Как составить конспект занятия в форме таблицы

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (1-2 минуты)
  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

  1. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

  1. Рефлексия      деятельности.
  1. (Итог урока 2-3 минуты)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий и алгоритмов

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Предъявление контролируемого варианта
  1. Написание варианта контрольной работы
  1. Сопоставление  с объективно обоснованным эталонам выполнения работы
  1. Оценка результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Методический материал

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять
ключевые слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать,
сравнивать и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное
восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием «Кластеры»

Прием
«Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» —
графический прием систематизации материала. Правила их составления очень
просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники.
Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы.
Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.  
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап — посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила: 
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы
работы учащихся с кластерами:


Составление нового кластера.


Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов,
входящих в состав кластера.


Коррекция и совершенствование готового кластера.


Анализ и завершение неполного кластера:

— 
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение
этого главного термина;

— 
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.

Формы
работы с кластерами


  Самостоятельно при выполнении домашней работы

— 
Самостоятельно на практическом занятии

— В
составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по
заданному преподавателем главному термину

— В
составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве
ведущего, помогающего группе составить кластер

— При
выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по
кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

 
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать
понимание учащимися темы.

Для
самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и
увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер
– это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как
работает наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым
сознанием»)

Работа
с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого
не любит.

Кластер
даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых
идей.

В
групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт
возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый
из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной
информации.

Кластер
создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени,
с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени
каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2)
Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между
понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены
одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4)
Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи,
факты, образы,  подходящие для данной темы;

 
5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым
словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6)
Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7) 
В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

Прием
«Таблицы»

       
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных
событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

       
При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать
приемы:

Таблица
«Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З –
знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

       
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В
колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы,
возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст,
пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста
предлагается  заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив
поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с
информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим
узнать

У – что мы
узнали, и что нам осталось узнать

«Концептуальная
таблица»

      
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по
нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается
то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по
которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория
сравнения

Категория
сравнения

Факты

Факты

 «Сводная
таблица»

       
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями,
событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется
«линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым
предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки,
расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится
информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия
сравнения

Тема 3

Тема 4

    
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные
признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению  таблиц.

Существует
множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для 
составления таблицы:

1)                       Прочитайте 
текст

2)                       Сформируйте 
структуру  таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3)                       Определите 
заголовки столбцов и строк таблицы

4)                       Заполните
таблицу, извлекая  информацию  из сплошного текста в соответствии со
структурой таблицы.

Прием
«Опорный конспект»

     
Опорный конспект
 – это сокращенная символическая
запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам
визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены
основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы
повышения мнемонического эффекта.

     
Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал,
структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

       
Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ,
слово или знак отражают лишь самое главное.

       
Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень
малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с
выделением главного.

            
Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые
термины целесообразно записывать полностью.

         
При составлении опорного конспекта используется

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image001.gifТРИ
ЦВЕТА:                      
—  теоретический материал

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image002.gifhttp://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image003.gif    
                                
          —  самое
главное

                                   
 —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно
прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых
частей текста;

-Кратко
изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать
черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать
записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить
сигналы в блоки;

-Обособить
блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить
значимые элементы цветом (при необходимости).

             
                 Основные
требования к содержанию опорного конспекта:

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи
опорного конспекта:

1.  Лаконичность. 
ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно
один

                              
полный лист.

2. Структурность.  Весь
материал должен располагаться малыми логическими

    
блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных

            
номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование. 
Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

    
идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

    
расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При
составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

    
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия. 
Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

    
остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

    
оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК
должен быть оригинален по форме, структуре,

    
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти.
Он

   
должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст
ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с
обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение,
способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Кластер — один из его методов (приемов).

