Как составить критику


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Специализируетесь ли вы на литературе или просто пишете сочинение в университете, знание того, как написать критическое эссе даст вам преимущество на протяжении вашей учебы в университете и в профессиональной карьере. Написание критических эссе позволяет развивать навыки критического мышления, включающие внимательное чтение, технический анализ, навыки академического письма, поиск справочной литературы и редактирование. Овладение этими навыками поможет вам вести научную беседу и позволит общаться и думать более продуктивно.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 1

    1

    Узнайте тему вашей работы как можно раньше, чтобы спланировать исследование.

  2. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 2

    2

    Найдите нужную информацию в самых разнообразных источниках, включая журнальные статьи, книги, энциклопедии, новости. Соберите больше информации, на которую вы планируете фактически ссылаться при написании работы, но не собирайте слишком много, это может отвлечь от главного, и вы, в конечном итоге, включите ее в ваше эссе просто по той причине, что вы нашли ее. Не используйте Википедию и не копируйте комментарии других людей; независимо от того, с какого веб-сайта вы возьмете их, плагиат будет обнаружен.

  3. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 3

    3

    Бегло просмотрите ваши источники, чтобы отделить интересную информацию от неактуального материала. Интересные исследования можно найти в книгах, литературных гидах, в опубликованных критических статьях по вашей конкретной теме. И наоборот, не исследуйте вещи, которые не относятся к вашей теме, то есть не занимайтесь исследованием ведьм, если тема вашей работы монархия.

  4. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 4

    4

    4 Тщательно перечитайте соответствующие материалы и оцените их критически.

    1. Выделите, подчеркните или иным образом отметьте нужную информацию в ваших личных статьях и книгах. Используйте цветные стикеры, чтобы обратить свое внимание на важные детали в библиотечных книгах.
    2. Сделайте краткое резюме каждого источника после его прочтения. Обратите внимание на важные детали и выделите главную точку зрения для дальнейшего использования.
  5. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 5

    5

    Сформулируйте тезисы, просмотрев свои заметки и исследования. Вы можете выписать более общий тезис или задать важный вопрос, на который ответит ваша работа.

  6. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 6

    6

    Напишите предварительный вариант введения, понимая, что вы можете отредактировать или даже переписать его позже.

  7. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 7

    7

    Разработайте примерный план, основанный на ваших заметках и исследованиях.

    1. Определите два или три основных раздела основной части вашего эссе. Эти разделы должны состоять из самых важных ваших аргументов.
    2. Используйте свои заметки и исследования, чтобы заполнить эти разделы деталями. Вы можете скопировать и вставить самые важные детали или аргументы в ваш план.
  8. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 8

    8

    Определите взаимосвязи между разделами вашего эссе и кратко опишите их на полях вашего плана.

  9. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 9

    9

    Используйте эту связь, чтобы набросать примерное заключение.

  10. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 10

    10

    Отложите работу на несколько дней перед тем, как перечитать черновик.

  11. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 11

    11

    Оставьте достаточно времени, чтобы сделать основательный пересмотр всего материала, который прояснит любую нелогичность рассуждений или аргументов.

  12. Изображение с названием Write a Critical Essay Step 12

    12

    Завершите свое эссе, тщательно проверив окончательный вариант печатной версии.

    1. Используйте свое воображение и сделайте введение интересным для читателей.
    2. Напишите четкое тезисное заявление и используйте современные источники, богатые фактами.

    Реклама

Советы

  • Часто легче написать предварительное введение и приступить к остальной части работы, прежде чем вернуться к редактированию введения. Если вы не знаете, как написать введение, напишите то, что думаете, потом перепишете.
  • Признайтесь, что у вас нет достаточно времени, чтобы внимательно прочитать десять или двенадцать книг по вашей теме. Используйте оглавление книги, чтобы искать в соответствующих главах.
  • Сужайте вашу тему по мере написания работы. Многие студенты делают ошибку, выбирая слишком широкую тему в надежде на то, что им будет что сказать, но на самом деле проще сказать больше по более узкой теме. Например, написание эссе по теме нравственна или нет война было бы почти невозможно. В отличие от этого, написание статьи о том, должны ли мы бороться с конкретной войной, является приемлемым.
  • Попробуйте начать заранее, если возможно. Вы напишете гораздо лучше и не испытаете стресса, если напишете статью в течение нескольких вечеров, а не одной марафонской сессии.
  • Закончите черновик на несколько дней раньше, чтобы оставить себе время для проверки.
  • Если у вас возникли проблемы со структурой эссе, напишите новый план вашей работы на основе главного предложения каждого абзаца. В вашем плане напишите предложение, объясняющее связь между главными предложениями. Если вы не можете быстро объяснить эту связь, это означает, что ваши абзацы расположены в неправильном порядке, и вы должны изменить их порядок.
  • Если у вас возникли проблемы с использованием соответствующего языка и грамматики, распечатайте бумажную копию вашей работы и прочитать ее вслух. Тщательно отметьте ручкой любые ошибки, прежде чем возвращаться к компьютеру.
  • Попросите друга, члена семьи или другого знакомого проверить и прокомментировать ваше эссе. Профессиональные писатели пишут несколько черновиков своей работы, и вам, скорее всего, придется делать то же самое.
  • Работайте в соответствии с вашими собственными потребностями. Например, некоторые люди нуждаются в плане, в то время как другие считают, что формальный план убивает вдохновение. Выясните, что для вас лучше, и действуйте соответствующим образом.
  • Пишите своим собственным стилем. Лучше правильно использовать слова, которые вы знаете, чем злоупотреблять словами, которых вы не знаете, в попытке казаться более умным.

Реклама

Предупреждения

  • Убедитесь, что цитаты приведены как можно более точно, включая кавычки, статистику и теоретические концепции. Если вы сомневаетесь, лучше ошибиться в цитировании, чем быть обвиненным в неспособности провести свое исследование, что может привести к обвинению в плагиате.
  • Эссе, написанные в последнюю минуту, страдают от отсутствия логики и плохой грамматики. Помните, что ваш учитель прочитал сотни, если не тысячи студенческих работ, и может легко понять, что вы написали работу в последнюю минуту.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8996 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как писать критику

Как жанр публицистики и литературы критика обычно связана с разбором явлений искусства и литературных произведений, живописи. Прежде чем написать критическую статью, необходимо определить истинную цель ее написания. Для чего вы пишете, какие черты, идеи, мысли вы хотите донести с ее помощью, на что хотели бы обратить особое внимание. Необходимо кратко и отчетливо сформулировать собственную позицию, чтобы также ясно выразить мысли в критической статье.

Как писать критику

Вам понадобится

  • — Объект критики (произведение искусства);
  • — листок;
  • — ручка.

Инструкция

Прежде чем приступить к написанию непосредственно критики, познакомьте читателя с автором объекта критики, его стилем, а также с самим объектом (картина, литературное произведение, памятник и прочее). Например, если таковым объектом является картина, то для начала представьте художника и его работу. Тут же производится фактическое описание картины.

Опишите мысли и чувства, которые вызывает у вас объект критики. Выскажите свои предположения касательно деталей объекта. Например, если объектом является литературное произведение, то акцентируйте внимание читателя на речевые обороты, используемые автором, попробуйте предположить, что хотел сказать писатель теми или иными словами и фразами.

Отметьте, чем уникален текст. Здесь же можно описать восхищение, вызываемое при погружении в творчество писателя, отметить его особые приемы письма.

