Как составить линейный алгоритм для решения задачи

Каждый человек на протяжении своей жизни решает множество задач разной сложности. Но даже самые простые из задач выполняются последовательно, то есть за несколько шагов. Эту последовательность можно назвать алгоритмом. Последовательности бывают разные, но начинать их изучение лучше всего с линейных.

Algo_970x90-20219-0c5b45.png

Прежде чем приступить к рассмотрению основной темы статьи, следует сделать краткое отступление и сказать несколько слов про алгоритмический язык.

Алгоритмический язык

Представьте, что человеку, работающему за компьютером, поставлена некая вычислительная задача. В языке программирования решение этой задачи выполняется с помощью алгоритмизации. Решение предполагает:
— разбиение на этапы;
— разработку алгоритма;
— составление программы решения на алгоритмическом языке;
— ввод данных;
— отладку программы (возможны ошибки — их надо исправить);
— выполнение на ПК;
— анализ результатов.

Алгоритмический язык является средством описания алгоритмов, а уже алгоритм, в свою очередь, представляет собой чёткое описание определённой последовательности действий, направленных на решение необходимой задачи.

Свойства алгоритма

Их несколько:
конечность. Любой алгоритм должен быть завершённым, а окончание наступает после выполнения определённого числа шагов;
однозначность, понятность. Не допускается разных толкований, неопределённости и двусмысленности — всё должно быть чётко и ясно, а также понятно исполнителю — и правила выполнения действий линейного алгоритма, и сами действия;
результативность. Итог работы — результат, полученный за конечное число шагов;
универсальность, массовость. Качественный алгоритм способен решать не одну задачу, а целый класс задач, имеющих схожую постановку/структуру.

Линейная структура

Любой алгоритм составляется из ряда базовых структур. Простейшей базовой структурой является следование — структура с линейными характеристиками. Из этого можно сформулировать определение.

Линейный алгоритм — это алгоритм, образуемый командами, которые выполняются однократно и именно в той последовательности, в которой записаны. Линейная структура, по сути, проста. Записать её можно как в текстовой, так и в графической форме.

Представим, что у нас стоит задача пропылесосить ковёр в комнате. В текстовой форме алгоритм будет следующим:
— принести пылесос к месту уборки;
— включить;
— пропылесосить;
— выключить;
— унести пылесос.

И каждый раз, когда нам надо будет пылесосить, мы будем выполнять один и тот же алгоритм.

Теперь поговорим про графическую форму представления.

Algo_970x90-20219-0c5b45.png

Блок-схема

Для изображения алгоритма графически используют блок-схемы. Они представляют собой геометрические фигуры (блоки), соединённые стрелками. Стрелки показывают связь между этапами и последовательность их выполнения. Каждый блок сопровождается надписью.

Рассмотрим фигуры, которые используются при визуализации типичной линейной последовательности.

Блок начала-конца:

Screenshot_1-1801-a35d16.png

Блок ввода-вывода данных (отображает список вводимых и выводимых переменных):

Screenshot_2-1801-52cab0.png

Арифметический блок (отображает арифметическую операцию/группу операций):

Screenshot_3-1801-df500e.png

Условный блок (позволяет описать условие). Алгоритмы с таким блоком используются при графической визуализации алгоритмов с ветвлением:

Screenshot_4-1801-3103cc.png

Условного блока нет в классическом линейном алгоритме, так как в нём, как уже было сказано ранее, все операции выполняются последовательно, то есть одна за другой. В линейном алгоритме размещение блоков выглядит следующим образом:

Screenshot_5-1801-f1511b.png

А вот, как решается задача по нахождению площади треугольника по формуле Герона. Здесь a, b, c – это длины сторон, S – площадь треугольника, P – периметр.

Screenshot_6-1801-c010e2.png

Следует обратить внимание, что запись «=» — это не математическое равенство, а операция присваивания. В результате этой операции переменная, стоящая слева от оператора, получает значение, которое указано справа. Значение не обязательно должно быть сразу определено (a = 3) — оно может вычисляться посредством выражения (a = b + z), где b = 1, a z = 2.

Примеры линейных алгоритмов

Если рассмотреть примеры решения на языке Pascal (именно этот язык до сих пор используется для изучения основ алгоритмизации и программирования), то можно увидеть следующую картину:

Screenshot_7-1801-f9ba66.png

И, соответственно, блок-схема программы линейной структуры будет выглядеть следующим образом:

Screenshot_8-1801-8a0c1b.png

Как составить программу линейной структуры?

