Как составить личный план физического самовоспитания

Физическое самосовершенствование включает в себя ряд методов и приемов, которые позволяют сформировать личность, гармонически развитую во многих отношениях. Самовоспитание невозможно без силы воли, поэтому необходимо постоянно развивать и укреплять это качество, сознательно преодолевая препятствия, которые часто возникают в процессе достижения цели.

Содержание

  • Самосовершенствование — основа яркой жизни
    • Воспитание силы воли
  • Влияние физкультуры
  • Влияние сокращения нагрузок на организм
  • Основные этапы самовоспитания
  • Здоровый образ жизни
  • Основы физического самосовершенствования
  • Результаты хорошей телесной подготовки
  • Заключение

Самосовершенствование — основа яркой жизни

 физическое самосовершенствование основа яркой жизни

Здоровье является неотъемлемой частью яркой, счастливой жизни. Болезненность лишает человека многих радостей, ограничивает его возможности. Сила воли помогает ставить перед собой цели и достигать их, разбивая на более мелкие задачи.

Физическое развитие предполагает следующие мероприятия:

  1. Общее укрепление организма. Предполагается выполнение упражнений по совершенствованию движений, выносливости, повышению иммунитета.
  2. Подготовка молодых людей к военной службе и будущей работе.
  3. Воспитание уважения к различным видам физической активности и спорту.
  4. Раскрытие и развитие спортивных талантов.

Занятия физической культуры сильно влияют на духовное развитие личности. Это обусловлено дисциплинированностью, ответственностью, упорством и другими важными качествами, которые необходимо проявлять при работе над собственным телом. Физически сильный человек меняет свое отношение, поведение во всех сферах жизни. Повышается трудовая и социальная активность, а это отражается на экономическом развитии страны.

Воспитание силы воли

воспитание силы воли

Физическое самовоспитание и самосовершенствование способствует тому, что имеющиеся у человека навыки, знания, умения практического характера начинают расширяться. Но результаты будут носить кратковременный характер, если не возникнет последующего желания к постоянному саморазвитию.

Через рисунок, контур туловища проступают качества личности. Тренировка тела приводит к душевной работе, которая меняет человека изнутри. Важным этапом в ходе физического развития является развитие силы воли. Часто это естественный процесс, поскольку, ставя перед собой цели, человек преодолевает трудности, которые возникают в ходе достижения намеченного. Сила воли становится не только следствием физического самовоспитания, но и нравственного, интеллектуального, эмоционального, эстетического и т. д.

Внутренняя сила основывается на 2 важных составляющих — силе воли и самодисциплине. Освоить их, развить может каждый человек, поскольку природой эти внутренние качества не лимитированы. Но чтобы уметь успех в этом деле необходимо проводить систематическую работу над собой.

Для того чтобы человек занялся физическим самосовершенствованием, ему необходимо постоянно поддерживать мотивацию. При этом мотивы могут определяться им самим или же исходить из внешней среды. К работе над собой человека подталкивают ценности социума, в котором он живет, желание обрести признание среди некоторых слоев населения, самокритика и критика, позволяющая увидеть собственные недостатки и начать их исправлять.

Нередко заняться собственным телом человека заставляет понимание того, что он не соответствует социальным или профессиональным требованиям.
Работа над собой начинается там, где пересекается мотивация и возможности воли: имея важные мотивы, человеку будет несложно преодолеть лень и апатию, которые останавливали его от самосовершенствования. Слабая мотивация или же полное ее отсутствие заставят работать только на силе воле. Сформировать полезные, здоровые привычки в таких условиях сложно.

Влияние физкультуры

влияние физкультуры

Физическая культура оказывает сильнейшее влияние на развитие личности. Человек обретает уверенность в своих силах исходя из возможностей тела и духа, которыми он обладает. Такие люди умеют преодолевать трудности, проявляют смелость, терпение, решительность. Благодаря физической работе над собой человек избавляется от вредных привычек, способствует своему интеллектуальном росту.

Для человека, который регулярно занимается физическим самосовершенствованием, жизнь представляется иначе. Он умеет брать на себя ответственность, не боится проблем и смотрит на жизнь более оптимистично. Специалисты выявили, что в ходе физических нагрузок, например, при беге, в организме выделяется гормон радости эндорфин. Состояние бегунов после длительных забегов сравнивают с состоянием слабого алкогольного опьянения.

