Как составить кворум

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Кворум

Кворум – этот наименьшее количество членов собрания, необходимое для принятия правомочного решения по вопросу.

Определение кворума

Если в собрании приняли участие собственники или их представители, которые обладают более 50 % голосов от общего количества голосов сбственнков помещений в МКД, то кворум состоялся и собрание считается состоявшимся и правомочным (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Количество голосов определяется не количеством людей, присутствующих на собрании, а размером принадлежащей им доли в праве собственности на общее имущество (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ). Соответственно, для кворума нужно, чтобы на собрании присутствовали собственники, которые совместно обладают более 50% от доли в ОИ.

Если речь идёт о собрании ТСЖ, а не об общем собрании собственников, то кворум определяется от общего числа голосов членов товарищества.

А в силу п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение ОСС ничтожно, то есть недействительно независимо от признания его таковым судом, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

При проведении общего собрания в очной форме кворум необходимо определить сразу. Если собрание проходит в очно-заочной или заочной форме, кворум определяется в последний день принятия письменных решений.

Иногда управляющие организации не учитывают голоса собственников нежилых помещений – это ошибка. Кворум определяется исходя из участия собственников всех помещений – жилых и нежилых.

Принятие решения по вопросам повестки дня

Наличие на собрании кворума не гарантирует, что решение по каждому вопросу повестки будет принято.

Для решения некоторых вопросов достаточно большинства голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании, то есть достаточно 50% от общего числа голосов всех собственников в доме +1 голос, при условии, что собрание имеет кворум.

Для принятия решений, например, связанных с капитальным ремонтом МКД, необходимо количество голосов не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников, поэтому число участников собрания, обеспечивающее кворум, может оказаться недостаточным для принятия решений по таким вопросам.

Если кворум не состоялся

Если собрание очное и кворума для решения вопросов не набралось, то объявляется заочное собрание. При этом инициаторам собрания нужно составить акт об отсутствии кворума на очном собрании, подтвержденный листами регистрации, и принять решение о проведении собрания в заочной форме с соблюдением всех установленных сроков.

Если собрание очно-заочное и нет кворума на очной части, собрание всё равно проводится и пришедшим раздаются бюллетени.

Заочная часть собрания проводится только для тех, кто не участвовал в очной части, её продолжительность заранее определяет инициатор собрания и публикует в сообщении о проведении собрания.

Когда голосование окончено, считаются голоса всех проголосовавших – и очно, и заочно. Кворум определяется по итогам обеих частей собрания (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Сколько процентов нужно набрать при проведении общего собрания собственников МКД и ТСЖ — с 01 сентября 2022 года (новые поправки)

01 Сентябрь 2022

С 1 сентября 2022 года вышли поправки, которые определяют кворум по вопросам общих собраний собственников и членов товарищества. В этой статье вы получите ответ сколько процентов голосов нужно набрать при проведении общего собрания собственников.

В зависимости от тематики вопросов этот процент отличается. В этом материале мы сделали подборку наиболее часто встречающихся вопросов, которые включаются в повестку общего собрания собственников с указанием ссылки на закон.

Статья 46 Жилищного Кодекса РФ в п. 1 обозначает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 — 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Как определить, принято ли решение на общем собрании собственников или членов ТСЖ?

Статья написана на основе законодательства и с учетом всех новых поправок, начавших действовать с 01.09.2022 года.

Чтобы определить, принято на собрании решение по вопросам, вынесенным на голосование, необходимо знать количество голосов, которое Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) требует для каждого такого решения.

Количество голосов пропорционально доле собственника в праве общей собственности на общее имущество в доме, а такая доля пропорциональна размеру площади помещения, принадлежащего собственнику. Таким образом, количество голосов прямо зависит от площади помещения, которым обладает участник голосования (необходимо также учитывать, не находится ли само помещение в общей собственности нескольких лиц).