Порядок следующий:
— определите, что именно относится к исходным данными, а также каков типы/класс этих данных, выберите имена переменных;
— определите, каков тип данных будет у искомого результата, выберите название переменных (переменной);
— определите, какие математические формулы связывают результат и исходные данные;
— если требуется наличие промежуточных данных, определите класс/типы этих данных и выберите имена;
— опишите все используемые переменные;
— запишите окончательный алгоритм. Он должен включать в себя ввод данных, вычисления, вывод результатов.

На этом всё, в следующий раз рассмотрим на примерах программу разветвлённой структуры. Если же вас интересует тема алгоритмизации в контексте разработки программного обеспечения, ждём вас на профессиональном курсе OTUS!

Algo_970x550-20219-265dfd.png

Источники:
• https://inep.sfedu.ru/wp-content/uploads/2018/05/25/lection_27.pdf;
• https://www.sites.google.com/site/415ict/textbooks/prog-9/02-linejnyj-algoritm.

Решение задач на линейные алгоритмы

Линейный алгоритм — это алгоритм, команды которого выполняются последовательно друг за другом, сверху вниз. Какие-либо другие переходы (вверх, через несколько команд вниз) отсутствуют.

Программы на языках программирования, включающие только линейные алгоритмы, не содержат условных операторов, циклов и функций. При этом при решении задач могут использоваться все операторы, встроенные в язык функции и процедуры, в том числе генератор случайных чисел.

Задачи на линейные алгоритмы считаются наиболее простыми при обучении программированию. Они появляются сразу при изучении синтаксиса, семантики и возможностей любого языка, в том числе и Pascal.

Задачи на линейные алгоритмы

Количество символов между двумя буквами алфавита. Определение буквы по ее номеру в алфавите

Пользователь вводит две буквы. Определить, на каких местах алфавита они стоят, и сколько между ними находится букв.

Пользователь вводит номер буквы в алфавите. Определить, какая это буква.

Найти длину гипотенузы

По двум введенным пользователем катетам вычислить длину гипотенузы.

Случайные числа и символы

Написать программу, которая генерирует в указанных пользователем границах

случайное целое число,

случайное вещественное число,

случайный символ.

Для каждого из трех случаев пользователь задает свои границы диапазона. Например, если надо получить случайный символ от ‘a’ до ‘f’, то вводятся эти символы. Программа должна вывести на экран любой символ алфавита от ‘a’ до ‘f’ включительно.

Сумма и произведение цифр числа

Найти сумму и произведение цифр трехзначного числа, которое вводит пользователь.

Битовые операции над числами

Выполнить логические побитовые операции «И», «ИЛИ» и др. над числами 5 и 6. Выполнить над числом 5 побитовый сдвиг вправо и влево на два знака. Объяснить полученный результат.

Вывести уравнение прямой по координатам двух точек

По введенным пользователем координатам двух точек вывести уравнение прямой, проходящей через эти точки.

Рассчитать выплаты по кредиту

Рассчитать месячные выплаты (m) и суммарную выплату (s) по кредиту.

О кредите известно, что он составляет n рублей, берется на y лет, под p процентов.

Вычисление площадей и периметров фигур

Вычислить площадь и периметр

треугольника по данным трем сторонам,

прямоугольника по данным ширине и высоте,

круга по заданному радиусу.

Длины сторон и радиус вводятся пользователем.

Форматированный вывод данных

Продемонстрировать возможности

вывода данных в табличной форме (с выровненными столбцами),

выравнивания слева,

вывода вещественных чисел с заданным количеством знаков после запятой.

Обмен значений численных переменных

Пользователь вводит два числа. Одно присваивается одной переменной, а второе — другой. Необходимо поменять значения переменных так, чтобы значение первой оказалось во второй, а второй — в первой.

Линейные алгоритмы.

Примеры решения задач школьного курса с помощью линейных алгоритмов

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритм называется линейным, если все его действия выполняются последовательно друг за другом от начала и до конца. Блок-схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его действия (этапы) изображаются при помощи различных геометрических фигур (блоков), а связи между этапами указываются при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры.

