Как составить конспект занятий с ребенком с ринолалией

Конспект
индивидуального логопедического занятия при коррекции ринолалии (дооперационный
период).

1.      Тема
логопедического занятия
: «Животные».

2.      Цель
логопедического занятия
: подготовить
артикуляционный аппарат ребёнка, развить определенные навыки и умения перед
операцией.

3.      Задачи
логопедического занятия
.

a)      Образовательные
– научить ребёнка правильному дыханию, расширить представление ребёнка о
животных.

b)      Воспитательные
–воспитать у ребёнка интерес к занятиям, к восприятию новой информации.

c)      Коррекционные
– работать над артикуляционными навыками, сформировать правильное речевое
дыхание

d)      Развивающие
– развить правильное дыхание, повысить активность мягкого нёба, губ, щёк.

4.      Оборудование:
предметные картинки «Животные», коробочки, вата, стакан, вода.

Ход занятия:

                                                                                                            
I.            
Организационный момент

Здравствуйте!
Мы начинаем наше занятие и поговорим мы с тобой сегодня о животных. Перед тобой
лежат картинки с самыми разными животными. Давай всех их назовём и определим,
где же они обитают. Давай начнем, кого ты видишь перед собой?(1)Как можно
назвать зверей по месту их обитания?(2) А теперь давай распределим всех
животных по их «домикам».(3)

(1).
 Предметные картинки «Животные» :корова, кошка, курица, белый медведь, тюлень,
пингвин, белка, лиса, заяц, слон, лев, жираф.

(2).
Животные жарких стран, домашние,  лесные, арктические.

(3).
Ребенку предлагаются коробочки, где написаны места обитания животных. Он должен
разложить картинки по соответствующим коробочкам.

Молодец, ты всё
сделал правильно.

                                                                                                        
II.            
Дыхательные упражнения.

Представь,
что сейчас мы с тобой отправляемся в жаркую Африку в гости к нашим животным. Мы
будем с тобой теплым ветерком, который гоняет по просторам сухую траву. Наша
ваточка будет травой, а воздух из ротика тёплым ветерком. Итак, давай начнём.
Вдыхаем через нос и выдыхаем через носик, чтобы ваточка полетела. А теперь
вдыхаем через нос, выдыхаем через ротик. И последний раз: вдыхаем и выдыхаем
через ротик.

Вот
мы и побывали в Африке.

                                                                                                           
III.           
Гимнастика для языка.

Давай
вспомним, что делает кошечка, когда она сердится? Выгибает свою спинку. Вот и
мы сейчас с тобой изобразим язычком кошку.

Упражнение
«Киска сердится».
Язык упирается в нижние резцы, а
задняя спинка языка попеременно поднимается и опускается.

А
теперь давай представим, что наш язычок-это ласты тюленя, которыми он бьёт по
бокам.

Упражнение
«Тюлень».
  Язык высунуть изо рта. Сначала постучать
язычком по верхней губе, затем по нижней. Повторить несколько раз.

А
сейчас мы на мгновение станем жирафами. Давай представим, что наш жираф ест
вкусное абрикосовое варенье.

Упражнение
«Вкусное варенье».
Кончиком языка по кругу облизать
губы несколько раз. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась
неподвижной.

                                                                                                      
IV.           
Гимнастика для губ и щёк.

Давай
вспомним, как рычит могучий лев. Вот и мы сейчас с тобой будем львами. Мы будем
весёлыми львятами, которые рычат, обнажая все зубки.

Упражнение
«Улыбочка».
Губы сильно растягиваются в стороны, при
этом зубы как можно сильнее обнажаются.

А
сейчас мы с тобой побудем слониками. Вытянем хоботок и подержим чуть-чуть.

Упражнение
«Хоботок».
Губы вытянуты в трубочку и фиксируются на
4-5 секунд.

Давай
попробуем чередовать львенка и слоненка. Поочередное выполнение упражнений
«Улыбочка» и «Хоботок».

                                                                                                                  
V.           
Гимнастика для нёба.

Что
ты можешь сказать о буром мишке. Что он делает зимой? Правильно, он впадает в
спячку. И вот наш мишка выходит из берлоги. Что мы делаем, когда просыпаемся?
Позеваем. Так вот, давай сейчас мы с тобой немного позеваем, как мишка после
зимней спячки. Позевывание при открытом рте.

