Как составить конспект занятия нод

 Консультация для  молодого  педагога

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Подготовила: Карпова  Л. Л.

http://t99236s.dou.obrazovanie33.ru/upload/iblock/4a8/bd4n6wo4jg0sswc0cgk4skcgo80w8o.jpg

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается 
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается 
описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.


Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий: 


1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Как правильно разработать конспект

 непосредственно образовательной
деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец
конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся
страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции
написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные
тенденции
развития дошкольников и быть методически грамотным.

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например,
конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»).
Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно
образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст
(группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную
образовательную область
в процессе НОД и желательно интеграцию с другими
образовательными областями
, а также интеграцию детских видов
деятельности.

3. Указываются формы организации
коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная
деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она
запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование;
предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от
ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически
неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный
во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной
деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при
разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке
проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов
образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач
может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной
деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной
группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить
в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти,
максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать»,
«формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие
педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду
только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон
«Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в
образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В
этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной
деятельности.

Вводная
часть

(мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в
познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой
ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный,
деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации,
проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения,
дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые
знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть
(рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи
которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также
помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе
НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта

непрерывной образовательной деятельности в
ДОУ


В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
— сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
— раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
— продемонстрировать владение методами и приемами мотивации
учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности
обучающихся,
— проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и
конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы       работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая
должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть
сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и
задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов
организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной
деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает
педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра
(игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается
игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой
темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в
деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация,
вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы
этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе
с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается
вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной
ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на
основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового
знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации,
вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности
(действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в
типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое
знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует
индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка
ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию
воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий
воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали,
где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения
(полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной
деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:

ü   
социально-коммуникативное
развитие;

ü   
 познавательное
развитие;

ü   
 речевое
развитие;

ü   
художественно-эстетическое
развитие;

ü   
 физическое
развитие.

Интеграция
образовательных областей
: познавательное развитие и речевое
развитие;
Тип: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов: (если есть)
Предварительная работа: (если проводилась)
Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в
соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

 название
ДОО

вид
НОД

тема

возрастная
группа

Ф.И.О.
педагога полностью

 Должность

Возрастная
группа детей

Номер
группы

Название
и номер детского сада

(населенный
пункт и год написания)

         2
лист

Тип НОД: (занятия по 
сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия
по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные
(смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).

Вид НОД: (тематические,
комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Тема НОД:

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

1.                
Обучающие
задачи:
ЧЕМУ
БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????

2.                
Развивающие
задачи:
ЧТО
БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И
РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ

3.                
Воспитывающие
задачи:

КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА
ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в
активный и пассивный словарь.

Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря
включаются в активный через 2-3 занятия.

На занятиях по развитию речи обязательно вписываются
задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи»,
«Связная речь».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую
предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части
занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть
занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

1.                
Вводная
часть – 3 мин. Например:

А) чтение
стихотворения

Б)
наблюдение

В)
словесная дидактическая игра и т.д.

    2. Основная часть – 15 мин.

Например:

        А) беседа о погодных явлениях

        Б) рассматривание календаря погоды

        В) составление рассказа о погоде

        Г) называние детьми поговорок о погоде

        Д) дидактическая игра и т.д.

    3. Заключительная часть – 2 мин.

Например:

        А) чтение рассказа

        Б) обобщение воспитателя

        В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия
пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде
говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить
какие-то действия, это указывается в конспекте.

«Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС»

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему«…»

для детей ___ группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.

5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспектавыглядит следующим образом:

1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей

2. Программное содержание

(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

3. Словарная работа.

4. Оборудование занятия.

5. Демонстрационный материал.

6. Раздаточный материал.

7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.

8. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

9. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

10. Структура занятия и методические приемы.

11. Организаций детей на занятии.

12. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий:

1. Занятия, по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

5. Учетно-проверочные.

6. Комбинированные (смешанные, объединенные).

7. Комплексные.

8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:

1) чтение о птицах;

2) коллективное рисование птиц;

3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

автор: Науменко Светлана Васильевна

старший воспитатель МБДОУ “Солнышко” с.Голубинка КРЫМ РЕСПУБЛИКА, БАХЧИСАРАЙСКИЙ РАЙОН

Консультация для педагогов Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» с.Голубинка Бахчисарайского района

 Республика Крым

 Консультация для  педагогов

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Подготовила: Науменко Светлана Васильевна

старший воспитатель 1 кв. категории ДОУ 

с. Голубинка 2022

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. 

