Как составить краткое описание электронной информационно образовательной среды организации

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС)

ГБДОУ детский сад №98

Информационно-коммуникационные технологии в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Функции ИКТ:

 Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

 Подбор дополнительного познавательного материала. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

 Оформление групповой документации, отчѐтов.

 Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:

1. создание презентаций;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

4. разработка и использование собственных авторских программ. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даѐт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идѐт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ИКТ используются на любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми.

В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Согласно ФГОС дошкольного образования информационно — образовательная среда в ДОУ включает в себя:

1. Материально-техническую базу по информатизации образовательного процесса. В ДОУ имеются в наличии административные компьютеры, ноутбуки, проекторы, мультимедийные системы, интерактивная доска и др. компьютерная техника.

2. В двух  группах имеются  интерактивные доски, в музыкальном зале есть проектор и экран. ИКТ активно используются в образовательной деятельности.

В ДОУ сформирована электронная библиотека, где педагоги могут найти дидактические и методические материалы, электронные пособия и др., а дети — презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.

Информационная интеграция ДОУ с родителями и педагогической общественностью осуществляется через сайт образовательной организации, персональные сайты педагогов, сайты групп на информационном портале ДОУ. На страницах сайтов семьи воспитанников узнают о деятельности ДОУ, информацию о современных технологиях развития детей, могут получить консультацию специалистов и т.д. http://dou98spb.petersburgedu.ru/

Перечень электронных образовательных ресурсов:

1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://schoolcollection.edu.ru

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru

5. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» — http://www.ict.edu.ru ЭОР для педагогов:

6. Журнал «Дошкольное воспитание» — http://www.dovosp.ru

7. Сайт «Дошкольное образование» (программы, различные виды планирования, конспекты занятий) — http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

8. Социальная сеть работников образования — http://nsportal.ru/detskii-sad

9. Журнал «Логопед» — http://www.logoped-sfera.ru

10. Детские электронные пособия и клипы — http://www.viki.rdf.ru/

11. Сайт «Детсад» (папки-передвижки, методические наработки, наглядный материал, сценарии, аудиосказки и т.д.) — http://www.detsad-kitty.ru/ ЭОР для детей и родителей:

12. Детские песни (минусовки) — http://chudesenka.ru/

13. Детский развивающий портал — http://pochemu4ka.ru/

14. «Лукошко сказок» — сказки для детей (http://www.lukoshko.net/

15. «Лель» — стихи и песни для детей http://lel.khv.ru/

16. «Сказочная страна» — коллекция сказок народов мира http://skazki.org.ru/

17. «Библиотека для детей» — электронная библиотека http://www.deti-book.info/

18. «В гостях у Василисы» — сказки для детей http://www.deti-lit.ru/

19. «Detskiy-mir» — детский портал http://www.detskiy-mir.net /

20. «Твиди.ру» — детский развлекательный портал http://www.tvidi.ru/ch/Main/

21. «Теремок» — сайт для детей http://www.teremoc.ru

22. «Тырнет — Детский интернет» — детский портал http://www.tirnet.ru/

23. «Ребзики» — детские раскраски http://www.rebzi.ru/

24. «Развивающие игры для детей» http://www.baby-gamer.ru/

25. «Бесплатные развивающие онлайн игры для детей 3-4-5 лет» http://345-games.ru/

26. «Детские развивающие онлайн игры» http://igraem.pro/

27. «Весѐлые обучалки и развивалки» http://www.kindergenii.ru/playonline.htm

28. «IQша — клуб гармоничного развития ребѐнка» http://iqsha.ru/

29. «Mults.spb.ru» — российские мультики http://mults.spb.ru/

30. «Детский радиотеатр. Сказки cо старых пластинок онлайн» http://skazki-detstva.ru

Обновлено: 25.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель информационно-образовательной среды в ДОУ

В настоящее время информационные технологии получили широкое распростране- ние в обществе. Современный этап модернизации образования выявил значительное усиление интереса всех участников образовательного процесса к проблеме органичного внедрения информационных технологий. Современное учреждение, стремящееся к повышению качества образования, также не может эффективно функционировать без решения задач информатизации образовательной среды.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести эту информацию до сведения участников образовательного процесса. В нашем детском саду использование компьютерных технологий позволило суще- ственно повысить оперативность управления и дало возможность компактного хране- ния больших объемов информации; обеспечило тесный контакт в цепи педагог– ребенок–родитель; расширило профессиональные контакты педагогов и значительно повысило качество обучения воспитанников.

Функционирование информационной образовательной среды в ДОУ для организа- ции процесса управления, методической и педагогической деятельности обеспечивает- ся техническими и аппаратными средствами, сетевыми и коммуникационными устрой- ствами: 10 ноутбуков, 4 персональных компьютера, интерактивная доска, 2 мультиме- дийных проектора, проекционный экран, телевизоры в каждой возрастной группе, циф- ровые фотоаппараты, видеокамера, веб –камера, переносные USB -устройства, музы- кальные центры. Беспроводная сеть WI-FI в любой точке детского сада обеспечивает свободный доступ к сети Интернет. Вследствие этого у педагогов есть возможность для

развития и саморазвития, совершенствования учебно –методической деятельности, пе- дагогического творчества и информационной компетентности.