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/47384420.jpg

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

·                 
вызов,

·                 
осмысление,

·                 
рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по
данной теме, формирование ассоциативного ряда и 
постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется
работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На 
стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой
деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

·                 
На этапе вызова дети
высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и
ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности
школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

·                 
На стадии осмысления
использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

·                 
На стадии рефлексии метод
кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде
общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети
фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в
схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли,
факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь
конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов,
содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть
оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать
разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить
некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая
процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже
если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или
неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело
дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не
закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых
единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В
процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости
от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо
перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет
индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный
кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения
пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на
уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть
использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего
задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его
составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке
обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и
ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх,
единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из
учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема
дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.
Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

·                 
он позволяет охватить большой
объем информации;

·                 
вовлекает всех участников
коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

·                 
дети активны и открыты, потому
что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

·                 
умение ставить вопросы;

·                 
выделять главное;

·                 
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;

·                 
переходить от частностей к
общему, понимая проблему в целом;

·                 
сравнивать и анализировать;

·                 
проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании
наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного
рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке
информации.

Выводы. Уроки с применением
метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение
вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные
технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию
учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство
собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Обновлено: 27.05.2023

Запись, которая создаётся перед технологической картой:

Титульный лист

Населённый пункт
год

Следующий лист, после титульного:

Образовательные области: ……………………….
Интеграция видов деятельности: …………………………………….
Лексическая тема: ……..(указывается, если это нужно, или указывается место темы в учебном плане)
Вид занятия:……………….
Формы образовательной деятельности: ……………………
Цель:…………………………………….
Задачи
Образовательные:………………………………
Воспитательные:…………………………………………
Развивающие:…………………………
Планируемый результат:……………………..

Подготовительная работа: (если таковая велась)………………………………………..

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением ….

Рекомендуем посмотреть:

Ирина Викторовна! Очень нужная статья, особенно, для молодых учителей. Ждём продолжения. Примите мой голос.

Спасибо. Удобная карта. Только не непосредственной, а непрерывной ОД. В СанПине 13 года уже нет непосредственной образовательной деятельности и нам на курсах сделали замечание.

Такая волнующая тема технологическая карта. Уже встречаю разные варианты но пока понять не могу теперь все конспекты мы должны писать по типу технологической карты?

Здравствуйте, Юлия Александровна! Как мы (педагоги нашего ДОУ) понимаем, нигде чётких требований нет по введению и использованию технологической карты педагогами ДОУ в образовательном процессе.
Вот и на курсах по ФГОС нам ничего определённого не сказали.
Мы разрабатываем пока, просто, в качестве самообразования, «набиваем руку».

В пунктах 11.9, 11.10 слова «непрерывной непосредственно образовательной деятельности» и в пункте 11.12 «непосредственно образовательной деятельности» заменить на «непрерывной образовательной деятельности» в соответствующих падежах. Система ГАРАНТ

Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Итак, как правильно составить конспект. Возможны два варианта подготовки этого документа, но титульный лист всегда должен соответствовать следующим требованиям оформления:

1. Титульный лист.

В верхней части титульного листа, в центре, указывается название образовательной организации. В центре так же указывается вид организованной деятельности, ее тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу (не совсем на краю листа) указывается, кто составил конспект (полностью ФИО, должность, номер группы – если есть). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания.

В начале конспекта обязательно указывается направление деятельности по программе и конкретная область реализации этой деятельности. (Вид ООД)

1. Тема занятия пишется кратко.

2. Цель – конечный результат, то, к чему мы стремимся.

Программное содержание – то, что требует исполнения, решения которые необходимо решить на занятии прописываются развернуто.

3. Соблюдается триединство задач:

обучающие (чему новому воспитатель научит детей) ;

развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться)

(или коррекционно-развивающие)

воспитывающие (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться знания о них).

4. Интеграция образовательных областей : первой указывается основная образовательная область, а в скобках указываются другие образовательные области, включённые в данное занятие.

6. В конспекте кратко излагается, какая предварительная работа требуется, чтобы занятие прошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены.

7. Отражаются педагогические средства и оборудование, необходимое для этого занятия: технические (в т. ч. компьютерные, методические, организационные средства.

8. Ход занятия описывается в логике последовательности использования указанных средств, когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена.

(Если игра составлена автором самостоятельно и не отражена в методических пособиях, следует указать и ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия).

1. Вводная часть: Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе ООД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).

2. Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.

3. Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.

*** Повторение и развивающие задания. (Приводятся в конспекте по желанию воспитателя)

4. Подведение итогов занятия: описание положительных действий обучающихся, определение перспективы полученных компетенций (что нового узнали, где новое пригодится).

3. Программное содержание, куда включаются:

1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии).

