Как составить краткое описание текста

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он
отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на
вопрос какой?

В описательных текстах описываются люди,
предметы, животные, со­бытия. К описанию можно поставить вопросы: какой?
какая? какое?

Памятка
Как составить текст-описание:

1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:

1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование,
в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что
случилось?
, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?

В
описательных текстах описываются люди, предметы, животные, со­бытия. К описанию
можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

Что такое синопсис

Зачем нужен синопсис, из чего он состоит, как написать синопсис книги, а также наиболее частые ошибки при его написании с примерами — все в этой статье.

Зачем нужен синопсис

Допустим, вы написали первый роман и теперь ищете агента или издателя. Но чтобы заинтересовать их, помимо рукописи и сопроводительного письма понадобится синопсис. Синопсис — это краткое содержание вашей книги от начала до конца, которое должно продать текст литературному агенту, редактору или издателю.

Синопсисом называется не аннотация, не продающий текст и не пересказ, а именно краткое содержание текста. Его задача — продемонстрировать, что вы способны зацепить внимание читателя проработанным миром, достоверными характерами главных героев, драматическим конфликтом или необычными поворотами сюжета.

Синопсис позволяет понять, способны ли вы рассказать всю историю от начала и до конца, интересны ли ваши персонажи и нет ли в повествовании логических дыр, нестыковок или других проблем с сюжетом.

Качество синопсиса может решить судьбу всей книги. Если синопсис интересен, а текст сыроват, текст можно доработать и улучшить. Но если сыроват синопсис, рукопись даже открывать не будут, какой бы хорошей она ни была.

Из чего состоит синопсис

В зависимости от требований каждого конкретного издателя или агента, объём синопсиса варьируется от 4 до 7 тысяч знаков, или от 2 до 3 страниц текста. Это краткий синопсис. Иногда редакторы просят предоставить развернутый синопсис, его объём составляет от 10 до 15 страниц.

Синопсис состоит из нескольких четких разделов. В самом начале должны быть указаны имя автора, его контактные данные, название произведения, его жанр и объём в авторских листах (1 авторский лист содержит 40 тысяч знаков, считая пробелы).

В следующем абзаце даётся краткая, не больше пары предложений, характеристика главного героя, его целей и мотивов.

Далее следует в двух-трех предложениях описать сеттинг, в котором разворачивается действие книги. Особенно это важно для исторических романов, фантастики и фэнтези, поскольку позволяет сразу отсечь авторов, которые не ориентируются в описываемой эпохе или скопировали свой мир со Средиземья, Вестероса или далёкой-далёкой галактики.

Теперь можно переходить к краткому изложению сюжета, причём каждый абзац обязан продвигать повествование вперёд и не утаивать развязку. Синопсис — это не пересказ, а краткое описание произведения. История должна соблюдать законы жанра, в котором вы пишете. Детектив должен завершаться поимкой преступника или раскрытием преступления, а любовный роман не может заканчиваться разводом. Развод — это завязка сюжета, но не его итог.

Как написать синопсис книги

В идеале текст синопсиса должен отвечать на следующие вопросы:

  • Кто ваш главный герой и чего он хочет в начале истории? Что заставляет читателей переживать за него?
  • Какое событие или решение побуждают его приступить к действию?
  • Какие действия предпринимает герой, чтобы достичь цели?
  • Есть ли в повествовании антагонист, чего он хочет и чем ему так насолил главный герой?
  • Какие препятствия встают у него на пути?
  • Какие действия предпринимает протагонист, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу?
  • Что происходит в кульминации истории?
  • Какова ее развязка? Что ждёт главного героя? Выживет ли он? Все ли сюжетные линии увязаны?

Ответьте на эти вопросы, а затем превратите ответы в связный и логичный текст.

