Как составить краткую запись к задаче 3 способами

Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте Количество конвертов Всего приглашений
2 пр. ? к. 8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м
Израсходовали — 10 м
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р.
Пришли — 3 д. и 4 м.
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Источник статьи: http://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1188-kratkaya-zapis-usloviya-zadach-v-1-4-klasse-nachalnoj-shkoly.html

Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько . осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

В условии «на . больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на . меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В вопросе «Сколько уехало?»

«Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали. Осталось. «

В вопросе «Сколько было сначала?»

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/1167

Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс Выполнила: учитель начальных классов Баратова Г.Р.

Содержание Простые задачи Нахождение суммы 1 2 3 Увеличение числа на несколько единиц 4 Уменьшение числа на несколько единиц 5 Нахождение неизвестного слагаемого 6 7 Нахождение остатка 8 Нахождение неизвестного вычитаемого 9 Нахождение неизвестного уменьшаемого 10 Разностное сравнение 11 12 Составные задачи Нахождение суммы 13 14 15 16 Нахождение остатка 17 18 Нахождение неизвестного слагаемого 19 20 Нахождение неизвестного вычитаемого 21 22 23 Нахождение третьего слагаемого 24 Нахождение неизвестного уменьшаемого 25 26 Разностное сравнение 27 28 29

Аня вымыла 5 тарелок, а Миша вымыл 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети? Аня – 5 т. ? т. Миша – 4 т. 5 + 4 = 9 (т.) Ответ: 9 тарелок вымыли дети. Задача №1

На стоянке было 2 грузовика. Вечером приехало ещё 5 грузовиков Сколько всего грузовиков на стоянке? Было – 2 г. Приехало – 5 г. Стало – ? г. 2 + 5 = 7 (г.) Ответ: 7 грузовиков всего на стоянке. Задача №2

На опушке леса росло 5 клёнов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько клёнов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса? Клёнов – 5 д. Тополей – 4 д. Сосен – ? д., К. + Т. 5 + 4 = 9 (д.) Ответ: 9 сосен росло на опушке леса. Задача №3

У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки больше. Сколько марок у Егора? Вася – 7 м. Егор – ? м., на 3 м. > 7 + 3 = 10 (м.) Ответ: 10 марок у Егора. Задача №4

В первой группе 10 учеников, а во второй на 3 ученика меньше. Сколько учеников во второй группе? В I г. – 10 уч. Во II г. – ? уч., на 3 уч. 8 слайд

У Ани было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Ани? Розовые – 5 р. 9 р. Белые – ? р. 9 – 5 = 4 (р.) Ответ: 4 белые розы были у Ани. Задача №6

Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай? Было – 5 з. Подобрал – ? з. Стало – 8 з. 8 – 5 = 3 (з.) Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай. Задача №7

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось? Было – 9 в. Улетели – 5 в. Осталось – ? в. 9 – 5 = 4 (в.) Ответ: 4 вороны осталось. Задача № 8

На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало? Было – 7 яг. Упало – ? яг. Осталось – 5 яг. 7 – 5 = 2 (яг.) Ответ: 2 ягоды созрело и упало. Задача № 9

В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально? Было – ? м. Перевезли – 3 м. Осталось – 6 м. 3 + 6 = 9 (м.) Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально. Задача № 10

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго? I м. – 8 к. на ? > II м. – 3 к. 8 – 3 = 5 (к.) Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй. Задача № 11

Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого? I ар. – 5 кг на ? 15 слайд

На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на пришкольном участке? Берёз – 6 д. ? д. Лип – ?д., на 4 д. Ответ: 8 деревьев всего на пришкольном участке. Задача № 13 1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип 2) 6 + 2 = 8 (д.)

В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу? Кастрюли – 2 шт. Сковородки – ? шт., на 3 шт. > Вазы – ? шт., К. + С. Ответ: 7 ваз стоит в шкафу. Задача № 14 1) 2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок 2) 2 + 5 = 7 (шт.)

