Как составить кроссенс по истории

«Использование
метода «кроссенс» на уроках истории»

учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ  № 27»  Кочуров В.Ю.

Нетрадиционные
формы и методы проведения урока помогают в формировании базовых понятий курсов
истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять
полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют
кругозор.

Одним из таких
нетрадиционных методов, который можно применять на уроках истории, является
метод «кроссенса».

Развивающий метод
«кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию
креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово
«кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод
разработан Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром
Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс»
придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в
переводе с английского означает «пересечение слов».

Кроссенс впервые
опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».1

Он представляет
собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Девять изображений
расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и
последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут
быть как поверхностными, так и глубинными.

Задача учащихся–
объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством
взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо,
далее двигаться только вперед и заканчивать.

_____________________________________________________

1 Кроссенсигра для эрудитов//http://www. nkj.
ru/archive/articles/5105/

на центральном 5
квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно
как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с
номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми
изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между
квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному
кресту между квадратами 2-5, 6-5.

Например,
если на одной картинке изображена статуя
Геракла, а на другой — овес, то
ассоциативная цепочка будет такой: Геракл — Геркулес (римское имя Геракла) —
овсяная каша «Геркулес» — овес.

Если же соседями
оказались колорадский жук и картина «Красные виноградники в Арле»,
связь будет более замысловатой, но не менее убедительной: «Красные
виноградники в Арле» — Ван Гог (автор) — «Едоки картофеля»
(первый шедевр Ван Гога) — колорадский жук (он тоже «едок
картофеля»!).1

_____________________________________________________

Проблема, с
которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, — это трактовка изображений,
которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую
подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание — найти связи
между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Кроссенс позволяет
«оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями
искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами
современников.

Пример
исторического кроссенса по теме «Дворцовые перевороты» для учащихся
7
класса

1. Ученикам даётся
задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.

Учащиеся
называют эпоху дворцовых переворотов и правителей по очереди с верхней левой
картинки по часовой стрелке — Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна
Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый
помещён в середину
как способствовавший началу этой эпохи, создавший
предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.

При создании
кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. определить
тематику, общую идею;

2. выделить 9
элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь
между элементами, определить последовательность;

4. выделить
элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5.
сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

6. выделить отличительные
черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор
изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые
образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый
уровень (переход к более сложным заданиям).

Для облегчения
процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый
квадрат, а потом заменить их образами.

Поскольку в этом
задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны
свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

Мною изучен опыт
педагогов по данной теме: учителей истории, а также учителя биологии .

На основе
методических рекомендаций и образцов кроссенсов этих педагогов, моими учениками
были составлены кроссенсы по
истории России.

Кроссенс
по теме «Внешняя политика Ивана Грозного»

Учащиеся 7 класса
без труда называют тему и события по очереди с верхней левой картинки по
часовой стрелке – взятие Казанского ханства 1552 г., взятие Астраханского
ханства 1556 г., участившиеся набеги крымских татар (картина «На сторожевой
московской границе»), засечная черта – как один из способов прекращения набегов
не только крымских, но и сибирских татар,
атаман Ермак — покоритель Сибири,
боровшийся с сибирскими татарами, картина «Покорение Сибири Ермаком», карта
«Ливонская война», и один из полководцев, участвовавших в Ливонской войне – А.
Курбский (в разгар войны перешел на сторону противника, вел активную переписку
с Иваном Грозным). Иван Грозный помещён в середину как царь — организатор энергичной
и, в основном, успешной внешней политики.

Кроссенс
по теме «Смутное время»

Картинки 1-2 —
цари занимавшие престол (в хронологическом порядке) – Борис Годунов, Лжедмитрий
I, Марина Мнишек – дочь польского
воеводы жена Лжедмитрия I, а затем и
Лжедмитрия II, с которым боролся царь В. Шуйский, свергнутый боярами с престола
в 1610 г., престол перешел к «Семибоярщине», бояре тайно впустили поляков в
Москву, изгнало поляков второе ополчение под руководством К. Минина и Д.
Пожарского, после изгнания поляков на Земском соборе избран новый царь – Михаил
Романов. В центре — картина «Иван Грозный и его сын Иван» как символ
прекращения династии Рюриковичей» и одна из причин Смуты.