Работая над спортивными двигательными навыками человек обретает силу и быстроту. Двигательные практические умения тренируют выносливость, упорство, ловкость. Передача теоретических знаний по физической культуре и воспитанию развивает гибкость мышления.

Влияние сокращения нагрузок на организм

сокращения нагрузок на организм

Развитие современных технологий направлено на то, чтобы облегчить или убрать физические нагрузки на организм человека. Появление большого количества транспорта, механизация ручного труда. Многие спортсмены вынуждены отказываться от таких естественных для человека вещей, как лифт или эскалатор, предпочитая ходить по лестницам. Этот способ нагрузки могут использовать люди, которые не имеют времени на занятия спортом.

Сокращение физических нагрузок на организм приводит к ослаблению скелета, сердечной мышцы. Кости начинают трансформироваться, появляются жировые прослойки, человеку становится тяжелее совершать простые действия и движения. Процесс старения идет более интенсивно, организм теряет устойчивость к инфекциям, все это сильно отражается на работоспособности. Неврозы, стрессы при отсутствии физических нагрузок могут привести к развитию болезней сердца и сосудов.

Долгое время считали, что спортом нельзя заниматься людям, имеющим отклонения здоровья от нормы, например, близорукость, заболевания сердца и др. Однако сейчас специалисты, наоборот, указывают на большую пользу физической работы над собой для людей, имеющих различные патологии. Но при этом программу тренировки для них должны составлять только инструкторы, имеющие соответствующее медицинское образование.

Основные этапы самовоспитания

Перед тем как приступить к самосовершенствованию, необходимо провести тщательный самоанализ. Он состоит из следующих этапов:

  •   оценка собственных возможностей в сфере личностных и физических характеристик;
  •  выявление своих сильных и слабых сторон;
  •  разработка программы по преодолению отрицательных качеств.

Самоанализ должен основываться на самонаблюдении, благодаря которому можно оценить совершаемые поступки. Нельзя заниматься самообманом, следует сохранять максимальную беспристрастность. Например, если тренировка была отложена, нужно выяснить причину, по которой это было сделано. Если это болезнь, то работа должна продолжаться в прежнем режиме. Если же поводом послужила лень, следует увеличить мотивацию, которая всегда помогает преодолеть это негативное качество и стать профилактикой для последующих его проявлений.

Важной составляющей является критическая самооценка. Труднее всего ее проявлять подросткам, поскольку они нередко страдают от заниженной самооценки, которая умаляет любые достижения. Поэтому в жизни людей, находящихся в пубертатном периоде, должны участвовать взрослые.

Физическая работа над собой состоит из 2 этапов. Первый основывается на принятии осознанного решения работать над собой. Второй предполагает разработку плана, включающего методы, способы, с помощью которых будет осуществляться самосовершенствование. Планирование должно включать действия, происходящие через некоторые временные интервалы.

Цели, которые определяются человеком, должны соответствовать его возможностям. Человек, недавно начавший бегать, не сможет преодолеть длинные дистанции. Кроме того, такой вид нагрузки может нанести вред его организму или надолго лишить желания проявлять физическую активность.

Третий этап — реализация поставленных задач на практике. Если мешает лень, кроме мотивации можно использовать самовнушение или самоприказ. Полезно вести дневник успеха, в котором необходимо записывать все достижения, даже небольшие, которые появились у человека.

Здоровый образ жизни

здоровый образ жизни

Невозможно заниматься физическим совершенствованием, если не сформирован здоровый образ жизни. Он включает:

  1. Режим дня. Человек должен отводить 8 часов на сон, вставать и ложиться в одно и то же время. Необходимо каждый день уделять время отдыху.
  2. Полноценное питание. Диета не является лучшим вариант для человека, занимающегося спортом. Необходимо включать в рацион те продукты, которые удовлетворят суточную потребность в энергии, витаминах и микроэлементах. Меню должно быть сбалансированным, включать натуральные продукты.
  3. Закаливание. Процесс укрепления организма должен проводиться постепенно с применением разных методов.

Основы физического самосовершенствования

йога

Самооздоровление и самосовершенствование имеют некоторые принципы, придерживаясь которых человек сможет достичь большего успеха в ходе тренировок, исключив переутомление или другие отрицательные последствия. К работе над собой надо подходить сознательно, последовательно, придерживаться поэтапности, регулярности и индивидуализации.

Физическое самовоспитание включает в себя большой комплекс средств, способствующих воспитанию здорового человека, который легко сможет приспособиться к изменяющимся условиям современной жизни. К наиболее распространенным средствам относят режим дня, гигиену, активные игры, движения, упражнения различных видов и т. д.

