Как составить конспект занятия в первой младшей группе

«Дикие и домашние птицы» — конспект итогового занятия во второй младшей группе

Тема«Дикие и домашние птицы»Итоговое занятие. 2 младшая группа.

Цель: закрепление знаний о птицах.

Задачи:

Установление причинно-следственной зависимости домашних птиц и птиц леса.

Коррекция и развитие связной речи посредством упражнений в анализе внешнего облика птиц, их поведения.

Воспитание бережного отношения к птицам.

Развивать любознательность, познавательные интересы.

Формировать способность к диалогической речи, звукоподражанию голосов птиц.

Оборудование: карточки с изображением домашних и диких птиц, аудиозаписи голосов птиц, магнитная доска, крышка от обувной коробки, верёвочки (Пряжа, корм (хлеб, крупы, семечки).)

Предварительная работа: запись пения птиц, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, подбор загадок и пословиц.

Ход занятия.

Воспитатель: У нас сегодня интересное занятие. Но сначала давайте поприветствуем наши ручки, ножки, глазки, щёчки…

Приветствие

— Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп

— здравствуйте, ножки топ, топ, топ

— здравствуйте, щёчки плюх, плюх, плюх

— здравствуйте, глазки хлоп, хлоп, хлоп

— здравствуйте, губки (вытягивают 3 раза)

— здравствуйте, мой носик би, би, би

— здравствуйте., все, всем привет!

Воспитатель: Молодцы, всех поприветствовали, у всех хорошее настроение. И с хорошим настроением начинаем наше занятие. Послушайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?

ДетиПтицы.

Воспитатель: Молодцы. Мы знаем, что птиц очень много. Они бывают по размеру какие? (если дети затрудняются можно сказать – большие и какие).

По цвету? (если дети затрудняются можно сказать одного цвета, какого? И какие)

Но у всех птиц есть что? Как узнать птицу? Что есть у птицы(Крылья). Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два). Зачем птице крылья(Чтобы летать). Что есть ещё у птицы(Лапки). Сколько их? (Две). Зачем птице лапки(Ходить, прыгать по земле). Чем покрыто тело птицы(Перьями). Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (Клювом). Как вы думаете, чем питаются птицы(Червяками, крошками, зернами, семечками) .

Дети отвечают: крылья, перья, клюв.

Воспитатель: Что умеют делать птицы, а не умеют делать животные?

Дети отвечают летать.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отгадаем загадки и найдём картинку отгадку.

Он чирикает и скачет,

Он похож на серый мячик,

Просит крошек у детей… (Воробей)

Что блестит, не пропущу,

Всё в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока.

Догадались? Я – (сорока).

Грудка ярче, чем заря у кого?. (Снегиря).

Звонкоголосые красотки

И посвистушки, и трещётки.

Лесные пташки невелички

Желтогрудые … (Синички) О. Карелин

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?. (Ворона)

Воспитатель: Попробуем отгадать птиц по голосу и повторить. (Запись голосов птиц, включается по очереди, дети называют птиц и подражают.)

Воспитатель: Где же живут все наши птицы?

Дети: В лесу (другие варианты).

Воспитатель: Если птицам не всегда нужна помощь человека, живут они в природе (в лесу, в деревне, на карнизах в городе, вьют сами себе гнездо, чтобы вырастить своих деток и сами себе добывают пищу. Как мы назовём таких птиц?.

Дети. Это дикие птицы.

. Динамическая пауза. Сочетание речи с движением. Проговаривают совместно с воспитателем, дети встают в произвольном порядке.

«Снегири» (Н. Нищева)

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы.

В красных майках снегири.

Распушили перышки, Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

Греются на солнышке. Головой вертят 2 поворота головы на каждую строну.

Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая

За метелью, за метелью! руками, как крыльями

На места свои летят. Бегут к стульчикам.

Воспитатель. Молодцы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской своих перышек. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество пословиц и поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте я вам прочитаю несколько.

Пословицы.

Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Поет петух, да не по-соловьиному.

Старый ворон не каркнет впустую.

Весну гусь кличет.

Птица хохлится к непогоде.

Галки тепла накричали.

(по выбору воспитателя).

Физкультминутка:

— А сейчас выходите, вставайте в круг, и давайте поиграем.

«Птички прыгают, летают, птички весело поют,

Птички крошки собирают, птички зернышки клюют.

Перышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели и на место сели».

Воспитатель. Миллионы лет назад появились на Земле первые птицы, когда жили динозавры, раздалось в этом мире птичье пение. Первые птицы появились и стали учиться летать, живя в лесу на ветвях деревьев, прыгали и лазали по ветвям, цепляясь за них длинными пальцами с когтями Затем они расправили свои крылья и начали летать. Человек издавна приручил многих птиц и теперь они не могут жить без его помощи. Как мы называем этих птиц?

Дети называют (домашние)

Воспитатель:. А каких домашних птиц вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель. А сейчас постарайтесь отгадать мои загадки о домашних птицах и показать картинку.

— Распускает хвост павлином, ходит важным господином, по земле ногами — стук, как зовут его? (Индюк)

— Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

— Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

— Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

— Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. (Утёнок)

Воспитатель: Попробуем отгадать домашних птиц по голосам и попробовать повторить(Включается фонограмма, дети называют птиц и подражают)

Воспитатель: Вот сколько картинок у нас, Давайте справа на магнитной доске наклеим домашних птиц, слева диких птиц(Дети по очереди наклеивают птиц).

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь попробуйте закончить за мной предложение.

— Зимой гибнет много птиц, потому что…. (наступили холода) .

Воспитатель. Ребята, сейчас зима – очень холодно. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших птиц друзей наступают голодные дни. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода, из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того, чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода?

Дети предлагают покормить, сделать кормушки.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

В воздухе кружится беленький снежок.

Он укрыл деревья поле и лужок.

Птичкам стало хуже, корма не достать.

Мы поможем пташкам перезимовать.

Вывесим кормушки с хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки, в гости вас зовём!

Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем простую кормушку из крышки от коробки, положим туда корм и вынесем на участок покормить птиц.

Во время изготовления кормушки воспитатель и дети беседуют, что же нужно положить в кормушку птицам.

Воспитатель выбирает какое из стихотворений прочитать.

Отрывок из стихотворения Е. Благининой.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

Но птицы!

Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Конспект изобразительной
деятельности (аппликация) во второй
младшей группе 
«Лоскутное одеяло»

Интеграции: социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Цель: познакомить детей с традициями народных лоскутных поделок.

Задачи:

1. Познакомить с традицией лоскутной
техники
.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать фантазию,
воображение,мышление.

5. Составлять композиции из ткани.

6. Развивать умение аккуратно
пользоваться кистью, набирать клей на кисть, аккуратно приклеивать, не заходя
за края бумаги.

7. Воспитывать аккуратность и терпение
при работе за столом.

Материал:

Сюрпризный момент (кукла, одеяло
народное из лоскутов
, сундук с лоскутами, Кисточки, клеенки,
клей, тряпочки, заготовка из бумаги для поделки, образец, кусочки
ткани,бумажные куклы.

Предварительная работа:

Рассматривание поделок и фото народное
искусство, рассматривание одеял в кукольных кроватках.

Ход
занятия

Ребята, давайте с вами
прислушаемся! (Слышится
Колыбельная)
. Подойдем к колыбели и посмотрим, что там лежит? —
Ответы детей:
кукла завернутая в пеленку и накрытая одеялом. – Ка же хорошо
спится кукле под таким красивым одеялом. — Из чего сделано одеяло?
— А каким цветом оно? — Разноцветное. –Воспитатель: Это сделано из маленьких лоскутков
ткани
.

