Как составить линейный алгоритм для 4 класса

В нашей школе уроки информатики, начиная с
четвертого класса, строятся с опорой на
программно-методический комплекс
“Роботландия”.

Работая над темой “Игровые технологии” я
пришла к выводу, что играть любят абсолютно все,
включая взрослых. Игра обязательно должна быть
включена в урок, проводимый в младших классах.
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности”, — говорил В. А. Сухомлинский.
Не случайно практически все обучающие
компьютерные программы построены с
использованием игровых методик. Игра, включая в
себя практически все формы работы (диалог, работа
в группе и т.д.), предоставляет широкие
возможности для развития ребенка, его творческой
деятельности. Это только кажется, что играть
легко, на самом деле игра требует большой отдачи
и выдержки. Но и от учителя потребуется немало
усилий. А то, что игра развивает, уже никто не
подвергнет сомнению. Игра активизирует ум,
развивает воображение, психологическую
пластичность, учит соблюдать правила, дает
возможность проявить себя. Игра превосходная
помощница в деле сплочения коллектива.

Все игры, какого бы типа они ни были, решают
основные задачи, стоящие перед учителем:
воспитательную, образовательную, развивающую,
развлекательную. Но игра не должна стать
самоцелью, её необходимо органично вплетать в
ход урока. Это могут быть и просто игровые
моменты: ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы и
т.д. Часто приходится изобретать свой, новый тип
игры. Чаще всего на уроках информатики в
начальной школе используются игры, основанные на
ролевой. Пример использования ролевой игры
описан ниже в конспекте урока. Специально для
этого урока создана демонстрация “Алгоритм.
Линейный алгоритм”, делающая материал более
наглядным и экономящая время (не надо делать
записи на доске).

Основная цель игры – поднять интерес учащихся
к учебе и тем самым повысить эффективность
обучения. Что и происходит на деле.

Тема урока: Алгоритм. Линейный алгоритм.

Цель урока: Познакомить школьников с
понятиями алгоритма и линейного алгоритма.

Задачи урока:

образовательные:

  • создать условия для формирования первичного
    представления об алгоритме, его исполнении;
  • познакомить учащихся с понятиями “алгоритм”,
    “линейный алгоритм”;

развивающие:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать познавательный интерес, логическое
    мышление;
  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • развивать память, внимание;
  • формировать интерес к изучению предмета;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитание активности;

Тип урока: комбинированный урок.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. объяснение нового материала;
  3. обобщение и систематизация знаний
  4. физкультминутка;
  5. компьютерный практикум;
  6. домашнее задание;
  7. подведение итогов урока.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • исполнитель “перевозчик” из ПМК
    “Роботландия”
  • маски волка и козы, изображение капусты, весло
    из картона.
  • демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои пытливые умы! Тему
сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете
ребус.

Ученики разгадывают ребус на экране проектора.

Учитель: Запишите в тетрадь число и тему
урока: “Алгоритм. Линейный алгоритм”.

Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на
ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо
насколько можем и запомним место на стене, куда
дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь
вернемся в исходное положение. И сейчас снова
повернемся, вправо, но постараемся посмотреть
еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так
чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У
всех получилось посмотреть во второй раз дальше?
Я и в первый раз попросила вас повернуться, так
как только вы сможете. Но во второй раз все
повернулись гораздо дальше. А получилось так
потому, что перед нами стояла цель – увеличить
предыдущее достижение. Так вот, юные информатики,
всегда, когда у человека есть цель, он может
добиться гораздо большего. Итак, наша цель на
уроке – узнать, что такое алгоритмы, где и когда
мы их используем, зачем они нам нужны и
познакомиться с одним из видов алгоритмов –
линейным.

2. Объяснение нового материала

Учитель: Вы решили порадовать маму и в день её
рождения испечь любимый торт. Для этого вы
возьмете кулинарную книгу и найдете там
подходящий рецепт. Например такой (на экране):

Торт “Пай”

Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3
стакана муки, 1 ч.л. соли.