Кроссенс
по теме «Смутное время» (второй вариант)

Картинки 1-3 —
цари занимавшие престол (в хронологическом порядке) – Борис Годунов, Лжедмитрий
I, Василий Шуйский, восстание Ивана Болотникова – восстание, проходившее в
период царствования Шуйского, Лжедмитрий II, с которым боролся царь В. Шуйский,
свергнутый боярами с престола в 1610 г., престол перешел к «Семибоярщине»,
бояре приглашали на престол польского царевича Владислава, но русский престол
решил захватить его отец – Сигизмунд III, изгнало поляков второе ополчение под
руководством К. Минина и Д. Пожарского. В центре — Михаил Романов, избрание его
на царство символизировало окончание Смуты.

Кроссенс
по теме «Церковный раскол»

Раскол
русской православной церкви начался во время правления Алексея Михайловича (1
картинка), по его предложению патриархом был избран Никон. 3 картина –
«Патриарх Никон предлагает богослужебные книги. Начало раскола 1654»,
далее — одно из нововведений Никона – троеперстие, картина «Во времена раскола»
— приезжали в города и уезды для «обличения» раскола посланцы патриарха,
изымались и сжигались книги, далее — сожжение протопопа Аввакума-лидера
старообрядцев и его сподвижников,
боярыня Морозова – еще
один символ старообрядческого движения, картина «Суд над Никоном». В центре –
итог церковных реформ Никона – раскол.

Применение
кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов.

Кроссенс
можно использовать для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о
материале прошлого урока); для формулировки темы и цели урока (найдите связь
между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься); для
обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из
картинок, которые появлялись в ходе урока); для организации групповой работы
(составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение
кроссенсов групп). Также можно составлять кроссенсы, посвященные праздничным и
юбилейным датам.

В
последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с
иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие
задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно
снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда
ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях,
направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать
причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники
информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для
решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений
способствует работа с кроссенсами.

Кроссенс,
созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы,
способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и
развивает творческие способности.

Организация
групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам
увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить
своё
видение, ученики
ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и
повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы
повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

ФИО: Осипова Анна Игоревна

Школа: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа» МКОУ «Десятовская ООШ»

Телефон:8(38244) 23458, mail: annaosipova2017@mail.ru

Предмет: история, обществознание

Тема: Мастер-класс «что такое кроссенс?»

Мастер-класс «Что такое кроссенс?»

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода «Кроссенс» на различных уроках.

Задачи:

— Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс»

— Познакомить педагогов с технологией создания кроссенса.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом.

Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

 

Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе.

Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Например, перед вами Кроссенс «Охранять природу — значит охранять жизнь» (Обществознание 7 класс)

Данный метод можно использовать в начале урока, для определения темы урока.

Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.

1 и 2 картинка в данной, кроссенсе связаны одним понятием охранять, 3 и 4 –природа, 5 6 –охранять или защищать, 7 и 8 –все живое на планете, и 9-олицетворяет жизнь.

Примеры.

Кроссенс на тему «Каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься в свободное время» (Обществознание, 5 класс)

Кроссенс на тему « Золотая Орда» (История, 6 класс)

Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно.

Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

Список литературы:

Интернет – источники:

http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

http://thejam.ru/puzzle/krossens.html

http://www.ug.ru/method_article/214

Все картинки взяты из сети интернет (Яндекс картинки)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ШАРАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Мастер-класс:

«Применение технологии «кроссенс»

на уроках истории»

Разработала и провела:

учитель истории и обществознания

Егорова Лейсан Зифировна

Дата: 03.11.2022

Слайд№1

Цель:

—  создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

 — демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

 — разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии

Ход проведения мастер-класса

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Егорова Л.З., я учитель истории и обществознания в МБОУ «СОШ №1 с.Шаран».  

Слайд№2

Свой мастер-класс хочу начать с высказывания великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Слайд №3

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности обучающегося. Планируя современный, урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить; на современном уроке нет места скуке. На своих уроках для развития интереса к истории я использую методический прием «кроссенс». Он способствует на основе системно-деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации критического мышления обучающихся.  

Слайды №4,5

Так что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и этот метод разработан  Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд»,  которое в переводе с английского означает «пересечение слов».

Слайд №6

Кроссенс  впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

С данной технологией я познакомилась недавно, предложила ее детям и она стала пользоваться успехом. У ребят появился интерес к данному приему.

Слайд №7

Предлагаю вашему вниманию небольшую разминку: рассмотрим несколько картинок (Ключ, замок, дверь).

— Как вы думаете, есть ли связь между этими картинками? Какая? (Есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь).

Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.

Слайд №8

Самостоятельная работа со следующими картинками и составление логической цепочки.

