Как составить летний читательский дневник

Что такое читательский дневник?

Это тетрадка, в которую ребенок (или взрослый) записывает информацию о прочитанных книгах. Читательский дневник можно сделать самому, а можно купить. Сейчас много интересных изданий — с наклейками, небанальными вопросами и стильным дизайном.

Зачем нужен читательский дневник?

Формально — чтобы учитель мог убедиться, что ребенок действительно читал заданные книги. Но если подойти к созданию и заполнению дневника с душой и творчеством, то оно может стать по-настоящему увлекательным процессом, который поможет ребенку не только понять и запомнить прочитанное, но и лучше узнать самого себя, через призму литературы осознать, что его волнует, цепляет. Такой вариант психотерапии.

Также подробные записи в читательском дневнике помогут освежить прочитанное в памяти спустя длительное время — перед уроком, контрольной или просто так. Ведь часто бывает, что ты вроде читала книгу, а потом не можешь вспомнить ни имен героев, ни сюжетных ходов.

Читательский дневник так же, как и личный дневник, очень интересно перечитывать через годы. Обращаясь к одному и тому же произведению в разные жизненные моменты, мы воспринимаем его по-разному — в зависимости от собственного жизненного опыта, эмоционального состояния, интеллектуального багажа. К примеру, в юности «Ромео и Джульетта» воспринимается как красивая история любви, о которой можно только мечтать. А в зрелом возрасте ты видишь там трагедию, произошедшую по глупости взрослых, которые не смогли договориться друг с другом.

Перечитав читательский дневник в более старшем возрасте, ребенок сможет осознать, насколько он повзрослел, как по-новому стал оценивать поступки героев.

женщина помогает девочке делать уроки

Gustavo Fring/Pexels

Что должно быть в читательском дневнике?

Обязательные пункты — это имя автора, название произведения, жанр, основные мысли и, собственно, отношение читателя к прочитанному. Поскольку заполнение дневника — процесс творческий, то каждый пункт можно расширить: добавить годы жизни писателя и интересные факты о нем, зафиксировать, сколько времени заняло чтение, выписать интересные цитаты… Чем менее формальным и более свободным будет процесс, тем интереснее и полезнее в итоге окажется результат. Который выражается не в оценке учителя литературы, а в лучшем понимании себя, произведения и в плодотворном творческом процессе.

Пункты для заполнения творческого дневника

Предлагаем несколько пунктов, которые можно использовать в дневнике, чтобы сделать его насыщеннее и интереснее.

  • Что я знаю о писателе?
  • Где и когда прочитано произведение?
  • Что мне больше всего понравилось в сюжете?
  • Кто из героев мне ближе всех?
  • Чьи поступки и мысли я не понимаю?
  • Самый запоминающийся момент произведения.
  • Понравившиеся цитаты.
  • Моя иллюстрация к произведению.
  • Насколько произведение актуально для современных детей?
  • Порекомендую ли я это произведение своим друзьям?
  • Есть ли экранизация этого произведения? Захотелось ли посмотреть?
  • Насколько удачна экранизация? Подходят ли актеры? Удалось ли режиссеру отразить основную мысль произведения?
девушка пишет в дневник

Vlada Karpovich/Pexels

Статьи автора «Нейро Sova.today» сформированы с помощью уникального ИИ-сервиса разработанного компанией ЮнионСофт с использованием нейронных сетей для автоматической генерации текста. Сервис aiBOT

Самое просматриваемое за неделю

Читать

Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и… Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето? Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.

Как составляются списки книг на лето

Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова. И это у вчерашних второклассников!

Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена… Так что чему тут удивляться?

Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка. Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.

Поэтому начните с того, что разделите список на группы:

  1. книги, которые могут заинтересовать ребенка и которые ему по силам прочесть самостоятельно;
  2. книги, которые вы сможете читать с ним вдвоем, по очереди, страничку за страничкой;
  3. книги, которые нравятся лично вам и вы прочтете их ему вслух;
  4. книги, знакомство с которыми можно свести к пересказу, прослушиванию аудиоверсии или даже просмотру кинофильма.

Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя.

Как составляются списки книг на лето

Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса. То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.

Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно. Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам.

Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?

Должны ли дети читать

Должны ли дети читать

— Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.

Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте.

Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование. Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок?

Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?

Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.

Прочитанные книги: обсуждать или нет?

Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы.

У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги. Ведению такого диалога нужно учиться.

Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге. Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное. И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент…».

Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.

Читательский дневник: вести или нет?

Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.

Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет:

«Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой. Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».

В комментариях к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»?

Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать…»

Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей». И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него?

А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить. Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить. Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.

Летнее чтение

Т е м а 1. Мир человека и его изображение в фольклоре

Мифы народов мира.

Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок.

Сказки народов мира. Русские народные сказки.

Т е м а 2. Мой дом — мой мир

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова- внука»

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»;

В. В . Голявкин. «Мой добрый папа»

Л. А. Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»

Д. В . Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»

Р. П. Погодин. «Славка»

Ч. Диккенс. «Оливер Твист»

Г. Мало.«Без семьи»

М. Твен. «Принц и нищий»

Я. Корчак. «КорольМатиуш Первый».