Педагоги дошкольного учреждения активно используют информационно — коммуни- кационные технологии в своей работе, что позволяет сделать воспитательно- образова- тельную деятельность информационно емкой, зрелищной и комфортной. Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изобра- жения, звука, речи, видео; запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам ДОУ: разрабатывать и создавать электронные продукты: элек- тронные пособия, презентации, коллажи, буклеты; проводить занятия для воспитанни- ков по разным направлениям с использованием мультимедийного сопровождения и организовывать виртуальные экскурсии; использовать современные компьютерные программы и развивающие компьютерные игры; использовать компьютер в качестве незаменимого помощника при оформлении различного рода работ по обобщению опы- та работы, при подготовке к аттестации. В детском саду есть своя электронная библио- тека, где хранятся различные дидактические и методические материалы, электронные

пособия, обучающие компьютерные программы, дидактические игры, мультфильмы, видеофильмы, аудиозаписи.

Сегодня электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сооб- щений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды инфор- мации. Электронная почта позволяет наладить связь с разными структурами образова- ния и другими учреждениями и организациями, повысить оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов. Можно с уверенностью сказать, что члены администрации и все педагоги дошкольного учреждения имеют на сегодняшний день электронную почту и активно ею пользуются.

Таким образом создание информационной образовательной среды стало неотъемле- мой частью управленческой деятельности дошкольного учреждения и повседневной жизни нашего педагогического коллектива. Умелое использование информационных компьютерных технологий дало возможность качественно обновить воспитательно — образовательную деятельность в детском саду и повысить ее эффективность. Но нам важно помнить, что ИКТ придуманы для людей, а не наоборот. В этом — залог их дру- жественности, полезности и эффективности. Чудеса творят не технологии, а педагоги!

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) в нашем детском саду характеризуется следующими аспектами.

Материально-техническая база по информатизации образовательно-го процесса предусматривает:

наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков,

мультимедийную систему, интерактивные доски и др. компью-терную технику;

Все компьютеры детского сада объединены в единую локальную сеть.

Использование существующей информационно-образовательной среды в образовательной деятельности педагогов направлено на повыше-ние результативности образовательного процесса. В группах сформиро-ваны электронные библиотеки для педагогов (где находятся дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.) и для детей (пре-зентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).

Это позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподносит-ся дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мыш-лению детей дошкольного возраста.

Несомненным достоинством использования электронных образова-тельных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков ребят (компетенций).

Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью составляет тесное взаимодействие с родителя-ми, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.

Постоянно информируются семьи дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т. д.

ЭИОС детского сада обеспечивает дистанционное обучение временно не посещающих ГБДОУ.

Образовательная среда для сенсорного развития

Образовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Развивающая среда в детском саду. Вторая часть

Развивающая среда в детском саду. Вторая часть Предлагаю вашему вниманию нашу развивающую среду. Состояние РППС обеспечивает реализацию образовательных программ, учёт национально-культурных,.

Предметно-развивающая среда в детском саду

Предметно-развивающая среда в детском саду Приходя в детский сад, к двери группы, родители видят какая тема проекта на данный момент. На каждой двери групп, находится кармашек, куда.

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском саду

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском саду Стенд для родителей. Воспитатель Ковтун Е. И. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две.

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей — информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
• создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
• смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
• активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
• владеть навыками поиска информации в Интернете;
• владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
• разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.



17 декабря, 2014 admin

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Желательно, чтобы все компьютеры детского сада были объединены в единую локальную сеть.
Отсутствующую связь всех ПК в локальную сеть может заменить сайт ДОУ, связанный гиперссылками с групповыми сайтами и сайтами специалистов.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями , учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.
В комплекс мероприятий для родителей следует включить:
— создание электронной библиотеки для родителей;
— консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также:

      

  • Школа 2025 кружки и секции
  •   

  • Теория цветовых впечатлений краткое содержание
  •   

  • Высшая школа экономики концепция
  •   

  • Ардаматский суд краткое содержание
  •   

  • Ответственность за больного ребенка в школе



Скачать материал

Электронная информационно-образовательная среда колледжаЭИОС



Скачать материал

  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Электронная информационно-образовательная среда колледжаЭИОС

    1 слайд

    Электронная информационно-образовательная среда колледжа
    ЭИОС

  • Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС)  ̶ совокупность информ...

    2 слайд

    Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) ̶
    совокупность информационных и образовательных ресурсов, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

  • ЭИОС содержит в себе два ресурса:ЭИРэто источник информации, пользование кото...

    3 слайд

    ЭИОС содержит в себе два ресурса:
    ЭИР
    это источник информации, пользование которым возможно только при помощи компьютера или подключенного к нему периферийного устройства
    ЭОР
    это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения

  • Организации образовательной деятельности по реализуемым направлениям подготов...

    4 слайд

    Организации образовательной деятельности по реализуемым направлениям подготовки
    ЭИОС предназначена для:

  • Обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников к ЭИР и ЭОР посре...

    5 слайд

    Обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников к ЭИР и ЭОР посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий и сервисов
    ЭИОС предназначена для:

  • Обеспечения информационной открытости колледжа в соответствии с требованиями...