Слайд №9

Как же создается кроссенс? Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная – объединяет их по смыслу сразу несколько. Задача обучающихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка завёрнутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Слайд №10

К данным картинкам можно составить следующий кроссенс:

1.Группа армии «Юг» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ.

2.Значимым объектом на южном направлении был город Сталинград.

3.Для обороны города был издан приказ №227 «Ни шагу назад!», с целью отстоять город любой ценой.

4.Русские солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно обороняться.

5. … побороть фашистов…

6….взять в плен…

7….фельдмаршала Паулюса и его армию…

8….в кольцо…

9.Таким образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушительный удар, что означало коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Слайд №11

Еще один вариант составления кроссенса. Это все боги Древней Греции.

Слайд №12

При использовании  регионального компонента у нас получился такой кроссенс. Все картинки относятся к Шаранскому району.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов – это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание – найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Слайд №14

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих  отношение к эпохе, идее, теме;

3. Найти связь между элементами или определить последовательность;

5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);

6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

Слайд №15

— Предлагаю вам немного поработать с технологией кроссенс самостоятельно. Задание будет следующее: определить тему и установить взаимосвязи между картинками. У нас получится кроссенс на тему «Развитие космонавтики в СССР».

Слайд №16

Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна. Имеет свои плюсы и минусы.

«+»

Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем.

Развитие метапредметных компетенций.

Соответствие ФГОСам последнего поколения.

Интерес учащихся.

«-»

Долгая и объемная предварительная подготовка.

Подразумевает хорошее владение материалом учащихся.

Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Применение кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов.

Кроссенс можно использовать для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока); для формулировки темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься); для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока); для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Также можно составлять кроссенсы, посвященные праздничным и юбилейным датам.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Я благодарю вас за внимание, активность.

Интерактивный
метод обучения «Кроссенс».

Брусенина
О.Ю., 

учитель
истории и обществознания 

МБОУ
г. Костромы» Гимназия № 1
»

 Кроссенс — от англ. (inter — “между”; act –
“действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы –
позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение –
обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти
методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они
предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и
обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще
выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя
условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение
основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих
друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого
учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется
на основе такого опыта.

На мой взгляд, технология интерактивного
обучения является хорошей возможностью идти в ногу со временем, кроме того,
предоставляет мне один из вариантов разрешения противоречий, возникающих в
учебновоспитательном процессе.

Развивающий метод «кроссенс»
способствует, на основе деятельностного подхода, формированию креативности,
сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. 

Слово «кроссенс» означает
«пересечение смыслов» и этот метод разработан Сергеем Фединым —
писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических
наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии
со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает
«пересечение слов».

Кроссенс впервые опубликован в 2002 году
в журнале «Наука и жизнь». Он представляет собой стандартное поле из
девяти квадратиков, в которых помещены изображения. 

Девять изображений расставлены в нём
таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а
центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как
поверхностными, так и глубинными.

Задача учащихся – объяснить кроссенс,
составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только
вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается
цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой
картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может
быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно
установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-8,
8-9, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

Проблема, с которой часто сталкиваются
авторы кроссенсов, — это трактовка изображений, которые могут быть не очень
понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено
на каждой картинке, а задание — найти связи между соседними изображениями или
дать название кроссенсу.

Кроссенс позволяет «оживить» историю
образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства,
изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами
современников.

Основной смысл создания кроссенса – это
загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой
аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую
очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на
изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов.
В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

В любом выбранном варианте действует
один и тот же алгоритм создания кроссенса:

1.   Определение
тематики, общей идеи.

2.   Выделение 8-9
элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.

3.Нахождение      связей         между         элементами,
        определение последовательности.

4.       Выделение
элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).

5.       Концентрация
смысла в одном элементе (центр).

6.       Выделение
отличительных черт, особенностей каждого элемента.

7.       Поиск
и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

8.       Замена
прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.

9.       Построение
ассоциативной связи между образами элементов.

10.   Выход на новый
уровень.

1. Пример кроссенса по теме «Холодная война», который может
быть использован как постановка проблемного вопроса.

 

«Читаем» кроссенс»

1. Речь У.Черчиля в Фултоне 2. послужила началом (точкой
отсчета) Холодной войны, противостоянием двух крупнейших мировых держав, СССР и
США. 3. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны 4. еще один
признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и
социализмом) 5. Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953
гг. 6. Признак Холодной войны – гонка вооружений 7. В результате мир 5 раз был
поставлен на грань ядерной катастрофы. 8. Окончание Холодной войны произошло в
1991 году. 9.  Поражение СССР в холодной войне? 

