Как составить коррекционную программу для детей с овз

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Титульный лист

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

http://fgosreestr.ru/

● Содержание программы.

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

  1. Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

  2. Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

  3. Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

  1. В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

  2. Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

  3. Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

  4. Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

  5. Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

  6. Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

  7. Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

  1. Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

  2. Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

  3. Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

  4. Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

  5. Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

  6. Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

  • Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева

  • Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко

  • О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой

Больше интересных материалов:

  • Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
  • Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники
  • Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
  • Инклюзивное образование детей-аутистов
  • Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело; 

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

#ADVERTISING_INSERT#

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

(Методическое пособие для педагогов, специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 118 «Ягодка»

(МДОУ «Детский сад № 118)

Принято                                                                                            Утверждено:

На педагогическом консилиуме                         Заведующий МДОУ

 № ______________ от                                                                   «Детский сад № 118»

«___» ___________ 2019 год.                                                        _________ Луценко Е.В.

Рекомендации по составлению индивидуальной программы

коррекционно-развивающей работы с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья.

(Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Разработала:

педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка»

Фурцева Е.В.

Петрозаводск

2019 год

Содержание

  1. Пояснительная записка ……….………………………………………………………………
  2. Актуальность проблемы …………………………………………………………………….
  3. Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………………

Приложение 1. Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 2. Бланк коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ограниченными образовательными потребностями.

1. Пояснительная записка.

      Работающие в дошкольном образовательном учреждении специалисты, педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребёнка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

       На данный момент в мире насчитывается:

— 23 % людей с инвалидностью;

— 40 % людей с ограниченными возможностями здоровья

В России по данным за прошедший учебный год (данные предоставлены РОССТАТ России):

— 1 миллион детей с инвалидностью;

— 2 миллиона детей с ОВЗ.

        К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

— с нарушением слуха (слабослышащие);

— с нарушением зрения (слабовидящие);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно — двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями.

        В Петрозаводске в 2018 г. в дошкольных образовательных учреждениях насчитывался 2901 воспитанник с особыми образовательными потребностями (в 2017 — 2127 человек, в 2016 — 1613 человек); в общеобразовательных организациях обучается 4309 человек (в 2017 — 3800, в 2016-3724 человека); в отдельных специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах обучается 617 человек (в 2017 — 580, 2016 — 626).

      По данным ПМПК Петрозаводска в 2017-2018 году численность детей с ОВЗ от общей численности продиагностированных детей составила:

50 % — с нарушениями речи;

27 % — с задержкой психического развития;

6 % — с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2 % — с нарушениями зрения;

1 % — с интеллектуальными нарушениями.

       Реализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья возможна при тесном сотрудничестве специалистов: педагогов, психологов, логопедов, врачей. Работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно – развивающей работы, психолого – педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка — все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни семьи, предотвратить ограничения деятельности.

  1. Актуальность проблемы.

        Актуальность разработки методических материалов вызвана увеличением детей, получившими статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ребёнок с ОВЗ)», в связи с чем педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений столкнулись с необходимостью написания программ коррекционно-развивающего обучения (индивидуальных образовательных маршрутов) детей с различными видами нарушений развития.

        В заключении ПМПК прописаны рекомендации для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка, по какой программе должен обучаться ребёнок, помощь и наблюдение каких специалистов, врачей, требуется ребёнку.

        Использование рекомендованного в данном пособии порядка написания программы (образовательного маршрута) окажет существенную помощь членам психолого-медико-педагогических комиссий ДОУ, педагогам, другим специалистам, осуществляющими сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

— Описать проблему, понять в чем её причина и каковы её особенности.

— Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).

— Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).

— Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).

— Составить коррекционно-развивающую программу как рабочий документ.

Приложение 1.

Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

        Написание любой индивидуальной коррекционно-развивающей программы начинается с титульного листа, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. На титульном листе можно указать педагога или специалиста, который является ответственным за реализацию данной индивидуальной программы.   

