Как составить логический ряд

Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года», обладателя премии Президента РФ «Лучшие учителя России»
Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.

Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)

Подготовка к ГИА по истории и обществознанию
Преимущества курса
Стоимость курса
Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к олимпиадам по обществознанию

(Каталог материалов)

Логические ряды

Задания на логические ряды. Они представляют собой несколько терминов, событий, имен и т.п., объединенных какой-то общей темой. В одном из вариантов таких заданий нужно назвать обобщающее понятие. Во втором, более сложном, определить, какой из приведенных терминов является лишним в приведенном списке, и возможно обосновать свой выбор.

Пример 1

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

— Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный

Ответ

Каталог заданий

Для более удобной работы, задания сгруппированы по общественным наукам

Политология

Социология

Юриспруденция

Экономика

Философия

Культурология

Политология

Вернуться к каталогу материалов

Социология

Выберите лишнее понятие в ряду.

Индустриализация, секуляризация, натуральное хозяйство, рост
промышленного производства.



Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

Ответ



Выберите лишнее понятие в ряду.

Мать, отец, брат, супруг, дочь.


Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

Ответ



Выберите лишнее понятие в ряду.

Филиация, интернационализация, гуманитаризация, гуманизация, компьютеризация.


Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

Источник. Тема «Образование, его значение для личности и общества» — Каталог материалов -Схемы и таблицы
— «Общие тенденции в развитии образования»

Перейти к теме «Образование, его значение для личности и общества» Перейти к теме Образование, его значение для личности и общества

Источник. Тема «Гражданство РФ» — Каталог материалов — Сложные понятия

Перейти к теме «Гражданство РФ» Перейти к теме Гражданство РФ

Ответ

Вернуться к каталогу материалов

Юриспруденция

Вернуться к каталогу материалов

Экономика

Выберите лишнее понятие в ряду.

Земельный налог, торговый сбор, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество физических лиц.


Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

Источник. Тема «Налоги
» — Каталог материалов -Схемы и таблицы
— «Общие тенденции в развитии образования»

Перейти к теме «Налоги» Налоги

Ответ

Вернуться к каталогу материалов

Философия

Выберите лишнее понятие в ряду.

О. Конт, П. А. Сорокин, С. М. Эйзенштейн, М. Вебер, Э. Дюркгейм.


Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

Ответ

Вернуться к каталогу материалов

Культурология

Выберите лишнее понятие в ряду.

Эпос, предание, былина, роман, сказка


Всерос. Муниципальный. 10 кл. Московская область

Источник. «Эпос» — Культура РФ

Перейти к статье Перейти к статье

Источник. Тема «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»

Перейти к теме «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры» Перейти к теме Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Ответ

Вернуться к каталогу материалов

Логика в развитии ребенка занимает особое место. Она гораздо важнее простых знаний и лежит в основе гибкого мышления и высокого интеллекта. Для развития логических способностей у детей существует немало упражнений: ребусы, головоломки, опыты, графические лабиринты и т. д. Одно из таких заданий – логическая цепочка.

Маленькая девочка с логическими карточками

Важный навык

Почему же без логики сложно представить человека с полноценным интеллектом? Потому что логическое мышление объединяет в себе множество важных интеллектуальных аспектов. Развивая логическое мышление, ребенок одновременно совершенствует (в зависимости от конкретных заданий) самые разные интеллектуальные способности:

  • внимание;
  • память;
  • находчивость;
  • наблюдательность;
  • речь;
  • пространственное мышление;
  • воображение.

Кроме этого, ребенок учится:

  • сопоставлять;
  • классифицировать;
  • сравнивать;
  • понимать причинно-следственные связи;
  • выводить закономерности.

Закладываются все эти навыки с самого раннего возраста. Логическая цепочка представляет собой несколько предметов, которые нужно расположить в ряд по каким-то признакам или определенной закономерности. Простейшие логические задания можно предлагать малышам уже с 2 лет. По мере роста и развития ребенка количество и сложность таких задачек будут планомерно расти. Главное, о чем должны помнить родители, – все логические упражнения предлагаются в форме игры.