Познакомив читателя с автором и его творчеством, выделив сильные уникальные стороны рассматриваемого объекта, можно переходить к основному этапу критики. В нем необходимо раскрыть основной замысел творения автора, то, для чего было создано это произведение искусства, что хотел сказать этим его создатель.

Тщательно проанализируйте объект критики, его предназначение, основные идеи создания. Выразите свои мысли и чувства, которые у вас возникают при виде объекта критики.

Обратите внимание

Не перегружайте текст статьи сложными заумными терминами, пишите простыми и точными словами, отражающими суть вашей мысли. Текст должен быть понятен даже простому человеку, не связанному с искусством.

Полезный совет

Пишите критическую статью по порядку, начиная, например, с названия. Раскрывайте смысл произведения искусства шаг за шагом. При этом старайтесь описывать свою позицию четко, аргументированно, не размывая ее лишними словами. Мысль выражайте ясно и максимально кратко.

Источники:

  • Критика картин

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как писать критику

Не скажу ничего нового, но — моё, как писать критику, это будет для некоторых, настоящим откровением. То, что они не ожидали услышать. Потому что мои советы будут, не как писать, а чтобы, вообще ничего не писать. Я постараюсь предостеречь многих критиканов, от тех глупостей, что они собрались делать, а именно, выпячивание дурного вкуса и своей некомпетентности на всеобщее обозрение. Разговор у нас будет идти о литературной критике, но также, он, шаблонно ляжет на всё другое, что бы вы не собрались критиковать.

Критика — не ремесло, как многие думают. Критика, это искусство, которое не под силу обычному крестьянину. Ответьте не думая на вопрос: что главное в критике? Нет, совсем не то, что вы подумали. В критике главней другое, как она будет восприниматься другими. Ответив на нижние вопросы, надеюсь, вы поймёте к чему я веду.

Критика — ремесло или искусство?

  1. Кто вы такой, чтобы писать критику? Вы в теме? (Чтобы без кривотолков, дам наводящий вопрос — кто может критиковать Эйнштейна, чтобы не выглядеть при этом глупо, и в тоже время, эта бы критика воспринималась, как объективная?)

  2. Вы уверены, что ваше мнение по этому вопросу, оно авторитетно?

  3. Можете ли вы, своим примером, лично своим, показать как надо, когда критикуете и говорите, что это неправильно, или глупо, например — и надо, так, где ваш личный пример?

  4. Вы творческий человек — уже предъявили миру, своё «Я»?

  5. Вы собрались писать раболепную критику, или переписать чужую?

Важно понимать: нравится, не нравится, это не критика, а выпячивания вашего дурного вкуса напоказ, в своём большинстве. Мне кажется, по моему лажа, это графомания, читать невозможно, ничего не поймёшь — тоже не критика, а всего лишь, ваше личное и субъективное мнение маленького человека. Как бы не был большой ваш комментарий под предметом критики, где вы это строчите и думаете что пишите критику.

Пушкин наше всё критика

Отличие пропаганды, от настоящей критики

Вот именно, верхние вопросы с темы «как писать критику», они не про пропаганду, где все пусто и громогласно. Пропаганда смывается на помойку, одной авторитетной критикой. Следующий выхлоп, по этому же вопросу со стороны пропаганды, это уже будет беззвучный «пук». Точно так, как и ваша критика, которую может смыть на помойку, более авторитетный в этих делах эксперт.

На этом ваша карьера критика, считайте, что бесславно закончилась. Всё последующее, чтобы вы не писали, и на кого — будет выстрел в пустоту. Особенно если вы пишите раболепную критику, которая не соответствует действительность, как например «Пушкин наше всё!»

  1. Во-первых, не всё.

  2. Во-вторых, никогда таким не был.

  3. И в-третьих, громогласный пример, когда переписывается чужая критика, в данном случае: один дурак ляпнул, а масса переписала эту глупость.

Поэтому, дам вам дельный совет, как писать критику: никогда не пишите критику по чужому. Все неточности, глупости, перекочуют к вам, и когда пойдёт на помойку оригинал, вы автоматически пойдёте за ним.

Единственный правильный вариант, в случае использования чужой, но обязательно авторитетной критики: это использование академического стиля написания, написали чужое, но внизу, обязательно надо указать точный источник информации, вплоть до названия работы и страницы (ссылки на сайт) где это написано, и обязательно ваше отношение к этому. Например:

Как сказал Александр Протасов, в своей критике Пушкина, и доказал на примере дурнопахнущего монумента графомании в виде «Сказка о рыбаке и рыбке»:

«Ответить можно, только так: и прямо не терпится это сказать, что сказка совсем не в стихах, её просто сложили в столбик. Это полнейшая профанация. Что насчёт морали с этой сказки, да, она присутствует. Но, её присутствие, кроме её присутствия — больше ни о чём не говорит.»

«Сказка о рыбаке и рыбке, шедевр или графомания?» Александр Протасов

На самом деле раскрылись глаза, от такой правды — сказка совсем не сказка, совсем не в стихах, и что более обидно от такой профанации, что нас обманули: корявый перевод Пушкиным сказки братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», ставят в достоинство третьесортному переводчику Пушкину и принуждают к детскому чтению… когда достоверный факт, что это чтиво не для детей.

Главное в литературной критике, повторюсь, то, что вы из себя представляете. И это, не учитель русского языка, или филолог. Эти людишки, наоборот, своей раболепной и надуманной критикой испоганили всю русскую литературу. У них городской сумасшедший Маяковский — великий поэт. А на вопрос, что написал великого, эти манипуляторы общественным мнением сразу включают заднюю, начинают забивать баки не относящейся к теме, разной туфтой.

Как лучше и правильно писать критику

Лучше, когда объективно, а правильно, когда правильно. Вот поэтому, даже желательно, вставлять в вашу критику авторитетное мнение из других работ по этой теме, тогда уже пропаганда поперхнётся своей ложью. Ведь не секрет, что манипуляторы общественным мнением, сразу могут заткнуть вам рот, своим коронным «А ну, покажи, что сам написал?» Если увидят честную критику на того же Пушкина.

В таком случае, ссылайтесь на меня и на мои работы, со мной такой номер не прокатит. Поэтому, я, и, пишу для вас эти работы с критическим разбором полётов, наряду с объективными рецензиями, на их великие выхлопы, ихних «великих писателей и поэтов», из русской литературы. Даже написал подробное руководство по написанию рецензий на стихи, чтобы вы смогли сами смывать этот классический и современный шлак на помойку литературы. Я научу вас как надо правильно опускать в жижу, всю эту великую мишуру, и тогда у графомании не будет ни малейшего шанса попасть в русскую литературу. Ей там, не место.

Пропаганда кричит, что «Муха Цокотуха» Чуковского — шедевр русской литературы, принуждают к изучению в школе, а смотришь, сам бред сумасшедшего: с кучей орфографических и стилистических ошибок. Где в этом логика, когда сам текст Чуковского про эту «муху», он без логичного повествования и откровенно глуп?

Как писать критику на графоманию

Вдуматься только, что писали неадекватные персонажи с 19 (Вроде профанации с персонажем Петр Ершов) и начала 20 века, эту графоманию, на словах возносят в ранг «великой литературы», и как, подскажите пожалуйста, писать критику на эту графоманию? Когда очевидно другое, что я осветил в небольшом руководстве, «как оценить стих». Оно многое вам прояснит, но по большей части, что в русской литературе есть только два маркера для этих «великих» — либо вляпался, либо за уши туда втянули.

