Как составить лекцию на 1 час 20 минут

 Педагогика высшей школы


Технология и техника подготовки академической лекции

Подготовка лекций — многоаспектный, длительный и сложный процесс. Ответ опытных преподавателей высшей школы на вопросы молодых коллег «Как долго вы готовились к лекции? — «Всю жизнь». Это обусловлено, во-первых, действием распространенной истины: «Чем больше учишься, тем глубже осознаешь, что знаешь мало». Во-вторых, высоким научно-педагогическим ответственностью за эффективность учебного процесса и авторитет преподавателя высшей школы. Поэтому не случайно в системе высшего образования традиционно определены должностные уровне научно-педагогических работников: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Такие степени уровне продвижение по профессиональной иерархии предполагают непрерывное общекультурное, квалификационное и профессиональный рост работника. В ВУЗАХ третьего и четвертого уровней аккредитации лекции поручают вести, как правило, профессорам, доцентам, старшим преподавателям.

В образовательных учреждениях высшего уровня традиционно придерживаются принципа профессиональной специализации: один преподаватель ведет 2-родственные дисциплины, а лучше всего — когда одну. Это дает возможность глубоко знать свой предмет, постоянно следить за новой научной информации, систематизировать ее.

Молодой преподаватель, готовясь к преподавательской работы, имеет целенаправленно и системно накапливать материал для подготовки лекций. С этой целью необходимо прорабатывать научные источники, фиксировать результаты, следуя карточной системы по тематическому принципу в соответствии с тем учебного курса, с которого необходимо готовить тексты лекций. Для этого можно рекомендовать карточки из бумаги размером 210 х 150 мм (А8). В правом верхнем углу записывают тему, проблему, которой касается выписка. Названия тем, проблем должны соответствовать проблематике, лекционного курса. В конце выписки указываются библиографические источники. Например:

Цель воспитания

«Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должна постичь счастья полноты своей духовной жизни, радости труда и творчества».

Сухомлинсъкий В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения: В 5 т. К.: Сов. шк., 1976. —И. — С 73.

В современных условиях с этой целью целесообразно также использовать компьютерную технику. Таким образом, на протяжении нескольких лет

можно накопить достаточно объемный банк информации по конкретной дисциплине, который станет надежным подспорьем в лекционной работе.

В процессе подготовки к академической лекции следует соблюдать такой последовательности.

1. Ознакомление с учебным планом специальности с целью определения места учебной дисциплины в системе всех дисциплин, направленных на подготовку специалистов определенного профиля. Например, приступая к разработке базового курса педагогики, необходимо выяснить, в каком семестре студенты изучают учебные дисциплины, с которыми связана педагогика (возрастная физиология, валеология, философия, логика, психология, профессиональные методики).

2.Вивчення программы с конкретной дисциплины для ознакомления с логикой построения учебного курса, содержание лекционных, практических, лабораторных занятий.

3.Ознайомлення с учебниками и учебными пособиями по предмету, выяснения, в каком объеме в них раскрыто содержание учебного материала касательно требований программы. Отбор дополнительной научной литературы, в которой содержится новейшая информация по проблемам учебной дисциплины.

4.Виокремлення дидактического материала касательно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

5.Ознайомлення с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

6.Добір и систематизация методов, средств, приемов, примеров, которые будут использованы в лекции.

7.Підготовка текстового варианта лекции. Она требует особого внимания и усердия. Ни в коем случае в тексте лекции не следует дублировать базовый учебник или учебное пособие. Такой подход лишь дискредитирует преподавателя, психологически снижает у студентов интерес к дисциплине. По объему текст лекции, которая рассчитана на два академических часа, должно быть 20-24 страницы. Структура лекции содержит следующие аспекты: определение темы и вопросов, которые будут рассматриваться в лекции; список рекомендуемой литературы, перечень новых научных понятий (дефиниций), которые вводятся в этой теме; изложение содержания учебного материала; общие выводы.

8.Опрацювання отредактированного дидактического материала лекции. Для начинающего полезным является аудио -, а еще лучше видеозапись, который дает возможность внести коррективы относительно содержания, темпа, ритма.

9. Перенос содержания лекции на каталожные карточки в форме коротких тезисов, опорных сигналов и т.п. Это дает возможность в аудитории освободить себя от зависимости от текста, отойти от прямого чтения, а реализовать лекцию путем рассуждений, творческих поисков истины совместно со слушателями.

10. Создание вспомогательного, резервного дидактического материала к лекции (примеры, опорные сигналы, факты для поддержания позитивного эмоционального настроя студентов и др.).

Текст лекции не должен быть стабильным и использоваться на протяжении многих лет. Каждый раз, возвращаясь к проработке академического курса, необходимо пересматривать ее содержание, примеры, аргументацию отдельных научных положений, учитывать новые достижения науки, появление дополнительных источников информации, профессиональную направленность студентов и др. Преподаватель высшей школы все время должен находиться в творческом научно-методическом поиска. Ведь студенты ценят его не только (и не столько) как информатора, их захватывает прежде всего творческое действо педагога на лекции.


Назад
 

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Быков А.П.

1

Павлович В.Е.

1


1 ЧОУ ВО Международный институт рынка

Предложен подход к структуризации учебной лекции по времени с целью сохранения работоспособности студентов в течение стандартного девяностоминутного аудиторного занятия, рассматриваемого как цикл Н.Клейтмана. Предложено делить лекцию на три получасовых цикла по «технике помидора» Ф.Чирилло; причём в этих циклах может содержаться два десятиминутных блока или пять пятиминутных блоков с минутными перерывами. Учтено снижение концентрации внимания к концу получасового цикла, а именно к двадцатой минуте, в соответствии с исследованиями Р.Бёрнса и уменьшением длительности интервалов концентрации внимания в начале и конце учебной лекции авторов Дж.Миддендорф и А.Калиша. Представленный подход к временной структуризации лекции позволит скорректировать форму технологической карты лекции и повысить эффективность аудиторных занятий.