У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани? Яблоки – 3 шт. Груши – ? шт., на 2 шт. > ? шт. Персики – ? шт., на 4 шт. 18 слайд В ко. » title=»Жёлтых – 17 к. Зелёных – ? к., на 6 к. В ко. «> В ко» title=»Жёлтых – 17 к. Зелёных – ? к., на 6 к. В ко»>

Жёлтых – 17 к. Зелёных – ? к., на 6 к. В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке? Ответ: 68 кубиков всего в коробке. Задача № 16 1) 17 – 6 = 11 (к.) – зелёных 2) 17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе 3) 28 + 12 = 40 (к.) – красных 4) 28 + 40 = 68 (к.)

Было – 4 г. и 6 г. Израсходовали – 8 г. Осталось – ? г. Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось? Ответ: 2 гриба осталось. Задача № 17 1) 4 + 6 = 10 (г.) – было 2) 10 – 8 = 2 (г.)

Было – 23 р. Подарил – 6 р. и 4 р. Осталось – ? р. У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки? Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди? Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди. Задача № 18 1) 6 + 4 = 10 (р.) – подарил 2) 23 – 10 = 13 (р.)

Было – 22 п. и 13 п. Прилетело – ? п. Стало – 49 п. На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело? Ответ: 14 птиц прилетело. Задача № 19 1) 22 + 13 = 35 (п.) – было 2) 49 – 35 = 14 (п.)

Было – 6 к. Причалило – 3 к. и ? к. Стало – 19 к. У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером? Ответ: 10 катеров причалило вечером. Задача № 20 1) 19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего 2) 13 – 3 = 10 (к.)

Было – 7 б. и 3 б. Улетело –? б. Осталось – 5 б. Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело? Ответ: 5 бабочек улетело. Задача № 21 1) 7 + 3 = 10 (б.) – было 2) 10 – 5 = 5 (б.)

Было – 20 в. Улетели – 10 в. и ? в. Осталось – 6 в. На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6? Ответ: 4 вертолёта улетело днём. Задача № 22 1) 20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего 2) 14 – 10 = 4 (в.)

Было – 9 г. Завяли – ? г. Осталось – 2 г. и 3 г. В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло? Ответ: 4 гвоздики завяло. Задача № 23 1) 2 + 3 = 5 (г.) – осталось 2) 9 – 5 = 4 (г.)

В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе? Ответ: 11 горшков с цветками стоят в третьем классе. Задача № 24 1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах 2)35 – 24 = 11(г.) I к. – 11 г.. II к. – 13 г. 35 г. III к. – ? г.

Бабушка испекла блины. Папа съел 15 блинов, мама 10. Сколько всего блинов испекла бабушка, если осталось 22 блина? Ответ: 47 блинов всего испекла бабушка. Задача № 25 1)15 + 10 = 25(б.) – съели 2)25 + 22 = 47 (б.) Было – ? б. Съели – 15 б. и 10 б. Осталось – 22 б.

В пенале лежали карандаши. Когда туда положили ещё 3 простых и 7 цветных карандашей, их стало 22. Сколько карандашей лежало в пенале сначала? Ответ: 12 карандашей лежало в пенале сначала. Задача № 26 1)3 + 7 = 10 (к.) – положили 2)22 – 10 = 12 (к.) Было – ? к. Положили – 3 к. и 7 к. Стало – 22 к.

В зале музея 18 картин. Из них 6 пейзажей, а остальные портреты. На сколько больше портретов, чем пейзажей? Ответ: на 6 портретов больше, чем пейзажей. Задача № 27 1) 18 – 6 = 12 (к.) – портреты 2)12 – 6 = 6 (к.) Пейзажи – 6 к. 18 к. на ? > Портреты – ? к.

В саду 15 кустов малины, кустов крыжовника на 3 меньше, чем малины, а кустов смородины на 11 больше, чем малины. На сколько меньше кустов смородины, чем крыжовника и малины вместе? Ответ: на 1 куст меньше смородины, чем крыжовника и малины вместе. Задача № 28 1) 15 – 3 = 12 (к.) – крыжовника 2) 15 + 11 = 26 (к.) – смородины 3) 15 + 12 = 27 (к.) – малины и крыжовника вместе 4) 27 – 26 = 1 (к.) Малина – 15 к. Крыжовник – ? к., на 3 к.

