Как составить линию времени по истории

Лента времени по истории. Все события, произошедшие до нашей и нашей эры нужно расположить на временной шкале, за точку отсчета взять рождение Иисуса Христа, это середина Ленты времени. Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа, потому что с возникновением христианства появилась единая система отсчета времени. Смотрите образец Лента времени с датами.

Хронология событий до нашей эры и в период нашей эры, на линии отрезков ставите большую красную точку и пишите событие, которое повлияло на развитие истории. Исторический период объединить в один отрезок и обозначить одним цветом

Внизу указываем сколько лет обозначает один отрезок.

На шкале , обозначающей нашу эру ставим точки отсчета I век II, век, III век,

На шкале до нашей эры обозначаем

Содержание статьи

  • Лента времени – что это?
  • Для чего нужна?
  • Как рисовать и использовать?
  • Примеры лент для школьников младших классов
  • Примеры исторических лент времени для 5 класса
  • Вопрос-ответ
  • Какой век, если дата – двухзначное число?
  • Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?
  • Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Выполнение с заданий, связанных с лентой времени по истории в 5 классе, может поначалу вызывать у школьников вопросы. Для начала стоит дать ей определение. Мы выясним, что показывает лента времени, для чего нужна, и как решаются задачи с датами.

Лента времени для детей

Лента времени – что это?

Путь человека и всего человечества можно представить в виде дороги, по которой он идет. Дорога или линия или лента отображает время. И если расстояние исчисляется в метрах и километрах, вес – в граммах и килограммах, то время мы измеряем в часах, днях, месяцах, годах.

Понять, что было раньше, а что потом нам помогает хронология – вспомогательная историческая дисциплина, определяющая даты важных событий и последовательность.

Обычно исторические даты записываются по порядку в таблицы, где в первой колонке указывается число, месяц и год (года), а во второй коротко описывается событие.

Основные даты в истории компьютеров

Лента времени – это графическое обозначение времени, временная шкала, на которой наглядно показано, что было раньше, а что случилось позже.

Лента времени

Для чего нужна?

Нехитрые приспособления в виде лент с датами помогают лучше ориентироваться во времени. Еще в древности люди вели счет времени, чтобы знать, когда наступит весна, зима, лето. Нужно было заблаговременно посеять семена, вовремя убрать урожай, пока не наступили холода или не разлились реки, способные погубить всходы. Люди придумали календари. В основном они были круглыми, обозначая цикличность: зима сменяется весной, весна – летом, лето – осенью, и снова наступает зима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Началом года у многих народов открывала весна. Весной нужно возделывать землю, чтобы получить урожай. От его богатства зависело выживание в зимний период, когда раздобыть еду становилось почти невозможно. Хозяйственная деятельность в древние времена была первоочередной. Но не единственной. Разные народы отмечали важные для них события. Если представить эти события в виде картинок, и расположить их в хронологической последовательности, мы получим подобие ленты времени.

У каждой такой ленты есть точка отсчета. Древние египтяне вели счет лет в период правления каждого из фараонов. Древние греки взяли за точку отсчета дату олимпийских игр – важнейшего события в Древней Греции. Народы, исповедующие ислам, вели летоисчисление от даты переселения Мухаммеда в Медину, древние римлянине – от года основания Рима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Счет по памятным событиям понятен и прост. Но он не дает полного представления о времени. Сегодня человечество использует для этого григорианский и юлианский календари.

Лента времени – это вспомогательный инструмент, который нужен для того, чтобы мы могли быстро узнать порядок важных событий и их даты.

Видео урок по теме:

Как рисовать и использовать?

Для проекта, доклада, демонстрационных стендов ленты времени оформляются красочно и ярко: с фотографиями, рисунками, выделениями цветом.