цикл активности

дидактика

композиция лекции

структура лекции

внимание

работоспособность студента

учебная лекция

1. Быков А.П., Павлович В.Е. Потребительская ценность образовательного учреждения (монография).- Самара, НОУ ВПО «Международный институт рынка», 2009. 115 с.

2. Галеев И.Ш., Святова Н.В., Ситдикова А.А., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А., Садыкова А.И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2; URL: www.science-education.ru/108-9137 (дата обращения: 10.08.2015).

3. Макаров А.А., Смольников С.Д., Китаев Д.Ф. Процессный подход в разработке учебных планов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.-с.116-123; URL: www.science-education.ru/113-11253.

4. Медина Дж. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям/ Джон Медина; пер. с англ. К. Ивановой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

5. Методические рекомендации по методике современного урока/Т.К. Журавкова, О.М.Скоморохова, С.В.Скуратович.- Могилёв, УМЦ ПО, 2007.- 56 с.

6. Овакимян Ю. О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. — М., 2009. — 123 с.

7. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие/ авт.-сост. Н.Э.Касаткина, Т.К.Градусова, Т.А.Жукова, Е.А.Кагакина, О.М.Колупаева, Г.Г.Солодова, И.В.Тимонина; отв.ред. Н.Э.Касаткина.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011.- 237 с.

8. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья четвёртая. Организация внимания//Высшее образование сегодня.- 2013.- №6.- С.48-52.

9. Технологическая карта лекции attic.volgmed.ru/depts/therdent/s/9_1.doc

10. Хаймович И.Н. Дровянников В.И. Методика и инструментарий мониторинга требований рынка труда к квалификации специалиста в формате компетентностной модели// Вестник СГЭУ, №5 (91) , 2012, — С.38-41.

11. Хаймович И.Н. Методика интегральной оценки эффективности квалификации специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11079 (дата обращения: 11.12.2013)-c.137-142.

12. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.

13. Чирилло Ф. Техника помидора. Пер. с англ. А.Ястребов. San Francisco: Creative Commons, 2014.- 47 c.

14. Шварц T., Гомес Ж., Маккарти К. То, как мы работаем, — не работает. Проверенные способы управления жизненной энергией. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 320 с.

15. Burns R.A. Information Impact and Factors Affecting Recall //Annual National Conference on Teaching Excellence and Conference of Administrators (7th, Austin, TX, May 22-25, 1985) http://eric.ed.gov/?id=ED258639

16. Diamond R.M. Designing and Improving Courses and Curricula in Higher Education. Jossey-Bass Inc., Publishers, 1989. 279 p.

17. Khan S. Why Long Lectures Are Ineffective //Time http://ideas.time.com/2012/10/02/why-lectures-are-ineffective/

18. Kleitman N. Basic rest-activity cycle — 22 years later// Journal of Sleep Research & Sleep Medicine, Vol 5(4), Dec 1982, P.311-317.

Актуальность темы. Переход высшего образования на стандарты ФГОС3 и ФГОС3+ приводит к уменьшению доли аудиторных занятий и увеличению доли самостоятельной работы в учебных планах. Поскольку общение с преподавателем остаётся важной составляющей учебного процесса, возникает задача повышения эффективности аудиторной работы, в частности лекций [3], [10]. Об актуальности решения данной задачи могут свидетельствовать запросы в поисковых системах Яндекс (www.yandex.ru) и Гугл (www.google.com); о ведущемся поиске новых научных знаний по данной проблеме – результаты поиска в электронном каталоге диссертаций Диссеркат (www.dissercat.com); данные представлены в табл.1.

Таблица 1 — Результаты запросов в поисковых системах

Термин

Яндекс, млн. страниц

Гугл, млн. страниц

Диссеркат, работ

Эффективность аудиторной работы

3

0,5

3285

Методика проведения активных занятий

2

0,673

61668

Интерактивная лекция

1

0,71

6607

Интерактивные дидактические технологии

<1

0,087

4198

Эти данные говорят об актуальности исследований в данной области, и вопросы разработки методов проведения эффективных аудиторных учебных занятий остаются в центре внимания преподавателей.

Хозяйственная проблема, связанная с чтением лекций, заключается в решении противоречия: с одной стороны во время лекции преподаватель за 90 минут объясняет материал большому количеству студентов – чем больше студентов слушает лекцию в аудитории, тем меньше приведённые затраты вуза на одного студента [1]; с другой стороны пассивное восприятие материала в течение длительного времени приводит к тому, что студент усваивает лишь небольшую часть материала, и аудиторное время будет потрачено с меньшей эффективностью.

В литературных источниках можно найти два подхода к возможному разрешению этого противоречия и повышению эффективности лекции:

1. Лекцию необходимо разрабатывать с учётом психофизиологических особенностей человека. Сторонники этого подхода предлагают несколько приёмов, среди которых ограничение длительности лекции, разбиение лекции на несколько коротких тематических фрагментов [5,7]; использование возможностей мультимедиа [7,12], внесение элементов дискуссии или даже неточностей и ошибок [7,12] и др.

2. Лекцию в её традиционной форме следует исключить из учебного процесса и заменить тренингом – на небольшом начальном этапе лекции студентам выдать порцию новых знаний, затем закрепить эти знания разными практическими упражнениями [17].

Второй подход эффективен, однако он ограниченно применим, если нужно читать лекцию на потоке, состоящем из двух и более групп. Если же преподаватель работает с потоком, состоящим из одной группы, он свободен в выборе форм и методов ведения занятий [16]. Такой подход реализуется во многих бизнес-школах. Для лекционных потоков из двух и более групп преподавателю остаётся лишь использовать (или не использовать) известные ему приёмы подготовки и чтения лекции из вышеприведённого подхода №1.