Волшебство тоже есть, и в классической и в современной литературе, его хватает. И это, нельзя ничем объяснить — стихи Юнны Мориц, например, и «Ёжик в тумане, Козлова», выхлопы Э. Успенского, стихи Григория Остера, и многих других, о чем можно почитать в этом блоге. Что это неприкрытая шиза, это ведь видно невооружённым глазом, но, пропаганда называет эти выхлопы настоящих и неадекватных графоманов: великой детской литературой и втюхивает насильно этот шлак нашим детям.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребёнком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током

Графоман Эдуард Успенский

В русской литературе нет ни одного писателя и поэта — чтобы, сам. Ни одного чтобы соответствовал громкому «великий писатель», или поэт. Смотришь на эти великие тексты, а обычные школьники, оказываются, запросто могут лучше. Ну, как такое, может быть?! Как писать критику на такое «величие», когда надо все перечёркивать, и ставить штамп «графомания».

Боитесь сказать — молчите!

А вы можете так громко сказать про русскую классику, и доказать это объективной критикой? Вот вам и ответ, как писать критику. Каждый критик сам знает как надо писать критику. Но, в большинстве случаев, задумается, надо ли это делать. Потому что плыть против течения, не у многих хватает: ни духу, ни сил.

Не советую: смотреть на выхлопы с маркировкой, как критика В. Белинского, и брать с этого пример. Белинский, это другой громогласный пример, как не надо делать. Его выхлопы, не что иное, как обширные желчегонные комментарии, но никак не критика. Отсебятина? — Да! — Дурной вкус напоказ? — Да! — Необоснованные суждения без аргументации «Я так вижу!» — да! Критика? — Нет!

Когда приходит понимание, что такое критика

Главное, что вы должны себе уяснить, если вы не можете связно срифмовать четыре строки, как же вы можете критиковать, Сашу Пушкина, или смывать на помойку графоманию Льва Толстого, если считаете его великим писателем, но в упор не замечаете как он «погорбатил» басни Эзопа и русские народные сказки?

А с другой стороны, не бойтесь писать критику на графоманию. Графомания, они и в Африке, графомания. И многие из вас, смогут лучше писать и переводить, чем большинство, из так называемых «великих». На русскую классику, советую вообще не обращать внимание, как что достойное для прочтения.

Грязная пропаганда советской власти исказила и скомпрометировала само понятие слова классика, неправильно трактуя его. Но ничего, я вам объясню, что такое классика. В первую очередь, литература по принуждению — ветер и пустые слова. Не верьте пропаганде о надуманном величии допотопных графоманов. Классика, это совсем другое, и с качеством текста ни имеет ничего общего.

Не бойтесь грозных фамилий, этой «великой классики», она в своём большинстве муть зелёная. Которая не тянет даже на троечку по русскому и литературе, не выше пятого класса средней школы. И возвеличена она была, исключительно литературной пропагандой, а не по заслуге автора, в мастерстве написания художественных текстов; возвеличена по «хотелкам» властных и заинтересованных персонажей из советского правительства, некоторые главой правительства, единоличным и необоснованным решением, как например, Маяковский — лично Стали создал глупую ситуацию, и пошло, и покатило.

Когда-то любовный треугольник из писателя, читателя и критика существовал вполне успешно. Писатель ваял нетленки, читатель их читал, а критик обращался к читателю, советуя ему, какую еще книгу следует почитать. Или литературоведчески обосновывал, почему та или иная нетленка является нетленкой. Что стало теперь? Допустим, критики остались. Всякие экзальтированные личности, ведущие блоги и получающие денежку от издательства за рецензии на ту или иную книгу. Или вы думаете, что кто-то, кроме меня, работает за еду? И литературоведы остались: тот же Кузьменков что-то еще пишет, не говоря о более филологических товарищах.

Мне кажется, что критикам пришлось взять на себя еще одну функцию: учить писателей, каких ошибок следует избегать. Писать хорошо можно по-разному, но вот убого обычно пишут примерно одинаково во всех случаях. Критик на форуме — фигура, одновременно одиозная и притягательная. В католической церкви есть “адвокаты дьявола”. Это священнослужители, которые пытаются набрать хоть какой-то компромат на человека, которого планируют канонизировать. Точно так же критик должен найти причины, по которым автор никогда не опубликуется, не войдет в историю или не получит даже двух несчастных лайков. Звучит сурово, в жизни все проще — он должен искать ошибки.

Поэтому критика одновременно ненавидят и тайно боготворят. Каждый несет ему свою нетленку, втайне надеясь, что именно этот рассказ будет одобрен на фоне всех остальных. Критик определенно обладает какой-то властью, так как зачастую оказывается единственным, кто оставил хоть какой-то отзыв. Само собой, в таких условиях легко потерять голову на фоне собственного величия. Вот пара советов, как следует правильно критиковать:

1) Будьте беспристрастны. Иногда хочется со всей душой рассказать про встреченные косяки, да либо автора жалко, либо себя (автор же еще орать начнет, а за ним — все остальные). Ну не побьют же вас, в любом случае. Чем быстрее автор избавится от иллюзий и начнет объективно себя оценивать, тем лучше. И критик должен в этом поспособствовать.

2) Не тот жанр — это не ошибка. Иногда попадаются хорошие вещи, но абсолютно чуждого критику стиля или жанра. Например, критик любит хоррор, а ему подсунули гениальный исторический роман. Что делать в таких ситуациях?

Ну, во-первых, лучше просто не лезть в дебри, которые вас не интересуют. Если вдруг критик, полжизни разбирающий поэзию, вдруг

вторгается в раздел прозы (а еще лучше вообще музыки или живописи) и начинает авторитетно вещать, следует задуматься: может ему тоже нужны комменты или их аналог?

Во-вторых, если уж беретесь за разные направления, то расширьте свой кругозор. Не позволяйте своей антипатии к конкретному автору или жанру затмить адекватность суждения.

3) Никогда не продавайте свою критику. Часто “критиками” становятся авторы, желающие привлечь к себе внимание, либо получить ответную рецензию. Это неправильно. Разбирать произведение в своекорыстных целях нельзя. Главное, чтобы все участники стали писать чуть лучше, а свет увидел чуть более читаемые произведения. Должно быть какое-то профессиональное достоинство. Если вы зависите от аудитории, то рано или поздно сорветесь и начнете мироточить, либо брызгать ядом и троллить. Обе эти крайности на самом деле освобождают от ответственности и превращают труд рецензента в фарс. С этого момента он критиком больше не является.

4) Обосновывайте, почему то-то и то-то — плохо. Это касается даже самых очевидных вещей, которые вроде бы знают все. Однако если автор в них ошибается, значит, ему нужна экспертиза. Знаниями надо делиться, иначе они уйдут в могилу вместе с вашим похоронным костюмом. Если вы просто скажете, что все плохо, вы разобьете автору сердце и детские мечты. Если разъясните все детали, то, в общем-то, случится то же самое, но у автора хотя бы появится шанс чего-то достичь.

