенность частной жизни. Это право включает в себя следующие права:

а) право на личную и семейную тайну;

б) право на защиту своей чести и доброго имени;

г) право на неприкосновенность жилища.

4) право определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Определение индивидом своей национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий не может являться основа­нием для дискриминации лица либо, напротив, -предоставления ему каких-либо особых привилегий;

5)право на пользование родным языком. Государст­венным языком на всей территории Российской Федерации при­знан русский язык. Государственным языком называется опреде­ляемый Конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой ста­ тус в определенных сферах языкового общения.

Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах Федерации. Каждый гражданин РФ имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества;

6) право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви гаться, выбирать место пребывания и жительства. Граждане РФ имеют право свободно выезжать за пределы России и возвра­ щаться в свою страну. Однако данное право может быть ограничено в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

7) право на свободу совести. Каждый имеет право сво­бодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ закрепляет светский характер государства и положение о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государствен­ ной или обязательной. Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободы человека и гражданина.

1) свобода мысли и слова. Каждому гарантируется сво­ бода мысли и слова, т. е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в средствах массовой информации. При этом, однако, никто не может быть принужден к выражению сво­ их мнений и убеждений или отказу от них.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, нацио­нального, религиозного или языкового превосходства;

2) свобода информации. Каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять ин­
формацию любыми законными способами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

3) право на создание общественных объединений.
Данное право представляет собой гарантируемую государством воз­ можность граждан образовывать любой союз для защиты общих ин­ тересов и достижения общих целей в рамках, предусмотренных зако­ ном, а также вступать в существующие общественные объединения и беспрепятственно из них выходить.

4) право на проведение публичных мероприятий. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

5) право на участие в управлении делами государства.

6) право на обращение. Граждане РФ имеют право обра­щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения (предложения, заявления, ходатайства, жалобы) в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст.ст.34-44 Конституции РФ. К ним относятся:

1) Право на предпринимательство .

2) право на частную собственность.

3) право на землю. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

4) право на свободный труд.

5) право на отдых.

6) право на социальное обеспечение.

7) право на охрану и помощь семье. Материнство, дет­ство и семья находятся под защитой государства.

8) право на жилище.

9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
10) право на благоприятную окружающую среду.
Каж­ дый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненно­ го его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11) Право на образование. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, нацио­ нальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, на­личия судимости.

12) Свобода творчества. Каждому человеку гарантирует­ся свобода литературного, художественного, научного, техничес­кого и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Читайте также:

      

  • Конспект урока кавказские горы 4 класс
  •   

  • Конспект по истории ссср в системе международных отношений
  •   

  • Конспект здоровый образ жизни в начальной школе
  •   

  • Безопасность нам нужна безопасность нам важна конспект занятия
  •   

  • План конспект урока правописание частей речи

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И БИОЭТИКИ

БАЗОВЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

С А М А Р А

2004

УДК 340(075.8)

Р е ц е н з е н т ы:

А.А. Тарасов – доктор юридических наук, профессор; А.Г. Сапрыкина – доктор медицинских наук, профессор

Ответственный редактор

Сергеев В.В. – доктор медицинских наук, профессор, юрист

Авторы-составителисотрудники кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ:

Сергеев В.В. – заведующий кафедрой; Шмелев И.А. – старший преподаватель, канд. мед. наук, врач, юрист; Ильина Е.Р. – старший преподаватель, юрист;

Захаров С.О. – ассистент, канд. мед. наук, врач, юрист; Купряхин В.А. – ассистент, врач; Калицкий Р.С. – ассистент, врач, юрист.

Базовые конспекты лекций по правоведению: Учебное пособие / Отв.

ред. В.В. Сергеев. – Самара, 2004. – 252 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Правоведение (юридические основы деятельности медицинских и фармацевтических работников)», утвержденной ЦКМС СамГМУ 16 декабря 2003 года.

Пособие включает в себя учебные элементы, предусмотренные государственным образовательным стандартом второго поколения по циклу «Общие гуманитарные и соци- ально-экономические дисциплины».

Предназначено для студентов Самарского государственного медицинского университета.

