Как составить логическую схему по истории

Библиографическое описание:

Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 30.05.2023).

Одной из целей истории как науки
является развитие способностей осмысливать события и явления
действительности на основе исторического знания прошлого и
формирование специфических умений и навыков.

В современной жизни значительно больше востребованы
мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека,
как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно
добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных
суждений, высокого уровня восприятия учебного материала,
представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления.
Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок
принципа наглядности.
На основе непосредственного восприятия предметов
или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения
формируются образные представления и понятия об историческом
прошлом. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал
Я.А. Каменский: «…все, что только можно представлять
для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением,
слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания.
Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими
чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1,
c.106].
Этот принцип актуален и в наше время. Он дает понять, что
наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя
наглядность на разных этапах урока, преподаватель мотивирует
учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать
собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко
впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.

Одна из проблем, с которой сталкиваются
преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся
последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать
тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика
должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно,
образно и точно. Неточность и запутанность выражений, как утверждал
Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей. Поэтому
важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата.
Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по
памятке, рекомендованной Н.И. Запорожцем [2,c.8]:

Памятка

  1. Прочитайте текст,
    представьте мысленно весь материал.

  2. Разделите
    текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

  3. Озаглавьте
    части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.

  4. Прочитайте
    текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  5. Составьте
    план в виде таблицы.

  6. Заполните
    требования к плану-таблице:

а)
план должен полностью охватить содержание текста (темы);

б)
в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные
формулировки.

Учащимся на уроках истории часто
предлагается готовить сообщения, доклады, рефераты по предложенным
темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться
с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием
«рокировка».

Ответь на шесть вопросов:

п/п

Вопрос

Ответ

1

Что?

2

Где?

3

Когда?

4

Кто?

5

Как?

6

Почему?

Последовательно раскрывая эти вопросы в
таблице, можно получить достаточно логически связный и полный
рассказ.

Еще один предлагаемый прием используется в тех случаях,
когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано
и понято. Для этого используется игра «Поработай редактором».
Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли,
но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от
второстепенного. Для такой работы используется ИКТ, представляя текст
на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения
обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа
выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание
может использоваться индивидуально на карточках.

Интерес учителя истории к схемам и таблицам, к
сожалению, не возродился в такой степени, как это было в эпоху
старого регламентированного преподавания истории на основе
классового подхода и теории общественно-экономической формации. К
каждому уроку давались схемы в пособии: Е.В. Агибалова; Г.М.
Донской. Методическое пособие по истории средних веков. – М.,
1988.[3, с. 56]
Также в преподавании появились новые аспекты, которые
неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого –
отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что
отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
Настораживают и существующие попытки возродить
указанные средства, которые достаточно произвольны и сводятся к
стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки,
например: С.К. Алиева «Всеобщая история в таблицах и схемах»
– М., 1997. [4, с. 14]. Появление подобных работ было массовым
и вызывало в целом отрицательное отношение у преподавателей истории,
которое распространялось на схемы и таблицы. Бесспорно, без схем и
таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках
истории, так как развитие логического мышления, логических суждений,
а также установления причинно-следственных связей будет значительно
затруднено. А логика, как известно, – наука о законах и формах
мышления, включающая в себя ход рассуждений, умозаключений,
доказательств. Это разумность, закономерность каких-либо событий,
мышление же – есть сам процесс. Мыслить – значит,
работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать уже ранее
познанное.
В процессе обучения в жизни учащихся происходят
существенные изменения, коренным образом меняется социальная
ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая
является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются
психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр
сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей
функцией.

Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить
главное, они «запирают» информацию в замкнутое
пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает
логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать
и обобщать исторический материал, приводить его в систему и
графически изображать.

Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко
выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных
обозначений исторических явлений.

Под схемами же понимается графическое изображение
исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления
изображаются условными знаками – геометрическими фигурами,
символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным
расположением и связываются между собой. Традиционно в методике
преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические,
сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические,
локальные.

Очень удобно применять логические схемы
при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают
выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в
исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении
квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие
одно из другого.

Применение логических схем на уроках
истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся,
повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает
логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и
собственными умозаключениями учащихся. Все это приводит к тому, что
ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда
совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы
со схемами является то, что у учащихся появляется привычка,
определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном
систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания
и применения.

Следовательно, на уроках истории для развития
логического мышления и способности логически рассуждать, роль
использования логических схем велика.

Логические схемы удобны тем, что их может применять
педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала,
закрепления и проверки знаний учащихся.

В подготовке к урокам преподавателям не
всегда достаточно материала учебника и рабочей тетради, поэтому
учитель обращается к другим источникам за дополнительным материалом,
нередко проявляя личное творчество – это составление
собственных схем и таблиц. Приведу личный пример: изучая данную тему,
составила логическую схему, которую можно применять на протяжении
всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю
рассмотреть составленную схему:

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К

ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ

СОБЫТИЕ (ДАТА)

ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

В ходе данной работы был сделан вывод, что только при
систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке,
особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию
учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда
учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока,
коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А
эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках,
формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

Литература:

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1969.
  2. Запорожец Н.И. Приемы формирования мыслительных
    умений школьников //Преподавание истории в школе. М., 1978. № 1.
  3. Агибалова Е.В.; Донской Г.М.. Методическое пособие по
    истории средних веков. – М., 1988.

