Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЕ?
ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЕ?
Логико-структурная схема представлена в Таблице 4 (стр. 70). Стрелками показаны те логические связи, которые должны прослеживаться при ее заполнении.
В этом разделе мы коротко охарактеризуем логику схемы, а подробнее о заполнении и содержании ячеек поговорим далее.
Первый столбец – логика действий. Здесь мы можем проследить последовательность тех целей, достижение которых мы планируем, – от единичных конкретных действий через промежуточные результаты к цели проекта, а сам проект – как вклад в достижение общей цели. Действия, результаты, цель проекта мы возьмем из «дерева целей», общую цель – также из «дерева» или сформулируем дополнительно. В нашей деятельности должна прослеживаться логическая связь – от действий к общей цели.
В логике действий всегда содержится только одна цель проекта – та, достижение которой мы обязаны гарантировать в результате выполнения нашего проекта. Выше ее идет одна или несколько общих целей – описание общего эффекта (или эффектов) от достижения цели проекта (во что вносит свой вклад наш проект). Ниже, как правило, находятся несколько промежуточных результатов, необходимых и достаточных для достижения цели.
Таблица 4. Логико-структурная схема
Второй и третий столбец – это показатели успешности произведенных действий, достижения намеченных результатов и целей, а также источники (средства) их проверки: разработки, из которых мы можем взять показатели достижения результата, перечень способов их измерения, указание видов документальных подтверждений, с помощью которых можно будет зафиксировать факт достижения соответствующей цели. Основная функция показателей и источников проверки – обосновать, подтвердить факт достижения цели по итогам проекта, четко обозначить все грани достигаемой нами цели на этапе планирования. Также часть показателей может использоваться в процессе мониторинга проекта, с помощью которого мы можем убедиться, что «все идет по плану», либо наоборот, оперативно внести коррективы в программу действий при возникновении предвиденных или непредвиденных событий, влияющих на ход нашей работы. Логические связи должны прослеживаться по горизонтали – источники проверки и показатели должны соответствовать тем действиям, результатам, целям, которые будут указаны в начале заполнения схемы.
Далее идут допущения – это те внешние условия, которые влияют на наш проект (на уровне целей, промежуточных результатов или действий соответственно). С помощью допущений мы предполагаем, что внешняя среда будет развиваться по прогнозируемому нами сценарию, а в том случае, если прогноз не оправдается – мы скорректируем стратегию проекта. Большую часть допущений мы возьмем из «дерева целей»: выберем те, которые важны для достижения цели проекта, но мы по различным причинам не можем обеспечить их выполнение либо повлиять на них. Зато мы можем планировать наши действия в зависимости от того, «сбудутся» наши допущения либо нет.
В правом нижнем углу схемы указываются предварительные условия – это также внешние факторы. Их проявление является сигналом к старту проекта, или, иными словами, мы не имеем права начинать проект до тех пор, пока не будут выполнены условия, указанные в этой ячейке.
Очень важно понимать общую логику ЛСС. Все начинается с проверки факторов, записанных в «предварительных условиях». Далее совокупность действий и допущений должны гарантировать достижение соответствующих промежуточных результатов. Совокупность достижения всех промежуточных результатов в сочетании с указанными для них допущениями должны гарантировать достижение цели проекта. В свою очередь, цель проекта, при условиях, указанных в допущениях для цели проекта, гарантирует запланированный вклад в общую цель.
Итак, логико-структурная схема является универсальным форматом представления концепции проекта, содержит логику целей проекта, инструменты контроля их достижения, соответствующие планы действий с оценкой ресурсов, а также задает граничные внешние условия успешности реализации проекта. Логические связи внутри ЛСС позволяют быстро понять концепцию проекта, не вникая в детали анализа, проведенного при его подготовке.
Далее мы рассмотрим процесс построения ЛСС по шагам.
Читайте также
4.3 Потребности в инвестициях и приоритеты структурной политики
4.3
Потребности в инвестициях и приоритеты структурной политики
Либеральный подход к структурной перестройке состоит в том, чтобы делать ставку на частное предпринимательство и частные инвестиции, создавая для них наиболее благоприятные условия. Но это не значит, что
6.2. Социальные программы поддержки структурной перестройки
6.2. Социальные программы поддержки структурной перестройки
Подобные программы не являются принципиально новыми. В предшествующий период был накоплен опыт разработки и реализации подобных программ, в том числе:• передача социальной сферы предприятий на баланс
Два кризиса по одной схеме
Два кризиса по одной схеме
Как уже говорилось, основой российской кризисной схемы являлся рынок ГКО, то есть рынок, обеспечивавший для его участников доходность, намного превышавшую нормальную доходность для других рынков, и при этом достаточно большой, чтобы не
5.1.1 Закономерности структурной перестройки
5.1.1
Закономерности структурной перестройки
Второй тезис. Неизбежность в переходный период спада производства и снижения уровня жизни обусловлена прежде всего тем, что производственная структура, созданная в плановом хозяйстве, не годится для рыночной экономики. Она
О структурной перестройке экономики
О структурной перестройке экономики
1.Если о положении дел в России судить по пропагандистской компании, которую раскрутили “демократы” и их демноменклатура у власти, — во всех экономических и политических бедах страны виновата крупная промышленность, в первую голову
ЭТАП 4: ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ (BUILDING LOGFRAME MATRIX)
ЭТАП 4: ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ (BUILDING LOGFRAME MATRIX)
Следующие три этапа (построение логико-структурной схемы, определение допущений и факторов риска, определение показателей и источников проверки), относящиеся к Фазе планирования, трудно разделить, поскольку
ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА?
ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА?
