Как составить краткое сообщение по обществознанию

Подготовка
доклада, сообщения по обществознанию

Доклад
является одним из распространенных видов внеаудиторной самостоятельной работы.
Он позволяет более глубоко изучить недостаточно освещенные в учебниках темы.
Доклад отличается от сообщения, прежде всего, большим объемом информации.
Оптимальное время доклада 5-7 минут. Оптимальное время сообщения 3-4 минуты.
Другое отличие состоит в том, что доклад это небольшая научная работа, а
сообщение это дополнительная информация к теме. Поэтому работа над докладом
требует выполнения ряда правил:

       
выбор
темы и цели;

       
подбор
литературы, изучение и анализ;

       
составление
плана;

       
оформление
работы.

Структура
доклада должна включать:

       
титульный
лист;

       
содержание;

       
введение;

       
основная
часть (по пунктам);

       
заключение;

       
источники.

Во
введении указываются тема, актуальность, цели работы.

Основная
часть (5-10 страниц) может делиться на пункты и подпункты, логически
взаимосвязанные между собой.

В
заключении делаются выводы по существу достигнутых целей.

Также
в докладе могут быть иллюстрации, таблицы. Они могут размещаться и по ходу текста
в основной части, и отдельно в приложениях и последовательно нумероваться
(например, Рисунок 1, Таблица 1, Приложение 1).

Список
источников и  литературы должен включать в себя минимум 3-5 наименований.

Доклад
не должен зачитываться целиком. Автор должен оформить на отдельном листе
основные пункты, по которым он будет излагать свой материал. Все пункты должны
быть логически взаимосвязаны так, чтобы в результате получился цельный,
последовательный рассказ.

Требования
к оформлению сообщению не такие строгие. Его изначально можно оформить
на одном листе, предназначенном для автора. В остальном же, сообщение делается
по тем же пунктам, что и доклад и отличается только объемом информации.
Обучающемуся необходимо в сообщении осветить главные вопросы темы. Это позволит
преподавателю оценить способность обучающихся выделять главное и проводить
соответствующий анализ темы.

Темы
докладов, сообщений

Раздел 1.  Природа человека, врождённые и
приобретённые качества

1. «Гражданские качества личности»

2. «Цель и смысл человеческой жизни»

Раздел 2. Общество как сложная динамичная система

1. «Социальная стратификация и социальная мобильность»

2. «Молодежные организации России»

3. «Семья как социальный институт и малая группа»

4. «Опасность наркомании и алкоголизма для современного общества»

5. «Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты и пути их
разрешения»

6. «Типология цивилизаций»

7. «Особенности молодежной политики нашего города, района»

8. «Развитие межнациональных отношений в современном мире».

 Раздел 3. Культурная жизнь общества

1. «Особенности молодежной субкультуры»

2. «Культура как духовное оснащение личности»

3. «Основные принципы морали».

4. «Влияние религии на современное общество».

Раздел 4. Экономическая жизнь общества

1. «Деньги, банки, инфляция»

2. «Россия в мировой экономике»

3. « Как получить и использовать кредит»

4. «Предприятие в условиях рынка»

5. «Способен ли ты быть руководителем»

6. «Проведение анализа спроса и предложения в нашем городе»

7. «Экономическая ситуация в стране, регионе».

 Раздел 5. Политическая жизнь общества

1. «Особенности демократии в современных обществах»

2. «Политические реформы в современной России»

3. «Политические партии и лидеры современной России»

4. «Признак, функции, формы государства»

5. «Президентская республика»

6. «Субъекты Российской Федерации» (на выбор).

Раздел 6. Право

1. «Права и обязанности граждан РФ. Участие в выборах»

2. «Избирательная
система в России: достоинства и недостатки»

3. «Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность»

4. «Избирательная система в РФ»

5. «Отличие правовых и моральных норм»

6. «Моя законодательная инициатива»

7. «Защита прав потребителей»

8. «Мое отношение к брачному контракту»

9. «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних»

10. «Трудовые споры и порядок их разрешения»

11. «Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних»

12. «Правоохранительные органы РФ»

13. «Гражданский кодекс РФ»

14. «Семейный кодекс РФ».

