Как составить краткое содержание параграфов

Чтобы сделать конспект параграфа необходимо его прочитать хотя бы два раза. При первом чтении нужно выписать в тетрадь основные подпункты параграфа. Они могут быть выделены жирным шрифтом. При втором прочтении нужно выделить главную мысль подпункта: какая проблема или явление рассматривается в подпункте? как она была решена?

Необходимо прочитать вопросы, которые даны в конце параграфа, ответить на них и дополнить краткое описание подпунктов.

В конспект необходимо вносить основные даты (лучше ограничиться двумя для каждого подпункта) и определениями, которые даны в параграфе.

Опубликовано 3 сентября, 2019

К сожалению, нынешние дети предпочитают копировать из Интернета, нежели делать конспекты. А конспект — это не что иное, как рерайтинг, пересказ своими словами самого главного в тексте.

Умение составлять конспект — очень важное умение в образовании. Потому что в процессе подготовки конспекта нужно быстро прочитать, и, самое главное, понять текст. А потом выделить из него самое важное, отделив от второстепенного. Вот это важное нужно и записать в конспект, сделав как бы концентрат первоначального текста. Иногда бывает, что целая статья может уместиться буквально в одном предложении, если в ней нет мыслей, одна вода. И наоборот, иной раз конспект составить очень трудно, если текст насыщен глубокими мыслями, без которых теряется общий смысл и ценность.

Собственно говоря, главная польза высшего образования и заключается в том, что студент в процессе учебы учится выделять наиболее важную информацию, которую потом можно использовать в работе. А это умение как раз и достигается в процессе конспектирования.

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Любой
конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того,
как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших
знаний и их оценка преподавателям. Вы думаете, что конспекты на дом задаются от
нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно
лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно
говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали,
какие мысли вы увидели в тексте.

Главное
правило хорошего конспекта

Поэтому,
отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу.
Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в
тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению. Кстати, это правило –
универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект
по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Существует
так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты,
план и тезисы. Данный тип является самым качественным. Плюс свободного
изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа
даже спустя длительный промежуток времени.

Как
писать конспект по параграфу?

Перед
тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком,
дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно
– читая и что-то выписывая. Следует обязательно найти и выделить самые важные
моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то,
что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите
содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже
составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как
только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам
важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по
параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите
основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать
выводы, привести примеры и факты.

Очень
комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы.
Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают
материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых
фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к
содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте,
была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для
зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если
есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки.
Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит
конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь
у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по
параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей
необходимой и важной информации.

Обновлено: 28.05.2023

Любой человек периодически сталкивается с необходимостью быстро выучить какую-либо информацию. Существуют люди, которым зубрежка дается довольно-таки просто, и после 2-3-х повторений человек может наизусть рассказать то, что он прочитал. Но такое бывает достаточно редко.

До сих пор работа мозга человека не изучена полностью. Мы знаем лишь то, что человек не использует свой главный орган на 100 %. Память и другие механизмы нашего сознания можно и нужно развивать. Хорошая память позволит добиться успехов в любой сфере жизни.

Сложно запомнить

Как сложно порой бывает запомнить нужную информацию, иногда это кажется вообще невозможным, особенно, когда непонятен смысл того, о чем читаешь.

Существует несколько методов, которые в совокупности позволят быстро выучить самый сложный параграф в учебнике.

Пересказать кому-нибудь

Нужно пересказать только что прочитанный параграф кому-либо: родителям, друзьям или даже верному псу. На этой стадии важно понять, о чем говорится в этом разделе учебника, информацию необходимо осмыслить.

Перескажи текст собаке

Перескажи изученный тест кому-нибудь, даже собаке

Не сидеть на одном месте

Во время чтения не нужно сидеть на одном месте, можно походить из комнаты в комнату, а если у дома есть сад и на улице достаточно тепло и светло, можно выйти с книгой туда.

Использовать технику «Припоминание»

Повторять изученный материал интервалами

Необходимо повторять изученную информацию интервалами, постепенно увеличивая время между ними. Например, в первый раз повторить нужно сразу же после прочтения, во второй — через 20 минут, в третий — через 8 часов и в последний, завершающий раз, —через сутки.

Сжимать кулаки

Во время очередного повторения информации сжимайте кулаки. Учеными доказано, что это простое физиологическое действие позволяет мозгу наиболее эффективно усваивать полученную информацию.