Картинки 9-2 Начало распада СССР было положено с началом
противостояния, началом Холодной войны  9-6 Холодная война, а именно гонка
вооружений разрушала  экономическую мощь СССР, таким образом способствовала
распаду СССР.

Проблемный вопрос: Распад СССР –результат Холодной
войны  На уроке рассматриваются аргументы за и против этого мнения.

Данный кроссенс может быть использован как формулировка
темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и
определите тему урока; определите, что мы будем делать)

 

Связь между изображениями: 1. бизнес 2. это отношения между участниками 3. рынка по поводу
их совместной деятельности, 4. нацеленной на получение прибыли 5. расчет
бюджета для развития бизнеса 6 . рассмотрение конкуренции и
конкурентоспособности бизнеса 7. ориентация на спрос 8. расчет налогов 9.
создание более крупных форм бизнеса с целью развития.  9-2 развитие бизнеса
связано непосредственно с наличием спроса и 9-6 с изучением конкурентности на
рынке производимых товаров и услуг.

Определение темы урока: Бизнес 

Задачи урока: составление бизнес-плана

Данный кроссенс может быть использован как обобщение
материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в
ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод)

Тема урока «Отечественная война 1812 года» 8 класс

 

1. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман,
вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом,
когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской
армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно
отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый
крупный отпор соединенными армиями был дан французам  в Смоленске 4-5 августа,
5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6.
Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было
решено оставить Москву и сжечь 7. благодаря такому решению, тактике французов
удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге
9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости
русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.

А теперь посмотрим, каким образом это
задание может стать более сложным, многомерным и символичным. Такое задание
может иметь несколько правильных вариантов ответа, потому что важным становится
не чётко установить единственную заложенную учителем связь, а найти любую из
возможных и объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам.

 

1.     Сладость
зефирки, меренга, безе – с французского поцелуй. (Поцелуй

Наполеона
и Александра I на карикатуре, посвященной Тильзитскому миру 1807 г, говорит о
том, что это был вовсе не дружеский поцелуй, а толкотня и конкуренция в мировом
господстве)

2.     В
стремлении к мировому господству Наполеон решил сразить своего могущественного
«соперника»

3.    
Война для Российской империи была оборонительной,
освободительной, справедливой. Русские люди сражались за веру, царя и Отечество
«Война 12- го  года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа,Барклай,
зима иль русский Бог?»

4.     первое
крупное сражение Смоленское

5.     героическое
Бородинское сражение, которое красочно описал М.Ю.

Лермонтов в великом произведении «Бородино»

6.     «Война
12- го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль
русский Бог?» возвращаемся к вопросу.

7.     изгнание
французов

8.     медаль
память – чтобы люди помнили, не забывали героические страницы прошлого

9.     памятник
– как память «Благодарная Россия…» … кому Россия могла быть благодарна за свою
победу?

К проблемному вопросу возвращаемся «Война 12- го года
настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский
Бог?» Применение кроссенса как организация групповой работы (составление
кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов
групп); разноуровневые задания. 

 

Уровень 1

Из предложенных картинок составить кроссенс. 

1.       
Карта Сталинграда

2.       
Оборона Сталинграда как первый этап Сталинградской битвы

3.       
Разрушение города, памятников, домов

4.       
Героическая оборона «Дом Павлова»

5.       
Наступательный этап, операция «Уран» 

6.       
Операция смогла осуществиться благодаря соединению 3 армий

7.       
Паулюс и его армия взяты в кольцо 

8.       
Героям Сталинграда за мужество и доблесть 

9.       
Сталинград – важнейший стратегический пункт, который мы смогли
отстоять, с именем этого города связан новый этап всей Второй мировой войны,
начало коренного перелома. 

2-9 (Победа благодаря героизму русских солдат и 6-9
слаженной работе, продуманному плану русского командования)

Уровень 2

1.     Группа
армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ.

2.     Важным
в стратегическом и моральном плане на южном направлении находился город
Сталинград

3.     Для
обороны города был издан приказ «Ни шагу назад», с целью отстоять город любой
ценой.

4.     Русские
солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно
обороняться

5.     Побороть
фашистских захватчиков

6.     Взять
в плен фельдмаршала Паулюса и его армию в кольцо

7.     Таким
образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушающий удар, коренной перелом в ходе
Второй мировой войны

6-9 Начало «пленения» и «падения» гитлеровской Германии
было положено в Сталинграде благодаря мужеству и героизму русских людей.