                                       Титульный лист.

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 118 «Ягодка»

Принято                                                                                            Утверждено:

 На педагогическом консилиуме                         Заведующий МДОУ

 № ______________ от                                                                   «Детский сад № 118»

«___» ___________ 2019 год.                                                        _________ Луценко Е.В.

Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения

 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с нарушением……

 (нарушение прописано в заключении ПМПК)

Ф.И. ребёнка:             

Возраст:

Педагог:

Срок реализации программы: 1 год.

Согласовано с родителями:

Петрозаводск

2019 год

Содержание программы.

  1. Паспорт программы ……………………………………………………………………………
  2. Пояснительная записка ……………………………………………………………………….
  3. Цели, задачи программы ………………………………………………………………………

4.   Этапы и виды коррекционно-развивающей программы ………………………………………….

5.   Диагностика ………………………………………………………………………………………

6.   Проведение коррекционно-развивающей работы ……………………………………………….

7. Тематический план занятий (схема) …………………………………………………………….

8. Список литературы ………………………………………………………………………………

Приложение

1. Паспорт программы

1. Наименование программы:

Рабочая программа педагога ДОУ по педагогическому (психолого-педагогическому) сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации основной общеообразовательной программы «Детство» / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.

Содержание данной рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам (ФГОС); целям и задачам образовательной программы дошкольного учреждения.

Основание для разработки:

Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 29.12.2012 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Декларация прав ребенка ООН (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-х учреждений к определенному виду» от 29 .05.13  

Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

СанПиНы за 2013 г. — СанПиН — 2.4.1.3049 -13.

Устав и др. локальные акты МДОУ.

        Данная программа сопровождения и организации коррекционно – развивающих занятий разработана (адаптирована) на ребёнка (ИФО) в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка». Основная Образовательная программа включает в себя: «Детство»: Программы развития и воспитания детей в детском саду (под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой. (2002).

Разработчик программы: педагог/специалист муниципального образовательного учреждения детского сада №118 «Ягодка» (ИФО).

Условия реализации программы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № ___, группа № /кабинет специалиста.

Сроки реализации программы: – 1 год.

Форма работы: индивидуальная.

Количество занятий: 15 (1 — 2 раза в неделю).

Длительность одного занятия: (см. возрастную норму по СанПиН).

Оборудование и материалы: в работе используются практические материалы (дидактические игры, упражнения, тесты), наглядные (сюжетные картинки, карточки, игрушки, различные предметы, иной материал), словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

Условия реализации программы:

  1. Условия группы, кабинета специалиста.
  2. Наглядные пособия, дидактические и учебные материалы.
  3. Обеспечение систематических знаний.
  4. Последовательное выполнение всех задач.
  5. Консультирование родителей, рекомендации.
  6. Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

Принципы программы:

— Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

— Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

— Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Возрастной контингент: ______________

Общее количество часов: ____________ (зависит от возрастной нормы — по СанПиН).

Время занятия: _________

Время занятия зависит от возрастной нормы — по СанПиН:

 — дети до 3-х лет – до 10 мин;

— 3-4 года – 15 мин.;

— 4-5 лет – 20 мин.;

 — 5-6 лет – 25 мин.;

— 6-7 лет – 30 мин.

Структура проведения занятия: варьируется в зависимости от возраста ребёнка, вида и степени нарушений, личностных особенностей.

Оценка эффективности: осуществляется с помощью достижений ребёнка, результатов программы: путем наблюдения, беседы, диагностики. Необходимым условием эффективности программы является заинтересованность и активное участие ребёнка на занятиях.

Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

1. Контрольный срез: 1 — через месяц;

                                      2 — в конце работы.

2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.

3. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребенка.