Сжимай кулаки

Сжатие кулаков способствует улучшению памяти

Читать громко

Записывать тезисы

Если самую важную информацию, содержащуюся в параграфе, записать тезисами на листе, это поможет быстрее запомнить суть текста.

Надиктовывать на диктофон

Еще один способ — записать текст на диктофон и время от времени прослушивать его.

Учить утром

Доказано, что мозг человека эффективнее работает с утра или сразу же после пробуждения. Не рекомендуется заучивать информацию на ночь, это не только не принесет никакого эффекта, но и испортит сон.

Заучивать смысловыми блоками

Если объем информации, которую нужно запомнить, слишком большой, рациональным будет разбить ее на смысловые части и каждую из них выучить по отдельности.

Петь

Нестандартный способ — пропеть текст параграфа. Этот метод активно используют актеры, когда им необходимо выучить роль.

Пой!

Информация усвоится лучше, если ее пропеть

Память необходимо постоянно тренировать и постепенно запоминать необходимое будет гораздо проще и быстрее. Информация надолго сохраняется в нашей памяти, в мозгу происходит кодировка полученной информации, и она оседает в специальном отделе для хранения. Когда понадобится, человек с легкостью вспомнит ее. Если долго не пользоваться информацией, мозг удалит ее за ненадобностью так же, как система персонального компьютера удаляет неиспользуемые файлы.

Мозг

Мозг специальным образом кодирует информацию и хранит ее

Конечно, узнав об этих методах, может показаться, что будет достаточно трудно следовать им. Но это только на первый взгляд. Нужно попробовать, и тогда, наверняка, все получится!

История по праву считается одним из самых интересных предметов, который проходят не только в школе, но и в профилированных учебных заведениях. Но, как показывает практика, многие люди понимают это только с возрастом, крайне неохотно обращаясь к учебникам в детстве и юношестве. Есть множество простых способов, с помощью которых можно будет быстро выучить параграф по истории.

История для школьников: как быстро и легко выучить параграф

Особенности человеческой памяти

Прежде чем приступать к поставленной задаче, необходимо хотя бы поверхностно изучить основные свойства памяти, ведь это поможет избежать совершения самых распространенных ошибок, из-за которых, собственно, абсолютное большинство людей и не хочет учить теорию. Существует три основных вида памяти:

Особенности человеческой памяти

Долговременная память

  • Первый — кратковременный, когда информация не задерживается в голове дольше чем на несколько минут. Чаще всего такой эффект наблюдается при поверхностном чтении или прослушивании темы с параллельным выполнением другого задания, поэтому подобной подготовки оказывается недостаточно для качественного запоминания.
  • Второй вид рассчитан на более длительное хранение информации, именуясь промежуточной памятью. Обычно эффект запоминания длится от нескольких дней до месяца, а для того, чтобы его добиться, приходится несколько раз проговаривать или прослушивать текст, не забывая о его устном пересказе или письменном изложении, которое также оказывается очень действенным.
  • Под третьим этапом подразумевается долговременная память, и считается, что закрепленная таким образом информация остается в подсознании на всю жизнь, даже если человеку будет казаться, будто он уже давно все позабыл. Добиться такого эффекта легче всего с помощью практического закрепления материала, а проще говоря, приобретенного опыта и определенных навыков, которые откладываются на глубинном уровне.

Кроме того, стоит посвятить несколько слов такому часто применяющемуся методу изучения исторических тем, как зубрежка. Механическая вычитка и заучивание текста на память, действительно, помогают выучить большой параграф по истории, но дается это непросто, так как, чтобы не сбиться, ученики стараются запомнить текст чуть ли не дословно, при этом теряя, а иногда даже не понимая его смысл.

В итоге стоит забыть одно предложение или начало нового абзаца, как моментально происходит сбой, ребенок теряется и не может вспомнить последующую за этим часть текста, что не самым лучшим образом сказывается не только на его ораторских способностях и эмоциональном состоянии, но и на оценивании знаний. На этом недостатки зубрежки отнюдь не заканчиваются, ведь выученный таким образом материал в лучшем случае задерживается в промежуточной памяти, напрочь выветриваясь из головы уже через несколько недель.

Такая особенность делает методику неприемлемой в случае, если необходимо закрепить знания на более долгосрочный период.

Это вовсе не означает, что от нее можно полностью отказаться, другое дело, что вызубренная информация обязательно должна подвергаться неоднократному повторению, представленному в нескольких вариантах (устный пересказ, написание на листке бумаги, ответы на главные вопросы и прочее).