Лоскутное одеяло

С полки бабушка достала

Непростое одеяло:

Развернул его я … Ах!

Все цветастых лоскутах!

Разлетелись лоскутки,

Точно это мотыльки:

Желтый, красный,полосатый,

Фартук, галстуки, халаты,

Занавески покрывало-

Что здесь только ни бывало

Шерстяные и из ситца —

Все для дела пригодиться.

Вот, пришит наискосок

От костюма лоскуток;

Пиджаком была когда-то

Темно-синяя заплата.

Вот, букетик васильков

На одном из лоскутков.

Вот, зеленый,гибкий самый-

Лоскуток от платья мамы!

Рядом с ним (случайно вдруг)

От моих парадных брюк,

Чтоб я помнил каждый раз,

Что с гвоздем в заборе лаз.

А вот этот лоскуток

Выцвел вдоль и поперек,

Он за много-много лет. Потерял свой
прежний цвет. Вот,еще один,большой;

Полюбуйтесь,он какой-

Треугольный, из фланели,

Мой любимый в самом деле.

Ох,какое одеяло;

Лоскуточек к лоскутку,

Уголочек к уголку!

…Подрасту еще чуток…

И пришью свой лоскуток (Мария Федоренкова).
Давайте рассмотрим одеяло повнимательнее. Какие цвета здесь,формы
кусков (назвать
формы, цвета, обратить внимание на фантазию мастериц)
. Ребята,раньше
когда еще ваши мамы и бабушки были маленькими, все любили шить. Шили много и
для дома и для себя,а самым любимым и интересным было шить из лоскутов.
Какой красивый сундук у нас появился,настоящее чудо, кто нам его мог
принести,наверное волшебник перенес нам его из прошлого, давайте заглянем в
него и посмотрим,что такое там лежит. Показ детям лоскутов и кусочков
тканей
. –А у наших деток (кукол)нет таких одеял,что же делать, как
быть?

-ответы детей.

-Давай те сошьем им тоже такие
красивые одеяла, все превратимся в умельцев народных мастеров,
проявим свою фантазию, воображение, будем делать все аккуратно и ровно кусочек
к кусочку.

-Вот вам по листу белой бумаги.
Это одеяло для ваших деток. Предложить детям выбрать самостоятельно
кусочки ткани для своих будущих работ. Показ воспитателем последовательности
изготовления,каждый ребенок делает часть одеяла из маленьких
кусочков, самостоятельно подбирая по цвету, обращая внимание на аккуратность,
точность приклеиваемых деталей, по краям приклеить треугольники из ткани.
Рассмотреть всеми вместе готовые изделия, поблагодарить за проделанную работу,
отметить оригинальность частей покрывала,проявленную фантазию, творчество,
аккуратность изготовления.

А в сундуке еще что то осталось, давайте
посмотрим, что же там такое (большие куски для игр с куклами).Волшебник нас
отблагодарил и прислал нам подарки эти дивные ткани для игр с нашими куклами,
давайте скажем ему спасибо и пойдем играть.

Конспект НОД в 1 младшей группе по аппликации

«Лоскутное одеяло»

Образовательные области: Познание, Коммуникация, Художественное
творчество

Цель: обучение детей умению правильно держать кисть,
аккуратно наклеивать заготовку на основу.

Задачи:

1.
Вызвать интерес к созданию образа 
лоскутного
одеяла

2.
Подвести к понятию часть и целое

3.
Знакомить с произведениями декоративно – прикладного творчества

4.
Учить детей пользоваться кисточкой

5.
Вызвать желание помочь бабушке Арине

6.
Закрепить основные цвета

7.
Ввести в активный словарь «смастерить»

Материалы и оборудование:

Кукла
– Бабушка (перчаточная, кегля (для установки перчаточной куклы во время
самостоятельной работы детей, кукла Катя, кроватка, аудиозапись колыбельных
песен, клей, кисточки, цветные бумажные квадраты 5×5, однотонный лист бумаги
10х10 на каждого ребенка; однотонный лист ватмана 40×40, 
лоскутное
одеяло 40х40 см
. основных
цветов (красный,
желтый, синий, зеленый)
; салфетки (сухие и влажные) по количеству детей.

Предварительная работа:

Рассматривание
материала разного качества и рисунка, рассматривание изделий, выполненных 
лоскутной
аппликацией
, сумки,
простыни из 
лоскутков,
салфетки, заучивание потешек, стихов.

Ход НОД.

Организационный момент: Дети стоят в кругу, воспитатель читает потешку,
дети выполняют движения по тексту:

Катя,
Катя маленькая, дети приседают, показывают рост Катеньки

Катенька
удаленька дети встают на ножки, руки на поясе, повороты вправо — влево

Поди,
Катя, горенкой, ходьба на месте

Топни,
Катя, ноженькой! Дети топают ножкой.

Раздается
шорох.

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это? Идут искать по группе,
что за шорох. Подходят к кроватке, на которой лежит кукла без 
одеяла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кукла Катя легла спать, а уснуть
никак не может. Как вы думаете, почему? Ответ детей: у нее нет 
одеяла.

Воспитатель: Правильно, ребята, нашей кукле Кате холодно без одеяла. Что же нам делать?

Раздается
стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам пришел… проходит к двери, открывает
ее, возвращается с перчаточной куклой –бабушкой на руке. Показывает ее детям.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел! Бабушка Арина. Ребята,
бабушка очень расстроена. Давайте спросим у нее, что случилось.

Дети и воспитатель: Что случилось?

Бабушка Арина: Беда случилась. У моей внучки Катеньки
нет 
одеяльца. А я
села мастерить его из 
лоскутков, да глазки плохо видят, ничего у меня не
получается.

Воспитатель: ребята, а мы можем с вами помочь бабушке Арине
смастерить 
одеяло для ее внучки Кати?

Дети
соглашаются.

Воспитатель: Бабушка Арина, покажи нам свои лоскутки. Бабушка вынимает из корзинки квадратики четырех
основных цветов (красный,
желтый, синий, зеленый)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, лоскутки разного
цвета
. Какой они
формы? (квадратные).
А какого цвета? (красный,
синий, желтый, зеленый)
. Эти 
лоскутки
вырезают ножницами
.

Как
режут ножницами? (Дети имититуют работу с ножницами, затем раскладывают 
лоскутки как мозаику и сшивают (имитация).

А
какое должно быть наше 
одеялко, нам покажет бабушка Арина.

Воспитатель
включает слайд, на котором изображено 
лоскутное одеяло.

Воспитатель: Замечательно сейчас мы все дружно пройдем за столы и
смастерим для Кати 
одеялко.

Дети
рассаживаются на свои места за столами.

Воспитатель
надевает перчаточную куклу бабушку Арину на кеглю, чтобы дети видели, что
бабушка наблюдает за их работой.

Ребята,
у вас на столах лежат бумажные квадраты
лоскутки и один белый квадрат побольше. Сейчас мы с
вами наклеим на большой белый квадрат цветные квадраты и у каждого получится
маленькое 
одеялко.

Возьмем
в руки кисточки тремя пальчиками. Вот так (показ воспитателя, наберем аккуратно
на кисточку клей (показ воспитателя, и нанесем клей на оборотную сторону
квадратика (показ воспитателя, затем приложим квадратик оклееной стороной к
уголку белого квадрата и промокнем салфеткой.