    6 слайд

    Обеспечения информационной открытости колледжа в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования
    ЭИОС предназначена для:

  • Официальный сайт Колледжа, режим доступа: http://college.anadyr.ru/;
Электрон...

    7 слайд

    Официальный сайт Колледжа, режим доступа: http://college.anadyr.ru/;
    Электронная база колледжа на сайте Дневник.ру, включающая Электронное расписание и Электронные журналы групп – http://dnevnik.ru/;.
    Официальная группа ВКонтакте «Чмк-Чукотский-Многопрофильный-Ко Анадырь», id — http://vk.com/id290555361 для обучающихся и работников Колледжа;
    — Единая многофункциональная информационная система общего и профессионального образования «Информио», режим доступа http://www.informio.ru/ ;
    Общая папка колледжа – информационный ресурс общего пользования на отдельно выделенном сервере, используемый для обмена информацией внутри локальной сети колледжа
    FTP-сервер — информационный ресурс общего пользования на отдельно выделенном сервере, используемый для хранения мультимедийной информации
    Электронные информационные ресурсы (ЭИР):

  • Система дистанционного обучения Moodle, обеспечивающая пользователям ЭОИС дос...

    8 слайд

    Система дистанционного обучения Moodle, обеспечивающая пользователям ЭОИС доступ к базе электронных курсов, средствам тестирования, интерактивным дидактическим инструментам обучения, режим доступа: http: http://chmkmoodle.anadyr.ru/;
    Электронная библиотека Колледжа, размещенная на сервере библиотеки и обеспечивающая доступ к полнотекстовым электронным документам;
    Электронная библиографическая система Irbis, обеспечивающая доступ пользователям к библиографическим информационным ресурсам. Режим доступа – локальная версия на сервере библиотеки;
    Электронная библиотека Издательского центра «Академия», обеспечивающая доступ пользователям ЭОИС к полнотекстовым документам и информационным ресурсам. Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru.
    Электронные Образовательные ресурсы (ЭОР) :

  • Право доступа к электронным образовательным ресурсам в системе Moodle имеют в...

    9 слайд

    Право доступа к электронным образовательным ресурсам в системе Moodle имеют все педагогические работники и обучающиеся колледжа.
    Форма предоставления доступа – web-интерфейс. Предоставление доступа осуществляется отделом ИСОП.
    Работа в системе Moodle осуществляется по авторизованному доступу
    Присвоение обучающемуся колледжа учетных данных осуществляется администратором путем создания учетных данных обучающихся.
    Основанием для получения обучающимся учетных данных для авторизованного доступа в систему Moodle является приказ о зачислении в колледж.
    В случае повторной регистрации (утрата регистрационных данных, раскрытие регистрационных данных) в системе Moodle обучающийся обязан обратиться к администратору.
    Учетные данные для доступа педагогических работников присваивает начальник отдела ИСОП.
    Порядок и формы доступа к ЭОР Moodle:

  • Право доступа к электронной библиотеке ИЦ «Академия» и к информационной систе...

    10 слайд

    Право доступа к электронной библиотеке ИЦ «Академия» и к информационной системе «Информио» имеют все пользователи ЭОИС Колледжа.
    Форма предоставления доступа – web-интерфейс.
    Обучающиеся и работники получают персональные коды доступа для входа в систему электронной библиотеки ИЦ «Академия» в библиотеке Колледжа («Информио» – общий код доступа).
    Для получения доступа к электронной библиотеке ИЦ «Академия» пользователи ЭОИС проходят процедуру персональной регистрации на странице ИЦ «Академия».
    Порядок прохождения персональной регистрации размещен на сайте электронной библиотеке ИЦ «Академия». Режим доступа: http:// http://www.academia-moscow.ru/. Доступ предоставляется с момента получения учетных данных пользователем и авторизации пользователя в электронной библиотеке ИЦ «Академия».
    Порядок и формы доступа к электронной библиотеке издательского центра «Академия» и к информационной системе «Информио»:

  • Право доступа к Информационной базе колледжа на сайте Дневник.ру, включающей...

    11 слайд

    Право доступа к Информационной базе колледжа на сайте Дневник.ру, включающей Электронное расписание и Электронные журналы групп, имеют следующие пользователи ЭОИС Колледжа:
    — администратор Информационной базы;
    — преподаватели;
    — обучающиеся и их родители.
    Форма предоставления доступа – web-интерфейс.
    Все пользователи получают персональные коды доступа
    Для получения доступа к Электронным журналам преподаватели проходят процедуру персональной регистрации на странице колледжа сайта Дневник.ру – http://dnevnik.ru/.
    Порядок получения логинов и паролей родителями обучающихся определяется отделом дневного и заочного обучения колледжа
    В случае повторной регистрации пользователи обязаны обратиться к администратору в отдел ИСОП.
    Порядок и формы доступа к электронной базе колледжа на сайте «Дневник.ру»:

  • Ресурсы ЭИОС Колледжа являются собственностью колледжа. 
Обучающиеся и работн...