Базовые конспекты лекций по правоведению утверждены на заседании кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ

29 января 2004 года, протокол № 7.

ISBN

ISBN

Самарский государственный медицинский университет, 2004

Авторы-составители, 2004

2

Лекция 1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

План

1.Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство.

2.Понятие и виды социальных норм, их соотношение.

3.Теории происхождения права.

4.Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты.

5.Правосознание и правовая культура медицинских и фармацевтических работников.

6.Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.

7.Источники российского права. Система российского права. Отрасли права как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

8.Правоотношения. Юридические факты. Правонарушение и юридическая ответственность.

9.Значение законности и правопорядка в современном обществе.

1.Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство

Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального аппарата, выражающая интересы экономически господствующего класса или всего народа, закрепляющая эти интересы в системе правовых норм.

Право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право не может существовать без государства, оно устанавливается и охраняется государством. Право приобретает в государстве гарантию своей реализации. Государство также не может существовать без права, так как право оформляет государство, упорядочивает его деятельность, регулирует деятельность государственных органов и закрепляет совокупность их полномочий. Функции государства осуществляются через правовое регулирование. Соотношение государства и права – это не соотношение объекта и его свойства, а соотношение двух самостоятельных объектов. Характер взаимоотношений между государством и правом не позволяет говорить о чьѐм-либо превосходстве.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации указано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Принципами правового государства являются: народный суверенитет; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; верховенство права; разделение властей.

Народный суверенитет означает, что над государством есть сила, способная определять его деятельность, – народ, живущий на территории госу-

3

дарства. Никто, кроме народа, не может быть источником государственной власти, ее сувереном.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает такой характер взаимоотношений человека и государства, при котором права человека рассматриваются не как дарованные государством, а как принадлежащие каждому в силу факта рождения, а государство признает и защищает такие права от нарушений.

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона – акта высшей юридической силы.

В правовом государстве власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, ни одна из трех властей не может подчинить себе другие и должна действовать в условиях сотрудничества и взаимопонимания.

2. Понятие и виды социальных норм, их соотношение

Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Для нормы характерно то, что она является правилом, т.е. масштабом, критерием поведения, имеющим свойство обязательности (императивности). Норма – правило общего характера, она действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев.

Важным средством организации общественных отношений являются социальные нормы.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.

Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:

1)это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

2)это правила поведения общего характера;

3)это обязательные правила поведения людей.

Выделяют следующие социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных и иных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.

Для медицинских и фармацевтических работников особое значение имеет вопрос о соотношении норм права и морали как социальных регуляторов их профессиональной деятельности.

Нормы права и морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друга друга. Обязанность соблюдать нормы права – моральный долг граждан.

Вместе с тем нормы права и морали отличаются друг от друга:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе преставления людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их боль-

4

шинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2.Пo форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах и других).

3.По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в своем большинстве соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

4.По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные, в сравнении с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественного отношения.

3.Теории происхождения права

Косновным теориям происхождения права относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую теорию, 3) теорию естественного права, 4) историческую теорию, 5) реалистическую теорию, 6) материалистическую теорию.

Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется в тенденции объяснять возникновение государства и права естественно-истори- ческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства). Исходя из этого, Аристотель выводил образование государства и права из семьи как естественно возникающей формы общения.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога — чистого разума — к духовному миру и, наконец, – к материальному). Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим.

Теория естественного права (Гроций Г., Лильберн Дж., Руссо Ж-Ж.).

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным. Люди рождаются свободными и равными в правах. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования.

Историческая теория (Гуго Г., Савиньи К.). С точки зрения данной теории, право рассматривается как выражение духа народа, складывающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства.

5

Реалистическая теория (Иеринг Р.). Согласно этой теории, право возникает под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право – это защищенный государством интерес.

Материалистическая теория (Маркс К., Ленин В.И.). В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Данная теория ограничивает жизнь права рамками классового общества. Материалистическая теория, провозглашая примат государства над правом, вступает в противоречие с теорией правового государства.

4. Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты

Право состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичный элемент права.