Самостоятельная
работа детей.

(По
ходу работы детей, воспитатель задает вопросы: «Что ты делаешь? Какого цвета квадрат ты
сейчас наклеиваешь? для чего ты это делаешь, чем намазываешь клей?»).

Воспитатель: А теперь я соберу все ваши одеялки вместе и соберу из них большое одеяло. Прикрепляет получившиеся квадраты к большому
белому квадрату, прикрепленному к мольберту.

(показ
воспитателя,

Воспитатель: Вот одеяло и готово. Посмотри, бабушка Арина, какое теплое и красивое одеяло получилось у нас с детьми. Это одеяло мы смастерили для Катюши.

Бабушка А рина: Молодцы, ребятки. Хорошее, красивое одеяло у
вас получилось
. Укрывайте
им Катюшу и споем ей колыбельную песенку.

(воспитатель
незаметно для детей достает 
одеяло, выполненное из таких же лоскутков, какие наклеивали дети, накрывает им куклу, поет
под аудиозапись колыбельную)

Баю
– баиьки, баю. Баю доченьку мою.

Ты
дочурка засыпай, синеглазки закрывай.

Завтра
бабушка придет, Нам гостинцы принесет.

Будем
бабушку встречать, Сладкой кашей угощать.

(имитация укачивания куклы).

Воспитатель: Вот Катя и уснула.

Итог: Ребята, а что мы сегодня с вами делали? Кому помогли?
Мы — молодцы! Скажем до свидания бабушке Арине. А теперь мы с вами помоем ручки
и будем собираться на прогулку.

Виды деятельности в ДОУ

Методика подготовки и проведения общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах детского сада

24.07.20182460.3k

Педагог и дети в хороводе

Среди педагогов детского сада бытует мнение, что самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это ясельная (дети 1,5–2 лет) и первая младшая (2–3 года) группы. Эта точка зрения не лишена оснований, ведь образовательная деятельность с малышами такого возраста вплетается в режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной в течение дня: один вид деятельности трансформируется в другой. Поэтому занятия с детьми раннего возраста носят название общеобразовательных.

Суть понятия

Общеобразовательное занятие в детском саду — это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.

Это интересно. В методической литературе общеобразовательные занятия ещё называют комплексными, что связано с использованием именно этого термина в образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране.

Педагог показывает малышам цветные платки

Занятия в ясельной и первой младшей группах строятся на комбинациях целей и задач разных направлений познания, развития и воспитания

Цели и задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Миссия проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом аспекты каждой практически идентичны для работы с детьми и 1,5–2 лет, и 2–3 лет. Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения. Итак, целями общеобразовательных занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

  • дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей;
  • стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление;
  • воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент.

Таблица: задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Ясельная группа Первая младшая группа
Знакомство с объектом по определяющему признаку. Например, вода нужна, чтобы пить и мыться. Расширение информативного поля объекта: вода необходима всему живому, без неё жизнь невозможна.
Осмысление мира вокруг через взаимодействие с ним. Дети рассматривают кубики, гладят их, то есть подключают сенсорные каналы восприятия. Изучение предметов происходит комплексно: малыши играют с кубиками, подключая другие игрушки, например, ставят на них машинки.
Накопление знаний. Так, дети узнают, что есть четыре времени года, умеют называть то, что сейчас. Систематизация имеющихся знаний. Ребята узнают, что у каждого сезона есть определяющие признаки (зима — снег, осень — дождь, весна — зелёные листья, цветочки, лето — яркое солнце, жара).
Пробуждение фантазии. Например, дети знакомятся с акварельными красками, выполняют простые манипуляции с ними: делают отпечатки на бумаге пальчиками, а педагог помогает воспитанникам увидеть образ рисунка (одуванчик, солнышко). Направление творческой энергии в нужное русло. Дети раскрашивают простые шаблоны с крупными участками для заполнения цветом.
Воспитание КНГ (умения мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи), а также создание положительного образа коллектива сверстников (малыши привыкают взаимодействовать в коллективе, даже несмотря на то, что ведущий вид деятельности — игра — пока происходит рядом, а не вместе, как это будет, начиная со второй младшей или средней группы.

Дети делают отпечатки ладошек на листе бумаги

В любом виде деятельности дети раннего и младшего школьного возраста учатся работать параллельно друг с другом

Виды образовательной деятельности

Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности:

  • развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов);
  • речевое развитие (дети 1,5–2 лет должны произносить слоги, имитирующие звуки, которые издают животные, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг, в пассивном словаре содержать около 200–300 слов; в 2–3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству — плохой или хороший);
  • социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
  • физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять);
  • художественно-творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться).

Если говорить о приоритетном виде активности, то и в яслях, и в первой младшей группе это познание и речь.

Дополнительные методики на занятиях в яслях и первой младшей группе

Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики:

  • артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
  • игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», в которой малыши достают из ёмкости с фасолью игрушки, а в первой младшей «Золушка» — малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам);
  • элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки);

    Дети катают по голове массажные мячики

    Малыши любят упражнения с массажными мячиками

  • игры с бутылочками с растительным маслом и пищевыми красителями, развивающие наблюдательность, навык различать цвета (малыши 1,5–2 лет могут наблюдать за перекатыванием шариков с маслом в ёмкости, а в 2–3 года называть цвета);
  • забавы со шнурками (в основном эта методика используется в ясельной группе — дети перекручивают, скручивают, связывают шнурки, тренируя мелкую моторику);
  • игры с бусами (в первой младшей группе это может быть нанизывание бусин определённого цвета на нитку, к слову, во второй младшей и средней группах задание усложнится тем, что нанизывать бусины нужно будет в определённом порядке);
  • сказки с пантомимой (дети слушают сказку, педагог показывает движения персонажей, например, «Репки», дети повторяют, а затем сами выполняют движения под текст);
  • игры с бизибордом, также развивающие мелкую моторику (самодельные или фабричные доски с замочками, кнопками и другими деталями, дающими представление об устройстве окружающего мира).

    Бизиборд с доской, на которой написано Алиса

    Бизиборды могут быть фабричные, но гораздо более интересны тренажёры, изготовленные своими руками

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дополнительные методики, применяемые на общеобразовательных занятиях в ясельной и первой младшей группах, направлены на реализацию одной из ключевых целей учебно-воспитательного процесса, а именно на развитие речи.

Виды занятий в ясельной и первой младшей группах

Поскольку занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер, выделить виды уроков «в чистом виде» сложно. Исключение составляют разве что:

  • творчество (вместе или отдельно рисование, лепка, музыка);
  • физическая культура;
  • развитие речи.

По всем этим направлениям в детском саду есть отдельные занятия, но и они имеют комплексный характер. В данном случае они представляют собой платформу НОД для организации уроков с:

  • привлечением изучения фольклора, то есть чтение сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.);
  • тестопластикой для создания поделок из теста (к примеру, изучая тему «Посуда» я своим воспитанникам предлагаю сделать чайник, используя «лепёшки», которые приклеиваются на картон, и декорируются «колбаской» для ручки и носика);
  • элементами краеведения в работе с детьми 2–3 лет (этот элемент изучения истории и культуры своего края находит отражение в костюмах и атрибутах, используемых на занятиях, например, малыши первой младшей группы знакомятся с элементами народного костюма — сарафаном и кокошником);
  • отработкой цветовосприятия (дети учат цвета окружающих предметов, в первой младшей пытаются сгруппировать объекты по цвету, например, выбрать из мисочки все шарики красного цвета);
  • строительным и природным материалом (конструкторы, собранные во время прогулок камешки, жёлуди, которые используются для изготовления строений, поделок, например, гриб из каштана и пластилина для ножки при изучении темы «Грибы»);
  • кубиками Никитина (собирая простые разноцветные узоры из кубиков по заданию, например, при изучении темы «Круг и квадрат», дети выкладывают квадрат, одновременно получая представления о цветах).