Игра "Где чей малыш?"

Для самых маленьких

Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.

Вот несколько примеров логических цепочек:

  • Чей малыш? Если в игровом арсенале найдутся соответствующие игрушки, лучше взять их. Либо подготовить карточки: большие, прочные, яркие и простые. Нужны изображения известных ребенку животных, птиц и их детенышей. Взрослые животные раскладываются перед малышом, ему предлагается положить рядом с каждым его детеныша. Далее цепочка может удлиняться и трансформироваться в «чей плод», «чья одежда», «чей лист» и др.
  • Дополни ряд. Перед ребенком раскладывают карточки с изображением неких предметов (или сами предметы), объединенных значительным обобщающим признаком (посуда, одежда, фрукты, животные и др.). Рядом располагается группа разнородных предметов или картинок, среди которых изображение одного предмета, соответствующего признаку цепочки. Малышу нужно найти его и дополнить выстроенный логический ряд.
  • Чье это? Ребенок должен совместить карточку с обобщающим предметом и его частями (предметы и профессия, для которой они нужны, машина и ее детали, человек и части его тела и т. д.). Вариантов возможно несколько. Например, взрослый выкладывает несколько предметов, а ребенок должен найти для них общее изображение. Или разложить перед ним обобщающие предметы, а он должен выложить около каждого соответствующие части (сложность этого задания зависит от возраста и способностей малыша). Можно предложить самому выбрать из стопки картинок сначала определяющие предметы, а затем под каждым из них – детальные.
  • Что лишнее? Задача понятна из названия цепочки: исключить из ряда предметов один, принадлежащий по определяющему признаку к другой категории, при этом объяснив, по какому критерию он был определен как лишний.

Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию.

Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.

Дошкольники с карточками

Для старших дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выполнять более сложные логические построения. При этом они могут изложить свои умозаключения, аргументируя их. Им можно предлагать такие цепочки:

  • Упорядочи по… Ребенку предлагаются различные изображения. Его задача – выстроить их последовательно по убыванию или возрастанию какого-то признака: размера, цвета, количества углов (у многоугольников) и т. д.
  • Что общее? Перед ребенком раскладывают несколько изображений, имеющих определенный общий признак. Дошкольник должен назвать этот признак. Постепенно цепочек в одном задании может становиться больше. Еще позднее можно попросить ребенка разобрать предметы и выстроить по группам самостоятельно, аргументируя свой выбор.

Далее логические цепочки могут и должны становиться все сложнее. Ребенка можно попросить, например, составить рассказ, в котором каждый предмет из представленных пересекался бы с последующим по какому-то признаку (они все будут разными).

Графические варианты таких игр тоже бывают. Например, детей 6 лет уже смело можно просить дорисовать недостающий в последовательности элемент, дорисовать цепочку, повторяя заданную последовательность, раскрасить элементы рисунка по заданной закономерности. Сначала это будут крупные предметы (воздушные шары или яблоки), затем – все более мелкие (бусины, камешки, пуговицы). Такие задания тренируют еще и мелкую моторику, что важно для будущего обучения в школе.

Это лишь несколько примеров заданий, которые учат ребенка строить последовательные цепочки. Сначала это предметы. Взрослея, ребенок научится строить последовательные цепочки из своих мыслей, обосновывать доказательства, делать выводы. То есть – совершенствовать свой интеллект.

  • Оглавление
  • Обучение детей
  • Разное

Создаем сами логические цепочки

Логические
цепочки – что это?

    

Логические
цепочки представляют собой какие любо
изменения, которые происходят с предметом
или существом. Например, логическая
цепочка о том, как гусеница превращается
в бабочку.

    Умение построить правильно логические цепочки важное умение для малыша. Ребенок знакомится с устройством мира, начинает понимать причинно-следственные связи.

    Чтобы потренироваться в составлении логических цепочек, можно слепить или нарисовать все ее элементы.