Для общего собрания собственников помещений почти все требования к количеству голосов ЖК РФ сформулированы в ст. 44, 45, а для собрания членов ТСЖ — в ст. 145, 146. В любом случае, чтобы собрание могло принимать какие угодно решения, в нём должны принять участие собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. В таком случае принято говорить, что кворум имеется, собрание правомочно принимать решения.

Теперь рассмотрим количество голосов по конкретным решениям, выносимым на голосование (перечень не исчерпывающий). Начнем с самых строгих требований.

Решение принимается только 100% голосов (единогласно)

Согласие всех собственников требуется при уменьшении общего имущества собственников помещений — реконструкции МКД (в т.ч. расширением или надстройкой).

В силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в доме путём его реконструкции. Согласно ч. 2 ст. 40 того же закона согласие всех собственников надо получать, если реконструкция, переустройство, перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества. Подробнее об этом мы писали в предыдущей нашей статье. Реконструкция объекта недвижимости — изменение параметров объекта либо его частей: высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе надстройка, перестройка, расширение, а также замена/ восстановление несущих строительных конструкций (п. 14 ст. 1 ГрК РФ, см. также письмо Минстроя России от 27.01.2017 N 2146-АГ/08). Если реконструкция не влечен уменьшение общего имущества — то требуется 2/3 голосов от всех собственников.

Решение принимается 2/3 (66,7%) голосов

Вопросы, по которым решения принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов всех собственников.

Многие вопросы капитального ремонта:

— о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта) (п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации (п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о получении ТСЖ или кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение гарантии, поручительства (п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). При этом решение о проведении капитального ремонта предусматривает в соответствии со ст. 189 ЖК РФ утверждение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимости услуг и (или) работ, лица, которое от имени всех собственников уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе подписывать соответствующие акты. Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете, то сюда же прибавляются вопросы об утверждении сроков проведения капитального ремонта и источниках финансирования работ.

Вопросы, связанные с использованием общего имущества:

— о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о пределах использования земельного участка, на котором расположен дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о пользовании общим имуществом собственников иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу, и о лицах, уполномоченных на подписание этих соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных такими соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Другие вопросы.

— о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников (п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о создании ТСЖ в нескольких многоквартирных домах, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в ИФНС, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества (ч.2 ст. 136 ЖК РФ).

— о строительстве хозяйственных построек или других зданий на территории земельного участка (п. 1, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ)

— чтобы включить дом в программу реновации (о включении МКД в границы территории жилой застройки), подлежащей комплексному развитию застроенных территорий (так называемая «всероссийская реновация») (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Наниматели (муниципального жилья) по данной повестке голосуют наравне с собственниками (ч. 3.2., ст. 45 ЖК РФ).

— чтобы исключить дом из программы реновации нужно чтобы проголосовали 1/3 от всех собственников дома «против», при этом общее число принявших участие должно быть не менее 50% от всех собственников. (п. 4.6. ч. 2, ст. 44 ЖК РФ).

— об установке шлагбаума, установлении сервитута/заключении соглашения на установление сервитута (обязательно необходимо определить порядок доступа (въезда) на придомовую территорию транспортных средств собственников и иных лиц, а также размер и порядок внесения платы за обслуживание шлагбаума (письмо Минстроя РФ от 03.02.2020 N 2727-ОГ/04)

Решение принимается 50% голосов от общего (!) числа собственников

Вопросы, по которым решения принимаются более чем 50%голосов от общего числа голосов всех собственников:

— о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества (п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о создании ТСЖ в одном многоквартирном доме (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ),

— об утверждении устава создаваемого в одном многоквартирном доме ТСЖ (ч. 2 ст. 135 ЖК РФ),

— реорганизация многодомного ТСЖ в форме выделения ТСЖ (ч. 4 ст. 140 ЖК РФ).

