Как составить литературные портреты план

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».

Ги де Мопассан «Милый друг»:

«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».

Чарлз Диккенс «Большие надежды»: 

«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с  глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся». 

Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»

«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».

Ян Флеминг «Казино Руаяль»

«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:

«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:

«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».

Синклер Льюис «Главная улица»:

«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».

Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка — описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:

«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник! 
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».

Литература — это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Карточки-подсказки “План характеристики литературного героя”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Источник статьи: https://infourok.ru/kartochkipodskazki-plan-harakteristiki-literaturnogo-geroya-2564883.html

План написания характеристики

Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:

  • значимость героя. Нужно определить, является выбранный для анализа герой главным или второстепенным;
  • как зовут героя. Здесь важны два момента. Во-первых, имена и фамилии бывают говорящими: Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского, Коробочка в «Мертвых душах» Гоголя и т. д. Во-вторых, через обращение к герою, передается его положение, статус и объясняется связь с тем, кто называет;
  • внешность и внешний вид. Автор текста нередко зашифровывает для читателей послания в виде описаний носа героя, цвета его лица или способа ношения рубашки. Когда читаете произведение, сразу помечайте описания героя, которые встречаются;
  • речь. Автор может наделить персонажа примечательной речью. А даже если ничего примечательного в ней не найдется, то она будет, как минимум, индивидуальной. Найдите эти индивидуальные особенности и подумайте, что речь героя может о нем сказать;
  • место жительства. Возьмем ту же Коробочку Гоголя. Ее дом не просто говорит о ней, он о ней кричит. И это сделано автором намеренно. Бывают и не такие очевидные авторские подсказки, но проанализировать жилище персонажа несложно;
  • прошлое. Тут важно выделить происхождение и родовые корни, посмотреть, как это повлияло на героя в настоящем. Описывайте, чем он занимается, увлекается, что любит и ненавидит;
  • положение в социуме и деньги. С позиции социального положения героя очень удобно характеризовать. Это показывает его отношение к окружающим и финансам, его внутреннюю и внешнюю свободу;
  • характер и мотивация. Важно понять, есть ли у героя собственная точка зрения по каким-либо вопросам, свое мнение. Подумайте, о чем он мечтает и к чему стремится, находил ли это отражение в тексте;
  • чувства. Расскажите о чувствах и переживаниях героя: как он их выражает, откуда они возникают;
  • поведение. Проследите и обозначьте поступки, совершенные персонажем. Посмотрите, как он к ним относится и как другие;
  • развитие персонажа. Дайте оценку развитию образа (если он развивается). Напишите, почему персонаж не изменился;
  • сравнение. Сравните героя с другими, найдите сходства и различия;
  • авторская оценка. Изучите, как сам автор относится к своему персонажу;
  • типическое и индивидуальное. Тут можно рассматривать какие угодно моменты: от отношения к родителям, до денег;
  • роль в тексте. Подумайте, насколько важным является ваш герой;
  • заключение. Обобщите собранную информацию.

Можете , где уже прописаны все критерии.

Как составить и применить план характеристики литературного героя

Литература – это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

С чего начать

Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так:

  • Вступление.
  • Пару слов об авторе и произведении.
  • Роль героя в предложенной работе и его общее описание.
  • Его взгляды на конкретные проблемы произведения.
  • Отношения с другими героями.
  • Заключение.

Сразу отметим, что первые два пункта можно совместить. Распространена практика – вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно. Мы рассмотрели примерный план характеристики литературного героя, но как применять полученные знания на практике? Предлагаем применить вышесказанное на примере.

Пример

Для начала возьмем героя попроще и произведение, в котором четко определены все проблемы. Предлагаем знаменитый рассказ «Муму», написанный величайшим автором Иваном Сергеевичем Тургеневым. Конечно, возьмем главного героя. План характеристики героя литературного произведения, в нашем случае Герасима из рассказа «Муму», будет выглядеть следующим образом:

  1. Вступление.
  2. Внешность героя.
  3. Личность и характер.
  4. Заключение.

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.

Что такое цитатный план

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.
  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Внешность

Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы. Предлагаем вам больше обращаться к тексту, вставлять как можно больше цитат.

Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник, принадлежащий барыне, которая по своей натуре самодурка. Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность

Из строк произведения становится понятно, что Герасим – это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. ».

Еще одна отличительная черта нашего героя – уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Речевая характеристика героя

Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении.Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.

Задание ЕГЭ с использованием речевой характеристики:

Преимущественно встречается в заданиях на соответствие.

Примеры использования автором речевой характеристики:

  • — Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий. (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
  • — Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.— Вы кончили курс в здешней гимназии?— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму. (А. П. Чехов «Ионыч»)
  • По́д вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». — «А как неравно напоёшь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — Кто ж тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, — нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком». (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план:

1 вариант

  1. Определение места героя среди других персонажей.

  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

  4. Анализ имени.

  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  6. Речевая характеристика.

  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

  13. Оценка литературного персонажа его современниками.

  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

2 вариант

1.Место данного персонажа в образной системе произведения.

2. Социальный статус и материальное положение.

3. Внешний облик (портрет).

4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих.

5. Особенности внутренних переживаний.

6. Авторское отношение к данному персонажу.

7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью биографии и (или) предыстории;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через взаимодействие с другими персонажами;

з) через обстановку, которая окружает героя.

3 вариант

1. Место, занимаемое героем в произведении
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
4. Речь героя
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих
6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам
8. Отношение других лиц к герою
9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

10. Ваше мнение об этом герое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь треугольника если известны катеты
  • Как найти компанию для перевозки грузов
  • Как найти силу тока в проводнике физика
  • Что делать если ошибка 404 страница не найдена как исправить
  • Как найти работу в усть илимске на