Это легко и
просто, совсем не нужно быть художником,
чтобы рисовать для своего ребёнка. Такие игры не только
развивают логическое мышление,  кроме
того, помогая вам, ребёнок развивает
пальчики, ведь ему придётся и рисовать,
и лепить.

    Тем для игры может быть огромное множество. Приведем пример с упомянутой ранее цепочкой превращения гусеницы в бабочку.
    Слепим
и приклеим на бумагу такие картинки,
как: бабочку, гусеницу, травку (которую
нужно есть гусенице, чтобы превратиться
в куколку), саму куколку в виде тёмного
кокона. А теперь располагаем на листе
бумаги все эти элементы в правильной
последовательности, не забываем рисовать
стрелочки, которые обозначают логический
ход событий.

         

     
Чем
старше ребёнок, тем больше можно добавлять
в вашу цепочку элементов и особенно
причин и условий происходящего. Например,
после гусеницы и травки можно ещё
вставить солнышко, лужицу, из которой
гусеница пьёт, в общем, всё, что ей может
понадобится для жизни.

Ещё
примеры цепочек, которые можно слепить
(или нарисовать): курица, яйцо, цыплёнок,
петушок. Длинный карандаш, нарисованные
картинки, короткий карандаш. Доска с
надписями, тряпка, вода, чистая доска.
Такие цепочки вы сможете придумывать
вместе бесконечно. Ещё можно не лепить
сразу все элементы, а делать это
поочерёдно, слепили первый, спросите:
что будет дальше? А ещё интересно убрать
один из элементов цепочки, и пусть малыш
разгадает, что там должно быть.
     Еще одна подобная игра — Логические
примеры
.
Соединяем
два любых предмета, которые могут как-то
взаимодействовать, и думаем, какой
получится результат. Предложите рисовать
самому ребёнку, пусть картина получится
неумелой (как на рисунке), но зато сам
нарисовал, и это уже предмет для гордости.
На рисунке логический пример: лист
бумаги + огонь = что получится?

Вместе думаем,
и приходит к выводу, что получится пепел.
Лепим ответ или рисуем.

Ещё примеры:
вода + мороз = лёд, заварка +вода + сахар
= чай, корова + трава = молоко, яблоко +
рот = огрызок.

Что потребуется
для игры?


— Пластилин
или фломастеры, карандаши или мелки, в
крайнем случае подойдёт даже обычная
ручка.

— Лист
бумаги.

Сколько
времени потребуется для создания игры?


Время на
подготовку не нужно, создавать цепочки
вы будете прямо с малышом во время игры.


Не забудьте рассказать друзьям о этой статье!

  • Отзывы

© SmartyToys.ru 2006-2023 —
Развивающие игрушки
(ООО «Смарти») о нас

При использовании материалов сайта, ссылка на интернет-магазин детских развивающих игр и игрушек — SmartyToys.ru, обязательна.
Политика конфиденциальности

0,14 28.05.23 13:04

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВРЕМЕНА ГОДА. Учимся составлять рассказ

Алгоритмы — опорные схемы для составления описательных рассказов.   Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы — очень…

Учимся составлять рассказы -описания

Презентация в форме игры по обучению детей составлению описательных рассказов о животных и птицах….

Презентация «Учимся составлять синквейн».

Учебно — методическое пособие для педагогов, учителей, логопедов, воспитателей, родителей….

ВРЕМЕНА ГОДА. Учимся составлять рассказ

Алгоритмы — Опорные схемы для составления описательных рассказов. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы — очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и…

Мастер-класс для родителей «Учимся составлять синквейн»

Мастер-класс для родителей «Учимся составлять синквейн»…

Занятие по ФЭМП Программное содержание • Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа. • Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифр

Занятие  с использованием ИКТ…

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи «Учимся составлять письмо»

Сценарий образовательной ситуации по формированию умений составлять рассказ с помощью плана-схемы….