— о выборе (смене) управляющей компании, о выборе способа управления МКД (п. 4 ч. 2 ст.44, ч. 3 ст. 161, ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ) — данная норма действует с 01.09.2022 — теперь для выбора УК нужно чтобы проголосовали 50% «ЗА» от ВСЕХ собственников дома (раньше нужно было 50% от принявших участие).

— об условиях договора управления МКД (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ), в том числе о повышении размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором нет ТСЖ, ЖК (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ)

Решение принимается 50% голосов от числа принявших участие (!) в собрании собственников

Вопросы, по которым решения принимаются простым большинством голосов от участвующих в собрании собственников.

Вопросы, связанные с общим имуществом:

— о благоустройстве земельного участка, на котором расположен дом и который относится к общему имуществу, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на таком участке; (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о текущем ремонте общего имущества в доме (п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

Вопросы организации и проведения общих собраний:

— об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников доме в форме заочного голосования (п. 3.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания) (п. 3.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания в форме заочного голосования с использованием системы (п. 3.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением ТСЖ или кооператива общего собрания в соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ (п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— о способе направления собственникам письменного сообщения о проведении общего собрания собственников или о доступном для всех собственников месте размещения таких сообщений (ч. 4. ст.45 ЖК РФ),

— о сроках проведения годового общего собрания собственников (по умолчанию – второй квартал каждого года) (ч.1 ст.45 ЖК РФ);

— об определении места (адреса) хранения копии протоколов общих собраний собственников и решений таких собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ)

— об определении доступного для всех собственников помещения дома, в котором инициатором собрания размещается сообщение о решениях, принятых общим собранием, и итогах голосования (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ),

Вопросы о совете многоквартирного дома:

— выбор и переизбрание совета многоквартирного дома и его председателя, избрание комиссий собственников помещений (ч. 1, 6, 12 ст. 161 ЖК РФ),

— об установлении вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю (ч. 8.1 ст. 161 ЖК РФ). Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера,

— о сроке полномочия совета многоквартирного дома (по умолчанию – 2 года) (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

— об использовании ГИС ЖКХ или иной информационной системы в деятельности совета многоквартирного дома и его председателя, комиссий собственников в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на обеспечение деятельности совета, председателя, комиссий (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ),

Все остальные вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников (п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Сюда можно отнести, например,

— о заключении собственниками, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ),

— об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, с проведением перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учета или исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета (ч. 9. ст. 156 ЖК РФ),

— о заключении договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме, где выбрано непосредственное управление (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ),

— о выборе лица, уполномоченного действовать доме в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в доме, где выбрано непосредственное управление (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ),

— об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014 в случае управления домом ТСЖ или кооперативом (пп. к(1) п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

— о дополнении перечня иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, прямо не указанных в п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

— о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. При этом решение должно содержать величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена в результате исполнения договора, срок, необходимый для достижения такой величины экономии, цену договора и порядок ее оплаты, срок действия договора (п. 38(3) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

На практике не по всем вопросам можно однозначно определить количество требующихся голосов.

Популярное решение — закрытие мусоропроводов – вызывает много вопросов о количестве голосов для его принятия. Причина в том, что даже суды оценивают этот вопрос по-разному.

Одни считают, что заваривание мусоропровода — это вопрос использования общего имущества, реконструкции (апелляционное определением Московского городского суда по делу N 33-11823/2018, решение Куйбышевского районного суда г. Омска по делу № 2-4598/2017). Другие полагают, что закрытие мусоропровода не относится к этим вопросам и не требует квалифицированного большинства голосов, а достаточно простого большинства голосов от всех участвующих в собрании (решение Ленинского районного суда г. Саратова по делу N 2-75/2014, Первомайского районного суда г. Мурманска по делу №2- 3370/17). Третьи пишут, что закрытие мусоропровода влечет уменьшение общего имущества и требует согласия всех собственников в доме (решение Первореченскоого районного суда г. Владивостока по делу № 2-1060/17).