Эффективность лекции зависит среди прочих факторов от того, насколько преподаватель сможет влиять на слушателей с целью сохранить работоспособность в течение лекции, то есть быть внимательными и продуктивными. Поскольку это достаточно сложная дидактическая задача, возможным путям её решения посвящено большое количество публикаций, среди которых следует выделить работы В.Н.Спевакова [8], книги 2004 и 2014 гг., и статьи 2013 г. Анализ отечественных работ, например [6], [8], [9], [11], показал, что, несмотря на большое количество общих рекомендаций по проведению учебных лекций, обоснование деления лекции на временные отрезки с целью сохранения работоспособности требует дальнейшего уточнения.

В англоязычных источниках основой, на которой специалистами строятся исследования и методики повышения продуктивности, служит работа пионера исследователя сна – Н. Клейтмана, обнаружившего, что для человека характерны девяностоминутные циклы, как сна, так и бодрствования [18]. В течение цикла фазы сна меняются от лёгкого до глубокого и обратно, а в течение цикла бодрствования фазы внимания меняются от максимума внимания к минимуму.

На девяностоминутных циклах предлагает строить свой рабочий день практикующий консультант Т.Шварц [14].

Разработчики программы учёта рабочего времени Desktime, сайт www.desctime.com, опираясь на собственные статистические данные, утверждают, что наиболее продуктивные 10% из более 55700 тысяч пользователей этой системы учёта времени используют следующий цикл: 52 минуты работы, 17 минут перерыва.

Известная и популярная в течение 40 лет «Техника помидора» [13] предлагает 25 минутные интервалы работы и пятиминутные перерывы.

Обобщим вышеизложенное в табл.2.

Таблица 2 – Согласование длительности учебной пары и приведенных методик повышения продуктивности

Минутные интервалы

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Длительность пары

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Цикл Клейтмана

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Цикл Шварца

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Desktime

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

п

п

п

п

р

р

р

р

Техника помидора

р

р

р

р

р

п

р

р

р

р

р

п

р

р

р

р

р

п

Дж.Медина

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

Примечание: р – интервал работы; п – интервал перерыва;

Можно сделать вывод, что законодательно принятая в России длительность лекционной пары 90 минут вполне укладывается в циклы Клейтмана и Шварца. Циклы Desktime и Дж.Медины основаны на длительности американской 50-ти минутной лекции, и не могут использоваться в российской практике. Техника помидора вполне может использоваться, так как внутри лекционной пары можно организовать 3 интервала по 25 минут с пятиминутными перерывами. В образовательных организациях, не входящих в систему Министерства образования и науки РФ, использование циклов Desktime и Дж.Медины вполне допустимо.

В англоязычных источниках многие авторы ссылаются на исследование Ральфа Бёрнса (R.A.Burns) 1985 г., целью которого было выявить зависимость усвоения студентами материала от особенностей его представления в ходе лекции [15]. Измерение усвоения материала проводилось каждые пять минут лекции. Были получены следующие результаты:

1. Лучше всего запомнился материал в первые 5 минут лекции — студенты воспроизвели безошибочно 35% информации;

2. Самый низкий уровень воспроизводимости наблюдался для информации, полученной в интервале от 15 до 20 минут;

3. Нумерованные списки и фотографии с подписями запоминаются лучше;

4. Чем раньше представлена информация, тем лучше она запоминается;

5. Когда рассматривается пара параллельных идей, первая воспроизведется слушателями, скорее всего, лучше, чем вторая;

6. Презентация более чем с сорока идеями (формулами, схемами, выводами) будет менее эффективной.

Также имеются ссылки на исследование 1996 г. авторов Джоан Миддендорф (Joan Middendorf) и Алана Калиша (Alan Kalish) [17], в котором утверждается, что внимание взрослых людей в ходе лекции максимально с 3-й по 18-ю минуты лекции. Пятнадцатиминутный интервал, в течение которого слушатели могут концентрировать внимание, уменьшается до 3-4 минут к окончанию стандартной (в США 50 минут) лекции, а максимальный интервал сосредоточенности взрослых людей, слушающих лекцию, составляет 15-20 минут.

Российские авторы, например И.Ш. Галеев и др. [2], приводят данные, что студенты сразу после звонка не могут сосредоточиться, и проходит 10–20 минут, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность студентов достигнет оптимального уровня. Период оптимальной (устойчивой работоспособности) студента имеет продолжительность 1,5–3 часа, то есть 1-2 пары за учебный день.

Практикующий исследователь и профессор университета штата Вашингтон Джон Медина (John Medina) [4] делит стандартную университетскую пятидесятиминутную лекцию на десятиминутные блоки, каждый из которых раскрывает, насколько это возможно, одну идею. Между блоками существует логическая связь, и для перехода между блоками и поддержания интереса студентов используются эмоциональные стимулы и вовлечение студентов в лекционный процесс. Эмоциональные стимулы во время передачи знаний чрезвычайно важны, т.к. мозг запоминает эмоциональные компоненты приобретенного опыта лучше, чем другие его аспекты. Диалоги со студентами в ходе лекции помогают прояснить непонятные места и уточнить основы предмета и могут быть использованы даже с большими аудиториями. В зависимости от материала диалоги могут иметь преимущественно информационный или эмоциональный характер.

Исходя из вышеизложенного, авторами предлагается структурировать лекционную пару по времени следующим образом (рис.1).

