Как составить логически опорный конспект

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» — значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       —  теоретический материал

                                                 —  самое главное

                                                —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

СМ. Формирование
языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения

Раздел
1.2. Как составить опорный конспект

Как составить опорный конспект

Составление опорного конспекта является одним из
важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой
форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может
составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем
информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по
предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной
«презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

·                    
Как писать конспект статьи

·                    
Как законспектировать текст

·                    
Как быстро выучить материал

·                    
Как
оформить конспект

Вам понадобится

·                    

исходный научный текст;

·                    

литературный материал.

Инструкция

1.                
Познакомьтесь
с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного
конспекта
.


полнота изложения материала;

•последовательность
и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более
листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме
простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную
мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок,
шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);


наглядность;


связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

2.     Запишите
название темы по предмету
. Ознакомьтесь с необходимым материалом по
тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом
материале, составьте конспект в виде простых записей.

3.     Выберите
ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы
. В
зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста
может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и
предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по
физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные
графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на
читателя как опорный сигнал.

4.     Продумайте
способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы
.

Используйте
прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта.
Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП
(сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д.
(дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть
излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и
раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических
знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения
раздельного).

5.     Составьте
опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-95186-kak-sostavit-opornyy-konspekt#ixzz3Zl5IZSU6

Основные
требования к содержанию опорного конспекта

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание
вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

      
 Основные требования к форме записи опорного конспекта

1. 
Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
полный
лист.

2.
Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми
логическими блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3.
Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК,
главную идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом,
различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4.
Унификация.  При составлении ОК используются определённые
аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета
(ВОВ, РФ и др.) 

5.
Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью
с

 остальными,
должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно  оформлен (иметь
привлекательный вид).

6.
Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть  наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7.
Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом
учебника, что так же влияет на  усвоение материала.

     
Примерный порядок составления опорного конспекта

1.    
Первичное
ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту учебника,
картам, дополнительной литературе.

2.  
Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых  
знаков, графиков, рисунков.

4.
Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование
различного   шрифта и т.д.

5.
Составление опорного конспекта.

Этапы
разработки опорного конспекта

Разработка
опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1.
Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература,
необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация,
исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2.
Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы
учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала
и последовательность изложения).

3.
Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится
переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного,
несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только
ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.

4.
Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов,
мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5.
Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных
понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь
подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в
соответствии с логикой учебной деятельности.

6.
Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке
опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако
желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:

*использовать
не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

*иллюстрировать
одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

*обеспечивать
хороший контраст фигур и фона;

*избегать комбинации красного и желтого цветов;

*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего
глаза учащихся.

опорный конспект – образ – текст

Мнемонические приемы

Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) –  совокупность приемов
и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
  Смысл
мнемоники

– в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро
запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное
слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью
придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором
многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово,
в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно
использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими
словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким
образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например,
хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда
можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о).
Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи
слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет
допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть
«ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую
фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале».
Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом
масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух
автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей
русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни
Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный,
Винительный, Творительный, Предложный.

Создание
звуковых ассоциаций

При использовании данного метода нужно выделять
совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение
орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто
приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь
приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто
нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

у
Иры – крапИва

у
Веры – вЕрба

Лера
– афЕра

Ия
– санитарИя

у
Фёклы – свЁкла

Чук
купил каучУк

Гена
– гЕнезис

столЯр
и малЯр

Где
Ель, там щавЕль

остЫнь
– нет простЫнь

рОта
прошла через ворОта

нет
тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще

Правописание
слов, начинающихся с ПРИ–:

1)    ПРИ ВЕРЕ –
ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;

2)    ПРИВИвка
от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.

Написание
словарных слов:

1)
в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;

2)
В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;

3)
А БОря – АБОриген

4)
КОЧан на КОЧке;

5)
КОБра в КОБуре

6)
ОЛИН муж ОЛИгарх

7)
сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;

8)
СТИмул к учебе – СТИпендия;

9)
КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;

10)
от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;

11)
у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.