Некоторые суды вообще указывают на недопустимость принятия решения о прекращении работы мусоропровода в связи с нарушением п. 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 (апелляционное определение Красноярского краевого суда в по делу № 33-2432/2015).

Поэтому при возникновении любых спорных вопросов рекомендуем обращать внимание на практику судов вашего региона и Верховного Суда РФ.

Сколько голосов требуется для принятия решений на общем собрании членов ТСЖ?

Не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества принимаются решения:

— о реорганизации и ликвидации товарищества, назначении ликвидационной комиссии, утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (п. 2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов (п. 6 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

Простым большинством голосов от числа голосов участвующих в собрании принимаются решения:

— внесение изменений в устав ТСЖ или утверждение устава товарищества в новой редакции; (п.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— избрание членов правления ТСЖ, членов ревизионной комиссии (ревизора) и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления из числа членов правления, досрочное прекращение их полномочий (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— утверждение порядка образования резервного фонда ТСЖ, иных специальных фондов ТСЖ и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— утверждение смет доходов и расходов ТСЖ на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— утверждение годового отчета о деятельности правления ТСЖ (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ; (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— рассмотрение жалоб на действия правления ТСЖ, председателя правления и ревизионной комиссии (ревизора) (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— принятие и изменение по представлению председателя правления ТСЖ правил внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов ТСЖ, предусмотренных ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— определение размера вознаграждения членов правления ТСЖ, в том числе председателя (п.7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ),

— о реорганизации ТСЖ, созданного в нескольких многоквартирных домах, в форме разделения (ч. 3 ст. 139 ЖК РФ),

— определение внутренних документов ТСЖ, с которыми могут знакомиться члены ТСЖ и другие собственники, не перечисленные в ст. 143 ЖК РФ (п. 9 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ),

— срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

— другие вопросы, в том числе отнесенные к компетенции правления ТСЖ (ч. 4. ст. 145 ЖК РФ).

Сотрудники компании «ДОМСКАНЕР» помогут Вам подготовить полный пакет документов общего собрания собственников с гарантией приема документов Жилищной инспекцией. Наш опыт более 5 лет и несколько тысяч успешных собраний даже в самых конфликтных домах. Позвоните нам 8-800-100-24-97 (звонок бесплатный) или напишите: info@domscanner.ru

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) является органом управления МКД. Общее собрание собственников помещений в МКД проводится путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Общее собрание собственников помещений в МКД может проводиться посредством:

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы ГИС ЖКХ);

3) очно-заочного голосования.

Распространенной ошибкой в проведении общего собрания собственников помещений в МКД является неверный подсчет голосов.

Предлагаем вниманию таблицу, содержащую сведения о необходимом количестве голосов для принятия решения на общем собрании собственников помещений в МКД, в зависимости от вопроса повестки дня общего собрания.

Кворум для решения разных вопросов повестки общего собрания собственников

№ п/п

Вопрос повестки общего собрания

Кворум

Как считать кворум

Правовое обоснование

1

О создании товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ)

Более 50 % голосов

От общего числа голосов всех собственников помещений в МКД

ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)

2

О заключении договора управления МКД

ч. 1 ст. 162 ЖК РФ

3

О выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете

п. 1.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч.1 ст. 46 ЖК РФ

4

О благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке

Более 50 % голосов

От общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в МКД

п. 2.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4, 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ

5

Об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования;

об определении лиц (администратора собрания), которые от имени собственников помещений в МКД уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания;

о порядке проведения собрания с использованием системы или иных информационных систем

6

О выборе способа управления МКД

7

О заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

8

О реконструкции МКД (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в МКД, об использовании фонда капитального ремонта

2/3 голосов

От общего числа голосов всех собственников помещений в МКД

п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ

9

О принятии решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт

10

О получении кредита, займа на проведение капитального ремонта общего имущества

11

О пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограничений пользования им

12

О пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами

13

Об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества, на условиях, определенных решением общего собрания