    Коробка с кубиками Никитина

    Задания с кубиками Никитина развивают у малышей чувство цвета и формы

Это интересно. На каждом занятии есть элементы воспитания культуры общения: ясельная группа учит своё имя, а первая младшая — имена товарищей, воспитателя, помощника воспитателя.

Как индивидуализировать задания

Индивидуальный подход важен для детей любого возраста. Однако взаимодействие с малышами 1,5–3 лет требует особого взгляда на эту работу. Прежде всего, нужно принять во внимание тот факт, что воспитанников раннего возраста сложно организовать одним видом деятельности: кто-то хочет играть с куклой, а кто-то с удовольствием позанимается с бизибордом. И это всё в рамках одного занятия. В этом случае, чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3. Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими:

  • организовать предметно-развивающие зоны так, чтобы детям было удобно заниматься тем, что им нравится (если в группе очень популярен бизиборд, то не стоит ставить его в дальнем углу группы, иначе воспитателю будет сложно контролировать то, что происходит у тренажёра);
  • расширять спектр индивидуальных заданий (если отдельные дети с удовольствием складывают пазл на 4 детали, то пора пополнить копилку пособий картинками из 6 деталей);
  • найти каждому занятие по вкусу (даже в столь раннем возрасте при детальном изучении особенностей каждого малыша можно понять, к чему он тяготеет — одни любят играть с мозаикой, другие отдают предпочтение активным спортивным играм — в конспекте общеобразовательного занятия должны быть виды работы всех направлений);
  • создавать ситуацию успеха (похвала — основа основ воспитания в детях стремления познавать мир, поэтому за каждое выполненное задание малыша нужно поблагодарить, а при неудаче сказать ободряющее слово и повторить попытку выполнить задания чуть позже).

Педагог помогает малышу клеить ватный диск на картон

Индивидуальный подход заключается также и в объяснении, демонстрации простых манипуляций с красками, клеем

Приёмы при проведении общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

В работе с детьми 1,5–3 лет в равной степени используются все четыре группы методических приёмов, и выделения какого-то одного основного нет.

Речевые приёмы

С их помощью дети осваивают речь.

Объяснение

Пополнение словарного запаса в ясельной и первой младшей группах происходит за счёт восприятия детьми речи взрослого. Поэтому педагогу обязательно нужно уделить должное внимание объяснению, так как при помощи монологического высказывания малыши ещё и получают общее представление о грамматике построения предложений. При этом разъяснение не должно быть затянутым, со словами, максимально понятными детям, и с простыми, не осложнёнными оборотами, предложениями. Например, объясняя в ясельной группе понятия «День и ночь», я пытаюсь обратиться к личному опыту малышей: «Ребята, сейчас на улице день. Мы гуляем, играем. А потом наступит ночь. Мы будем купаться, слушать сказки в кроватках и спать».

Загадки, стихотворения

Наравне с картинками и видеороликами, это один из самых эффективных способов настроить детей на работу, увлечь их общей деятельностью, то есть мотивировать. Из двух вариантов — загадки и стихотворения — преимущество оказывается на стороне второго, так как для загадок у малышей 1,5–3 лет маловато опыта для отгадывания. Более того, даже те загадки, которые в занятие вводятся, должны быть с ответом по рифме, чтобы малышам было легче додумать ответ. К примеру, рассматривая тему «Угощение для кукол», я предлагаю малышам такие загадки:

  • Из крупы её сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак… (каша);
  • Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь… (пирог);
  • Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное… (варенье).

Иногда рифмовка может полностью раскрыть суть темы занятия. Так, познакомить малышей с частями суток поможет стихотворение, которое сначала 2–3 раза проговаривает педагог, а затем дети ему помогают, договаривая слово в интонационных паузах:

  • Утром солнышко встаёт, За окошком рассветёт. Просыпаться нам пора, В детский сад идти с утра. Вот на улице светло, Время полдника пришло. Мы гулять, играть идём, Много дел бывает днём! Вот и солнышко садится, Это вечер к нам стучится. Вся семья вернётся в дом, Соберётся за столом. День закончился давно. На дворе совсем темно. Ночь приходит. Нам она доброго желает сна.

Дети окружили педагога

Загадки объединяют детей общим направлением образовательной деятельности

Сказки

Кроме собственно чтения сказок, тексты могут быть иллюстрационным материалом для раскрытия сути той или иной темы, мотивации малышей. Например, чтобы донести до малышей значение понятия «Вежливые слова», я рассказываю им сказку «Три волшебных слова». «Жил-был в лесу Медвежонок, с которым никто не хотел дружить, потому что он был грубым и невежливым. Однажды проходил он мимо болота и услышал, как кто-то зовёт на помощь. Оказывается, это лесной Гном увяз в трясине. Стал маленький человечек просить Медвежонка помочь ему, да зверь только фыркнул: «Ещё чего!». Тогда Гном пообещал научить малыша трём волшебным словам. Медвежонок помог Гному. А в благодарность тот подарил три волшебных слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините». По дороге домой встретил Медвежонок Старого Медведя с корзинкой ежевики и попросил: «Дайте, пожалуйста, ягод». Старый Медведь не отказал, угостил. Медвежонок ответил: «Спасибо!» Потом малыш извинился перед всеми, кому грубил, и появилось у него много-много друзей».

Беседа

На основании объяснений и сказок педагог может вводить в практику такой речевой приём, как беседа. С малышами ясельной и первой младшей группы диалог строится на основе вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Обращаясь к сказке про Медвежонка, это могут быть такие вопросы:

  • «Xорошо быть грубым?» (дети отвечают отрицательно, а педагог объясняет почему);
  • «Вежливые, волшебные, слова помогают нам находить друзей?» (воспитатель разъясняет);
  • «Вы говорите волшебные слова?» (педагог говорит о том, что важно быть вежливым со всеми — и взрослыми, и детьми).

Беседа обычно представляет собой переход от одного вида деятельности к другому (к примеру, от прослушивания сказок к играм и пр.).

Наглядность

Эта группа приёмов представлена:

  • картинками (дети раннего и младшего дошкольного возраста воспринимают мир вокруг образами, поэтому им важно видеть, что скрывается за тем или иным словом, понятием, и тут на помощь приходят иллюстрации);
  • атрибутами (многие методики, используемые на общеобразовательных занятиях, требуют использования реквизита, о котором говорилось выше);
  • демонстрацией (воспитатель показывает способы взаимодействия в разных видах деятельности с различными объектами, например, как пользоваться мылом, полотенцем и пр.);
  • показом (малыши могут получать информацию не только со слов педагога, но и при помощи видеоматериалов по теме, которые затем кратко проговариваются педагогом и обсуждаются с детьми при помощи простых вопросов).

Видео: времена года — урок от тётушки Совы

Игровые приёмы

Игры — основа организации материалов занятия. При помощи трёх видов игр (обучающих, подвижных, театрализованных) педагог решает образовательные задачи урока, а также попутно учит ребят взаимодействовать друг с другом. Поэтому очень важно, чтобы у воспитателя была обширная картотека игр.