5) Не ведитесь на провокации и отмазки. Речь идет не о личности автора или критика, а о конкретном произведении. Не отходите от изначальной темы. Часто от литературных дарований можно услышать: “ Я же не хочу стать ТолстымДостоевскимКингомГаррисономПратчеттом и так далее”. А кем же ты хочешь стать, дите? Быть может, менеджером, официанткой, космонавтом? Для этого вовсе не обязательно писать стихи. Но если уж человек взялся что-то писать, а тем более выкладывать это на всеобщее обозрение, то спрашивать следует по полной. Это логично. Нет мягкой или жесткой критики. Только честная или лживая. Закрывая глаза на недостатки, критик становится как минимум соучастником.

6) Можно быть критиком и писателем одновременно. Но помните, что между двумя этими позициями существует определенная корреляция. Иногда неадекватные авторы будут мстить, оттягиваться уже на ваших произведениях.

“Вот, ты сам без таланта, а нас поучаешь”. С этим, видимо, просто надо смириться. В общем, если вы не хотите одним ремеслом усложнять себе другое, старайтесь как-то разделять их. В конце концов, если вы критик, то вам требуется меньше наставлений, чем начинающему писателю.

7) Совершенствуйтесь. Вы должны расти. Это вменяется вам в обязанность так же, как и авторам. Почему бы вам тоже не посмотреть, что пишут известные рецензенты или литературоведы? Научитесь новому. Практика должна сочетаться с теорией.

8) Критик должен радеть за литературу. Иначе, что вы тут делаете? Если есть время и силы, проведите небольшой ликбез, организуйте мастерскую. Конечно, любая помощь важна, но рассказать автору о какой-нибудь концепции и исправить его косяки лучше, чем просто исправить его косяки. Не учите человека как н-а-д-о писать. Он решит это сам. Объясните, как писать не надо, и это уже немало. Как-то так. Писатели и критики не враги друг другу. Что касается писателей, то, я думаю, они уже поняли, что любой, кто оставил хотя бы абзац внятного текста, заслуживает уважения. Уважение проявляется, прежде всего, в вычитке своих творений — не выкладывайте сырых вещей, меньше будет геморроя у всех участников.

Грамотный и умный критик, готовый с вами работать, явление и редкое, и ценное. Не теряйте таких людей. И если кто-то думает, что критиковать просто, а творить сложно, то такой образ мысли пора

менять. Творить и критиковать — трудно, а вот графоманить и трендеть в сети — проще всего. “Однако, кроме читателя, у критика есть еще один адресат – писатель. Отношения между критиком и писателем носят достаточно сложный характер. Не случайно критика так долго отстаивала свое право на существование. Первые критические отзывы писатели XVIII века воспринимали чуть ли не как оскорбление, независимо от их тона и характера. Но и сами критики понимали, что они должны руководствоваться не только знанием эстетических законов, но и строгими этическими нормами.

К сожалению, эти этические нормы не всегда выдерживались и выдерживаются критиком-журналистом; хотя расхождение между критиком и писателем может объясняться и иначе – общими законами литературы. Литературоведческая наука не раз высказывала мысль о том, что произведение, будучи созданным, как бы отделяется от своего автора, начинает жить самостоятельной жизнью. И в этой самостоятельной жизни допустимы иные истолкования литературного текста, чем тот смысл, который изначально важен для автора.

В этой сложной литературоведческой проблеме как раз и помогает разобраться анализ восприятия творчества художника критиком. В том случае, когда критик, действительно, искренне заинтересован в судьбе художника, когда его профессионализм сочетается с позицией собеседника, а не обличителя или наставника, писатель всегда заинтересован в такой критической оценке”.

Литературная критика.

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде:

• «ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике»
• «вы неадекватно воспринимаете критику»
• «вы обижаетесь на заслуженную критику»
• «вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить»
• «я просто даю вам обратную связь»
• «я вам помочь хочу, а вы!»

• «это интернет, детка»
И так далее, и тому подобное. Молчать больше не могу. Пишу.

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.
Только вот насчёт того, что вышесказанное – именно критика, вас кто-то жестоко обманул.

То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.

Давайте же поговорим про критику, про то, как делать хорошо и как, по возможности, не делать плохо — и попробуем изменить наш мир к лучшему. А? А?
Итак, что такое критика? Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.
Какая у критики цель? Как ни странно, но — помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».
Человеку русской культуры с предыдущим абзацем обычно хочется не просто поспорить, а разнести его в пух и прах, потому что в голове он никак не укладывается. И у этого есть причины: дело в том, уважаемые читатели, что мы с вами выросли в очень жёстких условиях, в которых пряников было мало, а кнутов – гораздо больше, чем хотелось бы. Я имею в виду даже не столько семьи (хотя и их тоже), а условия в целом, ту среду, которая нас окружает много лет. Для этой среды типично массовое «недержание негативного аффекта», то есть, абсолютная нормальность публичных реакций любой степени жёсткости на всё подряд, без оценки — уместны ли они, адекватны ли они. У этого, в свою очередь, тоже есть причины:

• плохие границы в масштабе нескольких поколений;
• неумение контейнировать собственный аффект и дискомфорт;
• жертвенность, готовность терпеть, и в то же время — агрессивность и жестокость (тоже в масштабе поколений);
• собственный Внутренний Критик гигантских размеров;
• мощные, многослойные рационализации (в плане обоснований, зачем всё это нужно – например, чтобы не зазнаваться, вырасти человеком, самивиноваты и т.д.);
• и другие не очень приятные процессы, как коллективные, так и индивидуальные.
По результатам всех этих процессов, а также личных неприятных историй, которые случаются с людьми, — у нас с вами в головах формируется некий свод правил и установок. В числе их и правила/установки, касающиеся критики. Например, если вы погуглите слово «критика» (на русском языке), то выдача будет почти полностью состоять из текстов о деструктивной критике – про обвинения, недовольство, претензии и злость. Именно так в нашей культуре воспринимается это слово и это явление.
К сожалению, в основном все эти наши типичные представления – перекошенные и искажённые, почти полностью или полностью не совпадающие с реальным пониманием критики и её целями. Я уверена, что это можно и нужно исправлять, в первую очередь – в себе самих. В том числе, писать мануалы и инструкции и делиться опытом, который поможет тем, кто хочет научиться критиковать иначе.
Давайте рассмотрим две наиболее распространённые ошибки, которые делают люди нашей с вами ментальности в процессе критики.

1) Во-первых, они выдают своё мнение без запроса
Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки «по умолчанию» выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка «обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)».
ПОЧТИ НИКОГДА НЕ УДАЁТСЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ НАОБОРОТ!
Я и сейчас не уверена, что у меня получится докричаться. Но, видите, пробую. Ещё жива надежда.
Люди! Если в окружающую среду не было запроса на ваши реакции, то никакого позыва «покритиковать» у вас просто не должно возникать. И уж тем более, не должно возникать обиды на то, что кому-то не интересно ваше мнение и вы как его источник. У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, — то это нездоровая фигня, сразу по многим пунктам. Работайте с нездоровыми фигнями, пожалуйста, а не бейтесь ими об других почём зря. От битья не пройдёт.
2) Во-вторых, люди считают критикой всё, что угодно, кроме неё
Основная причина, как я уже упоминала – это жёсткая среда, в которой мы выросли, и связанные с нею искажения восприятия. Вследствие искажений мы принимаем за критику просто всё негативное подряд – как в свой адрес, так и от себя. Тут я уже хочу приводить примеры, потому что с ними сразу понятно, что имеется в виду.
1. Неуместные Я-сообщения
Примеры:
Мне не нравится, мне не помогло, мне никакой информации не несёт, ко мне неприменимо, я не такой и т.д. Почему это не критика:
Вы делитесь какой-то своей эмоцией или мыслью: например, нарушенными ожиданиями, досадой о потраченном времени, инсайтом, информацией о себе и пр. Но человеку в 95% случаев это не нужно, неинтересно и бесполезно, потому что это — о вас, а не о нём, и не о его творении. Получается немного похоже на анекдот — «Пришёл сказать, чтоб на меня не рассчитывали».
Тут есть одно исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, на которую всё это рассчитано — то ваши эмоции важны, их нужно учитывать. К сожалению, 9 из 10 «критикующих» и в этом плане не представляют интереса, что, конечно, бывает обидно, ведь о себе-то поговорить хочется.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Чаще всего, недоумение: а вы вообще кто? Но может и переживать, и терять мотивацию, если ему важно нравиться всем. Как превратить в правильную критику:

Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно – не говорить ничего.

