Как составить красно черную таблицу

Таблица Горбова-Шульте является разновидностью таблиц Шульте. В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук, а красных 24.

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Тренируйте мозг с удовольствием

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

скорочтение, скорочтение за 30 дней, курс по скорочтению, быстрое чтение
Записаться на курсУзнать подробнее


Игра таблицы Горбова-Шульте

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4×2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться, так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

Играть в красно-черные таблицы Шульте

Играть сейчас

Другие таблицы Шульте:

  • Классические таблицы
  • Буквенные таблицы
  • Красно-черные таблицы Шульте

Тренируйте мозг с удовольствием

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25, а красные цифры по убывающей от 24 до 1.Счет идет попеременно, сначала черная 1, потом красная 24, далее черная 2, потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное) становится возрастающим.

Красно-черные таблицы Шульте

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Красно-черные таблицы Горбова Шульте

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати.

Файлы для скачивания:

  • Таблицы Шульте.zip
  • Таблицы Шульте (для печати).pdf
  • Таблицы Шульте (для печати).docx

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:

Красно-Черная Таблица Шульте-Горбова, вариант 1Красно-Черная Таблица Шульте-Горбова, вариант 2

Итог

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова, более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте.

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

скорочтение, скорочтение за 30 дней, курс по скорочтению, быстрое чтение
Записаться на курсУзнать подробнее


Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Интернет-курс развития памяти и внимания у детей 5-10 лет, упражнения, уроки, онлайн
Записаться на курсУзнать подробнее


Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Курс развития памяти Супер-память за 30 дней
Записаться на курсУзнать подробнее


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика, учимся быстро считать, не ментальная арифметика
Записаться на курсУзнать подробнее


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Секреты фитнеса мозга, игры, задачи, тренировки, курс, упражнения
Записаться на курсУзнать подробнее

Техника тренировки скорочтения Горбова-Шульте помогает развивать внимание, память и восприятие. Методика не тяжела в освоении. Достаточно некоторое время смотреть на таблицу с цифрами (или с буквами) и попробовать следовать рекомендациям.

Разработана методика немецким психотерапевтом Вальтером Шульте (1910-1972). Первоначально техника поиска объектов в сетке из квадратов была создана лишь для исследования внимания пациентов.

Итак, что представляет собой методика Шульте и как ею пользоваться? Рассмотрим в этой статье.

Красно черная таблица методика

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Тестовый материал

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Видеть 5х5 одновременно

Пост в Лигу психотерапии.

Таблицы Шульте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке.

Искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25, не помогая себе передвижением по клеткам пальца или передвижением взора, — нужно смотреть в центр и стараться охватить все поле целиком.

Видеть 5х5 одновременно Психология, Таблицы Горбова-Шульте, Биография, Длиннопост

Таблица Шульте, для желающих потренироваться:

Видеть 5х5 одновременно Психология, Таблицы Горбова-Шульте, Биография, Длиннопост

Существуют красно-чёрные таблицы Шульте и усложнённые таблицы 7х7, они называются таблицами Горбова.

Фёдор Дмитриевич Горбов окончил медицинский институт в Москве. В годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) был военным врачом в действующей армии. Награждён многими боевыми орденами и медалями. После войны Горбов руководил службой психоневрологической экспертизы в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале в Москве.

Ещё работая в авиационном госпитале над проблемой помехоустойчивости летчика, он разработал методику, получившую в настоящее время название «черно-красной таблицы Горбова» — (модификации известной методики Шульте).

Гомеостат Горбова, его черно-красная таблица и многие другие предложенные им методики являются обязательным инструментом психологического отбора космонавтов и других лиц экстремальных профессий и в настоящее время.

Видеть 5х5 одновременно Психология, Таблицы Горбова-Шульте, Биография, Длиннопост

В середине 1960-х годов он со своими учениками организовал отдел психологии и психофизиологии в Институте медико-биологических проблем в Москве. В то время многие военные медики и психологи, участвовавшие в программе подготовки космонавтов, главной проблемой считали возможность психического срыва у человека, который первым среди людей выйдет за пределы земного тяготения и увидит Землю со стороны, через стекло иллюминатора.

В отличие от большинства Горбов предвидел опасность не в том, что будет непосредственно в самом полете. Он не сомневался в полной психической устойчивости всех, прошедших строгий отбор, кандидатов. Кроме того, первый космический полет должен был быть очень кратковременным и не предусматривал сколько-нибудь сложной деятельности космонавта.