Над полянкой кружились 8 пчёл и 11 стрекоз. 15 из них сели на цветы. На сколько больше насекомых село на цветы, чем продолжало кружиться? Ответ: на 11 насекомых больше село на цветы, чем продолжало кружиться. Задача № 29 1) 8 + 11 = 19 (н.) – было 2) 19 – 15 = 4 (н.) – осталось 3) 15 – 4 = 11 (н.) Было – 8 н. и 11 н. Сели – 15 н. Осталось – ? н. на ? >

Источник статьи: http://infourok.ru/pamyatka-po-oformleniyu-kratkoy-zapisi-k-zadacham-klass-718889.html

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали — 10 м 
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р. 
Пришли — 3 д. и 4 м. 
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 48,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 66,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 107,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 77,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 55,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 7,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 8,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 31,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 57,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 39,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 64. ПР 3. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 80,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

5 класс

Задание 348,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 40,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 105,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 246,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 264,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 479,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 480,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 488,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 496,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 504,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 362,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 367,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 384,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 405,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 412,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 418,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 423,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 424,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 432,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 453,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Чертёж. Применяется тогда, когда числовые данные в задаче удобные, позволяющие начертить отрезок заданной длины.

Схема-это чертёж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин передаются  приблизительно, без соблюдения масштаба.

Блок — схема  (разбор задачи аналитическим способом, то есть с вопроса)

Диаграмма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Электронная почта: shkola[email protected]yandex.ru

Телефон: 8/81739/2-18-82

Контактное лицо:

Директор: Коробицына Ольга Александровна

Зам. директора по УВР: Мальцева Марина Павловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тотемская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Виды краткой записи задачи»

Разработала:

учитель начальных классов

Опалихина Ирина Анатольевна

Краткая запись условия задачи. Требования к краткой записи.

Очень важно выработать именно единую систему оформления краткой записи, так как в различных справочных пособиях зачастую встречаются разные типы оформления аналогичных задач.

  Краткая запись условия задачи оформляется в соответствии с их видом (краткая запись, схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок). Ключевые слова в краткой записи пишутся с большой буквы. В 1 классе допускается их сокращение по первым буквам:

М. – 7 м.

Б. – 3 м. 

Начиная с 2 класса по усмотрению учителя ключевые слова в краткой записи могут быть зафиксированы полностью:

Маленькие – 7 м.

Большие – 3 м

Оформление условия задачи при помощи схемы, чертежа, таблицы, диаграммы или рисунка осуществляется с использованием линейки и простого карандаша.

Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами. 

При оформлении записи задач геометрического характера необходимо соблюдение следующих норм:

  • чертежи выполнять простым карандашом по линейке;

  • геометрическую фигуру чертить в тех случаях, когда этого требует условие задачи;

  • результаты измерений подписывать ручкой;

  • обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита. 

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно: 

1)Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи; 
2)В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений; 
3)Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать

количеству действий в задачи

Условные обозначения

Фигурная скобка ставится, если нужно найти сумму двух или нескольких слагаемых.

? Обозначает вопрос задачи, и её неизвестные компоненты

Обозначает сравнение чисел: на? больше, меньше; во ? раз больше, меньше.

Виды краткой записи задачи.

1. Рисунок. Он должен изображать реальные предметы (кубики, платки, яблоки и т. д.), о которых говорится в задаче.

2. Словесная краткая запись.

3. Таблица.

Формы
составления краткой записи при решении текстовых задач

Учитель начальных классов

МКОУ «Курская СШ» –

Якименко Е.А.

Одним из сложных вопросов преподавания математики
является методика решения задач. В этом нас убеждают результаты анализа ошибок,
допущенных в контрольных работах по математике, проблем, которые возникают во
время выполнения домашних заданий.

Большие трудности у детей вызывает анализ задачи, а
ведь именно здесь ключ к ее решению.

Нахождение пути решения задачи во многом
определяется тем, сумеют ли учащиеся выделить величины, входящие в задачу, и
правильно установить зависимости между ними. Этому в немалой степени
способствует составление краткой записи в такой форме, чтобы появилась модель
жизненной ситуации, описанной в задаче. Эта модель позволит упростить,
отбросить несущественное и вскрыть связь между величинами.

