Как составить лекцию по педагогике

Тема.
Основные педагогические понятия

Задачи:1.Познакомить
с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи
педагогики.

2.Воспитывать
интерес к предмету, к профессии

3.Развивать
творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.

Вид
занятия: урок

Тип
урока: изучение нового материала

Наглядность
и оборудование: раздаточный материал

Методы
и приёмы: самостоятельная работа, анализ, синтез, конспектирование.

План урока

I.Организация
начала урока.

II.
Актуализация знаний.

1)     
Экспресс-диктант по пройденной теме.

2)     
Функции педагогики

III.Изучение
нового материала

             
-Основные педагогические понятия принято называть также педагогическими катего­риями.

К
основным педагогическим категориям относятся: вос­питание, обучение,
образование, так же развитие и формирование.

-Как
вы понимаете, что такое воспитание? ( все пишут на маленьких листочках свои
предположения)

Воспитание – целенаправленный
и организованный про­цесс формирования личности.

-Как происходит
воспитание в обществе?

В
широком социальном смысле воспитание – это пе­редача накопленного опыта от
старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,
умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы.

-Рассмотрев понятие
«воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его
конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что
воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про­фессиональные
педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В
современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои
усилия на воспитание.

-Какие?

-Семья, средства массовой
информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.
Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В
узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека
со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации,
подготовки к жизни.

-Какой же из
общественных институтов более ответственен за воспитание?

-Как вы думаете
правильно ли винить только школу в неудачах в воспитании? А другие социальные
системы не влияют?

-Конечно нет.
Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие
на воспитание.

В
широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на
воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в
учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.

В
узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

-Следующая основная
категория педагогики – обучение. 

-Давайте подумаем, что
такое обучение? (пишут на листочках варианты)

-Может ли быть обучение
без цели? Какая цель у обучения? Кто участвует в обучении?

Обучение
— э
то специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс
взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений,
навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных
возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными
целями.

-Основу
обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны
преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со
стороны учеников – в качестве продуктов усво­ения. 

-Что
такое знания?

Знания – это
отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов,
представлений, понятий и за­конов науки
.

-Они
представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания
объективной действительно­сти. 

Умения – готовность
сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия
на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. 

Навыки – компоненты
практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий,
доведенных до совершенства путем многократного упражнения
.

-Сообщая
обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую
направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно
важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие
другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.

Точно
так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы
обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.

-Что
такое образование?

-Образование – результат
обучения.

Образование
– это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния,
которыми овладел обучаемый.

Формирование – процесс
становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без
исключения факторов – экологических, социальных, эко­номических,
идеологических, психологических и т.д.

-В формировании
невозможно обойтись без воспитания. Воспита­ние – один из важнейших факторов
фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность
человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

-Понятие «формирование»
употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

-Что такое развитие?
(пишут на листочках)

Развитие
 это процесс и результат количественных и качественных изме­нений
в организме человека.

-Оно связано с
постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в
другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему.

-Как вы думаете, может
ли человек сам себя воспитывать? Каким образом?

Самовоспитание
– это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над
устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств,
способности и черт характера. Самовоспитание — необходимое условия для
дальнейшего развития своего «Я», его совершенствования.

Самообразование –
самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо
области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее
непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельностью изучения материала
.

-Вместе с тем
самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует
выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней
организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под
самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с
самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

IV. Подведение
итогов.

V. Этап
информации о домашнем задании. (Выучить категории педагогики. Готовиться к
тесту)

0ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗА 24
ЧАСА
     

4,454,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет преподавателя педагогики

В данном буклете приводятся АМО, используемые на занятиях по педагогике. Думаю, что будет интересно попробовать на своих занятиях….

День науки «Патриотизм и гражданственность:как было, есть и будет», секция — Дети войны. Руководитель: О.Г.Гольская — преподаватель педагогики.

[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»8478707″,»attributes»:{«alt»:»»,»class»:»media-image»,»height»:»212″,»style»:»width: 71px; height: 50px;»,»width»:»300″}}]]…

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: «Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста»

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·…

Диалог со студентами во время работы на лекциях и роль преподавателя в данном процессе

Данная статья относится к разделу: Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”…

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАННИСТА

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА…

Методическая разработка бинарной лекции совместно с преподавателем терапии на тему «Влияние лекарственных средств на плод, беременную и кормящую женщину»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по специальности «Акушерское дело» в рамках изучения ПМ 04 «Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патол…

Презентация к уроку «Природа спора» ПМ 4 «Организация информационно-экскурсионной деятельности» МДК 04-4 «Ораторское искусство»  специальность: 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» Преподаватель Семеренко И.Г. 

Презентация к уроку МДК 04. «Ораторское искусство» по теме «Природа спора». Рассмотрены основные вопросы плана, даны ссылки на дополнительные источники изучения темы….

Планирование и разработка лекций для педагогов

Лекционное занятие – это не просто теоретическое занятие, где преподаватель выступает с «тематическим монологом», призывая аудиторию к беседе, дискуссии и пониманию. Данный вид обучения практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи и заканчивая обучением в вузе и даже в трудовой деятельности (при постижении новшеств на рабочем месте).

Лекция в образовательном процессе играет немаловажную роль. Но для ее качественного проведения важна тотальная подготовка, об особенностях которой мы расскажем в этом статье.

Принципы подготовки и проведения лекционного занятия

Проведение лекции предполагает не просто разговор на определённую тему. Данный вид занятий строго регламентирован различными образовательными стандартами и актами: ФГОСы, образовательная программа (специальность) и ступень образования, рабочая программа по предмету и пр. Но даже самому опытному педагогу с многолетним трудовым стажем приходится готовиться к его проведению.