Создание
зрительной опоры (рисование картинки)

Слова
можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок
может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать
ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние
и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно
использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от
воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх
у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А
ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Поролон мы
свернули в рулон.

Облако
совершенно не похоже на яблоко.

А
слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто
это и есть палатка А.

Слова
ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

В
ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной
оспой
(То, что юноша ветреный, показано с
помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки,
указывающие на ветряную оспу).

См. Ю.В.
Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель:
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических
приемов
— метод, основанный
на составлении рассказов. Он используется для запоминания в
правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают
в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не
только составления предложений, но и использования зрительных представлений.
Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью
словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок
(линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на
кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила
в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя
там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным
(Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить
двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого
слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы,
запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, — только 13%. Недостатком
этого метода является
то, что он требует весьма основательной тренировки:
чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут!
Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти
нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

Мнемоническими
приёмами являются
: азбука Морзе, запоминание цветов
радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и
бемолей, число «пи», число «е».
http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html

Справка

Мнемонические
приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на
зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах.

Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие
мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о
разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь
эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о
них.

Мнемонические
приемы, основанные на зрительных представлениях
,
известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического
приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э.
Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх,
праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис,
который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как
поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно
повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в
результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих
людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших,
чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно
помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного
зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у
него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и
другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех
деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные
предметы.

Каждый
раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на
определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после
называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел
большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко
используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно
легкий, а главное — эффективный.

Вопросы
и задания для самопроверки

1.           
Расскажите
о том, как составить опорный конспект.

2.           
Составьте
инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».

3.           
Перечислите
основные
требования к содержанию опорного конспекта.

4.           
Составьте
памятку для школьников «
Основные требования к форме записи
опорного конспекта
».

5.           
Что
такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках
русского языка.

Обновлено: 27.05.2023

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  • Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  • Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  • Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  • Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал.

Рассмотрев определение опорного конспекта, выделим основные Принципы составления ОК:

  • лаконичность (не более 80-100знаков)
  • структурность (должен состоять из блоков)
  • акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
  • унификация условных знаков
  • оригинальность
  • разнообразность — монотонность «выключает» внимание;
  • Связь с текстом учебника (можно указывать и страницы)

В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.

  • Сжимает информацию
  • Облегчает понимание новой информации
  • Активизирует учащихся
  • Экономит время
  • Упрощает процесс запоминания новых терминов
  • Наглядно демонстрирует связи между природными компонентами
  • Помогает выделять главное
  • Благотворно действует на психологический климат урока

Виды опорных сигналов

  • Смысловые
  • Ассоциативные
  • Аббревиатурные
  • Графические

Формы опорных сигналов

  • Схемы
  • Таблицы
  • Диаграммы
  • Ассоциативное поле
  • Опорный конспект
  • Алгоритмы

При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий:

  • Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися.
  • Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации.
  • Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
  • Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.
  • Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
  • При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС) и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
  • Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам.
  • Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.

Опорные материалы помогают преподавателю:

Использование опорного конспекта помогает учащимся:

  • освоить основные знания по географии.
  • процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания,
  • вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала,
  • многократно повторять его.
  • регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

Важно научить школьников работать с опорным конспектом.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Виды работы с ОК

— поэтапное объяснение нового материала учителем;

— самостоятельная расшифровка ОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

— создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам.

— фронтальный контроль усвоения конспекта;

  • Второе повторение (обобщение и систематизация):

— индивидуальный устный, письменный контроль;

— взаимоопрос и взаимопомощь;

При работе с ОК возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОК, который является дидактической карточкой.

2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

4. Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

Методика опорных конспектов — перспективный метод ,т.к. развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.

Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика (на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект — идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним — это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

2. Важова Е.В. Рисунок как отражение привлекательности природы Алтая // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 11.– С. 192.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС) предъявляет новые требования к обучению студентов, им важен не объем полученных от преподавателя знаний, а познание путей получения их из разнообразных источников [1]. Формы этих работ различные: изучение учебной, научной и методической литературы; подготовка докладов, рефератов и т.д.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение содержание основного учебного материала. Типы опорных конспектов в соответствии с изобразительной формой: развернутый, графический, логический, смысловой (шифрованный), текстуально-схематический [3]. На первом этапе педагог выстраивает и демонстрирует ЛОК в процессе изложения лекции. Методические требования к лекции – изложение материала крупными блоками, при объяснении фиксация на доске опорных символов, сигналов, схем, рисунков, цветовой гаммы [2]. Они отражают признаки объектов, причинно-следственные связи, яркие факты, характеризующие явления или процессы. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе внеаудиторной работы.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, акцентирование, унификация (определённые аббревиатуры и условные знаки), оригинальность. Преобразование информации, перевод ее в другую форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

ОПОРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСПЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

Исходя из вышесказанного, решая основную задачу обучения — формирование профессиональных компетенций обучающихся – необходимо руководствоваться следующими принципами:

Поддержание интереса учащихся к дисциплине, развитие их творческой и познавательной активности;

Развитие личности на основе сотрудничества, доброжелательности, создание в учебно-воспитательном процессе благоприятных условий для каждого обучающегося;

Эффективное использование средств наглядности.

В процессе обучения используются в основном два канала восприятия – слуховой и зрительный. Устная информация проще, однако, ее эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия на обучающегося. Зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, включает его в активную познавательную и творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес к дисциплине.

В педагогической теории существует несколько определений понятия

Особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

Схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

Наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала

При составлении ОЛК необходимо учитывать некоторые психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать ОЛК для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Таким образом, опорный конспект — это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Практика работы показывает, что для наших обучающихся, которые не умеют говорить, опорные сигналы не годятся. Им нужен материал, очень близкий к языку учебника, только еще более систематизированный, вычищенный от второстепенного. Кроме того, опорные конспекты рассчитаны на ближайшую память.

Опорно-логический конспект – это попытка сделать такое клише, которое должно прочно в печататься в память обучающегося. Это выжимки из разных учебников, их скелет, основа, попытка сказать более точно, по пунктам сказать то, что в учебнике дано описательно. Он – хорошая шпаргалка к теме. Такая шпаргалка дает студентам спокойствие, уверенность в своих силах.

В опорно-логических конспектах схематически в сокращенной форме записывается основная информация, подлежащая изучению. Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Такие конспекты позволяют усвоить больший объем знаний, охватить единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, помогает установлению связей между ними, их сопоставлению, логической обработке материала.

В психологическом аспекте методика опорно-конспектной подачи информации повышает внимание, ориентирует активность студентов, кроме того удачно подобранные, ярко (в меру) оформленные ОЛК вызывают положительные эмоции, что способствует, во-первых, программному усвоению, во — вторых, снятию в некоторой степени утомляемости.

С педагогической точки зрения методика ОК подачи информации позволяет преподавателю эффективно управлять самостоятельной работой студента как в аудиторных условиях, работы дома. Более высокий творческий уровень деятельности студента, формирующий умение общаться, систематизировать материал достигается в процессе их приобщения к составлению ОК. Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 — 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой — все блоки между собой связаны логически.

Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).

Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.

Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся Дидактическая роль опорных конспектов

Опорный конспект – эффективное средство в процессе обучения и воспитания, которые решают несколько дидактических задач.

Опорный конспект дает возможность проводить проверку подготовленности учащихся при изучении каждой урочной темы. На каждом типовом уроке они по памяти воспроизводят опорный конспект, а это дает возможность выявить микропробелы в их знаниях.

При изучение урочной темы преподаватель организует восприятие нового материала как обычно (рассказ, самостоятельная работа учащихся и т.д.). За пять минут до конца урока для повторения изучаемой темы, воспроизводит самое главное по опорному конспекту.