  4. Алиева С.К. «Всеобщая история в таблицах и
    схемах» – М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): схема, урок истории, логическое мышление, таблица, высокий уровень, преподаватель истории, процесс обучения, работа, учебная деятельность, этап урока.

Похожие статьи

Формирование исторического мышления на уроках истории

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать мышление обучающихся. Об этом говорится в методической литературе, в учебных программах, в учебно-методическом комплексе.

Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале…

Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике.

Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные…

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для…

Представлен опыт используемых графических символов на уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание.

У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство…

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие, класс…

Формирование логического мышления учащихся через…

интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся… Какие уравнения в системе?

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3).

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале…

Урок — главная составная часть учебного процесса.

5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.

4-й этап — изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения

Развитие критического мышления на уроках истории в старших…

Формирование исторического мышления на уроках истории. Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.

Информационные технологии в процессе преподавания

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории. Схема проведения урока предполагает несколько этапов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ТАБЛИЦ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ

  Схемы и таблицы используемые на уроках
истории позволяют наглядно выразить сущность и причинно-следственные связи в
формате конкретных исторических событий  и в формате исторических эпох. Они
позволяют учащимся визуально наблюдать взаимосвязь внешнеполитических и
внутриполитических событий, потенциальные возможности развития событий. Исходя
из непосредственного восприятия задач и проблем той или иной исторической
эпохи, логические схемы способствуют формированию навыков анализа, сравнения и
обобщения исторических фактов. Что способствует процессу выработки собственных
гипотез о возможных вариантах развития исторического процесса и как следствие
более вдумчивому и глубокому осмыслению истории. Использование логических схем
методически оправдано, ибо соответствуют требованиям современного стандарта
образования. А именно способствуют решению не только предметных, но и
метапредметных и личностных  задач обучения. Логические схемы и таблицы
являются  средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое
пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические
операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить
исторический материал, привести его в систему и графически обобщить. А в
завершении логически связанно и обосновано изложить суть своего  видения
исторической эпохи. На уроках истории над созданием своей логической схемы
событий учащиеся могут работать индивидуально, в парах и в группах.

  Таким образом, целью использования
логических схем и таблиц на уроках истории является развитие у учащихся
предметных, метапредметных и личностных умений, навыков и знаний.  А также они
не заменимы при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ. Так как в сжатом виде
закодирована информация порой целого раздела учебника. Что даёт возможность
оперативно восстановить знания  и определить «слабые» места в системе
исторических знаний учащихся.

  Задачи решаемые на уроках истории с
использованием логических схем и таблиц:

Ø 
Использование
логических схем и таблиц способствует наглядному восприятию
причинно-следственных связей исторических событий, их сущности и потенциальных
возможностей развития исторического процесса во всём многообразии взаимосвязей
и взаимозависимостей. Что соответствует предметному уровню развития умений,
навыков и знаний.

Ø 
Использование
учителем логических схем в формате исторических эпох, является обоснованным для
формирования у учащихся первичного опыта в создании и чтении логических схем.

Ø 
Самостоятельная
познавательная и творческая деятельность учащихся по созданию собственных
логических схем способствует развитию предметных, метапредметных и личностных
умений, навыков и знаний.

Ø 
Позволяет
изучать и обобщать материал нескольких параграфов, использовать для кодирования
информации знаки из других дисциплин.

  Использование логических схем и таблиц
на уроках истории можно условно разделить на три этапа:

1.      
На первом
этапе, учитель демонстрирует свои логические схемы и таблицы. Объясняет принцип
их создания, объясняет как можно шифровать объёмную информацию в учебные
«иероглифы». Знакомит учащихся с видами логических схем:

ü 
Логические или
причинно-следственные

ü 
Сущностные

ü 
Обзорные

2.      
На втором
этапе, учащиеся учатся заполнять формат схем содержанием

3.      
 На третьем
этапе, ученики самостоятельно, индивидуально, в парах или группах создают собственные
логические схемы на основе изучения, анализа, обобщения и систематизации
учебного материала.

Ниже приведены примеры использования
логических схем по истории Киевской Руси и возвышения Москвы.

       Раннефеодальное государство
восточных славян Киевская Русь

                                             ( 882-1097-1132 гг.)

  Р.О.  Fе + 2хполье          Увеличение количества     
Переход от  коллективного к         
С. О.

                                            
полезного продукта           индивидуальному труду

                                                               Князь
и дружина                

 

                                             Задачи первых русских князей

Защита и
расширение              Сбор полюдья             Торговля ( чему способствовал
главный торговый путь

территории
племенно-          с зависимых племён      который связывал Европу и Азию – «из
варяг в греки»)

го союза.

                                       
ТОРГОВЫЙ ПУТЬ « ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

                              БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ                  р.
НЕВА            оз. ЛАДОГА

                                       
р. ВОЛХОВ                              оз. ИЛЬМЕНЬ

                   

                                                                 
    НОВГОРОД  

                      
РЮРИК ( 862-879) « Призвание варягов»  ОЛЕГ (879 -882-912)

                           ( сын Игорь)

                                                                              
ОЛЕГ 882

Искоростень Древляне                ДНЕПР               

  912, 945                                                            КИЕВ(столица
русского государства с 882)

                          Игорь 912,

                Святослав
 945.                               