Норма права – это установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, обеспеченное государственным принуждением, в целях охраны и регулирования наиболее существенных с точки зрения государства общественных отношений.

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма права и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

1.Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указываются, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

2.Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

3.Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной правовой нормы.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко сформулировать так: «Если …, то …, иначе». Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

Нормы права подразделяются на определенные виды по следующим основаниям:

По характеру их обязательности: императивные, диапозитивные.

6

Императивные – это нормы, которые не могут быть заменены никакими иными требованиями, установленными для данного правоотношения.

Диапозитивные нормы – это правила, применяемые лишь в тех случаях, когда участники правоотношений не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данной норме. Диапозитивные нормы всегда сопровождаются словами «при отсутствии иного соглашения».

По характеру содержащихся в норме права правил поведения выделяют:

управомочивающие нормы, которые предоставляют право совершать положительные действия;

обязывающие нормы, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия.

По кругу лиц. Нормы права подразделяются на общие, специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц. Специальные действуют только в отношении определенной категории лиц.

Формой выражения правовой нормы является статья нормативноправового акта.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1.Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.

2.Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все еѐ структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3.Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативноправового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

Важно установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этом основании сформулировать понятие правого закона. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью или частично вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Субъектами Российской Федерации могут приниматься законы.

Подзаконные акты принимаются на основе законов и во исполнение законов. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (например, приказы Министерства здравоохранения РФ).

7

5. Правосознание и правовая культура медицинских и фармацевтических работников

Правосознание представляет собой сферу сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Основными функциями правосознания являются: познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция человека в юридически значимых ситуациях.

Правовая подготовка медицинских и фармацевтических работников не сводится к получению формальных юридических знаний. Центральным компонентом правосознания специалиста, определяющим соответствие поведения (деятельности) медицинских и фармацевтических работников нормам права, являются ценностные отношения к закону. Специалист должен быть готов в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей применять полученные правовые знания. В этой связи важно подчеркнуть, что вопросы законодательства в области охраны здоровья граждан являются важным элементом подготовки медицинских и фармацевтических работников. Согласно ч. 2 ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, знания по данным вопросам подлежат оценке в ходе проверочного испытания, проводимого с целью выдачи сертификата специалиста.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает в себя лишь то, что в правовых явлениях можно считать прогрессивным, социально полезным и ценным. Правовая культура является не только результатом, но и способом деятельности, в этом смысле правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

Высший уровень правовой культуры медицинских и фармацевтических работников – это их правовая активность. Она проявляется в готовности специалиста к активным сознательным, творческим действиям в сфере правового регулирования отношений в области охраны здоровья граждан.

8

6. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права

Выделяют следующие основные правовые системы (семьи): романогерманскую, англо-американскую, религиозно-общинные, заидеологизированные.

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (Россия, Франция, ФРГ) сложилась в странах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как основные законы, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативноправовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

Англо-американская правовая семья (Англия, США, Канада). Основ-

ным источником права в данной правовой семье является судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решениях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конституций. Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к потребностям общественной практики.

В англо-американской правовой семье нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обусловлено тем, что судебная деятельность ориентирована, прежде всего, на решение конкретных дел, а не на формулирование общих правил поведения.

Религиозно-общинные (неотдифференцированные) правовые си-

стемы существуют в ряде государств Азии и Африки в застойном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется связанностью, религиозными, обычно-общинными регулирующими формами. Данные системы свойственны в основном застойным общественным структурам феодального или ещѐ более архаичного типа.

Заидеологизированные правовые системы со структурной стороны близки религиозно-общинным (неотдифференцированным) правовым системам. В отличие от них эти системы присущи современному уровню цивилизации и во многом связаны с тем, что призваны юридически оправдать доминирование в обществе методов насилия, прикрыть авторитарные, диктаторские режимы.

Международное право – это особая система права с множеством элементов, выработанная всеми государствами, в которой находят отражение закономерности их развития.

Международное право отличается от внутригосударственного права своими источниками. Основным источником международного права является договор, заключаемый представителями различных государств.

От внутригосударственного права международное право отличает процесс его образования. Если в праве конкретного государства выражена воля

9

только этого государства, то в международном праве выражается согласованная воля различных государств.