Поэтому главным критерием отбора он сделал эмоционально-нравственные качества кандидата.

Затем перед Горбовым встала новая задача. Началась подготовка к групповому полету экипажа космонавтов. Теперь на первый план выходила проблема психологической надежности экипажа, которая в свою очередь зависела от правильного выбора его командира. Известные социометрические и другие тестовые методики в этой ситуации оказывались малопригодными, поскольку гипермотивированность кандидатов неизбежно искажала результаты психологических оценок.

Выход из положения Горбову показало наблюдение за поведением членов отряда космонавтов в душевых кабинах после одной из тренировок. Плохо подавалась горячая вода и, желая сделать температуру душа комфортной, каждый из летчиков изо всех сил выкручивал в своей кабине кран горячей воды. Однако если это кому-то удавалось, в соседние кабины поступала совсем холодная вода, раздавались возмущенные голоса, росло раздражение.

В этих условиях Горбов заметил, что один из летчиков изменил тактику. Теперь он старался повернуть кран лишь настолько, чтобы температура воды и в его и в соседних кабинах была пусть и не самой комфортной, но все же находилась в пределах допустимого. Очевидно, этот человек готов был управлять группой исходя не из своих индивидуальных интересов, а из интересов группы.

На основе сделанного наблюдения Ф.Д. Горбов разработал специальный прибор, гомеостат, позволявший определять лидера группы по характеру совместной операторской деятельности нескольких человек, — гомеостат.

Ещё вариант таблицы Ф.Д. Горбова:

Видеть 5х5 одновременно Психология, Таблицы Горбова-Шульте, Биография, Длиннопост

Тем не менее, творческую судьбу Ф.Д. Горбова нельзя назвать счастливой. Учёный с исключительно ярким и нестандартным мышлением, он значительную часть жизни вынужден был заниматься достаточно рутинными вопросами прикладного характера, к тому же заведомо без надежды увидеть многие результаты своей работы опубликованными в печати. Это рождало глубокий разлад с самим собой, хорошо заметный в его так не опубликованной при жизни книге с символическим названием «Я и мое второе я».

В 1967 г. Горбов заканчивает службу в армии и навсегда оставляет ИМБП, а с ним и космическую тематику. С этого времени он — руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии, как тогда назывался старейший российский Психологический институт. Здесь, на Моховой (тогда – проспект Маркса), в самом центре Москвы, расположен и только что созданный первый в стране факультет психологии МГУ.

В институте и на факультете собрались лучшие психологи Москвы, они искренне ценят возможность общаться с Федором Дмитриевичем. Казалось бы, сама судьба, наконец, дала ту самую свободу, которая нужна таланту.

Поздно. Федор Дмитриевич тяжело болен. Он уже все реже напоминает прежнего Горбова. В декабре 1977 он уйдет из дома, не взяв с собой лекарств, в которых теперь нуждается постоянно. Назад он уже не вернется.

Тест «Дж. Равен» («Прогрессивные матрицы Дж. Равена»)

Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена» предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году. Методика Равена применяется для исследования невербального интеллекта и оценки уровня умственной работоспособности. Используется для диагностики интеллекта людей с 8 лет до 65 лет. Содержит 5 серий по 12 матриц в каждой, с возрастающей трудностью.

Всего 60 матриц с пропущенными элементами, в которых требуется определить закономерность изменения фигур и указать правильный вариант фигуры. Диагностируется «визуальная логика», логическое мышление, невербальный интеллект. С помощью данного теста можно получить представление о продуктивной способности субъекта, то есть способности воспринимать и устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить. Принято считать, что результаты выполнения теста зависят от способности испытуемого логически мыслить, особенностей его восприятия, пространственного воображения, умственной работоспособности, умения концентрировать внимание, сосредоточенности, сообразительности.

1.Стимульный материал
2.Алгоритм работы
3.Инструкция
4.Бланк ответов
5.Интерпретация
6.Ключ

Обработка результатов

Фиксируется общее время в секундах, которое ушло у испытуемого на то, чтобы найти все 36 символов. Чем короче этот период, тем о лучшем развитии внимания можно судить.