Мы
сегодня протрудились на славу. Напоследок давай попьем водички. Маленькими
глоточками тебе нужно выпить воду.

Наше
занятие подошло к концу! Ты сегодня молодец!!

                                                                                                      
VI.           
Подведение итого занятия.

Что
запомнилось больше всего?

Что
вызвало трудности?

Что
лучше всего получилось ?

Какие
впечатления остались от занятия?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 «Ласточка» Старооскольского городского округа

Конспект индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста «Шуба для ёлочки»

Подготовила:

учитель — логопед

 МБДОУ ДС №52 «Ласточка»

Чеканова С.Н.

г. Старый Оскол

2016

Тема «Шуба для ёлочки»

(индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией)

Цель: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними.

Задачи:

— закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш);

— упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними;

— продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания;

— работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно — глоточное смыкание;

— продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах;

— закрепить понятие зимняя одежда;

— развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику;

— воспитывать отзывчивость.

Оборудование: искусственная елочка, сундучок со снежинками, разноцветные круги, трубочки для коктейля различного диаметра, ёмкость с водой, маленькая чашечка, пипетка, настольное зеркало, электронная игра «Одень Машу на прогулку», электронная физминутка для глаз «Белые снежинки», карточки — символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики, игра «Проведи Машу по лабиринту» (предметные картинки на звук (ш)), мяч, компьютер, шишки, массажные коврики «Ёлочка», су-джок.

Содержание:

1. Организационный момент. Игра «Одень Машу на прогулку».

— Какое сейчас время года? (зима)

— Какая зимой погода? (холодная, морозная).

— Что помогает людям не замерзать зимой на улице? (зимняя одежда)

Я предлагаю тебе поиграть. Помоги девочке Маше выбрать одежду, которую она может зимой одеть на прогулку(ребенок выбирает всю зимнюю одежду)

Скажи, а только людям нужна одежда зимой? (земле, деревьям). А что служит  зимней одеждой для деревьев? (снег). Посмотри, Маше ты помогла, а рядом с ней, что нарисовано? (зеленая елочка). Чего не хватает елочке? (снежной шубки). Возле нашего детского сада тоже растёт ёлочка (подходим к искусственной ёлочке). Посмотри она тоже  без снега. Как ты думаешь, ей холодно? (да). Что же произошло, и почему ёлочка без шубки? Смотри, здесь какой-то сундучок. Давай посмотрим, что в нём. Странно, он не открывается. Здесь какая-то записка (на сундучке записка от Зимушки — зимы)

«Помогите, пожалуйста, ёлочке вернуть её снежную шубку. Все снежинки зимняя вьюга спрятала в волшебный сундучок, который откроется только тогда, когда будут выполнены задания вьюги. Цветные круги на ёлочке подскажут тебе, какие задания нужно выполнять»

2. Дыхательная гимнастика.

        Сними с ёлочки круг, на котором изображена грустная снежинка. Что изображено на обороте (мальчик и девочка дуют на вату). Что же нам предстоит выполнять? (дыхательные упражнения).

упражнение «Нос и рот» (выполняется стоя у ёлочки по карточкам для дифференциации ротового и носового дыхания):

— вдох носом — выдох широко открытым ртом

— вдох ртом — выдох ртом

— вдох носом — выдох носом

— вдох носом — выдох ртом

(каждое упражнение выполняется по 5 раз)

— упражнение «Снежный сугроб» (используется ёмкость с водой, в которую добавлена жидкость для мытья посуды, упражнение выполняется сидя). Это упражнение нам помогут выполнить трубочки. Сначала выбери самую большую трубочку, которая тебе понравилась. Сделай вдох носом и подуй в трубочку, следи, чтобы не раздувались щёки. У тебя получится «Снежный сугроб» (затем выбирается трубочка меньшего диаметра. заключительной является трубочка необычной конфигурации). Молодец, смотри какой большой снежный сугроб.

3. Артикуляционные упражнения на активизацию мягкого нёба.

Сними круг, у которого ниточка не похожа на все остальные. Как ты думаешь, какое здесь задание приготовила вьюга? (глотание воды, звуковые песенки)

— покашливание «Горлышко заболело» (покашливание с высунутым языком, 2-3 раза на одном выдохе, рот широко открыт, затем покашливание с убранным в рот языком. При покашливании необходимо сдуть ватку с ладони).