В числе основополагающих принципов в рамках подготовительного этапа к проведению лекционных занятий можно отметить:

  • Соответствие освещаемой темы с программой обучения в рамках общего направления (специализации) и с учетом ее роли в рамках дисциплины. Чем серьезнее и важнее тема для слушателя, тем больше материалов по ней будет собрано и заявлено. Второстепенные моменты на лекциях могут не освещаться и оставаться на самоизучение студенту и пр. Притом важно что бы тема развивала индивида не только в рамках общего становления, но и по профессии. То есть озвучиваемая лекция должна играть определенную роль в профессиональной нише;
  • Полнота, предполагающая полноценное освещение ключевых моментов, понятий, правил, тезисов и формул, достаточных для новоиспеченного специалиста и его дальнейшего развития;
  • Ясность. Лекционный материал подлежит понятной для слушателей подаче: на простом и доступном языке, с использованием научных терминов и категорий;
  • Тезисность, предполагающая выделение основополагающих моментов по теме и их выделение. Чаще всего именно тезисы студенты фиксируют в рамках конспекта;
  • Логичность и поэтапность, предполагающая определенную последовательность освещения по канону «от простого к сложному», притом все освещаемые моменты должны быть взаимосвязаны;
  • Научность, предполагающая освещение в рамках занятия проверенных и надежных сведений, раскрытие темы с научной позиции, но с обязательной возможностью практического применения полученного багажа знаний;
  • Ограниченность. Данный принцип проявляется как во временном интервале (каждая лекция ограничена парами или общим количеством часов, отведенных на предмет и пр.), а также объемом захватываемой информации. Главное – выделить на ней самое полезное, важное и достоверное, пригодное в профессиональной и повседневной жизни.

Таким образом, реализация лекционных занятий требует тщательной подготовки с акцентом на специфику осваиваемой программы и места дисциплины, темы в ней.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика подготовки лекционного занятия

Проведение лекции – это не просто монолог или беседа. Лекция – это целенаправленное освещение отдельных моментов в рамках осваиваемой дисциплины с учетом ее необходимости и роли в составе образовательной программы. Уже исходя из данного определения, можно сделать вывод: рассматриваемый формат занятий должен учитывать следующие особенности.

Особенности подготовки материалов для проведения лекции

Особенности подготовки материалов для проведения лекции

Первая – тематическая обособленность в рамках изучаемой дисциплины и ее место в общем контексте специальности. То есть каждая тема должна относиться к определенному этапу или разделу изучаемой науки и умело вписываться в общий набор обретаемых знаний и навыков по профессии. Каждая тема будет учить студента определенным умениям, расширяя их кругозор, понимание выбранной ниши, ее особенностей.

Вторая особенность – лекция может иметь различные вариации и виды, поэтому освещение одной и той же темы у разных педагогов может проходить по-разному. В одном случае это будет монолог, во втором – деловая игра, в третьем – интерактивное занятие, в следующем – видеозанятие и пр. Более того, глубина изучения темы может зависеть от вида лекции: вводная – ознакомить с предметом в целом и определит его особенности и место в образовательной программе, академическая – выделит научные каноны и особенности, общая – отметит наиболее важные моменты для студента (с учетом ступени, курса, предмета и пр.), ситуационная – ориентирована на разбор конкретной ситуации, факта, проблемы и ее научное или классическое решение и пр.

Третья специфика лекционного занятия – планомерность, предполагающая освещение каждого момента по определенному плану, с конкретной глубиной погружения, опорой на наиболее важные и актуальные правила, моменты и пр. Притом все эти нюансы будут отражены в специальном документе – план-конспект занятия.

Четвертая особенность – определение темпа чтения лекции, который может зависеть от ряда факторов: умение педагога преобразовывать информацию в простой и понятный для целевой аудитории вид, скорость усвоения материала студентами, продолжительность занятия, количество часов, выделенных на тему, сортировка материала на первичное и вторичное и пр.

Этапы подготовки лекционного материала и занятия

Разработка лекции базируется на «трех слонах».

Первый этап – проектирование занятия. Он основывается на внимательном изучении образовательной программы и определения места дисциплины в становлении будущего специалиста, требованиями ФГОС и стандартами, учетом материально-технической базы учебного заведения, уровнем подготовки преподавательского состава и пр.

Проектирование занятия предполагает создание общей последовательности и логики его проведения.

В рамках этой стадии предусмотрены следующие основополагающие действия, нацеленные на проработку лекционного материала и определения логики занятия:

  • Выделение темы, которую престо стоит осветить студентам;
  • Определение ключевых слов и моментов, необходимых и обязательных к изучению;
  • Выделение первичных и вторичных данных, на которых будет построен диалог.

Далее важно определиться с видом лекции, который может зависеть от темы, материально-технических факторов и фантазии педагога. В зависимости от разновидности занятия может зависеть подбираемый инструментарий и методология обучения: ситуационная, обзорная, интерактивная, игровая, дискуссия и пр. также от вида лекции будет зависеть активность каждой из сторон.

Схема проектирования и планирования лекции

Схема проектирования и планирования лекции

Второй этап разработки лекционного занятия предполагает утверждение плана занятия и сбор информационной базы для его проведения. В данном случае преподавателю предстоит выделить ключевые вопросы, подвергаемые освещению, обсуждению и выделению в рамках предмета и специальности, а затем подобрать наиболее подходящие материалы по ним. Важно использовать преимущественно научную литературу, достоверные и актуальные первоисточники для раскрытия сути и ключевых параметров.

Подбор информационной базы для проведения лекции предполагает не просто сбор всевозможных ресурсов (начиная от учебных и заканчивая научными фактами, последними достижениями и исследованиями), но и их обработку. Притом сортировка и переработка первоисточников будет учитывать: количество лекционных занятий по одной и той же теме, план лекции, объем информации (достаточной для обретения полноценных знаний и навыков, а также укладываемых в действующие ограничения).

В ходе обработки материалов важно не просто подготовить текст, но и визуальные способы подачи информации, упрощающие восприятие новшеств. А также ускоряющие процесс погружения в тему/дисциплину: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, презентации и пр.

Третий этап по подготовке лекции — бюрократический, который предполагает оформление специального документа – план-конспекта, который призван структурировать ход обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Классическая структура лекционного занятия

Каждое занятие (в том числе лекция) проводится согласно заранее намеченной траектории и обладает определенной структурой.

Вводная часть занятия предполагает общее очертание и описание его предназначения. В ее рамках педагог приветствует студентов, выделяет тему, подлежащую к изучению, констатирует цель и задачи пары, а также намечает план — то есть выделяет основные вопросы, подлежащие освещению и по возможности конспектированию.

Структура план-конспекта лекции

Формальные разделы

Основные разделы

Дополнительные разделы

Титульный лист – основная информация по предмету, тему, разработчику, целевой аудитории и месту реализации Введение или пояснительная записка: определение общей траектории занятия с акцентом на тему цель и задачи Раздаточный материал: памятки, схемы, графические материалы
Оглавление – план лекции, констатирующий логику занятия и ключевые моменты Основная часть: подробное описание и изложение вопросов по теме с выделением в тексте ключевых слов и тезисов, основы занятия (обязательная для освещения и усвоения моментов) Интерактивное сопровождение лекции: презентация, электронная лекция, видео и пр.
Список литературы – информационная база, положенная в основу план-конспекта Заключение – подведение общих выводов по теме с акцентом на наиболее яркие и значимые моменты, рекомендации по закреплению материала и самоизучения отдельных вопросов Подготовка материалов с учетом формата и вида лекции: викторина, деловая игра ситуационный кейс, вопросы для дискуссии и пр.