Рисунок 1 — Временнáя структура учебной лекции

В 90-минутной лекции выделяется три тридцатиминутных цикла в соответствии с «техникой помидора». Внутри цикла – двадцать пять минут активной работы и пять минут разрядки. Лекция внутри тридцатиминутного цикла может содержать два десятиминутных блока или пять пятиминутных блоков с почти минутными перерывами. В известных работах, в частности [5] или [8], имеются ссылки на максимальное количество смысловых объектов — пять, как на нижнюю границу «кошелька Миллера». В каждом из циклов представлены графики падения работоспособности по Р.Бёрнсу и Дж.Миддендорф-А.Калишу. Внимание студентов во время каждого цикла падает, и авторы предполагают, что за пятиминутную разрядку оно не успевает восстановиться до уровня начала лекции, оставаясь, тем не менее, на приемлемом уровне.

Представленный подход к временной структуризации лекции позволит скорректировать форму технологической карты лекции и повысить эффективность аудиторных занятий. В качестве ближайших задач по данной проблеме намечается экспериментальное исследование работоспособности студентов при делении девяностоминутной лекции на тридцатиминутные циклы, корректировка формы технологической карты лекции для возможности использования временной структуры лекции и декомпозиция смысловых блоков лекции с учётом нижней границы «кошелька Миллера».

Рецензенты:

Стуколова Л.З., д.п.н., доцент, профессор кафедры, ЧОУ ВО Международный институт рынка, г. Самара;

Вершинина Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВПО Поволжская социально-гуманитарная академия, г. Самара.


Библиографическая ссылка

Быков А.П., Павлович В.Е. ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23434 (дата обращения: 29.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

05.01.2022

Время чтения: 10 минут

Как запомнить лекцию на «отлично»

Как запомнить лекцию на «отлично»

Студентам приходится сталкиваться с различными проблемами, одна из которых — работа с большим количеством информации. Чтобы хорошо запомнить лекцию, нужно научиться составлять краткий конспект. Но не только. Есть еще несколько секретов. Прочтите статью, чтобы узнать…

Увеличиваем скорость письма

Самый простой способ — искусственно увеличить объем. Но это приводит к тому, что разобрать написанное невозможно. Поэтому нужно искать другие способы.

Эффективные методы увеличения скорости письма:

  • использовать общепринятые аббревиатуры — ВОЗ, МВФ;
  • писать начало и конец слова — кол-во;
  • использовать математические символы — + вместо слова «вместе», стрелочку вместо слова «следовательно»;
  • подчеркивание и обводка — волнистое подчеркивание указывает на прилагательное, в комплексе с сокращением «числ.» получается слово «численный»;
  • использовать более короткие слова из других языков;
  • пропускать гласные — но этот способ не подходит для записи малознакомых терминов.

Чтобы освоить все эти методы, потребуется время. Но потом записывать лекции будет намного проще. Правда, одногруппникам разобрать написанное буде сложно.

Учимся выделять важное

Записывать за лектором слово в слово тяжело и бессмысленно. Можно пропускать вводные слова, лишние перечисления, метафоры. Но это правило больше применимо к гуманитарным наукам. С точными науками, где много формул и терминов, не работает.

Составляем таблицы и схемы

Схематическое изображение и таблицы не только помогают быстрее записать информацию, но и выглядят наглядно. На тетрадном листе можно понятно и последовательно изложить лекцию, продолжительностью 1,5 часа.

Используем разные стили оформления

Разноцветные маркеры — незаменимые помощники для студентов. Используя разные цвета для выделения, можно потом быстро найти важные тезисы. Дополнительно из-за смены инструментов повышается внимание, лучше запоминаются новые слова, выделенные цветом.

Вместо маркеров для оформления лекции можно использовать шрифты и подчеркивания, обводки. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не разводить грязь на странице.

Важные моменты можно помечать восклицательными или другими знаками на полях. Любители рисовать могут делать небольшие схематические рисунки.

Чтобы лекция хорошо запоминалась, нужно чтобы она не выглядела однообразной простыней. Применение различных стилей в оформлении помогает лучше и быстрее ориентироваться в тексте.

Как сделать заметку методом Корнелла

Этот метод ведения заметок считается самым популярным и эффективным. Лист необходимо разделить на 3 части. Снизу горизонтальной чертой отделить 5-6 см. Оставшуюся часть вертикальной линией разделить на 2 столбика. Первый шириной 6-7 см, второй — 15-16,5 см.

В правой верхней части сжато записывать конспект, в левой верхней фиксировать основные тезисы, вопросы, цифровые значения. Нижняя часть предназначена для выводов, задач.

Как лучше записывать лекции — от руки или в ноутбуке

Если скорость печати высокая, писать лекции можно на смартфоне или ноутбуке. Применять те же правила, что и при письме — сокращения, выделения, списки.

Но не стоит писать весь текст под диктовку, это негативно влияет на запоминание. Вести конспект в любом виде нужно вдумчиво, анализировать информацию, записывать только основные факты.

Можно воспользоваться диктофоном, чтобы затем прослушать лекцию, составить конспект в любое удобное время.

Но большинство преподавателей, ученых считают, записывать лекции от руки полезнее. Студенту необходимо вдумчиво слушать лекцию, чтобы фиксировать только важные моменты. Это помогает лучше усвоить материал.

Идеальный вариант, записать на ноутбуке, затем переписать от руки.

Как быстро запомнить лекцию

Правильно и красиво оформить конспект — это полдела. Записанную информацию еще нужно и запомнить. Не секрет, что большинство студентов откладывают подготовку к контрольным и экзаменам до последнего. Поэтому часто возникает вопрос, как в сжатые сроки запомнить большой объем информации.