— глотание капель воды (используется пипетка, чашечка) «Погрейся»

Я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими капельками, а ты будешь её проглатывать маленькими глоточками (используется теплая кипяченая вода). Далее вода льётся ребенку на язык из маленькой чашечки, чтобы глотки осуществлялись один за другим.

— «песенки зверей» АЭОУ (волк, ёж, заяц): повторение сочетаний гласных звуков низким, средним и высоким голосом; слитно, на мягкой атаке.

4. Артикуляционная гимнастика (упражнения для челюстей, губ, щек и языка).

Следующим сними  круг, на котором три геометрические фигуры. Какие фигуры изображены? (квадраты).

Посмотри, что нарисовано на обратной стороне (дети выполняют упражнения язычком). Как ты думаешь, каким будет следующее задание? (артикуляционная гимнастика для язычка).

Гимнастику нам помогут выполнять картинки, которые лежат на столе. ты будешь переворачивать картинки одна за другой и выполнять указанные там упражнения. Упражнения выполняются сидя, используется настольное зеркало.(педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными строками)

        упражнения для нижней челюсти

Чтобы четко говорить,

Нужно с челюстью дружить.

И уметь ей управлять

Очень часто разминать

Влево, вправо и вперёд,

Вниз и всё наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опусти её опять.

А потом приподними,

Влево, вправо отведи

И на место возврати.

Наша челюсть нижняя

Очень уж подвижная

Птенчик — ритмично открывать и закрывать рот.

Обезьянка — челюсть вниз, язык максимально выдвинуть к подбородку.

Силач — ребёнок открывает рот с сопротивлением (рука педагога находится под челюстью)

«Окошко»

Язычок проветривает домик, открыл широко окошко.

«Заборчик»

За высокий наш забор

Не залезет хитрый вор

«Хоботок»

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

«Толстячок» — «Худышка»

Раздул щёки толстячок

Наш весёлый хомячок

«Футбол» (попеременно надувать щеки)

Одну щёчку надуваем

Воздух мы перегоняем.

«Чистим зубки»

Чищу зубки, чищу зубки,

Чтоб сверкали и блестели,

Никогда чтоб не болели.

«Горка»

С горки съехать не боюсь,

Потому что я не трус.

«Иголочка»

Язычок мой ,как иголка,

А иголка очень колка.

«Вкусное варенье»

Ел я вкусное варенье —

Это было наслажденье.

«Чашечка»

Язык в чашечку превращается

И водичкой наполняется

«Лошадка»

Я — лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь — прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

«Грибок»

Я в лесок пошел,

И грибок нашел.

Пять грибочков я набрал

Быстро к дому побежал.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Никогда не унываю,

Никогда не унываю.

Десять раз подряд сыграю,

А потом и отдыхаю.

5. Автоматизация звука (ш).

        Следующим сними круг, на котором изображен снеговик. Кто изображён на оборотной стороне? (змейка). А какой звук у неё самый любимый? (ш). Как ты думаешь, с каким звуком мы поиграем? (со звуком (ш)).

 Давай вспомним, как мы произносим звук (ш). Что делают губы? (выдвинуты вперёд и округлены) Где находится язычок? (вверху в форме «чашечки»). Как расположены зубы? (между ними небольшое расстояние). Какой воздух мы ощущаем? (тёплый).

Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Ловишки» (педагог произносит различные фонемы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (ш): ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д, ш; са, ма, ша, но, ко, шо, шо, ву, ду, ту, шу; шапка, кот, кошка, сушка, хвост.

Упражнение «Лес шумит».

Давай вспомним, где живут елочки? (в лесу). В лесу очень много высоких деревьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят:»Ш-ш-ш». «Шуми ветерок» — ребенок разводит руки в стороны и равномерно машет ими, одновременно произнося: «Ш-ш-ш».

Ша-шу-ша, ше-ша-шу, ши-шо-ши, ша-ши-шо

Пройди по дорожке между верхушек елок и покажи, как шумит ветер. Пройди еще раз по дорожке и возле каждой елочки произнеси слог.

Проговаривание слогов: шшша, шшшо, шшшу, шшши, шшше.

Игра «Добавлялки» (с мячом). У девочки Маши, которой ты помогла выбрать одежду, есть много друзей. Как их зовут ты сейчас узнаешь. Я буду начинать слово, а ты будешь заканчивать слогом ША и называть полностью имя (Да(ша), Ната (ша), Ксю (ша), Са(ша), Катю (ша), Ми (ша)

Автоматизация звука (ш) в словах .