Особенность норм международного права определяется также его субъектами. Ими могут быть не только государства, но и различные международные организации.

Особенность норм международного права состоит еще и в том, что многие из них начинают действовать на территории конкретного государства, если будут специально ратифицированы его законодательным органом.

Государства, признавая важность международно-правового регулирования общественных отношений, устанавливают в своих законах приоритет норм международного права. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

7. Источники российского права. Система российского права. Отрасли права как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья

Под источниками (формами) права понимают способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются: нормативноправовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права; правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий; юридический прецедент; договор.

Основным источником российского права выступает нормативно-пра- вовой акт.

Система российского права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части.

Право – это не случайный набор правовых норм, а органически целое правовое явление. Система права характеризуется объективностью. Система права – это многообразное правовое явление, включающее в себя неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права подразделяется на нормы права, институты права, и отрасли права.

Норма права – это первичный элемент системы права, она регулирует типовое общественное отношение.

Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношении.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хотите ли вы добиться успехов в учебе или достичь вершины карьерного роста — умение эффективно конспектировать материал является ценным навыком для хранения, запоминания, воспроизведения и восстановления информации. Если вы будете следовать простым шагам и советам ниже, то научитесь не просто конспектировать, но и составлять такой конспект, который поможет вам применять ваши знания и сохранять обработанный материал.

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 1

    1

    Подготовьте все материалы, необходимые для ведения конспекта. Звучит довольно просто, но для эффективного конспектирования действительно важно, чтобы перед уроком, встречей или лекцией все необходимые принадлежности были приготовлены и разложены по местам.

    • Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
    • Если вы носите очки, убедитесь, что не забыли их взять. Они понадобятся в том случае, если учитель или лектор решит записать какую-нибудь важную информацию на доске. Имейте при себе тряпочку из микрофибры, чтобы при необходимости протереть очки Кроме того, не забудьте занять такое место в помещении, откуда вы будете хорошо видеть и слышать выступающего.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 2

    2

    Приходите подготовленным. Прежде чем идти на урок, лекцию или встречу, не забудьте просмотреть свои записи с предыдущего раза. Так вы сможете легко и быстро подхватить дальнейший ход лекции с того места, где она закончилась.

    • Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить аннотации. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии. Хорошей идеей будет законспектировать главу или статью заранее. Сделайте это на одной стороне листа, с тем чтобы дополнить конспект во время занятия.[1]
    • Помните о старой мудрости: «Готовишься наудачу — готовишь неудачу».
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 3

    3

    Будьте активным слушателем. Во время конспектирования многие люди допускают ошибку — механически, бездумно записывают, не пытаясь на самом деле разобраться в том, о чем идет речь. Прикладывайте усилия и разбирайтесь в темах во время занятий, а не после. Сосредоточьтесь на словах преподавателя, а если что-либо непонятно, задавайте вопросы.

    • Когда преподаватель закончит объяснение темы или сделает паузу, поднимите руку и задайте интересующие вас вопросы. Он наверняка оценит, что вы слушали его внимательно и хотите разобраться в том, что вам неясно.
    • Если вы разберетесь в изучаемой теме во время занятия, дома придется приложить меньше усилий.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 4

    4

    Ведите конспект от руки. Хотя конспектирование на ноутбуке удобнее, недавние исследования показали, что те, кто ведут записи от руки, запоминают информацию лучше. Вероятно, так происходит потому, что пользователи ноутбуков просто переводят услышанное в текст, слово в слово, опуская момент обработки сказанного.[2]

    • Если вы все же конспектируете с использованием ноутбука, не стоит делать этого слово в слово. Старайтесь понять, что говорит преподаватель.
    • Вывод: вам стоит конспектировать от руки всякий раз, когда это возможно.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 5

    5

    Не бойтесь задавать вопросы. Когда вы сталкиваетесь с информацией, которую не понимаете, не стоит говорить себе, что решите эту проблему позже, и после кратких пометок двигаться дальше — задайте учителю или лектору уточняющий вопрос.