1) Даны длины сторон треугольника A, B, C. Найти площадь треугольника S. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

2
) Даны координаты вершин треугольника АВС. Найти его площадь. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

3
) В квадратной комнате шириной A и высотой B есть окно и дверь с размерами C на D и M на N соответственно. Вычислите площадь стен для оклеивания их обоями. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

4) Дана величина A, выражающая объем информации в байтах. Перевести А в более крупные единицы измерения информации. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

5) Вычислить путь, пройденный лодкой, если ее скорость в стоячей воде v км/ч, скорость течения реки v1 км/ч, время движения по озеру t1 ч, а против течения реки – t2 ч. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

6) Вычислите значение функции Y при X=2, используя блок-схему алгоритма. Y = 2 РЕШЕНИЕ: 1. X = 2 2. Z = 8 * 2 = 16 3. Z = = 4 4. Z = 4 – 1 = 3 5. Y = 3 * 2 = 6 6. Y = 6 / 3 = 2

7) По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

8) По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

Задачи для программирования (линейный алгоритм) из блока «Реальная математика»

  1. Зарплата сотрудника рекламного агентства (в рублях) рассчитывается по формуле С=12000+250*n, где n – количество заключенных договоров в месяц. Составьте программу, которая рассчитывает зарплату сотрудника.

  2. Составьте программу, которая рассчитывает плотность вещества по известным массе и объему.

  3. Составьте программу, которая рассчитывает массу, если известна потенциальная энергия и высота над Землей. g принять за10 м/с2

  4. Составьте программу, которая рассчитывает скорость движения тела, если известна кинетическая энергия и масса тела (в кг)

  5. Для перевода значения температуры по шкале Цельсия (С) в шкалу по Фаренгейту (F) используют формулу F= 1,8С+32. Составьте программу, которая переводит температуру по шкале Фаренгейта в Цельсии

  6. Зная длину окружности колеса автомобиля L можно определить пройденное расстояние автомобилем по формуле S=L*n, где n – количество оборотов. Составьте программу, которая запрашивает радиус колеса R и количество оборотов и рассчитывает пройденное расстояние.

  7. Составьте программу вычисления площади круга, если известна длина окружности

  8. 1 метр ткани стоит S рублей. Составьте программу, которая вычитает в рублях стоимость L сантиметров ткани.

  9. Ракета за 1 секунду пролетает L метров. За сколько минут ракета пролетит S километров?

  10. Водяная мельница одним оборотом колеса дает х литров воды. Составить программу, которая определяет количество оборотов N, необходимых для получения V м3 . (м3 = 1000 л)

Сегодня мы научимся составлять линейные алгоритмы.

Любой человек ежедневно встречается с множеством задач: от самых простых
и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные
правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную
задачу. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее
человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.

В повседневной жизни мы даже не замечаем, как используем те или иные
алгоритмы. Завести машину, приготовить еду — все это выполняется в определенной
последовательности.

Всю нашу школьную жизнь тоже можно
представить в виде алгоритмов, в которых определены цели и указаны
последовательности, приводящие к достижению цели. Например: задача «Как
написать сочинение, изложение, диктант». Алгоритм решения такой задачи может
быть следующим:

1.    
Повтори
правила.

2.    
Внимательно
слушай объяснения (пояснения) учителя.

3.    
Аккуратно
и внимательно работай над заданием.

4.    
Не
отвлекайся.

5.    
После
выполнения проверь  свою работу.

Если
все пункты предложенного алгоритма выполнены, оценка за работу будет «5», или
«4». Если предложенный алгоритм будет нарушен, оценка за работу будет «2», или
«3».

К
алгоритмам школьной жизни можно отнести:

·        
Расписание
уроков.

·        
График
подачи звонков.

·        
Расписание
кружков.

·        
Как
писать сочинение, изложение, диктант.

·        
Как
решать задачи по математике.

·        
Как
сделать перевод по английскому языку.

·        
Как
выучить стихотворение и т.д.

Каждый из нас  ежедневно использует сотни различных
алгоритмов. Например, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел;
грамматические правила правописания слов и предложений — все  это
алгоритмы.

Существуют различные виды
алгоритмов.

Алгоритм, в котором все действия выполняются
последовательно одно за другим, называется л
инейный алгоритм.

Блок-схема
линейного алгоритма имеет следующий вид.

На прошлых уроках мы рассматривали примеры линейных алгоритмов.

Алгоритм заваривания чая.

В обучении при решении логических задач также
используют алгоритмы.

Задача.