Важно соблюдать следующие правила:

  • Рассказывайте, не показывайте. Оставьте лирические отступления, шутки и пространные описания для рукописи. Стиль синопсиса должен быть кратким, ёмким и информативным. Никаких лишних персонажей, деталей, имён, подробностей и описаний. Детали могут быть в изложении, только если напрямую влияют на сюжет, но их описание не должно превышать пары строчек.

  • Если в вашем повествовании несколько главных героев или сюжетных линий, опустите все второстепенные. В идеале синопсис должен повествовать об одном главном герое и одной сюжетной линии. Если герои или сюжетные линии равнозначные, отделите их друг от друга небольшими подзаголовками, например, «На Стене», «За Узким морем» или «В Королевской гавани».

  • Если второстепенный персонаж не влияет на сюжет, не упоминайте его. Персонажа стоит включать только в том случае, если без его участия концовка не имеет смысла. По именам стоит называть только самых важных для повествования героев, всех остальных достаточно назвать по их роли: бывший муж, любовница, таксист, беглый каторжник. При первом упоминании имя важного персонажа можно выделить КАПСОМ. Пример: В поезде Гарри знакомится с двумя другими волшебниками-первогодками: неряхой РОНОМ и всезнайкой ГЕРМИОНОЙ. В первый день в новой школе Белла встречает загадочного и красивого одноклассника по имени ЭДВАРД.

  • Повествование должно быть линейным, никаких лирических отступлений, экскурсов в прошлое или будущее. Если в романе есть флэшбеки, не описывайте их.

  • Повествование должно быть логически завершенным. В синопсисе не может быть неразрешенных сюжетных линий и неясности.

  • Никакой недосказанности. В изложении обязательно должна быть раскрыта главная интрига произведения.

  • Повествование должно вестись в настоящем времени. Белла ВСТРЕЧАЕТ, Гарри ЗНАКОМИТСЯ.

  • Даже если ваш роман написан от первого (или даже второго) лица, в синопсисе изложение ведётся только от третьего. Однако в первых абзацах следует указать, от чьего лица ведётся повествование в рукописи. Например, повествование ведётся от лица Измаила, моряка на китобойном судне «Пекод».

  • Самые важные, интересные и интригующие детали старайтесь помещать в начало текста. Заголовок синопсиса должен содержать имя автора и название произведения.

  • Демонстрируйте эволюцию персонажа. Отмечайте, что он думает и чувствует по мере развития сюжета.

Наиболее частые ошибки при написании синопсиса

  • Грамматические и пунктуационные ошибки и опечатки. Редактор решит, что если вы не можете написать без ошибок даже пару страниц текста, рукопись открывать вообще не стоит.

  • Превышенный объём. У синопсисов есть чёткие размеры: не превышайте их.

  • Большое количество непонятной информации, необъяснимых или малознакомых терминов и сложных имён.

  • Сравнения с топовыми авторами и хвалебные оценки собственного труда. Допускаются фразы наподобие «рассчитано на аудиторию Джона Толкина и Джорджа Мартина», но вот словосочетаний типа «гениальный роман», «восхитительная книга» или «лучше Гарри Поттера» быть не должно. Избегайте любых оценочных суждений о вашем тексте, его качестве и маркетинговом потенциале. Исключения допускаются, если вам удалось получить отзыв авторитетного литературного критика, или же вы участник семинара или мастер-класса известного автора, который уже разобрал ваш текст.

  • Вы перепутали синопсис с рецензией. Избегайте фраз типа «кульминация повествования», «череда напряжённых сцен» или «в этом душераздирающем моменте».

  • Вы предполагаете реакцию аудитории. Не нужно писать «Читатели ахнут, когда узнают, что припас профессор Мориарти для Шерлока Холмса». Правильный вариант: «Приехав в Швейцарию, Шерлок начинает понимать, что для него заготовил профессор Мориарти».

  • Слишком много диалогов. В синопсисе не должно быть диалогов в принципе, они включаются только в том случае, если передают какую-то характерную особенность героя или содержат ключевой момент повествования.