Ориентировочные нормативы:

— для взрослого человека (> 21 года) 55 секунд

— для старшего юношеского возраста (18-21 год) 60 секунд

— для младшего юношеского возраста (15-17 лет) 65 секунд

— для старших подростков (13-14 лет) 70 секунд

— для младших подростков (11-12 лет) 80 секунд

— для детей (7-10 лет) норматив не существует

Усложненные варианты тренировки. Переход к быстрочтению

Чтобы добиться лучшей концентрации и большей скорости восприятия, после освоения маленьких таблиц переходят на квадраты 7×7 и 8×8. Квадраты могут быть окрашены в разные тона и содержать более сложные задачи.

Например, чтобы усложнить задание, испытуемого просят найти цифры от 1 до 36 в прямом порядке. А затем цифры в других цветах от 36 до 1.

Другие таблицы

После освоения методики «Черно-красная» таблица Горбова-Шульте можно переходить к чтению книг. И пробовать читать страницу, глядя в центр. Передвигать взгляд только вертикально, без горизонтальных движений. На первых этапах не стоит беспокоится о том, воспринята ли информация. Просто тренируется навык быстрочтения глазами.

Затем уже старайтесь понимать то, что попадается на глаза. На тех информационных блоках, где нужно подумать о прочитанном, можно дольше останавливать взгляд. Но если по методике «Красно-черная таблица» научиться быстро искать взглядом необходимую информацию, то некоторые малоинформативные блоки можно вовсе пропускать.

Эффекты от тренировки

Эффекты от постоянной работы с таблицами будут заметны только через несколько месяцев ежедневной получасовой работы с таблицами.

Во время работы происходит:

  • развитие кратковременной памяти;
  • расширение периферического зрения;
  • постепенное возрастание объема внимания;
  • развитие концентрации.

В результате длительной работы по методике «Красно-черная таблица» при чтении любой книги возрастает скорость поиска необходимых смысловых блоков.

Таблица шульте горбова красно черные онлайн. Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по рядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен.

Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта пам. Для его вычисления необходимо определить успешность вы полнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом со вершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оцен ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Бальная оценка переключения внимания

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей.

И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Бальная оценка ошибок переключения внимания

Шкалы: переключение внимания

Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель — время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание — на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным — в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные — в убывающем одновременно, по очереди: 1 — черное, 24 — красное, 2 — черное, 23 — красное и так далее».

Обработка и интерпретация результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Учет и анализ результатов (по Платонову) .

Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное число и следующее за ним римское красное при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить :

Быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

Насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

Какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

Не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

Если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает (часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить :

Трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

Легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

Когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания берут Суммарное время выполнения первого и второго этапа (Т1 + Т2) сравнивают с общим временем выполнения третьего этапа Т3. Показатель переключения – это разница между

Т = Т3 — (Т1 + Т2) – это время, необходимое человеку для переключения.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

Примеры краткой характеристики выполнения задания . Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил задание быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание, был смущен его трудностью. На выполнение задания затратил очень много времени – 8 мин 8 сек; совершил при этом много ошибок (5). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий.

Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

Предлагается и другой вариант обработки результатов и анализа 3 этапа

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А = 12,9. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж = 13,6; Ам = 11,9. Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в таблицах 17 и 18

Здесь вы найдете большое количество игр на развитие мышления, внимания, памяти у детей-дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта «Игры на развитие внимания у детей» . Приведем здесь скриншоты некоторых заданий:

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».

Методика «Красно-черная таблица».

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется).

Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) — (Т(1)+Т(2)).

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

2 Психодиагностический Инструментарий.doc

Скачиваний:

27

Добавлен:

17.11.2018

Размер:

35 Mб

Скачать

Инструкция: «Вам будет предложена
таблица с красными и чёрными числами.
Вы должны отыскивать красные и чёрные
числа попеременно, причём чёрные в
убывающем порядке, от 25 до 1, а красные
в возрастающем – от 1 до 24. записывать
надо только буквы, стоящие рядом с
числами. Время работы – 5 минут».

Например, чёрное число 25 – пишем букву
Я, потом красная цифра 1 – пишем
букву Г, далее чёрное число 24 – Г,
красная цифра 2 – И. Таким образом,
на листе ответов получается 2 ряда букв

Чёрн.
шр.

Г

Я

Красн.
шр.