Основная часть лекции, где преподаватель рассказывает, частично фиксирует на доске или представляет к обозрению визуальные материалы строго по теме. Здесь студентам предстоит узнать ответы на поставленные вопросы, изучить ключевые термины, категории правила научные каноны и иные особенности, разобрать примеры (для упрощения восприятия и использования полученных знаний, оттачивания конкретных профессиональных качеств). В конце каждого вопроса важно подвести промежуточный вывод с акцентом на ключевые слова, правила.

Важно отметить, что на лекции должны присутствовать не только текстовые и схематические разъяснения, но и первичное осознание применимости полученных знаний: разбор примеров и упражнений для более ясного отражения схемы или алгоритма, осознания действия конкретной формулы или закона, определения сферы применения определенных канонов и пр.

Заключительная часть лекции предполагает, что в конце лекции необходимо сделать общий вывод по всему озвученному материалу, выделив основные идеи, суть (что изучено, достигнута ли цель и пр.).

Порядок подготовки и оформления план-конспекта лекции

Обязательным и основным документом для проведения лекции выступает план-конспект, который будет учитывать классическую структуру занятия и подробно описывать каждый из ее разделов.

В составе план-конспекта лекции принято выделять следующие составные элементы:

  • Титульный лист. Его миссия – отметить ключевые аспекты в рамках предмета. На нем отражаются сведения об образовательном заведении, предмете, целевой аудитории (курс, группа и пр.), год разработки/реализации.
  • План лекции (оглавление), где будут перечислены вопросы, подлежащие освещению;
  • Введение или пояснительная записка, в рамках которой будет утверждена тема, цель, задачи занятия, выделение тезисы, ключевые теории и фамилии их авторов, прогнозируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные характеристики и пр.);
  • Основная часть, предполагающая подробное описание каждого вопроса, согласно плану лекции. Притом важно предоставлять ответ на каждый из них в научном стиле, опираясь на заранее подобранные первоисточники, отмечая их с помощью ссылок/сносок. Текст лекции должен быть обоснованным, научным, полным;
  • Заключение, в рамках которой автор должен выделит ключевые аспекты занятия: термины, правила и характером обретаемых знаний/навыков. Важно, чтобы изначально намеченная цель была достигнута, все задачи реализованы;
  • Список литературы. Здесь целесообразно отметить все первоисточники, положенные в основу основной части занятия. Притом не стоит забывать, что все материалы должны быть отмечены в основной части конспекта лекций с помощью цитирования, ссылок, сносок и пр. Оформление библиографического списка производится согласно действующим ГОСТ.

Конспект лекций должен быть оформлен согласно классическим канонам:

  • Электронный и бумажный вид;
  • Шрифт Times New Roman 12-14;
  • Стиль – научный;
  • Выделение по тексту допустимы жирным и курсивным шрифтом;
  • Нумерация страниц сквозная арабскими цифрами: все листы, кроме титульника;
  • Подача информации – текст и графические материалы, презентация или иные мультимедийные вариации;
  • Четкая структура документа, объем — не ограничен.

Обратите внимание, что план-конспект занятий тесным образом пересекается с общей структурой лекционного занятия. Более того, его формирование также должно учитывать место дисциплины в образовательной программе и мест темы в рамках предмета и специальности одновременно.

Также следует отметить, что разработка лекционного материала и его оформление в виде конспектов не имеет границ и требований. Главное – полноценно, кратко и емко раскрыть темы согласно календарному и тематическому планированию, рабочей программе обучения, определить роль предмета в профессиональной учебной среде и следовать общей траектории развития квалифицированного специалиста.

План-конспект лекции будет учтен в составе календарно-тематического планирования обучения студентов, ориентирован на учебный план и рабочую программу.

Обратите внимание, что конспект лекции педагога и его речь на лекции могут и будут отличаться. Конспект лекций – формальный и обязательный документ, организующий учебный процесс и позволяющий преподавателю сориентировать: что и где говорить, как разъяснить, в каком объеме и пр. Притом наличие план-конспекта будет обязательно, а подготовка доклада или тезисного плана для проведения лекции – второстепенно и выполняется лектором по желанию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Услуги Disshelp по подготовке и разработке лекций для педагогов

Согласитесь, что у преподавателей и без планирования занятий велика нагрузка, ведь учебный процесс никто не отменял и приостановить не может, а в рамках непрерывного образования – так и подавно. Проектировать и разрабатывать лекции в свободное от работы время – малоприятное занятие. Но даже из столь непростой ситуации всегда найдется выход. Притом его готова предложить команда Дисхелп, которая готова взять на себя миссию по подготовке и разработке лекций для педагогов.

Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов

Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов

Услуги образовательного центра Disshelp в сфере проектирования и планирования лекционных занятий включают в себя:

  • Консультирование заказчиков по вопросам подготовки: какие факторы следует учитывать, на какие регламенты и нормативные акты ориентироваться, какие моменты раскрывать на занятии с учетом специфики и роли предмета в составе специальности, глубина погружения в каждую отдельную тему, особенности оформления план-конспектов и пр.;
  • Проектирование лекций посредством выделения ключевых аспектов для освещения: термины, правила, примеры и пр. В данном случае специалисты Дисхелп помогают очертить общую логику занятия, базовые моменты с учетом уровня сложности, места предмета в составе специальности, ступени образования и пр.;
  • Планирование лекции, которое базируется на выделение вводной основной и заключительной частей и их подробном описании в соответствующем план-конспекте. Планирование от Дисхелп предполагает емкое освещение всех моментов по теме, их грамотное и корректное (соразмерное) отражение в документе, определение вида подачи информации (текст+графики и пр.) и формата занятия с учетом материально-технических и иных факторов;
  • Подбор информационной основы для лекции: сбор научной и иной литературы по предмету и конкретной теме с учетом требования ФГОС, образовательной программы, календарно-тематического плана и пр. Помимо подбора, специалисты Дисхелп готовы обработать ее и привести в краткий, емкий обоснованные и полноценный вид;
  • Оформление план-конспекта лекции в рамках официального документа согласно действующим регламентам и внутренним правилам образовательного заведения, где планируется реализация занятия.