2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

4. Интеграция образовательных областей

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

6. Оборудование, которое будет использовано в данном ООД ( например: интерактивная доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

7. Демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

8. Раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

9. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

10. Индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

11. Структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

I. Вводная часть — 3 минуты.

б) наблюдение из окна за осенним небом;

II. Основная часть — 15 минут.

а) беседа о погодных явлениях осенью;

б) рассматривание календарей погоды;

в) называние детьми осенних примет;

г) составление рассказов об осенней погоде;

д) называние детьми поговорок об осени;

III. Заключительная часть — 2 минуты.

а) чтение рассказа об осени;

в) обобщение воспитателя;

12. Организация детей на образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

13. Описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Итак, если кратко сформулировать все требования, то выглядеть структура конспекта будет следующим образом :

1. Вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей.

3. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

4. Словарная работа.

5. Оборудование для ООД.

6. Демонстрационный материал.

7. Раздаточный материал.

8. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к ООД.

9. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

10. Индивидуальная работа с детьми в ООД (какая, с кем, в какой части деятельности).

11. Структура ООД и методические приемы.

12. Организация детей на ООД.

13. Ход ООД (в прямой речи).

14. В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Формы взаимодействия ДОО с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Выполнила: Куликова Наталья Валерьевна инструктор по физической культуре (плавание) детсткий сад №149 «Сказочный» 2015год Семья и детский.

Методические рекомендации по составлению конспектов организованной образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС Образовательная область: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое.

Важнейшие аспекты в проектировании содержания образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до Важнейшие аспекты в проектировании содержания образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Виды деятельности Формы работы Двигательная.

Цель . Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.

  1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
  2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
  3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
  4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность ( исследовательская практика ).

Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная.

Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря : слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.

Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.

Ход организованной — образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный момент)

В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Дети стоят в кругу.

Создание условий для психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?

В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть?

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?

Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано?

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.

(Взрослый читает письмо ).

Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие.

(порядковый счёт до 5).

Условия для развития, речевой активности.

Условия для закрепления порядкового счёта.

Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.

Воспитатель: — Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… (обсуждение сложившейся ситуации).

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера.

Просмотр видеослайда. (Ответы детей)

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: — Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.

Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу?

Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.

(обсуждение сложившейся ситуации).

Дети предлагают свою помощь.

В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой.

Загадка про зонтик

Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.

Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.

Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.

Ответы и предположения детей.

Атрибуты для исследования

Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом.

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Исследование ткани начинается с ситца

Воспитатель: Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)

Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)

Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)

Ответы и исследовательские действия детей.

(работа за столами)

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования.

Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется — плащевая.

Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?

Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Эксперимент “Какая ткань не промокает?”

Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.

на столах атрибуты для исследования по количеству детей.

Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?

Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.

Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика.

Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца?

Ответы детей . Дети называют свойства тканей.

Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.

В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце!

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.

Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами.

Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала.

Дети закрывают глаза и считают до 3.

Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?

Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.

Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!”

Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный.

Дети считают от пяти до одного.

Условия для закрепления обратного счёта.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

Воспитатель : Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель : Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для закрепления

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До-21.12.2015года-Методическая разработка — Конспект образовательной ситуации по произведениям Чуковского К.И. с иллюстрациями Конашевича, мл.гр.

Представлена коммуникативная деятельность в интеграции с исскуством, художественной литературой и театральной деятельностью. Цель: Развивать связную речь, грамматически прави.

До-21.12.2015года-Методическая разработка — Конспект образовательной ситуации «Весёлый Снеговик» для младшей группы.

До-21.12.2015года-Методическая разработка — Конспект викторины «Как прекрасен этот мир! Береги его!»

До-21.12.2015года-Методическая разработка — Педагогический проект с экологической направленностью «Береги живое».

2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды — это является актуальным для природы всего мира в целом и для природы Коми края в частности. В летне – оздо.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ. Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные прогр.

Перечень художественной литературы по лексическим темам. Эти произведения обязательны для реализации данной программы. Другие источники, которые вы возь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Методические рекомендации

для воспитателей

Организованная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду.

Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Титульный лист

В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

1. Полное наименование организации по уставу (вверху);

2. Название мероприятия: конспект организованной образовательной деятельности (указать образовательную область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, ) на тему (указать тему) с детьми …. возраста, группы №___(по центру, по середине);

3. ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть), с кем согласованно

4. Указать учебный год (внизу, по центру)

Структура конспекта

На втором листе должны быть указаны:

1. Цель (является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет достичь, к чему он стремится). Она может быть только одна. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление, совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение и т.д.

Цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

2. Задача – это то, что требует выполнения, разрешения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

-Развивающими

-Воспитывающими

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать)

3 . Предварительная работа (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.);

4. Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия);

5. Материально-техническое оснащение:

Технические средства обучения: Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал: Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество.

Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием количества.

6.Методы и приемы (в ходе ООД): Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на ООД (если имеет место).

Модель составления формулировки учебных задач

Наименование задачи

Слово для начала формулировки задачи

На что может быть направлена задача

— выполнять основные виды операций;

— осознавать признаки понятий, технологию процессов;

— определять причинно-следственные связи, закономерности…;

— … умения и навыки;

— словарный запас детей;

— способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

— сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

— двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

— познавательный интерес учащихся;

— …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);

— самостоятельность обучающихся; — способности к …;

— нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

— общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.); — коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).

План-конспект ООД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

-Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

— Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

Цель данной части занятия – переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Проблемная ситуация

(или мотивация) и постановка и принятие

детьми цели занятия

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

· Что-то внести, чтобы дети заинтересовались;

· Приходит кто-то в гости или вносится игрушка;

· Эффект неожиданности (шум, треск, стук. );

Проблемная ситуация :

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем. ). Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе.

Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

✓ Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам

✓ По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия

✓ Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для раннего, младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Структура ООД в ДОУ по ФГОС

Организация образовательной деятельности в детском саду – ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Эта профессиональная функция предусматривает грамотное распределение образовательной нагрузки в течение дня с учетом возрастного и индивидуального фактора, применение диагностических и корректирующих мер, осуществление самоанализа и поиска путей по улучшению ежедневной воспитательной работы, взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами детского сада.

Воспитателю важно помнить: от того, насколько успешно разработана и спроектирована структура образовательной деятельности, зависят каждодневные личные и учебные успехи воспитанников детского сада. Очень важно вызвать интерес малышей к организуемым способам активности, мотивировать их на сознательное участие, пробудить такие важные качества, как инициативность, желание влиять на ситуацию своими действиями, самостоятельность, ответственность.

При планировании организованной деятельности в течение дня воспитателю необходимо осуществлять правильный четко обоснованный выбор типа ООД, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками.

Этапы организованной образовательной деятельности в разных группах

Организованная образовательная деятельность с младшими воспитанниками выстаивается по следующей схеме:

Завершающая (2 мин.). Оценивание полученного результата, обязательная похвала за усилие.

В середине занятия рекомендуется провести физкультминутку.

Вводная часть (2-3 мин.). ООД в ДОУ по ФГОС начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации.

Изучение нового материала (10-12 мин.), по завершению этапа рекомендовано проведение физкультминутки.

Повторение ранее изученного (4-6 мин).

Подведение итогов (2-3 мин.). В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей к высказываниям, при этом выход из деятельности остается открытым.

Вводная часть (2-3 мин.). Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию.

Повторение с целью введения детей в новую тему (3-5 мин.). Рекомендована рассадка детей по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Рассмотрение нового материала (12-15 мин.) в ходе проектирования проблемных ситуаций, ведения экспериментальной или поисковой деятельности.

Повторение усвоенного материала (5-7 мин.).

Подведение итогов . В подготовительной группе дети часто выступают с инициативой озвучить свои впечатления, если для этого созданы предпосылки.

Обязательным условием, которое должно соблюдаться при разработке структуры ООД в ДОУ по ФГОС, является постепенность усложнения материала, градация методических приемов с учетом уровня дидактической нагрузки и возрастного фактора, создание условий для того, чтобы воспитанники могли чувствовать свои успехи и стремиться к большему. Также важно обеспечить, чтобы продолжительность сеансов организованной образовательной деятельности соответствовала требованиям СанПин 2.4.1.3049 – 13.

Как правильно разработать конспект ООД в ДОУ по ФГОС

Структурно конспект организованной образовательной деятельности должен включать следующие элементы:

1. Заголовок, который, как правило, включает в себя название и указание возрастной группы воспитанников. Например, конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Поможем Незнайке».

2. После заголовка следует указать приоритетную образовательную область, ее интеграцию с другими областями в рамках конкретного занятия.