Умелое
руководство при составлении краткой записи, постоянное увеличение доли
самостоятельности учащихся в этой работе должны привести к тому, что учащиеся в
процессе решения задач, прежде чем бездумно складывать, умножать и т. д.
имеющиеся числовые данные, нарисуют небольшую схему или чертеж задачи, что
поможет им понять, осмыслить математическую сущность.

При составлении краткой записи к задаче следует
руководствоваться положениями: 1. Краткая запись выполняется после ознакомления
с содержанием задачи и служит важным средством поиска путей решения. Опираясь
на нее, учащиеся под руководством учителя проводят разбор задачи;

2. Краткая запись должна быть лаконичной, четкой и наглядно
отражать зависимости между величинами. Она может быть выполнена в различной
форме: в форме таблицы, чертежа, рисунка, схемы и т. д.

3. Каждый новый вид краткой записи учащиеся выполняют под
руководством учителя.

4. В зависимости от целей урока и степени сложности задачи
записать ее кратко на доске может учитель или ученик под руководством учителя.

Опоры-перфокарты в обучении решению задач

Многие простые задачи содержат одну величину,
значения которой связаны одним числовым равенством. Например:

1. «В детский сад привезли молоко в двух бидонах: в одном 32
л, в другом 30 л. Сколько всего литров молока привезли?»

Записать
кратко эту простую задачу, можно было бы так:

2. «В детский сад привезли 32 л молока. На обед израсходовали
40 л молока! Сколько литров молока осталось?»

Эту
задачу можно записать в краткой форме следующим образом: Привезли — 32 л
Израсходовали — 20 л Осталось — ?

Формирование умения записывать кратко
простую задачу — необходимый элемент в обучении решению простых задач и
подготовительный этап к ознакомлению с задачами в два действия. Для этой цели
можно использовать опоры-таблицы, выполненные по принципу перфокарт. Каждая
таблица представляет определенный вид задач: нахождение суммы или одного из
слагаемых (рис. 1 и 2), нахождение остатка, уменьшаемого или вычитаемого (рис.
3), увеличение или уменьшение числа на несколько единиц (рис. 4), на разностное
сравнение чисел (рис. 5).

Прорези удобны тем, что, прикрепив
опору к доске, в прорезях можно записать недостающие числа, слово, знак «?» и
получить краткую запись конкретной задачи. Использование данных опор приучает
первоклассников правильно оформлять задачи (постоянно видят образец), дает
возможность при работе у доски составлять краткую запись задачи (недостающее
главное слово на первых порах записывает учитель, по возможности подбирая
слово, состоящее из изученных букв), помогает учиться различать задачи по их
существенным признакам. Наряду с демонстрационными таблицами удобно
использовать такие же индивидуальные (особенно для шестилеток), что позволяет
включить в работу всех учеников.

Опоры можно применять как перфокарты, делая записи
на подложенном под таблицу листочке. Недостающее главное слово ученики пишут
сокращенно или проговаривают.

Изложим подробнее методику работы с
опорами — краткими записями в I классе начальной школы. Например, при
ознакомлении с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц опоры-таблицы (рис. 9 и 10) к ним вводятся после ознакомления с новым
материалом как обобщение.

Работа над каждой задачей проводится в
следующей последовательности: по рисунку составляется задача, уточняется, что
значит на 3 больше (на 3 меньше), делается соответствующая запись: столько же
да еще 3 (столько же, но без 3), обсуждается действие, которым решается задача.
В ходе беседы с учащимися учитель оформляет краткую запись задачи, ее решение и
ответ. Затем делаем обобщение по следующим вопросам: какие числа даны в
задачах? Что спрашивалось в первой задаче? Ответьте на этот вопрос. Каков
вопрос второй задачи? Дайте ответ. Итак, в обеих задачах данные числа
одинаковы: 7 и 3 (опора на краткие записи), вопросы тоже одинаковы, но почему
же различны ответы?   (В первой задаче сказано «на 3 больше», а во второй — «на
3 меньше».) Слова «больше» и «меньше» для этих задач являются главными, от них
зависит выбор действия для решения. Учитель размещает на доске таблицы так, как
показано выше, и поясняет: «Решать задачи, в которых известное число нужно
увеличить или уменьшить на несколько единиц, нам помогут эти опоры. На них
показано, что одно число известно, а другое неизвестно (знак «?»), но про него
сказано, на сколько оно больше или меньше известного».