14

О наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме

15

О наделении председателя совета МКД полномочиями на принятие решений

16

Об уменьшении общего имущества МКД

100 % голосов

От общего числа голосов всех собственников помещений в МКД

ч. 3 ст. 36 ЖК РФ

Материалы по теме

9 ноября 2018 года в здании Администрации города в кабинете №100 были назначены публичные слушания по двум проектам решения Городской Думы. Оба касались внесения изменений в Устав города. Первый проект предусматривал возможность муниципалитета расходовать собственные средства на отлов и содержание безнадзорных животных. Второй проект касался вопроса по изменению кворума заседаний Городской Думы. Однако публичные слушания по второму вопросу пришлось отложить, поскольку зал не вмещал всех пришедших на мероприятие. Что такое кворум, каким он должен быть и зачем он нужен – наш разговор с депутатом Городской Думы, председателем постоянной комиссии по Уставу, Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью Арсением Петровичем Чихирьковым.

— Что такое кворум и зачем он нужен?

— Говоря простым языком, кворум – это минимальное число участников какого-либо заседания или собрания, необходимое для его правомочности. Если число таких участников меньше минимально необходимого, то говорят, что заседание или собрание не имеет кворума, следовательно, оно неправомочно, или, говоря проще, — незаконно. Необходимо различать понятия «законность заседания» и «законность принятия решений». Из личного опыта общения с жителями города, которые 9 ноября присутствовали на публичных слушаниях, стало понятно, что многие из них, к сожалению, путают эти понятия.

Что касается вопроса о кворуме, обсуждение на публичных слушаниях которого Городская Дума назначила на 8 декабря в ДК «Дружба», то следует иметь в виду, что минимальное значение для такого кворума установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой заседание представительного органа муниципального образования (Городской Думы) считается законным, если на нем присутствует не меньше половины депутатов. Для нашего города это означает, что должно присутствовать не меньше десяти депутатов. Однако закон позволяет закрепить в уставе города более высокое значение кворума для законности заседания представительного органа. Так, в некоторых городах Иркутской области предусмотрен минимально допустимый законом кворум в 50 процентов от числа всех депутатов, в других, включая и наш город, не менее 2/3 (около 67 процентов) от числа всех депутатов.

Необходимо понимать, что незаконность заседания означает для всех присутствующих на нем, что свое время они потратили впустую, не говоря уже о других неблагоприятных последствиях, связанных с невозможностью рассмотрения вопросов повестки дня и принятия по ним необходимых для города решений. Такая ситуация может возникнуть по уважительным причинам отсутствия лиц, без которых не набирается кворум – это болезнь, командировка и т.п. Однако не исключено и злоупотребление правом, когда участник, без которого невозможно набрать кворум, преднамеренно срывает заседание, покидая его раньше времени или вовсе не приходит. Только представьте, что для правомочности какого-нибудь собрания необходимо присутствие всех возможных его участников. Несложно догадаться, что в такой ситуации всего один участник, угрожая своим отсутствием, может диктовать условия остальным. Это не только само по себе неправильно, но еще и для других участников дурной пример того, как можно манипулировать волей всех остальных.

Например, для внесения изменений в устав муниципального образования необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее 2/3 (14 человек) от числа всех депутатов Городской Думы. Данное требование закона является обязательным. Такое же требование установлено законом для принятия решения об удалении в отставку главы муниципального образования. Иные нормативные решения думы, которыми утверждаются общеобязательные правила на территории города, в соответствии с законом принимаются простым большинством голосов от установленной численности депутатов. В нашем случае это 11 голосов (половина депутатского корпуса плюс один голос). Данное требование закона также не зависит от установленного уставом города кворума для заседания думы, будь он 50 процентов или 2/3.

— Почему возник вопрос о снижении кворума? Вы хотите таким образом принимать решения, угодные только определенной части депутатов?