    12 слайд

    Ресурсы ЭИОС Колледжа являются собственностью колледжа.
    Обучающиеся и работники обязаны использовать ресурсы ЭИОС Колледжа с соблюдением авторских прав:
    не воспроизводить полностью или частично информацию под своим либо иным логином и паролем
    не распространять
    не переделывать или иным способом модифицировать информацию.
    Ответственность за использование информационных ресурсов (ЭИР) :

  • Пользователи, получившие учетные данные, обязаны хранить их в тайне, не разгл...

    13 слайд

    Пользователи, получившие учетные данные, обязаны хранить их в тайне, не разглашать, не передавать их иным лицам.
    Пользователи несут ответственность за несанкционированное использование регистрационной информации других пользователей.
    Пользователи несут ответственность за умышленное использование программных средств (вирусов и/или самовоспроизводящегося кода), позволяющих осуществлять несанкционированное проникновение в ЭИОС Колледжа с целью:
    модификации информации
    кражи
    угадывания паролей
    осуществление любого рода коммерческой деятельности
    и других несанкционированных действий.
    Ответственность за использование образовательных ресурсов и за сохранность регистрационных данных (ЭОР) :

  • Обучающиеся и работники несут ответственность за использование информационно-...

    14 слайд

    Обучающиеся и работники несут ответственность за использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в противоправных целях для распространения материалов:
    оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность
    пропагандирующих насилие, способствующих разжиганию расовой или национальной вражды
    а также рассылку обманных, беспокоящих или угрожающих сообщений.
    В случае невозможности авторизованного входа пользователи обязаны немедленно уведомить начальника отдела ИСОП.
    Пользователи обязаны немедленно уведомить начальника отдела ИСОП о любом случае несанкционированного доступа или о любом нарушении безопасности ЭИОС Колледжа
    Ответственность за использование образовательных ресурсов и за сохранность регистрационных данных (ЭОР) :

  • РЕЗЮМЕ:Каждый обучающийся и работник имеет право на доступ к ЭИОС колледжа:
К...

    15 слайд

    РЕЗЮМЕ:
    Каждый обучающийся и работник имеет право на доступ к ЭИОС колледжа:
    Каждый обучающийся и работник имеет право на получение учебно-методической, технической поддержки при работе с ЭИОС колледжа:
    Учебно-методическую поддержку по использованию ЭИР и ЭОР оказывают методисты научно-методического отдела
    Техническую поддержку, решение вопросов установки и настройки технических устройств и программных средств, обеспечивающих комфортную и эффективную работу с сервисами ЭИОС, оказывает отдел ИСОП.

Краткое описание документа:

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) —

совокупность информационных и образовательных ресурсов, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

ЭИОС предназначена для:

1.Организации образовательной деятельности по реализуемым направлениям подготовки.

2. Обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников к ЭИР и ЭОР посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий и сервисов.

3.Обеспечения информационной открытости колледжа в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.


Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 144 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.03.2020
  • 526
  • 18
  • 02.03.2020
  • 1879
  • 8
  • 01.03.2020
  • 759
  • 0
  • 01.03.2020
  • 198
  • 1
  • 01.03.2020
  • 165
  • 0
  • 01.03.2020
  • 246
  • 1
  • 01.03.2020
  • 10783
  • 76
  • 01.03.2020
  • 4961
  • 20

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Менеджмент в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по формированию медиаграмотности и повышению уровня информационных компетенций всех участников образовательного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организационное и документационное обеспечение управления организацией»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Государственное и муниципальное управление в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Менеджмент и маркетинг образовательного учреждения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности структурного подразделения в сфере профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Контрольно-надзорные мероприятия в общеобразовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Стратегическое планирование в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление процессом финансового планирования и консультирования в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление организацией»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс повышения квалификации «Экономическое планирование деятельности образовательной организации»



Что это такое?
Электронная образовательная среда – это совокупность цифровых решений для улучшения качества образования, будь то школа или институт. На ее развитие оказывают влияние несколько факторов: от технических до социальных.



На что обратить внимание?
На сегодняшний день многие школы уже активно используют такие решения. Сегодня никого не удивить цифровым дневником или интерактивной доской, однако на этих инструментах развитие не заканчивается

В статье рассказывается:

  1. Понятие электронной образовательной среды
  2. Принципы построения электронной образовательной среды
  3. Технологии для электронной образовательной среды
  4. Этапы формирования электронной образовательной среды
  5. Критерии выбора решений для электронной образовательной среды
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Понятие электронной образовательной среды

С развитием информационных технологий и информатизацией всех сфер общества в педагогике надежно закрепилось понятие «электронная информационно-образовательная среда». На сегодняшний день существуют нормативные документы, включающие разъяснения об особенностях организация электронной образовательной среды. Так, в разделе IV.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО прописано: «Информационно-образовательная (электронная) среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ».

Понятие электронной образовательной среды

Понятие электронной образовательной среды

Целью информационно-образовательной среды является формирование интеллектуальной, социализированной, творческой личности, которое достигается при помощи информационно-коммуникационных технологий открытой педагогической системы.

Скачать
файл

Что более всего поспособствовало становлению школьной информационной образовательной среды?

  • Необходимость адаптации школьников к успешной продуктивной работе в условиях глобальной информатизации всех областей общественной жизни.
  • Развитие новых педагогических подходов к реализации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий.
  • Необходимость укрепления продуктивности администрирования учебных заведений.

