Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Мастер-класс. «Кроссенс — прием развития логического и творческого мышления на уроках биологии»
Мастер-класс. «Кроссенс — прием развития логического и творческого мышления на уроках биологии»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
- Сейчас обучается 92 человека из 44 регионов
- Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Кроссенс
Мастер –класс учителя биологии, химии
МОАУ СОШ с. Васильевки
Вавиловой Ольги Григорьевны -
2 слайд
познакомить с кроссенсом — инновационным приемом развития логического и творческого мышления.
опытом использования кроссенса на уроках биологии.Цель:
-
3 слайд
Ученики учатся:
думать
творить
высказывать свою точку зрения и защищать её.
Развивается:
зрительная память
связная речь
коммуникативные способности.
навыки работы с информацией
Повышается
мотивация к изучаемому предмету.Практическая значимость.
-
4 слайд
ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков
(с английского означает «пересечение смыслов»)
Кроссенс. -
5 слайд
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Чтение кроссенса. -
6 слайд
определите о чем идет речь,
составите рассказ – ассоциативную цепочку,
посредством взаимосвязи изображений.Задание №1. Объясните кроссенс.
4минуты -
7 слайд
Составлен обучающимися 8 класса.
-
8 слайд
1. Моряки, отправляясь в длительное путешествие, столкнулись с проблемой – у них развивались различные заболевания, умирали целые экипажи и экспедиции.
2. Оригинальный эксперимент Н.И. Лунина.
3. Витамины водорастворимые
4. К водорастворимым витаминам относятся витамины: С и витамины группы В.
5. Витамины жирорастворимые.
К жирорастворимым витаминам относятся витамины: Д и К, Е, А.
7. Витамины легко разрушаются
8. Недостаток витаминов приводит к возникновению заболеваний
9. Каждый человек должен регулярно получать все витамины в количестве, обеспечивающем суточную физиологическую потребность. -
9 слайд
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе
(5-й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента
Алгоритм составления кроссенса: -
10 слайд
Перед вами текст и необходимые изображения,
которыми вы можете
воспользоваться для создания кроссенса.Задание № 2. Составьте кроссенс.
5 минут -
11 слайд
Применение кроссенса на уроке:
проверка домашнего задания.
формулировка темы урока,
постановка цели урока.
обобщение материала, закрепление.
организация групповой работы.
построение структуры урока.
творческое домашнее задание. -
12 слайд
Кроссенс –
хороший способ не только найти
связи и смыслы в биологии
и других предметах, но и углубить
понимание уже известных понятий и явлений.
Кроме того, он позволяет оживить
биологию образами – фотографиями природы,
портретами ученных, произведениями искусства,
изображениями живых организмов, анимацией. -
-
-
-
16 слайд
Процесс
Фотосинтез -
17 слайд
— дело прошло полезно, плодотворно, буду использовать в своей практике этот прием.
— пропащий день, этот прием неэффективен и не имеет результативности
— сомневаюсь в эффективности этого приема, попробую на практике.Рефлексия.
Дерево -
18 слайд
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B
5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B%20%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D
1%80%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&noreask=1&lr=65 песочные часы.https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&noreask=1&lr=65 яблоко
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%20%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE&noreask=1&lr=65 дерево
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg1i.spoki.tvnet.lv%2Fupload%2Farticles%2F36%2F369114%2Fimages%2FFotografijas-Otra-6.jpg&text=раненые%20партизаны&noreask=1&pos=3&lr=77&rpt=simage
партизаны
https://yandex.ru/images/search?text=река%20%20картинки&stype=image&lr=77&noreask=1&source=wiz река
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=капля%20%20с%20водой%20картинки&noreask=1&lr=77
капля воды
https://yandex.ru/images/search?p=4&text=растворение%20витаминов%20%20в%20воде%20картинки
растворение веществ в оде
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=загар%20дети%20%20картинки
загар
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=зубы%20кариес%20недостаток%20витамин%20картинки
кариес
https://yandex.ru/images/search?text=варка%20овощей%20картинки&noreask=1&lr=77
варка овощей
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=бионика%20липучки%20картинки&noreask=1&lr=77
лопух застежка
https://yandex.ru/images/search?p=3&text=использование%20растений%20человеком%20схема
использ рас живот
https://yandex.ru/images/search?text=школьники%20изучают%20биологию%20картинки&noreask=1&lr=77
лупа книга бабочка. -
19 слайд