Особенности мышления

Правое полушарие ответственно за логическое мышление, а левое – за творческое. Задача родителей и педагогов – совершенствовать оба типа мышления. Однако если с творческим мышлением в отношении дошкольников более-менее понятно (дети любят придумывать, фантазировать, нужно только дать им тему), то с логическим мышлением дела обстоят сложнее. В три-пять лет малыш еще не может анализировать и обобщать в силу своего раннего возраста. Способность к обобщению, а значит, к нахождению логических связей между явлениями формируется значительно позже. Но это не значит, что можно пустить этот процесс «плыть по течению» и спокойно дожидаться школы, где «научат всему». Игра «Логические цепочки» легко решает данную проблему в отношении детей дошкольного возраста. Здесь следует дать объяснение, что такое игра под названием «Логическая цепочка», так как иногда не все взрослые имеют о ней понятие. Эта игра встречается нам на каждом шагу. Самый простой пример – кроссворды, ребусы. Многие из нас любят разгадывать их на досуге. Более сложный вариант — матрицы, где ставится задача найти закономерность и восстановить логическую цепочку. Простые ребусы и матрицы можно предложить детям.

Как работать с материалами?

 Распечатайте несколько наиболее понравившихся, и принимайтесь за дело. Например, в некоторых из них ребенка попросят заполнить логическую цепочку, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках. Для этого в пустые клетки дорисовываем или вклеиваем картинки какого-либо предмета согласно последовательности его расположения в таблице. Другой похожий способ – дать ребенку образец и предложить продолжить логическую цепочку. Эта игра более простая, поскольку делается по заданному образцу и не требует дополнительного анализа. Его можно использовать для дошкольников, только начинающих изучать логические связи. Однако в этом случае пример должны быть более объемным, иначе ребенок не сможет выявить закономерность, задание покажется ему скучным и неинтересным, и вы рискуете выработать у малыша с детства неприятие подобного рода заданий. В целом, возраст, когда можно применять данную методику, — от 3 лет (в зависимости от общей развитости ребенка). Ребенок уже готов анализировать, знает простые числа, умеет обобщать предметы в группы. Следующий шаг – учить его логически мыслить.

Чтобы заинтересовать дошкольника, распечатайте цветные картинки. Игра должна привлечь внимание ребенка. Начните с простого, даже если малыш уже взрослый. Покажите ему самый простой пример. Постепенно увеличивайте сложность. Вы увидите, как ребенок сам будет заинтересован в решении подобных задачек. Сначала создателями цепочек будут родители, воспитатели, но затем малыш сможет строить их сам, чередуя картинки.

Итак, игра под названием «Логическая цепочка» – универсальный способ развития логического мышления, без которого современный человек не способен выжить в обществе, даже при наличии хороших творческих задатков. Любой порыв фантазии нужно подчинить законам природы и общественной организации, чтобы он обрел полезную и действенную для других людей форму.  Способность творить должна ложиться на твердую логическую основу, тогда вы получите действительно всесторонне развитую личность, готовую делать великие открытия в этом мире.

Цели и задачи:

• формировать умение участвовать в совместной дидактической игре на основе общих правил;

• формировать грамматическую правильность речи;

• активизировать в речи сложные предложения, умение видеть и передавать словами скрытые связи и отношения между предметами;

• развивать логическое мышление и находчивость; умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы при анализе высказываний сверстников, быстро реагировать при составлении логических связок между предметами с опорой на знания об окружающем мире;

• закреплять умения определять назначение и функции предметов

рукотворного мира; стимулировать интерес к окружающим предметам;

• воспитывать умение уважительно относиться к высказываниям сверстников.

log_tsepochka5.jpg

log_tsepochki4.jpg

log_tsepochka6-1.jpg

log_tsepochki7.jpg

log_tsepochki8.jpg

log_tsepochki9.jpg

log_tsepochki3.jpg

   

Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти данные в iso
  • Размер заголовка запроса или куки слишком велик как исправить хром
  • Как найти лизинговую машину
  • Как найти ссылки для тор
  • Как найти бизнес чаты в телеграмме