— На самом деле вопрос об изменении кворума возник еще два года назад, когда в очередной раз возникла угроза срыва заседания. Тогда один из депутатов открыто признал, что имел место сговор, хотя для этого никаких веских причин не было. Мы договорились с коллегами о том, что вопрос о снижении кворума снимается и не будет подниматься при условии, что срывов заседаний Думы не повторится. Это было своего рода джентльменское соглашение.

Однако в 2017 году была попытка сорвать заседание Думы, когда заслушивался отчет мэра города. В этом году заседания Думы срывались дважды. В частности, в сентябре заседание Думы было созвано для принятия решения, которое не удалось принять в июле, а также для принятия отставки Виталия Владимировича Перетолчина по собственному желанию в связи с его избранием в Законодательное Собрание Иркутской области. Заседание не состоялось по причине отсутствия депутатов, которые за день до заседания сообщили о том, что будут на нем присутствовать. Причем на заседание не явились как раз те депутаты, которые за два года до этого обещали больше не предпринимать попыток срывать заседание. В октябре была предпринята вторая умышленная публичная попытка.

Обращаю ваше внимание, что ни в одном из указанных случаев не было места для разговоров о каких-то решениях в интересах какой-то определенной части депутатов.

Кроме того, действующая Дума последовательно отстаивает необходимость соблюдения Администрацией города норм бюджетного законодательства. Порой для оперативного внесения изменений необходимо созвать внеочередное заседание Думы. И сделать это будет намного проще, если для принятия решения кворум заседания будет снижен до 11 голосов.

— Если кворум будет снижен, остальные депутаты не смогут участвовать в голосовании, а значит не смогут защищать интересы своих избирателей?

— Нельзя депутата лишить права защищать интересы своих избирателей! Никакой кворум не может этого сделать. Все депутаты обязаны участвовать в заседаниях Думы и ее постоянных комиссиях, членами которых они являются. Кроме того, в соответствии с Регламентом Думы депутату запрещается покидать заседание без разрешения.

Считаю, доводы о том, что снижение кворума не позволит некоторым депутатам донести позицию своих избирателей, вызваны непониманием закона, либо, что еще хуже, намеренно высказываются для того, чтобы ввести избирателей в заблуждение и таким образом сохранить возможность двум-трем депутатам диктовать свою волю всей Думе под угрозой срыва заседания, фактически парализуя работу представительного органа и срывать решение вопросов городского хозяйства.

— Можно ли ввести какие-то наказания для депутатов, которые намеренно срывают заседания Городской Думы?

— Изучая вопрос о возможной ответственности депутата, который без уважительных причин пропускает заседания или намеренно их срывает, мы с коллегами пришли к выводу о том, что самая эффективная и допустимая законом мера – это освещение таких случаев в средствах массовой информации, из которых избиратели смогут сделать вывод о нецелесообразности переизбрания такого депутата. К сожалению, использование иных рычагов влияния закон не допускает.

— На 9 ноября были назначены публичные слушания, где должен был рассматриваться вопрос о внесении изменений в Устав города в части снижения кворума Городской Думы. Мероприятие не состоялось, так как кабинет № 100 Администрации города не смог вместить всех пришедших. Почему для проведения публичных слушаний было выбрано рабочее время и небольшое помещение? Городская Дума сделала это намеренно?