https://yandex.ru/images/search?text=растение%20выделяет%20кислород%20рисунок&stype=image&lr=77&noreask=1&source=wiz
растение шар
https://yandex.ru/images/search?text=день%20солнечный%20картинка&stype=image&lr=77&noreask=1&source=wiz
береза день
https://yandex.ru/images/search?text=ночь%20берез%20%20фото&noreask=1&lr=77
береза ночью
https://yandex.ru/images/search?p=3&text=корень%20из%20почвы%20%20берут%20воду%20%20картинки&noreask=1&lr=77
мангровые
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=мама%20%20картинки&noreask=1&lr=77
мама
https://yandex.ru/images/search?p=3&text=папа%20%20картинки&noreask=1&lr=77
папа
https://yandex.ru/images/search?text=аня%20картинки&noreask=1&lr=77
аня
https://yandex.ru/images/search?p=4&text=толя%20картинки&noreask=1&lr=77
толя
https://yandex.ru/images/search?text=анатолий%20%20%20знаменитый&noreask=1&lr=77
папанов
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=анна%20курникова%20играет%20в%20теннис%20фото&noreask=1&lr=77
анна курникова
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=две%20половинки%20%20яблоко%20%20картинки&noreask=1&lr=77
клубника
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=подготовка%20%20к%20празднику%20новый%20год%20%20%20картинки&noreask=1&lr=77
подготовка новый год
http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/
КРОССЕНС — ИГРА ДЛЯ ЭРУДИТОВ – «Наука и жизнь» 04 апреля 2016г.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 282 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 06.04.2016
- 520
- 0
- 06.04.2016
- 1968
- 0
- 06.04.2016
- 999
- 0
- 06.04.2016
- 1759
- 2
- 06.04.2016
- 6112
- 13
- 06.04.2016
- 1387
- 14
- 06.04.2016
- 416
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
-
Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
-
Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»
-
Скачать материал
-
06.04.2016
5795
-
PPTX
4.3 мбайт -
58
скачиваний -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Вавилова Ольга Григорьевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 1 месяц
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 33470
-
Всего материалов:
17
Градовцева Е.А., учитель биологии
ГБОУ СОШ №238 с углубленным изучением
английского языка г. Санкт-Петербурга
Применение технологии Кроссенс на уроках биологии
Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса — задания, предназначенного для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Эта технология — отличный способ не только найти связи и смыслы в изучаемом предмете, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Немаловажным «плюсом» этой технологии является ее универсальность: кроссенс работает не только на гуманитарных предметах, но прекрасно применим и при изучении предметов естесственно-научного цикла.
Само слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратов. В 9 изображениях-картинках зашифрованы ассоциации, каждая из которых связана с предыдущей и последующей. Эти связи могут быть, как поверхностными, так и глубинными. Центральная же картинка (5), являясь ключевым понятием, объединяет по смыслу сразу несколько. Задача заключается в том, чтобы разгадать (объяснить) кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. «Читать» кроссенс можно разными способами (№1-3), но наиболее популярным, все же остается №1, т.е. с первого квадрата верхней строки, слева направо, согласно правилам чтения в русском языке.
Технология Кроссенс:
позволяет «оживить» научную информацию образами – портретами ученых, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
дает возможность систематизации большого объема информации;
учит умению работать с различными источниками информации;
способствует развитию логического и образного мышления;
развивает воображение, креативность, инициативность;
расширяет кругозор, повышает уровень эрудиции;
способствует развитию интереса к предмету;
позволяет показать многоуровневые связи и в итоге формирует целостную картину мира.
В качестве примера приведу несколько вариантов кроссенсов разных тем, используемых мной на уроках биологии:
7 класс, тема «Губки»;
8 класс, тема «Сердечно-сосудистая система»;
7 класс, тема «Губки»
З адание: разгадать (обяснить) взаимосвязь между изображенными предметами, выйти на ключевое понятие темы.
Решение: море = водные организмы часть реки = устье – часть тела губок подошва ботинка = подошва – часть тела губок холщовый мешок = мешковидная форма тела губок перечеркнутые рулоны разных тканей = у губок ткани отсутствуют зато есть дифференцированные клетки, которые в зависимости от строения, выполняют разнообразные функции явление регенерации = губки обладают способностью к регенерации фильтр для воды = губки – фильтраты. Все эти понятия-характеристики позволяют прийти к выводу, что речь идет об организмах, относящихся к типу Губки, что и зашифровано в центральной картинке.