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1
стакан муки.

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра,
полстакана сахарной пудры.

Муку и масло положить в миску, порубить ножом,
чтобы получилась маслянистая крупа, влить
сметану, смешанную солью. И быстро замесить
тесто. Разложить его на смазанный маслом
противень ровным слоем, прижимая пальцами,
поставить в хорошо нагретую духовку и слегка
подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной
начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для
бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь.
Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть
торт, и обсыпать сахарной пудрой.

Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно
выполнить определенную последовательность
действий, описанных в рецепте. Такую
последовательность действий принято называть
алгоритмом. Обратите внимание на экран:

Алгоритм – это задание, состоящее из команд.
Чтобы решить поставленную задачу, нужно
выполнить команды одну за другой без ошибок.

Учитель: Таким образом, алгоритм –
последовательность действий, приводящая к
достижению заранее поставленной цели. Запишем
это определение себе в тетрадь.

Учитель: Алгоритм, в котором все действия
выполняются в заданном порядке, не повторяясь,
называют линейным.

Дети: Записывают в тетрадь.

Учитель: При составлении алгоритма нужно
быть очень внимательным, поскольку даже от
одного знака может зависеть смысл всего
алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь
должен был подписать указ: “Казнить нельзя
помиловать!” (на экране). Смысл меняется только
от перестановки запятой. Сравните:

Казнить нельзя, помиловать!

Казнить, нельзя помиловать!

Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее — алгоритмы нужны
для того, чтобы можно было сложные действия
разбивать на простые, которые легко выполнить.
Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как
легко этот процесс описывает рецепт из
кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает
решение сложной задачи.

3. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать
алгоритмом приказ, отданный царем из другой
сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не
знаю что”?

Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и
что именно принести. Алгоритм задан неточно,
непонятно.

Учитель: Давайте попробуем исполнить
несколько линейных алгоритмов (один человек
работает у доски, остальные в тетради).

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ.
  2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
  3. Убери 2 первых буквы.
  4. Припиши слева букву О.
  5. Припиши слева букву Т.
  6. Припиши слева букву Ш. (Шторм)

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ.
  2. Убери третью букву.
  3. Замени последнюю букву на К.
  4. Прочитай слово справа налево (Кот)

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.
  2. Замени первую букву на букву Л.
  3. Убери третью букву.
  4. Убери третью букву.
  5. Убери третью букву.
  6. Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)

Учитель: А сейчас немного поиграем.

Что ж, начну я по порядку,
Загадать хочу загадку…
Загадка будет про мужика,
Ох, и смышлен он был наверняка,
Но для игры нам нужны персонажи.
Какие? А это очень важно!
Их вы сразу узнаете,
Как другие мои загадки отгадаете.

Загадка первая.

Зубастый, сероватый, по полю рыщет, телят да
овец ищет.

Правильно, волк. Вы ответили верно. И будете у
нас персонажем первым.

Загадка вторая.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

Верно вы ответили сейчас, будете вторым
персонажем у нас.

Загадка третья.

Натянута на рубашку рубашка и все нараспашку.
(Капуста)

Команда есть у нас, поприветствуем её дружно,
что же нам еще нужно?

Нужен нам еще самый смышленый! Сейчас мы его и
выявим.

Загадка:

Два батрака выкапывают 2 метра канавы за 2 часа.
Сколько батраков за 5 часов выкопают 5 метров
канавы? (2 батрака)

Верно ответившие ребята одевают маски волка и
козы, “дед” берет весло в руки, а “капусте” на
грудь прикалывается изображение капусты.

Учитель: Жили были Дед и Бабка. Отправила
Бабка Деда на базар, купить кочан капусты для
супа, козу, чтобы всегда было молоко и волка на
воротник для шубы. Базар находился на другом
берегу реки, Дед сел в лодку и отправился в путь.
Все купил, а как перевезти не знает. В лодочке он
может поместиться только с кем-нибудь одним: либо
с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар
“не дружный”! Если уедет он с волком – коза
съест капусту. Уедет с капустой – волк съест
козу. Только в присутствии деда они ведут себя
смирно. Как же ему быть? Решать вам – наши
артисты.