Специалисты выделяют две основные функции, которые реализуются при помощи информационно-образовательной среды в школе:

  • Дифференцирующая. Информационная образовательная среда создает благодатную почву для беспрепятственной и продуктивной реализации функций каждого участника педагогического процесса: управленцы принимают эффективные решения по организации обучающего процесса, педагоги развивают воспитательные навыки и профессиональное мастерство, а ученики совершенствуют образовательный и творческий потенциал.
  • Интегрирующая. Электронная образовательная среда предоставляет условия для развития потенциала учителей, администрации и школьников в контексте общего «пространства возможностей».

Информационно-образовательная среда обеспечивает качественный результат образования благодаря совокупному применению следующих инструментов:

  • разработка баз данных учебного заведения, содержащих результаты регулярных проверок качества образовательного процесса, электронные дневники и электронные журналы, как средство фиксации результатов деятельности школы;
  • поддержание непрерывного педагогического сопровождения процесса обучения;
  • организация дистанционных форм общения членов коллектива образовательного учреждения (чаты с родителями обучающихся, учительские форумы);
  • обязательное совершенствование педагогического опыта учителей, повышение квалификации;
  • внедрение дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики (наработка, использование и хранение учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев, дидактических материалов и т. д.);
  • формирование положительного имиджа образовательного учреждения, организация связи с общественностью.

Понятие электронной образовательной среды

Понятие электронной образовательной среды

Принципы построения электронной образовательной среды

Фундаментальными правилами развития и организации электронной образовательной среды являются:

  • Синтез различных цифровых технологий и их согласованное применение для решения различных задач цифровой образовательной среды.
  • Готовность к использованию новых технологий, в том числе подключению внешних систем и включению взаимного обмена данными на основе опубликованных протоколов.
  • Неограниченный доступ через Интернет к платным и бесплатным ресурсам информационно-образовательной электронной среды в соответствии с условиями пользования конкретного пользователя, прописанными в лицензионных нормативных актах.
  • Возможность полной или частичной замены цифровой образовательной среды иными технологиями, составляющими конкуренцию.
  • Самостоятельность субъектов в выборе способа достижения целей информатизации в рамках своей ответственности.
  • Минимизация издержек при организации электронной образовательной среды конкретного субъекта, отсутствие излишних функций и нежелательных вложений в сопровождение информационных систем.
  • Повышение качества обучения за счет доступа к современным дистанционным образовательным стандартам.

Итак, какие меры необходимо применить для качественного и плодотворного внедрения передовых технологий цифрового обучения?

Принципы построения электронной образовательной среды

Принципы построения электронной образовательной среды

Первым и самым важным является исключение принудительного насаждения принципов информатизации образования на местах. Необходимо плавно ввести условия электронной образовательной среды и, согласно разъяснениям Минобрнауки России, взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей цифровой образовательной среды, на основе минималистичных центральных государственных систем.

Основной задачей информатизации образовательных учреждений считается минимизация бумажного документооборота и отчетности благодаря внедрению автоматизированных процессов и сосредоточение педагогов на решении задач образовательных процессов при поддержке искусственного интеллекта.

Технологии для электронной образовательной среды

Развитие и расширение интерактивности обучения способствует тому что, учителя сегодня все больше применяют интернет-ресурсы в своей работе. Согласно данным Фонда Развития Интернета, 95% учителей ежедневно выходят во всемирную информационную сеть, тогда как в среднем по стране эта цифра составляет около 60% совершеннолетних россиян. Темп оцифровки учебного процесса набирает обороты.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20976 pdf иконка

Новые технологии уверенно входят в образовательный процесс:

  • активно ведется разработка и внедрение электронных учебников;
  • совершенствуются принципы дистанционного образования;
  • естественным стало наличие электронных дневников в учебных заведениях;
  • интерактивные доски сменяются более современными интерактивными дисплеями.

Ошибки студентов и преподавателей в процессе обучения

Читайте также

Однако, ряд современных интерактивных технологий, таких как видеоконференцсвязь, робототехника, виртуальные лаборатории, хоть и активно продвигаются поставщиками, но пока не внедрены даже на 50%. Это может быть связано как с финансовыми ограничениями образовательных учреждений, так и с ограниченным пониманием возможностей их интеграции в систему уже имеющихся информационных технологий.

Технологии для электронной образовательной среды

Технологии для электронной образовательной среды

Опрос поставщиков ИТ-решений в образовании показал, что на сегодняшний день российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основой. С другой стороны, есть случаи, когда современное оборудование и программные продукты имеются, но используются неэффективно в силу отсутствия методической базы.

На основании того же опроса были сформированы данные об интерактивных методах электронной образовательной среды, показавших наибольший уровень проникновения:

  • электронный дневник – 100 %
  • интерактивные доски – 96 %
  • мультимедийный кабинет – 80 %

В конце списка оказались:

  • 3D-принтеры – 8 %
  • лаборатории робототехники – 4 %.

Основным инструментом формирования дистанционной образовательной экосистемы считаются стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.