В целом, применение кроссенса в
курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в
определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на
стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на
стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на
повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В
этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже
несколько:

                    
проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о
материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

                    
формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь
между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
— раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты,
последствия чего-либо в образах и символах);

                    
обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из
изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним
обобщают материал и делают вывод);

                    
организация групповой работы (составление кроссенса на заданную
тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

                    
творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или
электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической
личности или эпохе);

                    
построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут
содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или
проблемой в середине).

Применение кроссенс технологии позволяет
создать ситуацию успеха на уроке. Ученик может начать разгадывать кроссенс не с
первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый
ученик вносит вклад в общее дело.

 Как
работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем
созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником
заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает
мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это
времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами
одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с
другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный
дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень
собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают
инициативность, креативность и развивают воображение.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также
в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить
портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто
такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда
достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не
всегда ученики обращают на них внимание.  В вариантах ЕГЭ акцентируется
внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать
исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные
связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая
карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию
вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

Не стоит упускать из виду и огромный
воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме
классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать
способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной
игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению
портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и
регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим
создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая
победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?.

Вышеизложенные приемы только малая часть
инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все
они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление
помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если
ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если
ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. 

Внедрение инновационных педагогических
технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного,
личностноориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить,
высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам
самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

  Использование метода «кроссенс»на уроках  истории и обществознания

Использование метода «кроссенс»на уроках истории и обществознания

 Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Что такое кроссенс?  Кроссенс- означает «пересечение смыслов». Это головоломка-загадка, по аналогии со словом «кроссворд». Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».  Кроссенс придумали художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками.

Что такое кроссенс?

Кроссенс- означает «пересечение смыслов». Это головоломка-загадка, по аналогии со словом «кроссворд». Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Кроссенс придумали художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками.

Алгоритм создания кроссенса:   - Определение тематики, общей идеи. - Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме. - Нахождение связей между элементами, определение последовательности. - Выделение элементов имеющих 3 и более связей (крест, основа).  - Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента. - Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.  - Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими

Алгоритм создания кроссенса:

— Определение тематики, общей идеи.

— Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.

— Нахождение связей между элементами, определение последовательности.

— Выделение элементов имеющих 3 и более связей (крест, основа).

— Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

— Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

— Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими

Как решать кроссенс ? Вариант №1 Вариант №2    1  1   2 2 8   4     3 5  7   7 9 3   8 6  6  4 5 9

Как решать кроссенс ?

Вариант №1

Вариант №2

1

1

2

2

8

4

3

5

7

7

9

3

8

6

6

4

5

9

Памятка по работе с кроссенсом  1   2 8   ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО  3 7  6 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  5

Памятка по работе с кроссенсом

1

2

8

ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

3

7

6

4

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

5

Распад СССР

Распад

СССР

 «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты»

«Бунташный век»

«Бунташный век»

«Смутное время»

«Смутное время»

«Первые князья Древнерусского государства»

«Первые князья Древнерусского государства»

 «Реформы Петра Первого»

«Реформы Петра Первого»

Как работать с кроссенсом? Проверка домашнего задания Этап мотивации Изучение нового материала Этап закрепления Рефлексия Домашнее задание Беседа с учителем Самостоятельное составление Самостоятельная работа с готовым кроссенсом

Как работать с кроссенсом?

  • Проверка домашнего задания
  • Этап мотивации
  • Изучение нового материала
  • Этап закрепления
  • Рефлексия
  • Домашнее задание
  • Беседа с учителем
  • Самостоятельное составление
  • Самостоятельная работа с готовым кроссенсом

Плюсы и минусы методики «+» «-» Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем. Развитие метапредметных компетенций. Соответствие ФГОСам последнего поколения. Интерес учащихся. Долгая и объемная предварительная подготовка. Подразумевает хорошее владение материалом учащихся. Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Плюсы и минусы методики

«+»

«-»

  • Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем.
  • Развитие метапредметных компетенций.
  • Соответствие ФГОСам последнего поколения.
  • Интерес учащихся.
  • Долгая и объемная предварительная подготовка.
  • Подразумевает хорошее владение материалом учащихся.
  • Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

        Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить график работы для охранников
  • Как найти элемент справочника по идентификатору
  • Тайные тропы 2 руководство минигана как найти
  • Как найти скорость выполнения работы
  • Как найти болтик маленький