Как составить конспект занятия при алалии

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Причины:

  • воспалительные поражения головного мозга

  • травматические поражения головного мозга

  • кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

  • обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

  • последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

  • запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

  • врожденное недоразвитие

  • ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия — нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

  • фонетические нарушения (звукопроизношение)

  • недоразвитие фонематического слуха

  • аграмматизмы в речи

  • нарушения структуры слова и фразы

  • резко обеднен словарный запас

  • нет связной речи

  • несформирована мотивация общения

  • понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

  • общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

  • нарушения координации движений

  • недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

  • патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

  • вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

  • нарушение орального и динамического праксиса

  • несформированность игровых навыков

  • импульсивность, хаотичность деятельности

  • нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

  1. уровень: отсутствие общеупотребительной речи

  2. уровень: зачатки общеупотребительной речи

  3. уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

  • аморфные слова-корни («тя бах» — чашка упалла, «Дека мо» — девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

  • ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

  • простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» — Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

  • речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» — у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

      1. уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

1 этап — однословное предложение ( с неговорящими детьми)

Цель:

  • вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

  • расширять объем понимания речи

  • занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

  • избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

  • дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

    1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

    2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

    3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

    4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

    5.  понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

  1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания

  2. называние близких людей («мама, папа»)

  3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)

  4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)

  5. звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)

  6. подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)

  7. введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.

  8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум

  9. подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у

  10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У

  11. при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ

  12. формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

2 этап — первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

  1. различение количества предметов (много –мало—один)

  2. различение величины предметов (большой —маленький)

  3. различение вкуса (сладкий – соленый)

  4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

  5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

  6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

  7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

  1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

  2. называние знакомых предметов

  3. наращивание слогов к концу слова: МУ — … РУ — … ПО — , ЛАП— + КА

Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.

  1. двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА

  2. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ

  3. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША

  4. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)

  5. употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ

Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать

Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.

3 этап — двусоставное предложение

(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)

Понимание речи:

  1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ

  2. Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ — СТИРАЕТ

  3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,

  4. различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО — ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО — ЗАСТЕГНУТО

  5. понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ

  6. различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ

  7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА

  8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?

  9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?

  10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА

  11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?

  12. Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ

  13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ — ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ

  14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД

Самостоятельная речь:

  1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП

  2. составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ

  3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …

  4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …

  5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ

  6. заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …

  7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА

  8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)

4 этап — предложения из нескольких слов

Цель:

  1. научить строить предложения из 3-5 слов

  2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов

  3. формировать навыки связной речи

Понимание речи:

  1. понимание падежных окончаний существительных

  2. понимание прилагательных и наречий

Самостоятельная речь:

  1. закрепление конструкций предыдущего этапа

  2. составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ

  3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ

  4. составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО

  5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА

  6. составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»

  7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ

  8. составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ

  9. составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ

  10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ

  11. составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ

  12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ

  13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК

  14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)

  15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ

  16. образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ

  17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …

  18. постановка звуков

  19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший)

  20. заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ

5 этап — расширение объема предложения, сложное предложение

Цель:

  1. научить детей строить сложные предложения

  2. продолжить работу над словоизменением

  3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными

(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)

Самостоятельная речь:

  1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ

  2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО

  3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ

  4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ

  5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ

  6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ

  7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ

  8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ

  9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ

  10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ

  11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ

  12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ

  13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ

  14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ

  15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ

  16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»

  17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ

  18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

  19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ

  20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

  21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ

  22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА

  23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ

  24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ

  25. различение слов с оттенками значений — ИДЕТ – МАРШИРУЕТ

  26. различение близких по значению слов: РВЕТ — ЛОМАЕТ

  27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо

  28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ

  29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия — нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Проявления:

  • ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

  • при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

  • не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

  • гиперакузия — повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

  • большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

  • ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

  • улучшение понимания при многократном медленном повторении

  • трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

  • улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

  • улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

  • улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

  • из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

  • двигательное беспокойство, трудности поведения

  • дети мало пользуются жестами и мимикой

  • реагируют на интонацию, не понимания смысла

  • игру сопровождают модулированным лепетом

  • логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

  • эхолалия — повторение обращенной речи

  • при появлении первых слов:

    • о шибки в ударении

    • замены

    • искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка)

  • высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии

Основные направления коррекции:

  • сознательный анализ состава речи

  • развитие фонематического восприятия

  • понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы:

  • последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

  1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

    • определяют часы и дни отдыха

    • ограничивают излишнее общение

    • исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

    • щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам

  1. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

  2. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

  3. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

  4. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

  5. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

  6. развитие потребности общения, мотивации общения

  7. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

  1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

  2. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

  3. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

  4. различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА

  5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

  6. различение характера звука, источника звучания, его локализации

  7. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

  8. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

  • при общении с одним человеком

  • при общении с разными людьми

  • при определенной ситуации

  • с опорой на мимику, жест

  1. развитие фонематического слуха

  2. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

  3. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

  • посуда, мебель

  • мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

  • летит – летят

  1. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

  2. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

  • состояния слуховой чувствительности

  • времени и характера проводимого лечения

  • коррекционно-воспитательного воздействия

  • возраста и интеллекта ребенка

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Автор: Ромашева Ольга Алексеевна

МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина

ПДО Ромашева Ольга Алексеевна

Тема: «Первичная сенсорная алалия»

1.     Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.

2.    Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией «Мои игрушки».

1.    Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной алалией по организации занятия и окружающего пространства.

Если у ребёнка первична сенсорная алалия, то есть вероятность вторичного отставания умственного развития, следовательно, если мы поможем ребёнку максимально, на сколько возможно, справиться с алалией, то и уровень умственного развития возрастёт. Это возможно благодаря пластичности структур головного мозга, поэтому чем раньше начнутся занятия, тем лучше.

Занятия с детьми с сенсорной алалией имеют свои особенности:

1.    При занятиях с детьми не используется музыка, т.к. нам нужно научить детей слышать отдельные слова и понимать их, выделяя из общего звукового потока.

2.    Знакомство со звуками начинается с крупной дифференцации постепенно, по мере освоения, переходя к более мелкой.

3.    Используется наглядно-действенный принцип, т.е. знакомство со словами через предметы, картинки, действия.

4.    Дома желательно создавать информационный и звуковой «голод», устраивать часы, дни тишины. Телевизор, музыку, лишние звуки исключить. Необходимо вынуждать ребёнка и дома, и на занятиях прислушиваться к звукам, словам, коротким фразам,  не меняя в них последовательность слов, контролировать чёткое выполнение инструкций.

2.    Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией.

Тема: «Мои игрушки»

Дима, 6 лет, третий этап коррекционной работы.

Цель:

1.    формирование синтаксических моделей из двух главных членов предложения (подлежащие и сказуемое) в речи ребёнка;

2.    закрепление использования предложений из двух слов на базе однословных ( глагол + сущ. в В. п. или П. п) в разговорной речи ребёнка.

Задачи:

1.    Закреплять использование предложений из двух слов на базе однословных в речи;

2.    Закрепить использование глаголов: ловить, кидать, бросать, прятать, положить; предлогов: на, под, за, перед;

3.    Ввести в речь ребёнка новый глагол – подкинуть.

4.    Формировать умение использовать синтаксические модели из двух главных членов предложения в речи ребёнка;

5.    Учить описывать изображение на картинке простым предложением (Катя спит).

Оборудование:

1.    Карточки с изображением игрушек (мяч, машинка, кукла);

2.    Карточки с изображением действий (кукла спит, мальчик катает машинку, девочка ловит мяч);

3.    коробка с игрушками, среди которых есть мяч, кукла и машинка, игрушечная кроватка.

Ход занятия:

1.   Организационный момент.

Ребёнок заходит в уже знакомый кабинет. На приветствие: «Здравствуй, Дима!», он машет рукой и, затем садится за свой стол.

Педагог: Дима, у меня для тебя есть сюрприз. Хочешь посмотреть?

Ребёнок: Да!

Педагог: Хорошо! Но сначала давай поиграем в игру «Весёлые зверята» (правила ребёнок знает: лягушка – губы раздвигаются в широкой улыбке, слонёнок – губы вытягиваются напряжённой трубочкой вперёд «хоботок», утёнок – губы складываются мягким «клювиком», если не получается, то можно помогать руками. Педагог в разброс называет животных, а ребёнок их изображает, повторяется 5-6 раз). Молодец! А язычок-то  твой загрустил. Он тоже хочет поиграть!  Выполняются упражнения «Качели», «Часы», «Лошадка», «Ветерок». Умница!

2.   Основная часть

Педагог: Это коробочка. В ней сюрприз. Открой коробочку (ребёнок открывает коробочку, в ней лежат перевёрнутые карточки). На этих карточках спрятались игрушки, давай их найдём. (Ребёнок по одной, по-очереди  достаёт 3 карточки, педагог спрашивает: «Что это?», ребёнок называет изображённые игрушки – «Это мяч, машинка, кукла».) Дима, как одним словом называются мяч, кукла и машинка?