3. Следующий шаг: формулировка цели, задач, планируемых результатов ООД. Цель должна быть актуальной и конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. При формулировке обратите внимание, что цель звучит как существительное: формирование, закрепление, создание условий и т.п. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть больше трех. Планируемые результаты представляют собой описание возможных достижений ребенка (детей) и оформляются глаголом настоящего времени несовершенного вида: дети имеют представление, самостоятельно выполняют, пользуются схемой, участвуют в беседе и т.д.

4. Перечисление методов и приемов, используемых в ходе ООД.

5. Представление используемого материала и оборудования.

6. Разъяснение объема предварительной работы.

7. Демонстрация непосредственно хода ООД: мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы.

При разработке конспекта также важно помнить о гигиенических, дидактических и организационных требованиях, предъявляемых к ООД: предусматривать чередование различных видов деятельности детей в рамках занятия, чтобы избежать переутомления, выбирать оптимальные методы и приемы педагогического воздействия с учетом образовательной ситуации, активно использовать возможности дидактических игр, выстраивать взаимосвязи между элементами учебной деятельности и повседневной жизнью дошкольников.

Читайте также:

      

  • Конспект проведения занятия синквейн в подготовительной группе
  •   

  • Конспект занятия ошибки и затруднения при выборе профессии
  •   

  • Конспект классного часа на сплочение коллектива
  •   

  • Конспект по биологии 6 класс параграф 8 влияние факторов среды на строение листа
  •   

  • Конспект занятия школьные принадлежности подготовительная группа

Конспект – таблица по речевому развитию

Автор: Морозова Елена Валентиновна

Организация: ГБОУ ООШ № 18

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание

Задачи:

  • Упражнять детей в произнесении звука (-с-) (изолировано, в слогах, словах); в главном продолжительном выдохе
  • Укреплять артикуляционный аппарат (устранять вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти); тренировать правильное носовое дыхание
  • Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие (умение правильно выделять слова со звуком (-с-)
  • Воспитывать усидчивость, внимание
  • Закрепить знания о зиме

Методы и приемы:

Практические: игровое упражнение на развитие координации речи с движением «Мы шагаем.», «Скрип – скрип», игровое упражнение «Повторяем правило», «Ветерок», « Чистоговорки», «Насос»

Наглядные: ребёнок в костюме ёжика, мальберт с маленькой доской,сугроб, корзина,вертушки, «Снежное дерево»,санки, снежинки, зеркалца

Словесные: рассказ воспитателя,загадки, вопросы воспитателя, ответы на вопросы воспитателя

Материалы и оборудование:

Костюм ежика, сугроб, мольберт с маленькой доской, корзинка, магниты, вертушка, «снежное дерево» прикрепленное к магнитной доске; вырезанные из бумаги снежинки, на которых в центре изображены: снег, санки, снежинки, сосульки, снеговик, снегирь, синичка, солнце, следы, сова (снежинки прикреплены магнитами к веткам дерева); -зеркала (каждому ребенку)- «волшебные льдинки»

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровое упражнение на развитие координации речи с движением « Мы шагаем.»

«Скрип-скрип»

Игровая

Игровое упражнение«Повторяем правило», «Ветерок», « Говорим правильно и чисто», «Насос»

Познавательно-исследовательская

«Что мы можем рассказать Ёжику о зиме, чтобы он не погиб от холода»

Коммуникативная

Игра –загадка «Снежное дерево», «Будь внимательным»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

 

Игровая ситуация «Повторяем правило»

Воспитатель читает правило

Выполняют движения соответственно тексту

Деятельностный

Помочь в решении проблемной ситуации, развивать умение правильно строить предложение

Проблемная ситуация «Что мы можем рассказать Ёжику о зиме, чтобы он не погиб от холода»

Называют времена года(зима),признаки зимы, о трудностях диких животных в добыче корма зимой.

Правильно строят предложения.

Стук в дверь. В группу заходит ребенок в костюме ёжика.

Воспитатель предлагает проблемную ситуацию «Что мы можем рассказать Ёжику о зиме, чтобы он не погиб от холода»

Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации: рассказывают о зиме ,о том как трудно найти зимой в лесу корм

 

Совершенствовать умение выполнять движения согласно тексту, не сбивая дыхания

Игровое упражнение « Мы шагаем »

Выполняют движения согласно тексту, не сбивая дыхания

Воспитатель предлагает прогуляться в зимний лес.

-Мы шагаем, мы гуляем,

По тропиночке идем.