упражнение «Лабиринт«. Проведи Машу до Мишки, чётко произноси звук (ш) в названиях картинок. Выбери любой камешек и с помощью него называй картинки.(назвать слова).

6. Зрительная гимнастика «Белые снежинки» 

        Следующий круг тот, на котором одна геометрическая фигура. Как называется фигура (треугольник). Что там изображено? (глаза). Как ты думаешь, что необходимо выполнить? (гимнастику для глаз). Правильно. Ты много рассматривала картинок, нужно глазкам отдохнуть. Помни, следить за снежинками нужно только глазами, голова должна быть неподвижна (ребёнок стоит напротив экрана и следит за снежинками)

7. Массаж рук в сочетании с автоматизацией звука (ш)

        Следующий круг последний. Что на нем изображено? (весёлая снежинка). Что там изображено на обратной стороне (руки). Как ты думаешь, какое будет задание? (упражнения для пальчиков).

С чем бы ты хотела поиграть: шишки, массажные коврики «Ёлочка», су-джок? (ребёнок выбирает).

Су-джок

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катать шарик между ладонями)

Он по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно: да, да, да. (катать мяч по пальцам)

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь. (пускать по столу, ловить подушечками пальцев).

Коврик «Травка»

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить (ладони гладят по коврику по направлению к себе).

«Шишка» (ребёнок крутит шишку в руках в разных направлениях)

Шишку я в руках катаю

С шишкой я сейчас играю.

Колется не больно,

Очень я  довольна.

Шишку катаю, слова повторяю (шайба, шуба, шахматы, шампунь, Маша, каша, лапша, шина, шипы)

В зависимости от материала, который выберет ребёнок проводится дополнительно упражнение «Повторялки» (пальцы шагают по коврикам, катают шишку или су-джок, а ребёнок повторяет слова тройками: шапка — шуба — шахматы, шина — каша — Маша, Даша — шайба — шипы и т.п.)

9. Итог. Рефлексия.

        Все круги  ты с ёлки сняла, все задания выполнены. Посмотрим, откроется ли сундучок? (открываем сундучок). Получилось. Вот и снежинки. Теперь можно укрыть ёлочку шубкой, чтоб она не замерзла (педагог и ребёнок вешают снежинки на ёлочку). Посмотри, здесь внизу что-то лежит (конфета «Раффаэлло» и записка). Веронике от Зимушки — зимы: «За доброе сердце и помощь ёлочке»  сладкий маленький снежок — конфета).

Тебе понравилось играть? Какой звук мы повторяли? Что тебе понравилось больше всего? Что было самым трудным?

На этом наше занятие закончено. До свидания.

ЦЕЛИ:

Автоматизация звука [м] в слогах и словах.

ЗАДАЧИ:

-выработка умений держать язык спокойно

— закрепить знания об артикуляции особенностей звука [М]

— развивать память, внимание, мышление

— развитие артикуляционной моторики

— дифференциация диафрагмально-реберного типа дыхания

— фонематического слуха

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки к сказке «Три медведя», стакан с водой, трубочка, плюшевый медведь,серия наглядных картинок: мама, мох, мороз, машина, моль; счетные палочки.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это?

Ребенок: мишка

Логопед: Какой первый звук спрятался в слове «Мишка»?

Ребенок: звук [М]

Логопед: звук [М] гласный или согласный?

Ребенок: согласный, так как мы его пропеть не можем.

Логопед: почему? Что нам мешает?

Ребенок: мешают губы

Логопед: мишка пришел к нам в гости из леса, чтобы посмотреть как ты занимаешься, что умеешь делать, чему научился. Он приготовил для тебя несколько заданий.

2. Развитие фонематического слуха

Логопед: И первое задание, Мишутка хочет поиграть с тобой в игру «Три медведя». (ребенку предлагается показать, как рычит низким голосом Михайло Потапыч, а каким голосом Настасья Петровна, а как высоким голосом пищит Мишутка. Логопед предлагает ребенкуозвучить фразы разными голосами:»Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?».

3. Работа по координации моторики нижней челюсти

Логопед: нам нужно размять наш ротик и язычок. Давай покажем мишке как мы умеем работать ротиком.

а) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

б) имитация жевания

в) круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О)

4. Массаж твердого и мягкого неба

а) глотание слюны

б) позевывание, широко открывая рот

в) вдох с позевыванием через рот, выдох через нос

г) храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему)

5. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки языка

а) глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте

б) покашливание с вытянутым языком

в) пропевание гласных звуков А, Э, И, У.

6. Массаж лица.

Постукивание. Растирание.

7. Массаж губ.

а)сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

б) вытягивание губ широкой трубкой, при разомкнутых челюстях

в) поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях.

8. Мимическая гимнастика.

а) сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

б) поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании глаза почти закрываются и под переносицей образуется вертикальные и горизонтальные морщинки.

в) прищуривание глаз.

9. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.

Логопедический массаж (выполняет логопед)

1.Массаж губ: поглаживание, растирание, растягивание верхней и нижней губы, разминание надавливанием, вибрация.

2.Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Давай нашему гостю, мишке, расскажем сказку про «язычок».

Жил-был язычок (показывает язык)

Жил он в своем домике- ротике (ребенок открывает рот)

Однажды утром проснулся язычок

Посмотрел на часы (упражнение «Часики)

И решил что пора вставать.

Решил язычок испечь блинов (упражнение «блинчик»)

Наелся язычок блинчиков и пошел прогуляться.

Побежал язычок мимо забора (упражнение «заборчик»)

Решил покачаться на качелях (упражнение «качели»)

А потом покататься с горки (упражнение «горка»)

Пошел язычок дальше и встретил индюка (упражнение «индюк»)

Испугался язычок птицу и убежал домой (открывает рот).

10. Дыхательная гимнастика.

1. «Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду»— присесть. Встать («вынырнуть»)- выдох.

2. «Задуй свечу». Вдох- и резкий выдох- дуем «задуваем свечу».

3. «Буря в стакане». Вдохнуть и медленным протяженным выдохом дуть в трубочку, чтобы вода в стакане забурлила.

11. Работа над голосом.

Игра «Повтори за мной».

Будем мы сейчас играть

Звуки будем повторять!

Я скажу, ты повтори,

Голосок ко мне тяни.

12. Объявление темы.

Л: Сегодня мы с тобой и с Мишуткой будем играть со звуком М.

13. Развитие фонематического слуха

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [М]

г, к, м, н, п, м, м, н, т, м, т, м

14. Пальчиковая гимнастика

Логопед: построй из счетных палочек букву М. (ребенок выкладывает букву).

Логопед: а теперь из своих пальчиков построй букву М.

15. Коррекция звукопроизношения (автоматизация в слогах и словах).

Логопед: Проговори слоги, четко произнося звук [М], Мишутка будет следить за тобой.

ма__ мэ__ мо__

ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__

ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__

Произнеси слова со звуком [м] (ребенок смотрит на сюжетную картинку и называет слова)

«Маня»«мама»«моль»«мох»«Маша»«мороз»«масло»«машина»

16. Итог занятия

Логопед: Ты очень хорошо занимался, четко произносил звук [м], Мишутка доволен твоей работой и приготовил для тебя маленький подарок. Ему пора отправляться домой, в лес.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Задачи:

1. Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.

2. Развивать подвижность мягкого нёба.

3. Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи..

4. Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.

5. Совершенствовать фонематический слух, упражнять в выделении фонемы из ряда фонем.

6. Активизировать звук «С» в слогах, словах, фразах.

7. Способствовать развитию слуховой памяти.

8. Развивать координацию движений.

9. Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда, продукты питания).

10. Развивать пальчиковую моторику.

11. Развивать сложные формы фонематического анализа. (Определять местоположения звука «С»  в словах.)

12. Формировать фонематический синтез.

13. Совершенствовать слоговой анализ  (работа над 2-3 сложными словами со стечением согласных).

14. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительного с существительным      

Ход занятия.

I. Организационный  момент.

Сегодня на занятии у нас будет много интересного: мы вспомним гимнастику для язычка, а помогут нам в этом картинки. Поиграем в разные игры, отправимся в магазин, чтобы купить мебель, посуду и продукты для нашего новоселья.

Массаж лба:

а) Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

б) Направление движения: от  бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

в) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий.

г)  Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

а).  Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

б).  Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа.

Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки.

Направление движения: от крыльев носа к углам губ.                                 

Массаж рта.

а)  Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

б)  Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.                                     

Массаж подбородка.

Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.                           

Массаж шеи.

Направление движения: вдоль грудинно — ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

II. Основная часть

1. А сейчас гимнастика для мышц шеи.