2. Примитивная негативная оценка

Примеры:
Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т.д.

Почему это не критика:
Примитивная — означает, простая, самого первого уровня без напрягов. Никакой пользы от этой оценки нет, потому что она субъективна и слишком проста, а значит, не может быть «включена в статистику» и не может быть платформой для улучшений (ничего же не уточнено). Здесь тоже действует вышеописанное исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, либо, например, начальник критикуемого — то ваше мнение важно. Как несложно догадаться, большинство «критикующих» не относятся ни туда, ни сюда, но рады оценить всё вокруг, не слишком при этом утруждаясь.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Обиду, равнодушие, усталость – в зависимости от чувствительности к примитивным оценкам.
Как превратить в правильную критику:
Усложнить (для этого придётся напрячься и отрефлексировать свои ощущения, понять, чем именно они вызваны). Объяснить, почему ваши впечатления важны (например, вы – ЦА). Если ваши впечатления ни почему не важны, а просто вас распирает – не говорить ничего.

3. Переход на личности

Примеры:
Все личные оскорбления, обвинения, упоминания любых сведений из личной истории объекта «критики», отсылки к характеру объекта, оценка его реакции на всё это и прочее.
Почему это не критика:
И снова нужно сказать, что этот пункт — ключевое отличие русскоязычного пространства (к сожалению). «Позор хреновому огороднику», как результат вопроса про рояль, помните? Вот, ровно это. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности создателя.

Нам искренне кажется, что всё связано, а значит, у нас есть право обсуждать личность, как будто именно она выставлена на оценку. Кроме того, очень часто переход на личность используется, как основание обнулить или основательно обесценить то, что человек сделал, либо укусить его побольнее, найдя уязвимые места. Личность никто поменять не может и тем более не все хотят это делать, так зачем вообще её приплетать?
Вспомнила типичный пример — обвинения феминисток в травмированности как причине их позиции, будто бы иметь травмирующий опыт – это что-то стыдное и дискредитирующее саму позицию. Феминизм в отрыве от личностей феминисток обсуждать может очень мало кто.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Диапазон широкий, в зависимости от бэкграунда: удивление, растерянность, раздражение, злость, стыд, бессилие (себя поменять нельзя, а значит – останешься мишенью, так что, возможно, лучше ничего не делать).
Как превратить в правильную критику:
Очень трудно, но можно. Убрать вообще личность подальше, и рассматривать продукт или процесс в отрыве от неё. Если совсем не получается – представить, что это сделал ваш ближайший друг или подруга, т.е. все прежние связи с личностью, которые вас царапают, перестали работать. Потом проверить, есть ли всё ещё желание что-то сказать.

4. Агрессия

Примеры:
Прямая агрессия — оскорбления, хамство, непрямая — саркастические и язвительные замечания, пассивная агрессия — ну теперь-то уж что и т.д.

Почему это не критика:
Тут всё просто. Агрессивный выброс под видом критики — это попытка отреагировать свою злость, зависть, дискомфорт и другие эмоции через нападение на объект. Эмоции может вызывать как сам человек, так и его творение. Также эмоции могут не иметь отношения ни к чему «критикуемому». Легко догадаться, что никакому улучшению и помощи агрессия не способствует, а вот что она хорошо делает — так это вызывает здоровое желание защититься или напасть в ответ.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Зависит от того, насколько он может отделять себя от того, что «критикуют». Если хорошо отделяет – будет чувствовать сожаление, раздражение, удивление. Если плохо – будет чувствовать, что его атакуют, уходить в защиту и демотивироваться.
Как превратить в правильную критику:
Остановиться и вернуться на шаг назад. Попробовать понять, в каком месте вы разозлились, и какой вклад в эту злость внесла ваша личная жизненная история (или история взаимоотношений с этим жанром, человеком, отраслью). Если место найдено, оформить фидбек в формате «В этот момент… я почувствовал/а злость, потому что… Мне кажется, вам/тебе важно это знать, потому что…». Если место не найдено, оставить всех в покое и разбираться дальше только с собой, т.к. отслеживать случайные триггеры агрессии — в ваших прямых интересах.

5. Гиперэкспертные выступления

Примеры:
Непрошеные инструкции и лекции как надо, театральные упрёки в недостатках, намёки, завуалированные под вопросы, фамильярность, снисходительность, поучительные интонации, попытки применять манипуляции и «дрессировку» (отрицательное и положительное подкрепление)
Почему это не критика:
Сначала уточню, что для меня слово «экспертность» не несёт отрицательного значения. Все мы в чём-то эксперты, и часто делимся своими знаниями друг с другом, без какой бы то ни было иерархии. Речь в этом пункте именно об избыточности. Гиперэкспертность — это приятное почёсывание вашего ЧСВ, потому что сама такая «критика» акцентирует, что вы знаете всё гораздо лучше. В некоторых случаях это ещё и попытка поконкурировать или подоминировать (т.е. содержит в себе агрессию). Ваше сообщение вполне может включать ценные комментарии (эксперты бывают и настоящие), но всё, преподнесённое в такой форме, до цели не долетит, потому что любой человек мгновенно отвлечётся на обложку. Кроме случаев, когда он буддист, пожалуй.
Как пример хочется привести привычную (и в большинстве случаев ненужную) позицию гиперэкспертности у мужчин по отношению к женщинам. По любым вопросам. Это даже имеет своё название – менсплейнинг.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Зависит от выраженности его нарциссической части. Если она выражена сильно, то он будет уязвлён, возможно – ранен, так как почувствует себя хуже вас и ощутит стыд. Если выражена слабо – не заметит, посмеётся или будет раздражён.
Как превратить в правильную критику:
Оставить всю содержательную часть как есть. Отрефлексировать свои истинные мотивы, пригладить раздутое Эго и полностью убрать излишек экспертности. Если это сложно, то представьте, что вы делаете совместный проект с коллегой, и за результат отвечаете и переживаете оба (а вот докладывать выпало ему).

6. Требование идеальности
Примеры:
Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии «не так стоишь, не так свистишь».
Почему это не критика:
Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще «неправильны», что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются.