Помимо вышеописанных основных услуг по подготовке и разработке лекции от Disshelp, наша команда готова помочь в совершенствовании текущих планов:

  • Обновление материалов с учетом новшеств ФГОС;
  • Обновление информационной базы занятия на фоне произошедших научно-технических перемен, пожеланий заказчика;
  • Вычитка, корректура и редактура предоставленных рукописей или готовых (ранее реализованных или намеченных заказчиком) план-конспектов, материалов;
  • Подготовка сопутствующих документов для лекционного занятия: чертежи, раздаточный материал, презентация, интерактивные и мультимедийные материалы, видео и мультимедиа по теме занятия, разработка кейсов и задач, ситуаций для проведения деловых игр и пр.

Специалисты Дисхелп при подготовке и разработке лекций для педагогов ориентируются на массу факторов, которые мы представим в таблице ниже.

Индивидуальные правила и требования клиента по разработке лекций

Общие или дополнительные правила подготовки лекций

Примерный план занятия с акцентом на его продолжительность, количество академических часов по теме, старые план-конспекты Действующие регламенты и стандарты, ФГОС
Особенности целевой аудитории: возраст и курс обучения, общая или коррекционная программа, пожелания клиента по освещению отдельных моментов Правила оформления план-конспекта от образовательного заведения
Рабочая программа п дисциплине и календарно-тематический план Материально-техническая база учреждения, уровень подготовки педагога
Формат и вид лекции, оснащенность аудитории и пожелания к разработке дополнительных материалов, сопутствующих документов Ступень образования и образовательная программа, в рамках которой реализуется рабочая программа и тема

Проектирование и планирование лекций для педагогов от Дисхелп будут соответствовать общепринятым нормам и регламентам, а также требованиям и ожиданиям клиента. Более того, мы предлагаем только оригинальные план-конспекты!

Эксперты Disshelp разработают программу лекции согласно действующей траектории обучения: с учетом общего состава и места предмета в образовательной программе, календарно-тематического плана и рабочей программы по дисциплине. Наш разработчик учтет важность и роль темы в каждом из пунктов (предмет, специальность), оценку материально-технической базы учреждения и прочих факторов, гарантируя высокое качество материалов и услуг.

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Как вид деятельности преподавателя лекция с психологической стороны характеризу-

ется ее целями, мотивацией, способами изложения информации, активностью психических процессов лектора, напряжением его сил и т. д.

Цель лекции – ее желаемые результаты – то, чего хочет достичь преподаватель: дать представление о чём-либо, научить чему-либо, поставить ряд проблем, наметить ориентиры для самостоятельного изучения слушателями и т. д.

При определении целей лекции необходимо чётко представлять себе – «чему, кого и как учить» (см. схему 6 – этап I, пункты 1, 2, 3). В этой связи цели также будут разделяться на психологические, организационные, дидактические, воспитательные. Они тесно взаимосвязаны.

Вопрос «чему учить» (схема 6 – этап I, п. 1) – предполагает работу с содержанием материала:

отбор материала для лекции с учётом новой, самой последней информации в данной области,

его организацию и компоновку (логические связи, переход от одного вопроса к другому, промежуточные выводы, конкретные примеры из жизни, иллюстрирующие теоретический материал, и т. д.),

выделение ключевых идей,

пояснение понятий и терминов,

разъяснение и интерпретация особенно важных фрагментов материала,

выделение связей данного материала с содержанием предыдущих и последующих лекций, семинаров и др. практических занятий,

установление межпредметных связей с целью обеспечения целостного представления о будущей профессиональной деятельности.

Ответ на вопрос «кого учить» (см. схему 6 – этап I, п. 2) заключается в максимально полном представлении преподавателя об учебной группе:

её состав (количество, юноши, девушки),

возрастной фактор (жизненный опыт),

область и уровень предыдущей подготовки,

стаж и опыт профессиональной деятельности.

Информация о группе будет определять как организационные, так и содержательные факторы, влияющие на постановку целей лекции. Например, организационные моменты

– темп изложения, который будет определяться общим представлением членов группы об излагаемом материале, и, соответственно, скорость записи конспекта слушателями; учёт возраста и состава группы позволит определить наиболее успешные стратегии взаимодействия со студентами. В свою очередь, содержание будет раскрываться более подробно и детально или менее в зависимости от уровня подготовленности аудитории.

Вопрос «как обучать» (см. схему 6 – этап I, п. 3) свой ответ получит в формах и методах, которые будут использоваться, применяться преподавателем в процессе проведения лекции. Это может быть, например, последовательное изложение материала (информационная лекция); постановка проблемных вопросов; представление проблемных ситуаций, которые будут разъясняться в процессе изложения материала; использование наглядных средств обучения, ТСО, компьютерных технологий и т. д.

33

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Цель лекции, её назначение зависит также от формы обучения. Так, например, для очной формы обучения, когда студент встречается с преподавателем регулярно, почти все лекции имеют единую системообразующую цель – сообщить и разъяснить материал; для заочной формы – установочные лекции – имеют цель дать целостное представление о данном учебном курсе и сориентировать обучаемых в его проблематике, обратив особое внимание на наиболее сложные темы. Установочные лекции также проводятся перед другими формами занятий, например деловой игрой, когда необходимо сообщить условия и технологию проведения этой сложной формы занятия. Кроме этого, сам вид лекции будет определять её цели: вводная лекция; обобщающая и систематизирующая по итогам прохождения какого-либо фрагмента учебного курса; обобщающая, дающая целостное представление по итогам работы – в заключение учебного курса – в каждом случае будет своя цель занятия. Так, в ходе вводной лекции обучаемые знакомятся с программой, порядком изучения той или иной дисциплины, основной литературой по ее теме. Лекции спецкурсов отличаются более углубленным анализом различных научных школ, концепций, направлений, часто содержат ещё не опубликованный материал и в этой связи имеют свои специализированные цели.

Наряду с конкретной целью по данной лекции, сам материал – содержательная сторона лекции – имеет своё прикладное назначение: для ближайшего практического занятия, для написания какой-либо учебной работы (реферат, курсовая или дипломная работа) и, наконец, для практического использования в будущей профессиональной деятельности, условно говоря, – цель каждой лекции разворачивается для обучаемого во времени. В этой связи при подготовке к каждой отдельной лекции преподавателю необходимо прежде всего для самого себя определить цель во всех её временных аспектах и затем конкретно обозначить её для слушателей.

Мотивация подготовки и чтения лекции преподавателем – то, что побуждает его к активности, придаёт тот или иной смысл его действиям. Такими мотивами могут быть ответственность за качество лекции, интерес к рассматриваемым вопросу, теме, понимание их значимости для дальнейшей профессиональной деятельности обучаемых, сам процесс объяснения и передачи знаний, желание помочь слушателям в овладении знаниями, поделиться собственным практическим опытом, предостеречь от ошибок в будущей реальной профессиональной деятельности и т. д. К постоянным мотивам относятся такие как чувство долга, ответственность, понимание важности содержания лекционного материала, стремление организовать и направить познавательную деятельность обучаемого в определённое русло и др., к ситуативным – понимание важности очередной лекции, необходимость тщательной подготовки к ней и др.

Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения её целей с конкретными условиями и задачами (кому и какая лекция читается, её желаемое содержание, планируемые результаты, её взаимосвязь с предыдущими и последующими лекциями и т. д.). В зависимости от этого в одном случае преподаватель подбирает яркие факты и пользуется индуктивным способом изложения – переходит от простого к сложному, от известного к неизвестному, в другом – избирает путь теоретического анализа литературы, сочетает исторический и логический подходы при изложении вопросов по теме и т. д. Всё это требует большого времени и напряжения сил.

Подготовка лекционного материала. Темы лекций определяются рабочей програм-

мой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменяться, корректироваться по ходу курса. В соответствии с темой данной конкретной лекции формулируется её дидактическая цель:

сообщить, объяснить что-либо – теорию, подходы, взгляды, технологию и т. д.,

ввести какие-либо термины, понятия, категории, принципы и др.,

сформировать представление о чём-либо и т. д.

34

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Особое внимание следует уделить взаимосвязи тем отдельных лекций. Для этого в начале каждой лекции преподаватель связывает её тему с темой предыдущей лекции, а также в процессе чтения лекции – с содержанием всего курса. В завершении лекции должно присутствовать указание на связь с последующей лекцией, что позволяет формировать у обучаемых целостное, системное представление об изучаемой предметной области. В процессе прочтения лекций по данному учебному курсу также важно указывать на связь материала с другими областями данной профессиональной области, по которой ведётся подготовка. Учёт межпредметных связей даёт возможность студентам более эффективно воспринимать и затем запоминать изучаемый материал.

Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть её подготовки.

Общий план лекции должен соответствовать содержанию данного раздела рабочей программы и раскрывать его. В то же время детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени.

Очень часто преподаватель готовит больше материала, чем успевает дать за отведённое время лекции, в ряде случаев в этом есть свой резон, а в некоторых случаях это необходимо делать. Как показывает практика, целесообразно планировать два-три основных пункта на один академический час лекции. Каждый пункт плана рекомендуется разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность. Безусловно, возможны исключения, так как каждый пункт может содержать большее или меньшее количество подпунктов. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала обучаемыми. При структурировании материала полезно учитывать психологические закономерности памяти и мышления.

При подборе материала для лекции целесообразно руководствоваться следующими критериями:

цель лекции,

учёт уровня подготовки студентов, слушателей,

ориентация на последующее практическое занятие,

учёт источников информации, по которым будет осуществляться дальнейшая работа по данному материалу,

учёт использования материала лекции в ходе дальнейшего обучения – межпредметные связи,

учёт практического применения полученных сведений в будущей профессиональной деятельности.

Основным критерием отбора материала для лекции будет его целесообразность, другими словами, отобранный материал отвечает цели лекции. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.

Учёт уровня подготовки студентов будет влиять на изложение материала – насколько подробно и детализирование будет останавливаться преподаватель в своём изложении на информации, необходимой по данной теме; какие потребуются разъяснения, комментарии для вводимых понятий, терминов; количество примеров для более адекватного понимания теории; обязательные записи – их количество и объём, темп конспектирования и т. д.

Если лекция предваряет практическое занятие, то особое внимание и время при объяснении материала следует уделить тем его фрагментам, которые будут использованы при выполнении практических заданий.

Последующая самостоятельная работа студентов строится на использовании тех или иных доступных источников информации. Это обстоятельство также будет влиять на отбор материала. Так, например, лекции по спецкурсам могут содержать ещё не опубликованную информацию, т. е. источники получения сведений по данной тематике могут быть ограни-

35

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

чены, это положение требует предельно подробного изложения основных вопросов изучаемого материала.

Существенным аспектом при подготовке материала к лекции является учёт межпредметных связей. Коротко остановимся на этом аспекте.

Любая профессиональная деятельность представляет собой целостное явление – это, прежде всего, деятельность, которая чаще всего осуществляется людьми совместно в каких-то конкретных условиях. Для того чтобы обучить человека какой-либо профессиональной деятельности, как минимум надо рассмотреть эти три составляющих: собственно деятельность, взаимодействие с другими людьми и, наконец, условия взаимодействия. С профессиональным взаимодействием и условиями, в которых оно реализуется, обучаемые знакомятся на разного рода практических занятиях. Детализация деятельности через составляющие её действия, операции и т. д. задаёт тот набор учебных дисциплин, в рамках которых будут изучаться все подробности той или иной профессии. Обучаемый воспринимает каждую из этих дисциплин по отдельности – через конкретного преподавателя, через систему его требований, через специализированную систему контроля по этой дисциплине и т. д. Ему самому довольно сложно объединять, интегрировать знания, получаемые на разных занятиях, в рамках различных учебных курсов, а в профессиональной деятельности он должен будет оперировать ими как целостной системой. С целью формирования целостного представления о будущей профессиональной деятельности необходимо в процессе обучения обращать особое внимание слушателей на внутренние взаимосвязи даже не собственно учебных дисциплин, а их содержания, указывая на условность его разделения, «расфасовки» по учебным предметам.

Преподаватель, работающий в системе высшего и послевузовского образования, как правило, хорошо знает свою основную профессиональную область, по которой ведёт обучение, и в этой связи хорошо представляет себе её внутренние связи, для него они являются понятными, само собой разумеющимися. Это и приводит очень часто к тому, что этот аспект выпускается из вида.

Написание конспекта лекции. При подготовке к лекции в ряде случаев целесообразно написание полного конспекта, например, когда учебный курс будет читаться преподавателем впервые. Основной причиной написания полного, развёрнутого конспекта лекции является необходимость точности материала, который затем будет излагаться, и уверенность

вправильности его изложения. При повторном прочтении данного учебного курса наличие полного конспекта позволит более тщательно учесть новые сведения, новую информацию в данной области, сделать дополнение и т. д.

Главной задачей преподавателя как при написании конспекта лекции, так и при его прочтении непосредственно в аудитории является организация материала. При этом следует иметь в виду, что почти все определения (за исключением тех, которые излагаются математическим языком) допускают перефразирование, что, естественно, предполагает некоторую свободу изложения подготовленного материала.