Ожидаемый результат: (То, что мы хотим получить в итоге работы. Важная характеристика результата — достижение возрастных норм развития того или иного качества, хотя результатом может быть и сам факт изменения в лучшую сторону показателей свойств личности). Например, «Данная программа доступна для применения в условиях дошкольного учреждения. С её помощью можно успешно совершенствовать личностные и интеллектуальные умения и навыки детей, необходимые для перехода на следующую ступень обучения, улучшать произвольность всех психических процессов, можно ожидать появление внутреннего плана действий и возникновения соподчинения мотивов. Ребенок, занимающийся по данной программе, будет включен в непрерывный коррекционно-развивающий процесс перед переходом в школу, в чем и заключается главная цель данной программы».

 2. Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена:

  1. на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы;
  2. коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, на их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы.

3. Цели, задачи программы.

Цель программы: Цель должна быть сформулирована чётко, по возможности, кратко, например, реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы ребенка (2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7) лет с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

— коррекционные (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития);

— профилактические (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);

— развивающие (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).

Работа с родителями:

– оказание помощи родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком, обучение родителей методам занятий с ребенком дома;

– осуществлять поиск, определение, поддержание и развитие уже существующего эффективного взаимодействия с ребенком в семье.

   Примечание: Работа с родителями должна быть обязательно включена в программу коррекционно-развивающего обучения. Родители приглашаются на заседание комиссии в ДОУ, для того, чтобы они понимали, осознавали и создавали условия для развития своего ребёнка. На консилиум, по просьбе мамы, может быть приглашен специалист, с которым ребенок работал ранее (например, в другом учреждении), а также может быть приглашена бабушка ребёнка. Если родители не изъявляют желание прийти на заседание комиссии, они в любом случае должны быть ознакомлены с программой работы каждого специалиста и педагога (в том числе) на индивидуальной консультации. Педагог или специалист знакомит родителей со своей индивидуальной программой, показывает план работы с ребенком, и, если занятия уже проводятся, знакомит с результатами (бланки с распечатками на каждое занятие). В свою очередь, родители, после ознакомления, на титульном листе программы пишут о том, что они ознакомлены с программой работы, ставят дату и подпись.

      Работая по программе с ребенком с ОВЗ, стараемся дать домашнее задание на закрепление пройденного результата, чтобы ребёнок лучше усвоил материал.

4. Этапы коррекционноразвивающей работы.

 Сбор первичных данных о ребенке;

  1. подбор и проведение методик на выявление уровня развития познавательной сферы, внимания (иное);
  2. анализ полученных в ходе обследования данных;
  3. разработка комплекса коррекционно – развивающих занятий по улучшению процессов внимания и повышению уровня развития познавательной сферы (иное);
  4. проведение запланированных занятий и их последующий анализ;
  5. работа с родителями; разработка рекомендаций родителям.

Виды коррекционно – развивающей работы.

Индивидуальные комплексные занятия педагога/специалиста с ребенком, игры, упражнения, учебные задания, артикуляционная  гимнастика, графические методы.

5. Диагностика.

Цель: получение информации об уровне развития и обучения ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участника образовательного процесса.

  1. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой).
  2. Педагогическое/психолого-педагогическое обследование ребенка с помощью диагностического инструментария.

6. Проведение коррекционно – развивающей работы:

Сбор первичных данных:

Ф.И.О. ребёнка: ______ Дата рождения: ______ Возраст: _______ Домашний адрес: _______

        Сведения о семье: а) семья полная/не полная, с кем проживает; братья, сестры (год рождения); б) мама – ИФО, год рождения, образование, профессия, место работы; папа — ИФО, год рождения, образование, профессия, место работы; в) социально-бытовые условия семьи, отношение к ребёнку в семье.

        Сведения об адаптации (особенности адаптации: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, активность ребёнка, настроение, и т.д.). Сроки пребывания в данном учреждении (когда поступил в ДОУ, в каком возрасте, из каких условий).  

       Общее впечатление о ребенке, внешний вид, культурно-гигиенические навыки (сформированы в полном/не полном объёме). Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.

        Группа здоровья.  