Фактически, это требование идеальности, причём идеальности с точки зрения конкретного постороннего человека. Для того, чтобы её достичь, другому человеку нужно жить в вашей голове и знать, как надо было сделать по-вашему. Зачем это ему? Чаще всего, ни за чем, ведь не факт, что по-вашему лучше. Хотя поранить подобными претензиями можно – у нас невероятно нарциссичный мир, где фантазиями об идеальных продуктах, и неумением поддерживать себя в ошибках — отравлены многие.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Зависит от выраженности его нарциссической, а также — обсессивной части (страшные слова!). Если они выражены сильно, то он от вас «заразится» и будет чувствовать, что всё пропало, потому что идеальность не достигнута и он вам не угодил. Если выражены слабо – не будет задет. Возможно, попробует даже вас успокоить, потому что смотреть на мучения перфекциониста довольно тяжело.
Как превратить в правильную критику:
С перфекционизмом очень трудно бороться, потому что основа у него болезненная: когда-то что-то было сделано недостаточно хорошо, и последствия стоили слишком дорого. Этот капкан может потом срабатывать всю вашу жизнь, но другие люди, конечно, ни при чём. Так что для критики лучше оформить это как Я-сообщения: «Я чувствую, что очень важно поменять тут.. и тут…Потому что…». Правда, мы тут должны помнить о п. 1 – нужны ли другому человеку какие-то сведения о вас и о том, как именно нужно по-вашему сделать? Также помогает честно ответить себе на вопрос, правда смогли бы вы, такой умный, сделать то, что сделал другой, лучше? А в тот же срок? Обычный ответ — «нет», хотя бы потому, что продукт другого человека – вот он, а у вас пока только спазмы от его неидеальности. Тогда, возможно, лучше не говорить ничего.
7. Обесценивание
Примеры:
Зачем это вообще нужно, делать вам нефиг, а в советское время без этого жили и ничего, это бессмысленно, вот же вы, сколько времени потратили зря, и т.д.
Почему это не критика:
О, это главный бич всех критикуемых, потому что сообщение, которое содержится в обесценивающей фразе – это «на самом деле ты ничего не сделал». Трудно придумать нечто более разрушительное. Это не может быть критикой по определению, так как обнуляет само пространство для критики. Почему хочется обнулять чужие результаты – большой вопрос: иногда это бывает искреннее мнение «лучше бы этого не было», иногда это замаскированная агрессия, иногда – конкуренция и т.д. В подавляющем большинстве случаев это ещё и явная неправда, потому что, если бы результат ничего не стоил на самом деле, нечего было бы и обнулять. Поэтому люди, использующие обесценивание, попадают в собственную ловушку – так как энергия, затраченная ими, явно говорит об уровне значимости объекта «критики» для них.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Обесценивание – нарциссическая защита. Если у человека, которого вы критикуете, есть выраженная нарциссическая часть, то он либо заразится (то есть начнёт переживать собственную ничтожность), либо поранится.
Как превратить в правильную критику:
Этот пункт – никак. Лучше всего ничего не говорить, а разбираться, почему вас так тянет превратить что-то в ноль и куснуть чужое Эго.

8. Требование контейнирования

Контейнирование — это способность перерабатывать эмоции без подавления, своего рода переваривание, которое позволяет сделать их переносимыми.
Примеры:
«Громкие» (по мощности) сообщения о своих чувствах и ощущениях с детализацией («меня сейчас стошнит»), упрёки в возникновении этих чувств, представление себя вашей жертвой, демонстрация «ранений» и проблем, возникших из-за вас, невнятные выкрики («аааа оооы фрррр ай-яй-яй капец!») и т.д.
Почему это не критика:
Уточню, что я не имею в виду реальные отношения, где кто-то травмирован, а только виды человеческих реакций на обычные, простые вещи, которые не должны ранить. Активное требование контейнирования, при отсутствии отношений — это просто-напросто попытка потушить об другого человека свою горящую пятую точку, поскольку либо:

1) есть убеждённость, что именно он виноват в возгорании и должен помогать тушить, либо;

2) хочется его наказать за свой дискомфорт от жжения (с которым не хочется иметь дело самостоятельно). Механизм работает вне зависимости от истинных причин возгорания, которые могут быть (и чаще всего, являются) глубоко личными. Где прихватило – там и нагадил, ладно, если успел штаны снять. Любопытно, что часто «жертвы» тратят на этот пункт столько энергии, сколько не у каждого из нас есть (и это один из признаков того, что беспокоиться за них не стоит).
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Некоторые люди чувствуют недоумение, потому что, фактически, в них почему-то чем-то левым тычут, и требуют что-то с этим сделать. Другие (гиперответственные, или склонные к чувству вины) могут индуцироваться и всерьёз начинать контейнировать.
Как превратить в правильную критику:
Убрать оттенок требования и оформить в виде «отчёта об ошибке»: «у меня появилось чувство, что… Возможно, так чувствую не я один/одна и если это не было вашей целью, то примите к сведению». Полезно ещё бывает для себя разобраться, почему у вас есть потребность или желание нести свои чувства кому-то другому. Если это повышенная ранимость и неумение обходиться с дискомфортом – то всё-таки, это не проблемы окружающих, и нужно это учитывать.
9. Далеко идущие выводы
Примеры:
Теперь всё пропало; вы так сделали потому что…; это дискредитирует всю идею; всё это неспроста; а также — литературные приёмы типа гиперболизации, псевдологических выкладок и т.д.
Почему это не критика:
Потому что это личные размышления, как правило, глубоко субъективные (хотя люди, согласные с ними, могут и группироваться). Со стороны чаще всего напоминает паранойю, сбой в мышлении либо теорию всемирного заговора, потому что доказать свой вывод автор обычно не может. Точнее, он-то считает, что может, но запутывается в ногах и падает. Никакому улучшению такие выкрики по определению не могут способствовать – всё происходит у «критикана» в голове, так что вы тут бессильны.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом:
Раздражение, злость, недоумение, равнодушие – в зависимости от чувствительности к реакциям других. Устойчивых людей можно даже этим рассмешить :)
Как превратить в правильную критику:
Если вы склонны к такому, пробуйте перед тем, как выдавать суждение наружу, подвергнуть его самокритике, найти «слабое звено» в своих рассуждениях. Хороший приём для этого — представьте, что вам надо опровергнуть вашу же позицию, какие аргументы вы используете? Часто после этого внутреннего спора оказывается, что говорить-то и нечего, так как бесспорное оказалось спорным. Если всё же осталось, что говорить, подайте это как мысль и посоветуйтесь «Мне почему-то кажется, что … А вы как думаете?».
* * *

Теперь давайте перейдём к самому важному – как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.
Признаки хорошей критики:
• она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
• она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
• она мотивирует на изменения;
• она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
• она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.

Как надо критиковать:

Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите. Важно сделать это искренне, то есть, действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся.
Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защит. Не подавляйте чувства совсем – просто отложите на время, так как они вам будут мешать.
Если ваша критика устная — используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная – то же самое, в пределах возможностей печатного текста.
Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо «вы не правы» – «я не согласен». Так вы избегнете обвинительного тона;
Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее – тем лучше;
Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства «я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах».
Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился — а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется.
Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог. Давайте готовые решения, т.е. советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет – придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу.
Обязательно закончите чем-то положительным, и снова — хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.
Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства – помочь кому-то стать лучше, исправить проблему. Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте — действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы, ПРАВДА, хотите помочь — убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика – как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает «бесплатного бонуса» в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.

Берегите друг друга – и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно — тоже, в общем, немного).

(Екатерина Сигитова).