По своей структуре конспект лекции состоит из трёх условных частей: введение, основная и итоговая части. Объём этих частей неравномерен и зависит от формы и назначения лекции (см. схему 6 – этап II). Так, объём вводной части будет зависеть от местоположения лекции в учебном курсе. На первой лекции, которая, как правило, целиком является вводной в данный учебный курс, вводная часть может занимать довольно большой отрезок времени, так как преподаватель должен уделить внимание, например, организационным вопросам прохождения данной учебной дисциплины: какой письменной работой она будет сопровождаться – реферат, курсовая работа и др.; какие практические занятия будут входить

всистему её прохождения – семинары, практические занятия и т. д.; какой формой итогового контроля – письменная контрольная работа, зачёт, экзамен – она будет завершаться; какие

36

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

источники информации рекомендуется использовать для её более полного и глубокого изучения. Для вводной лекции в этом разделе существенным является указание на взаимосвязь с предыдущими и последующими учебными курсами, т. е. особое выделение межпредметных связей и акцент на их значимости. Если это текущая лекция, то во вводной части указывается тема занятия, план её изучения в рамках лекционного времени, связь этой темы учебного курса с предыдущим материалом и при необходимости с другими учебными курсами. Целесообразно давать во вводной части лекции сжатый обзор материала предыдущих занятий – это способствует системному восприятию содержания учебного курса и сохранению в долговременной памяти слушателей. Эта часть лекции соотносится в схеме 6 с пунктами 1 и 2.

Основная часть лекции (схема 6 – п. 3, За) имеет свою внутреннюю структуру и логику подбора материала. По своей структуре лекционный материал может быть выстроен – от простого к сложному, от общего к частному, от известного к неизвестному и наоборот – это в полной мере зависит от замыслов лектора, от выбранных им методических приёмов, например через решение проблемной ситуации (задачи) и т. д. Существенным моментом является логическая связь построения материала. При этом каждый смысловой фрагмент должен завершаться промежуточным, обобщающим данную мысль итоговым заключением, которое позволит слушателям с большим пониманием подойти к обобщённому заключительному выводу по всему материалу лекции.

В заключительной части лекции (в схеме 6 – п. 4): 1) даётся краткий и очень чёткий обзор прослушанного материала; 2) делается заключительный вывод по изученному материалу; 3) указывается его связь с материалом предстоящей лекции, при этом возможны рекомендации по его самостоятельному предварительному изучению в плане подготовки к следующей лекции; 4) подводится итог работы на лекции, могут быть высказаны некоторые оценочные суждения о ходе работы на лекции. При этом два первых пункта могут быть выполнены как самим лектором, так и с участием кого-либо из студентов, слушателей, если обучаемые хорошо известны преподавателю.

Следующим этапом подготовки к лекции является составление расширенного плана по подобранному материалу. План строится с соблюдением иерархии основных положений материала, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала и др. Подготовка плана даёт дополнительную возможность уточнить цель и задачи данного лекционного занятия. Благодаря такому плану преподаватель не читает текст в прямом смысле слова с листа, так как полный написанный текст очень привязывает взгляд и, как следствие, мысль лектора, а держит перед собой систематизированный указатель основных пунктов изложения. План расширяется за счёт определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество деталей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. Когда лекция читается в первый раз, целесообразна большая детализация плана-конспекта лекции, по мере того как преподаватель накапливает опыт чтения лекций по данной теме, расширенный план будет содержать меньше деталей.

Использование таблиц, схем, диаграмм, а также других пособий позволяет демонстрировать взаимосвязи между явлениями, понятиями, которые объясняет преподаватель. Визуальная демонстрация с очевидным разделением рассматриваемых фрагментов должна сопровождать вербальную презентацию материала, особенно в том случае, когда обсуждаются, например, преимущества и ограничения, аргументы за и против определённого утверждения, теории, процедуры и т. д. Большое значение имеет композиционное расположение материала, записей на доске (слева – справа, сверху – снизу и т. п.), так как это влияет на прочность запоминания материала.

37

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Особого внимания при подготовке лекции заслуживает вопрос выбора уровня трудности содержания и изложения материала. На что следует ориентироваться в данном случае? В качестве некоторых оптимальных ориентиров опытные преподаватели рекомендуют следующие:

сущность учебного материала должна быть доступна и понятна всем слушателям;

интерпретация этой сути, её анализ и обоснование должны быть понятны большин-

ству из них;

отдельные частные вопросы излагаемого материала, отдельные тонкости и нюансы

этих вопросов должны быть доступны и понятны не обязательно всем.

Соотнесённость материала с фактором времени. Как уже отмечалось ранее, зача-

стую материал подбирается преподавателем в большем объёме, чем можно изложить в рамках лекционного времени. В этой связи преподаватель оказывается в сложной ситуации отбора материала. Следует помнить, что стремление насытить занятие большим количеством информации не всегда оправданно. Излишнее количество материала может приводить к ускорению темпа его изложения в ущерб разъяснению, к отказу от постановки вопросов слушателям и принятию вопросов от них. По мере накопления опыта педагогической деятельности у преподавателя вырабатывается внутреннее чувство, ощущение времени и умение соотнести с ним объём планируемого для прочтения материала. На первых порах при подготовке целесообразно прочитывать подготовленный к лекции материал, засекая время по часам.

В процессе чтения лекции преподаватель иллюстрирует теоретический материал различного рода примерами. Примеры часто бывают сами по себе очень интересными, увлекательными, вызывающими вопросы. Это может уводить от ведущей линии основной темы. Такие примеры могут неожиданно для самого преподавателя стать особой темой для целой лекции. Как быть в таком случае: как распределить время? В такой ситуации преподаватель должен оперативно принять решение относительно своего дальнейшего повествования – будет ли продолжена исходная тема или необходимо подробно обсудить возникший вопрос. Для того чтобы принять такое решение нужно точно знать следующее:

относительно основной темы лекции: местоположение темы данной лекции в учебном курсе; значимость этой темы; взаимосвязь этой темы с другими темами курса; выход содержания этой темы в практическое применение, а именно – использование её – на ближайших практических занятиях, в будущей профессиональной деятельности; как информация данной темы будет востребована в других учебных дисциплинах; какое количество часов отведено в учебном плане на данный учебный курс – понимание этих обстоятельств позволяет определить возможность сократить данную тему, отложить её;

относительно темы, возникшей в ходе обсуждения примера к основной теме:

её собственную значимость, её значимость в сравнении с первоначальной темой, наличие необходимого для рассказа материала в оперативной памяти преподавателя (именно в таких ситуациях очень часто бывает востребован материал, который в ходе подготовки рассматривался как излишний), соотнесённость содержания этой темы со всем учебным курсом и т. д.

Существенным фактором в принятии окончательного решения о переходе к другой теме является понимание и принятие преподавателем своей ответственности за такие кардинальные изменения в ходе лекции.