— Все мы хорошо знаем, что такое накопленный годами опыт и как он влияет на нас, на то, как мы принимаем решения. Я не припоминаю, чтобы на публичных слушаниях по вопросам о внесении изменений в устав города, присутствовало больше 10-15 участников. Но 9 ноября в 10 часов, то есть за час до публичных слушаний по вопросу, связанному с кворумом, состоялись публичные слушания по другому вопросу, который связан с отловом и содержанием безнадзорных животных. Слушания длились чуть больше десяти минут. Вопреки ожиданиям, основанным на многолетнем опыте, на слушаниях присутствовали 95 участников. Почти все из них – сотрудники Администрации города. Ближе к 11 часам стали прибывать не только жители города, но и сотрудники учреждений, подведомственных постоянно действующим исполнительным органам Администрации города, в связи с чем, у депутатов возник вопрос о том, насколько оправдано отсутствие всех этих сотрудников на работе в рабочее время. В результате количество зарегистрированных участников составило 220 человек. Конечно, все они физически уместиться в помещении не могли, поэтому многим приходилось стоять в коридоре. Стало понятно, что единственным разумным предложением является перенос проведения публичных слушаний на выходной день в здание ДК «Дружба». Это предложение поддержали 217 из 220 участников. Опираясь на такой результат, 16 ноября Городская Дума приняла решение о проведении публичных слушаний 8 декабря в субботу в 13 часов в театральном зале ДК «Дружба». Кстати, на этот же день в том же театральном зале, но на 16 часов назначены публичные слушания по проекту бюджета города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы. Приглашаем всех жителей города.

—  А ранее Городская Дума выходила к Администрации города с предложениями проводить публичные слушания в выходные дни во Дворце культуры «Дружба», чтобы могли присутствовать все желающие?

— Такое предложение высказывалось неоднократно и мной, и моими коллегами. В ответ мы слышали доводы о том, что реализация такого предложения нецелесообразна, поскольку повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, связанные с необходимостью повышенной оплаты труда сотрудников Администрации города, привлекаемых к организации и проведению публичных слушаний в выходной день. Кроме того, звучали доводы и о том, что население не готово к участию в обсуждении вопросов, касающихся бюджета и нормотворчества. Полагаю, что такие доводы – заблуждение. Так это или нет, но необходимо с чего-то начинать.

— Всегда ли есть необходимость проводить публичные слушания в помещении большой вместимости, ведь порой на эти мероприятия приходят человек 10, и те являются в основном сотрудниками Администрации города?

— Если мы будем заниматься организацией публичных слушаний исходя из предположений о том, что население не готово и не проявляет интерес к публичным слушаниям, то и участвовать в них будут единицы, и то из числа депутатов и сотрудников Администрации города. Население в это время будет черпать из интернета информацию сомнительного качества. Все это будет только расширять пропасть между населением и властью. А если мы действительно хотим выявлять и учитывать общественное мнение, развивать конструктивный диалог органов власти и населения, тогда подход надо менять и добиваться результата.

— Спасибо за разъяснения. Надеемся, что 8 декабря горожане проявят свою гражданскую активность и придут на публичные слушания в 13 часов и в 16 часов.

Аппарат Городской Думы

  1. Какое количество голосов (кворум) необходимо для принятия решений общим собранием участников ООО

Адвокат Антонов А.П.

В зависимости от существенности вопроса, по которому принимается решение, Закон об ООО делит их на три группы, а именно на вопросы, решения по которым принимаются (п. 8 ст. 37 Закона об ООО):

  • единогласно;
  • большинством не менее 2/3 голосов;
  • простым большинством голосов (более 50% голосов). К ним относятся все вопросы, для которых по закону не требуется единогласного решения или решения, принятого не менее чем 2/3 голосов.

Участники ООО вправе увеличить количество голосов для принятия решений. Для этого нужно в уставе ООО указать вопрос и то количество голосов, которое, по мнению участников, необходимо для принятия решения по нему (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

1.1. По каким вопросам решения принимаются общим собранием участников единогласно

Единогласно принимаются решения по следующим вопросам:

1) о реорганизации или ликвидации общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО);

2) об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника (заявлений участников) о внесении дополнительного вклада, включая решения (п. 2 ст. 19 Закона об ООО):

— об увеличении номинальной стоимости доли участника общества, подавшего такое заявление;

— об изменении размеров долей участников в связи с увеличением уставного капитала;

3) об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада, включая решения (п. 2 ст. 19 Закона об ООО):

— о принятии третьего лица (третьих лиц) в общество;