г

и

7-у

4-в

15-в

8-ч

11-к

1-г

25-я

14-ш

18-л

21-ф

15-з

3-и

19-ф

17-з

7-ж

2-х

11-т

10-с

23-м

8-м

10-а

17-б

14-п

6-р

20-п

13-ч

23-ш

5-у

9-ж

3-л

22-б

1-е

16-ц

6-д

13-н

2-и

4-ц

22-о

20-а

12-х

19-з

24-е

24-г

18-с

12-т

9-к

16-н

21-д

5-о

Контрольный
бланк:

Чёрн.
шр.

Красн.
шр.

Результаты:

2.4.Методика «расстановка чисел»

Инструкция: «На бланке изображены
2-ва квадрата, каждый из которых разделён
на 25 клеток. В клетках левого квадрата
расположены в беспорядке 25 чисел. Клетки
правого квадрата свободны. Вам необходимо
как можно быстрее переписать числа из
левого квадрата в клетки правого квадрата
в возрастающем порядке. Числа в правом
квадрате следует располагать слева
направо, начиная с верхнего ряда. Если
Вы пропустили какое-либо число, ничего
не исправляйте, т.к. исправления будут
считаться ошибками. В этом случае
необходимо продолжить работу. Задание
выполняется в течение 2-х минут. Даётся
указание подписать бланки. Затем эксперт
даёт команды: «ПРИГОТОВИТЬСЯ!», «НАЧАЛИ!»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Техника тренировки скорочтения Горбова-Шульте помогает развивать внимание, память и восприятие. Методика не тяжела в освоении. Достаточно некоторое время смотреть на таблицу с цифрами (или с буквами) и попробовать следовать рекомендациям.

Разработана методика немецким психотерапевтом Вальтером Шульте (1910-1972). Первоначально техника поиска объектов в сетке из квадратов была создана лишь для исследования внимания пациентов.

Итак, что представляет собой методика Шульте и как ею пользоваться? Рассмотрим в этой статье.

Методика «Красно-черные таблицы»

Таблицы с цифрами используются для тренировки скорочтения, но не только. Также они подходят для общего развития детей в школьные годы и полезны в психологии — для установления типа и скорости психических процессов.

Как работать по методике «Красно-черные таблицы» Шульте? В квадрате, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями на нечетное число мелких квадратов, содержатся цифры или буквы. Их необходимо отыскать взглядом за определенное время. На первом этапе нужно тренировать скорость поисково-ориентировочных навыков. На втором этапе объем внимания возрастает, и искать цифры глазами становится легче.

методика Шульте

У тех, кто занимается уже шесть-восемь месяцев, на отыскивание чисел от 1 до 25 уходит не больше минуты — 30-40 секунд.

Есть еще более сложная методика — «Черно-красная таблица» Горбова-Шульте. По ней можно оценить не только объем внимания, но и скорость переключения. При этом одновременно перед исследуемым ставят две-четыре таблицы.

Различные по сложности таблицы можно проходить в онлайн-режиме на определенных интернет-сервисах по саморазвитию. Но можно и просто нарисовать себе такие «тренажеры» на бумаге и засекать время секундомером самостоятельно.

Как повысить внимание?

Обычно человек видит ясно не более того, что находится в 15 градусах от точки, на которой он сфокусировался. Остальное уходит от внимания. Смысл тренировок по методике «Красно-черная таблица» — в расширении этой зоны.

Техника Шульте — это не тест, где нужно «дотянуться» до какой-то нормы. Здесь нет норм, так как у каждого психические процессы разные: у некоторых они протекают быстро и равномерно, у других внимание как бы обрывается, и они долго не могут найти следующую цифру. Просто нужно стараться выполнять упражнение так скоро, как возможно, и при этом внимательно.

Эффекты от тренировки

Эффекты от постоянной работы с таблицами будут заметны только через несколько месяцев ежедневной получасовой работы с таблицами.

Во время работы происходит:

  • развитие кратковременной памяти;
  • расширение периферического зрения;
  • постепенное возрастание объема внимания;
  • развитие концентрации.

Методика Горбова -Шульте

В результате длительной работы по методике «Красно-черная таблица» при чтении любой книги возрастает скорость поиска необходимых смысловых блоков.

Правила работы с таблицами

Существует несколько правил, касающихся того, как надо тренироваться по методике Горбова «Красно-черная таблица». Перечислим их кратко.

