Как составить краткий пересказ по литературе 3 класс

Я бы поступил так, определил главного героя, что он делал, чем закончилось и все! Пример: рассказ «25 рублей» к сожалению автора не помню. Итак: Жил был парень в простой русской семье, возраст подошел к учебе в высшем заведении (военном), отец на первый взнос дал и сказал дальше сам. Тот стипендию получил, на куражах ногу сломал, отчислили, домой не вариант. Устроился в подсобники к какому то мастеру, ходил работал. По дороге на работу в окне одного из домов, увидел сударыню, понравилась, познакомился, поцеловались, мать застукала, заставила жениться, в первую брачную ночь оказалось, что он не первый у нее, опять беда, начал он уповать на судьбу свою несчастную.

Далее развелся, с работы нагнали. Решил застрелиться, взял пистолет, поднес к веску, спустил курок, осечка! Опять не удача думает, решил утопиться. (по моему действие происходило в Питере)

Прыгнул в реку, но его за волосы кто то вытащил. Бредет по улице думает, что это за судьба злодейка у него, ни там ни здесь, везде против него.

Проходя мимо дома в котором шел балл, решил зайти в него. Там встретил своих знакомых, которые играли в какую то азартную игру, один из них предложил давай ставь вдруг выиграешь, а он говорит у меня 25 рублей есть, но ставить не буду, типа я неудачник и все такое, это все равно что в реку выбросить эти деньги, по итогу знакомый его уговорил и тот поставил. А сам тем временем, нашел компанию барышень и начал им рассказывать про свою судьбу злодейку. Через какое то время подходит его знакомый и говорит что он якобы выиграл 250 рублей и спрашивает будешь продолжать игру, а наш герой ему в ответ говорит якобы злые шутки у вас товарищ, т.е. не поверил и продолжил далее свое общение с дамами. Через некоторое время опять подходит знакомый и говорит что тот удвоил сумму выигрыша и будет ли продолжать, но наш герой опять ему не поверил и продолжил свое общение с девицами. По тем временам эти деньги являлись достаточно большими. Когда его знакомый подошел в третий раз, он отвел в сторону нашего персонажа и серьезно ему объяснил, что тот выиграл огромные деньги, и произошло следующее, у нашего героя остановилось сердце!!! Все финиш))

Это очень сжато и кратко. Советую прочитать!

ПАМЯТКА

«Как научитьcя пересказывать текст»

  ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

   КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕРЕСКАЗ

1.  С изменением лица рассказчика 

2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Такие  дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)

5. Инсценирование текста.

Фильтры

Третьеклассник уже должен владеть необходимой техникой чтения. Он способен прочитать текст полностью, может разделить большой объем чтения на части. Ученик 3 класса ведет читательский дневник по плану, предлагаемому учителем. Образец оформления «Читательского дневника» 3 класс поможет работать с текстом. Найти нужное произведение легко по названию или автору. Если книга небольшая, прочитана за один сеанс, то можно сверить свои впечатления с основной мыслью произведения. Предложены ответы на вопросы: сюжет, план пересказа. Рассматриваются герои и их поступки. Описание героев поможет разобраться в сюжетных линиях, понять проблематику. Среди героев ученик ищет того, кто ему понравился. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» станет помощью в записывании собственного мнения о персонаже, поможет затем на уроках литературы. Третьеклассник сравнит правильность своих выводов, сопоставит их с позицией педагога после объяснения учителем особенностей сюжета. Готовый читательский дневник в 3 классе можно сравнить с книгой отзывов.

Урок риторики.(3 класс)

Тема: Краткий пересказ.

Цель: Познакомить детей с кратким пересказом
любого текста.

Задачи: 1) формировать умение читать учебные
тексты, выделять ключевые слова;

              2) Познакомить детей с краткой
биографией Х.К.Андерсена;

              3) воспитывать любовь к чтению,
вызвать читательский интерес, воспитывать     бережное обращение с книгой.

Оборудование:
выставка книг Х.К.Андерсена, маски лисы, волка, детские сочинения детей,
электронная презентация.

Ход
урока:

I Организация
урока
(постукивание в ритм музыки)

                                                
Проверь, дружок,

                                                
Готов ли ты начать урок?

Все ль
на месте, все ль в порядке:

Книжка,
ручка и тетрадка?

Проверили?
Садитесь!

С
усердием трудитесь.

II Проверка
домашнего задания:
А в это время индивидуальная работа
у доски.

1)     
Важные свойства устной речи:

2)

Ответы на вопросы:
(коллективная работа класса)

1.Кого
обычно ты слушаешь и слышишь? (родителей, друзей, учителей, знакомых,
незнакомых)

2.Объясни
разницу между «Слушать» и «слышать»

3.Какое
слово показывает, что человек слушает с огромным интересом? (заслушаться)
…с уважением к говорящему? (выслушать)

4.Слушает
то, что ему не следовало бы слышать? (подслушать)

5.Для
чего мы слушаем? (чтобы узнать, разобраться в чем-то; научиться чему – то,
запомнить и рассказать другому; откликнуться на просьбу, чувство другого)

3) Карточка с
заданиями:

                           
а) прочитай рассказ

                            б)
выдели опорные слова и основную мысль

                           
в) озаглавь рассказ

            Три
котенка — черный, серый и белый – увидели мышь  и бросились за ней. Мышь
бросилась в банку с мукой. Котята  — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли
три белых котенка.