Специалисты выделяют 5 видов физической культуры:

  1. Базовая. Благодаря ей человек вырабатывает основные жизненно важные физические свойства.
  2. Спорт. Основывается на соревновании.
  3. Адаптивная и лечебная. Применяется для восстановления организма после травм и болезней.
  4. Гигиеническая. Включает в себя зарядку, гимнастику, пробежки, посещение бассейна и другие виды активности, исключающие большую нагрузку на организм.
  5. Рекреативная. Предполагает активный отдых в виде походов.

Результаты хорошей телесной подготовки

результаты телесной подготовки

У человека, имеющего хорошую физическую подготовку, повышается самооценка, улучшается психоэмоциональное состояние, меняется мышление. Регулярные тренировки благотворно влияют на состояние организма, поскольку улучшается кровообращение, что оптимизирует работу внутренних органов благодаря насыщению их кислородом. Физические нагрузки делают человека более стрессоустойчивым.

Участие в командных играх, общение с единомышленникам способствует более глубокому процессу социализации, поэтому неуверенным, сомневающимся людям, испытывающим трудности в общении с окружающим, полезно заниматься физическим самосовершенствованием.

Заключение

Важно помнить, что изнуряющие физические нагрузки не окажут положительного воздействия на характер и организм человека. Любая работа должна приносить радость и удовлетворение. Не следует проявлять излишний фанатизм. Саморазвитие предполагает регулярные тренировки, которые призваны менять тело человека постепенно.

Если человек будет придерживаться всех принципов, он научиться оптимистично смотреть на мир и принимать активное участие в жизни общества.

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ — УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Физическое самовоспитание понимается как процесс це­ленаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ори­ентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспита­ние интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приоб­ретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и за­крепляется в работе, преодолении трудностей стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В каче­стве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

I этап связан с самопознанием собственной личности, выделе­нием ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.

II этап исходя из самохарактеристики определяет цель и про­грамму самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может но­сить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, ме­сяцев.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании спо­собов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, име­нуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, само­внушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самообод­рение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначитель­ные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как под­крепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реали­зации здорового образа жизни.

2

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания

    1 слайд

    Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания

  • Основные изменения наступающие в результате тренировкиФизиологические изменен...

    2 слайд

    Основные изменения наступающие в результате тренировки
    Физиологические изменения, вызванные тренировкой выносливости, у женщин в целом сходны с таковыми у мужчин. Сравнение физиологических показателей в период «устойчивого состояния» при выполнении одинаковой (стандартной) не максимальной аэробной работы до и после определенного периода тренировки выносливости выявляет следующее.

  • Использование аэробных упражнений в соответствии с интенсивностью нагрузки, и...

    3 слайд

    Использование аэробных упражнений в соответствии с интенсивностью нагрузки, и ее объемом.
    Выполнение двигательных действий (напри­мер, базовых движений) и их комбинаций имеет основной целью создание нагрузки на организм за­нимающихся как условия развертывания в нем процессов, которые и обеспечивают поддержание хорошего состояния здоровья и улучшение физи­ческих кондиций.
    Характеристиками «нагрузки» являются ее ин­тенсивность, объем и величина.

  • Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренировочный эффект, о...

    4 слайд

    Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренировочный эффект, от ЧСС во время работы.

    В соответствии с индивидуальным уровнем физической ра­ботоспособности применяются дифференцированные трениро­вочные программы. Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности

  • Затраты времени на занятия аэробными упражнениями в зависимости от их частоты...

    5 слайд

    Затраты времени на занятия аэробными упражнениями в зависимости от их частоты в неделю

    При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно 2-х разовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности — 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов — 4 и более.

  • Предназначение общеразвивающих и специальных физических упражнений, их характ...

    6 слайд

    Предназначение общеразвивающих и специальных физических упражнений, их характеристика и энергозатраты

    Общеразвивающие упражнения – технически несложные движения различными частями тела с разной амплитудой, скоростью движения и мышечным напряжением, направленные на развитие физических качеств.
    К ОРУ в гимнастике относят любые упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.

  • Задачи, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений1. Формирование правил...

    7 слайд

    Задачи, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений

    1. Формирование правильной осанки и устранение ее дефектов.
    2. Укрепление здоровья.
    3. Воспитание физических качеств.
    4. Подготовка организма к большим нагрузкам (разминка).
    5. Формирование двигательных функций.
    6. Обучение правильному дыханию

  • Дозирование физической нагрузки для восстановления и оздоровительного эффекта...