Ученики – артисты решают задачу, играя свои
роли.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте
коротко запишем решение этой задачи себе в
тетрадь.

Алгоритм:

4. Физкультминутка “Моя тетя”

Строчка стихотворения Движение
Моя тетя живет в Бразилии. {Руки на поясе, вращательные движения
туловищем}
У неё вот такой палец! {Показываем большой палец и вертим
кистями рук}
Она вертит головой вот так! {Повороты головы}
Плечами пожимает вот так! {Плечи вверх — вниз}
Подпрыгивает вот так! {Несколько раз подпрыгнуть на месте}
Ногами дрыгает вот так! {Помахать ногами}
Вздыхает вот так! {Глубокий вдох — выдох}
И при этом говорит “Ах, какая я
красивая!”
{Каждый проговаривает и хлопает в
ладоши}

5. Компьютерный практикум

Учитель: У этой задачи есть второе решение,
его мы попробуем найти, используя программу
“Перевозчик” из Роботландии.

Дети: садятся за компьютеры и работают
самостоятельно. Когда основная масса справится с
заданием, один из учеников садится за компьютер,
подключенный к проектору, и показывает решение. В
случае затруднения остальные помогают.

6. Домашнее задание

Учитель: ваше домашнее задание – составить
алгоритм, а какой — выберите сами.

Алгоритм (на экране):

  1. “Собираюсь в школу”;
  2. “Собираюсь на рыбалку”;
  3. “Как построить скворечник”
  4. “Как решить задачу по математике”
  5. “Как сделать уборку дома”.

7. Подведение итогов

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось
чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А
начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я
узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или
“Сегодня мне не понравилось …”.

Приложение

Литература, использованная при подготовке к
уроку

  1. Колодий И.М. Урок-игра “Путешествие по
    компьютерному лабиринту”.//Информатика в школе.
    № 8 -2005. –М.: Образование и информатика, 2005.
  2. Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н. и др.
    “Роботландия 96”. Информация, алгоритмы,
    компьютеры. Раздел 1. Пособие для учителя. –
    Переславль – Залесский, 1996.
  3. Тимофеев О. Н.Рецепты веселой вечеринки: Игры,
    розыгрыши, забавы. –Ярославль: Академия
    развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Чернова Г.К. Урок информатики во II классе на тему
    “Алгоритмы. Исполнители
    алгоритмов”.//Информатика в школе. № 8 -2005. –М.:
    Образование и информатика, 2005.

Урок

Тема: «Линейный алгоритм»

Цели урока:

1.
Обучающие
— Знакомство учащихся с
понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм», «шаг алгоритма», «составитель и
исполнитель алгоритма».

2.
Развивающие
— Формирование приемов
логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к
предмету, развитие умения планировать свою деятельность и составлять линейные
алгоритмы.

3.
Воспитательные
— Воспитание
необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами.
Воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при работе с
исполнителем.

Дидактические основания
урока:

— методы обучения:
эвристический (частично-поисковый);

— тип урока:
комбинированный;

— формы учебной работы
учащихся: фронтальная работа, игра, индивидуальная работа за компьютером.

План урока:

    1. Оргмомент
    2. Актуализация знаний
    3. Новая тема
    4. Физкультминутка
    5. Закрепление
    6. Домашнее задание
    7. Итоги урока

Ход урока

1.    Оргмомент

Приветствие

2.    Актуализация знаний

Для того, чтобы перейти к изучению темы
урока, немного вспомним понятия, с которыми работаем. Итак…

Какие информационные процессы вы знаете?
(хранение, обработка, передача)

Приведите примеры: хранения информации, передачи
информации, обработки информации.