Для задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц нами используются сначала две различные таблицы: одна со
словом «больше», другая со словом «меньше», тем самым подчеркивается различие
между задачами. По мере овладения учениками решением таких задач вводится одна
опора (рис. 4). В прорези вместе со вторым данным словом обозначается и
отношение «больше», «меньше».

Активное
и разнообразное использование опор-перфокарт при работе над простыми задачами
способствует формированию в сознании ребенка наглядного образа задачи, решаемой
одним действием, и готовит его к ознакомлению с задачами в два действия —
составными.

Покажем методику использования опор при введении
первой такой задачи. Учитель читает задачу: «В одном конверте 10 марок, а в
другом — на 4 марки меньше. Сколько всего марок в двух конвертах?» — и одновременно
ее иллюстрирует: прикрепляет к доске конверты с записанными на них данными
числами (знак «?» на втором конверте ставится позже), повторяет вопрос задачи и
пишет его на доске. Ученики по иллюстрации повторяют условие и вопрос. Им
предлагается подобрать опору для краткой записи условия задачи. Дети выбирают
таблицу для задачи на уменьшение числа на несколько единиц и вписывают в
прорези данные числа. В последующей беседе они подводятся к пониманию
необходимости выбора еще одной опоры и составления краткой записи данной задачи
из двух опор:

Какой вопрос задачи,
которую записали кратко в выбранной опоре? (Сколько марок во втором конверте?)

Какой вопрос в задаче,
записанной на доске? (Сколько всего марок в двух конвертах?)

Можно ли утверждать, что
мы составили краткую запись данной задачи? (Нет, так как не подходит вопрос.)

Как обозначить нужный
нам вопрос? (Фигурной скобкой.)

Нарисую фигурную скобку
рядом с конвертами, поставлю цветным мелом знак «?» (рис. 13). Как на основе
опоры, выбранной по условию задачи, составить ее краткую запись? Что еще нужно
обозначить? (Записать вопрос задачи. Нарисовать на доске рядом с таблицей
фигурную скобку и поставить знак «?».)

Можно поступить и так.
Но можно найти другой выход, ведь у нас есть еще опоры к задачам. Какая из них
подойдет для обозначения вопроса данной задачи? (Ученики находят нужную
таблицу. Она располагается

 рядом с первой.
Напротив фигурной скобки в прорезь

 вставляется
карточка со знаком«?», записанным цветным

фломастером.)

Что должно быть
известным в задаче, составленной по второй опоре? (Нужно задать первое и второе
числа.)

— Значит, в условии должно быть оказано, сколько
марок в первом конверте и сколько во втором. Такое ли условие в нашей задаче?
(Нет, в ней дано число марок в первом конверте — 10, а во втором не дано.)

Обозначим это во
второй опоре. (Учитель вставляет карточки с числом 10 и знаком «?» в
соответствующие прорези, рис. 14. Знак «?» он ставит и на втором конверте.)

Мы умеем решать задачи по первой и второй опорам. Для
решения каждой из них вы­полняем одно действие. Это простые задачи. Записать
кратко задачу о конвертах с марками с помощью одной только таблицы нам не
удалось, потребовалось две таблицы: первая — для записи условия, а вторая — для
вопроса. Следовательно, эта задача состоит из двух простых задач. Краткую
запись для нее можно составить из двух опор, тогда будут записаны и условие, и
вопрос. (Учитель показывает, как это делается: задвигает вторую таблицу под
первую, оставляя фигурную скобку, рис. 15). Такая задача, составленная из двух
простых задач, называется составной. Для ее краткой записи потребовалось
две опоры, поэтому, выполнив по каждой опоре по одному действию, мы решим
задачу двумя действиями. Опоры помогают и в поиске решения задачи. По краткой
записи повторяются условие и вопрос. Уточняется, почему, кроме знака «?»,
обозначенного цветом — главного вопроса задачи, в ее краткой записи поставлен
еще один такой знак? Таблица с фигурной скобкой отодвигается вправо. Рассуждая
от искомого к данным, сначала работаем по этой опоре:

Скажите главный вопрос задачи. (Сколько марок в двух
конвертах?)