    8 слайд

    Дозирование физической нагрузки для восстановления и оздоровительного эффекта

    Физическая нагрузка — это определённая мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать её объём и интенсивность.
    Объём — это количественная сторона нагрузки, которую можно выполнить за определённый период времени.
    Интенсивность нагрузки — это напряженность усилий за определённый период времени, их концентрация.

  • приёмы дозирования физической нагрузкиизменение числа повторений упражнений...

    9 слайд

    приёмы дозирования физической нагрузки

    изменение числа повторений упражнений;
    ускорение или замедление темпа движений;
    уменьшение или увеличение длительности выполнения упражнений (бег, спортивные или подвижные игры);
    усложнение или облегчение исходных положений (стоя, сидя, лёжа);
    изменение амплитуды движений;
    применение различных отягощений при выполнении упражнений (гантели, набивные мячи);
    сокращение или увеличение интервалов между упражнениями;
    характер отдыха — пассивный или активный.

Для духовно-нравственного возрождения
российского общества необходимо образованное,
физически развитое, нравственно чистое, духовно
богатое поколение подрастающей молодежи. Вместе
с тем, воспитание детей и молодежи в современном
обществе реализуется в условиях экономического
и политического реформирования, которые мало
способствуют улучшению социокультурной жизни
молодых людей. Негативные процессы в социальной
жизни сопровождаются разрушением
нравственно-этических норм; традиций семейного
уклада, в веках основывавшихся на чадолюбии и
целомудрии
; ухудшением здоровья детей и
молодежи, снижением уровня их физической
подготовленности; распространением болезней,
имеющих социальную обусловленность; ростом
депрессий, стрессов, неврозов, агрессивности. На
этом социальном фоне высокие духовные и
нравственности ценности бытия, такие как любовь
к Отечеству, забота о ближних, готовность «отдать
жизнь за други своя
», самоценность личности,
стремление к доброте и отвержение насилия по
отношению к другим, культура поведения
утрачивают свое значение.

Анализ теории и опыта отечественной и
православной педагогической мысли России
позволяет сделать вывод о том, что в воззрениях
как светских, так и православных исследователей
проблем воспитания и развития личности,
отмечается взаимосвязь физической сущности и
духовной сущности личности, неразрывность этой
связи, их тесное взаимодействие и взаимовлияние,
а также возможность и необходимость
организации процесса физического
самовоспитания, ориентированного на
духовно-нравственное воспитание
старшеклассников в условиях Православной
гимназии.

При всем разнообразии формулировок и имеющейся
вариативности во мнениях относительно «широты»
и комплексности понятия «самовоспитание», в
целом содержательная наполняемость в трактовке
различных авторов идентична: самовоспитание
– это процесс самоизменения, самостановления,
самосовершенстования личности и ее
жизнедеятельности. Результатом самовоспитания
является, прежде всего, полное самовыражение
человека в деле, раскрытие своих возможностей,
постоянное руководство собой, развитие своих
достоинств, самоуправление и самоконтроль за
собственным поведением, самостимулирование
своей активности.

Современные исследователи в области
физического самовоспитания, представляют этот
процесс с различных сторон, но большинство из них
рассматривают физическое самовоспитание с
позиций укрепления здоровья,
самосовершенствования физических качеств (силы,
выносливости, улучшения фигуры), овладения
двигательными навыками, воспитания волевых и
нравственных качеств личности. Процесс
физического самовоспитания школьников в
современной школе не связывается с развитием
духовно-нравственной сферы обучаемых.
Физическое самосовершенствование, в зависимости
от целевых установок может приобретать
нежелательный характер общего развития личности
(чувство силы, жестокости и т.п.)

Физическое самовоспитание в условиях
Православной гимназии представлено как процесс
осознанного воздействия на развитие физических
качеств и способностей, укрепление здоровья,
овладение новыми двигательными навыками с целью
реализации своего физического и духовного
потенциала для полезного служения людям,
Отечеству, обществу.

Основная цель организации
физического самовоспитания в условиях
Православной гимназии – это формирование
духовно-нравственной личности, где
системообразующим компонентом выступают
духовно-нравственные ценности бытия (любовь к
ближнему, жизненная установка на служение
ближним, Отечеству, семья, следование принципам
добра и гуманизма в отношении к людям,
требовательность к себе).