    • Посудите сами: если вам непонятно сейчас, то вам будет вдвойне непонятно, когда вы будете самостоятельно пересматривать записи позже.
    • Не бойтесь попросить учителя или лектора повторить, особенно если вы чувствуете, что он сказал что-то важное.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 6

    1

    Сосредоточьтесь на ключевых словах и понятиях. Самая важная перемена, которую вы можете совершить для улучшения своих навыков конспектирования — сосредотачиваться исключительно на записях ключевых слов и понятий.

    • Определите самую главную информацию. Записывайте отдельные слова или ключевые фразы, которые больше всего отражают тему лекции — даты, имена, теории, определения — только самые важные детали, которые определяют суть. Исключайте все заполнения, связки и второстепенные детали — если вам понадобится эта информация, вы прочитаете учебник.
    • Подумайте о том, что вы хотите сохранить и запомнить. Почему вы ходите на этот урок? Для чего вы пришли на данный семинар? Почему ваш работодатель отправил вас на эту конференцию? Хотя вашим первым порывом может быть желание просто записать слово в слово все, что вы видите или слышите, вам стоит помнить о том, что вы ведете конспект для того, чтобы потом выучить информацию с его помощью, а не пишете рассказ.
    • Прежде всего обращайте внимание на новую информацию. Не тратьте свое время на запись того, что вы и так уже знаете: это бесполезная трата времени. Сконцентрируйтесь на том, чтобы выделять из сказанного и записывать любую новую информацию, которой вы еще не знаете — именно в этом и заключается главная ценность конспектирования, и именно она принесет вам больше всего пользы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 7

    2

    Используйте метод «вопрос, ответ, доказательство». Это очень эффективный метод ведения записей, потому что он заставляет нас в процессе конспектирования вникать в суть материала и позволяет описать тему своими словами. Эта техника перефразирования информации доказала свою эффективность — с ее помощью студентам удается гораздо эффективнее как понимать, так и запоминать проработанный материал.[3]

    • Вместо того чтобы бездумно переносить на бумагу строчку за строчкой, внимательно слушайте выступающего и постарайтесь понять материал. Сделав это, составьте конспект в виде серии вопросов, основанных на материале, а затем запишите свои собственные ответы.
    • Например, с вопросом: «Какова центральная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?» — ответом может быть: «Больше, чем просто трагическая история любви, «Ромео и Джульетта» повествует о последствиях затаенной обиды».[4]
    • Под этим ответом вы можете привести доказательства вашего утверждения, дав ссылку на пример из текста. Такая стратегия позволяет записать всю ключевую информацию в кратком, легко читаемом формате.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 8

    3

    Используйте стенографию. Среднестатистический студент записывает 1/3 слова в секунду, в то время как среднестатистический оратор говорит со скоростью в 2/3 слова в секунду. Разработка своей собственной системы стенографии поможет вам вести записи более эффективно и не отставать.

    • Попробуйте писать «зн.» вместо «значит», «орг-я» вместо «организация», «др.» вместо «другой» и так далее. Ставьте знак плюса вместо слова «положительный». Вы можете использовать аббревиатуры и сокращения для тех слов, которые многократно повторяются во время лекции — например, вместо того, чтобы 25 раз писать «монголо-татарское иго» на уроке истории, вы можете написать «монг-тат. иго». Попробуйте писать конспект одними согласными: «н звтр нжн сдлть дмшн здн».
    • Разумеется, самое главное — чтобы вы смогли потом расшифровать свои записи. Если вам кажется, что с этим могут возникнуть проблемы, попробуйте оставить пометки с ключевыми сокращениями. К тому же вы можете вернуться к конспекту после занятия и вписать полную форму сокращений.
    • Если лектор по-прежнему говорит быстрее, чем вы можете записывать, и стенограмма не помогает, вы можете принести на занятие записывающее устройство — это даст вам возможность прослушать лекцию второй раз и заполнить пробелы в ваших записях.
  4. Изображение с названием Take Better Notes Step 9

    4

    Ведите конспект так, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Вам не захочется возвращаться к материалу и разбирать свои записи, если конспект будет грязным, неорганизованным и трудночитаемым. Соответственно, очень важно, чтобы все было красиво! Вот несколько советов, которые помогут вам придать конспекту привлекательный внешний вид:

    • Всегда начинайте с новой страницы. Вам будет легче читать, если каждая тема или занятие будут начинаться с чистой страницы. В правом верхнем углу поставьте дату и пишите только с одной стороны листа, особенно если пишете ручкой с жирными чернилами, проступающими сквозь бумагу.
    • Следите за тем, чтобы писать разборчиво. Ведение конспекта будет пустой тратой времени, если потом вы не сможете в нем разобраться! Неважно, как быстро вы пишете: следите, чтобы ваш почерк был мелким, аккуратным и читаемым, а строки не заходили одна на другую.
    • Используйте широкие поля. На каждой странице с внешней стороны расчертите ручкой и линейкой широкие поля. С ними конспект не будет казаться переполненным, и у вас будет возможность делать пометки на потом, когда будете перечитывать.
    • Используйте символы и схемы. Такие вещи, как стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики и прочие визуальные средства часто становятся прекрасными помощниками в понимании связей и запоминании ключевых понятий, особенно если вы лучше воспринимаете информацию визуально.
  5. Изображение с названием Take Better Notes Step 10

    5

    Используйте в конспекте цветную кодировку. Многие находят, что информация лучше читается и запоминается, если при ведении конспекта использовать разные цвета.

    • Это происходит потому, что цвет стимулирует творческие зоны головного мозга, делая записи более интересными и потому более удобными для запоминания и хранения. Цветная кодировка помогает ассоциировать цвет с информацией, позволяя запомнить материал конспекта с относительно небольшими усилиями.[5]
    • Попробуйте использовать разноцветные ручки для разных частей конспекта. Например, вопросы вы можете писать красным, определения — синим, выводы — зеленым.
    • Вы также можете использовать маркер, чтобы выделять ключевые слова, даты и определения. Однако не перестарайтесь — не стоит подменять реальную учебу раскрашиванием конспекта.
  6. Изображение с названием Take Better Notes Step 11

    6

    Делайте конспект учебника. После лекции вы можете дополнить ваш конспект информацией из учебника. Конспектирование учебника — еще один навык, который стоит освоить.

    • Предварительный просмотр материала: прежде чем вы приступите непосредственно к чтению текста, просмотрите материал, чтобы понимать, о чем речь. Прочтите вступление и заключение, заголовки, подзаголовки, первые и последние предложения каждого параграфа. Просмотрите также схемы, иллюстрации и диаграммы.
    • Активное чтение текста: теперь возвращайтесь к началу и тщательно прочтите весь текст от первого до последнего слова. После каждого параграфа выделяйте ключевые слова, факты, понятия и цитаты. Используйте визуальные подсказки в самом учебнике — места, выделенные жирным шрифтом или курсивом, цветом или списком обычно являются ключевыми.
    • Конспектирование: после того как вы тщательно прочитали текст, возвращайтесь к началу и законспектируйте всю выделенную вами информацию. Постарайтесь не переписывать предложения целиком (это пустая трата времени), а перефразировать их своими словами, где это возможно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Take Better Notes Step 12

    1

    Просмотрите свой конспект позже в тот же день. Если вы просмотрите сделанные записи после лекции или чуть позже в тот же день, то информация отложится и запомнится значительно лучше. Нет необходимости тратить на это много сил и времени — будет достаточно 15–20 минут каждый вечер.

    • Заполните пропуски. Используйте повторный просмотр для того, чтобы дописать дополнительную информацию, которую вы вспомнили из урока или лекции.
    • Пишите краткое содержание. Другой эффективный инструмент для того, чтобы информация из конспекта отложилась в вашей памяти — резюмировать краткое содержание внизу страницы.
  2. Изображение с названием Take Better Notes Step 13

    2

    Проверьте себя. Проверьте, насколько вы усвоили материал: закройте конспект и попробуйте объяснить тему самом себе (вслух или про себя).