а) Наклоны  головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)

б) Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)

в) Круговые движения головой: делаем сначала 3 раза в одну сторону, затем 3 раза в другую сторону.

2. А далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из пипетки:

— я буду капать  из пипетки тебе на язычок водичку  маленькими порциями, а ты  по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)

3. Следующее наше задание «Подуть в Волшебный язычок».

Ты берёшь дыхание через нос, и длительно и сильно дуешь в трубочку «Волшебного язычка», так сильно, чтоб  «язычок»  выпрямился и засвистел. Ребёнок выполняет задание на развитие речевого дыхания.

4. А сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.

1) «Лягушка-Хоботок»

На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Хоботок есть у меня.

2) — Как называется наше второе упражнение?

— «Лопаточка!»

— Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик , положить широкий язычок на нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

3) Наше следующее упражнение называется…

«Накажем непослушный язычок».

Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя. Ребёнок выполняет упражнение.

4) Посмотри на картинку: — Кто здесь изображён?

— Кошка.

— Что она делает?

— Сердится.

Наше следующее упражнение называется  «Киска сердится».

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,

Раз — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;

Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5) На следующей картинке … Ослик.

-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие, ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.

6) «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри

Не болели чтоб они.

7) «Качели» — Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.

На качелях я катаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь

Вверх, вниз! Вверх – вниз!

И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки» — Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы

5. Уточнение артикуляции звука «С». Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

— Губы в улыбке не прикрывают зубы,

— Зубы сомкнуты или сближены,

— Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы, воздух выдувается с силой и проходит  через середину язычка до его кончика. На ладони,  поднесённой  ко рту ощущается  резкая холодная струя. Предлагаю ребёнку вспомнить и правильно произнести «Песенку водички».

6. Наша следующая игра называется «Поймай звук «С». Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» — хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

7. А сейчас  игра «Добавлялки». Будем играть  с  мячом. Я  бросаю тебе мяч и называю  первый слог или 2 слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и возвращаешь мне мяч.

Ли (са). Что получилось? – Лиса.

— Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).

— Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем добавлять?

Ребёнок: — СЫ  

У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).

8. Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения.

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

— Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

-СА!

Правильно!

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова  со слогом  «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

Ребёнок повторяет как можно больше слов, которые запомнил.

9. Физкультурная пауза.

Я тебе предлагаю взять сумку и  отправиться в магазин за покупками. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на  островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног. (ребёнок выполняет движения под музыку)

10. Вот мы уже и в магазине. Скоро у нас новоселье. Мы должны приобрести предметы мебели, в названии которых встречается звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стулья, кресло. Предлагаю определить место звука «С» в этих словах. А сейчас,  отправляемся в другой отдел, в хозяйственный, где продаётся посуда.

-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?

Девочка выбирает:  самовар, сковороду, кастрюлю. Сухарницу, сахарницу, солонку, стаканы, салатницу, салфетницу.

-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит выбрать продукты, в названии которых слышится звук «С». Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»? Девочка из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сметану, колбасу, масло, мясо, сахар, сок, капусту, свёклу. Сейчас определи количество слогов в  названии каждого продукта, т.е. прохлопай слово в ладоши столько раз, сколько в нём слогов. Ребёнок выполняет задание, логопед проверяет правильность выполнения. Девочка закладывает продукты в сумку и  возвращается домой.

11. Пальчиковая гимнастика «Дом» и «Мебель».

«ДОМ»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

«МЕБЕЛЬ»

Стол стоит на тонкой ножке.

Рядом – стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом.

12. Вот мы и дома. Пора накрывать на стол, будем ждать гостей.

-что поставишь возле стола?

-Стулья!

-Сколько стульев сосчитай!

Девочка считает: 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев, 6 стульев.

А рядом со стульями что поставишь?

— 2 кресла.

— А что постелешь на стол?

-Скатерть!

-Что поставишь на стол?

— Салфетницу с салфетками, сахарницу с сахаром, сухарницу с сухарями, стаканы с соком.

13. Предлагаю девочке разделить слово «СОК» на звуки:

— Какой 1й звук в слове «СОК»?

-«С»

Какой 2й звук в слове «СОК»?

-«О»

-Какой 3й звук в слове «СОК»?

-«К»

А сейчас соедини звуки «С», «О», «К»  в одно слово. -Какое слово получится?

-СОК!