Если целевые установки физического
самовоспитания старшеклассников есть цель
укрепления здоровья и саморазвития двигательных
умений, физических способностей организма для
подготовки себя к служению людям, Отечеству,
созданию семьи и поддержанию здорового образа
жизни в ней, воспитанию здоровых детей, то эта
цель носит духовно-нравственный аспект и
выполняет функцию духовно-нравственного
становления личности.

Организация физического самовоспитания
школьников осуществляется в процессе учебных
занятий и во внеучебное время. Организация
работы школьников старших классов над собой в
плане физического самосовершенствования,
ориентированного на духовно-нравственное
воспитание включала несколько этапов:

1 этап — психолого-педагогическая
подготовка;

2 этап — практическая организация;

3 этап – стимулирующий;

4 этап – контрольно-коррекционный;

На первом этапе в ходе психолого-педагогической
подготовки
— формирование значимых мотивов,
чтобы учащиеся включились в работу над собой в
плане физического самосовершенствования и
духовно-нравственного саморазвития, на втором –
практическая организация
— обучение
учащихся методам и приемам работы над собой в
плане физического и духовно-нравственного
саморазвития, овладение методикой
самостоятельных занятий физическими
упражнениями; на третьем – стимулирование
— создание педагогических условий, методических
приемов для дальнейшего развития процесса
физического самовоспитания, ориентированного на
духовно-нравственное воспитание учащихся 9-11
классов; на четвертом – контрольно-коррекционный
– определение результативности процесса
физического самовоспитания, постановка новых
целей самовоспитания.

В процессе психолого-педагогической
подготовки школьники включаются в процесс
самопознания и самосознания. Эти процессы
организовываются относительно изучения своего
физического состояния и духовно-нравственной
сферы. По программе «Мониторинг здоровья» с
помощью известных методов самопознания
старшеклассникам – самонаблюдение, самоанализ и
самооценка, они оценивают свой уровень
физического развития и уровень физической
подготовленности. Уровень физического развития
характеризуется показателями телосложения и
показателями здоровья, отражающих
функциональное состояние физиологических
систем организма. Физическая подготовленность
как результат физической подготовки выражается
в показателях развития физических качеств (силы,
выносливости, скоростно-силовых, скоростных,
координационных и др.), определяется в процессе
сдачи тестовых упражнений. Учащиеся принимают
непосредственное участие в процессе
самопознания. Например, физическое состояние они
оценивают до занятий физическими упражнениями и
после по общему самочувствию и частоте сердечных
сокращений. Чем быстрее они научатся
самооценке своего физического состояния и
умению находить причины их несовершенства, тем
заметнее у них проявляется осознание
недостаточно высокого уровня знаний в области
физического самовоспитания и необходимой работы
над собой в плане физического
самосовершенствования. Самопознание
духовно-нравственной сферы осуществляется
относительно знаний отечественной православной
культуры, духовного наследия родного края,
своего духовного мира, проявление уровня
нравственной культуры. Для организации
включения старшеклассников в процесс осознания
необходимости работы над собой в плане
физического самосовершенствования и
духовно-нравственного саморазвития проводятся
индивидуальные и коллективные беседы,
анкетирование, тестирование, после чего делаются
соответствующие выводы.

У старшеклассников возникает ряд противоречий:
между «я» — реальным, и «я» — желанным (в плане
физического состояния и духовно-нравственного
развития), между имеющимися знаниями и теми,
которые необходимы для достижения результата,
между поставленной целью и незнанием технологии
организации процесса самовоспитания, которые
формируют потребность работы над собой в плане
физического самосовершенствования и
духовно-нравственного развития.

Для формирования мотивов работы над собой в
плане физического самосовершенствования
проводятся лекции, круглые столы, беседы о роли и
значимости физического самовоспитания, показ
фильмов, беседы с врачом и психологом. В ходе
этого решаются три задачи: показать сущность
физического самовоспитания в тесной взаимосвязи
с духовно-нравственным развитием личности;
познакомить с физическим самовоспитанием как
важным и необходимым средством физического
совершенствования. Например, беседа врача на
тему: «Двигательный режим и здоровье» знакомит
старшеклассников с явлением гиподинамии,
обусловленной недостаточной двигательной
активностью человека. На основе данных
педагогики, психологии и физиологии проводится
мысль о том, что при низком уровне физической
подготовленности невозможно добиться нужных
результатов только в процессе уроков физической
культуры, необходимо заниматься активно
самостоятельно. Затем раскрывается значимость
физического самовоспитания как действенного
фактора и средства воспитания духовности и
нравственности. До учащихся доносится мысль, что
для того, чтобы, например:

а) создать здоровую семью, родить и воспитать
здоровых детей;

б) реализовать себя в выбранной профессии,
добиться роста карьеры;

в)добросовестно служить Отечеству;

г) быть здоровым и выносливым с целью полезного
служения людям — необходимо активизировать
работу над собой в плане физического
самосовершенствования и духовно-нравственного
развития.