Практические приёмы

В эту группу входит творческая продуктивная деятельность, а именно создание:

  • рисунков (особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, дающим возможность прочувствовать процесс заполнения контуров цветом, например, ватными палочками дети в рамках темы «Дождик кап-кап» дети изображают осадки пальчиками);
  • аппликаций (малыши ясельной и первой младшей групп выполняют задания такого рода из заготовок, к примеру, из двух разрезанных частей складывают трапецию после изучения соответствующей темы);
  • поделок (например, при изучении темы «Насекомые» из каштанов и пластилина малыши первой младшей группы делают гусеницу).

    Гусеница из каштанов

    Приклеивая гусенице рот, малыши получают представление о разных эмоциях: грусти, если уголки опущены вниз, или радости, если подняты вверх

Планирование занятий

Для организованной подготовки и проведения занятий с детьми раннего дошкольного возраста педагог составляет ежедневное календарно-тематическое планирование.

Таблица: ежедневный план с общеобразовательными занятиями в ясельной группе (вторник)

Автор — Xанова Р.Р., воспитатель МБДОУ №3 «Солнышко», пгт Актюбинский, Республика Татарстан.

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная
Вторник, 10 января
Утро
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • социально — коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • познавательное развитие.
  • приём детей в группу;
  • утренняя гимнастика;
  • чтение стихотворения А. Барто «Ути-ути» — помощь эмоционально затронуть детей, приучать слушать и понимать стихотворные строки;
  • конструирование «Дом для животных» — учить создавать различные постройки путём соединения деталей;
  • труд (предложить расставить резиновые игрушки на полочки — учить выполнять трудовые поручения;
  • подвижная игра «Вышла курочка гулять» – развивать ориентацию в пространстве;
  • перед завтраком поговорить о правилах поведения за столом (сидеть прямо, держать ложку в правой руке, благодарить);
  • использовать потешки о приёме пищи.
Дидактическая игра «Геометрический куб» – учить размещать детали-вкладыши в зависимости от их формы.
Давлат, Варвара, Глеб.
Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости»:

  • развивать игровой замысел;
  • учить играть дружно;
  • тренировать внимание за счёт рассматривания иллюстрации книг.
  • художественно-эстетическое развитие;
  • речевое развитие;
  • познавательное развитие.
Музыка
Задача: учить детей проявлять активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Юный следопыт»
Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления, познакомить с категорией «причина — следствие».
Материал: игрушка, цветная верёвка или толстая нить.
Прогулка
  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие.
  • наблюдение за ветками деревьев, которые покрыл иней;
  • подвижная игра «Пёс Барбос» – развивать ловкость, быстроту движений;
  • дидактическая игра «Ветка или ствол» — определение частей дерева;
  • труд (кормление птиц).
Развитие движений — перелезание через бревно. Сюжетно-ролевая игра «Паровозик» – развивать игровые действия. Игры с выносными игрушками.
Работа перед сном Художественно-эстетическое развитие Чтение книг по желанию детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков: воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно.
Вечер
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • познавательное развитие.
  • постепенный подъём детей;
  • бодрящая гимнастика, массажная дорожка;
  • попросить детей напоить куклу Катю чаем, а затем покатать её в коляске;
  • формирование культурно-гигиенических навыков — учить снимать колготки и трусики в туалете;
  • игры со строительным материалом — развивать строительные навыки;
  • труд (так, мытьё игрушек — воспитывать бережное отношение к ним).
Дидактическая игра «Найди парную картинку» – развивать мышление, внимание и восприятие.
Милана, Глеб, Руслан
  • сюжетно-ролевая игра «Покатаем куклу» – обогащение словаря;
  • предложить детям крупный стройматериал, образцы построек для свободной конструктивной деятельности.

Воспитатель показывает детям за столом книжку

Детальный план образовательной деятельности помогает правильно организовать работу с малышами

Таблица: ежедневный план с общеобразовательными занятиями в первой младшей группе (понедельник)

Автор — Луценко М.А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 223», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность. Развивающая среда, центры активности
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник, 20.07. Утро
  • утренняя гимнастика;
  • беседа на тему: «Что делали на выходных». Цель: развивать речь, желание делиться впечатлениями.
  • Дидактическая игра «Фигуры». Цель: учить находить предметы схожей формы и распределять их по группам.
Индивидуальная работа по развитию речи с Ване А. и Дашей Г. настольная игра «Лото». Цели:

  • учить правильно называть изображённые предметы;
  • развивать речь;
  • обогащать словарный запас.
Беседа на тему: «Уроки Айболита». Цель: дать детям первоначальные знания о том, как нужно заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций из книги К. Чуковского «Доктор Айболит». Цель: приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, развивать любознательность.
Игра-забавы с водой. Цели:

  • познакомить со свойствами воды;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цели:

  • учить детей занимательно проводить время;
  • выбирать занятие по интересам.
Образовательная деятельность Тема дня: «День доктора Айболита»
9.00 – 9.08 (1 подгр), 9.20 – 9.28 (2 подгр) Лепка «Яблоко». Цель: продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока, развивать логическое мышление.
Прогулка Наблюдение свойств песка. Цель: ознакомить со свойствами сухого и мокрого песка.
Трудовые поручения: на прогулку — помочь очистить ведёрки, лопатки от мокрого песка. Цель: формировать интерес к труду.
Индивидуальная работа по развитию движений: упражнять в ходьбе парами. Подвижная игра «Лохматый пёс». Цель: учить детей соблюдать правила игры, действовать по сигналу.
П.и. «Топчем дорожки». Цель: учить ходить громки и тихо, притопывая ножками.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом (песочными наборами, мячами, транспортом).
Игры по желанию детей.
Работа перед сном Чтение произведения К. Чуковского «Доктор Айболит». Цель: формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания произведения.
Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить детей раздеваться и одеваться, аккуратно вешать одежду на стульчик, оказывать посильную помощь другим детям.
Вечер Гимнастика–побудка.
Работа в уголке природы: предложить полить из леечки комнатные растения. Цель: развивать умение ухаживать за комнатными растениями;
воспитывать любовь к цветам.
Индивидуальная работа по сенсорному развитию с Егором К. и Альбиной С. – Дидактическая игра «Что ещё такого цвета». Цель: развивать сенсорные способности, закреплять цвета. Предложить детям карандаши. Цель: учить детей правильно держать карандаш, ритмично наносить след на бумаге.
П. и. «Совушка». Цель: развивать умение играть по правилам.
Сюжетно — ролевая игра «Делая причёску, помни про себя, что твоя расчёска только для тебя». Цель: закреплять гигиенические навыки у детей, учить развивать сюжет, играть дружно.
Свободная деятельность под присмотром педагога. Цель: формировать умение обмениваться игрушками.

Режимные моменты в образовательной деятельности в ясельной и первой младшей группах

Как видно из ежедневного плана, в образовательную деятельность с детьми обязательно вписываются режимные моменты — процедуры распорядка дня, которые направлены на воспитание КГН, сохранение и укрепление здоровья, а также развития самостоятельности малышей. При этом каждый элемент режима имеет свои задачи, приёмы организации и проведения, а также оборудование. В ясельной группе, а также в первой младшей распорядок дня и его составные планируются по одинаковой схеме. Ознакомиться с примером такой схемы можно здесь.