            Три
белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в
старую трубу, котята – за ней!

            Три
черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды
вылезли три мокрых котенка. Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они
высохли и стали, как были: черный, серый и белый. (В.Сутеев)

  4) с.41 — 42
текст по учебнику «Риторика», выполнение заданий:

                            а)
прочитай рассказ

                           
б) выдели опорные слова и основную мысль

                           
в) озаглавь рассказ

5) Подробный
пересказ 3 обучающимися , подготовленных заранее рассказов

   «Моя мама —
самая красивая», «Заяц и ведро», «Стакан вишен»

III Речевая
разминка 2
с.19

1)     
Не запутайся в звуках!

Отчество — Отечество

Отчество –
наименование по личному имени отца

Отечество – страна,
где человек родился

      Абонент –
абонемент

Абонент – человек;
абонемент – документ, который дает право на пользование чем-нибудь.

Адресат (получатель) – адресант (отправитель)

2)     
Произноси правильно!

Крас вый

Крас вее

Крас вейший

ИскОнный (существующий издавна, коренной)

Обыденный (обыкновенный, не выделяющийся,
посредственный)

3)     
Озвучь и изобрази!

а) 1 ряд – автор

    2 ряд —  любопытная лиса

    3 ряд – несчастный волк (Маски лисы, 
волка)

б) озвучивание текста в масках

в) краткий пересказ

IV Объявление темы, цели и задач урока.

Делу
время, потехе час,

Прочитаем
мы рассказ

На
странице 20 записан текст под № 27

V  Новый материал.

1.Чтение правил на с. 20 учебника (хором)

2.Чтение «по цепочке» рассказа «Галчонок
Хватай-ка» и его пересказ

3.Вопросы для работы с текстом:

1)
Какие подробности исчезли из текста при пересказе? (почему его полюбили, чем он
занимался, убрали его описание, подробности и повторы)

2)
Что интереснее: читать или  слушать? Сам текст или его краткий пересказ?

4.Работа по учебнику с.21 № 28

 
Доктор Айболит поспешил к больным обезьянам. Они были очень больны. Их было
очень много, а доктор один. Ему помогали Кика, Крокодил и Чичи, но они скоро
устали. Поэтому понадобились ему другие помощники.

Основная мысль

В каждом параграфе, в каждом  рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая  главная мысль. (С.Бондаренко)

Ключевые слова – очень важные слова. Они
помогают раскрыть тему текста, его основную мысль. С помощью их легче передать
содержание текста.

Конкурс «Угадай сказку!»

  1. Прочитай опорные
    слова. По ним угадай сказку Х.К.Андерсена.

   
А) Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, снежный дворец. ( Снежная Королева)

   
Б) Тюфяк, кресло, карета, ливень, принцесса, горошина. (Принцесса на горошине)

   
В) Нора, полевая мышь, крыло, луна, ласточка. (Дюймовочка)

VI  Физминутка.

VII Работа по учебнику с.21 № 29

     
Рассказ учителя о Х.К.Андерсене.

2
апреля 1805 г.- 1875 г

Дания,
1844 г.

Более
170 сказок и историй.

Краткий
пересказ. Все домашние птицы обижали его. Хозяйка его тоже отталкивала ногой.
Поэтому утенок задумал бежать.

Итог
с.22

Краткий пересказ

1)     
исключи подробности, повторы;

2)     
Объедини сходные действия, предметы, признаки. Назови
одним словом.

VIII Закрепление нового материала.(Работа в парах)

1
вариант № 30      2 вариант № 31

IX Задание на дом:

1)     
с.22 № 31

2)     
Игра «Наборщик» Цель: развить у детей мыслительные
операции анализа и синтеза. Задание: составить как можно больше новых слов,
используя буквы, входящие в слово «РАЗГОВОР».

X Итог урока:

1)
Что такое краткий пересказ?

2)
Легко ли пересказывать кратко?

3)
Каким бывает тон при разговоре? (спокойный, уверенный, испуганный, грустный,
задумчивый, радостный, удивленный)

4)Как
можно слушать и говорить? (сосредоточенно и рассеянно, эмоционально и
равнодушно, с пониманием и с недоумением.

5)
Что такое тема рассказа? ( то, о чем идет речь в тексте)

6)
Рассказы детей о любимой игрушке «Моя любимая игрушка»

      Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и
предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл,
который содержится в словах и предложениях языка.

Презентация по литературному чтению. Краткий пересказ текста.

Оценка 4.7

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального обучения. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить, слушать, читать и писать, правильно и ясно выражать свои мысли.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить предложение с прилагательным осеннего
  • Как в мобильном найти буфер обмена
  • Realtek как найти наушники
  • Как выйти чтобы найти другую работу
  • Как найти свой юзер в телеграмме