Что нужно знать, чтобы ответить на него? (Количество марок
и в первом, и во втором конвертах.)

Все ли нам известно? (Нет, мы не знаем, сколько марок во
втором конверте.)

Поэтому мы не можем ответить на главный вопрос сразу, т. е.
выполнив одно действие. Сначала нужно узнать, сколько марок во втором конверте,
решить по первой опоре первую простую задачу. Можем ли ее решить? По каким
данным? (В первом конверте 10 марок, а во втором на 4 марки меньше.)

Какое действие выполним? (Вычитание, из 10 вычтем 4.)

Запишем 10—4, но вычислять пока не будем, так как решение
задачи еще не закончено. Перейдем ко второй опоре, чтобы решить вторую простую
задачу. Мы узнали, что во втором конверте 10—4 марок (учитель ставит карточку с
выражением 10—4 на знак «?» против цифры II), и известно также, что в первом
конверте 10 марок. Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (Да.)

Докажите. (Нужно сложить количество марок в первом и втором
конвертах.)

У нас записано 10—4, чтобы показать, что это действие
выполнили первым, заключим 10—4 в скобки и прибавим 10. Вычислим, получим 16.
Что означает это число? (16 марок в двух конвертах.)

Из двух таблиц снова составляется краткая запись
составной задачи. Проводится обобщение: «Ответили ли мы на вопрос задачи?
Сколько действий выполнили? Что нашли первым действием по первой опоре? Что
нашли вторым по второй опоре? Почему мы не могли решить задачу одним действием?»

Таким
образом, применение демонстрационных и индивидуальных опор-таблиц,
изготовленных по принципу перфокарт, позволяет концентрировать внимание детей
на существенных признаках задач нового вида. Опоры ассоциируются с определенным
видом задач, что дает учащимся возможность увидеть в составной задаче несколько
простых, облегчает понимание отличий между простой и составной задачами.

Использование чертежа при решении задач

Успешному решению задач способствует умение
учащихся выделять величины, входящие в задачи, и правильно устанавливать
зависимости между ними. Для этого необходимо уметь составлять краткую запись
задачи так, чтобы она способствовала раскрытию связей между величинами.

Обнаружению
связей между величинами способствует и схематический чертеж.

Приведем примеры двух задач разного
вида с краткой записью и рисунком. 1. У девочки было 5 открыток. Она подарила 3
открытки. Сколько открыток осталось у девочки?

Такой чертеж отвечает следующим критериям: он
исключает пересчет; может быть использован при решении задач со сколь угодно
большими числовыми данными и задач, в которых числовые данные заменены буквами.
Внешняя схожесть схем подчеркивает однотипность рассуждений при поиске решения
задач: в каждой из них необходимо найти часть по известным целому и другой
части.

Взяв за основу классификации простых задач не
теоретическую основу выбора арифметического действия, а смысл понятий целое и
часть, можно разбить все простые задачи, решаемые в I классе, на две группы;

1) задачи, решение которых сводится к нахождению целого по
известным частям;

2) задачи на нахождение неизвестной части по известным целому
и другой части.

Установим соответствие между задачами
двух классификаций с помощью таблицы, составленной Смирновой С. И.:

Опыт показывает, что большинство учащихся понимает
задание решить, задачу как необходимость ответить на вопрос и при возникающих
трудностях подбирает ответ, затрудняясь объяснить, как он может быть найден.
Поэтому задание «решить задачу» — это прежде всего необходимость
обосновал» выбор арифметическою действия, которое нужно выполнить, чтобы
ответить на вопрос задачи. При использовании чертежа учащиеся как правило, не
испытывают затруднений при объяснении, так как за каждым словом стоит образ
— отрезок а еще раньше — предметное действие.
Объяснение же без опоры на
такую наглядность требует достаточно высокого уровня развития у учащихся
словесно-логического мышления, что не характерно для младших школьников,

Овладение
описанной выше деятельностью позволит детям быть более активными участниками
учебного процесса, самостоятельно справляться с решением целого ряда простых
задач.