Девочка в белом бальном платье возле рукомойника

Соблюдение режима вписывается в ежедневный план потому, что на основе многих пунктов распорядка дня педагог проводит своеобразные занятия, объясняя, как действовать в той или иной ситуации

Временной план

В ясельной и первой младшей группе занятие длится 15 минут. Это время распределяется между тремя этапами проработки темы:

  • вводной частью, в процессе которой воспитатель знакомит малышей с темой занятия, мотивирует на работу — до 3 минут;
  • основной частью, отведённой на проработку темы, а также проведение физкультминутки – до 10 минут;
  • подведением итогов, включающим поощрение малышей, благодарность за работу на занятии — до 2 минут.

Таблица: Угрюмова Е. конспект общеобразовательного занятия на тему «У нас гость» в ясельной группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводная часть — Проходите дети, присаживайтесь, к вам гость пришёл и вас ждёт.
На фланелеграфе расположен поварёнок.
— Посмотрите, кто это у нас в гостях? Конечно, повар.
— А как вы догадались, что я поварёнок? А что у меня на голове? Во что я одет? Что у меня в руках? Правильно, молодцы! А знаете ли вы, чем я занимаюсь? Я готовлю кушать, умею варить суп, кашу, компот, печь пироги…>
Основная часть <… Есть у меня необычная корзинка, там я храню много-много фруктов и овощей, но они все перемешались, помогите мне их разделить. Вот в эту большую кастрюлю нужно поместить овощи для супа: морковь, картофель, лук, свёкла, капуста. Воспитатель показывает овощи для супа. А в эту банку мы положим фрукты, чтобы приготовить компот: яблоко, вишня, груша. Воспитатель показывает овощи для компота. После этого перемешивает картинки, раздаёт детям, и они по очереди прикрепляют их в нужную посуду…>
<… но прежде чем готовить кушать, нужна специальная одежда для повара.
Помогите, подскажите, что же нужно мне на кухне?
Я картинки покажу, а вы ответьте «Нужно или нет?», повару это на кухне?
Игра «Да, нет». Воспитатель показывает картинки: кастрюля, лопата, молоток, ведро, сапоги, фартук, колпак — и нужные размещает возле повара.
— Вот какие у меня помощники хорошие. Теперь и одежда у нас на месте и продукты по местам. Пора нам вместе с вами пора варить суп. Вы готовы?…>
<… Пальчиковая игра.
Закатали рукава…
Мы варили суп, суп, суп, суп…>
Подведение итогов <… Воспитатель: — Вам, ребята, я спасибо громко-громко говорю.
Много вы мне помогали, много нового узнали:
Овощи на суп мы положили,
Фрукты на компот сложили,
Всю мы нужную одежду повару оставили,
И, конечно, не ленились, в огороде потрудились.
Говорю вам до свиданья, очень скоро я к вам снова в гости забегу.
Будем снова мы учиться и играть, и веселиться.
http://www.maam.ru/detskijsad/kompleksnoe-zanjatie-dlja-jaselnoi-grupy-u-nas-gost.html

Видео: общеобразовательное занятие в ясельной группе на тему «Цвет и форма»

Таблица: Кордобовская Г. конспект общеобразовательного занятия на тему «Поможем кукле Маше постирать платочки» в первой младшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводная часть Дети водят хоровод «Возле розовых кустов, среди травок и цветов водим, водим хоровод…»
Воспитатель: — Что-то я не вижу куклу Машу. Чем она занята? (ответы детей) Посмотрим, что она там делает? (Кукла стоит у тазика с водой.) Я вспомнила, Маша собиралась стирать. Маша взяла грязные платочки и стирает их. Посмотрите сколько их у неё, разноцветные. А у вас дома кто стирает бельё? (ответы детей) А вы помогаете?
Основная часть Молодцы! Покажите кукле Маше, как вы это будете делать, упражнение «Помогите маме»:
Мы платочки постираем, (трут кулачками)
Крепко, крепко их потрём,
Вот так, вот так.
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём, (выжимают)
Вот так, вот так.
Мы платочки отожмём.
А потом мы все платочки
на верёвку отнесём.
Прежде чем приступить к стирке, нужно убедиться, не горячая ли вода? Иначе можно получить ожог — это очень больно и неприятно! (предлагаю надеть фартук и закатать рукава, подойти к тазикам с водой)
Воспитатель: Как нам проверить? (ответ детей)
Воспитатель: Смотрю, пара нет, потрогаю тазик — тёплый; пальчиком чуть-чуть не горячая. Какая водичка?
Пальчиковая игра с водой: «Водичка»…>
<… Воспитатель: — Мы сегодня кукле Маше помогаем, чисто все платочки постираем. А что ещё нужно для стирки? (ответы детей)
— Возьмите мыло, намыльте платочки и потрите руками. Посмотрите, как ловко это получается у Маши. Маша грязь хорошо отстирала. Молодец!
Воспитатель — У кого платочки стали чище? У всех чистые. Лиза, какого цвета платочек стирает? А Женя? У кого водичка пенится? Платочки отстирались? Посмотрите внимательно. Отстирались. Дети стирают, а мы с Машей приговариваем: Мыло-мыло, душистое мыло, Чисто моет, чисто стирает. От мыла — чистые щёчки, Чистые ручки и чистые платочки!…>
Подведение итогов <…Кукла Маша: — Спасибо, большое, вы мне очень помогли. «Делу — время, а потехе — час», гласит русская пословица. Пусть платочки сохнут, а мы с вами поиграем с мыльными пузырями, которые приготовила для вас кукла Маша.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-obrazovatelnoi-oblasti-poznanie-v-pervoi-mladshei-grupy.html

Видео: общеобразовательное занятие в первой младшей группе на тему «В гостях у Мишки»

Видео: общеобразовательное занятие в первой младшей группе на тему «Расскажем Xрюше о воде»

Общеобразовательные занятия в ясельной и первой младшей группах — это основная форма организации образовательного процесса для реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. В уроки этого вида вплетаются не только учебные задачи, но и вопросы КГН, соблюдения режима. Такая универсальность занятий требует от педагога внимательного и досконального продумывания структуры, а также методически оправданного использования методик и приёмов в работе с детьми 1,5–3 лет.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(90 голосов, среднее: 4.4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи:
Закреплять знания признаков «Цвет», «Форма», «Рельеф», «Звук» продолжить упражнять сравнивать объекты по признакам и ориентироваться на плоскости.

Конспект открытого занятия по сенсорике

с элементами ТРИЗ — технологий

в первой младшей группе

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 1

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 2

Тема: «Путешествие
с колобком в с

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 3

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 4

казку»

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 5



Подготовила


воспитатель
первой младшей группы


МДОАУ
«Солнышко» с. Хабарное


Родвальт
Т.Н.

Цель: Формирование
сенсорных эталонов и способностей,
позволяющих ребёнку всесторонне
воспринимать окружающий мир.

Задачи:
1. Закреплять знания признаков «Цвет»,
«Форма», «Рельеф», «Звук»

продолжить
упражнять сравнивать объекты по признакам
и ориентироваться на плоскости

2.
Развивать мелкую моторику, память,
внимание и наблюдательность

3.
Воспитывать у детей чувство отзывчивости,
желание помочь.

Ход
занятия:

Дети
вместе с воспитателем заходят в зал.

В:
— Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети
здороваются и садятся на стульчики.

В:
— Ребята, смотрите, что у меня есть. Это
«Золотая книга сказок». Давайте откроем
и посмотрим что там лежит.

Открывает
книгу.

Д:
— Лежит книжка.