Составим краткое сообщение в пять-семь предложений о нашей стране с использованием предложенных понятий в задании:

Сообщение получилось немного больше чем пять предложений:

Покажем наглядно как выглядят государственные символы:

сообщение о нашей стране, используя понятия: Российская Федерация, Конституция РФ, Президент РФ, исполнительная власть, законодательная власть, государственные символы

В предыдущем ответе говорилось, что республики самостоятельные в федеративном устройстве России , но нужно уточнить, что их самостоятельность ограничивается Конституцией Российской Федерации.

Так же необходимо уточнить, что разработка законов Федеральным собранием (Госдума + Совет Федерации) так же ограничивается Конституцией, так как по статье 15.4 Конституции международные нормы имеют верховенство над всеми российскими законами, а их разрабатывают иностранные чиновники, а не Федеральное собрание России. Госдума может только поправить принимаемый закопроект, не меняя его смысла, который разработали и установили международные органы. Это разъяснение Верховного Суда вы можете найти в ППВС под номером 5 от 10.10.2003 года.

Как подготовить сообщение на заданную тему

Как подготовить сообщение

Сообщение это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Содержание:

  • Оформление сообщения
  • Порядок работы
  • План сообщения
  • Завершение

Оформление сообщения

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Пишем правильно. Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • Можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • Выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • Не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу.

Желательно использовать для работы сразу несколько источников — это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы

  • Изучение темы, подбор литературы;
  • Тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • Выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • Составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • Напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями.

Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  1. Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  2. Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  3. Заключительная часть с выводами после написания работы.

Завершение

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

ВПР Обществознание, Как составить краткое сообщение об экономике фирмы? Ответьте пожалуйста

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия.
Фирма, ассортимент товаров, бизнес-план, прибыль.


Фирма — это организация (предприятие), которая производит что-то полезное для получения прибыли. При этом предприниматели (глава фирмы) определяют место (территорию), рынок (продажа) и ассортимент товаров. Перед открытием фирмы они разрабатывают бизнес-план (с указанием предполагаемой прибыли). Прибыль фирмы выручка от продажи товаров и услуг без учета расходов на производство и реализацию.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать

Во времена учебы в школах, колледжах и других учебных заведениях учащиеся сталкиваются с написанием сообщений. Этот вид работы разработан для того, чтобы научить учеников работать самостоятельно, искать информацию, анализировать ее и пересказывать. Но иногда случается так, что после указания домашнего задания преподаватель забывает рассказать, как оформить сообщение правильно. В такой ситуации приходится разбираться самостоятельно.

Содержание:

  1. Структура сообщения
  2. Требования к тексту
  3. Правила написания
    • Выбор темы
    • Введение
    • Основная часть
    • Заключение
    • Формулирование выводов
    • Список литературы
  4. Оформление
    • Титульный лист
    • Рисунки и диаграммы
    • Таблицы
  5. Защита сообщения

Структура сообщения

Требования к структуре сообщения у всех преподавателей одинаковые, но в редких случаях возможно включение дополнительных пунктов, таких как приложения. В данной части отображаются диаграммы, рисунки, схемы и т. п.

Стандартная структура сообщения состоит из следующих пунктов:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Требования к тексту

Требования к форматированию текста установлены ГОСТом 7.32-2001:

Формат листа

Отступы

Шрифт

Оформление заголовков

Интервал между строками

Нумерация страниц

а4

верхнее, нижнее поле — 2 см

левое поле — 3 см

правое поле — 1 см

times New Roman 12 или 14 кегель

полужирный шрифт Times New Roman 14 кегель

1,5

сквозная

по центру внизу страницы

начинается с титульного листа

Каждая страница сообщения оформляется только с одной стороны. Для написания сообщения могут использоваться такие программы, как WordPad, Word (2007, 2010, 2013 и 2016 годов), а также Writer.

Студент за книгами

Правила написания

Понятие сообщение предполагает выступление в устной форме, краткий рассказ на определенную тему. Поэтому главной задачей человека, который его готовит, является привлечение внимания аудитории и донесение сути проекта.