Самые эффективные способы запоминания

Стандартные приемы

Самый простой метод запоминания текстов различной направленности и степени сложности состоит всего лишь из нескольких шагов, притом что такой алгоритм подойдет для учащихся любого класса и даже взрослых. Кроме того, он считается одним из самых быстрых, предлагая максимально оперативное усвоение и закрепление материала. Фактически речь идет о своеобразном плане изучения теоретического материала, предлагающего следующую очередность действий:

Учебники истории

Стандартные приемы запоминания

  • Первый шаг подразумевает медленное и вдумчивое прочтение параграфа в учебнике или в конспекте с обязательным осмыслением сложных и непонятных мест в тексте, притом что подобные рассуждения можно и даже нужно проговаривать вслух.
  • Не стоит отказываться от изучения дополнительной информации по материалу, особенно если она приводится в учебнике в качестве сносок и отдельных пунктов. Обычно на то, чтобы прочитать, а потом рассказать самому себе или находящемуся рядом другу эти сноски уходит не больше 2−3 минут, зато результат не заставит себя долго ждать, так как материал удастся лучше понять и усвоить.
  • Обычно к каждому параграфу или отдельной теме приводится целый перечень вопросов, которые многие ученики старательно игнорируют. Объясняется такая привычка довольно просто, ведь при поверхностном прочтении ответы на вопросы приходится заново искать в тексте, что далеко не всегда хочется делать. Между тем это еще один действенный метод, который поможет не забыть все самое важное и закрепить его в подсознании, что уже является залогом успеха.
  • После того как будут даны все ответы на вопросы, необходимо еще раз вдумчиво прочитать текст, так как в этом случае уже начнет подключаться зрительная память, которая также помогает закрепить данные на уровне подсознания.
  • Обязательно нужно потренироваться в пересказе, желательно работая в паре, когда один ученик рассказывает текст другому, отвечает на его вопросы и учитывает поправки и наоборот.

Всего на такой вариант запоминания уйдет около 30−40 минут, и изначально может показаться, что это слишком много, однако зубрежка требует большего количества времени. Кроме того, в этом случае удастся зафиксировать информацию на более продолжительный период, что особенно актуально в тех случаях, когда история понадобится для поступления в ВУЗ.

Оригинальные методики

Если приведенные варианты кажутся скучными или в силу каких-то обстоятельств они не дают желаемого результата, что особенно часто можно наблюдать у натур неусидчивых и творческих, то есть смысл приготовить более креативный подход к учебному процессу. Нет никаких идей? Не беда, ведь можно взять на вооружение один из следующих вариантов или даже сразу несколько из них, помня о том, что комплексный подход только способствует усвоению:

Сон

Утро

Таблица

На уроке

Если учеба выпала на вечернее и уж тем более ночное время суток, и способность к запоминанию начинает давать сбой, то стоит несколько раз прочитать текст и лечь спать.

В этом случае в силу вступят чудесные особенности человеческого мозга, который способен запоминать новую информацию даже во сне.

Чудеса визуализации

Визуализация

Существует еще несколько методов усвоения тяжелых исторических тем, притом что все они сводятся к визуализации. В качестве примера можно привести использование карты мира, которая может быть представлена в разных видах: начиная с настенного плаката и глобуса и заканчивая росписью на стене или деревянным светильником, оформленным в соответствующем форм-факторе.

Так, достаточно просто повернуть к себе нужный участок (актуально для глобуса), на котором развивались соответствующие исторические события, и рассматривать его, повторяя каждый пункт и находя нужные города, пустыни, моря, океаны и прочую местность.

Отличным подспорьем для качественного усвоения материала могут стать и произведения великих художников, неоднократно отображающие самые громкие события разных эпох, а также художественная литература.

Устные домашние задания нравятся многим школьникам ровно до той поры, пока не наступает время проверки самостоятельно пройденного материала. Зачастую не самые хорошие баллы за ответ у доски получают даже учащиеся, честно пытавшиеся подготовиться. Как быстро выучить параграф и запомнить все самое главное?

Забудьте о механической зубрежке

Как быстро выучить параграф

Конспект – верный друг учащегося

Как выучить параграф по истории

Во время первого прочтения нового текста желательно постараться представить себе визуально все описанные события или правила. Обязательно составляйте для себя конспект. Выписывайте основные мысли в виде короткого плана. Старайтесь выделять только самые значимые моменты, даты и правила. Принцип выделения главного – один из самых простых секретов того, как быстро выучить параграф.