В:
— Как называется сказка?

Д:
— Колобок.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 6

В:
— Я предлагаю вам, отправиться в сказку.
Но в сказку мы можем попасть только
тогда когда назовём героев сказки
«Колобок»

Дети
называют: дед, бабка, заяц…

В:
— Молодцы. Что бы попасть в сказку, давайте
произнесём волшебные слова

Дети
вместе с воспитателем произносят и
выполняют действие по тексту.

В:-
Вокруг себя ты повернись и в сказке тут
же окажись

В:
— Вот мы и в сказке, но колобка не видно.
Смотрите, следы колобка. Давайте пойдём
по ним и найдём колобка. По дороге будем
петь песенку колобка.

Дети
поют песенку и выполняют имитационные
действия

Я
колобок, колобок

По
амбару метён

По
сусекам скребён

Я
от бабушки ушёл

Я
от дедушки ушёл….

В:
— Следы нас привели к кустику. Ребята,
кто там под кустиком сидит

Д:
— Зайка

В:
— Он очень грустный. Давайте поиграем с
ним и развеселим.

Дети
играют в д/и «Зайка». Закрепление признака
«Форма». Работа с морф дорожкой. Поселить
зайчика в домик такой же формы как
зайчик.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 7

В:
— Зайке очень понравилась игра. Мы его
развеселили. А нам пора идти дальше.

Дети
вместе с воспитателем идут по следам,
которые ведут к ёлке и поют песенку,
выполняя имитационные действия

Я
колобок, колобок

По
амбару метён

По
сусекам скребён

Я
от бабушки ушёл

Я
от дедушки ушёл

Я
от зайца ушёл…

В:
— Смотрите, кто-то под ёлкой сидит.

Д:
— Волк.

В:
— Волк сердитый и расстроенный . Посмотрите
вот корзина, а в ней мячики, волк перемешал
их, а теперь не может их разложить по
разным корзинам: колючие в синюю, гладкие
в желтую, мягкие в красную.

Дети
сортируют мячики по рельефу.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 8

В:
— Смотрите, в гости к волку пришли его
друзья.

Каждому
ребёнку выдаётся коробочка с изображением
головы волка с прорезанным отверстием
в районе рта — д/и «Покорми волка».

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 9

В:
— Они голодные. Мы будем кормить волков
их любимыми желтыми витаминами.

Дети
выбирают желтые «витамины» и кормят
волка.

В:
— Волки наелись, но нас отпускать не
хотят. Давайте громко погремим 
(Дети
гремят)
,
теперь чуть тише… ещё тише. Волки
испугались и убежали. А мы можем продолжить
своё путешествие.

Дети
с воспитателем продолжают идти по следам
и поют песенку..,

Я
колобок, колобок

По
амбару метён

По
сусекам скребён

Я
от бабушки ушёл

Я
от дедушки ушёл

Я
от зайца ушёл

Я
от волка ушёл..

Следы
заканчиваются возле домика

В:
— Интересно, кто в домике живёт?

Д:
— Медведь.

В:
— Давайте спросим у него, куда пошёл
колобок.

Дети
спрашивают медведя куда пошёл колобок.

В:
— Мишка покажет, куда пошёл колобок, если
мы ему поможем. Он купил своим медвежатам
подарки- шорты и юбочки. А пока шел по
лесу , задел за куст – они порвались.
(Показывает шорты и юбки из картона). Не
переживай мишка, мы тебе поможем.

В:
Ребята, поможем , мишке?

Д:
ответы детей. (Да, поможем)

В:
Давайте подберем заплатки и залатаем
дырки. На что похожи дырки на юбочках и
шортах?

Д:
На треугольник, квадрат и круг.

В:
Правильно (кладет шорты и юбочки на
стол, на котором заранее разложены
заплатки. Дети подходят к столу и
выполняют задание. Воспитатель спрашивает
у каждого ребенка, какого цвета заплатку
он поставил, и на какую геометрическую
фигуру она похожа.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 10

В:
Молодцы. Мишка теперь доволен, а мы
можем идти , он мне сказал куда пошел
колобок.

Показывает.
Дети видят пенёк, на котором сидит
колобок, а рядом лису.

В:
— Лиса хочет съесть колобка. Ему нужно
помочь,
если
колобок спрячется, то лиса не найдет
его и убежит.

В:
Ребята у меня есть разноцветные домики.
Видите в окошко выглядывает колобок?
Что бы спрятать его надо закрыть окошко
дверцей – квадратиком того же цвета,
что и домик
,
а
то придет лисичка увидит где окошко,
откроет его и съест колобка.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 11

В:
раздает разноцветные домики детям и
предлагает закрыть окошки, выясняя
хорошо и правильно ли они закрыты.
Достает
игрушку лису, которая идет «искать
колобка».  

В:
Дети вы хорошо спрятали колобка? Лисичка
хочет его найти.

Лисичка
ищет колобка и уходит не найдя его.

В:
— Молодцы. Лиса не нашла колобка и убежала.
Мы спасли его. Нам пора возвращаться.
Садитесь на стульчики. Что бы вернуться
нам нужно вспомнить в какой мы сказке,
кого мы встретили и где.

Дети
называют сказку и героев, рассказывают
где с ними встретились, выкладывая
картинки на фланелеграфе.

Конспект открытого занятия по сенсорике в 1 младшей группе Путешествие с колобком в сказку - Рисунок 12

В:
— Молодцы. Мы с вами вернулись из сказки.
Давайте скажем до свидания нашим гостям
и пойдём расскажем другим ребятам где
мы были, кого встретили…

Список
литературы

1.
Бейлина, А. Игры и игровые средства. //
Дошкольное воспитание, 1995. — №3

2.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для
воспитателя детского сада /Л.А. Венгер,
Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000

3.
Занятия с детьми раннего возраста
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://detsad-kitty.ru

4.
Сенсорное воспитание детей раннего
возраста через восприятие цвета // Первые
шаги: (Модель воспитания детей раннего
возраста). — М.: 2002

5.
Сенсорное развитие детей [Электронный
ресурс] — Режим доступа:
http://www.kindereducation.com

6.
Сенсорное воспитание детей раннего
возраста через восприятие цвета // Первые
шаги: (Модель воспитания детей раннего
возраста). — М.: 2002

  • Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Что за зверушка – зеленая квакушка?»

    2023

    Задачи занятия: вовлекать детей в разговор; побуждать высказываться о том, что ты видишь; обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Цель: подводить к составлению текстов-описаний.

  • Игровая ситуация «Зайка заболел» в первой младшей группе

    2023

    Автор:
    Петрова Светлана Алексеевна

    Цель занятия: формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

  • Интерактивная сказка в первой младшей группе «Как медвежонок весну искал»

    2023

    Авторы:
    Анисимова Наталья Михайловна, Колесникова Татьяна Юрьевна

    Цель занятия: закрепление знаний о признаках весны через сказку, знакомство со сказками в интерактивной форме с использованием сенсорного материала. Задачи: обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, развивать речевое дыхание, воспитывать интерес, любовь и уважение к устному народному творчеству, развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.

  • Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1-й младшей группы «Поездка в магазин мебели»

    2022

    Авторы:
    Караваева Екатерина Сергеевна, Сорокина Юлия Владимировна

    Цель занятия: расширить представления детей о мебели, ее назначении. Задачи: дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении показанных предметов мебели, учить детей различать и называть предметы мебели; развивать моторику; воспитывать желание сопереживать и помогать персонажу.