Обозначь кружочками – символами  каждый звук в слове «СОК», а затем буквами. Девочка выполняет задание,  обозначая звук «С» (согласный твёрдый)  — кружком синего цвета, звук «О» — гласный – красного цвета, звук «К» — синего цвета. Затем, под каждым звуком пишет соответствующую букву. Логопед проверяет задание.

III Заключительная часть.

— Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями справилась. А что тебе больше всего  понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а какие более лёгкими?

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции речевых нарушений у детей с ринолалией. 

Тема: Звук “С”.

Цели: Коррекционные: Автоматизация звука “С” в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “САД” и развитие валентностей слов. Развитие функции словоизменения. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль. Воспитательные: Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

Ход занятия: Прослушивание образца правильной речи. (два раза). Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других? Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком “С” слышите.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нем растет, поучимся работать в саду, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Общее расслабление:

Приготовьтесь, мы деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Исчезает напряженье,

Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
И опять немного лени
Руки снова на колени
Наступает расслабленье
И становится понятно,
Расслабление приятно.

(Дети выполняют соответствующие действия под счет).

Развитие мелкой моторики:

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки. 
         (Пальцы поднимаются вверх, ладони сомкнуты, пальцы слегка округлены. Пальцы рук разводятся.)
Всем лепесткам красоту и питанье 
         (Пальцы рук ритмично покачиваются)
Дружно дают под землей корешки.
         (Ладони опускаются вниз, прижимаются друг к другу тыльной стороной, пальцы разводятся и ритмично двигаются)

Массаж лица и шеи:

Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал.
Капли убери со лба,
Хоть и теплая вода.
На веселые глаза
Дождик брызнул, как слеза,
Плакать не хотят глаза.
Уходи домой, слеза!

По щекам бегут ручьи.
Ты ладошкой их сотри.
Все дождинки убираем.
Хитрый дождик, прекрати,
Губы нам не щекоти,
Пальцем губку разминай,
Все дождинки вытирай.
Шею дождик намочил,
Как бы нас не простудил.

(Все движения выполняются по направлению к вискам под счет).

Развитие подвижности губ:

Осмотрелась и устала,
Вмиг вертеться перестала,
Тихо села на пенек,
До чего хорош денек.
(Улыбнулась солнышку).

(Движения повторяются перед зеркалом несколько раз и удерживаются под счет1–2–3).

Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки:

Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать: Выдох-пффф— пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.

Артикуляционная гимнастика:

Солнце светит высоко,
А в саду совсем тепло.

Показать, как высовывают язык животные, когда им жарко: рот широко открыт, удерживание языка на нижней губе под счет (1–5); удерживание языка за нижними зубами под счет; губы в улыбке, зубы сближены; выдох на кончик языка (контроль) С–С–С–С. Все упражнения выполняются 3 раза перед зеркалом.

Акустико-артикуляционный образ звука: губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка у основания нижних резцов; посередине языка идет узкая, холодная воздушная струя; голосовые складки не работают, голос не образуется.

Развитие речевого дыхания.

Бабочка, лети”. Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?!” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

Чья птичка дальше улетит?”. Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу “Птички полетели” дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Одуванчики летят”. Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Развитие фонематического восприятия

Запомни и повтори”. Цель: воспроизводить слоговой ряд, менять ударение.

Логопед четко, не торопясь, произносит слоговой ряд, делая первый раз ударение на первом слоге: па-па-па. Дети по очереди (3–4 человека) повторяют его. Второй раз логопед делает ударение на втором слоге: па-па-па. Дети снова повторяют. Последний раз при произнесении ударение делается на третьем слоге: па-па-па.

Какой звук пропал?” Цель: отрабатывать фонематический слух.

Логопед предлагает детям прослушать двустишия, найти нужный звук и вставить в нужном месте.
Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама … осы (косы).
Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живет.
Мама кукле шар… (шарф) вязала,
Ее дочурка помогала.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки (пушки).

Найди ошибку и скажи правильно”. Цель: развивать остроту фонематического слуха.

Логопед проговаривает детям двустишия, в которых допущена ошибка, дети внимательно слушают, находят ошибку и говорят слово правильно.

Писем мы не написали
Тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки
У нее сломались банки (санки).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти папку скриншоты на компьютере
  • Как найти силу упругости если известна масса
  • Как найти наибольшее значение вектора
  • Как найти пулемет в игре сталкер
  • Как найти особый чертеж в black flag