Работа над конкретной задачей может строиться по
плану:

1. Чтение текста.

2. Изображение схематического рисунка.

После этого, опираясь на чертеж, проводится работа
по тексту: Что известно в задаче? Покажите данные и искомые величины на
чертеже. Что нужно найти?

После записи решения можно еще раз повторить
задачу: Что нашли? Как нашли? Полезным является решение задач с недостающими
или лишними данными, Например;

1. Из ведра отлили 3 л
воды. Сколько воды было в ведре?

2. Миша прочитал всю книгу,
в которой 16 страниц, за 2 дня, В первый день он прочитал 6 страниц, а во
второй — 10 страниц. Сколько страниц в книге?

Заметим, что при решении задач на
нахождение целого по известным частям полезно показать другой чертеж:

Использование такой схемы более удобно при. решении
задачи: «Купили 10 пар лыж и столько же пар лыжных палок. Сколько пар лыж
с палками купили?» Слова
столько же указывают,
что мы должны нарисовать равные отрезки, а это удобнее сделать, разместив их
один под другим. Кроме того, последняя схема подготавливает учащихся к решению
составных задач.

Опыт показывает, что дети без особых
трудностей, естественно переходят к решению задач в два действия.

Решение задач из второй и четвертой групп похожи,
так как обе простые задачи, входящие в их состав, — это задачи на нахождение
целого по частям. Задачи из первой и третьей групп включают различные простые
задачи: одна — на нахождение части, другая -целого по известным частям. Задачи
пятой группы могут быть решены двумя способами, так как искомую величину можно
рассматривать как часть величины а (тогда вторая часть — Ь + с) или
как часть величины а — Ь {тогда вторая часть есть величина с). Особый
интерес представляют задачи третьей группы: в зависимости от с искомая величина
может быть найдена одним (при о а) или двумя {при с < а) способами.

Использование графических схем при решении задач

Продолжается поиск эффективных приёмов и методов
при решении задач, которые помогут всем учащимся овладеть умениями решать
задачи, позволит выделить опыт работы учителей-новаторов, рассмотреть
рекомендации методистов по использованию графических схем для решения задач.

М.В. Богданович подчеркивал, что «схематическое
изображение какого-нибудь вида задач не обязательно должно иметь единую форму.
Стоит показывать разные формы записи одной и той же задачи». В процессе работы
с графическими схемами учащиеся сами предлагают свои варианты графического изображения.

На основе схем, предложенных в методической
литературе для простых задач, Г.Ф. Чистякова (Початкове навчання та виховання,
№ 10 (86), квггень 2006 р.) составила графические модели к составным задачам
различных типов. (Здесь дано в сокращении).

1       
класс

1.Задачи на нахождение
суммы.

Итак, при специальной организации учебного процесса
схематический чертеж, графические схемы могут стать для учащихся
действенным средством поиска решения задачи. Кроме того, подробное обоснование
учеником своих действий при построении схемы способствует развитию умения
рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли.

Литература

1. Ю.Никитина, И. Ковалевская. Решение текстовых задач
способом моделирования. Початкова освита,
№ 44 (524), ноябрь 2009 р.

2.Г.Ф.Чистякова.
Использование графических схем при решении задач по математике в начальной
школе.
Початкове навчання та
виховання,
№ 10 (86), апрель 2006
р.

3. СИ. Смирнова. Использование чертежа при решении простых
задач.

4. Н.Л. Гребенникова. Опоры-перфокарты в обучении решению
задач.

Начальная
школа, № 7-8, 1992 г

5. Л. В. Игнатова. Приемы установления зависимости между
величинами в задачах. Начальная школа, №2, 1988 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заархивированный чат в телеграмме
  • Как быть если любовница нашла другого
  • Как найти проект детского сада
  • Как найти имя сервера или url адрес
  • Виндовс 10 отключает интернет как исправить