Выбор темы

Если учитель не задал определенную тему, а с самостоятельным выбором возникли трудности, можно воспользоваться следующими советами:

  1. Выбранная тема должна быть интересной тому, кто ее готовит, поэтому хорошим вариантом станет рассказ о собственных увлечениях и хобби.
  2. Если не удается определиться между несколькими темами, рекомендуется выписать все варианты на лист и оценить их со стороны актуальности и сложности подбора информации.
  3. Сообщения на темы, к которым можно подобрать иллюстрации, графики и т.п., будут выглядеть более интересными, а значит привлекут внимание аудитории с большей вероятностью.

Оптимальная длительность выступления — 5–7 минут, поэтому материал должен быть максимально информативным и емким.

Введение

В начале текста рекомендуется рассказать о теме и цели сообщения. Поэтому первое предложение может быть таким: «В своей работе я хочу рассказать о такой профессии, как кондитер». Далее упоминается объект и предмет исследования. Значит, продолжить текст можно следующим образом: «Поэтому объектом моей работы стал человек, который занимается кондитерским делом, а предметом – техника и другие инструменты, применяемые в данной сфере». После этого указывается цель работы: «Передо мной стоит задача разобраться в тонкостях работы кондитера, а также в том, что он получает взамен выполненных обязанностей».

Кроме этого, во вступительной части сообщения рассказывается, почему выбрана именно такая тема и насколько она актуальна. Упоминается и об источниках полученной информации (книги, статьи, статистика и прочее).

Основная часть

Главный раздел сообщения — это основная часть, располагаемая между вступлением и заключением. Здесь раскрывается задумка всей работы. Если вернуться к теме о деятельности кондитера, то в этой части текста можно написать о следующих моментах:

  • как получить данную профессию;
  • как трудоустроиться или открыть собственное дело;
  • могут ли полученные навыки пригодиться в быту;
  • можно ли заниматься кондитерским делом в домашних условиях;
  • какая техника нужна для выполнения качественных работ, ее ценовая категория;
  • преимущества и недостатки профессии.

Чтобы привлечь внимание слушателей было проще, рекомендуется основную часть сообщения подтверждать иллюстрациями, графиками и прочими наглядными материалами.

Каждый раздел сообщения (вступление, основная часть, заключение) начинается с новой страницы.

Заключение

При оформлении заключительной части сообщения используется 5–10% информации, которая была изложена в основном разделе. Пишется она для того, чтобы закрепить полученные знания и выделить главное. Важно, чтобы текст не содержал бессмысленных слов и новой информации.

Заключение сообщения состоит из:

  • анализа и структурирования материала;
  • выделенной главной информации;
  • ответов на поставленный вопрос;
  • итогов из теоретической и практической части.

Формулирование выводов

Несмотря на то что по ГОСТу, касающемуся системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, писать выводы в сообщении не обязательно, в школьном или студенческом сообщении их наличие улучшает качество работы. При формулировке выводов автор рассказывает собственное мнение о затронутой теме, а не подает все ту же информацию в новом формате. Иными словами, выводы — это систематизация написанного материала с целью формирования собственного мнения о выбранной теме. Итоги всегда логичны и выведены из конкретного материала.

Существует 3 метода формирования выводов:

  1. Дедуктивный — выведение вывода из общей информации. Предполагает отдельное написание выводов для каждого параграфа.
  2. Индуктивный — от частных фактов к общей информации. Предполагает использование внешних информационных источников.
  3. На основе чужих выводов. Составление собственного вывода на основе схожих умозаключений.

Список литературы

Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям все того же ГОСТа 7.32-2001. Это значит, что при указании использованных книг необходимо прописывать их название, фамилию, инициалы авторов, место издания, издательство, год, а также количество страниц. При указании журналов и научных статей пишется фамилия и инициалы автора статьи, названия статьи и самого журнала, год издания, номер выпуска журнала и номер страницы, на которой находится статья.

Правильно оформленный список литературы всегда пронумерован и расположен в алфавитном порядке.

Образец списка использованной литературы:

  1. Высшее профессиональное образование / Савельев А. Я. // Восьмеричный путь — Германцы [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 149-150. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
  2. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под ред. В. Г. Кинелёва. М., 1995;
  3. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ. Статистический справочник. М., 2005.

Оформление

Для написания сообщений используются стандартные листы А4. С остальными требованиями все не так просто, поэтому разбираться будем по порядку.