Компонент содержания физического
воспитания и самовоспитания включает знания из
области физической культуры, а также знания о
душе, духовности и нравственности в высоком
смысле понимания красоты и правильности
взаимоотношения с другими людьми, природой, с
самим собой, православное учение о свободе
выбора ценностных ориентиров и свободе
следования им, о свободе совести и постоянного
саморазвития своего духовного мира.

Основные формы освоения теоретической части:
школьная лекция, вводная теоретическая часть
уроков физического воспитания, информационные
сообщения и др.

Теоретическая часть

Раздел: Личность

Понятие личности в светском и православном
понимании. Духовность. Нравственность.
Духовно-нравственная сфера личности.
Духовно-нравственные ценности. Роль физической
культуры в формировании личности. Взаимосвязь
физического самосовершенствования и духовного
саморазвития личности.

Раздел: Физическое самовоспитание

Понятие «самовоспитание». Физическое
самовоспитание в системе развития и воспитания
человека. Роль физического самовоспитания в
формировании духовно-нравственной личности.
Основные приемы и методы физического
самовоспитания. Составление личных планов и
программ физического самовоспитания. Методика
самостоятельных занятий физическими
упражнениями.

Задачей педагогического руководства на втором
этапе является совершенствование
психолого-педагогической подготовки и
практическая организация физического
самовоспитания с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей. В этот период
старшеклассники овладевают методикой
самостоятельных занятий физическими
упражнениями, приемами работы над собой,
составляются программы физического
самовоспитания и личных планов. Программа и
личный план работы над собой составляются
занимавшимися вариативно, в зависимости от
мотивов физического самовоспитания, опыта
работы над собой и индивидуальных особенностей.
Программа физического самовоспитания
составляется на год, а личный план (таблица 1) —
вначале на две недели, а затем, в случае его
успешного выполнения — на месяц.

Программа и личный план включают
задачи деятельности, основные методы и средства,
формы физического самосовершенствования и
духовно-нравственного саморазвития (таблица 1).

Основные средства физического
самосовершенствования:

1) ходьба и бег, плавание, лыжи, велосипед,
катание на коньках, ритмическая и атлетическая
гимнастика, занятия на тренажерах и др.
(использовать целенаправленно, сознательно и
систематически);

2) участие в организации и проведении
спортивно-массовых мероприятий.

Основные средства духовно-нравственного
саморазвития:

1) написание рефератов;

2) выполнение тематических заданий по изучению
истории и традиций отечественной православной
культуры, исследованию духовного наследия
родного края, города.

При планировании программы и личного плана со
стороны учителя оказывается помощь советами,
консультациями, рекомендациями. Под
руководством учителя старшеклассники
знакомятся с приемами и методами самовоспитания.

Таблица 1.

Примерный личный план физического
самовоспитания, направленного на
духовно-нравственное воспитание
старшеклассников

Задачи деятельности Методы и средства
самовоспитания
Всесторонне физическое развитие Ритмическая (девушки) гимнастика и
атлетическая гимнастика (юноши)
Повышение уровня физической
подготовленности
Посещение секции плавания
Изучение духовного наследия родного
края, города.
Туристический поход и интенсивная
прогулка к святым местам родного края, города.
Форма – экскурсия
Овладение новыми двигательными
навыками
Научиться играть в русскую лапту,
городки, кататься на коньках
Сформировать желание и готовность
прийти на помощь другому человеку
Научиться оказывать первую медицинскую
помощь
Воспитание любви к Отечеству Подготовить рефераты по краеведению

Содержательно-ориентированные формы
организации процесса физического
самовоспитания: русские народные подвижные игры,
туристические походы, пешие и лыжные прогулки по
святым местам родного края и России, проведение
оздоровительных и спортивных мероприятий (дни
здоровья и спорта), связанных с историей и
традициями отечественной православной культуры,
экскурсии, тематические задания,
исследовательская работа, подготовка
тематических стенгазет и стендов — выстраивают
пространство для духовно-нравственного
воспитания старшеклассников.