Через реку необходимо
переправить козу, волка и капусту. В лодку может поместиться только один
предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с
капустой. В алгоритме можно использовать команды: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА,
ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. Составим алгоритм решения задачи.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1.     ВЗЯТЬ КОЗУ

2.     ПЕРЕПЛЫТЬ

3.     ВЫСАДИТЬ КОЗУ

4.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

5.     ВЗЯТЬ КАПУСТУ

6.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

7.     ОСТАВИТЬ КАПУСТУ

8.     ЗАБРАТЬ КОЗУ

9.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

10.   ВЫСАДИТЬ
КОЗУ

11.   ВЗЯТЬ ВОЛКА

12.   ПЕРЕПЛЫТЬ.

13.   ВЫСАДИТЬ
ВОЛКА

14.  ПЕРЕПЛЫТЬ   

15.   ВЗЯТЬ КОЗУ

16.    ПЕРЕПЛЫТЬ

17.  ВЫСАДИТЬ
КОЗУ

Составь алгоритм

Три второклассника
делят 24 яблока. Пока у них есть три кучки: 11, 7 и 6 яблок соответственно, но
они хотят поделить их поровну.

 Один из этих второклассников, хитрый математик,
предложил двум другим такое пари:

— Вы
должны будете уравнять количество яблок в кучках, но строго по моей системе: из
одной кучки берёте столько яблок, сколько их в той кучке, куда вы добавлять
собираетесь. Но сделать это вы должны строго за 3 перекладывания. Сможете — все
яблоки ваши, нет — они мои.
 — Давай! — согласились двое. Подумали с минутку и сумели так сделать. И
вот они, довольно хрумкая яблоками, утопали от вредного математика. А вы бы
смогли так сделать?

Линейный
алгоритм
или следование
это тип алгоритма, в котором
последовательность действий не меняется в его процессе выполнения
.
Линейные программы обычно предна­значены для решения простейших задач, в
которых не предусмотрен выбор из нескольких возможных направлений хода
программы или циклическое повторение операций.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно
одно за другим:

Например, линейным является следующий алгоритм «Соберись в школу»:

1) встань;
2) умойся;
3) сделай зарядку;
4) оденься;
5) позавтракай;
6) собери портфель.

С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так:

Учебные исполнители используются для обучения составлению управляющих алгоритмов.

Есть много учебных исполнителей, придуманных для занятий по
информатике. У них разные, часто забавные названия: Черепашка, Робот,
Чертежник, Кенгуренок, Пылесосик, Муравей и другие. Одни
исполнители создают рисунки на экране компьютера, другие складывают
слова из кубиков с буквами, третьи перетаскивают предметы из одного
места в другое. Все эти исполнители управляются программным путем.
Любому из них, как Вы уже знаете свойственна определенная среда деятельности, система команд управления (СКИ), режимы работы.

Рассмотрим работу с учебным исполнителем Кенгуренок, который занимается рисованием на экране
компьютера и является графическим исполнителем.

Что умеет делать Кенгуренок? Он может перемещаться по полю и своим
хвостом рисовать на этом поле. Задача обычно ставится так: исполнитель находится в данной точке поля,
смотрит в данном направлении. Требуется получить определенный рисунок.

Например: Кенгуренок находится в середине поля и смотрит на восток. Надо
нарисовать букву «Т» с длиной каждой линии, равной четырем шагам.

В режиме прямого управления система команд исполнителя следующая: шаг, поворот, прыжок.

Режим программного управления следует
трактовать как имитацию ситуации, когда объектом управляет компьютер. Роль
человека – составление алгоритма, сохранение программы и инициализация ее
исполнения компьютером.
В режиме программного управления по-прежнему используются команды шаг,
поворот, прыжок. Однако в этом режиме есть еще и другие команды, которые будут рассмотрены позже.

Будем осваивать программирование на примерах решения конкретных
задач. С новыми командами СКИ будем знакомиться по мере появления
потребности в них.

Задача 1.  Составим и выполним программу, по которой Кенгуренок нарисует на поле букву «Т». Пусть длина вертикального и горизонтального
отрезков должна быть равна четырем шагам.

Исходное состояние чистый лист. Исполнитель находится в точке,
где будет находиться левый конец горизонтального отрезка, направление

на восток. Результат выполнения программы показан ниже.