Сегодня мы будем продолжать работу с
информационным процессом – обработка информации.

Задание.
Возьмите карточки и пройдите по заданному стрелками пути.

↓→→→→↑↑↑↑↑←←←←↑↑→→→→↓

Похвалить. Я желаю вам, чтобы сегодняшний
материал вы освоили в совершенстве, на что указывает результат этой работы.
Сверьте свои изображения с верным ответом. (Ответ в презентации.)

Мог ли получиться другой рисунок? (ошибки)
Какие могли произойти ошибки? (неверная стрелка, пропущенная стрелка, лишняя стрелка)

Т.е. произошли бы ошибки при передачи
информации. А какой еще информационный процесс происходил при выполнении вами
задания? (обработка)

Каким образом вы обрабатывали информацию? (по
шагам, по действиям, по порядку)

Т.е. вам была дана последовательность
действий, а вы ее выполняли для достижения конкретного результата. Если на
уроках русского языка и литературы такую последовательность действий вы
называете планом, на уроках математики – порядком действий,
на уроках труда – инструкцией, то на уроках информатики – будем
называть алгоритмом.

3.    Новая тема «Линейный алгоритм»

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?
(познакомиться с понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм», рассмотреть примеры
алгоритмов, научиться составлять алгоритмы).

Еще раз повторим, что такое алгоритм?

Алгоритм
-это последовательность действий, выполняемая для достижения конкретной цели.

Алгоритм состоит из команд или шагов,
которые представляют собой по одному законченному действию.

Дети, а как бы вы назвали того, кто выполняет
алгоритм? (выполнитель, рабочий, исполнитель)

Объект, умеющий выполнять шаги алгоритма,
называется исполнителем.

Приведите примеры алгоритмов и их
исполнителей. (птица вьет гнездо, бобр строит себе дом) А из вашей повседневной
жизни?

Типов алгоритмов несколько. Самый простой –
линейный, с которым мы сегодня будем работать.

Линейный алгоритм – это алгоритм, содержащий несколько шагов, которые выполняются строго
друг за другом.

Пример: алгоритм лепки снеговика. Вы с ним
знакомы. Данный алгоритм понятен даже ребенку, любому человеку. В моем
алгоритме 9 шагов, а вашем может быть больше или меньше.

Но все шаги алгоритма должны быть описаны детально,
точно и однозначно.

А вам интересно, откуда появилось слово
алгоритм?

Катя (Покатило) вам расскажет об этом. {историческая
справка}

Слово алгоритм
произошло от
algorithm – латинского написания слова аль-Хорезми, под
которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма (города
в современном Узбекистане) Мухаммеда аль-Хорезми, жившего в первую половину
IX века.
В своей книге «Об индийском счете» он изложил правила записи натуральных чисел
с помощью арабских цифр и правила действия над ними «столбиком», знакомые
теперь каждому школьнику. В
XII веке эта книга была переведена на латынь и
получила широкое распространение в Европе.

4.    Физкультминутка

Сейчас выполним алгоритм, исполнителями
которого я предлагаю быть вам.

Я буду называть шаги алгоритма, а вы будете точно
их выполнять.

1)     
Встаньте

2)     
Повернитесь к центру класса

3)     
Сделайте небольшой шаг вперед

4)     
Посмотрите на соседа слева

5)     
Посмотрите на соседа справа

6)     
Посмотрите перед собой

7)     
Закройте глаза

8)      
Откройте глаза

9)     
Повернитесь ко мне

10)  Поднимите
руки вверх

11)  Хлопните
в ладоши два раза

12)  Опустите
руки вниз

13)  Встряхните
руками

14)  Садитесь
на свои места

В роли кого вы были? (исполнители алгоритма)

В роли кого была я? (составитель алгоритма)

5.    Закрепление

«Мир информатики – 1 год обучения» тема
«Пример исполнителя»

«Мир информатики 2» → Исполнитель → «Изучить
лучше!» (рассмотреть пример 1, может быть еще и 2для тех кто справился с
простыми заданиями)

На следующем уроке мы продолжим работать с
исполнителем Транспортер.