    • Посмотрите, как много важных деталей вам удастся вспомнить. После этого прочтите еще раз свои записи и резюмируйте информацию, которую упустили.
    • Объясните материал другу. Объяснить материал другу — отличный способ проверить, полностью ли вы понимаете тему и охватывает ли ваш конспект ее всесторонне.
  3. Изображение с названием Take Better Notes Step 14

    3

    Заучите конспект. По-настоящему вы оцените пользу хорошего конспекта тогда, когда придет время экзамена, и вам нужно будет заучить весь материал. Если вы следовали совету и каждый вечер пересматривали конспект по 20–30 минут, то обнаружите, что информация заучивается гораздо легче. Вот несколько популярных техник на запоминание, которые вы можете попробовать:

    • Строчка за строчкой: если вам нужно запомнить какой-то отрывок текста, вот хорошая техника. Вы читаете первую строчку несколько раз, а затем пытаетесь повторить ее вслух, не подглядывая в учебник. Затем читайте вторую строчку, снова несколько раз, и пытайтесь повторить, не смотря в книгу. Продолжайте таким образом до тех пор, пока не сможете повторить весь отрывок текста без помощи учебника.
    • Придумывание истории: этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию, которую вам нужно запомнить, в простую запоминающуюся историю. Например, если вы хотите запомнить первые три элемента периодической таблицы Менделеева (водород, гелий, литий), то можете использовать следующую историю: «(Во)лодя — (ге)ний в (ли)тературе». История необязательно должна иметь смысл — на самом деле чем она бестолковее, тем лучше.
    • Мнемонические техники: использование мнемонических техник — отличный способ запомнить слова в определенном порядке. Чтобы сделать мнемонику, просто возьмите по первой букве каждого слова, которые вы хотите запомнить, и составьте из этих букв короткое предложение. Например, если вы хотите запомнить последовательность музыкальных аккордов EGBDF, вы можете использовать следующую мнемонику: «Европейский Голубь Будет Добрым Фазаном».[6]
    • Более подробную информацию об эффективных и популярных мнемотехниках можно найти в этой статье.

    Реклама

Советы

  • Старайтесь использовать короткие фразы и списки: помните о том, что это конспект, а не сочинение.
  • Когда пишете конспект, не забывайте подчеркивать ключевые слова, которые могут быть включены в контрольную работу.
  • Если лектор (или другой выступающий) повторяет что-либо более двух раз, скорее всего, это что-то важное, и вам стоит уделить сказанному особое внимание.
  • Если в вашей школе это разрешено, вы можете использовать разные яркие маркеры для выделения. Материал, выделенный цветом, будет бросаться в глаза и привлекать ваше внимание.
  • Будьте внимательны к тому, что говорит преподаватель; не отвлекайтесь на остальных людей вокруг.
  • Записывайте самое важное, что вам нужно знать.
  • Не забудьте завести отдельную тетрадь для каждого предмета и не забудьте подписать тетрадь.
  • Не нужно записывать каждое слово, которое вы слышите.
  • Записывайте информацию, перефразируя ее — это помогает лучше донести услышанное до сознания.
  • Если вы читаете книгу для урока литературы, держите всегда под рукой пачку бумаги для заметок — вряд ли вам разрешат писать в самой книге.

Реклама

Предупреждения

  • Если решили вести запись на диктофон, спросите у преподавателя разрешения на это.
  • Не отвлекайтесь на тех, кто в данный момент не выступает.
  • Приготовьте отдельный лист или стикеры для сносок и (если хотите) проставляйте порядковые номера своих пометок на обоих листах — так вам будет ясно, какое высказывание к чему относится.

Реклама

Что вам понадобится

  • Как минимум две ручки или два карандаша
  • Стирательная резинка (если у вашего карандаша нет ее сверху)
  • Очки или другие средства
  • Много бумаги
  • Маркеры для выделения (минимум два цвета)
  • Хотя бы одна пачка разноцветных листков для пометок (стикеров)
  • Папка или скоросшиватель для того, чтобы держать ваши записи в организованном порядке (если вы ведете их не в тетради)

Об этой статье

Эту страницу просматривали 141 587 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти телефон при выключенном звуке
  • Как составить финансовый план на планируемый год
  • Как найти фото по ссылке ютуб
  • Как составить сказку дидактическую игру
  • Как найти девушку по памяти