— об определении номинальной стоимости и размера доли третьего лица (третьих лиц), принимаемого в общество;

— об изменении размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала;

— о внесении изменений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала;

4) о денежной оценке имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества (п. 2 ст. 15 Закона об ООО);

5) о внесении в устав изменений, устанавливающих порядок распределения прибыли между участниками общества, а также изменение и исключение таких положений (п. 2 ст. 28 Закона об ООО);

6) о внесении в устав изменений, устанавливающих порядок определения числа голосов участников общества, а также изменение и исключение таких положений (п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

Иные вопросы, решения по которым принимаются единогласно

7) о внесении в устав иных изменений, а именно:

— ограничивающих максимальный размер доли участника общества и возможность изменения соотношения долей участников общества. Такое же количество голосов нужно для исключения данного положения из устава (п. 3 ст. 14 Закона об ООО);

— устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона об ООО;

— предусматривающих иной срок выплаты действительной стоимости доли или выдачи в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО);

— предоставляющих участникам право выхода из общества (п. 1 ст. 26 Закона об ООО);

— предусматривающих обязанность участников вносить вклады в имущество общества по решению общего собрания участников (п. 1 ст. 27 Закона об ООО);

— устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества (п. 2 ст. 27 Закона об ООО);

8) о предоставлении дополнительных прав участнику (участникам) общества, а также об их прекращении или ограничении (п. 2 ст. 8 Закона об ООО);

9) о возложении дополнительных обязанностей на всех участников общества, их прекращении (п. 2 ст. 9 Закона об ООО);

10) о зачете участниками общества и (или) третьими лицами денежных требований к обществу в счет оплаты ими долей в уставном капитале ООО (п. 4 ст. 19 Закона об ООО);

11) о продаже доли (части доли), принадлежащей обществу, участникам, в результате которой изменяются размеры долей участников, а также ее продажа третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю (п. 4 ст. 24 Закона об ООО);

12) о выплате кредиторам действительной стоимости доли (части доли) участника, на имущество которого обращается взыскание (п. 2 ст. 25 Закона об ООО).

1.2. По каким вопросам решения принимаются общим собранием участников большинством не менее 2/3 голосов

К ним относятся следующие вопросы:

1) о внесении изменений в устав общества, в том числе:

— изменение размера уставного капитала общества за счет имущества ООО или дополнительных вкладов всех участников ООО (п. 8 ст. 37 Закона об ООО);

— изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества для определенного участника. Также обязателен голос или согласие участника, для которого установлены такие ограничения (п. 2 ст. 27 Закона об ООО);

2) о внесении вкладов в имущество общества (п. 1 ст. 27 Закона об ООО);

3) о создании филиалов и открытии представительств (п. 1 ст. 5 Закона об ООО);

Иные вопросы, решения по которым принимаются большинством не менее 2/3 голосов

4) о возложении, прекращении или ограничении дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества. Также обязателен голос или согласие участника, на которого возлагаются (которому принадлежат) такие дополнительные права (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Закона об ООО);

5) об исключении из устава общества положений, устанавливающих:

— исключение из устава преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— исключение возможности воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— исключение возможности предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей (п. 4 ст. 21 Закона об ООО);

— исключение срока исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона об ООО;

— исключение иного срока выплаты действительной стоимости доли или выдачи в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО).

  1. Что будет, если отсутствует кворум для принятия решения на общем собрании участников

Если нет необходимого количества голосов для принятия решения по вопросу, то участники не вправе голосовать по нему. Решения, принятые без необходимого для их принятия большинства голосов, не имеют силы независимо от их обжалования в судебном порядке (п. 6 ст. 43 Закона об ООО).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 26.08.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти потерявшегося сотрудника
  • Как найти телефон контакта на авито
  • Как правильно составить памятку образец
  • Как найти надежность по модели миллса
  • Как составить рассказ по картинке 4 класс литературное чтение золотая осень