Сегодня вы были в двух ролях: исполнители и
составители алгоритмов. Какая роль понравилась больше?

6.    Домашнее задание

Т.к. вам понравилась роль составителей
алгоритма, то для вас следующее домашнее задание.

Составить и записать в тетрадь

ü  У кого
есть компьютер – алгоритм выключения компьютера

ü  У кого
нет компьютера – алгоритм сбора портфеля на понедельник.

Посчитайте количество шагов и определите исполнителя.

7.    Итоги урока

Для того, чтобы вы хорошо выполнили домашнее
задание давайте еще раз повторим основные понятие сегодняшнего урока.

·        
Что такое алгоритм

·        
Шаг алгоритма

·        
Линейный алгоритм

·        
Исполнитель алгоритма

·        
Составитель алгоритма

Вы сегодня отлично поработали, выполнили все
задания.

Особенно хотелось бы отметить работу …
(оценки)

Благодарю за внимание, урок окончен.

Составление и исполнение линейного алгоритма. Учебник для 4 класса. Матвеева Н. В. , Челак

Составление и исполнение линейного алгоритма. Учебник для 4 класса. Матвеева Н. В. , Челак Е. Н Выполнила: студентка 3 курса 05 -407 группы Насибуллина А. Ф.

Цель: § Понять, какие бывают алгоритмы и как их записывают. § Научиться создавать алгоритмы

Цель: § Понять, какие бывают алгоритмы и как их записывают. § Научиться создавать алгоритмы в текстовой и графической форме, определять и называть вид алгоритма, отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением.

СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ Словесная Блок-схема Графическая 4 из 18

СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ Словесная Блок-схема Графическая 4 из 18

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим. «ЗАВТРАК В

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим. «ЗАВТРАК В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. НАЧАЛО. Зайти в столовую. Вымыть руки. Сесть за стол. Взять вилку. Съесть завтрак. Отнести посуду в мойку. Вымыть руки. СТОП.

Словесная форма Переход улицы: Пример: 1. 2. 3. 4. 5. 6. НАЧАЛО Подойти к

Словесная форма Переход улицы: Пример: 1. 2. 3. 4. 5. 6. НАЧАЛО Подойти к переходу. Посмотри на светофор. Дождаться зеленого света Перейти улицу СТОП 6 из 18

Графическая запись алгоритма 1 2 3 4 5 6 7 из 18

Графическая запись алгоритма 1 2 3 4 5 6 7 из 18

Блок-схема Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал Начало или конец прямоугольник Команды

Блок-схема Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал Начало или конец прямоугольник Команды (шаги) ромб Условие (вопрос) Последовательность действий 8 из 18

9 из 18

9 из 18

Переход улицы Начало Подойти к переходу Посмотреть на светофор Дождаться зеленого цвета Перейти улицу

Переход улицы Начало Подойти к переходу Посмотреть на светофор Дождаться зеленого цвета Перейти улицу Конец 10 из 18

Составь схему алгоритма «Завтрак в школьной столовой» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Составь схему алгоритма «Завтрак в школьной столовой» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. НАЧАЛО. Зайти в столовую. Вымыть руки. Сесть за стол. Взять вилку. Съесть завтрак. Отнести посуду в мойку. Вымыть руки. СТОП.

 «Завтрак в школьной столовой» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. НАЧАЛО. Зайти

«Завтрак в школьной столовой» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. НАЧАЛО. Зайти в столовую. Вымыть руки. Сесть за стол. Взять вилку. Съесть завтрак. Отнести посуду в мойку. 8. Вымыть руки. 9. СТОП. НАЧАЛО Зайти в столовую Вымыть руки Сесть за стол Взять вилку Съесть завтрак Отнести посуду в мойку Вымыть руки КОНЕЦ

 Подведение итогов § Ответьте на вопросы: § Что необходимо знать при разработке алгоритма?