Т е м а 3. Природа — мир, окружающий дом

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

И. С . Шмелев. «За карасями»

 Д. Н . Мамин- Сибиряк. «Вольный человек Яшка»

И. А. Куприн. «Белый пудель», «Золотой петух», «Изумруд»

 А. П. Чехов. «Каштанка», «Белолобый»

Б. С . Житков. «Про волка»

 Г. Н . Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»

Дж. Лондон. «Белый Клык», «Сын волка», «Дети мороза», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри»

Э. Сетон-Томпсон.«Рассказы о животных»

 Р. Киплинг. «Маугли»

 Дж. Адамсон.«Рожденная свободной»

 Д. Дарелл. «Моя семья и другие звери»,«Перегруженный ковчег», «Мясной рулет»

Английская и шотландская народная поэзия в переводе С. Я. Маршака: «Три баллады о Робин Гуде»(«Рождение Робин Гуда», «Робин Гуд и мясник», «Робин Гуд и шериф»), «Королева Элинор» В. А. Жуковский. «Ивиковы журавли», «Людмила», «Кубок»

Т е м а 4. Дороги к счастью

Е. Л. Шварц. «Золушка», «Два клена»,«Снежная королева»

Т. Г. Габбе. «Город мастеров»

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка»(трилогия), «Гуси- гуси, га- га- га»

К. Булычев. «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений»

 Э. Лир. Лимерики, «Прогулка верхом» (в переводе С. Я. Маршака)

 Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», «Баллада о старом Вильяме»

 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

 Д. Биссет. «Забытый день рожденья»

 П. Треверс. «Мери Поппинс»

Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Т е м а 5. Мир — сообщество людей

А. Дюма. «Три мушкетера»

 М. Рид. «Всадник без головы».

В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе»

 А. А. Лиханов. «Музыка».

П. П. Бажов. Сказы

 К. Г. Паустовский. «Золотая роза»

В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Летний читательский дневник

………………………………………

Смысл ведения такого дневника заключается в том, что он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

Рекомендации по ведению Читательского дневника

1. Укажи дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишет дату начала и окончания чтения),

2. Напиши автора и название (с большой буквы).

3. Напиши, кто являются главными героями.

4. О чём или о ком прочитанное тобой произведение. Кратко опиши сюжет (достаточно 3-6 предложений).

5. Понравилось ли тебе то, что ты прочитал? Дай оценку поступкам героев.

6. Если хочешь, сделай иллюстрацию к тексту.

Как оформить читательский дневник?

1. За основу можно взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать (можно вырезать из этой памятки).

1. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку: • Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора.

• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику. • Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.) • Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Если книга понравилась:

· можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

· найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А. Сухомлинский

Каждую весну дети получают список для летнего чтения. Как учитель обычно выбирает книги?

Вариант 1. Учитель носит в список то, что будет проходить на уроках. Здесь даже стихи, баллады и книги, которые ребенок не поймет без учителя. Но классика наша написана взрослыми для взрослых и часто встречаются устаревшие слова, которые не понятны. Исторический период, в котором разворачиваются события книг, тоже часто требует комментария.

Вариант 2. «Посмотри, как прекрасен книжный океан!» Учитель дает книги «вокруг программы», ведь они расширят кругозор ребенка, и предлагает книги классиков и современников для общего развития. Здесь он исходит из того, что школьная программа скучна и не портит лето, «запихивая» сложные для понимания книги.

Вариант 3. Здесь учитель думает, что если трясти все лето перед дитем списком из 50 произведений, то он  вообще перестанет читать. У него в списке программная и дополнительная литература. Жирным шрифтом учитель выделяет объемные произведения. Летом дети читают  5-6 обязательных книг, а «желательные» не только летом, но и в течение учебного года.

В 5-6-х  классах мне нравится второй вариант: произведения там небольшие в летний список их можно не включать, так на уроках будет интересней. В 7-9 классах лучше пусть прочитают за лето мало, но осмысленно. Многое зависит и от конкретного класса. Например, некоторым 10-11 классам учителя уверенно дают списки вне программы, потому что знают, что все главные произведения они прочитают и в течение года. А бывают классы, которые летом читают условную «Капитанскую дочку» и во время изучения тоже читают, а будто и не читали, потому что ничего не понимают.

Часто родители думают, что нужно читать все. Но можно не дочитать книгу из списка, можно вообще читать не из списка. Никто из учителей не спросит осенью дочитал ребенок или нет все рекомендуемые произведения.

Мы, учителя, хотим расширить читательские горизонты с одной стороны, с другой сориентировать ребенка в бескрайнем книжном море. А ещё научить читать вдумчиво и оформлять свои мысли. Так у меня возникла идея создать «Идеальный читательский дневник». Может быть, это и не 100% попадание в ваше видение читательского дневника. «Нравится» и «не нравится» — это ведь такие  хрупкие вещи. У каждого свой читательский вкус, опыт, свои слои начитанности в голове.

Через читательские дневники проходит красной нитью мое главное чувство: любовь к чтению в целом и каждой прочитанной книге в частности. Ещё мне очень нравится, что листы из дневников можно использовать при подготовке школьных проектов. Дневник мы ведем летом, а в течение года работаем в тетради. У детей есть план, по которому они составляют свои ответы. Двойки за читательские дневники я не ставлю, зато дополнительные пятерки щедро. Нравится, конечно, не всем, но многим, зато уж те, кто ведет дневник, приобретают много умений и настоящее сокровище после окончания школы. Читать можно, отдыхая. Ведь главное-понять книгу и полюбить.

Приложение. Фото читательского дневника

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить характеристику мероприятия
  • Как грамотно составить ответ на жалобу
  • Как составить основу для выкройки
  • Как майнкрафте найти свой дом если потерялся
  • Как найти номер страницы если их много