и

Психолог, гештальт-терапевт. Консультирует с 2015 года


  1. Когда критика уместна?
  2. Как лучше выразить свою точку зрения
  3. Как критиковать правильно: теория
  4. Как правильно критиковать: практика
  5. Полезные советы по грамотной критике

У критики есть две главных проблемы: шанс подпортить отношения с тем, кого вы критикуете, и шанс того, что ваши слова в принципе не будут услышаны. Многие не умеют воспринимать критику и поэтому полностью ее отбрасывают, даже если в ней есть по-настоящему полезные советы, исправляют недочеты из-под палки, а то и вовсе действуют назло. Несмотря на потенциальные риски, иногда без подобных замечаний не обойтись – на работе, в семейных и дружеских отношениях. В этой статье мы поговорим о том, как правильно критиковать – так, чтобы вас услышали, не обиделись и сделали то, о чем вы говорите.

Когда критика уместна?

Прежде чем обрушить критические замечания на коллегу или члена семьи, подумайте, почему вам так хочется это сделать? Конструктивен ли ваш негативный отзыв или вы просто хотите выместить отрицательные эмоции? Во втором случае отповедь вряд ли будет оправдана. Впрочем, есть и еще ряд ситуаций – не столь явных, – когда высказывать свое мнение на самом деле не стоит.

Критика не принесет пользы и может только навредить, когда вы:

  • Когда и как правильно критиковатьне ориентированы на то, чтобы исправить ситуацию;
  • стремитесь унизить собеседника;
  • фокусируетесь не на конкретном поступке человека, а на его характере или личных качествах;
  • обвиняете;
  • настаиваете на единственном «правильном» способе решения задач и не считаетесь с чужим мнением.

Правильная критика возможна только тогда, когда вы хотите помочь человеку, предложив ему пути по улучшению ситуации. Важны сконцентрированность на исправлении/улучшении предмета обсуждения, желание помочь и готовность к тому, что ваши предложения в действительности могут человеку и не подходить. Образно говоря, задача критикующего предложить варианты, а задача того, кого критикуют, – рассмотреть их и решить, насколько они применимы. Чтобы такая коммуникация состоялась, одной стороне важно свои замечания грамотно подать, а другой – правильно принять (об этом мы говорим здесь).

Как правильно выразить свою точку зрения

Чтобы выбрать правильную форму для подачи критики, важно понять, почему люди относятся к ней негативно и отвергают ее. В целом, можно сказать, что в чистом виде критика бесполезна. Почему? Она включает в себя две составляющих, которые люди ненавидят больше всего:

  1. Безапелляционные заявления. Вы указываете собеседнику, что ему нужно делать, но мало кто любит выполнять чужие указания.
  2. Обесценивание и принижение. Критика сигнализирует о следующем: «С тобой что-то не так, в отличие от меня». Никому не нравится ощущать свою неполноценность. Именно поэтому большинство отторгает информацию, поданную в таком виде.

Как смягчить удар?

Как эффективно подать критику - советыНесмотря на то что люди ненавидят подчиняться, они с удовольствием сотрудничают. Если вы будете давать обратную связь не с позиции силы, а как равный – равному, ваши советы воспримут гораздо дружелюбнее. Чтобы подчеркнуть это сотрудничество, используйте местоимение «мы/наш», советуйте, предлагайте варианты совместной работы. Это не даст человеку занять оборонительную позицию. Конкретные примеры представлены ниже.

Второй важный момент – принцип бургера: критика лучше воспринимается, когда она «завернута» в два позитивных высказывания: положительная оценка – критика – положительная оценка. Поэтому, если вам хочется скорректировать поведение коллеги, родственника, друга или ребенка, сперва покажите, насколько ценен для вас этот человек, насколько важно то, что он делает, насколько в целом хороша его работа. Можно похвалить его качества или достижения. Только будьте искренни: фальшивые слова легко распознать. А если вы закончите разговор на положительной ноте, то закрепите положительный эффект после беседы.

Почему мы все равно используем грубую критику, если знаем, что она ранит?

Люди должны быть достаточно умны, чтобы понимать: жесткая критика – не работает. Тогда почему продолжают использовать ее? Дело в том, что это самый простой способ защитить собственное эго. Иногда мы прибегаем к ней не потому, что не согласны с чем-то, а потому что предмет обсуждения или сам человек задевает наши собственные комплексы или иные психологические проблемы.

Более того, любители часто критиковать, как правило, сами в детстве пережили травмирующий опыт, связанный с негативной обратной связью. Также это характерно для людей с расстройствами психики: для социопатов, нарциссов и др.

Помните: критика без похвалы и критика, подаваемая только с позиции силы, разрушает отношения. Таким образом вы говорите только одно: «Ты недостаточно хорош».

Слишком много слов одобрения тоже могут навредить. Похвала – это словесная награда, покровительственный жест. С особой осторожностью стоит применять ее по отношению к ребенку, потому что он может расценивать словесное вознаграждение как цель любой деятельности, и обилие похвалы зачастую сказывается на детях негативно. В частности, это одна из причин нарциссизма, или, например, синдрома отличника. Но помните: здесь ключевое слово – обилие.

Как критиковать правильно: теория

На самом деле секрет правильной критики прост: убедитесь в том, что не критикуете, а даете обратную связь – это поможет вам решить проблему и не обидеть человека. Как отличить одно от другого?

  • Критика заостряет внимание на проблеме: «Почему ты до сих пор не исправила ошибки в отчете?»
    Обратная связь направлена на улучшение ситуации: «Давай вместе посмотрим, как лучше исправить отчет».
  • Критика вменяет чувство вины: «Это ты виноват, что у нас не получилось выиграть тендер».
    Обратная связь позволяет сфокусироваться на будущем: «Мы сможем выиграть тендер в следующий раз, если лучше подготовимся и эффективнее организуем процесс. Ты согласен?»
  • Отличие критики и обратной связиКритика подчеркивает недостатки: «Ты ленивый и безответственный».
    Обратная связь делает акцент на образе действий, инструментах и пр., а не на личности человека: «Что если с сегодняшнего дня мы начнем сортировать документы по датам, чтобы не запутаться?»
  • Критика заставляет почувствовать себя ничтожным: «Думаю, у тебя не хватает ума, чтобы разобраться с этим».
    Обратная связь мотивирует и ободряет: «Понимаю, что на тебя много всего навалилось в последнее время, но ты справишься, и я помогу».

  • Критика не оставляет выбора: «Будет так, как я сказал».
    Обратная связь предполагает компромисс и обсуждение: «Мы можем найти решение, устраивающее обоих».
  • Критика предполагает попытку контролировать: «Я лучше знаю, как надо поступить, потому что я опытнее и умнее тебя».
    Обратная связь уважает чужое мнение: «Я не согласен с вашим решением, но уважаю ваше право сделать этот выбор».

Как видим, обвинительное «ты» в обратной связи заменяется на «мы», а вместо однозначных приказов даются более мягкие советы и предложения. Но помимо формулировок, важно учесть и то, в каком тоне вы говорите и по какому поводу. Так, идеальных людей не бывает, да и идеалы у всех разные. Поэтому давать обратную связь по каждой мелочи определенно не стоит.

Как эффективно доносить критикуКак понять, что вы слишком критично относитесь ко всему? Если кто-то скажет вам об этом напрямую, вероятнее всего, так и есть. Есть еще один способ выяснить это: вспомните, что вы говорите или думаете про себя, когда роняете что-то или совершаете досадную ошибку? Критически настроенные люди ругают себя или раздраженно вздыхают. Если вы настроены таким образом по отношению к самому себе, значит, критичны и к другим.