Ребёнок: Игрушки (если ребёнок затрудняется ответить, то задать вопрос, указывая на карточку: «Это какая игрушка?», после того, как он повторит их названия, снова задать предыдущий вопрос.)

Педагог: Молодец, доставай следующую карточку. Что делает кукла? (Кукла спит.) Что делает мальчик? (Мальчик катает машинку.) Что делает девочка? (Девочка ловит мяч.) (Если ответы у ребёнка не получаются, то они проговариваются вместе с педагогом). Очень хорошо! Покажи, где девочка ловит мяч?….Какой ты умный!

Тогда давай играть. Встань со стула и возьми в коробке с игрушками большой мяч. Кинь мне мяч! Лови мяч! Брось мне мяч! Ты поймал мяч? (Я поймал.) Что ты сделал? (Я бросил мяч.) Игра повторяется 10-15 раз и сопровождается диалогом.

Смотри, я подкинула мяч. Подкинь мяч ты! (ребёнок выполняет действие). Ты подкинул мяч! Молодец! Что ты сделал? (Подкинул мяч.) Кто подкинул мяч?(Я подкинул.) Подкинь мяч 5 раз. Отлично! Положи мяч в коробку.

Возьми в коробке машинку и дай мне. Я буду её прятать, а ты искать. Хорошо? Где машинка? (Под столом, на столе, перед коробкой за коробкой.) Теперь ты спрячь, а я буду искать. (Игра повторяется наоборот.) Положи машинку в коробку.

Возьми куклу и положи её спать. Накрой куклу. Что кукла делает? (Кукла спит) Где спит кукла? (Спит в кроватке) Ты хочешь спать? (если да, то ребёнок изображает, что спит, если нет, предлагаются активные движения: попрыгать, потопать, похлопать).

3.   Итог

Пусть кукла спит, а ты сядь за стол, отдохни.

 В какие игрушки мы сегодня играли? ( мяч, машинка, кукла) Как ты играл с мячом? (бросал, кидал, ловил, подбрасывал) Как ты играл с машинкой?  (прятал, искал) Как играл с куклой? (положил в кроватку, накрыл)

Какая игрушка тебе понравилась?

Используемая литература

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001

 Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий — М.: Парадигма, 2012.

Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной лого- терапии. — М.: Логомаг, 2015.

Упражнения при сенсорной алалииСенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.

Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Читайте также: Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Читайте также: Занятия с логопедом-дефектологом по скайпу

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 11.07.2022.

Занятия с логопедом при моторной алалии

Только до 03.06.2023 первичный прием со скидкой 50%

img

Занятия с логопедом при моторной алалии

Только до 03.06.2023 первичный прием со скидкой 50%

img

В 2022 году мы помогли более 2500 детям

img

Уникальное медицинское оборудование

img

Уникальные методы лечения и коррекции

img

Средний стаж специалистов                     свыше 10 лет

У ребенка с моторной алалией нет сложностей со слухом и пониманием речи, но воспроизвести ее он не в состоянии. Уровень речи находится на уровне звуков и отдельных слов.

При этом расстройстве поражена лобно-теменная часть коры головного мозга (один из разделов, отвечающих за речь). Моторная алалия может быть врожденной или развиться в доречевой период. Вследствие этого нарушения у детей наблюдается частая утомляемость, задержки развития и проблемы с коммуникацией.

Почему возникает моторная алалия

До сих пор полный список точных причин не выявлен. Чаще всего моторная алалия появляется из-за нескольких факторов, а не из-за одного. Чем больше нарушений и травм, тем выше риск. Вот некоторые из возможных причин появления заболевания:

  • травмы при родах;
  • преждевременные роды;
  • вирусные заболевания плода;
  • хронические заболевания в период беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • постоянные простуды и пневмонии.

Отдельно стоит подчеркнуть, что часто родители детей с недоразвитой речью, придя на прием к специалисту, слышат, что нужно подождать, ребенок заговорит позже. Но в дошкольный период речь развивается наиболее активно, поэтому до этого времени нужно обязательно решить проблему. То есть причиной моторной алалии вполне может стать халатность специалиста, который не обратил внимание на беспокойство родителей.

Какие признаки характеризуют моторную алалию

Степень проявления тех или иных нарушений зависит от запущенности отклонения. Это важно учитывать для дальнейшего формирования плана лечения. Вот некоторые из признаков:

  • проблемы с восприятием чужой речи;
  • нарушения артикуляции;
  • плохое запоминание новых слов;
  • психоневрологические нарушения;
  • неспособность концентрироваться;
  • изначальные интеллектуальные способности не нарушены, но если никаких мер не предпринимать, то возможно ухудшение интеллекта.