                                  
ЧЁРНОЕ МОРЕ                 ОЛЕГ 907, 911

                                              
                                 ИГОРЬ 941, 944

                                                              
ЦАРЬГРАД ( Константинополь)

 ОЛЬГА (945 —957-962) «Погосты» и «Уроки»

                                                            
     СВЯТОСЛАВ ( 962-972)

Дунайская
Болгария                     К                                                                                    
Волжская Болгария

Византийская
имп,.                                                                                                            
Хазарский каганат

    967-971                                
                       КОНТРОЛЬ                                                    964-966

                                    
ДУНАЙ           над торговыми путями         ВОЛГА

                             ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ,
КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

                                    
                     980 – 1015 гг.

Повышение
обороноспособности               Духовное единение восточнославянски

государства                                                 
племен

Стр.,
крепостей,         Количественное увелич.,      Религиозные реформы Владимира

Погран., стража         дружины                                                                                                                                                  

( торки, берендеи,                            
                                Языческая реформа          988 год

черные
коблуки).                                                                                    984
года. Перун.                  Православие.

                                                                                                               
                        Причины и значение:

                                                                                                 
                                  — междунар., признание

                                                                
                                                                    — усил,.
власти  и

        Раздача 
вотчин. Формир., вотчинного землевлад.,                                      авторитета
вел..
князя                                                                       

                                                                                                     
                                  — славянская письменность
                                                                                                   
                                    — знания и культура Визан.,

                                            
                                                                                             (
садовод., сх, ремесла,

                                                                                                                                          тех.,
навыки и т.д.) 

              Усложнение
общественных отношений, формирование социальных групп

                                      Социальная структура Киевской Руси

                                                  
Вел., князь

                                        Старшая дружина ( князья, бояре, знать)

                               
   
Младшая дружина
( отроки, детские)

                             
                    
Свободные
(  Люди, купцы,)
  

                                       Зависимое население( смерды, закупы, рядовичи)

                          
                      

                                              
                 холопы                   

                           Ярослав
Мудрый 1018 – 1036 -1054 гг.

Внутренняя
политики                                                                              Внешняя
политика

— 1015 – 1018 гг. – борьба со Святополком          — Расширение
территории Руси,     

«
Окаянным».                                                          
присоединение; зап., берега Чудского

— 1016 г.- « Правда Ярослава»                                 оз., 
присоединение Червенских городов

— 1024 г. – поражение от Мстислава Вл.,           — 1036
г.
– окончательный разгром

Раздел Руси между братьями по Днепру.          
печенегов.

— 1036 г. – Смерть Мстислава. Ярослав              — 
Династические браки. Значительный

единоличный правитель
Руси.                               международный авторитет Руси.

— Политика
формирования независимой от Константинопольского патриарха национальной
религиозной организации:

а) 1037
г.
— Заложен
кафедральный храм в Киеве – Собор святой Софии,

он повторил
название главного храма Константинополя.

б) 1051
г
.
—  Назначение
митрополитом русского священнослужителя Илариона
.

— Политика градостроительства, стр.,            — 1043
г.
—  война с Византией. Пораже-

монастырей, церквей, развития реме-               ние
русского войска.

сла, торговли,
образования и с/х.

— Установление
очередного порядка наследования великокняжеской власти.

               
    Борьба русских земель  крестоносцами и татаро — монгольским

                    нашествием.  Русь под
игом.

Племен,. самостоят,.                               Очередь        укр,. позиций              > территория гос – ва.

                                                                                                         
мест,. бояр.

                                                                                                                         

                                                                                          

                                                
Юрид,. 1097 г.                           Фактич,. 1132
г.                                

  

Р > 
отдельных земель                                           РУСЬ                               
<  обороноспособности страны.

Рост
количества
городов                                                                 

Р > ремесла,
торговли,

Стр,. , монаст,.

                                                                                                                                                        
Субэдэ и  Джэбэ

                                                                                    
   Р     Щ       Калка. 1223 г.                               

Шведы.
————                 1240  г. 

                                                                   
Алексан,.   У   

ЕВРОПА                                                   
Невский            И                                                  М – Т.
Бату-хан.

                                                                                       
С  

Рыцари-
Тевтонцы              1242 г.                                             1237г
– 1240 г  

                                                                                       
Ь      Т

 

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
НА РУСЬ.

— угроза
духовной и полити-

ческой
независимости!                       Последствия вторжения М- Т.

— Утрата культурно- экономичес-          
Политическая вассальная                                            Расклол Руси

кого
превосходства перед Европой.         зависимость.

— Отставание от
Запада на 200 –

Пузырек для мыслей: облако:  49 сгор300 лет.                                                                    Великий
хан                          Сев-вост,.    Запад,.      Юго-зап 

    
79 городов;                                                                                                                 Русь             
Русь          Русь

                                                                   
Ярлык                   Ордынский выход

— Из них ( — 14 )
!.                                        

— ( — Вече ),

— ( — Ремесло ,
торговля, культура ).                    Великий князь

— ( — 90% князей и дружинников      

    — конец
феодально – вассальным                           Сбор дани

    отношениям.
Формирование

   
подданнических отношений  м/ду

     князьями и
дружинниками.).

Р                                                                                                         
1254 г – Куремса. Даниил Галицкий!

                                                                                                            
1257 – 1259 гг – перепись населения М – Т.

У                                                                                                         
1259 г – Бурундай. ( Даниил Галицкий).

                                 
М – Т                                                                

С                                                                                                         
1262 г. – восстание в  Сев,. –вост  Руси.

                                                                       
                                     Отказ от откупной  
sis
и баскачества.

Ь                                                                                                         
1293 г – страшная Дюденева рать.

                                        
                                                                
   1294
г
– поход Токтомеря на Тверь.