Помимо проблемы соотнесения лекционного материала с отведённым для лекции временем, необходимо учитывать некоторые формально-организационные моменты – дисциплина в аудитории, использование технических средств и др., которые могут возникать в ходе работы и занимать определённое время.

38

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

2.4. Изложение материала на лекции. Взаимодействие с аудиторией в условиях лекционного занятия.

Некоторые особенности деятельности преподавателя на лекционном занятии

Методика чтения каждой лекции по своей сути соотносится со своеобразной творческой задачей, которая заключается в том, чтобы не просто хорошо пересказать известный преподавателю материал, но ещё умело адаптировать его к запросам, возможностям конкретной аудитории, с целью управления активностью обучаемых, их вниманием и восприятием материала, организацией их работы. Следует обратить особое внимание на то, что научная теория, производственная технология, какое-либо профессиональное действие и т. д. и учебный предмет, изучающий эти явления, – не одно и то же. В преподавании учебного предмета, имеющем своим содержанием ту или иную теорию, производственную технологию, профессиональное действие, ставится задача сделать эти явления доступными пониманию неподготовленной аудитории, адаптировать их к уровню научной, учебной компетенции данных слушателей. Решение этой задачи начинается уже в ходе подготовки к лекции –

впроцессе подбора материала, следующий этап – это выбор приёмов и методов, способов и средств, т. е. методики чтения лекции, при помощи которой можно добиться того, что содержание лекции станет доходчивым, понятным и интересным. Методика чтения лекции тесно сопряжена с реализацией основных функций лекции и включает в себя систему управления учебным процессом в её рамках.

Один из первых вопросов, который необходимо решить в процессе чтения лекции, – это обеспечение полного понимания содержания основных терминов и понятий темы (ориентирующая, разъясняющая функция).

Врамках той или иной научной, профессиональной области используются специальные термины, понятия – разъяснение их является первоочередной задачей преподавателя. Это относится и к любым другим незнакомым терминам, которые встречаются в ходе изложения материала. Если в излагаемом материале есть хоть что-то непонятное, нарушается понимание всего материала. Возникает неполное восприятие излагаемого, и, как следствие, нарушается его запоминание. При этом основные понятия, которые используются в научной или профессиональной области нужно не только объяснить, но сформировать и обеспечить их усвоение. Формирование понятийного аппарата необходимо не только для понимания изучаемого материала – он является основой будущей профессиональной речи, которая,

всвою очередь, сопряжена с профессиональным мышлением. В случае работы с обучаемыми, которые имеют какую-либо профессиональную подготовку (среднее профессиональное образование, первое высшее образование), следует принимать во внимание, что иногда одни и те же понятия имеют различное смысловое наполнение в разных научных и профессиональных областях, что требует особых уточнений и корректировки. Своевременное разъяснение терминов, понятий обеспечивает максимально полное понимание излагаемого материала и создаёт ситуацию уважительного отношения к обучаемым, что, в свою очередь, становится основой для формирования авторитета преподавателя, и, как следствие, интереса к учебному предмету.

Другой важный методический вопрос при прочтении лекции заключается в обеспечении доказательности изложения (убеждающая, доказательная функция). Доказательность

вречи лектора служит росту убеждённости обучаемого в своих знаниях, формированию у него чувства уверенности в них.

39

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Для методики лекции имеет большое значение информативность содержания – отсутствие в нём банальных утверждений, общих рассуждений, повторения известных истин на одном и том же познавательном уровне.

Постановка вопросов по содержанию лекции побуждает слушателей думать о возможных ответах, даёт возможность оценивать ответы других. Этот приём активизирует внимание слушателей. Реализация данной методики несложна. Прежде чем начать изложение очередного смыслового фрагмента учебной информации, преподаватель может поставить соответствующий вопрос, а затем последующим изложением учебного материала дать на него ответ. Иногда могут использоваться риторические вопросы.

В качестве особого методического приёма в рамках информационной лекции следует рассматривать методику проблемного изложения материала. Целенаправленная активизация мышления слушателей происходит в результате постановки проблемных вопросов в лекции. Не снижает этого методического эффекта и то, что ответ на поставленный таким образом вопрос преподаватель чаще всего даёт сам в ходе изложения материала, при этом его окончательную формулировку можно выполнить совместными усилиями преподавателя и слушателей. В некоторых случаях – сообразно сценарию лекционно-семинарских занятий – поиск ответа может быть перенесён на самостоятельную работу студентов с последующим обсуждением на практических занятиях. Изложение лекции в порядке ответа на поставленную проблему отличается от обычного повествования тем, что лектор строит свою речь в стиле рассуждения – он как бы размышляет вслух. Сам по себе пример такого наглядного показа акта научного, профессионального мышления ценен для обучения слушателей показом, демонстрацией навыков мыслительных действий в соответствующей профессиональной области.

Важнейшим компонентом структуры лекции является приведение примеров. Примеры должны быть подготовлены заранее до начала занятия и могут использоваться по-разному. Пример может предварять объяснение материала, или, наоборот, являться иллюстрацией к нему. Яркость примеров, эмоциональная окрашенность способствуют более прочному запоминанию сложного теоретического материала.

Особое место в оснащении лекции занимают наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО). Их подбор осуществляется в полном соответствии с материалом лекции и её дидактической целью. Использование наглядных пособий в ходе чтения лекции позволяет сделать объяснение материала более полным и доходчивым. ТСО – наряду с наглядностью дают возможность активизировать учебную деятельность слушателей. Одним из оснований использования ТСО является фактор целесообразности. При этом следует обратить внимание на распределение учебного времени, так как в этих обстоятельствах возникают дополнительные организационные мероприятия, связанные с особенностями работы соответствующих технических устройств (время включения, длительность демонстрации, перемещение на экране и др.).

Взаимодействие с аудиторией в условиях лекционного занятия. Восприятие слу-

шателями учебного материала зависит от его содержания, способа изложения, индивидуальных особенностей преподавателя и обучаемых.

Степень сложности содержания лекционного материала будет определять взаимодействие преподавателя с аудиторией в ходе лекции. Так, сложный теоретический материал требует от преподавателя большего внимания к тому, как воспринимают его студенты, насколько он им понятен, успевают ли они делать записи и т. д. Если материал полностью понятен, то возникает другая ситуация – становится неинтересно, внимание слушателей рассеивается. Материал, излагаемый интересно, увлекает аудиторию, снижает уровень усталости.

