Учим учащихся начальных классов
составлять кроссворды.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов — это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка — необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:
1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение
и чувство радости — » Я могу!»
2. Это неплохо развивает эрудицию;
3. Тренирует внимательность;
4. Совершенствует аккуратность;
5. Оттачивает навыки составления вопросов;
6. Формирует умение давать определения понятиям.
Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?
Из опыта работы.
На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:
Кроссворд «Школьный»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.
2. Вы в него заходите каждое утро.
3. Решив задачу, вы пишите….
4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…
5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.
Ответы:
1 |
ш |
к |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
||
2 |
к |
а |
б |
и |
н |
е |
т |
|||
3 |
о |
т |
в |
е |
т |
|||||
4 |
л |
и |
т |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
5 |
а |
л |
ф |
а |
в |
и |
т |
Главное слово: ШКОЛА.
Кроссворд «Зимний»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…
2. Прилетает к нас зимой..
3. В году их двенадцать, а один…
4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.
Ответы:
1 |
М |
О |
Р |
О |
З |
||||||
2 |
С |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Ь |
||||
3 |
М |
Е |
С |
Я |
Ц |
||||||
4 |
К |
А |
Н |
И |
К |
У |
Л |
Ы |
Главное слово: ЗИМА.
Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.
Кроссворд «Весенний»
По горизонтали:
1. Растёт на земле, зелёная.
2. Они маленькие и их легко раздавить
3. Второй месяц весны
По вертикали:
1. Это вода, которая стекает с сосулек.
2. Время года, наступающее после зимы
3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.
4. Они растут на поляне.
5. Есть озеро и есть …
Ответы:
4 |
||||||||||||||
Ц |
||||||||||||||
3 |
В |
|||||||||||||
1 |
2 |
Я |
Е |
5 |
||||||||||
К |
В |
Г |
1 |
Т |
Р |
А |
В |
А |
||||||
2 |
Н |
А |
С |
Е |
К |
О |
М |
Ы |
Е |
|||||
П |
С |
Д |
К |
|||||||||||
Е |
Н |
Ы |
3 |
А |
П |
Р |
Е |
Л |
Ь |
|||||
Л |
А |
|||||||||||||
Ь |
На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:
1. Разделиться на команды.
2. Выбрать тему для кроссворда.
3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).
4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)
5. Выбрать самое длинное слово.
6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.
7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».
8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.
9. Красочно оформить кроссворд.
Памятка для детей по составлению кроссворда.
» Учимся составлять кроссворды!»
1. Подберите 5 — 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: » Домашние животные», » Природа» и т.д.
2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:
Будка собаки — ответ КОНУРА (выбранное слово)
3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)
4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.
4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)
5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ
(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)
ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.
Важно! Слова — ответы должны быть существительными в единственном числе.
Работы ребят.
Кроссворд » Профессии»
Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.
Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе — предложите им составить их на сайте:
«Фабрика кроссвордов»
http://puzzlecup.com/crossword—ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол — аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по…
Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)
Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи…
Настольная речевая игра для детей «Читаем и составляем слова»(ИП Бурдина С.В.)
Предлагаем вам занимательную игру для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, детисмогут потренироваться в составлении и чтении различных слов.Кроме того, игра поможет детям ассоцииров…
Бер составлы җөмләләрне кабатлау
Дәреснең темасы – “Бер составлы җөмләләрне кабатлау”. Йомгаклау тибындагы дәрес. Тема 7 нче сыйныфта өйрәнелә. Алдагы дәресләрдә укучылар бер составлы исем (атау), фигыль (иясез), сүз җөмл…
Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов
Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование и список использумой литературы. Подготовлена она…
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня…
«В мире детских книг». Кроссворд.
Книги для детей – это огромное счастье, потому что они развивают в них умение воспринимать боль, решать проблемы, любить Родину, учат жить честно, заботиться о ближнем….
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Составление кроссвордов – это
разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний
по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения
материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Составление кроссвордов рассматривается
как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от
студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.
Затраты времени на составление кроссвордов
зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов
– 1 ч.
Алгоритм самостоятельной работы по
составлению кроссворда:
1. внимательно прочитайте учебный
материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);
2. определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;
3. составьте вопросы к выбранным
понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);
4. продумайте дизайн кроссворда, его
эстетическое оформление;
5. начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;
6. оформите ответы на кроссворд на
отдельном листе;
7. проверьте правильность выполненной
работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации,
количество соответствующих ячеек).