  • Набор бессвязных предложений. Синопсис — логичный и связанный текст, практически микрорассказ.

Пример синопсиса

Хороший образец синопсиса рассмотрим на примере очень краткого (в идеале текст должен получиться в несколько раз больше) изложения романа Чарльза Диккенса «Большие надежды».

Филип Пиррип, известный всем как ПИП, живет со своей деспотичной сестрой, женой доброго ДЖО ГАРДЖЕРИ. Он отправляется учиться к МИСС ХЭВИШЕМ, старой леди в пожелтевшем подвенечном платье, которая слегка помешалась от того, что ее бросил жених перед алтарём.

В доме мисс Хэвишем Пип знакомится с ЭСТЕЛЛОЙ, очаровательной девушкой его возраста, и влюбляется в неё. Презрительное и высокомерное отношение девушки доводит Пипа до слез, и он решает «выбиться в люди».

Стряпчий сообщает Пипу, что он унаследовал внушительное состояние. Пип переезжает в Лондон, начинает новую жизнь, отдаляется от семьи и стыдится родства с верным Джо.

Спустя несколько лет Пип выясняет, что источником его богатства был беглый каторжник, которому он когда-то помог. Каторжника арестовывают, и Пип остаётся без гроша. Эстелла решает выйти замуж за злейшего врага Пипа, но ее семейная жизнь складывается нелучшим образом.

Пип возвращается к Джо и решает зажить честным трудом. Несколько лет спустя он встречает овдовевшую Эстеллу, и они уходят прочь, взявшись за руки.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Как можно описать текст

В современной науке о языке — лингвистике — существуют разные подходы к описанию текста. В глубоком понимании описание текста — это его полный филологический анализ, но он порой не понятен для людей, не изучающих теорию русского языка подробно. Чтобы описать текст быстро и правильно, нужно запомнить небольшой план его анализа, состоящий из основных характеристик.

Как можно описать текст

Инструкция

Прочитайте текст. Соотнесите его содержание с заголовком. Отражает ли заголовок тему текста или несет в себе скрытый, символичный смысл, заставляющий сделать собственные выводы и порассуждать самостоятельно. Если вы знакомы с историей данного текста или биографией автора, то расскажите об этом.

Кратко охарактеризуйте тему текста, то есть, расскажите, о чем повествует автор. Также озвучьте идею текста, а именно, что хотел передать, показать, донести до читателя повествователь. Обратите внимание, в каком времени написан текст и какие способы передачи времени в нем представлены (глаголы в настоящем, прошедшем или будущем времени, обстоятельства времени и т.д.).

Проанализируйте, как представлены персонажи текста (если таковые имеются), что о них можно сказать, прочитав его. Какие приемы автор использует при описании их внешности, поведения или в их прямой речи. Какие эмоции вызывают герои текста, могут ли они послужить примером или являются наглядным уроком для читателя.

Охарактеризуйте композицию — объясните какое построение имеет текст, на какие части его можно условно разделить по смыслу. Дайте заглавия этим частям, несущие их основную мысль.

Определите, к какому жанру принадлежит данный текст. Укажите, какой стиль повествования в нем является преобладающим: повествование, описание, рассуждение. Какой стиль речи преобладает в тексте (разговорный, книжный, публицистический, официально-деловой, научный).

Найдите и выделите средства художественной выразительности речи: эпитеты, метафоры, инверсии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты и т.д. Ответьте на вопрос, какую функцию они выполняют, зачем их использует автор.

В заключении описания текста дайте ему субъективную оценку. Можно сказать о том, какую роль занимает этот текст в мировой литературе.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Обновлено: 27.05.2023

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.

При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.

Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

В современной науке о языке — лингвистике — существуют разные подходы к описанию текста. В глубоком понимании описание текста — это его полный филологический анализ, но он порой не понятен для людей, не изучающих теорию русского языка подробно. Чтобы описать текст быстро и правильно, нужно запомнить небольшой план его анализа, состоящий из основных характеристик.