        Характеристика познавательного развития:

— Особенности восприятия. Усвоение сенсорных эталонов цвета, формы соответствуют возрастной норме, величины — различает большой, маленький, пространственные и временные представления на низком уровне.

— Особенности внимания.

— Особенности памяти. Какой вид памяти преобладает.

— Особенности мышления. Понимание и принятие заданий, выполнение инструкций.

— Ориентировка на себе, в окружающем пространстве, во времени. Ведущая рука.

— Особенности речевого развития (словарный запас, трудности произношения)

        Характеристика учебных умений и навыков. Усвоение программных требований (по образовательным областям).

        Характеристика эмоционально-личностного развития:

— Особенности личности. Самооценка. Индивидуально-типологические особенности. Тип нервной системы. Работоспособность. Темп выполнения заданий.

       Особенности эмоционально-волевой сферы. Эмоциональный фон. Настроение, эмоциональные реакции, их адекватность, стабильность/нестабильность.

        Особенности коммуникативного развития. Общение со сверстниками, взрослыми. Является ли инициатором общения. Конфликтность в игре.

        Особенности игровой деятельности. Вид игры. Любимые игрушки, предпочитаемые игры. Игра соответствуют/не соответствует возрасту.

        Особенности трудовой деятельности.

        Выводы педагога, специалиста на основе наблюдения за ребёнком в различной деятельности, анализа педагогической, психолого-педагогической диагностики ребёнка. Соответствие выявленного уровня развития возрастным показателям.

Прописываем предмет коррекции: ___________________________________________________

7. Примерный тематический план занятий по схеме:

Тема

Цели, задачи

Наименование  форм работы, упражнений (без подробных описаний)

  1. Список литературы.

                                                                                                                                   Приложение 2.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий

Занятие №

Ребёнок:

Дата рождения:

Группа №

Сроки проведения:

Педагог/специалист:

Цель занятия:

Тематический план занятия:

Тема

Цели и задачи

Формы работы, упражнения

Зыкова С.М.,

учитель-логопед МБОУ Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера

Пермского муниципального района

Сятчихина Е.А.,

учитель-логопед МОУ Мостовская ООШ Пермского муниципального района

Гайнутдинова С.Р.,

учитель-логопед МАОУ Сылвенская средняя школа Пермского муниципального района

Мамошина Е.А.,

учитель-логопед МАОУ Мулянская средняя школа Пермского муниципального района

Россолова Т.С.,

учитель-логопед МБОУ Байболовская основная школа

Пермского муниципального района

Мациевич Н.И.,

учитель-логопед МАОУ Гамовская средняя школа Пермского муниципального района

Кузнецов М.В.,

учитель-логопед МАОУ Бабкинская средняя школа Пермского муниципального района

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель программы: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы (далее — ООП), развитии и социальной адаптации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи:

a) своевременное выявление детей имеющих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации, обусловленные ограниченными возможностями здоровья;

b) определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

с) создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы среднего общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

ё) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

е) разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

1 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

§) реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;

И) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы

Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Программа коррекционной работы на ступенях начального и основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1. диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2. коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях

общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3. консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

25

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

1) обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

2) обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

3) обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4) обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

5) обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

6) развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекции

недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Данная программа реализуется специалистами школы в соответствии с их планированием как индивидуально, так и во взаимодействии, с привлечением медицинского работника, заместителей директора школы по УВР и ВР, педагогов школы. Деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса осуществляется через функционирование службы психолого-педагогического сопровождения (СППС), в том числе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Титульный лист

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

● Содержание программы.

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

  1. Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

  2. Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

  3. Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

  1. В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

  2. Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

  3. Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

  4. Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

  5. Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

  6. Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

  7. Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

  1. Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

  2. Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

  3. Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

  4. Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

  5. Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

  6. Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

  • Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева

  • Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко

  • О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело; 

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти булавку
  • Как найти вписанный угол если знаем дугу
  • Как найти в магазине нужную одежду
  • Как найти мираж в archeage
  • Failed to fetch song info как исправить