Общие правила составления кроссвордов:
·
загаданные
слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов,
которые не имеют единственного числа;
·
не
используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно — ласкательную
окраску;
·
не
используются аббревиатуры и сокращения;
·
в каждую белую
клетку кроссворда вписывается одна буква;
·
каждое слово
начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается
чёрной клеткой или краем фигуры;
·
имён
собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;
·
не следует
применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные
эмоции, жаргонные и нецензурные слова;
·
не желательно
при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и
вышедшие из обихода слова;
·
начинать
составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.
Правила оформления кроссвордов:
·
кроссворд
может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;
·
при
составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы
типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые
сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на
электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в
электронном виде;
·
рисунок
кроссворда должен быть чётким;
·
сетка
кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с
цифрами позиций.
·
толкования
слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;
·
каждому слову
в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются
последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;
·
ответы на
кроссворд оформляются на отдельном листе.
·
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.
Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут
быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны
грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по
изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений;
определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта;
кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и
точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен
иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при
оформлении кроссворда использовано специальное программное
обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка
вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в
таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы
заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные
пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая
небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не
выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 — 9 слов информации;
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные
ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не
точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на
контроль в срок.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Кроссворды и другие интеллектуальные игры способны обеспечить несчетное количество часов веселья и являются отличной зарядкой для мозгов. Они представляют собой замечательные образовательные инструменты, позволяя увлечь учеников и способствуя запоминанию связей между термином и определением. Некоторым людям нравится составлять кроссворды не меньше, чем решать их. В зависимости от уровня вашего интереса, этот процесс может быть как очень простым, так и достаточно многоуровневым.
-
1
Определитесь с размером сетки. Если вы хотите составить обычный, стандартный кроссворд, то вам следует придерживаться конкретных размеров. Если же вы составляете более свободный кроссворд, то размер может быть любым.
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
[2]
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
-
2
Составьте список слов для своего кроссворда. Обычно слова следует подбирать в соответствии с заданной темой.[3]
Тема или намек на нее может выступать заголовком кроссворда. Среди общепринятых тем можно назвать известные места или языки, слова определенного периода времени, знаменитостей или спорт. -
3
Расположите слова в формате сетки. Эта часть задачи по сложности сопоставима собственно с решением кроссворда. Завершив расположение слов, заштрихуйте все неиспользованные клетки.
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
В кроссвордах британского типа допускается использование подвешенных слов. - Если ответом на вопрос выступает фраза, а не одно слово, то составляющие ее слова должны идти без пробелов.
- Не нужно переживать о написании имен собственных с большой буквы, поскольку кроссворды обычно заполняются большими печатными буквами. Также в ответах не должно быть знаков пунктуации.
- Многие программы по созданию кроссвордов готовы автоматически расположить слова вместо вас. Вам нужно лишь указать размер кроссворда, а также задать список слов и вопросов к ним.[5]
[6]
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
-
4
Пронумеруйте первую клетку каждого слова. Начинайте с левого верхнего угла кроссворда и разделяйте слова согласно расположению по вертикали или горизонтали, чтобы у вас получалось «1 по вертикали», «1 по горизонтали» и так далее. Такая задача может оказаться весьма непростой, поэтому многие предпочитают использовать программы, а не делать все вручную.
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
[8]
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
-
5
Сделайте копию кроссворда. В этот раз первые клетки каждого слова должны быть пронумерованы, но оставаться незаполненными. При создании кроссворда вручную это потребует дополнительных усилий, но программа все сделает за вас. Отложите заполненную сетку, чтобы использовать ее в качестве ключа. Сделайте столько копий незаполненных сеток, сколько вам нужно.
Реклама
-
1
Начните с простых вопросов. Их обычно называют «быстрыми» или «простыми» вопросами, которые проще всего решить. Например: «Ездовое животное» = КОНЬ.
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
-
2
Повысьте уровень сложности косвенными вопросами. Обычно в них присутствует определенная метафора или требуется нестандартное мышление. Пример: «Половина танца» = ЧА или КАН (от Ча-ча или Канкан).
- Обычно такие вопросы составители кроссвордов начинают словами «возможно», «вероятно» или вопросительным знаком в конце.