  • Конспект сюжетного физкультурного занятия в первой младшей группе по сказке «Репка»

    2022

    Автор:
    Юсупова Эльвира Фаритовна

    Задачи занятия: упражнять в выполнении основных движений; упражнять детей в ходьбе и беге стайкой за воспитателем; приучать детей во время ходьбы и бега сохранять необходимое направление и изменять его в зависимости от ситуации, бегать в разных направлениях, не задевая друг друга.

    первая младшая группа,
    сказка «Репка»

  • Конспект игрового физкультурного занятия по сказке «Репка»

    2022

    Автор:
    Завалищина Расима Ягафаровна

    Задачи занятия: закреплять выполнение основных движений: ползание на четвереньках, ходьба по скамейке, прыжки на двух ногах, ходьба через препятствия, ходьба и бег стайкой за воспитателем.

    первая младшая группа,
    сказка «Репка»

  • Проект в видеоформате «День Победы» в 1-й младшей группе

    2022

    Авторы:
    Суша Татьяна Андреевна, Тужаева Ангелина Арбиевна

    Представлен проект в видеоформате «День Победы» в 1-й младшей группе.

    День Победы, первая младшая группа

  • Конспект занятия в 1-й младшей группе «Мишка к нам в гости пришёл»

    2022

    Автор:
    Гусева Татьяна Борисовна

    Цель занятия: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; развивать у детей умение согласовывать движения со словами; развивать речь детей через развитие общей и мелкой моторики; развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

  • Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чудесный мешочек»

    2022

    Автор:
    Астахова Анна Сергеевна

    Программное содержание занятия: учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке; продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества; воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей; закрепить произношение звуков «э-э-э»; звукосочетаний «пи-пи-пи», «гав-гав», «иго-го», «мяу»; обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».

    развитие речи, первая младшая группа,
    Развитие речевой деятельности

  • НОД по развитию речи и физической культуре с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 1-й младшей группе. Тема: «На зимней прогулке»

    2022

    Автор:
    Карагулян Сусанна Саркисовна

    Цель занятия: воспитание дружеских взаимоотношений в процессе двигательной активности.

  • Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Зеленые листочки»

    2022

    Автор:
    Кирюшичева Елена Викторовна

    Цели занятия: формирование у детей навыков работы с пластилином, создавать условия для художественно-эстетического развития детей. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев, воображения, развивать интерес, закреплять навыки отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к плоской поверхности.

    лепка,
    лепка из пластилина, первая младшая группа

  • Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Птицы» в 1-й младшей группе

    2021

    Автор:
    Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

    Цель занятия: формировать представление о птицах, как о живых существах в природе дать детям элементарные представления о кормушках для птиц; продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их многообразием; формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, общих и отличительных признаках (размер, голос, окраска), условиях обитания.

    птицы, первая младшая группа

  • Конспект НОД по ПДД «Светофор» в первой младшей группе

    2021

    Автор:
    Ильина Екатерина Павловна

    Цель занятия: учить детей называть и различать цвета светофора; закрепить в активном речевом словаре названия цветов и понятие светофор; воспитывать культуру поведения пешеходов на улице, воспитывать ответственность в соблюдении правил дорожного движения.

    ПДД, первая младшая группа

  • Конспект занятия для детей 1-й младшей группы на тему «В лес на прогулку»

    2021

    Автор:
    Васильева Юлия Петровна

    Занятие «В лес на прогулку» направлено на развитие у детей 1-й младшей группы представлений о лесе, его обитателях. В частности, в ходе занятия дети рассматривают внешний вид ели и характерные особенности зайца. Занятие способствует развитию бережного отношения к природе, формированию навыков поведения в природе.

  • Интегрированное занятие в первой младшей группе «Скоро лето»

    2021

    Автор:
    Хаустова Надежда Александровна

    Цель занятия: уточнить знание детей о времени года «лето».

    лето, первая младшая группа

  • Проект в первой младшей группе «В гостях у сказки»

    2021

    Автор:
    Апанаева Марина Александровна

    Цель проекта: развитие у детей интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

  • НОД по развитию речи и физической культуре с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 1-й младшей группе. Тема: «На зимней прогулке»

    2021

    Автор:
    Карагулян Сусанна Саркисовна

    Задачи: формировать умение устанавливать простейшую причинно-следственные связи: на улице холодно, поэтому люди надевают теплую одежду; закрепить последовательность одевания на прогулку; продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы (холодно, идет снег); уточнить и закрепить словарь по теме «зима», ввести в активный словарь детей слово «снегопад»; развивать общую моторику и координацию движений, силу пальцев и согласованность деятельности рук детей под контролем зрения; вырабатывать правильное физиологическое дыхание, развивая длительный ротовой выдох.

    развитие речи, первая младшая группа,
    Развитие речевой деятельности

  • Конспект физкультурного досуга в 1-й младшей группе «Веселые лягушата»

    2021

    Автор:
    Галицких Марина Васильевна

    Цель занятия: укрепление здоровья и закаливание детского организма; формировать у детей любовь к занятиям по плаванию.

    обучение плаванию, первая младшая группа

  • Развлечение для детей 1-й младшей группы на тему «Красивые, послушные шарики воздушные»

    2021

    Автор:
    Климанова Ирина Петровна

    Цель занятия: создание у детей веселого и радостного настроения.

  • Красивые, послушные шарики воздушные

    2021

    Автор:
    Крупина Маргарита Петровна

    Цель занятия: создание у детей веселого и радостного настроения.

  • Конспект ООД по развитию сенсорных навыков у детей первой младшей группы (2–3-х лет). Тема: «Геометрические фигуры»

    2021

    Автор:
    Абасова Мелекханум Афган кызы

    Цель занятия: обучение подбору нужной формы методом зрительного соотнесения и запоминание названий основных геометрический фигур: круг, квадрат, треугольник.

    геометрические фигуры, первая младшая группа

  • «Весенняя прогулка». Конспект итоговой образовательной деятельности для детей первой младшей группы

    2020

    Авторы:
    Андреянова Анастасия Петровна, Борисова Светлана Ивановна, Куличкова Наталья Леонидовна

    Цель: занятия: активизация познавательной и речевой деятельности детей. Задачи: закрепить знания о весне; закрепить знания о цвете; уточнить понятия: один – много, широкий – узкий; развитие интереса к игровым импровизациям.

  • Интегрированное занятие «Поездка в зимний лес». 1-я младшая группа

    2020

    Автор:
    Шмыркова Елена Юрьевна

    Представлено интегрированное занятие «Поездка в зимний лес» для детей первой младшей группы.

  • Конспект открытого занятия по аппликации «Мы в лесок пойдем, грибок для мишки найдем» с детьми первой младшей группы (2–3 года)

    2020

    Автор:
    Володина Ирина Александровна

    Цель занятия: расширять представления детей о грибах; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; развивать умения у детей принимать активное участие в совместной деятельности.

  • Проектная работа «За здоровьем в детский сад» в первой младшей группе

    2020

    Автор:
    Муллахметова Алина Васильевна

    Цель проекта: формирование привычки к здоровому образу жизни детей привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья.

    здоровьесберегающая технология, первая младшая группа

  • Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш»

    2020

    Авторы:
    Добронравова Елена Игоревна, Николаева Юлия Геннадьевна

    Цель проекта: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инвертированный перевернутый тачскрин как исправить
  • Как составить путеводитель буклет
  • Как найти человека когда отключен телефон
  • Как составить разуме на работу
  • Как найти латунь в майнкрафте