8 класс, тема «Сердечно-сосудистая система»
З адание: разгадать (обяснить) взаимосвязь между изображенными предметами, выйти на ключевое понятие темы.
Решение: такси = эритроциты (транспорт кислорода) пластинка (диск, округая форма тела) = разнообразие клеток крови зонт, боксерские перчатки (разные способы защиты) = функции клеток крови ткань = кровь (жидкая соединительная ткань) разветвленная магистраль = сеть сосудов насос = сердце 4 камеры(тюремная, видео-, фото- и велосипедная) = 4 камеры сердца головной убор митрополита – митра = митральный клапансердца все вместе составляет сердечно-сосудистую систему.
Задания такого типа удобно использовать на разных этапа урока: как при определении темы урока, так и при итоговой проверке знаний.
.
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Личности, способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности, способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но развивать логическое мышление необходимо на любом уроке. Свое выступление я хочу начать с притчи:
«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
— Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
— Что это вы всё спорите?
— А ты кто такой?
— Я — Разум.
— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.
— Без кого же из нас человек не может обойтись?
— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
— Может ли торговец обойтись без логики?
— Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
— Опираясь на разум.»
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках биологии, используя прием «Кроссенс»
Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…».
Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная — объединяет по смыслу сразу несколько.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате. Таким образом, получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Кроссенс можно использовать на разных этапах урока:
− при проверке домашнего задания;
− при формулировке темы урока, постановки цели урока;
− при раскрытии информационного блока темы, поиске;
− при обобщении материала, закреплении;
− при организации групповой работы;
− творческое домашнее задание.
Алгоритм составления кроссенса довольно простой и понятный.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека» 9 класс
1 – Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
9 – «плоды дерева» — знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
Еще один пример определение темы и цели урока 5 класс биология.
Кроссенс может создаваться не только учителем, но и учеником. Кроссенс, составленный учеником, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в Internet‐поисковике набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в заготовленную форму (квадрат 3 на 3). Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием‐головоломка нового поколения.
Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия. На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества. На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Желаю Вам, творчества и мудрости на уроках!
Литература:
-
Гаврилова Т.Б. статья «Использование кроссенс на уроках истории»
- Интернет – источники:http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ http://thejam.ru/puzzle/krossens.html http://www.ug.ru/method_article/214
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад на тему Технология Кроссенс на уроках биологии
Содержание
-
1.
Технология Кроссенс на уроках биологии -
2.
Слайд 2 -
3.
3 -
4.
7 -
5.
Применение кроссенсаПодобранные в определённой логической последовательности картинки -
6.
Плюсы и минусы методики: «+» Быстрое и -
7.
Слайд 7 -
8.
Слайд 8 -
9.
Слайд 9 -
10.
Слайд 10 -
11.
Слайд 11 -
12.
Слайд 12 -
13.
Слайд 13 -
14.
Слайд 14 -
15.
Слайд 15 -
16.
Слайд 16 -
17.
Слайд 17 -
18.
Слайд 18 -
19.
Слайд 19 -
20.
Слайд 20 -
21.
Слайд 21 -
22.
Слайд 22
Применение кроссенсаПодобранные в определённой логической последовательности картинки могут использоваться на всех этапах урока:При проверке домашнего задания;При формулировании темы урока, постановке цели урока;При раскрытии информационного блока темы, поиска проблемы;При обобщении материала, закреплении;При организации групповой работы;При выполнении творческого
Слайд 1 «Кроссенс»
на разных этапах урока биологии
Афанасьева Маргарита Николаевна МБОУ СОШ
с УИОП № 7 им. А. С. Пушкина, ОГБУ ДПО КИРО, г. Курск
Слайд 5Применение кроссенса
Подобранные в определённой логической последовательности картинки могут использоваться на всех
этапах урока:
При проверке домашнего задания;
При формулировании темы урока, постановке цели урока;
При раскрытии информационного блока темы, поиска проблемы;
При обобщении материала, закреплении;
При организации групповой работы;
При выполнении творческого домашнего задания;
При построении структуры урока.
Слайд 6Плюсы и минусы методики:
«+»
Быстрое и образное рассмотрение больших по
объему тем;
Развитие метапредметных компетенций;
Соответствие ФГОСам ООО и СОО;
Интерес обучающихся.
«-»
Долгая и объемная предварительная подготовка;
Подразумевает хорошее владение материалом обучающихся;
Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».
Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определить тематику (общую идею).
2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3. Найти связи между элементами.
4. Определить последовательность элементов по типу связи «основа»или «крест»
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.