Структура такой программы (алгоритма) называется линейной. Команды выполняются одна за другой, каждая только один раз. Для решения этой задачи оказалось достаточно той части СКИ, которая используется в режиме прямого управления.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная
школа №50 города Иваново

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО
ИНФОРМАТИКЕ

«Линейные алгоритмы
и решение задач по их программированию»
для учащихся 9 классов,
обучающихся информатике на базовом уровне.

Автор-составитель:

кандидат химических наук, учитель физики и
информатики высшей квалификационной категории

Зеленин
Олег Юрьевич

Иваново

2014 год

Линейный алгоритм

Линейный алгоритм – описание
действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель
выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке в котором они
следуют.

Блок-схема линейного алгоритма:

                                                                                                                       

Линейная структура предполагает
последовательное
 действий,
без их повторения или пропуска некоторых действий. Обычно программисты
стремятся к тому, чтобы алгоритм имел линейную структуру.

Задачи по программированию
линейных алгоритмов

1. Ввести два ненулевых числа.
Найти их сумму, разность, произведение и частное. Вывести полученные значения.

                                                                                                                     QBASIC                                                            PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
INPUT “a=”; a                                
var a, b: real;

                                                              30
INPUT “b=”; b                   
write (‘Введите
1 число   ‘
);

                                                              40
sum=a+b                                      
readln (a);

                                                              50
raz=a–b                         
write (‘Введите
2 число   ‘
);

                                                              60
pro=a*b                                      
readln (b);

write (‘a+b=’);

70
ch=a/b

writeln
(a+b);

                                                              80
PRINT “a+b=”; sum                            
write (‘a-b=’);

                                                              90
PRINT “a–b=”; raz                            
writeln (a-b);

                                                              100
PRINT “a*b=”; pro                           
write (‘a*b=’);

                                                              110
PRINT “a/b=”; ch                            
writeln (a*b);

                                                              120
END
                                                                                   write (‘a/b=’);

writeln
(a/b);
          end.

                                                                                                                          Проверка
работы программы:

Введите 1
число   5 Введите 2 число   2 a+b=7 a-b=3 a*b=10 a/b=2.5

 Найти
периметр и площадь прямоугольного треугольника. Ввести длины его катетов a и b.
Вывести полученные значения.

                                                                                                             QBASIC
                                                              PASCAL

                                                        10
CLS                                          
begin

                                                        20
INPUT “a=”; a                                
var a, b, c: real;

30
INPUT “b=”; b    
write (‘Введите длину 1
катета   ‘
); 40 c=sqrt(a^2+b^2)   readln (a);

write (‘Введите длину 2 катета   ‘);

50
s=a*b/2
readln
(b);

60 p=a+b+c

c:=sqrt(sqr(a)+sqr(b));

                                                        70
PRINT “s=”; s                                
write (‘s=’);

                                                        80
PRINT “p=”; p                                
writeln (0.5*a*b);

                                                        90
END
                                                                                     write (‘p=’);

writeln
(a+b+c); end.

                                                                                                                    Проверка
работы программы:

Введите
длину 1 катета   2 Введите длину 2 катета   5

s=5 p=12.38

Ввести
длину ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого
куба. Вывести полученные

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
длину ребра куба   1

Площадь
грани равна   1

Площадь
поверхности куба равна   6

Объем куба
равен   1

Найти
длину окружности и площадь круга заданного радиуса R. В качестве значения pi
использовать 3.14. Вывести полученные значения.

                                                                                                                   QBASIC
                                                          PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
pi=3.14                                      
var r: real;

                                                              30
INPUT “r=”; r         
write (‘Введите радиус
окружности   ‘
);

                                                              40
s=pi*r^2                                     
readln (r);

write (‘s=’);

50
l=2*pi*r
writeln (pi*sqr(r));

60 PRINT “s=”;
s

write (‘l=’);

                                                              70
PRINT “l=”; l                               
writeln (2*pi*r);

                                                              80
END
                                                                                     end.

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
радиус окружности   1 s=3.14 l=6.28

Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен R1, а
внешний радиус равен R2 (R1 < R2). В качестве значения pi использовать 3.14.
Ввести радиусы R1 и R2. Вывести полученное значение.