Этапы формирования электронной образовательной среды

Процесс формирования электронной информационно-образовательной среды проходит в несколько шагов.

Организационный этап предусматривает:

  • оценку соответствия существующей материально-технической базы требованиям ФГОС;
  • планирование пополнения материально-технической базы;
  • создание возможности повышения квалификации и обучения педагогического состава;
  • исследование уровня информационно-коммуникативной компетентности педагогов;
  • разработка локальных актов развития электронной образовательной среды в учебном заведении;
  • выбор программного обеспечения для формирования оптимальной цифровой образовательной среды на базе имеющихся условий.

Конструктивный этап предусматривает:

  • создание службы методического и технического сопровождения цифровой образовательной среды;
  • развертывание материально-технической базы;
  • подготовка сотрудников;
  • создание единого информационного пространства в образовательном учреждении;
  • принятие мер по обеспечению информационной безопасности;
  • вовлечение родителей и учеников в работу с отдельными компонентами цифровой образовательной среды школы.

Аналитический этап предусматривает:

  • проведение оценки условий созданной электронной образовательной среды требованиям ФГОС;
  • в случае необходимости, внесение изменений в планирование формирования цифровой образовательной среды учебного учреждения.

Документы, регламентирующие разработку локальных актов и выбор программного обеспечения при организации электронной образовательной среды в образовательном учреждении:

  • Доктрина информационной безопасности РФ.
  • Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 годы)».

Только до 29.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

  • Доктрина информационной безопасности РФ.
  • Свободное программное обеспечение в госорганах.
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
  • Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации.
  • Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)».
  • Стандарт ГОСТ, определяющий формат офисных документов ODF.

Этапы формирования электронной образовательной среды

Этапы формирования электронной образовательной среды

Указом президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204 предопределено, что в основу функционирования электронной образовательной среды российских школ следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

Критерии выбора решений для электронной образовательной среды

При выборе электронной информационно-образовательной среды согласно функционалу конкретного учебного учреждения следует обратить внимание на следующие детали:

  • Информационная безопасность и технические условия

Структура должна соответствовать назначению образовательного заведения и поддерживать надлежащие форматы контента. Также должны быть предусмотрены оптимальные способы управления электронной образовательной средой.

  • Оперативные задачи

Важной задачей при выборе возможностей электронной образовательной среды является её соответствие типу учебного заведения, согласованность функционала цифровой образовательной среды с необходимыми формами отчетности и аналитики данного учреждения, а также соответствие выбранного формата количеству обучающихся.

Самообучение: как учиться эффективно

Читайте также

  • Взаимодействие элементов системы, дизайн

Понятный, логический и красиво оформленный интерфейс облегчает взаимодействие участников обучения в электронной образовательной среде. Он должен быть удобен и доступен и для административных работников, и для педагогов, и для школьников, и для их родителей.

Поэтому немаловажным фактором является совместимость с браузерами и операционными системами. А чтобы электронная платформа школы была не только удобной, но и узнаваемой, ее можно оформить в фирменном стиле данного учебного заведения.

  • Техподдержка, исправность и своевременное обслуживание

Автоматизация и оцифровка образовательного процесса должна проводиться под контролем специалистов. Только профессионалы смогут эффективно и в кратчайшие сроки внедрить электронную информационно-образовательную среду в учебное заведение с учетом всех его задач и пожеланий, а в процессе работы нейтрализовать возможные технические сбои.

Сложно себе представить успешное развитие страны и ее экономический рост без качественного образования, а сегодня, согласно современным требованиям мирового экономического развития, невозможно это сделать без использования электронной информационно-образовательной среды. Поэтому государственная политика поддерживает меры по цифровизации процесса обучения, считая его доминирующим среди задач управления образованием.

В России уже накоплен существенный опыт в части построения электронной образовательной среды в учебных заведениях и большинство школ переходят к следующему этапу – более глубокому и эффективному использованию современных цифровых технологий в учебном процессе.

Городская дистанционная научно-практическая конференция

IТ-парк “Школа в информационном пространстве»

Направление «Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: обучающихся, родителей, педагогов»

Черёмин Павел Юрьевич

Учитель информатики

МОУ «Школа № 104 г. Донецка»

«ИНФОРМАЦИОННО-­ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ»

Аннотация

В статье рассматривается актуальность создания электронной информационно-образовательной среды в общеобразовательных организациях, в частности на примере Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 104 города Донецка». Представлена структура ИОС и значимость в управлении образовательным процессом.  

Актуальность

Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Единое информационно-образовательное пространство может предоставить учащемуся возможность пользоваться широчайшим набором образовательных контентов (электронных учебников, видеокурсов и т.п.), с помощью интерактивных технологий компенсировать пробелы в образовании, реализовывать свои творческие способности через участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях. Пользоваться системой дополнительного образования не прерывая обучение из-за разных факторов: по состоянию здоровья, по напряжённой военной ситуации, по неблагоприятным погодным условиям.

Цель статьи – помочь организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник,  независимо от своих возможностей,  мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.