Если вы обижены или раздражены, любой ваш отзыв будет воспринят как критика, неважно, как вы его сформулируете. Это происходит потому, что люди реагируют прежде всего на эмоциональный тон. Поэтому необходимо прежде разобраться с собственными чувствами и по возможности остыть.

Как правильно критиковать: практика

Разберем указанную выше теорию на конкретных примерах. Для начала представьте: вы с другом договорились вместе пойти в кино, взяли билеты, но он опаздывает. Наверняка вам хочется сказать что-то вроде: «Вечно ты опаздываешь! Неужели так сложно хоть раз прийти вовремя?»

Однако гораздо эффективнее будет применить обратную связь.

  1. Вместо обвинения объясните причину ваших отрицательных эмоций.
    Мягко опишите другу недостатки ситуации, в которую вы попали: «Мне очень хотелось посмотреть трейлеры, но я не мог спокойно сесть на свое место, потому что потом пришлось бы выбираться обратно, чтобы встретить тебя и отдать билеты».
  2. Советы, как давать обратную связьПоделитесь эмоциями, используя т. н. «Я-сообщения» , – это поможет собеседнику понять, что вы чувствовали. Сместите фокус на себя и описывайте свои эмоции, действия, последствия от действий вашего визави, но не давайте никаких оценок его поведению или поступкам. «Я очень беспокоился, что мы пропустим начало фильма».
  3. Оставайтесь дружелюбным, добавьте позитивные высказывания, чтобы не вынуждать человека принимать оборонительную позицию. Отставьте осуждающий и раздраженный тон. Постарайтесь сосредоточиться не на негативе, а на том, чего бы вам хотелось: «Я рад, что мы оба нашли время выбраться в кино».
  4. Подумайте, что можно предпринять, чтобы ситуация больше не повторилась: «Давай в следующий раз встретимся заранее за полчасика и купим себе по коктейлю в кинобаре?»

Чтобы увеличить шанс на то, что ваши слова будут услышаны, не заостряйте внимание на личных качествах человека и его «проступках»

Разница между критикой и обратной связью: примеры

Пример № 1. Муж не занимается воспитанием своей собаки, и она портит мебель в доме

Критика: «Твоя собака порвала все шторы и разгрызла диван! Удели время ее дрессировке, пока она не превратила нашу квартиру в хламовник!».

Обратная связь: «Я понимаю, что ты давно хотел собаку. Но меня огорчает, что мы не занимаемся ее воспитанием и она портит мебель. Что если мы прямо сейчас выберем кинолога, чтобы он начал ее дрессировать?»

Пример № 2: Друг уволился с работы и уже месяц не может найти новую

Критика: «А ты уже пробовал найти работу с помощью всем известного сайта? Собираешься ли дать объявление в газету? Ты уже посмотрел вакансию, которую я присылал?»

Обратная связь: «Сочувствую, найти работу в этот сезон не так-то просто. Что у тебя нового, какие интересные вакансии ты видел?»

Важно!

  • В этой ситуации лучше задавать т. н. открытые вопросы, которые начинаются с «Что», «Как» и т.д.: «Чем бы ты хотел заниматься?» Лучше исключить вопросы, начинающиеся с «Ты», – иначе это будет выглядеть так, как будто вы не заинтересованы в мнении собеседника, а проверяете его.
  • Обязательно обсудите полученный ответ, прежде чем задавать следующий вопрос, иначе разговор будет похож на допрос, а допрос подразумевает критическую позицию.

Пример № 3: Приготовленная супругой пища вам не по душе

Критика: У нас на ужин снова эта гречка! Сколько можно ее готовить, она невкусная!

Обратная связь: Думаю, я просто не любитель гречки. Я столько съел ее в детском саду, что теперь просто не могу на нее смотреть. Конечно, потреблять крупы полезно. Мне, например, больше нравится рис. Может, будем готовить его?

Пример № 4 Клиент неверно выполняет упражнение в йога-студии

Критика: Вы неправильно держали спину, слишком сильно горбились. Не ставьте так руки. У вас никогда не получится правильная планка, если вы будете держать ноги в таком положении.

Обратная связь: Когда вы прогибаете спину таким образом, ваши мышцы провисают вместо того, чтобы напрячься. Если вы измените положение таза, то вам удастся сохранить спину прямой и правильно дышать. Вот так.

Полезные советы по грамотной критике

  1. Всегда разговаривайте наедине. Если свидетелями вашего разговора станут другие люди, это может спровоцировать отрицательную реакцию и усугубить негативный эффект.
  2. Не говорите абстрактно. Чтобы человек точно понял вас, остановитесь подробнее на том, чего вы хотите, расскажите больше деталей. Но не перегружайте разговор, это может запутать. Обязательно используйте Я-сообщения, чтобы избежать обвинений в адрес вашего визави.
  3. Постарайтесь поставить себя на место Советы по правильной обратной связисобеседника. Так вы сможете предупредить его вопросы и реакции и не нагрубить сгоряча.
  4. Если вас что-то беспокоит, лучше говорите об этом сразу. Порой мы злимся и начинаем критиковать в тот момент, когда теряем терпение. А это, в свою очередь, происходит, когда мы раздражены, когда у нас много других задач и проблем. Поэтому лучше поговорить спокойно до того, как чаша терпения переполнится.
  5. Иногда бывает полезно спросить разрешения, прежде чем высказывать свое мнение. Например: «Ты не против, если я дам тебе совет по поводу того, как составлять отчет?» или «Как ты отнесешься к тому, что я выскажу свое мнение на этот счет»? Если человек ответит отрицательно, всегда можно сказать ему: «Дай знать, если передумаешь» или «Мы можем обсудить это завтра, если захочешь».
  6. Фокусируйтесь на том, как улучшить ситуацию. Нелишним будет дать совет или искренне предложить помощь.
  7. Сделайте упор на поведение, которое вы хотели бы видеть, а не на критику текущего. Мотивируйте измениться в лучшую сторону, вместо того чтобы подрывать чувство уверенности в себе.
  8. Уважайте чужую свободу принимать решения. Не раздражайтесь, если человек отказывается делать то, что вы от него требуете. Даже если вы на 100% уверены в собственной правоте, ваша задача – предложить варианты, дать совет. Если вы начнете давить, это может вызвать отторжение.
  9. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Советы и примеры по обратной связиЕсли вы злитесь, попробуйте «сделать шаг назад» и осознать, в какой именно момент вы разозлились. Когда вы отследите триггер агрессии, разобраться с ситуацией будет проще.
  10. Говорите с человеком как с равным, а не с позиции «свысока». Это поможет ему «сохранить лицо» и спокойнее воспринять информацию.
  11. Объясняйте, а не обвиняйте. Иногда человек может искренне не понимать, чем и почему вы недовольны. В этой ситуации важно спокойно объяснить причины (опять-таки не забывайте про Я-сообщения).

Не нужно бояться обратной связи: грамотный конструктивный отзыв полезен не только для критика, но и для критикуемого, потому что помогает совершенствоваться и стать лучшей версией себя. Главное – действительно хотеть помочь человеку, подготовиться к разговору и не рубить сгоряча.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти изменение объема эластичности
  • Как найти центр тяжести в технической механике
  • Как найти стелс вирус
  • Нет доступа к сети неопознанная сеть windows 7 как исправить
  • Неверно выбит чек коррекции по онлайн кассе как исправить