Опорный конспект подскажет все, что необходимо: последовательность рассказа, компоненты изучаемого материала и их зависимости.

При выполнении домашнего задания опорный конспект подсказывает смысловую структуру текста, то есть его смысловые части.

В результате длительной учебной практики обучение учащихся работе с книгой, над незнакомым текстом становится навыком.

Технология составления опорного конспекта.

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются учебная информация, исторические справки и т.д.

Построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы.

Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, приемов, аббревиатур и т.д.

Расположение учебного материала с учетом логики формирова- ния учебных понятий.

Кодирование значимости учебной информации в цвете.

Требования к опорным конспектам.

Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре определенного параграфа учебника, а это значит, что сколько в параграфе смысловых частей (главная мысль и служебные элементы), столько же должно быть логических блоков.

Опорный конспект должен состоять из логических блоков, которые зрительно легко определяются.

Следует преодолеть соблазн включать в опорный конспект слишком много опор, что затрудняет письменное воспроизведение и оперативную работу с ним.

Письменное воспроизведение опорного конспекта не должно превышать для среднего студента 3 – 4 минуты.

Опорный конспект не должны быть похожими друг на друга, чего можно достичь, изменяя шрифт, расположения логических блоков и т.д.

Для того, чтобы выделить особо важные суждения и умозаключения, используется красный цвет. Пользоваться этим приемом надо разумно. Слишком много красного цвета может привести только к тому, что он перестанет выполнять свою функцию как сигнал важности.

Не всегда удается в опорном конспекте показать взаимосвязи и взаимозависимости, но если представится такая возможность, то показать их следует.

В заключение можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым студентом, учитывая их возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у студентов готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное .

Составление опорного конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА : — теоретический материал

— самое главное

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность . ОК должен быть минимальным, чтобы его

можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2 . Структурность . Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование . Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4 . Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.

5. Автономия . Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря этому он лучше сохранится в памяти. Кроме того, ОК должен быть наглядным и понятным.

7 . Взаимосвязь . Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Читайте также:

      

  • Геометрические фигуры конспект по логопедии
  •   

  • Распределение солнечного света и тепла на земле конспект урока
  •   

  • Конспект отрывание бумаги заданной формы размера
  •   

  • Конспект занятия самолеты старшая группа
  •   

  • Конспект занятия дисциплинированность водителей пешеходов пассажиров залог безопасности на дорогах

Мастер – класс

«Составление опорных конспектов».

Цель: познакомить с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.

Оборудование: текст параграфа, карандаши, листы бумаги, инструкции по составлению ОК, мультимедийное обеспечение, дерево успеха, листочки зеленые и желтые.

Ход мастер-класса:

— расшифруйте изображение, что Вы видите на рисунке?

Портрет В.Ф. Шаталова.

-Вы знаете, кто это?

В.Ф. Шаталов проработал в школе 50 лет, создал свою известную на всю страну педагогическую технологию. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую его технологию.

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. 

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

      Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

Инструкция по составлению опорного конспекта

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

                               Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

     воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

                               полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими

     блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

             номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

     идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

     расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

     условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

     остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

     оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

     графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он

    должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Объединение в группы по интересам.

Предложенные тексты и темы 6 класс:

  1. «Горы суши»

  2. «Равнины суши»

  3. «Рельеф океанического дна»

Во время работы в группах показ различных опорных конспектов, виды конспектов.

Представление опорных конспектов.

— Попытайтесь, используя составленные опорные конспекты, воспроизвести материал, но не свой, а других групп.

Рефлексия

Дерево успеха. На листочках зеленого цвета написать, что понравилось и удалось, на желтых, что вызвало затруднение.

Литература:

  1. Гужева Т. А. Структурно-логические схемы на уроках географии// http://festival.1september.ru

  2.  Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 2012 г.

  3. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сертификат gmp как найти
  • Как нашли нулевой меридиан
  • Как аккуратно исправить ошибку на бумаге
  • Как можно найти авиакомпания
  • Как найти хороший уровень