                                                                                                                   QBASIC
                                                          PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
pi=3.14                                     
var r1, r2: real;

                                                              30
INPUT “r1=”; r1  
write (‘Введите радиус большой
окружности’
);

                                                              40
INPUT “r2=”; r2                              
readln (r1);

write (‘Введите радиус малой окружности’);

50
s1=pi*r1^2
readln (r2);

60 s2=pi*r2^2

write (‘Площадь кольца равна’);

70
s=s1–s2  
writeln (pi*(r1-r2)*(r1+r2)); 80
PRINT “s=”; s     
end.

80 END

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
радиус большой окружности   2

Введите
радиус малой окружности   1

Площадь
кольца равна   9.42

 Ввести
длину окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью. В
качестве значения pi использовать 3.14. Вывести полученное значение.

                                                                                                                   QBASIC
                                                          PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
pi=3.14                                      
var l, r: real;

                                                              30
INPUT “l=”; l          
write (‘Введите длину окружности  
);

                                                              40
r=l/(2*pi)                                   
readln (l);

r:=l/(2*pi);

50 s=pi*r^2 write (‘Площадь
круга равна   ‘
);

60 PRINT “s=”;
s

writeln
(pi*sqr(r));

                                                              70
END
                                                                                     end.

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
длину окружности   8 Площадь круга равна   5.09

 Ввести
длину и ширину прямоугольника. Найти его площадь и периметр. Вывести полученные
значения.

                                                                                                                   QBASIC
                                                          PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
INPET “a=”;a                            
var a, b, s, p:
real;

                                                              30
INPUT “b=”; b      
write (‘Введите длину
прямоугольника   ‘
);

                                                              40
s=a*b                                        
readln (a);

write (‘Введите ширину прямоугольника   ‘);

50
p=2*(a+b)
readln (b);

60 PRINT “s=”;
s

s:=a*b;

                                                              70
PRINT “p=”; p                                
p:=2*(a+b);

                                                              80
END
                                 write (‘Площадь
прямоугольника равна   ‘
);

writeln
(s);

write (‘Периметр
прямоугольника равен   ‘
); writeln (p); end.

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
длину прямоугольника   2

Введите
ширину прямоугольника   3

Площадь
прямоугольника равна   6

Периметр
прямоугольника равен   10

 Ввести
два положительных числа a и b (a>b). Опеределить на сколько первое число
больше второго и во сколько раз первое число больше второго. Результаты вывести
на экран.

                                                                                                                   QBASIC
                                                          PASCAL

                                                              10
CLS                                          
begin

                                                              20
INPET “a=”;a                            
var a, b, c, d:
real;

                                                              30
INPUT “b=”; b                   
write (‘Введите
число а   ‘
);

                                                              40
с=a-b                                        
readln (a);

write (‘Введите число b   ‘);

50
d=a/b
readln
(b);

60 PRINT “c=”;
c

c:=a-b;

                                                              70
PRINT “d=”; d         
write (‘Число a больше числа b
на   ‘
);

                                                              80
END
                                                                                     writeln
(c);

d:=a/b;

write (‘Число a больше числа b в   ‘); write
(d); writeln (
‘   раз(a)’); end.

                                                                                                                   Проверка
работы программы:

Введите
число а   10

Введите
число b   2

Число a
больше числа b на   8

Число a
больше числа b в   5   раз(a)

Задачи для самостоятельного выполнения

Задача №1. В пяти тестовых
опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая
определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.

Задача №2. Имеется садовый
участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров.
Составьте алгоритм и программу, которая определит сколько досок надо купить,
чтобы поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10 см.

Задача №3. В магазине продается
костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм и
программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани
длиной Х метров и шириной 80 см.

Задача №4. Хозяин хочет оклеить
обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метров, а высота —
В метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину K см. Составьте алгоритм и
программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного
рулона К руб.

Задача №5. Фруктовый магазин
продает яблоки по А руб. за кг., груши по В руб. за кг., апельсины по С руб. за
кг. В первые два дня недели продано: понедельник – Х кг. яблок, Y кг. груш, Z
кг. апельсинов; вторник – X кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. Апельсинов (X, Y, Z —
принимают разные значения в понедельник и во вторник). Напишите программу,
которая будет вычислять, на какую сумму продал магазин фруктов в каждый из этих
дней и за оба дня вместе.

Используемая литература

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9
класса. 6-е изд. — М.: 2012. – 295 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти людей по телефону в инстаграм
  • Как найти металл в деревне
  • Не как не получается найти подругу
  • Как найти трисс меригольд в новиграде
  • Как найти объемную долю вещества в смеси