Как составить краткое изложение текста

Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе представляет собой написание сжатого изложения. Это сложное задание требует от вас умения вычленять важную (основную) инфор­мацию, отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы кратко и связно передать содержание текста, который вы будете слушать.

Сжатое изложение огэ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. Изложение должно быть ко­ротким по форме, но не бедным по содержанию и передавать ин­формацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом вами тексте дол­жны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.

Кратко изложить прослушанный текст – сложное задание, по­этому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, воспринимаемый визуально, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению для 9 класса, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы сжатия (компрессии). Для этого в нашей книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 30 тренировочных вариантов» мы предлагаем вам 10 текстов для изложения, на которых вы легко сможете отработать методику сокращения. В этой статье мы кратко сформулируем основные тезисы.

  • Компрессия текста
  • Основные приёмы компрессии текста
  • Последовательность работы при восприятии текста на слух
  • Техника написания изложения

Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, можете ли вы передать содержание исходного текста сжато. В требо­ваниях к сжатому изложению огэ не указано максимально допустимое количество слов, однако понятно, что изложение не должно отра­жать всё содержание исходного текста (в этом случае написанный текст будет подробным изложением). Мы рекомендуем следую­щий диапазон: 75–120 слов. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

Необходимо чётко следить за тем, чтобы в изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в тре­бованиях к сжатому изложению сказано о том, что исходный текст содержит 3 микротемы.

Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные.

Основными содержательными формами компрессии можно на­звать такие:

1) разделение информации на главную и второстепенную, ис­ключение несущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (пере­вода частного в общее).

Какие языковые приёмы сжатия вы можете использовать? Назовём самые типичные.

1) Исключение:

  • отдельных членов предложения;
  • однородных членов;
  • повторов;
  • одного или нескольких синонимов;
  • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.

2) Замена:

  • однородных членов обобщающим словом;
  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
  • прямой речи косвенной;
  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

3) Слияние:

  • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.
  • в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении — общие положения, тезис, аргументы, дока­зательства, вывод.

Логически выстроить работу вам помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана – очень важный приём, для того чтобы хорошо написать изложение огэ. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также по­следовательность и связанность частей.

Предлагаем вам ознакомиться с последовательностью работы при восприятии текста на слух.

1. Прослушайте исходный текст.

2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).

3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:

4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.

6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную ин­формацию и все микротемы.

7. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.

8. Напишите сжатое изложение.

9. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо опреде­лить ту часть, которую можно расширить, и дополнить её.

10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфо­графических и пунктуационных ошибок.

11. Напишите сжатое изложение.

Перед тем как выполнять задание, необходимо подумать об организации «рабочего поля», чтобы зафиксированное вами можно было потом расшифровать.

Во время первого чтения текста диктором вни­мательно слушайте его, т. е. активно воспринимайте содержа­ние звучащего текста, стараясь сразу понять основную мысль автора. Мы не рекомендуем при первом прослушивании сразу делать записи вслед за звучащим текстом. Как показывает практика, эффект от такой методики при прослушивании снижен. Гораздо эффек­тивнее сначала сосредоточиться на восприятии текста, определить основную тему и микротемы, идею (основную мысль), соотнести друг с другом смысловые части. Записи желательно делать в перерыве между прослушиваниями и при втором прослушивании.

В перерыве между прослушиваниями кратко запи­шите последовательность абзацев, то есть ход рассуждений автора или хронологию событий, последовательность описания. Это поможет грамотно составить план, определить микротемы.

Во время второго прослушивания уточните, конкретизируйте первоначальную информацию, внесите дополнения или изменения в предварительные записи изложения. Кроме того, постарайтесь откорректировать первичный план, проверьте правильность выделения абзацев.

После второго прослушивания начинайте восстанавливать текст (заполняйте пробелы в своих записях), пока он ещё свеж в вашей памяти. Затем переходите к его сокращению. В идеале нужно применить несколько способов сжатия на всём протяжении текста.

Итак, сжатое изложение проверяет, насколько вы умеете слушать, то есть адекватно воспринимать информа­цию, содержащуюся в прослушанном тексте; умеете обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умеете письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений лежит в основе системы критериев оценивания изложения.

Ознакомиться с последовательностью работы при зрительном восприятии, а также с различными способами компрессии на примере нескольких разных текстов, для того чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку, вы сможете в нашем пособии.

Желаем вам успешной подготовки!

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТОВАРЫ

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

По способу передачи содержания текста различают три вида изложений: подробное (развёрнутое, близкое к тексту), сжатое и выборочное.

ИзложениеПодробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

При написании выборочного изложения необходимо пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а только выбранную часть, то есть воспроизвести какую-нибудь выбранную тему исходного текста: материал, связанный с определённым персонажем, событием, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

C1 ГИА 2012 – сжатое изложение

В настоящее время в контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы включено задание С1, которое предполагает написание сжатого изложения содержания прослушанного текста. Экзаменуемые слушают аудиозапись прочтения текста (количество слов и в исходном тексте около 130). Объём сжатого изложения – не менее 70 слов. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Из них 2,5-3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) выделяется на первое чтение и прослушивание текста, 3-4 минуты – на осмысление выпускниками текста, 2,5-3 минуты – на второе чтение и слушание текста. Остальное время даётся на написание сжатого изложения. Рекомендуется оставить 15-20 минут отведённого времени на переписывание изложения в чистовик с черновика. За 10 минут до завершения работы напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 90 минут все выпускники сдают отдельные подписанные листы.

ИзложениеКак написать сжатое изложение

Выпускникам необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность.

Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Количество микротем в задании С1 ГИА по русскому языку – три. Важно помнить, что число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении. Чтобы успешно справиться с заданием С1 ГИА по русскому языку, выполняйте следующие требования.

Как слушать текст первый раз

Во время первого чтения внимательно и сосредоточенно слушайте текст, выделяйте самое важное, мысленно делите его на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них. Определить общий тему текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем он написан.

Обратите внимание на опорные слова, обратите внимание на особенности повествования автора: какие слова являются определяющими, как в них отражается индивидуальный стиль автора.

Писать во время первого прослушивания текста не рекомендуется.

После первого чтения текста

После прочтения можно записать на черновике ключевые слова, оставляя между ними большие расстояния, чтобы позже дополнить свои записи.

Определите стиль текста и тип речи, обратите внимание на особенности построения текста, выделите его композиционный части: для повествования – начало событий, кульминацию, развязку; для описания – предмет речи и его значимые, существенные признаки; для рассуждения – тезис, доказательства, вывод.  

Составьте подробный план текста. Необходимо выделить микротемы каждой части и озаглавить их. Запишите названия пунктов плана, оставляя место для записи опорных слов.

Как слушать текст второй раз

Во время второго слушания конкретизируйте первые впечатления от текста, по возможности внесите письменные исправления и дополнения в составленную схему текста. Определитесь с количеством абзацев в будущем тексте: необходимо соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целого текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её с составленным планом текста.

После второго чтения текста

Напишите черновой вариант сжатого изложения в соответствии с выделенными микротемами по отработанной схеме. Проверьте взаимосвязь микротем в частях текста.

Перечитайте текст, при необходимости подумайте над тем, что можно ещё сократить. Сделайте окончательные исправления и дополнения. Проверьте черновик два раза.

Перепишите сжатое изложение в чистовик. Проверьте не менее двух раз.

ИзложениеКраткий алгоритм написания сжатого изложения выглядит так:

1) делим текст на части;

2) выделяем те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;

3) опускаем несущественный материал, без которого можно обойтись, отсутствие которого не отразится на понимании смысла текста;

4) при необходимости перестраиваем некоторые предложения: из нескольких предложений составляем одно (то есть сжать их).

Существует несколько способов сжатия текста:  

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.   

Для сжатия текста обычно используются следующие приёмы:

1) исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

2) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

3) замена однородных членов обобщающим словом;

3) замена прямой речи косвенной;

4) разделение сложного предложения на сокращенные простые;

5) замена предложения или его части указательным местоимением;

6) образование сложного предложения путем слияния семантически схожих простых предложений.

Итак, главное, чему должен научится выпускник для успешного написания сжатого изложения, – кратко, в обобщенной форме пересказывать описанные в тексте факты, явления или события, глубоко вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ГИА?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

    • вводных слов;

    • однородных членов предложения;

    • повторов;

    • однотипных примеров;

    • риторических вопросов и восклицаний;

    • цитат;

    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    • пояснений;

    • рассуждений;

    • описаний;

    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали;

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

    • парцеллированных предложений;

    • ряда предложений;

    • связанных одной мыслью, частей предложений;

    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

    1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    2. Найти в них общее.

    3. Объединить эти факты на основе общего.

      1. Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

    • однородных членов обобщающим словом;

    • сложного предложения — простым;

    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    • прямой речи — косвенной;

    • части текста — одним предложением;

    • части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную;

  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

  • сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

ОГЭ Рекомендации
по написанию сжатого изложения

ЧТО
ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение»,
выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу
содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного
текста
 подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений —
подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает
последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с
сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных
автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается
на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на
заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по
объему, высказывания.