40

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

Немало важным является фактор утомляемости восприятия – полная устойчивость внимания сохраняется в течение 15–20 мин., причём каждые последующие периоды становятся на 1–2 мин. короче. После каждого периода необходимо делать небольшую паузу в изложении материала, делая переход от сложного материала к пояснениям, примерам из жизни, шуткам, т. е. создать условия для эмоциональной разрядки. Если рассмотреть основную часть лекции – схема 6 – этап II, пункты 3, За, который должен составлять не менее 60 мин., с учётом этого обстоятельства, то получается, что приблизительно 5–7 мин. потребуется для своего рода «технических перерывов» с целью переключения внимания, снятия напряжения восприятия, и будут использованы не совсем по прямому назначению.

Требует особого внимания со стороны преподавателя работа с вниманием слушателей. В начале лекции преподавателю необходимо прежде всего привлечь внимание слушателей. Далее по мере изложения материала его надо постоянно поддерживать, добиваться адекватного восприятия и осмысления содержания лекции. Это делается за счёт изменения силы голоса, темпа речи, апеллирования к опыту и знаниям слушателей, постановки проблемных вопросов, сравнения изучаемых явлений, ярких, эмоционально окрашенных примеров.

Преподаватель, читая лекцию, произносит монологическую речь. В отличие от диалога она требует более строгой логической последовательности, законченности фраз, стилистической образности. Она не допускает каких-либо исправлений, оговорок. Чересчур длительные паузы ослабляют интеллектуальную активность слушателя. Считается, что фраза, состоящая из 10–13 слов, воспринимается наилучшим образом, состоящая из 14–18 слов, – хорошо, из 20–25 – с трудом. Смысл фразы из 30 и более слов практически не воспринимается. Существенным является и то, как говорить: смысловую нагрузку несут не только слова, но и тон, громкость, модуляция и темп, с которыми они произносятся.

Важно учитывать динамику работоспособности обучаемых не только в рамках лекционного периода, но и в течение дня – оптимальной является середина дня, а также недели

– средние дни недели.

На восприятие материала будут оказывать влияние и другие обстоятельства. Так, для «гуманитариев» – в основе этой направленности могут лежать как индивидуальные особенности слушателей, так и какая-либо предыдущая подготовка – свойственно целостное восприятие информации. Они воспринимают её эффективней в эмоциональном контексте. В этом случае целесообразен эмоциональный фон: примеры, отношение преподавателя к излагаемому материалу и т. д. Для «технарей» характерно дискретное восприятие материала. Они склонны к безэмоциональному прослушиванию лекции.

Любопытным моментом, играющим определённую роль в восприятии и последующем запоминании материала, является доска. «Гуманитарий» лучше усваивает запись, если доска белого цвета и расположена слева, «технарь» – если доска чёрная и стоит справа. Записи на доске будут восприниматься лучше, если они делаются слева направо, сверху – вниз. Лучше запоминается материал, записанный в левой верхней части доски, хуже всего – в правой – нижней.

На восприятие материала влияет канал поступления: слуховой, зрительный, а также активность слушателя. При поступлении информации в памяти человека остаётся 1/4 услышанного, 1/3 увиденного, 1/2 услышанного и увиденного одновременно и 3/4 материала, если обучающийся вовлечён в активные действия.

Учёт приведённых моментов даёт возможность повышать эффективность восприятия материала лекции и успешность взаимодействия с аудиторией.

Некоторые особенности деятельности преподавателя на лекционном занятии.

Чтение лекции – это напряжённый труд, связанный со значительными энергетическими затратами. Вот несколько любопытных результатов исследований уровня энергообмена

41

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

человека при выполнении некоторых работ: при чтении про себя происходит повышение энергообмена на 16 %, при игре в шахматы – на 43 %, при игре на оркестровой трубе – 44 %, при чтении вслух – на 48 %, а при чтении лекции – на 98 %.

Основным инструментом работы преподавателя является его голос, на него приходится основная доля нагрузки. В этой связи следует особое внимание уделять состоянию здоровья речевого аппарата (горло, голосовые связки, органы дыхания) и технике дыхания. Основные правила техники дыхания в процессе длительного говорения заключаются в следующем: интенсивность вдоха должна быть в два раза больше, чем выдоха; нельзя продолжать говорить, когда в лёгких уже нет воздуха, – это наносит серьёзный вред голосовым связкам. Профессиональным преподавателям знакома ситуация, когда смысловой фрагмент фразы ещё не закончен, а воздуха уже не хватает, но непременно хочется договорить. В этом случае создаётся очень большое напряжение для голосовых связок. Другими словами, говорить следует на фоне ровного, плавного выдоха.

Индивидуальные особенности преподавателя тоже могут стать хорошим подспорьем в работе лектора. Одной из таких особенностей является юмор, тактичная ирония. Зачастую оратору удаётся завоевать аудиторию не только силой аргументов, но и своевременным, уместным остроумием. Иногда единственного иронического замечания достаточно, чтобы заострить внимание на сложных теоретических аспектах изучаемого материала, или опровергнуть хитроумно и громоздко построенные воззрения.

Значимым составляющим элементом работы преподавателя на лекции является его отношение к своей работе, к данной теме, к аудитории. Оно передаётся обучаемым и зачастую становится для них основанием, исходной позицией формирования собственного отношения к своей будущей профессиональной деятельности. Очень часто отношение преподавателя оказывает значительное влияние на успешность, или, как принято сегодня говорить, на карьерный рост обучаемого в будущей профессии.

42

Нужна помощь в написании уникальной работы на отлично?! Узнайте цену!

Тема документа

Тип

Добавлено

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 03.03.2017

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 01.03.2017

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 01.06.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 09.05.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 04.04.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 26.02.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 15.02.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 15.02.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 28.01.2016

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 12.12.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 14.10.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 16.09.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 05.06.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 01.06.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 21.05.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 09.05.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 24.03.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 17.03.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 29.01.2015

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 08.12.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 07.12.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 25.11.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 25.11.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 20.07.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 20.07.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 18.06.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 26.05.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 14.04.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 23.03.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 23.03.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 14.03.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 28.02.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 02.02.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 29.01.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 16.01.2014

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 20.12.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 01.10.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 08.09.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 02.08.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 31.07.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 29.06.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 21.06.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 16.06.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 07.06.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 08.05.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 02.04.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 23.03.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 20.01.2013

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 27.12.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 14.12.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 09.12.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 12.11.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 24.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 06.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 06.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 04.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 04.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 03.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 01.10.2012

  • Предмет:
    Педагогика

    Добавлено: 28.09.2012

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить притяжательное предложение в английском языке
  • Как найти информацию по имейлу
  • Код ошибки critical service failed как исправить на виндовс 10
  • Как найти величину инвестиций страны
  • Как исправить подвывих шейного позвонка