1.Компоненты информационно-­образовательной среды в школе

Информационно-­образовательная среда (далее ИОС) обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В части 2 ст. 33 «Закона об образовании Донецкой Народной Республики» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016) представлено следующее описание компонентов ИОС:

  • компьютеры,

  • информационно-телекоммуникационные сети,

  • аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,

  • электронные информационные ресурсы,

  • электронные образовательные ресурсы, и иные технологические средства, необходимые для организации образовательной деятельности.

Технологические средства – это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС.

Донецкий институт последипломного педагогического образования разработал креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики. В данном методическом сопровождении (часть 5, пункт 5.3 «Создание единого цифрового образовательного пространства») представлен план «Разработка электронного образовательного контента в рамках реформирования системы образования», что не даст возможности привести к расхождениям информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях.

2.Функции информационно-­образовательной среды в школе.

Можно выделить следующие функции, реализуемые ИОС:

  • дидактические – хранение и агрегация учебного содержания (контента);

  • Организационно-­управленческие – администрирование деятельности образовательной организации в целом;

  • вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).

Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

  • система управления обучением (Learning Management System, LMS);

  • система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

Организационно­-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования образовательной организации как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, финансового управления, бухгалтерия, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и прочее.

К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

3.Направления развития инновационно-­образовательной среды в школе для эффективного функционирования

Рассмотрим, какие меры необходимы для эффективного функционирования ИОС. Для этого выделяют следующие направления развития:

  • разработка нового содержания (контента);

  • разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;

  • развитие инфраструктуры;

  • организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).

4. Контент и методики преподавания в рамках инновационно­образовательной среды в школе

Разработка нового содержания (контента) – это длительное дело, требующее финансовых затрат. Часто бывает так, что материал устаревает уже к моменту публикации. И приходится начинать следующий цикл обновления, без возможности использовать наработки предыдущего. В рамках отдельной образовательной организации сложно разработать содержание новых курсов с нуля, не применяя готовые наработки. Поэтому вполне оправдано получение готового контента для образовательного процесса из разных источников, как открытых (бесплатных), так и закрытых (платных).

Однако бывают случаи (проектная или исследовательская деятельность учащихся, различного рода практики), когда контент генерируется в результате образовательного процесса. Например, появляются планы уроков, учебные пособия, видеокурсы, пояснительные записки, рефераты и прочее. В этом случае содержание не было целью, а готовые материалы являются дополнительным продуктом применяемой методики, но могут быть использованы в дальнейшем.

Опыт показал, что простой перенос старого содержания в онлайн ­среду не приносит ожидаемого эффекта и повышения качества образовательного процесса. То есть просто скопировать конспект урока в систему управления обучением (Learning Management System, LMS) – недостаточно. Нужно еще переработать методику образовательного процесса, чтобы эффективно использовать новые технологии.

Следует учитывать, что использование электронных образовательных ресурсов в школе меняет понятия «рабочее время» для учителя и «учебная нагрузка» для ученика. От классно-­урочной системы школа переходит к круглосуточному образовательному процессу. Пространство класса не ограничивается учебным кабинетом, расширяется до информационного пространства. Возникает вопрос о количестве самостоятельной работы (в классе или дома) и времени работы под руководством педагога.

Меняется также подход к организации образовательного процесса. Учителя от понятия «единицы курса» переходят к форматам «модуль», «тема», «урок», «задание».

Учитель – не единственный источник и носитель знаний, а «проводник» в мире информации. Ученик – не пассивный получатель образовательного контента, а активный участник процесса получения знаний. Задача школы – построить индивидуальную образовательную траекторию по учебным предметам, а задача учителя – построить индивидуальный маршрут внутри своего курса (или междисциплинарный маршрут), составленный из элементарных информационных единиц.

Информационно-­образовательная среда выводит на новый уровень мотивацию учащихся. У них появляется свобода выбора информационных единиц, каждый ученик становится одним из организаторов учебного процесса. В информационно-образовательной системе сокращается время на установление обратной связи – оценку ученик получает мгновенно за каждое маленькое действие, а не ждет проверки тетрадей с исписанными страницами текста. Появляется возможность самооценки, оценки работы «соседа», сравнения этих оценок. Для учителя и образовательной организации упрощается возможность оценки по критериям, которая точнее отражает уровень ученика, чем традиционная отметка. Теперь основная задача школы, развивающей ИОС, состоит в разработке (адаптации) новых методик преподавания предметов.

5. Инфраструктура инновационно­-образовательной среды в школе

Развитие ИОС подразумевает наличие в учебном заведении необходимой инфраструктуры, в которую входят серверы и системы хранения данных, коммуникационные каналы, оснащение рабочих мест пользователей и программное обеспечение. Но стоит отметить, что есть проблемы с инфраструктурой и не все школы оснащены на должном уровне. Но есть и положительные стороны, коммуникационные каналы и выход в Интернет предоставлены всем учебным заведениям за счет средств компании Тринити. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 104 города Донецка» своими силами организовало локальные сети. Серверы и системы хранения, как правило, достаточно дорого стоят. Решить задачу можно либо поэтапной закупкой оборудования, либо арендой сервера у провайдера.