Другими словами, главной
задачей сжатого изложения
 является краткое, сжатое описание представленных
в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста),
но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для
учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать
основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные
способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ
И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания
вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена,
исключение+обобщение+замена.

1.     ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с
точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить
несущественные детали
 и объединить полученное в
новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,


описания,

— детали,
не влияющие на ход авторской мысли,

— другие
слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для
основной повествовательной линии текста.

!!! Еще
раз повторю: 
исключать
эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой
нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2.     ОБОБЩЕНИЕ.

При
обобщении необходимо выделить
единичные
 (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые
средства.

Обобщению
подлежат:

— ряды
предложений, связанных одной мыслью;

— части
сложного предложения;


парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на
несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные
факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой
(словом, словосочетанием).

Пример
обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не
так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за
ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с
Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3.     ЗАМЕНА.

Заменить
можно:


однородные члены обобщающим словом,

— сложное
предложение простым,


несколько предложений или частей предложения общим понятием или
словосочетанием,

— прямую
речь косвенной,

— часть
предложения местоимением и т.д.

Часто в
текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и
обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно
определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех
подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов
наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе,
обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к
совести, верному советчику.

Как было
сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных
способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого
творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с
особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения,
Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем
сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят
другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как
многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного
величия и заповедного могущества, духом самородной воли
и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть
любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен
и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой,
духом настоящего.

(*Применены
исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и
описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще
раз напомню, что трансформации не подлежат элементы,
существенные для понимания основной мысли текста или для развития
повествовательной линии.

КАК
НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ
И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько
советов
, как
успешно написать сжатое изложение.

1.
Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете
письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно
делайте записи! 
Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная
информация лучше усваивается.

2. Делая
записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели
записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать
то, что пропустили.

3. Сокращайте
слова
. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как
правило, при чтении текста аудитор делает паузы между
абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста
(основные мысли абзацев).

5. Текст
прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные
предложения в связный текст. Это важно для его последующего
сокращения.

6.
Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот
текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым
эпизодам, по повторам и т.д.

7.
Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе
вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот
текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из
отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут
текст.

!!! Без
понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. 
Внимательно перечитайте текст
несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас
текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и
идею.

8.
Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много
ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и
т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее
применить.

9.
Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше
усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое
высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В
плане отметьте существенные детали (которые важны для
повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые
можно опустить, сократить и т.п.

11.
Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в
зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться,
смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия
текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать
его в связный текст.

12. При
написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:


лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);


лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте
внимательны! 
Необходимо
передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого
изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь,
не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом
аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как
слушать текст, чтобы понять его содержание

1.     
Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.

2.     
Сформулируйте цель аудирования.

3.     
В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них
ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема –
это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и
представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность
микротем = теме текста.

Количество
абзацев = количеству микротем.

Сжатое
изложение
 – воспроизведение основного содержания текста при
сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи
исходного текста.

Приёмы
сжатия текста

1.     
Исключение (удаление) второстепенной
информации, подробностей, деталей.

а)
исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений.
Например:

Есть
люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же
собственному
 мнению, лучше всех разбираются в политике,
медицине, образовании — короче говоря,
 в любых областях человеческого
знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и
не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще,
люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.          
                     
                     
   (По В.И. Курбатову)

 
б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
Например:

Попечителем
одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть:
деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По
Е. Киселёвой)

  в)
исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов
при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих,
раскрывающих содержание первой части.

Воспитание
имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию,
физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления.
 Но
есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М.
Лотман)

2.     
Обобщение (объединение, замена) единичных
явлений и фактов.

а)
выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь
семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением
выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только
живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры
Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев,
Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
 
 (По
Г. Арбузову)

Жизнь
семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б)
замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие
утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не
шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. 
(=не
мешает).(С. Газарян)

3.     
Упрощение синтаксических
структур.

а) замена придаточного определительного
синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного
деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных
частей СП.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Майнкрафт видео на телефоне как найти
  • Потеряла смарт часы как найти через телефон
  • Как найти файл excel в яндексе
  • Как найти лайкнутые видео в тик токе
  • Как найти шахматную задачу по позиции