Лента стенд

Но сперва детям нужно научиться рисовать и работать с простой схемой. Задача заключается в следующем:

  1. Нужно на листочке в клеточке поставить точку слева. Это точка отсчета.
  2. Начертить прямую линию от точки вправо.
  3. Нарисовать на конце линии стрелку, обозначающую, что время непрерывно движется вперед.
  4. В рамках задания по истории середина исторической ленты разделяется вертикальной чертой с надписью «РХ» – Рождение Христа.
  5. С левой стороны от черты показан временной период до нашей эры, с правой стороны – нашей эры (0 – 2022 гг.).

Ученикам потребуется отмечать на линии даты событий, указанные в учебнике. Если нужно отвечать на вопросы по типу «сколько лет прошло?» (от основания города, выигранной битвы и т. д), следует отметить текущий год. Посчитать количество лет не составит труда, зная, что «РХ» обозначает 0 г.

Даты событий

Разъяснение, как выполняется задание по работе с лентой времени в 5 классе:

Примеры лент для школьников младших классов

По сути, любой отрезок времени (день, год, месяц) мы можем изобразить в виде ленты. Попробуй нарисовать свою ленту времени с событиями, которые случились сегодня или вчера:

  1. Вспомни, что с тобой происходило. Например, проснулся, встретился с другом, позавтракал, сходил в кино, сделал домашнее задание, получил пятерку. Напиши список.
  2. Теперь начерти линию. Она соответствует одному дню.
  3. Как мы знаем, в одном дне 24 часа. Поставь на линии 24 точки на равном расстоянии друг от друга (можно воспользоваться листочком в клеточку).
  4. Начальная точка с левой стороны – это 0:00. В это время ты, скорее всего, спал. Найди на ленте точку, соответствующую времени, когда ты проснулся. Например, 7:00 – это 7 точка. Начерти от нее вертикальную линию вниз или вверх и нарисуй будильник.
  5. Вспомни, когда примерно произошли другие события из составленного тобой списка. Нужно сделать соответствующие пометки и нарисовать небольшие рисунки к ним. Постарайся вспомнить, какие другие события произошли, чтобы заполнить всю ленту.

А это пример, как можно графически изобразить историю жизни:

Лента времени для детей история жизни человека

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения:

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения

На следующем рисунке схема жизни дерева:

На следующем рисунке схема жизни дерева

А эта лента демонстрирует историю появления и совершенствования конструктора «Лего»:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Выполни простое задание:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Доступное объяснение, что такое лента времени (разбор понятия с примерами из истории России для школьников):

Примеры исторических лент времени для 5 класса

Чтобы успешно выполнить домашнее задание в 5 классе, нужно знать:

  1. Самый главный отрезок времени в исторической хронологии – это год.
  2. Счет лет ведется годами, десятилетиями (10 лет), столетиями или веками (100 лет), тысячелетиями (1000 лет).
  3. Чтобы определить век по году, в котором произошло событие, нужно закрыть два крайних числа справа и прибавить к оставшемуся числу один. Примеры: 489 год (4+1) – это 5 век, 1893 год (18+1) – 19 век, 2022 год (20+1) – 21 век.

Все это, а также умение записывать века римскими цифрами, потребуется для успешной сдачи теста по теме «Лента времени».

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени:

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени

Лента с историческими событиями середины 17 века – первой половины 18 века:

Как нарисовать ленту времени в 5 классе? 

Еще примеры схем:

Примеры схем ленты времени 1

Примеры схем ленты времени 2

Примеры схем ленты времени 3

Презентация по теме:

Вопрос-ответ

Какой век, если дата – двухзначное число?

Все даты, где год указан двумя цифрами (49, 23, 99) относятся к 1 веку.

Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?

Все, что находится слева от разделительной черты, относится к периоду до нашей эры. «РХ» является своеобразной точкой отсчета. От нее влево отсчитывается сначала 1 год, 2 год…1 век, 2 век до н. э. Время словно движется в обратном порядке.

Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Раньше был 100 в. до н. э. Он располагается дальше от разделительной линии.

Благодаря лентам времени дети и взрослые могут лучше представлять себе историю. Это прекрасный инструмент для изучения истории древнего мира, истории России, родного города. Простой рисунок ленты или схема с датами помогут составить из разрозненных фактов одну целостную картину.