Подведение итогов § Ответьте на вопросы: § Что необходимо знать при разработке алгоритма? § Перечислите известные вам формы записи алгоритмов. § Какие геометрические фигуры используются в блоксхеме? § Какие алгоритмы называют линейными?

Домашнее задание. Рабочая тетрадь § 16, стр. 25 -28.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь § 16, стр. 25 -28.

Каждый человек на протяжении своей жизни решает множество задач разной сложности. Но даже самые простые из задач выполняются последовательно, то есть за несколько шагов. Эту последовательность можно назвать алгоритмом. Последовательности бывают разные, но начинать их изучение лучше всего с линейных.

Algo_970x90-20219-0c5b45.png

Прежде чем приступить к рассмотрению основной темы статьи, следует сделать краткое отступление и сказать несколько слов про алгоритмический язык.

Алгоритмический язык

Представьте, что человеку, работающему за компьютером, поставлена некая вычислительная задача. В языке программирования решение этой задачи выполняется с помощью алгоритмизации. Решение предполагает:
— разбиение на этапы;
— разработку алгоритма;
— составление программы решения на алгоритмическом языке;
— ввод данных;
— отладку программы (возможны ошибки — их надо исправить);
— выполнение на ПК;
— анализ результатов.

Алгоритмический язык является средством описания алгоритмов, а уже алгоритм, в свою очередь, представляет собой чёткое описание определённой последовательности действий, направленных на решение необходимой задачи.

Свойства алгоритма

Их несколько:
конечность. Любой алгоритм должен быть завершённым, а окончание наступает после выполнения определённого числа шагов;
однозначность, понятность. Не допускается разных толкований, неопределённости и двусмысленности — всё должно быть чётко и ясно, а также понятно исполнителю — и правила выполнения действий линейного алгоритма, и сами действия;
результативность. Итог работы — результат, полученный за конечное число шагов;
универсальность, массовость. Качественный алгоритм способен решать не одну задачу, а целый класс задач, имеющих схожую постановку/структуру.

Линейная структура

Любой алгоритм составляется из ряда базовых структур. Простейшей базовой структурой является следование — структура с линейными характеристиками. Из этого можно сформулировать определение.

Линейный алгоритм — это алгоритм, образуемый командами, которые выполняются однократно и именно в той последовательности, в которой записаны. Линейная структура, по сути, проста. Записать её можно как в текстовой, так и в графической форме.

Представим, что у нас стоит задача пропылесосить ковёр в комнате. В текстовой форме алгоритм будет следующим:
— принести пылесос к месту уборки;
— включить;
— пропылесосить;
— выключить;
— унести пылесос.

И каждый раз, когда нам надо будет пылесосить, мы будем выполнять один и тот же алгоритм.

Теперь поговорим про графическую форму представления.

Algo_970x90-20219-0c5b45.png

Блок-схема

Для изображения алгоритма графически используют блок-схемы. Они представляют собой геометрические фигуры (блоки), соединённые стрелками. Стрелки показывают связь между этапами и последовательность их выполнения. Каждый блок сопровождается надписью.

Рассмотрим фигуры, которые используются при визуализации типичной линейной последовательности.

Блок начала-конца:

Screenshot_1-1801-a35d16.png

Блок ввода-вывода данных (отображает список вводимых и выводимых переменных):

Screenshot_2-1801-52cab0.png

Арифметический блок (отображает арифметическую операцию/группу операций):

Screenshot_3-1801-df500e.png

Условный блок (позволяет описать условие). Алгоритмы с таким блоком используются при графической визуализации алгоритмов с ветвлением:

Screenshot_4-1801-3103cc.png

Условного блока нет в классическом линейном алгоритме, так как в нём, как уже было сказано ранее, все операции выполняются последовательно, то есть одна за другой. В линейном алгоритме размещение блоков выглядит следующим образом:

Screenshot_5-1801-f1511b.png

А вот, как решается задача по нахождению площади треугольника по формуле Герона. Здесь a, b, c – это длины сторон, S – площадь треугольника, P – периметр.