  1. Соблюдать расстояние от глаз до таблицы — 30 см.
  2. Перед началом отсчета цифр нужно около минуты сосредотачивать взгляд в центре. В некоторых таблицах предусмотрена зеленая точка для фиксации внимания.
  3. Считать цифры от 1 до 25 и от 25 до 1 только про себя, не вслух.
  4. Тренироваться с разными таблицами, чтобы взгляд не привыкал к одному и тому же расположению объектов в квадрате.
  5. Выполнять упражнение ежедневно. Но не более 30-40 минут подряд. Переутомляться не нужно.

И еще одно правило, или, скорее, рекомендация. Тренировки должны быть увлекательными. Не нужно заставлять себя делать это, если вам не хочется. И не нужно винить себя, если не получается сократить время прохождения функциональной пробы до 30 секунд.

Усложненные варианты тренировки. Переход к быстрочтению

Чтобы добиться лучшей концентрации и большей скорости восприятия, после освоения маленьких таблиц переходят на квадраты 7×7 и 8×8. Квадраты могут быть окрашены в разные тона и содержать более сложные задачи.

Например, чтобы усложнить задание, испытуемого просят найти цифры от 1 до 36 в прямом порядке. А затем цифры в других цветах от 36 до 1.

Другие таблицы

После освоения методики «Черно-красная» таблица Горбова-Шульте можно переходить к чтению книг. И пробовать читать страницу, глядя в центр. Передвигать взгляд только вертикально, без горизонтальных движений. На первых этапах не стоит беспокоится о том, воспринята ли информация. Просто тренируется навык быстрочтения глазами.

Затем уже старайтесь понимать то, что попадается на глаза. На тех информационных блоках, где нужно подумать о прочитанном, можно дольше останавливать взгляд. Но если по методике «Красно-черная таблица» научиться быстро искать взглядом необходимую информацию, то некоторые малоинформативные блоки можно вовсе пропускать.

Как развить в себе суперинтеллект?

Методика позволяет быстро ориентироваться в любой информации. Овладев техникой быстрочтения, человек может в краткие сроки штудировать научные материалы, обучаться и писать диссертации.

работа по методике Шульте

Развивая детей таким образом, можно достичь невероятных результатов. Они быстро обучаются и могут впитывать информацию гораздо легче, так как у них больше фильтров отбора информации.

Психодиагностическая методика направлена на диагностику внимания «Красно-черная таблица» Ф.Д.Горбов

Психодиагностическая методика направлена на диагностику внимания

«Красно-черная таблица»

Ф.Д.Горбов

«Красно-черная таблица» Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в Цель: оценка переключения и распределение внимания. убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом, получается два ряда букв». Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу». Время выполнения задания фиксируется.

«Красно-черная таблица»

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны

отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в

Цель: оценка переключения и распределение внимания.

убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра

1, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду

(сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом,

получается два ряда букв».

Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел.

Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1

до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1).

Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую

этому числу». Время выполнения задания фиксируется.

Описание методики Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Описание методики

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на

которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале

отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в

убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в

возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Материал необходимый для данной диагностики

Материал необходимый для данной диагностики

Обработка результатов Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания. Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее. Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для сравнения берется среднее значение времени выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Обработка результатов

Учитывается время выполнения каждой серии и

ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен

затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит

на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что

названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет

временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем

меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так

далее.

Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для

сравнения берется среднее значение времени выполнения заданий в методике

Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница

между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Оценка результатов Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу). Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл. Показатель  Оценка в балах Объём внимания 1 балл 2 балла Распределение внимания 61 и более низкий Переключение внимания 51-60 3 балла ниже среднего 321 и более 38-50 4 балла средний 261-320 201 и более 30-37 161-200 выше среднего 171-260 5 балов 91-160 131-170 29 и менее высокий 51-80 130 и менее 50 и менее

Оценка результатов

Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу). Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.

Показатель

Оценка в балах

Объём внимания

1 балл

2 балла

Распределение внимания

61 и более

низкий

Переключение внимания

51-60

3 балла

ниже среднего

321 и более

38-50

4 балла

средний

261-320

201 и более

30-37

161-200

выше среднего

171-260

5 балов

91-160

131-170

29 и менее

высокий

51-80

130 и менее

50 и менее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в госуслугах найти долги по налогам
  • Как найти золото в воронеже
  • Как найти чистоту в математике
  • Как найти настройки микрофона на компьютере
  • Как найти игру родина в одноклассниках