И сугробы мы встречаем

На пути своем (подходят к сугробу)

Высоко-высоко, поднимаем руки

Вот сугроб, так сугроб (говорят удивленно)

Намели здесь вьюги.

Дети идут по кругу, проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

 

Упражнять в произнесении звука(-с-)

протяжно, на одном выдохе. Развивать длительный плавный выдох.

Игровое упражнение «Насос»

Четко произносят звук (-с-) протяжно на одном выдохе.

Предлагает поработать насосами.

  1. Сомкнуть губы
  2. Сцепить пальцы в замок, поднимая руки вверх, сделать вдох носом
  3. Медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе произнести «с-с-с-с-с-с»

Дети имитируют работу с насосом и произносят звук (-с-) протяжно на одном выдохе.

 

Развивать умение внимательно слушать воспитателя, совершенствовать дыхательные упражнения-«Воздушная струя» ,укреплять артикуляционный аппарат (устранять вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти); тренировать правильное носовое дыхание

Игровое упражнение «Ветерок»

Внимательно слушают воспитателя, правильно выполняют дыхательные упражнения, губки- «твёрдая дудочка», делают плавный длительный выдох, нижняя челюсть подвижная.

Воспитатель предлагает деткам и Ёжику сесть на стулья- саночки

-1-сомкнуть зубы

2-сделать вдох носом

3-подуть на вертушку так, чтобы она завертелась, делая плавный выдох ртом.

Дети , сидя на стульчиках-саночках, выполняют упражнение с вертушками на выработку воздушной струи.

 

Упражнять детей в произнесении звука(-с-), повторить алгоритм произнесения звука (-с-)

Игра-загадка «Снежное дерево»

Уверенно произносят звук (-с-)

Рассказывают как правильно держать язычок ,при произнесении..

Воспитатель предлагает пройти через сугробы к дереву и ответить на его вопросы-загадки, отгадки которых начинаются на звук (-с-)

Дети отвечают на вопросы-загадки. Правильный ответ находят на снежинках, что лежат на «снежном дереве»

 

Упражнять детей в произнесении звука (-с-) изолировано, в слогах

Игра «Говорим правильно и чисто»

Четко проговаривают звук (-с-) в

Воспитатель предлагает вместе с Ёжиком рассказать чистоговорки на –с-

Дети встают в кружок и проговаривают чистоговорки.

 

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие (умение правильно определять и выделять слова со звуком (-с-)

Игра «Будь внимательным»

Внимательно слушают воспитателя, правильно определяют и выделяют слова со звуком (-с-) .

Воспитатель произносит слова в медленном темпе с интервалом, выделяя голосом звук (-с-) (слова: лед, метель, ссснегопад, дерево, сссугроб, иней, лессс, ссснегоход.)

Дети ,когда слышат в слове звук (-с-) хлопают в ладоши.

 

Закрепить правильное произношение изолированного звука (-с-)

Игровая ситуация « Возвращение»

Умеют правильно произносить изолированный звук (-с-)

Воспитатель обращает внимание на то , что становится холодно и пора возвращаться в д/с. -Мы сейчас пойдем по тропинке обратно в детский сад, а ежик послушает как зимой скрипит снег под нога

ми. «Скрип.Скрип.»

Обращает особое внимание на 3-4 ребёнка, у которых получалось хуже произношение.

Дети идут друг за другом и произносят отрывисто с-с-с сначала медленно, а затем быстро.

Заключительный

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги путешествия в «Зимний лес»

Дети рассказывают о том как они помогли ёжику, какой звук учились произносить.

Литература :

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

3. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления.1,2,3 часть Смоленск: Русич, 1996г.

4. Гербова В.В. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.

5. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.

6. Тихеева Е.Н. Развитие речи детей. Москва «Просвещение» 1981г

7. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Опубликовано: 13.07.2017

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 25.05.2023 06:55

Пирожкова Анастасия Александровна

учитель математики

25 лет

рейтинг1 326
место32 014

Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС

10.06.2021 10:39

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаблон создан в виде таблицы, которую учитель заполняет самостоятельно приподготовке к своему уроку. Этот конспект рассчитан на новую тему.

Просмотр содержимого документа

«Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС»

Четверть: ____ Дата: ____. ____. ________.

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ТИП

ХОД УРОКА

ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Московский районный суд как найти
  • Как исправить миопию у ребенка
  • Как найти данные своего паспорта на госуслугах
  • Как найти коэффициенты тяготения
  • Как найти каталоги на компьютер