Чтобы стремление работать над собой не
утрачивало остроты, чтобы старшеклассники не
успокаивались на достигнутом, периодически
осуществляется стимулирование данного
процесса. Для этого используются: отчет о
выполнении личного плана и программы
физического самовоспитания; сравнение данных,
характеризующих состояние физического
самовоспитания, физических качеств; сравнение
динамики развития духовно-нравственной сферы.

Система стимулирующих и направляющих
подкреплений, в роли которых выступает успех
в достижении намеченных результатов, обусловила
разработку новых оценочных систем – рейтинговой и
очковой. Разрабатывается также содержательная оценка;
самостоятельная деятельность по оцениванию
самими учащимися – «Журнал достижений»,
«Дневник самоконтроля».

Контрольно – коррекционный этап ориентирует
обучаемых на осознание себя, при помощи изучения
и сравнения собственного физического
самосовершенствования и духовного развития;
умение конструировать процесс физического
самовоспитания, имеющего духовно-нравственный
аспект; владеть приемами самовоспитания;
развивать способности умения самоуправления и
саморегуляции; постановка новых целей
физического самовоспитания.

Результативность физического самовоспитания
как фактора и средства духовно-нравственного
становления старшеклассников предлагается
оценить по схеме:

Старшеклассник должен:

Знать:

  • состояние своего здоровья (показатели
    физического развития, уровень физической
    подготовленности);
  • основы гигиены;
  • значение здорового образа жизни;
  • роль физической культуры в формировании
    личности;
  • методику самостоятельных занятий физическими
    упражнениями;
  • технологию организации физического
    самовоспитания;
  • историю и традиции отечественной православной
    культуры;
  • духовное наследие родного края и города;

Уметь:

  • заботиться о своем здоровье и здоровье близких
    людей;
  • провести беседу о значимости физического
    самосовершенствования и духовно-нравственного
    саморазвития в формировании личности;
  • выполнять самостоятельно физические
    упражнения;
  • составлять программу физического
    самовоспитания, имеющего духовно-нравственный
    аспект;
  • предупреждать заболевания;
  • охранять природу;
  • культурно вести в обществе;
  • поддерживать гуманное и доброе отношение к
    людям;
  • оказывать помощь;

Действия:

  • постоянно работать над собой в плане
    физического самосовершенствования и
    духовно-нравственного саморазвития;
  • посещать секцию по виду спорта;
  • участвовать в организации и проведении
    спортивно-массовых мероприятий;
  • владеть приемами самовоздействия и
    самоуправления;
  • вести исследовательскую работу по истории и
    традициям отечественной православной культуры;
  • применять средства физического
    самосовершенствования и духовно-нравственного
    развития на благо других людей;
  • стремиться к физическому и
    духовно-нравственному совершенству.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование сочетает методы и приемы, направленные на создание гармоничного человека.  Спорт сейчас приобретает популярность среди молодежи, вытесняя вредные привычки. Пропаганда физкультуры возвращается!

Самосовершенствование – основа яркой жизни

Хорошее самочувствие позволяет выполнять обязанности, вести насыщенную, яркую жизнь. Сила воли играет важную роль, помогая ставить перед собой цели и задачи.

Основные задачи физического развития:

  1. Укрепление организма. Сюда входит физическое совершенствование двигательных навыков, улучшение здоровья, выносливости;
  2. Подготовка подрастающего поколения к армии, будущей работе;
  3. Приобретение уважения к активным развлечениям, спорту;
  4. Раскрытие спортивных способностей.

Роль физической культуры в развитии духовно-развитой личности тоже присутствует – физкультура дисциплинирует, учит ответственности. Физическое совершенствование повышает трудовую, социальную активность, что способствует экономическому развитию страны.

Активные игры с друзьями – полезное времяпровождение

Влияние физкультуры

Значение физической культуры в развитии личности велико – благодаря раскрытию возможностей вырабатывается объективная самоуверенность, умение преодолевать трудности, смелость, решительность. Физкультура вырабатывает целомудренные взгляды, вытесняет вредные привычки, помогает интеллектуальному развитию.

Люди, уделяющие внимание физическому самосовершенствованию, оптимистичней смотрят на трудности. Есть теория, что при занятиях бегом вырабатываются эндорфины. Состояние бегуна после длительной дистанции даже сравнивают с состоянием легкого опьянения.