Как можно описать текст

Прочитайте текст. Соотнесите его содержание с заголовком. Отражает ли заголовок тему текста или несет в себе скрытый, символичный смысл, заставляющий сделать собственные выводы и порассуждать самостоятельно. Если вы знакомы с историей данного текста или биографией автора, то расскажите об этом.

Кратко охарактеризуйте тему текста, то есть, расскажите, о чем повествует автор. Также озвучьте идею текста, а именно, что хотел передать, показать, донести до читателя повествователь. Обратите внимание, в каком времени написан текст и какие способы передачи времени в нем представлены (глаголы в настоящем, прошедшем или будущем времени, обстоятельства времени и т.д.).

Проанализируйте, как представлены персонажи текста (если таковые имеются), что о них можно сказать, прочитав его. Какие приемы автор использует при описании их внешности, поведения или в их прямой речи. Какие эмоции вызывают герои текста, могут ли они послужить примером или являются наглядным уроком для читателя.

Охарактеризуйте композицию — объясните какое построение имеет текст, на какие части его можно условно разделить по смыслу. Дайте заглавия этим частям, несущие их основную мысль.

Определите, к какому жанру принадлежит данный текст. Укажите, какой стиль повествования в нем является преобладающим: повествование, описание, рассуждение. Какой стиль речи преобладает в тексте (разговорный, книжный, публицистический, официально-деловой, научный).

Найдите и выделите средства художественной выразительности речи: эпитеты, метафоры, инверсии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты и т.д. Ответьте на вопрос, какую функцию они выполняют, зачем их использует автор.

В заключении описания текста дайте ему субъективную оценку. Можно сказать о том, какую роль занимает этот текст в мировой литературе.

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Как создать описание:

Описывать предметы и явления с разных точек зрения, апеллируя к разным органам чувств читателя.

Стараться сделать описание объёмным, выпуклым, зримым за счет использования ёмких деталей.

Описание может быть создано двумя фразами, то есть быть крайне лаконичным, но при этом позволять читателю увидеть полноценную картину художественного мира, благодаря правильно подобранным выразительным подробностям текста, которые и называются деталями.

3. Описывать предметы и явления так, чтобы читателю было понятно, что изображается в тексте.

Описание должно быть прозрачным, ясным, легко прочитывающимся даже при сложной стилистике, вычурной лексике и сознательной мистификации читателя. А иначе – зачем тогда тратить силы на описание, если читателю непонятно, что изображается в тексте?

За примерами путаных описаний ходить далеко ненужно: полагаем, всем известны случаи, когда читаешь отрывок по несколько раз и не понимаешь до конца, как, например, расположены объекты или предметы.

4. Заботиться о сохранении собственной стилистики, даже когда речь идет об описании совершенно непривычных или незнакомых явлений и объектов.

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Читайте также:

      

  • Что такое обиняк кратко
  •   

  • Экологический проект в доу тропа здоровья
  •   

  • Что такое познавательное развитие фэмп в детском саду
  •   

  • Проект по профориентации в школе 8 вида
  •   

  • Что такое мамбл рэп кратко
  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание — это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование — это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 167,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 194,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 75,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 73,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 108,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 266,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 206,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 125,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 231,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 578,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 681,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 690,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 761,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 763,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 768,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 93,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 386,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 474,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 572,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 729,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 739,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 326,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 575,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 592,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 608,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 170,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 298,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 202,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 281,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 333,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 375,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 580,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 611,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 285,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 168,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 414,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 233,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 413,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 526,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 527,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить купальник по художественной гимнастике
  • Как найти площадь параллелепипеда через диагонали
  • Как найти свой номер орифлейм
  • Как исправить то в чем ты не виноват
  • Как найти нужную игру не зная названия