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. 

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель. 

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: 

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. 

Туда входит цель и задачи НОД. 

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. 

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). 

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. 

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. 

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: 

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали. 

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения. 

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.


Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми 

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД 

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи). 

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий: 


  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные 

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). 

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. 

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием. 

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления. 

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся. 

Рекомендации к написанию
конспекта НОД по ФГОС ДО

Автор: Красильникова Юлия Олеговна

Организация: МБДОУ д/с № 29

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово

Стандарта как образец написания конспекта НОД по ФГОС ДО не существует, все зависит от вашей компетенции и методической грамотности.

Стандарт оформления титульного листа.

Вверху полное наименование организации по Уставу. Название мероприятия (конспект НОД, сценарий и т.д.) с указанием возрастной группы детей (младшего, среднего, старшего возраста). Тема по центру, отмечаем образовательная область (за основу берется одна область, а внутри конспекта отмечаем интеграцию — задачи). Внизу указывается Ф.И.О. педагога, должность, категория, учебный год.

Цель занятия – это его желаемый (конкретный) результат и диагностируемый, сформулированный с учетом имеющегося времени и возможностей детей.

Требования к постановке целей занятия

  • Конкретность постановки цели (то к чему должны прийти или ожидаемый результат)
  • Реалистичность цели занятия с точки зрения достаточности времени на ее выполнение
  • Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия подготовленности детей к ее решению на предыдущих занятиях (опыт)
  • Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия возможностям и способностям детей и педагога

Задачи – средства достижения цели.

На занятии поставлены и решаются комплекс задач

— воспитательные задачи (личностные качества детей)

— развивающие задачи (психические процессы: речь, внимание, воображение, восприятие, память, мышление)

— обучающие (знания, умения, навыки)

Пример: сформировать знания о признаках зимы (указать каких конкретно)

Реализация комплексно-тематического принципа

ВАЖНО! Обращаю ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Словарная работа (формирование активного и пассивного словаря) т.е активный словарь дети знают слова и пользуются ими, и пассивный словарь знакомим с новыми словами, словосочетания)

Оборудование для НОД

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Предварительная работа воспитателя по подготовке к НОД (с группой, подгруппой). Беседы, ситуативные разговоры на какую тему, игры для чего играли, прослушивание музыки какую.(все прописывать)

Индивидуальная работа с детьми (какая, с кем)

Например, ребенок не рисует, какая работа с ним велась, какие условия созданы для успешности детей в НОД

Структура НОД и методические приемы (ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ, мнемотехника и т.д. – конкретные приемы уточнить)

Здесь указываются методы и приемы.

  1. Вводная часть (прописываете, как организуете, как создаете проблемную ситуацию)
  2. Основная часть, где решаются главные задачи (содержательный, деятельностный этап). Прописываются образовательные ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы, создаются ситуации открытия.
  • На занятии реализуется принцип индивидуализации и дифференциации

    • Педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент)
    • Педагог «видит» каждого ребенка: помогает, стимулирует, поощряет
    • Педагог предлагает разноуровневые задания и систему вопросов по уровню сложности (с учетом способностей детей)
  • Психологически комфортная обстановка на занятии

    • позитивный эмоциональный фон (ребенку удобно, интересно)
    • возможность свободного общения, передвижения детей
  • Выполнение необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей

    • Использование приемов, снижающих утомляемость (смена видов деятельности, приемы релаксации)
    • Соблюдение СанПиН

Заключительная часть (рефлексивный этап) – направлена на закрепление пройденного.
Рефлексивный момент (педагог побуждает ребенка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности)
В конспекте прописывать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную деятельность в процессе НОД.

Можно создать игровую ситуацию, где дети продемонстрируют новые знания. Рефлексировать эмоциональное состояние, Какое у тебя настроение?

Что ты чувствуешь? Что ты узнал, а как ты узнал? Что больше всего понравилось? В старшем возрасте можно спросить, что еще ты хотел бы узнать? А как, это можно узнать?

Опубликовано: 19.01.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти в телефоне юсби подключение
  • Как найти внутреннее сопротивление зная напряжение
  • 0х0000000а windows 7 что за ошибка как исправить
  • Как исправить ошибки в отчете статистики
  • Как найти того кого надо в стим