-
3
Используйте зашифрованные вопросы. Они более всего распространены в Великобритании. Такие вопросы часто встречаются в специальных «криптических кроссвордах», а в обычных кроссвордах обозначаются вопросительным знаком в конце. Они основаны на игре слов и обычно задействуют несколько уровней решения. В категории криптических вопросов существует множество подвидов.[10]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
Инверсионные вопросы требуют перевернутого ответа. Например, «Вечный город без войны» = МИР. Рим называют вечным городом, который превращается из «Рим» в «мир». Обратите внимание, что вторая часть вопроса также является подсказкой, «без войны».[12]
-
Палиндромы часто требуют поиска анаграммы, которая станет решением всего вопроса. Например, “Отверстие и громкий звук из него как элемент двигателя» = РОТОР, поскольку отверстием выступает «рот», из которого раздается громкий крик – «ор», а вместе получается часть двигателя «ротор», при этом слово одинаково читается в обоих направлениях.[13]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
4
Организуйте вопросы в форме списка. Пронумеруйте их согласно расположению ответов в сетке кроссворда. Объедините вопросы для ответов по горизонтали в отдельный блок, расположив их в порядке возрастания номера, а затем проделайте то же самое с вопросами для ответов по вертикали.[14]
[15]
Реклама
-
1
Используйте сетки стандартных размеров. Издательский дом «Simon & Schuster» является одним из первых издателей кроссвордов, который ввел в обиход принятые стандарты для профессиональных составителей кроссвордов. Среди прочего, стандарты предусматривают один из пяти размеров сетки: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 или 23×23 клетки.[16]
Чем крупнее сетка, тем сложнее кроссворд.[17]
-
2
Схема кроссворда должна обладать осевой симметрией на 180 градусов. Под «схемой» следует понимать расположение заштрихованных клеток в вашей сетке. Их нужно расположить таким образом, чтобы при отражении схемы заштрихованные клетки оставались на тех же местах.[18]
-
3
Старайтесь не использовать короткие слова. Двухбуквенные слова вообще не используются, а слова из трех букв лучше задействовать как можно реже.[19]
[20]
Если не получается придумать длинное слово, то всегда можно использовать целую фразу.[21]
-
4
Используйте слова, упоминаемые в официальных источниках. За редкими исключениями, слова в кроссвордах должны быть такими, которые можно найти в словаре, атласе, художественном произведении, учебнике или справочнике.[22]
Некоторые тематические кроссворды могут требовать отступления от данного правила, но не нужно переусердствовать.[23]
-
5
Одно слово может использоваться только один раз. Если в кроссворде встречается фраза «Северное море», то не следует использовать фразу «Северное сияние». Опять же, некоторые тематические кроссворды допускают определенную степень гибкости, но во всем важна умеренность.[24]
-
6
Длинные слова должны иметь важное значение. Фирменным признаком грамотного кроссворда будет максимальная привязка длинных слов в ключевой теме. [25]
Не все кроссворды являются тематическими, но лучшие образцы всегда имеют центральную тему.[26]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 87 743 раза.
Была ли эта статья полезной?
Как составлять детские кроссворды
Кроссворды для ребенка – это веселые уроки. С одной стороны, их разгадывание – просто веселое времяпрепровождение. С другой стороны, они развивают память и мышление, учат детей рассуждать, анализировать, сопоставлять. При этом кроссворды универсальны в применении – ими можно занять ребенка в дороге, сделать частью развивающих заданий, включить в игровую программу на празднике.
Инструкция
Перед тем, как составлять детские кроссворды, нужно определиться с темой. Например, если кроссворд задуман как элемент занятия, пусть в нем будет отражен пройденный материал.
Следующий этап составления кроссворда – подбор заданий. В одном кроссворде обязательно должны быть разные по уровню сложности задачи. Если вопросы будут чересчур простые и слишком сложные, ребенок быстро потеряет интерес к игре. Поэтому 1-2 задания должны быть сложными, 1-2 простые, над остальными ребенку нужно будет поразмышлять. Желательно вслух. Если ребенок будет затрудняться с ответом, не нужно говорить ему ответ. Лучше, если взрослые порассуждают вместе с детьми, зададут наводящие вопросы.
После того, как тема и задания будут выбраны, можно определяться с формой, в которой будут звучать вопросы. Это могут быть зарифмованные двустишья (их можно составить с помощью обратного словаря), к примеру: «Пасутся возле речки/Кудрявые…» или «Когда шустро убегает/Хвост на память оставляет» и т.п.
Одним из вариантов формы заданий могут быть сравнения. Кроссворд может быть составлен из вопросов: «Говорят, упрямый как…», «Говорят, работает, как…» и т.д.
Каждое задание детского кроссворда может быть в форме загадки.
Задания могут звучать и просто в форме простых вопросов и предложений.
Сочинив текст заданий, можно переходить к заключительному этапу работы над составлением кроссворда. Чтобы облегчить работу, все получившиеся слова можно выписать на отдельный листочек.
Расположить слова в детском кроссворде можно в виде любого «узора», однако детям очень нравятся сюрпризы. Чтобы составить детский кроссворд с сюрпризом, нужно расположить слова в столбик так, чтобы в одной из вертикальных строчек получилось еще одно слово.
На заключительном этапе работы нужно перерисовать пустые клеточки на чистый лист и пронумеровать задания.
Видео по теме
Источники:
- как самому составить кроссворд
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.