Основы самосовершенствования
Физкультурное образование Воспитание качеств
Формирование спортивных двигательных навыков Сила, быстрота
Формирование двигательных практических навыков, умений Выносливость, ловкость
Передача теоретических физкультурных знаний Гибкость

Влияние сокращения нагрузок на организм

Стремление к облегчению нагрузок ярко выражено – появились личные автомобили, уменьшилась потребность в ручном труде. Некоторые спортсмены отказываются от лифтов, эскалаторов. Стоит прибегнуть к этому методу не находящим время на занятия спортом.

Значительное снижение нагрузок грозит слабостью скелетных мышц, сердечной мышцы. Происходит перестройка костей, появляется лишний вес, падает работоспособность, ускоряется процесс старения, снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям. Нервное перенапряжение с отсутствием нагрузок грозит развитием сердечно-сосудистых заболеваний.

Среди врачей была точка зрения, что нагрузки вредны для пациентов с болезненными отклонениями от норм. Из-за этого доступ к большому спорту для близоруких, людей с аномалиями сердечно-сосудистой системы был практически закрыт. Сейчас это мнение изменилось. Врачи подтверждают – спорт помогает скорейшему выздоровлению. При близорукости помогает настольный теннис. Это хорошая зарядка для людей с плохим зрением.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование порождает здоровье, силу, ловкость, работоспособность, выносливость.

Основные этапы самовоспитания

Для начала нужно заняться самоанализом. Он включает:

  • Объективную самооценку себя как личности, своих возможностей;
  • Выяснение своих плюсов и минусов;
  • Преодоление негативных сторон личности.

Самонаблюдение представляет собой метод, включающий объективную оценку поступков. Главное при этом – избегать самообмана. Если спортсмен пренебрег тренировкой, нужно выяснить точную причину его поступка. Возможно, это лень. Бывают другие причины – болезнь, слишком интенсивная предыдущая тренировка или отсутствие мотивации. Самоанализ помогает установить причину, предотвратив ее появление впредь.

Критическая оценка помогает при самовоспитании. Для подростков этап затруднителен – они склонны обесценивать свои достижения, страдать от заниженной самооценки. При критической оценке важно участие взрослых людей.

Первый этап физического самосовершенствования заключается в осознанном решении работать над собой. Второй – в составлении конкретного плана, определении целей. При планировании нужно расписать действия, совершенные при определенном временном интервале.

Для успешного достижения цели нужно уметь ставить адекватные, подходящие для конкретной личности, небольшие задачи. Нет смысла типичному офисному работнику сразу бежать длинные дистанции. Для начала неплохо ограничиться пешей прогулкой. Невыполнимая задача может отбить надолго желание заниматься спортом.

Для начала можно совершить длительную прогулку по лесу, а после появится желание бежать

Третий этап заключается в практическом выполнении поставленных задач. Если одолевает лень, можно воспользоваться различными методами убеждения – самовнушение, приказ.

Для поддержания мотивации можно вести дневник достижений. Записывать туда можно все, что вы считаете достойным шагом вперед.

Здоровый образ жизни

Физическое самовоспитание и самосовершенствование подразумевает ведение здорового образа жизни. Сюда входят:

  • Соблюдение режима дня. Трудовая деятельность, отдых, сон. Хронический недосып не поможет активным занятиям спортом. Отсутствие трудовой деятельности влечет за собой еще большую лень.
  • Рациональное питание. Часто здоровый образ жизни ассоциируют с диетами, ограничениями в еде. Приобретают популярность несбалансированные диеты, порождающие проблемы пищевого поведения – анорексия, булимия. Часто это касается девушек подросткового возраста. Естественно, ни о каких спортивных достижениях речь не идет. Важно учиться питаться сбалансировано, не переедая. Хронические переедания тоже не способствуют активным тренировкам.
  • Разумное внедрение методов закаливания.

Заключение

Крепкое здоровье демонстрирует значение физической культуры в развитии личности. Пренебрежение нагрузками и неправильные привычки приводят к ужасающим последствиям, даже для молодых людей.

Медицина продвигается вперед, но болезни можно предотвратить, занимаясь спортом и правильно питаясь. Без крепкого здоровья страдают остальные аспекты.

Физическое самосовершенствование улучшает качество жизни, уменьшая потребность обращения за лечебной помощью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить формулу реакции соединения
  • Найти кабинет дубмана как открыть дверь
  • Как найти ско в экселе
  • Как найти спонсора в америке
  • Как найти игру в мастерской стим