Титульный лист

На первой странице сообщения располагается титульный лист, поэтому именно при его просмотре у преподавателя формируется первое мнение о работе. Этот раздел оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. И согласно им, здесь должна отображаться следующая информация:

  • наименование учебного заведения без сокращений;
  • тип работы, т.е. слово «сообщение»;
  • предмет, для которого готовился материал (в начальной школе и в некоторых других случаях не указывается);
  • название темы;
  • автор работы (класс, группа, фамилия и имя);
  • учитель (фамилия и инициалы);
  • город и год выполнения работы.

Параметры при оформлении титульного листа в программе Word:

Отступы

Основной шрифт

Шрифт при указании учебного заведения

Шрифт для обозначения типа работы (слово «сообщение»)

Шрифт для указания темы сообщения

слева — 30 мм

справа — 10 мм

сверху и снизу — 20 мм

times New Roman размером 14 кегель

times New Roman размером 12 кегель

полужирный Times New Roman размером 28 кегель

полужирный Times New Roman размером 16 кегель

Образец титульного листа:

Рисунки и диаграммы

Такие вспомогательные элементы, как рисунки и диаграммы помогают аудитории сформировать четкое представление о теме сообщения. Их количество в работе может быть разным, главное, чтобы они были информативными.

По ГОСТу рисунки и диаграммы располагаются либо в основной части материала, либо в конце сообщения. При этом каждый рисунок должен быть пронумерован с помощью арабских цифр. К примеру, изображение находится во втором разделе работы, а по счету первое, тогда нужно написать «Рисунок 2.1». Подпись должна находиться под рисунком и обязательно по центру. Здесь же указывается название элемента. Пример: «Рисунок 2.1 — Классификация кондитерского оборудования».

Пример оформления рисунка

Таблицы

Чтобы облегчить восприятие цифровой информации и сравнение некоторых показателей, рекомендуется использовать таблицы. С их помощью материал станет более аккуратным и качественным.

Если преподаватель не дал никаких указаний по поводу оформления таблиц или, напротив, сказал оформлять по ГОСТу, то вся информация, поданная в них, должна быть краткой и понятной. Изначально указывается название таблицы, то есть пишется слово «таблица», порядковый номер главы и самой таблицы. К примеру, если она расположена в первой главе, но по счету уже третья, следует написать «Таблица 1.3». Далее ставится тире и указывается название объекта. Пример: «Таблица 1.3 — Наименование оборудования и его ценовая категория». Ставится такая подпись только над таблицей слева.

Пример оформления таблиц

Лучше всего размещать таблицу сразу же под текстом, к которому она относится, но если ее габариты не позволяют этого сделать, допускается оформление на следующей странице.

Название строк и столбцов всегда пишутся с заглавной буквы, а подзаголовки со строчной. Исключением являются сложные таблицы, в которых подзаголовки состоят из нескольких предложений. В таком случае слова, расположенные после точки, пишутся с заглавной буквы.

Если таблица не умещается на одной странице, допускается перенос второй части на следующий лист, но и эту часть нужно подписать как «продолжение таблицы».

Выступление ученика с сообщением

Защита сообщения

Для защиты сообщения выделяется не более 7 минут, поэтому его автор должен четко понимать, про какие моменты нужно рассказать в первую очередь. Для этого целесообразно выделить основные тезисы и на их основе написать небольшой доклад. Его началом может стать выделение актуальности выбранной темы (до 3 предложений). Далее описывается объект исследования, о котором говорилось во введении. После берутся основные моменты из основной части и обязательно несколько предложений из выводов. Когда речь подготовлена, рекомендуется выучить ее наизусть и отрепетировать у зеркала.

Также важно понимать, что, даже если сообщение оформлено правильно и произвело хорошее впечатление на преподавателя, нужно быть готовым к дополнительным вопросам.

Качественно оформленное сообщение всегда соответствует актуальным темам, обозначает исследуемый объект и предмет, включает в себя основные разделы, а также согласуется с требованиями ГОСТа. И чтобы не испортить впечатление о такой работе, надо хорошо разбираться в выбранной тематике и уметь грамотно высказывать собственное мнение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер счета по фамилии
  • Как найти маме платье новое
  • Как составить карту коммуникаций
  • Как найти сумму за вычетом процента
  • Как найти дырку в большом матрасе