Перейти к контенту

История

Время чтения 1 мин.Просмотры 24.7к.

Всю историю человечества можно представить в виде ленты времени, по которой люди двигались шаг за шагом, сменяя десятилетия, столетия и тысячелетия. Линия времени по истории дает понять ученикам 5 класса какие этапы развития прошло человечество до сегодняшнего дня.

Лента времени.

Линия времени.

По истории.

Для учеников 5 класса.

Схема времени.

Картинки ленты времени.

Определите, к какому веку относится эти даты, почему вы так Решили?

На урок истории.

Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры.

Лента времени всемирной истории.

Этапы всемирной истории.

План урока:

Единицы измерения времени

Летоисчисление в Древности

Историческая лента времени

Исторические задачи

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

 В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» — от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)

Историческая лента времени

С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.

Как нарисовать ленту времени? Ее представляют в виде прямой, на ней обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на данной линии изображают по хронологии — слева направо.

t1

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.

t2

Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

Исторические задачи

Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.

1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?

Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.

t3

2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?

Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.

t4

3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.

Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

А. 1875 г. – здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу — 18, мы прибавляем 1: 18+1= 19. Получается в 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идет XIX в.

Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 1700 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.

В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.

Ответ: А. 1875 г. — XIX в; Б. 1700 г. — XVII в.; В. 56 г. – I в.

4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?

Решение: 1240+1000 = 2240.

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.

       Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.

История, как и любая другая наука, придерживается точности и требует подтверждения всем своим суждениям. Для исчисления (как, например, в математике) и для любых отсчетов требуется своя линия. История же требует времени и пространства, являясь при этом гуманитарной наукой. Для ученого-историка мерами исчисления являются пространство (что? где?) и время (когда?). Для него, как ни для кого другого, отсчет времени (а именно четкое указание даты) является самым приоритетным. Это опорная точка в определении всех иных факторов. Как следствие этого, хронологическое построение событий становится первым и немаловажным заданием в работе историка. Он выстраивает известные и изучаемые им события в четкую линию. Такая «линия времени» имеет свое направление, как в математике свое направление имеют оси координат. А что обозначает стрелка на линии времени, история, как наука, продемонстрирует сейчас сама.

Линия времени

Часовая, или хронологическая, последовательности

Если бы история заключалась в простом перечислении событий, даже в таком случае были бы необходимы механизм упорядочивания и правила хранения этих данных. Но у исторической науки куда более важная миссия – исследовать, истолковать, определить связь различных событий. Ведь все в истории имеет свои определенные причины и влечет за собой те или иные следствия. А вот здесь самым значительным критерием нашей науки становится возможность сделать правильные выводы как для настоящего, так и для будущего.

Когда наука только зарождалась, хронология относилась к математике, а также, как ни странно, к астрономии. Но ближе к XVIII веку, хронология по иронии судьбы попадает в разряд гуманитарных наук, но по сути своей остается точной наукой. Таким образом, понятие «линия времени», будучи по своей сути математическим понятием, попадает в историческую науку, требуя в то же время от ученых хороших знаний по математике.

линия времени по истории

Что обозначает стрелка на линии времени?

Поскольку время никогда не останавливается, т. е. бежит или течет (как кому больше нравится), оно не может быть оконченным, оно всегда продолжается до бесконечности (по крайней мере, мы этого конца не знаем и не можем знать). Как и в математике, линия времени по истории представляет собой ось координат, где бесконечность и обозначается стрелкой. Но есть еще одна трудность, представляющая один из камней преткновения: как изначально вести счет лет в истории? Линия времени не имеет не только конца, но и начала также. Да и где же его искать? В сотворении мира, с начала правления монарха или основания города, с момента первых письменных источников, святых книг или даже от происшедшего катаклизма или другого события? Или же можно избрать любой условный момент для начала отсчета?

что обозначает стрелка на линии времени история

С какой точки начинается летоисчисление?