Некоторые из вышеперечисленных симптомов можно обнаружить довольно легко, в то время как другие выявляются только при медицинских обследованиях (например, МРТ, при помощи рентгена или эхоэнцефалографии).

Этапы восстановления

При моторной алалии необходимо проходить комплексную терапию и записаться ко многим врачам, в том числе к логопеду, неврологу и нейропсихологу.  Порядок действий:

  1. Диагноз. Прежде чем лечить моторную алалию, необходимо ее диагностировать. Поэтому нужно пройти соответствующие обследования.
  2. Формируется дальнейший план работы, в том числе сеансы у логопеда, назначаются лекарства.
  3. Работа с логопедом. Лечение начинается с активизации речевой функции. Ребенок учится соотносить слова с предметами, составлять простые предложения, говорить связно, со смыслом, четко произносить слова. Постепенно пациент переходит к более сложным конструкциям предложений, более широкому словарному запасу. Терапия также может включать логопедический массаж и другие дополнительные занятия.

При своевременном обращении к врачам способности ребенка не регрессируют, то есть ему не потребуется ходить в класс коррекции, он сможет общаться с другими детьми в обычном классе и развиваться на том же уровне, что и они. Также внимание уделяется развитию двигательных нарушений, особенно мелкой моторике.

Почему важно лечить моторную алалию

Моторная алалия носит системный характер, это не временная задержка, ее нужно быстро начать лечить вместе с группой специалистов, в том числе с логопедом. Этот врач даст толчок в речевом развитии, научит базовым конструкциям языка, произношению звуков и расширит словарный запас.

Помимо этого, родители могут помочь в фиксировании знаний и начале социализации малыша. В результате лечения, работы с логопедом и участия близких маленький пациент начнет чувствовать себя полноценным человеком и сможет радоваться жизни, как и все остальные.

Роль родителей в процессе лечения

Все навыки после занятий с логопедом можно закреплять дома. Стоит больше разговаривать с ребенком, что-то повторять, помочь ему начать общаться с другими детьми, сначала с теми, кто младше него, а позже и с ровесниками.  Важно не акцентировать внимание ребенка на его проблеме, не делать его особенным таким способом, иначе он будет еще больше стесняться, и процесс восстановления может затянуться.

запишитесь на консультацию через сайт и получите скидку 5%

Центр «Киндер Велт»

Клиники детской неврологии «Киндер Велт» используют современные методы лечения и работы с детьми с задержками речевого, психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра и заиканием. Родителям предоставляется возможность записать своего ребенка на консультацию профильных специалистов — врачей и педагогов — и получить ссылку на список литературы с полезной методической информацией.

Записаться к главному врачу
по спец. цене за
5500р.
15000р.


Гороховский Евгений Александрович — главный врач клиники на ст. м. «Медведково», врач высшей квалификационной категории

Почему вы делаете правильный выбор, обращаясь к нам:


Быстрый результат

Быстрый гарантированный
результат. Качественное улучшение
состояния уже через 14 дней после
первичного обращения к нам.


Комплексная работа

Совместная работа медиков
и коррекционных педагогов,
совмещенная единым алгоритмом
работы.


Проверенные методики

Авторские медицинские
и педагогические методики,
основанные на самых последних
научных и практических исследованиях,
реализованных в центре.


Современное оборудование

Современное диагностическое
оборудование.


Опыт профессионалов

Более чем десятилетний опыт
работы с тяжёлыми нарушениями.


Консультации онлайн

Удобные консультации врачей
в онлайн-формате.

Специалисты сети центров

Акции

Диагностика логопеда

Диагностика логопеда

3500 1400 руб. (Скидка 60%)

Записаться

Диагностика логопеда + нейропсихолога

Диагностика логопеда + нейропсихолога

7000 3990 руб. (Скидка 43%)

Записаться

Консультацию невролога

Консультацию невролога

3600 1800 руб. (Скидка 50%)

Записаться

Консультация невролога + ЭЭГ

Консультация невролога + ЭЭГ

10600 5990 руб. (Скидка 43%)

Записаться

*предложение доступно при обращении в клинику впервые

Видео отзывы

Отзывы

Возможно, Вам будет полезно:

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Beko wkb61001y не запускает стирку как исправить
  • Как найти номер гугл плей
  • Как исправить ложную кривизну ног без операции
  • Биошок как найти маленьких сестричек
  • Как найти мою жену сейчас