Как быстро выучить лекцию — 9 эффективных способов и советов:

  1. Начинать учить все ранним утром. Организм отдохнул, голова не забита разными мыслями и делами. Информация будет запоминаться легче и быстрее.
  2. От сложного к простому. Сначала нужно разобраться с самыми непонятными моментами, легкие задачи отложить в конец. Можно чередовать сложный и простой материал.
  3. Вникнуть в материал. Лучше потратить немного времени на то, чтобы разобраться в материале. Простое зазубривание неэффективно. Уже во время первого прочтения можно запомнить основные моменты, если конспект оформлен правильно. Понимание материла и знание основных тезисов поможет легко ответить на любой вопрос, сделать самостоятельные выводы.
  4. Устранить все отвлекающие факторы. Выключить компьютер и звук на телефоне, заранее взять бутылку воды, подготовить все необходимое. Каждые 2 часа делать перерыв 15-30 минут. Сделать небольшую разминку для шеи, гимнастику для глаз, погулять на свежем воздухе.
  5. Пересказывать прочитанный материал вслух. Так задействуются разные органы восприятия информации, что увеличивает эффективность запоминания в несколько раз.
  6. Используйте интервальное повторение. Это один их самых эффективных способов запоминания информации любого объема. Первый раз нужно повторить через 20 минут после заучивания, второй — через 6-8 часов, третий — спустя сутки.
  7. Правило начала и конца. Человек лучше всего запоминает информацию, которая находится в начале и в конце текста. Поэтому нужно выделить в конспекте самые сложные или важные части, начинать заучивать их первыми или последними.
  8. Применяйте ассоциативные связи. Это мнемонические фразы, как считалочка для запоминания цветов радуги. Рифмование сложной для запоминания информации. Распевание лекции, визуализация материала.
  9. Можно по памяти составить краткий план для каждой темы.

Шпаргалки — вещь спорная. Воспользоваться ими вряд ли получится. Но во время написания приходится выбирать только важное, сосредоточиться на мелком почерке. Все это помогает запомнить, путь не всю, но большую часть информации.

Как бы красиво, удобно и правильно ни была записана лекция, ни одно правило оформления не будет работать, если периодически не перечитывать материал.

Романтика студенческой жизни заканчивается с началом сессии. Любимое дело любого студента — махнуть на лекцию рукой, перенеся ее изучение на завтра, послезавтра, через неделю и «за ночь до экзамена». Конечно, ведь молодому и амбициозному организму не так интересно обучение, сколько веселые посиделки с друзьями или поиск приключений. И потому с наступлением зимы, когда сессия дышит в спину, схватившись за голову, обучающиеся начинают учиться, пытаясь за несколько дней впитать в себя пару книжек, стопку лекций и тележку с лабораторными и контрольными, честно откладываемыми на «потом» в течение всего семестра. В панике студенты ищут способ того, как быстро выучить лекцию.

Ностратические языки: происхождение, особенности, примерыВам будет интересно:Ностратические языки: происхождение, особенности, примеры

Мы хотим вам помочь. Есть несколько правил, мы узнали их у опытных студентов. Следуя этим советам, вы поймете, как быстро выучить лекцию.

Студенческая жизнь

Учите лекции!

Одна из основных форм учебного процесса в колледжах и высших учебных заведениях — лекции, это наиболее удобные и доступные способы преподавания. Во всех вузах страны лекциям отведена половина всего учебного времени. Задача любого преподавателя — доступно, быстро и систематизировано, в нужной последовательности донести до студента информацию по его предмету, в это же время главная задача обучающегося — запомнить и усвоить материал. Грамотно составленные лекции помогают как преподавать, так и быстро и систематизировано впитывать новые знания.

Пузырь Алькубьерре — как передвигаться быстрее света?Вам будет интересно:Пузырь Алькубьерре — как передвигаться быстрее света?

Как быстро запомнить лекцию?

Все по плану

Чтобы выучить лекцию за день до контрольной или экзамена, лучше встать пораньше и начать наверстывать упущенное с самого утра. Утром ваш мозг свеж, бодр и готов впитывать новые знания. То ли дело начинать учить вечером, когда голова уже забита посторонними мыслями, произошедшими за день событиями, планами, да и просто — устал.

Отдохнувший мозг — один из важнейших аспектов для быстрого усвоения информации. Действуйте по плану. Разложите перед собой лекцию, отметьте, что вам труднее всего запомнить, что нужно только повторить, а какие моменты вы прекрасно знаете. Изучать начните самое сложное, пока ваша голова ясна и готова мыслить. Затем перейдите к более легким темам, заучивать которые вам нет нужды.

Как выучить лекцию?

Атмосфера вокруг

Чтобы материал запоминался быстро, необходимо создать особенную атмосферу, располагающую к восприятию новых знаний. Для этого найдите в доме хорошо освещенное место, комфортное. Выключите телевизор, музыку, компьютер, оставьте телефон без Интернета и желательно вибраций и звука, чтобы электроника не занимала вашу голову. Предупредите близких о том, что вы садитесь учить предмет, они помогут вам создать тишину вокруг.

Не забывайте про отдых. Каждые два часа зубрежки закрывайте перерывом как минимум в 15 минут. В это время дайте мозгу отдохнуть, но не хватайтесь за гаджеты, лучше лягте на диван и, закрыв глаза, подумайте о приятном, помечтайте. Вы также можете выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Мозгу обязательно нужен отдых, передышка. Он, как компьютер, перегруженный множеством открытых приложений, зависает и выкидывает на главный экран ошибки.

Как выучить лекции?

Суть материала

Знаете, в чем секрет? Как быстро и легко выучить лекцию? Вы никогда не запомните тех вещей, которых просто не понимаете, поэтому, открывая тетради, книги, методички, постарайтесь вникнуть в суть текста. Количество усвоившейся информации прямо пропорционально зависит от вашего понимания. Поэтому, пытаясь выучить лекцию, или ищите дополнительный материал, чтобы все-таки добраться до сути, или обратитесь к однокурсникам и преподавателю, или заучите, как стишок.

Как усвоить материал?