В разные эпохи разные народы избирали для себя свой способ определения начала летоисчисления. Европейская же цивилизация избрала для себя началом рождение Иисуса Христа. И хотя, согласно этому, весь мир в любом уголке знает, какое сегодня число, месяц и год, существуют народы, которые помнят и ведут параллельный отсчет времени по древним национальным традициям.

Известно, что существовало более двухсот эр в мире, которые не имеют ничего общего в своем происхождении. Самые известные из них идентифицируются сегодня по своему названию: например, византийская, антиохийская, александрийская эры.

линия времени до нашей эры

Что такое эра?

Любое летоисчисление ведется от точки отсчета – эры (что означает в переводе с латыни — исходное число). Каждый народ в древности создавал для себя свою собственную систему отсчета времени, опираясь на самое важное и наиболее запоминающееся для себя событие. Такие эры могли длиться от нескольких до тысячи лет.

Таким исходным числом христианская церковь закономерно посчитала рождение Иисуса Христа, акцентировав внимание на том, что начался новый, качественно другой период в развитии общества и человека. Это ознаменовало начало европейской цивилизации. Но какую систему мы сейчас ни рассматривали бы, а в этой точке начала летоисчисления получается на линии времени абсолютный ноль, здесь начинает свой отсчет линия в плюсовом своем значении. И ведется он от нуля до бесконечности по стрелке, представленной нам как линия времени. До нашей эры же остались «темные времена», древняя эпоха, время язычников, неведения и страха. А линия со стрелкой уводит от исходной точки летоисчисления в противоположную сторону, ведя свой отсчет от нуля и до бесконечности.

счет лет в истории линия времени

И что такое «наша эра»?

Любопытным является тот факт, что введено наше летоисчисление не с начала нашей эры, а намного позже. Считается, что внедрение эры от Рождества Христова произошло только в 525 году, при Папе Римском его монахом Дионисием. Звучало оно как «от Года Господа». Сегодня мы говорим проще: наша эра. Некоторые историки начало процесса вычисления даты рождения Христа, а также определения дня празднования Пасхи, относят уже к III веку.

счет лет в истории линия времени

Какая бывает линия времени по истории?

Кому-то покажется такой вопрос некорректным, потому что линия всегда остается прямой линией. Но вот, как ни странно, теория линейности времени не единственная во взглядах ученых. Есть целый ряд моделей времени. Как доказал ХХ век, пространство может преломляться, искажаться, округляться и т. д. То же самое можно сказать и о времени. Линия времени может становиться кругом, спиралью, параболой и т. д. Например, всем известная фраза, что «все в этом мире повторяется», и есть подтверждением, что время движется по кругу (циклическое время). Если же к этому кругу добавить понятие «прогресс», то круговое движение превращается в спираль, то есть движение по кругу с поступательным прогрессом. Но есть и теории, где прогресс истории вообще отсутствует.

что обозначает стрелка на линии времени

Философия истории

С развитием современной науки проблема времени стала ключевым вопросом философии истории, определив целый ряд концепций истории. Не вдаваясь в подробности и детали, стоит отметить, что любое мировоззрение формирует свое видение «линии времени». Это касается как древних мифологических взглядов, религиозных верований, так и современного христианского и научного мировоззрений, а также многих философских теорий современности, затрагивающих проблематику понимания времени.

Но вместе с этим философские взгляды отдаляют простых граждан от повседневного понимания нашей жизни. Они интересны и полезны для ученых, но становятся опасной игрушкой в руках человека, ищущего простого счастья. Такие увлечения могут спровоцировать неправильное толкование и употребление, а отсюда и ложные заключения и применения. Изучать такие теории необходимо основательно и обдуманно. А для счастья достаточно понимать, что линия времени прямая и ровная.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сторону пятиугольника описанного около окружности
  • Как составить выводы по анкете
  • Как составит туре пакет
  • Как составить расчет в пфр
  • Access построитель выражений как найти