                                                                          
                                 1297 г – «татарская рать
».                                    
                

  Причины образования единого русского
государства. Причины

 возвышения
Москвы

                                       Центры собирания русских земель

Великое
княжество Литовское        Великое княжество Тверское      Великое княжество
Московское

Русское и  Жмудь.

— Единое 
государство с > терр,.  +               — Оба княжества, по сравнению с
Литвой, крошечные.

— 90 % бывшей
Киевской Руси.     +              – Удалённость от границ с Ордой+

— 90 %
населения – русские.          +              – Ополье – полоса плодородной
почвы +


Предполагалась уния с
Москвой                                                          — 
Проордынская политика Москвы +

  на основе
династического брака                                                          —
Помощь М – Т в подавлении Тверско

 после победы
на Куликовом поле +                                                          го
восстания в 1327 году                  +

                     
                                                                                               —
Право сбора дани ( « выхода»)         +

— Принятие
христианства по        —  Антиордынская политика —   — Р> населения
княжества.                +

  каталическому
образцу             —   — 1327 год – антимонгольское    —  1328 г- религиозный
центр.

— Уния с
Польшей на основе               восстание.                                    
Феогност.

 
династического брака, после                                                                —
Престолонаследие не по очереди, а

  похода
Тохтамыша на Москву
—                                                              от отца к
сыну.да

                                                                                 
                                    — Расширение княжества ( покупка,

                                                                                                                       
присоединения новых территорий)

                                 
                                                                                      при
поддержке орды.

                                             
Первые московские князья  

Даниил Московский         Юрий Данилович         Иван
Данилович
           Симеон Гордый       Иван Красный  

1376 – 1303
гг.                      1303 – 1324 гг.             Калита                          
1340 – 1353 гг.           1353 – 1359 гг

                                                                              
     1324 – 1340  гг. 

                                                
Дмитрий Донской. 1359 – 1389 гг.                

ЛИТВА                                                     
МОСКВА                                             ТВЕРЬ

                                                            
1367 г – К. Кремль.                     1375
г. – « Докончальная грамота»

                                                            
1382 г —  Тюфяки.                                        Тверь признала себя
вассалом

Ольгерд 1368, 70, 72
гг.                                                                                           
Антиордынский союз.

 

1374 г. – ( выход)!.

Отказ от
выполнений
      
р. Пьяна 1377 г.        р. Вожа 1378 г.            Куликово поле       1382
г
. – Выход!

требований Орды.                                                                                            
1380 г.                      Зависимость

                          
                                                                                                                                     восстановлена

 
                                               Арапша                       Бегич
                                           Мамай

                                                           ЗОЛОТАЯ    
ОРДА                                     Тохтамыш 1382
г.

                                                         
«Великая замятня»

          
Образование единого русского государства. Иван Третий.
       

                                                   
Василий Первый ( 1389 – 1425 гг)

ВИТОВТ                                  
М +
Ниж,. Новг.   1392 г .                                  
ТАМЕРЛАН                             1395
г. +
Смоленск!            
+  Мал. Пермь                               
1395 г.
Елец.                                           

 

ВИТОВТ                                                                                                                    
ЕДИГЕЙ

              1401
г. +
Смоленск,
Вязьма!            МОСКВА.  1408 г.                   

                                                                                                      
Откуп.                     

                           
                              
Василий Второй Тёмный.

                                                     
( 1425 – 1462 гг.)

Феодальная война (
1425 – 1434 гг ).

Юрий Дмитриевич.                                                МОСКВА( М.)

                                       1433 – 1434 гг. !!
М.                                                                             
Чеканка монеты с
Георгием  Победоносцем.                                    
Суть феодальной войны

Василий «
Косой».                                              Децентрализация                
Центрлизация

                                      
1434 – 1436 гг.

                                                                                           
«- »                                               « +»        

Дмитрий Шемяка

                                                   
1445 г. !  М
.                      
                         НАРОД

                                                                                  
                                               1445 – 1446 гг.

                                                           
Иван Третий ( 1462 – 1505 гг).

Андрей
Рублёв                —  1472 г. – венчание Ивана Третьего с Софьей
Палеолог               Даниил Щеня 

1360 – 1430 гг.                   
племянницей последнего императора Византии.

                                         
— 1479 г. – Аристотель Фиорованти – Успенский собор                р. Шелонь

                                          — 1491
г. – Марк Фрязин – Грановитая
палата                                                    
Нов.                                            

                                         
— 1485 г. – Б. Тайницкая нового
Кремля.                                                                                                                                                                                                    

                                         
1505 – 1509 гг. – Алевиз Новый – Архангельский собор.               1471
г.

                                                                                                                                                        
— Нов. 1477 – 1478 гг.

                                                                 
                                                                               —
« Вел. Пермь» 1472 г.

1480 г.-         р. Угра            М-
Т.     ИГО                           
М. +                — Тверь…. 1485 г .

                                                                                                                                                  —
Вятка        1489 г.

                                          

                                                  
«РОССИЯ»                                                   ГЕРБ 

                                                                               
1485 год.

                                                       Государь всея Руси

                                                
         СУДЕБНИК

  Введение Юрьева
дня.                                      
1497 г.                                       Формирования московского

  Ограничение
свободы                                                                                                войска
( « конно, людно и

  перехода
крестьян
из                                                                                              
оружно».).

                                    
                                      Государь всея Руси

                             
Дворец ( личные земли Государя).     Казна ( государственная канцелярия).

                                                                             
Боярская дума

                                                                                  
Приказы

        
Наместники в городах. Уезды.                                                
Волостели в с/ местности. Волости.