Изучая лекцию, старайтесь внимательно читать, вникая в суть каждого предложения. Запомните основные моменты темы лекции, чтобы иметь опору, от которой предстоит отталкиваться во время ответа на вопрос. Понимание лекции, материала и предмета в целом — важный аспект в изучении. Если вдруг на экзамене вы затруднитесь с ответом, вы сможете выстроить логическую цепочку, если у вас в голове есть азы предмета.

После того как вы прочтете лекцию, задайте себе вопросы: как? почему? в чем главный смысл? что из этого я могу выявить? Один из способов, как быстро выучить лекции к экзамену — это сравнение, ассоциации, применение. Изучая предмет, представьте себе ситуацию, в которой эти знания вам понадобятся.

Повторение материала

Повторение

Один из хороших способов того, как быстро выучить лекцию наизусть, а главное, качественно, — это повторить ее. Пересказ прочитанного материала поможет свежим знаниям закрепиться. Закройте книгу или тетрадь и постарайтесь от начала до конца пересказать все, что запомнили. После этого откройте лекцию и отыщите те моменты, которые вы не вспомнили или на которых запнулись. Прочитайте их вслух несколько раз для усвоения. А также выделите для себя нужные термины и, если таковые имеются, даты.

Пересказ поможет вам не только закрепить знания, но и оценить то, сколько вы выучили, почувствовать себя уверенней и избавиться от слов-паразитов и заиканий. Повторяйте материал так, как рассказывали бы его на лекции — представьте, что это ваша маленькая репетиция.

Как запомнить лекцию?

Шпоры!

Да, шпаргалки — это хорошо, только вот если увидят, по головке не погладят. Но все же обратиться к ним стоит. Шпаргалки — это краткие планы лекций, опираясь на которые вы сможете вспомнить всю информацию. Составьте для себя такие, напишите на бумажке — руки создадут мышечную память, а зрение — зрительную, что очень поможет во время экзамена. Заучите ее, как план, и в нужный момент он у вас обязательно всплывет в голове. Отталкиваясь от плана лекции, вы сможете четко и грамотно составить ответ перед преподавателем.

У нас, конечно, нет способа того, как быстро выучить лекцию за 20 минут, но зато повторить со шпаргалками будет очень удобно.

Как быстро подготовиться к экзаменам?

И главный совет для хорошей учебы и успешной сдачи экзаменов — не откладывайте на «потом». Если впереди вас ждет экзамен, начните учить хотя бы за неделю. Ваш мозг будет лучше усваивать материал, если преподносить его по маленьким кусочкам. Не пытайтесь в одну ночь загрузить себе в голову информацию за весь семестр, вы рискуете смешать все в одну кучу. Велика вероятность, что вы ничего не запомните вообще.

Всего несколько часов в день на повторение пройденного материала поможет вам без особых усилий ответить на попавшийся билет. И вам не придется искать способ, как быстро выучить лекцию.

Берегите себя и ответственно подходите к получению образования.

Требования к учебной лекции

1.Тема лекции должна соответствовать ФГОС, программе
дисциплины ( профессионального модуля ) .

2.Содержание лекции должно отражать основные вопросы и
понятия, важнейшие положения, необходимые для полного раскрытия темы, а также
диагностики знаний студентов. Обязателен список дополнительной литературы для
самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции
студентами.

3.Структура лекции раскрывает: тему и план лекции; цель и
задачи данной лекции; изложение по каждому вопросу плана; список дополнительной
рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов; контрольные
вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами.

4.Наглядные средства — демонстрации иллюстраций (их
использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычной
лекцией на 20-50%). Объём иллюстраций зависит от научной сложности
рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого
на данную тему. Конспектирование иллюстрационного материала студентами,
вызывает потерю лекционного времени. Обилие иллюстрационного материала может
ослабить внимание студентов к важнейшим теоретико-методологическим аспектам лекции.

5.В ходе лекции у студентов могут возникнуть вопросы. В
случае чтения проблемной лекции можно порекомендовать им, прослушать всю лекцию
до конца, ибо в ходе её дальнейшего изложения лектор сам разъяснит ту или иную
ситуацию, по поводу которой возник вопрос. Поэтому рекомендуется оставить
определенное время для ответов на вопросы.

Кроме  того,  лекция   должна  отвечать   следующим
требованиям:

·       
Она
должна быть доступна для понимания; принцип изложения должен быть от простого к
сложному, от известного к неизвестному;

·       
Учебный
материал должен быть построен логично;

·       
Изложение
должно быть четким и ясным;

·       
Должны
умело применяться наглядные пособия и современные методы активизации
деятельности обучаемых (диалог, дискуссия, проблемное изложение).

Эффективная лекция должна иметь не только богатое
содержание, но и строгую дидактическую систему построения и оптимальную
методику подачи.

Типы лекций

·       
Проблемная лекция

 Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на
логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки
проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация —
это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки
проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в
себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения
известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения
новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит
дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры
поиска её решения.

С помощью проблемной лекции
обеспечивается достижение трех
основных дидактических целей:

     
усвоение студентами теоретических знаний;

     
развитие теоретического мышления;

     
формирование познавательного интереса к содержанию
учеб
ного предмета и профессиональной мотивации будущего
специали
ста.

Применение на своих занятиях проблемной лекции
приводит к значительным результатам:

1. Знания, усвоенные «активно», прочнее
запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более
глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации
(эффект развития, творческого мышления).

2. Решение проблемных задач выступает
своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия).

3. Восприятие знаний подобным способом повышает
интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность
(эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

4. Освоенные таким образом знания являются
собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект
занятия.

·               
Лекция-визуализация

Лекция-визуализация
учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную
форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы
содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип
доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие
информации.