Рабочие места пользователей делятся на категории:

-Рабочие места для администрации. Вероятнее всего, с ними уже ни у кого не возникает проблем: у заместителей руководителя школы уже давно есть персональные компьютеры (далее – ПК);

-Рабочие места для учителей. В этой части есть два подхода – индивидуальные устройства для каждого педагога или оборудование всех учебных кабинетов универсальными рабочими местами. МОУ «Школа № 104 города Донецка» использует оба подхода, но частично: не все кабинеты оборудованы ПК с выходом в Интернет, и не все учителя имеют личные ноутбуки. Целевых поставок техники не было давно;

-Рабочие места для учеников могут предоставляться учебным заведением, или учащиеся используют личные гаджеты.

Для использования в работе личных устройств обучающихся необходимо подготовить инфраструктуру зданий и помещений. Требуется беспрепятственный доступ к Wi­Fi сетям и сети Интернет. Необходимо обеспечить возможность зарядки устройств, возможность временного хранения на тех уроках, где устройства не нужны.

Важно выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы устройства были востребованы. Следует учитывать наличие личных гаджетов при разработке методик и выборе ИКТ­инструментов для обучения.

В МОУ «Школы № 104 города Донецка» приняты все указанные меры, во время работы в информационно-образовательной системе до 80% учеников могут использовать индивидуальные личные устройства. Среди школьников был проведен опрос с целью выяснить, какие устройства они обычно приносят на уроки. Оказалось, что почти у 80% учащихся с собой всегда есть смартфон, еще около 60% приносят планшеты.

6. Разработка и использование программного продукта в инновационно­образовательной среде в школе

Остановимся на одном из программных продуктов собственной разработки – это автоматизированная информационная система (АИС) мониторинга и групповой работы над учебными проектами – электронное портфолио проектов. Ученики 7­-9­х классов ежегодно выполняют индивидуальные и групповые проекты на различные тематики. Работа над проектом начинается в сентябре, а заканчивается в декабре публичной защитой. В процессе подготовки проекта ведется самостоятельная работа гимназистов в малых группах под контролем консультанта проекта. Все портфолио проектов хранятся в электронном виде в открытом доступе. АИС мониторинга и групповой работы над учебными проектами оперирует несколькими сущностями данных, среди которых следующие:

1. Проект – это основной объект в системе. На проект ссылаются почти все остальные объекты. На карточке проекта можно посмотреть всю необходимую информацию о проекте и списки связанных с ним объектов (график проекта, список задач, проектную группу, список консультаций и т. д.).

2. Объекты, моделирующие процесс управления проектом. Задача проекта – это конкретное задание участнику проекта, сформулированное руководителем проекта или самими участниками. Задачи должны быть сформулированы по принципу SMART: быть конкретными (Specific); измеряемыми (Measurable); достижимыми (Achievable); реалистическими (Realistic); ограниченными по времени (Time­related).

3. Объекты, моделирующие пользователей. Пользователи делятся на участников проекта (ученики), руководителей проекта, консультантов и экспертов (рецензентов). Роль пользователя в ИОС и объекта в проекте, который создает этот пользователь, взаимосвязаны.

4. Объекты, моделирующие результаты и материалы проектной деятельности. Продукт проекта – это объект, моделирующий продукт проектной деятельности. Любой созданный участниками проекта продукт можно добавить в систему. Продуктом может стать: реклама проекта, итоговая презентация, реферат, отчет, таблица, опросник, обзор, модель физическая или историческая (в виде описания и фотографий), схема и т. д. Источник информации – это объект, содержащий информацию об источнике, в котором проектная группа ищет информацию при реализации проекта. Введение ИОС несколько лет назад позволило упорядочить проектную деятельность, сделать ее массовой в нашей школе.

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ

МОУ «Школа № 104 г. Донецка»

Название проекта

Предмет

Описание

Видеомонтаж для начинающих

Информатика

Основные правила монтажа. Видеоурок, снятый обучающимся по изготовлению законченного продукта – клипа. Выбор редактора для монтажа видео (на примере Adobe Premiere Pro – профессиональной программы нелинейного видеомонтажа)

IT­эпоха

Информатика, экономика

Рекомендации о том, как лучше всего создать свою IT­компанию

Photoshop для «чайников»

Информатика, изобразительное искусство

В наше время быстро растет востребованность веб­дизайнеров, маркетологов, фотографов и фотохудожников, актуальным становится владение графическими редакторами. Рекомендации по работе с Adobe Photoshop

Античный и средневековый театр

Литература, история, изобразительное искусство, музыка

Изучение и описание античного и средневекового пространства театра: постановки, устройства театра, актерского мастерства, жизни внутри театра и сценической литературы

Бессмертный полк

История

Судьбы воевавших родственников учеников школы

Видеоматериалы к урокам географии

География

Подготовка видеоматериалов к урокам географии для 6-­8­х классов

Визуальные образы героев литературных произведениях

Литература. История. Технология

Помощь читателям в построении правильных визуальных образов литературных героев. История костюма. Мода разных эпох

Литература:

  1. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — № 1. – 2007.

  2. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — № 4. – 2003.

  3. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — № 4. – 2003

  4. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6.

  5. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под. рук. Е.С. Полат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою материнскую плату на ноутбуке
  • Как найти лектора тт2
  • Как найти площадь треугольника векторная алгебра
  • Как найти громкость звука на компьютере
  • Как найти катет в треугольнике через угол