                                                           
Кормленщики ( местное  управление)

Муниципальный этап  Всероссийского конкурса  педагогического мастерства  «Учитель года России» Учитель истории и обществознания Ермакова Татьяна Александровна МБОУ СОШ №1, г. Михайловск

Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года России»

Учитель истории и обществознания

Ермакова Татьяна Александровна

МБОУ СОШ №1, г. Михайловск

Методический семинар    Тема:  «Построение структурно-логических схем и таблиц как средство развития критического мышления школьников»

Методический семинар Тема: «Построение структурно-логических схем и таблиц как средство развития критического мышления школьников»

«Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».  К.Д. Ушинский

  • «Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».
  • К.Д. Ушинский

Актуальность использования выбранного метода объясняется : Потребностью общества в универсально компетентных специалистах работой с большими объёмами информации необходимостью структурирования информации для лучшего усвоения

Актуальность использования выбранного метода объясняется :

  • Потребностью общества в универсально компетентных специалистах
  • работой с большими объёмами информации
  • необходимостью структурирования информации

для лучшего усвоения

Цель - развитие критического мышления,  как важнейшей характеристики активного современного человека, посредством построения структурно-логических схем.

Цель — развитие критического мышления, как важнейшей характеристики активного современного человека, посредством построения структурно-логических схем.

Критическое мышление

Критическое мышление

«Сомневайся во всем» Рене Декарт

«Сомневайся во всем»

Рене Декарт

Преимущества критического мышления:   профессиональная ориентация и самоопределение; четкая расстановка приоритетов; ответственность за собственное решение и выбор; способность прогнозировать последствия решений; коммуникационные характеристики; формирование устойчивой системы ценностей.

Преимущества критического мышления:

  • профессиональная ориентация и самоопределение;
  • четкая расстановка приоритетов;
  • ответственность за собственное решение и выбор;
  • способность прогнозировать последствия решений;
  • коммуникационные характеристики;
  • формирование устойчивой системы ценностей.

Структурно-логическая схема  демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно   достигнуть результата.

Структурно-логическая схема  демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно   достигнуть результата.

Сокраща-ется время Эффективность Повыша-ется качество Увеличивается количество информации

Сокраща-ется время

Эффективность

Повыша-ется качество

Увеличивается количество информации

Русская Правда Устав Владимира Мономаха Правда Ярослава Правда Ярославичей Ограничена кровная месть, закреплена неоднородность населения Руси Установлен максимальный процент для ростовщиков, отменено долговое холопство Отменена кровная месть, повышены штрафы

Русская Правда

Устав Владимира Мономаха

Правда Ярослава

Правда Ярославичей

Ограничена кровная месть, закреплена неоднородность населения Руси

Установлен максимальный процент для ростовщиков, отменено долговое холопство

Отменена кровная месть, повышены штрафы

Наука как… Институт общества Особая система знаний Система понятий и теорий Отрасль духовного производства Система общественных организаций Производство понятий, теорий законов

Наука как…

Институт общества

Особая система знаний

Система понятий и теорий

Отрасль духовного производства

Система общественных организаций

Производство понятий, теорий законов

Чувственное Рациональное Мировоззрение Мировосприятие Мироощущение Миропонимание

Чувственное

Рациональное

Мировоззрение

Мировосприятие

Мироощущение

Миропонимание

Форма государства Форма политического режима Форма правления Форма территориального устройства Монархия Республика Федерация Унитарное Недемок-ратический Демокра-тический Неограниченная Ограниченная Президентская Парламентская Авторитарный Тоталитарный

Форма государства

Форма политического режима

Форма правления

Форма территориального устройства

Монархия

Республика

Федерация

Унитарное

Недемок-ратический

Демокра-тический

Неограниченная

Ограниченная

Президентская

Парламентская

Авторитарный

Тоталитарный

Религиозная вера включает в себя Юридические законы и нормы Нормы морали Веру в спасительную силу ритуалов Веру в боговдохновленность и богонаправленность

Религиозная вера включает в себя

Юридические законы и нормы

Нормы морали

Веру в спасительную силу ритуалов

Веру в боговдохновленность и богонаправленность

Условия развития гражданского общества Признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина Правовое государство, демократия Частная собственность (рыночная экономика)

Условия развития гражданского общества

Признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина

Правовое государство, демократия

Частная собственность (рыночная экономика)

Образовательные стандарты и программы Сеть образовательных учреждений Органы управления образованием Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования Система образования в России

Образовательные стандарты и программы

Сеть образовательных

учреждений

Органы управления

образованием

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

Система образования в России

Динамика Изменений биологического и социального в человеке со временем Социо Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее эти черты ослабевают в своих проявлениях Био

Динамика Изменений биологического и социального в человеке со временем

Социо

Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее эти черты ослабевают в своих проявлениях

Био

Социальные условия реализации свободы  Социальные нормы  Формы общественной деятельности   Свобода  личности      ВЫБОР  Уровень развития общества  Место человека в обществе  Социализация  Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность . Свобода – это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Социальные условия реализации свободы

Социальные нормы

Формы общественной деятельности

Свобода

личности

ВЫБОР

Уровень развития общества

Место человека в обществе

Социализация

Свобода — умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность .

Свобода – это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Заполните таблицу «Характеристика разных типов общества» : Линии сравнения Традиционное 1. Начало становления (аграрное, доиндустриальное) Индустриальное 2. Основной фактор производства   Постиндустриальное   3. Основной продукт производства   (информационное, технотронное)       4. Характерные черты производства       5. Характер труда 6. Занятость населения         7. Основной вид экспорта       8. Социальная структура     9. Продолжительность жизни       10. Воздействие человека на природу             11. Взаимодействие с другими странами     12. Политическая жизнь         13. Духовная жизнь            

Заполните таблицу «Характеристика разных типов общества» :

Линии сравнения

Традиционное

1. Начало становления

(аграрное, доиндустриальное)

Индустриальное

2. Основной фактор производства

Постиндустриальное

3. Основной продукт производства

(информационное, технотронное)

4. Характерные черты производства

5. Характер труда

6. Занятость населения

7. Основной вид экспорта

8. Социальная структура

9. Продолжительность жизни

10. Воздействие человека на природу

11. Взаимодействие с другими странами

12. Политическая жизнь

13. Духовная жизнь

Линии сравнения Традиционное 1. Начало становления   неолитическая революция (аграрное, доиндустриальное) 2. Основной фактор производства Индустриальное   3. Основной продукт производства   Постиндустриальное   (информационное, технотронное)   капитал   4. Характерные черты производства 5. Характер труда     промышленные изделия 6. Занятость населения         сельское хозяйство-75% 7. Основной вид экспорта   автоматизация и компьютеризация   Стандартная деятельность       8. Социальная структура 9. Продолжительность жизни   сословия и низкая социальная мобильность       Услуги 10. Воздействие человека на природу       11. Взаимодействие с другими странами     несущественное 12. Политическая жизнь   80+ лет   глобальное и неконтролируемое       13. Духовная жизнь     формирование демократии         особая роль науки и образования

Линии сравнения

Традиционное

1. Начало становления

  неолитическая революция

(аграрное, доиндустриальное)

2. Основной фактор производства

Индустриальное

3. Основной продукт производства

Постиндустриальное

(информационное, технотронное)

  капитал

4. Характерные черты производства

5. Характер труда

промышленные изделия

6. Занятость населения

  сельское хозяйство-75%

7. Основной вид экспорта

  автоматизация и компьютеризация

  Стандартная деятельность

8. Социальная структура

9. Продолжительность жизни

  сословия и низкая социальная мобильность

  Услуги

10. Воздействие человека на природу

11. Взаимодействие с другими странами

  несущественное

12. Политическая жизнь

  80+ лет

  глобальное и неконтролируемое

13. Духовная жизнь

  формирование демократии

  особая роль науки и образования

Историческое сочинение Период ________________________________ Событие 1 Событие 2. Личность 1. Личность 2. Раскроем роль личности __________________________   в ____________________________________________ Раскроем роль личности __________________________ Конкретные действия (что сделал(а)?) в ____________________________________________ деятельность 1. Причинно-следственная связь 1. Конкретные действия (что сделал(а)?) деятельность 1. Причинно-следственная связь 2.   Данный исторический период послужил _____________________________ в будущем. Подтверждением чего является ____________________ факт ___________________ в правление _________________________________.       2. 2.       3.   3.

Историческое сочинение Период ________________________________

Событие 1 Событие 2.

Личность 1.

Личность 2.

Раскроем роль личности __________________________

в ____________________________________________

Раскроем роль личности __________________________

Конкретные действия (что сделал(а)?)

в ____________________________________________

деятельность

1.

Причинно-следственная связь 1.

Конкретные действия (что сделал(а)?)

деятельность

1.

Причинно-следственная связь 2.

Данный исторический период послужил _____________________________ в будущем. Подтверждением чего является ____________________ факт ___________________ в правление _________________________________.

2.

2.

3.

3.

Образование Урочная и внеурочная деятельность Урочная и внеурочная деятельность Семья Школа Общество Семья Школа Общество Формирование УУД Творчество Формирование УУД Творчество Общение Успех

Образование

  • Урочная и внеурочная деятельность
  • Урочная и внеурочная деятельность
  • Семья Школа Общество
  • Семья
  • Школа
  • Общество
  • Формирование УУД Творчество
  • Формирование УУД
  • Творчество

Общение

Успех

ФГОУ  СПО  «Волжский политехнический техникум»

Методическое пособие

«Структурно-логические схемы

по  истории России»

2011 г.

А  Н  Н  О  Т  А  Ц  И  Я

Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на занятии студент забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей темы просто предлагается на нескольких занятиях через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учащимся, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть структурно-логических схем на занятиях по истории.

Применение структурно-логических схем предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи — существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки — портреты, творческие задания.

Применение структурно-логических схем на занятиях по истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

Студенты  достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом структурно-логических схем. Они достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

Особо необходимо выделить значение структурно-логических схем для слабых студентов. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Структурно-логическая схема, в таком случае, становится опорой. Она позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы со структурно-логическими схемами студенты выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять структурно-логические схемы. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

Строить преподавание истории на использовании одних только структурно-логических схем нельзя. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение множества фактов. Но система структурно-логических схем интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности студентов, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.  Структурно-логические схемы позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии студентов при изучении истории.

Наиболее существенными элементами системы структурно-логических схем можно обозначить:

 1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии.

Система структурно-логических схем, по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:

  1. Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений студентов; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
  2. Концептуальная и организационная простота, которая позволяет достигать реальных результатов в решении задач, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
  3. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов.

р е ц е н з и я

Методическое пособие «Структурно-логические схемы по истории России» подготовлено преподавателем социально-экономических дисциплин Мельниковой Н. Г. на основе рабочей программы учебной дисциплины «История», соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, охватывает все дидактические единицы данной учебной дисциплины.