Screenshot_6-1801-c010e2.png

Следует обратить внимание, что запись «=» — это не математическое равенство, а операция присваивания. В результате этой операции переменная, стоящая слева от оператора, получает значение, которое указано справа. Значение не обязательно должно быть сразу определено (a = 3) — оно может вычисляться посредством выражения (a = b + z), где b = 1, a z = 2.

Примеры линейных алгоритмов

Если рассмотреть примеры решения на языке Pascal (именно этот язык до сих пор используется для изучения основ алгоритмизации и программирования), то можно увидеть следующую картину:

Screenshot_7-1801-f9ba66.png

И, соответственно, блок-схема программы линейной структуры будет выглядеть следующим образом:

Screenshot_8-1801-8a0c1b.png

Как составить программу линейной структуры?

Порядок следующий:
— определите, что именно относится к исходным данными, а также каков типы/класс этих данных, выберите имена переменных;
— определите, каков тип данных будет у искомого результата, выберите название переменных (переменной);
— определите, какие математические формулы связывают результат и исходные данные;
— если требуется наличие промежуточных данных, определите класс/типы этих данных и выберите имена;
— опишите все используемые переменные;
— запишите окончательный алгоритм. Он должен включать в себя ввод данных, вычисления, вывод результатов.

На этом всё, в следующий раз рассмотрим на примерах программу разветвлённой структуры. Если же вас интересует тема алгоритмизации в контексте разработки программного обеспечения, ждём вас на профессиональном курсе OTUS!

Algo_970x550-20219-265dfd.png

Источники:
• https://inep.sfedu.ru/wp-content/uploads/2018/05/25/lection_27.pdf;
• https://www.sites.google.com/site/415ict/textbooks/prog-9/02-linejnyj-algoritm.

Школа-гимназия № 9 имени Наги Ильясова

Подготовила: учитель информатики Садыкова Т.М.

г.Кызылорда

2013г

Тема урока: Алгоритм. Линейный алгоритм

Цель урока: Познакомить школьников с понятиями алгоритма и линейного алгоритма.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении

  • Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм»

Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление

  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление

  • Развитие умения планировать свою деятельность

  • Развивать память, внимание

  • Формировать интерес к изучению предмета

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма

  • Воспитание активности

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: ПК

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала

  3. Обобщение и систематизация знаний

  4. Физкультминутка

  5. Компьютерный практикум

  6. Домашнее задание

  7. Подведение итогов урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои пытливые умы! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус

М

Ал

Учитель: запишите в тетрадь число и тему урока: «Алгоритм.Линейный алгоритм»

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Вы решили порадовать маму и в день ее рождения испечь любимый торт. Для этого вы возмьете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой: торт «Пай».

Для теста:200г маргарина, 200г сметаны, 3 стакана муки,

1ч.л. соли

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.

Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.

Учитель: Чтобы приготовить торт нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом.

Алгоритм – это точное и понятное описание последовательности действий, приводящих к решению задач.

Алгоритм, в котором все действия выполняются в заданном порядке, не повторяясь, называют линейным алгоритмом.

Дети: записывают в тетрадь.

Учитель: При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: «Казнить нельзя помиловать! Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните:

Казнить нельзя, помиловать!

Казнить, нельзя помиловать!

Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее – алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить. Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как легко этот процесс описывает рецепт из кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает решение сложной задачи.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из другой сказки: «Поди туда- не знаю куда, принеси то, не знаю что?»

Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.