Процесс
визуализации является свертыванием различ­ных видов информации в наглядный
образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление
абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера.
Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и
придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

 Любая форма
наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому
лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше­ние
которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит
на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва­ния или развертывания
информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная 
задача преподавателя — использовать та­кие формы наглядности, которые не только
дополняли словесную ин­формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем
больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной
активности студента.

Методика
проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных
материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или
часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци­онного
занятия в визуальную форму для представления студентам че­рез технические
средства обучения или вручную (схемы, рисунки, модели  и т. п.). Основная
трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств
наглядности и ди­дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду­альных
особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую
лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь
пол­ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент)  данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их
разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно­сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации —
натураль­ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со­четание
выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от
текста к зрительной форме или от одного вида на­глядности к другому может
теряться некоторое количество информа­ции. Но это является преимуществом, так
как позволяет сконцентриро­вать внимание на наиболее важных аспектах и
особенностях содержа­ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой
работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них
подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом
совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у
студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий
уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна
определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно
использовать комплекс техни­ческих средств обучения, рисунок, в том числе с
использованием гро­тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и
наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и
мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего
использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

·       
Лекция вдвоем

В лекции такой формы
учебный материал проблемного содержания дает­
ся
студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей
между собой. Моделируются реальные профессиональные си­туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву­мя
специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником
или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача,
стоящая перед преподавателями,
чтобы диалог де­монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с
привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою
позицию, формируют свое отно­шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают
свой эмоцио­
нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем
происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для
понимания учебной проблемы и
участия в совместной работе. Такая лекция заставля­ет студентов активно
включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать
выбор, присоединиться к той или иной
из них или выработать свою.

Высокая активность
преподавателей на лекции вдвоем вызывает
отклик студентов, что
является одним из характерных признаков ак­
тивного
обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель­
ность
студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо
всего
этого, студенты получают наглядное представление о культуре
дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня­тия решений.

Специальной задачей этого
вида лекции является демонстрация
отношений преподавателей к
объекту высказываний. Эта лекция, как
никакая другая, ярче
и глубже показывает личностные качества пре­
подавателя
как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции
вдвоем предъявляет повышенные
требования к 
преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек­туально
и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника­
тивными
умениями, способностями к импровизации, показывать вы­
сокий
уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре­бования при
проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен­
тов
сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем
вызывают определенные затрудне­ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда
вызывают  отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется
принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться.
Однако применение лекции вдвоем эффективно для
формирова­
ния теоретического
мышления, воспитания убеждений студентов.

·       
Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции
позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать
профессиональные ситуации, вы­
ступать в роли экспертов,
оппонентов, рецензентов, вычленять невер­
ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к
лекции состоит в том, чтобы зало­жить в ее содержание определенное количество
ошибок содержа­тельного, методического или поведенческого характера. Список та­
ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до­пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате­ли в
ходе чтения лекции.
Количество запланированных ошибок
зависит от специфики учебно­
го материала, дидактических
и воспитательных целей лекции, уров­
ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой
лекции для преподавателя состоит в необходимости

специальной ра­
боты над содержанием лекции, высокого уровня
вла­
дения
материалом и лекторского мастерства, т.к.  он
проводит изложение лекции
таким образом,
чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так
легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается
в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в
конце лекции. На раз­
бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе
которого преподавателем,
студентами или совместно
даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово­дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем,
особенно
речевые и поведенческие. Соз­
дание на занятиях атмосферы
доверия между преподавателем и студентами, лично­
стное
включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной
деятельности сту­
дентов — вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только сти­
мулирующую функцию, но и
контрольную. Преподаватель может оце­
нить уровень
подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь —
проверить
степень своей ориентации в материале. С помощью системы
ошибок
преподаватель определяет недочеты, анализирует их
в
ходе обсуждения со студентами, получает представление о
структуре
учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у
обучающихся высокую интеллек­туальную и эмоциональную активность, так как
студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную
с пре­подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ
ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше
всего про­
водить в завершение темы или раздела учебной
дисциплины, когда у
студентов сформированы основные понятия
и представления.

·       
Лекция — пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает
классическую (традиционную) пресс-конференцию,
но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут
сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их
на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5
минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­
нию
и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится
в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

    Отличительная
черта
этой
формы лекции состоит в активизации работы
студентов на занятии
за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на
свой
вопрос концентрирует внимание
студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов  формулировать вопросы,
которые носят проблемный характер и являются нача­
лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя к поставленным
вопросам и
ответам на них оказывает воспитательное
влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты­
вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд­ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст­ва и
опровержения.

Лекцию пресс-конференцию
можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы
основная цель лекции — выявление круга интересов и потребно­
стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо­жет составить представление об аудитории слушателей — ее ожиданий,
возмож­
ностей. Это важно при первой встрече
преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций,
новых дисциплин и
т. п.

Лекция-пресс-конференция в
середине темы или курса ставит задачу
привлечения внимания
студентов к главным моментам содер­
жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала;
систематизации знаний студентов,
корректировки выбранной
системы
лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции
пресс-конференции в конце темы или раз­дела — подведение итогов лекционной
работы, определение уровня
усвоения студентами
содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего курса с целью об­суждения перспектив
применения теоретических знаний на практике.