Уровень подготовки методического пособия очень высокий. Данная методическая разработка включает в себя структурно-логические схемы по всем основным темам отечественной истории, изучаемым студентами 1 курса всех специальностей. Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные представления о различных проблемах отечественной истории; позволяют систематизировать имеющиеся у студентов исторические знания, существенно дополнить их новым теоретическим материалом,  поднять на новый уровень понимание студентами исторических процессов.  

Схемы, представленные в данном методическом пособии, могут быть широко использованы преподавателями истории на учебных занятиях в качестве наглядных пособий, опорных конспектов, раздаточного материала. Помимо этого, предложенный материал может быть использован для организации самостоятельной работы студентов, в качестве пособия при подготовке к экзамену.

Использование схем, представленных в методическом пособии, позволит преподавателю сочетать разнообразные методы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративное и теоретическое изложение материала, актуализацию знаний, постановку проблемных вопросов, установление причинно-следственных связей исторических событий.

Использование данного методического пособия позволит преподавателю дать целостное, систематизированное представление об истории России; а студенту поможет понять логику развития исторических событий и качественно подготовиться к экзамену.

Данное методическое пособие заслуживает высокой оценки и может быть рекомендовано для применения преподавателями и студентами при изучении учебной дисциплины «История» в учреждениях СПО.

Рецензент:

преподаватель высшей категории                                             С. В. Парецкова

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11 кл.  – М.: АСТ: Астрель, 2008
  2. Данилов А. А.  История России в таблицах. ХХ век. 9 — 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
  3. Знаменская Р. А. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История. География.  — М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
  4. Козиев С. Ш., Бурдина Е. М. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006
  5. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: X — XVIII вв.: 10 — 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
  6. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: XX век: 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
  7. Орлов А. С. и др. История России в схемах. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008
  8. Степанищев А. Т. и др. История в таблицах. 5 — 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
  9. Фортунатов В. В., Снигирев С. В., Фирсов А. Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008

Мастер-класс по теме: «Использование схем и таблиц на уроках истории»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска
Мастер-класс для ШМУ на тему:
Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы.

Автор: Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
(высшая категория)

Наглядность — один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.
К условно-графической наглядности, которая представляет собой своеобразное моделирование, относят
схемы и таблицы.
Условно-графическая наглядность на уроках истории

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Условно-графическая наглядность на уроках истории

Условно-графическая наглядность на уроках истории
Виды схем:
 

Логические
Структурные
Поисковые
Диаграммы
Графики

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Структура Египетского общества (иерархия).
(Царь Египта)
(Знать Египта)
Воины (Армия Египта) и писцы (образованные люди Египта)
(Земледельцы и скотоводы Египта)
(Служители храмов Египта)
(Невольники Египта)
Фараон
Жрецы
Вельможи
Крестьяне
Рабы

Последствия Великих географических открытий
Новые достоверные знания о мире.
Образование единого мирового рынка, рост торговых связей.
Создание первых колониальных империй.
Гибель древних культур Нового света.

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.

Охота
Появление скотоводства и земледелия
Собирательство
Присваивающее хозяйство
Скотоводство
Земледелие
Производящее хозяйство

Причины
Великих географических открытий
развитие производства
расширение торговли
потребность в золоте и серебре
поиск золота
поиск новых морских путей в
страны Востока

Последствия Великих географических открытий
отрицательные
положительные

Создание новых колоний
Гибель древней культуры Нового Света
Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения

Разрушение старых последствий о мире
Новые представления о землях, континентах, народах
Получили развитие науки: география, астрономия, история
Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам
Новые продукты питания

Последствия Великих географических открытий
экономические
политические
социальные
идеологические

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Последствия Великих географических открытий
экономические
политические
Определите значение последствий великих географических открытий для европейских государств.
социальные
идеологические
Значение:

Последствия Великих географических открытий
отрицательные
положительные

Создание новых колоний
Гибель древней культуры Нового Света
Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения

Разрушение старых последствий о мире
Новые представления о землях, континентах, народах
Получили развитие науки: география, астрономия, история
Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам
Новые продукты питания

Дополни схему самостоятельно (не менее 2-х пунктов в каждый столбик).

Результаты Великих географических открытий
Изменились представления европейцев о мире
Известная европейцам территория Земли увеличилась в шесть раз.
Было открыто почти 60 % всей земной поверхности
Возникновение и развитие мировой торговли
Торговые пути переместились из внутренних морей в океаны.
Утратили значение торговые центры — Венеция и Генуя, Бремен и Любек.
Центрами мировой торговли стали океанские порты: Лиссабон, Севилья и Антверпен, Лондон и Амстердам. Началось формирование мирового рынка

Начало создания первых колониальных империй
Ограбление и уничтожение местного населения, гибель от болезней, принесенных завоевателями, уничтожение памятников древних культур народов Азии, Африки и Америки
Обесценивание денег
Поступление золота вызвало в Европе «революцию цен» — обесценивание денег из-за падения стоимости золота и роста цен на товары первой необходимости
Усовершенствование технической базы мореходства

Голландцы изобрели штурвал.
Корабли — четырехмачтовые испанские галеоны, трехмачтовые португальские каравеллы и голландские флойты.

Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации

Население России нач. XIX века: национальный состав

На основании данных диаграммы сравните вооружение армий и сделайте предположение о возможном исходе войны .
Военно-промышленный потенциал
России и Франции в 1812 году.

График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.

Развитие событий: первая русская революция 1905-1907 гг.

Условно-графическая наглядность на уроках истории

Тематические
Сравнительные
Хронологические
Синхронистические

Виды таблиц:

Тематические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.

Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи.
Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи.