Учитель: Давайте, попробуем исполнить несколько линейных алгоритмов /один человек работает у доски, остальные в тетради/

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ

  2. Поменяй местами первую и последнюю буквы в слове

  3. Убери два первых буквы

  4. Припиши слева букву О

  5. Припиши слева букву Т

  6. Припиши слева букву Ш —- ШТОРМ

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ

  2. Убери третью букву

  3. Замени последнюю букву на К

  4. Прочитай слово справа налево —-КОТ

КТО БРАТ СЕРЕЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЕЖА

  2. Замени первую букву на букву Л

  3. Убери третью букву

  4. Убери третью букву

  5. Убери третью букву

  6. Вставь третьей буквой букву Ш——ЛЕША

Запомни!
Команды алгоритма нужно выполнять по очереди – одну за другой.

Вот что вышло, когда исполнитель Мик пропустил одну команду.

Если ты был внимательным на уроках, ты правильно выполнишь следующий алгоритм. И получишь за это награду.

Учитель: А сейчас немного поиграем

Что ж, начну я по порядку,

Загадать хочу загадку…

Загадка будет про мужика,

Ох, и Вы ответили верно. И смышлен он был наверняка,

Но для игры нам нужны персонажи.

Какие? А это очень важно!

Их вы сразу узнаете,

Как другие мои загадки отгадаете.

Загадка первая.

Зубастый, сероватый, по полю рыщет, телят да овец ищет.——ВОЛК

Правильно, волк.Вы ответили верно. И будете у нас персонажем первым.

Загадка вторая.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова

Лыко дерет, а лаптей не плетет.—-КОЗА.

Вы ответили верно. И будете у нас персонажем вторым.

Загадка третья

Натянута рубашка на рубашку и все на распашку. —-КАПУСТА.

Комнда есть у нас, поприветствуем ее дружно, что же нам еще нужно?

Нужен нам еще самый смышленный! Сейчас мы его выявим.

Загадка

Два батрака выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько батраков за 5 часов выкопают 5 метров канавы? —2 батрака.

Верно ответившие ребята одевают маски волка и козы, «дед» берет весло в руки, а «капусте» на грудь прикалывается изображение капусты.

Учитель: Жили- были Дед и Бабка. Отправила Бабака Деда на базар, купить кочан капусты для супа, козу, чтобы всегда было молоко и волка на воротник для шубы. Базар находился на другом берегу реки, Дед сел в лодку и отправился в путь. Все купил, а как перевезти не знает. В лодочке он может поместиться только с кем-нибудь одним: либо с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар «не дружный!» если уедет он с волком-коза съест капусту. Уедет с капстой-волк съест козу. Только в присутствии Деда они ведут себя смирно. Как же ему быть? Решать вам-наши артисты.

Ученики-артисты решают задачу, играя свои роли.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь.

Алгоритм:

  1. Коза

  2. Волк

  3. Коза

  4. Капуста

  5. Коза

  1. Физкультминутка «Моя тетя»

Моя тетя живет в Бразилии

Руки на поясе, вращательные движения туловищем

У нее вот такой палец!

Показываем большой палец и вертим кистями рук

Она вертит головой вот так!

Повороты головы

Плечами пожимает вот так!

Плечи вверх-вниз

Подпрыгивает вот так!

Несколько раз подпрыгнуть на месте

Вздыхает вот так!

Глубокий вдох-выдох

И при этом говорит «Ах, какая я красивая!»

Каждый проговаривает и хлопает в ладоши

  1. Компьютерный практикум

  2. Домашнее задание

Учитель: ваше домашнее задание –составить алгоритм, а какой –выберите сами.

Алгоритм:

  1. «Собираюсь в школу»

  2. «Собираюсь на рыбалку»

  3. «Как посторить скворечник»

  4. «Как решить задачу по математике»

  5. «Как сделать уборку дома»

7.Подведение итогов урока:

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: «Сегодня на уроке я узнал…», или «Сегодня мне понравилось…..».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кода для xbox one
  • Кто знает как найти жену
  • Как найти инн чужого человека
  • Как найти еду нормальную
  • Как найти компас в моем телефоне