·       
Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с
аудиторией является наиболее распростра­
ненной и
сравнительно простой формой активного вовлечения студен­
тов
в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт
преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к
участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать
вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает
преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть
информационного
или проблемного характера. И предназначе­
ны  они для выяснения
мнений и уровня осведомлен­
ности студентов по
рассматриваемой теме, степени их готовности к
усвоению
последующего материала, а
не
для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудит
ории,
так и кому-то конкретно. Они
могут быть как простые,
способные сосредоточить внимание
на отдельных нюансах темы,
так и проблемные.
 Студенты, продумывая
ответ на заданный вопрос, получают воз­можность самостоятельно прийти к тем
выводам и обобщениям, ко­
торые преподаватель должен
был сообщить им в качестве новых
знаний, либо понять глубину
и важность обсуждаемой проблемы,
что повышает интерес и
степень восприятия мате­
риала.

Основным методом изложения
учебного материала здесь явля­
ется беседа, как наиболее
простой способ обучения, в ходе которой
преподаватель
вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме­
няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи­зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней­шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при
этом имея возможность наиболее доказа­
тельно
изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции
состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее
важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же
заключается в
снижении эффективности этого метода в
условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь
в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если
группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации
мышления студентов.

При такой форме занятия
главная задача преподавателя — позаботиться о том, чтобы его вопросы не
оставались без ответов, иначе они будут
носить только риторический
характер, не обеспечивая достаточной
активизации мышления обучаемых.

·       
Лекция-дискуссия

Дискуссия — это
взаимодействие преподавателя и студентов, сво­бодный обмен мнениями, идеями и
взглядами по исследуемому во­
просу.

В отличие от лекции-беседы в данной
технологии при изложении лекционного материала преподаватель
использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для
активизации студентов и темы для обсужде­ния составляется самим преподавателем
в зависимости от конкретных
дидактических задач,
которые он ставит перед собой для
данной аудитории.

Можно предложить студентам
проанализировать и обсу­
дить конкретные ситуации,
документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре­подаватель
приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко
сформулированных
проблем и предлагает студентам коротко обсу­
дить
их, затем делает краткий анализ, выводы и — лекция продолжается.

 По­зитивным
моментом
в такой лекции является то, что студенты в
ходе дискуссии могут согласить­ся с точкой зрения преподавателя с большей
охотой,
нежели во время беседы, когда преподаватель
выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу,
в том числе и свою.
Дан­ный
метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен­
ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре­делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать
возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться
запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен­ном мнении
(возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный
процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории и
позволя­ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь­
зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от
такой лекции необходимо
правильно подобрать вопросы
для дискуссии и умелой, целена­
правленной ее организации, что определяется
компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

·       
Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ
активизации учебно-познавательной дея­
тельности
студентов.  По форме — это лекция-дискуссия, но на обсуждение
преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким,
но содержащим достаточную информацию для его последующего
обсуждения.

Это, так называемые, 
микроситуации.
Чтобы сосредоточить внимание, ситуации
подбираются достаточ­
но характерные и, как правило, острые.
Студенты анализируют и
обсуждают их всей аудиторией. Роль
преподавателя здесь — стремиться ак­
тивизировать участие в
обсуждении вопросами, обращенными к от­
дельным студентам,
выяснить оценку их суждений, предложить со­
поставить
с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ­
ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж­ное русло.
В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали­
зируя
неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе­
дительно
подводит студентов к коллективному выводу или обоб­
щению.

Недостатком такого вида занятий может быть
возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему,
используя примеры подобных обстоятельств из
собст­
венного опыта, могут
увести дискуссию в сторону других проблем.
Преподавателю
необходимо помнить, что основным содержанием занятия является
лекционный
материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом
конкретных рас­сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации
может иногда использоваться в каче­
стве своеобразного пролога к
последующей части лекции. Это бывает
необходимо для того,
чтобы заинтересовать аудиторию, заострить
внимание
на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче­
скому восприятию
изучаемого материала.

·       
Лекция с применением технологии обратной
связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на
слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям
умело
оценить эту обратную связь и внести соответствующие
корректи­
вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче­ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех­нических
устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон­це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы
узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй — для
контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на
вводный вопрос,
преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же
число правильных отве­
тов ниже
желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце
смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос.
При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к
уже прочитан­ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ­ным
является использование методического принципа обратной свя­зи: вводный вопрос —
изложение — конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с
применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала
становится управляемым и максимально приближенным к уровню
подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы
занятия. А это
обеспечивает в какой-то степени реализацию
принципа ин­дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением
тех­ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих
технических средств. При их отсутствии обратную
связь можно обеспечить более простыми способа­
ми.
Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется,
группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Классификация лекций показывает, что лекция – это очень динамичная
гибкая форма организации учебной деятельности и обладает большими
возможностями.  Для         современной       лекции       характерно разумное сочетание нескольких методов проведения.

Во введении к числу основных
действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции,
указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и
способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в
программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в
аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции
преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с
аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение
материала.

3. Установление четких временных
рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как
опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей
речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и
поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции
преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в
основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о
методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную
тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным
содержанием.

      Желательно спокойно
положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах секунд. Эта
начальная пауза имеет большое психологическое значение. Во время начальной
паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией.
Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия,
подвижности и естественности.

      Многие преподаватели стоят
неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать
руки и т. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна, неудачна
поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над
столом, чтобы разглядеть свои записи.

«Считай
несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил
к своему образованию».  

 Я.А. Коменский

Использованные
источники

1.     http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975

2.     http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/podgotovka_i_provedenie_lekcionnyh_zanyatiy.pdf

3.     http://www.sgau.ru/files/pages/620/13745578180.pdf

4.     https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/6951682

5.     https://studfiles.net/preview/3924617/page:2/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти гостевой аккаунт в фри фаер
  • Как составить рекламный текст для email
  • Как найти скрытую информацию на человека
  • Как найти финансы на алиэкспресс
  • Составить в журнале регистрации хозяйственных операций корреспонденцию счетов как