Дата

Место сражения

Итог

Дата

Место сражения

Итог

1805 г.

Высадка десанта в Англии

Армия переброшена на Вену

1805 г.

м.Трафальгар

Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона

1805 г.

д.Аустерлиц

Победа Франции над Россией и Австрией

1806 г.

Иена (Пруссия)

Победа Франции над Пруссией

1806 г.

Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии

Тема урока:
Консульство и образование наполеоновской империи.
Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи.

Хронологическая таблица отражает длительность исторических событий, их последовательность или одновременность (представляется обычно в виде сетки дат и событий).

этап

Команд.

сроки

Основные события

итоги

начало

Александр I
Наполе-он

12 июня 1812 г.-
Июль
август

Вторжение французов, переправа через Неман.
Разрозненность русских войск. Отступление русских войск. Создание народного ополчения.
Организация партизанского движения.

Отступление русских вследствие неверной тактики командования.

Смоле-нское сраже-ние

Александр I
Наполе-он

22 июля
25 июля
2 августа

4-5 августа 1812 г.

Объединение 1-й и 2-й русских армий
Решение о наступлении русских войск.
Сражение под Красным( русскими войсками командовал Д.П. Неверовский , французскими – И.Мюрат)
Сражение за Смоленск. Отступление русских войск из Смоленска.

Отступление русских войск из Смоленска с целью сохранения армии.

Бороди-нское сраже-ние

Кутузов Наполе-он

22 августа
24 августа

26 августа
27 августа

Остановка у села Бородино.
Французы штурмовали Шевардинский редут. Оборона центра — Курганной высоты батареей Раевского, левого фланга -Багратионовы флеши.
Бородинское сражение
Отступление русских войск

Не выявило победи-теля , но показало , что русская армия может сражаться с «Великой армией» Наполеона

Тарути-нский манёвр

Кутузов Наполе-он

2 сентября

7 октября

Организация прикрытия тульских оружейных заводов и пути к южным продовольственным складам. Активные действия партизанских отрядов. Ослабление французской армии.
Тарутинский бой. Отступление французов

Ослабление французской армии.

Партизанское движение

Кутузов Наполе-он

август- декабрь 1812 г.

Действие первых партизанских отрядов под руководством Г.Курина, В.Кожиной,А.Н.Сеславина, И.С.Дорохова. Руководителем назначен Д.В.Давыдов. А.С.Фигнер слал донесения из Москвы.

Ослабление французской армии.

Победа русских войск

Кутузов Наполе-он

Октябрь — 14 ноября
декабрь

Отступление по Смоленской дороге.
Переправа французских войск через реку Березену.
Переправа остатков французских войск через Неман

Победа русских войск.

Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные события и явления, происходящие в разных странах примерно в одно и то же время.

период

эпоха

Основные черты

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Предыстория
Эпоха первобытных отношений 2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э.

1. Появление и становление человека 2. Создание орудий труда 3. Зарождение скотоводства и земледелия 4. Начало выплавки металлов 5. Переход к производящему хозяйству

Древний мир
Расцвет локальных (местных) цивилизаций 3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.

1. Переход от родовой к соседской общине 2. Образование государств 3. Отделение ремесла от сельского хозяйства 4. Появление городов и возникновение письменности Зарождение мировых религий 6. Существование рабовладения

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Эпоха господства феодальных отношений V – конец XV века

1. Великое переселение народов 2. Образование европейских государств 3. Складывание иерархической структуры общества 4. Рыцари и крестовые походы 5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Эпоха становления и развития капиталистических отношений XVI – начало XX в.

1.Великие Географические открытия 2. Эпоха Возрождения 3.Колонизация Америки, Африки, Азии 4. Реформация 5. Буржуазные революции в Европе 6. Возникновение идеологии Просвещения 7. Промышленный переворот и становление индустриального общества

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Современная эпоха XX – начало XXI века

1.Мировые войны 2.Революции в России 3. Противостояние двух мировых систем 4. Ликвидация колониализма 5. Распад СССР 6. Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Сравнительная таблица строится на сопоставительном анализе тех или иных исторических событий (важно определиться с линиями сравнения, объектами анализа).

Сравниваемые характеристики

Италия

Германия

Испания

Степень контроля государства над обществом

Жесткий контроль над экономикой — корпоративизм

Все сферы жизни общества

Отсутствие жесткого контроля над обществом

Партийная политическая система

Монополия «фашидикомбатименто»

Монополия НСДАП

Монополия «Испанской фаланги»

«Вождизм»

Дуче Бенито Муссолини

Фюрер Адольф Гитлер

Каудильо Франсиско Франко Баамонде

Путь во власть

Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году

Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году

Победа в гражданской войне, режим навязан извне

Система репрессивных органов государства

организация концлагерей для инакомыслящих

Гестапо, организация концлагерей для инакомыслящих

Сращивание партийных и государственных органов

Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций

1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно

1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства

Идеология

 «Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности»-культ государства

«Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации) , антисемитизм, культ силы

Фалангизм не стал государственной идеологией

Отношение к церкви

Большое влияние католической церкви.
1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

Конфликт с Церковью, оккультизм

Большое влияние католической церкви

Внешняя политика

1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту

1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу

Франко уклонился от официального вступления в войну.

Характер политического режима

Тоталитаризм — фашизм

Тоталитаризм — нацизм

Умеренно-тоталитарный режим —франкизм, фалангизм

 «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь круга интегралом
  • Как найти диаметр болта формула
  • Как составить эстетику персонажа
  • Как найти пасхальные картинки
  • Как найти массовую долю элемента водорода