Прочитайте нужный текст 1-2 раза и постарайтесь пересказать его. Если получится недостаточно хорошо, стоит сделать небольшой перерыв, а затем снова взяться за чтение и повторение.

Имейте ввиду, что для учащихся начальной школы оптимальная продолжительность учебных занятий составляет не более 15-25 минут, более старшие дети и взрослые могут заниматься по 45 минут. По истечении этого времени необходимо сделать перерыв. Занятия пройдут максимально продуктивно, если во время пауз заниматься какой-то физической работой. Попробуйте сделать несложные упражнения или немного позаниматься домашними делами. Примерно через 10-15 минут можно вернуться к школьным урокам.

Тонкости запоминания различных школьных дисциплин

Как легко выучить параграф

Самым простым для устных пересказов заслуженно считается школьный предмет литература. Для того чтобы хорошо запомнить художественный текст, достаточно представить себе его в виде фильма, акцентируя внимание на ключевых моментах сюжета.

Многим школьникам самыми сложными кажутся точные науки. Как выучить параграф по химии, физике или алгебре? Наизусть имеет смысл заучить все ключевые формулы и правила (обычно это небольшой объем текста). А вот объяснение теорий и законов достаточно вдумчиво прочитать и понять. Качественно разобравшись в теме, несложно ответить на любой вопрос учителя. И краснеть у доски больше не придется!

Повторенье – мать учения!

Как выучить параграф по химии

Думают о том, как легко выучить параграф, чаще всего школьники, не умеющие осознанно запоминать важную информацию. После основного заучивания и успешного повторения материала следует переключить свое внимание на что-то другое. Рекомендованное время отдыха не менее 1-2 часов. После этого следует повторить материал, можно использовать свои конспекты или исходный текст. Обязательно еще раз пересказать изученную тему следует перед сном. Финальное повторение материала имеет смысл перенести на утро, по дороге в школу следует еще раз повторить выученное. Это самая действенная методика запоминания. Используя ее, можно выучить любую тему по любому предмету. Теперь вы знаете, как быстро выучить параграф. Желаем успехов в учебе!

Шаг 1. Поставьте четкую цель

  • изучаем, как жили первобытные люди;
  • узнаем, как устроен наш организм;
  • учим правила, которые помогут нам правильно расставлять запятые, и т.д.

Шаг 2. Найдите главное

Дети очень теряются, когда видят перед собой объемные тексты. Особенно это касается младшеклассников. А уж если текст нужно не просто прочитать, а выучить! Задача не из простых.

Как именно это следует делать? Рассмотрим алгоритм , который за три чтения текста позволит более качественно усвоить материал предмета:

3. Третье чтение – контрольное. Еще раз читаем, обращая особое внимание на ключевые слова.

Шаг 3. Добавьте немного творчества!

В любом предмете есть место для творческого полета. Даже в самом неинтересном тексте ребенок сможет найти место для реализации своего потенциала. Есть несколько способов:

Да, перевести информацию из текстовой – в образную! И здесь придется потрудиться, ведь нужно тщательно проанализировать прочитанное, чтобы придумать единый образ, который смог бы отразить содержание всего текста. Этот прием поможет сформировать у ребенка аналитическое мышление;

Можно использовать пиктограммы.

Возьмите список ключевых слов и переведите каждое в пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде). Поначалу будет очень непросто подбирать пиктограммы, однако благодаря этому процессу изучаемая информация будет сохраняться в памяти ребенка прочнее;

Можно написать историю.

Пусть ваш ребенок при выполнении домашнего задания всегда осознает три вещи: зачем он учит этот материал, какова его основная мысль и как можно добавить в него немного творчества. И тогда никакие параграфы не будут ему страшны.

Читайте также:

      

  • Какие инструменты и приспособления применяют при обработке мяса кратко
  •   

  • Почему важно экономить электроэнергию кратко
  •   

  • В школьном хоре 6 девочек и 4 мальчика сколькими способами можно выбрать из состава
  •   

  • Как персонифицировать комплимент кратко
  •   

  • Чем характеризовались кризисы 19 века кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти видео с абрамовичем
  • Как найти количество путей в неориентированном графе
  • Как найти подвал в майнкрафт
  • Как правильно составить ответ на вопрос по английскому языку
  • Как исправить пароль вконтакте