Логико-структурная схема – это таблица (матрица), содержащая всю основную информацию: цели проекта и промежуточные этапы, по которым можно судить об эффективности работы; увидеть факторы, которые могут повлиять на работу участников;
Принятие решения о схеме отчуждения активов
Принятие решения о схеме отчуждения активов
Сохранить активы с минимальными потерями для компании возможно различными способами. Универсальной схемы отчуждения не существует, и каждая конкретная фирма, находящаяся в преддверии банкротства, требует индивидуального
90. Какая стратегия перспективнее: специализация или универсализация? Другими словами, лучше работать по схеме «мы хорошо делаем что-то одно» или «мы можем сделать для вас практически все»?
90. Какая стратегия перспективнее: специализация или универсализация? Другими словами, лучше работать по схеме «мы хорошо делаем что-то одно» или «мы можем сделать для вас практически все»?
Для компании или для маркетера? Для компании – это специализация, специализация и
204. Вы говорите о том, что в будущем маркетинг будет работать по схеме 24/7, а сами, кажется, уже сейчас трудитесь именно в таком режиме. А как же семья, увлечения, отдых?
204. Вы говорите о том, что в будущем маркетинг будет работать по схеме 24/7, а сами, кажется, уже сейчас трудитесь именно в таком режиме. А как же семья, увлечения, отдых?
Сейчас, когда я отвечаю на этот вопрос, воскресенье, десять часов утра.Наверное, половина маркетеров еще
Метод четвертый: отчет по схеме «5:15»
Метод четвертый: отчет по схеме «5:15»
Одна из задач менеджера – следить за делами, которые находятся в зоне его ответственности. Пятиминутные тренировки во время разговоров с сотрудниками приносят свои плоды. Однако очень часто всё начинает идти не так. При этом
Отчет по схеме «5:15» руководителя отдела
Отчет по схеме «5:15» руководителя отдела
• Встреча с инженером-консультантом для начала планирования, касающегося установки ватерлинии в Tambury Estates (план реализации задачи).• Перестройка ватерлинии на Парк-авеню (задача выполнена).• Все предписанные проверки
Отчет по схеме «5:15» руководителя колл-центра
Отчет по схеме «5:15» руководителя колл-центра
• Улучшения в объеме работы со звонками: 90 % входящих звонков были приняты в течение 30 секунд.• Трое новых торговых представителей на этой неделе завершили тренинг. С утра понедельника все без исключения сотрудники
Логико-структурный подход (ЛСП) в управлении проектами мало известен в нашей стране. В тоже время он весьма эффективен на всех фазах жизненного цикла проекта, особенно при идентификации, разработке и мониторинге проекта и широко используется в разнообразных проектах, осуществляемых многими международными, правительственными, коммерческими организациями. Например, ЛСП является официальной методологией управления проектами в таких организациях как Всемирный банк, ЮНИСЕФ, ЮСЭЙД, ТАСИС и др.
Данный подход не противопоставляется другим современным методам. Он представляет собой целостную методологию, содержит основные широко известные методы и эффективно их дополняет по ряду важнейших аспектов управления проектами, в частности, уделяя особое внимание таким вопросам как:
- Четкое определение целей и содержания проекта на основе всестороннего анализа решаемых проблем, учета основных условий реализации, интересов вовлеченных сторон, а также рисков и гипотез, заложенных в проекте;
- Принятие четко выраженных, количественно и качественно измеряемых показателей успешности реализации и завершения проекта (программы);
- Четкое однозначное определения того, за что должен отвечать руководитель, члены группы управления и другие участники в процессе достижения поставленных задач и почему;
- Выделение ключевых элементов проекта и определения их взаимосвязи, так чтобы это способствовало облегчению анализа, реализации и оценки;
- Перенос внимания при оценке проекта с вопроса “кто виноват?” на вопрос “каков наиболее реалистический курс дальнейшей работы ?.
В большинстве организаций используемые процедуры ЛСП, формы и содержание документов весьма детально регламентированы и встроены в общие процессы разработки и реализации проектов, использующие широко известные методы Управления проектами. При этом ЛСП в целом или отдельные его составляющие могут применятся по несколько раз в ходе к различным этапам разработки и реализации проекта. Следует отметить, что в различных организациях часто используются различные структуризации работ, терминологии, формы документов, связанные с разработкой и реализацией проектов. Например, близкие по содержанию и назначению документы по разработке проектов могут называться Предложением по проекту, Отчетом по подготовке проекта, ТЭО и др. Не смотря на эти расхождения можно выделить следующие основные этапы ЛСП [1-7]:
- Анализ заинтересованных сторон.
- Анализ проблем.
- Анализ целей.
- Формулировка основных предположений и факторов риска.
- Определение показателей прогресса реализации и степени достижения целей проекта.
- Составление логико-структурной схемы проекта (ЛСС).
- Дальнейшая разработка проекта.
- Система управления проектом.
- Мониторинг, отчетность, оценка проекта.
1. Анализ заинтересованных сторон. Включает идентификацию отдельных лиц, групп, организаций, интересы которых проект может затронуть, определение их основных ключевых проблем, столкновения интересов, ограничений и возможностей (институциональный анализ).
Задачи данного этапа решаются путем изучения имеющихся материалов, проведения дополнительных исследований, контактов и обсуждений с заинтересованными сторонами.
Одним из эффективных методов анализа заинтересованных сторон является проведение деловой встречи типа “мозговой атаки”, в которой участвуют основные заинтересованные стороны. На такой встрече можно обсудить проблемы, с которыми заинтересованные стороны сталкиваются в области основного внимания проекта, рассмотреть вопросы, например:
- Что вам (планирующим) нужно знать? Кто имеет соответствующие представления и опыт?
- Кем будут приниматься решения по проекту?
- Кем будут производиться действия в соответствии с этими решениями?
- Чья активная поддержка имеет существенное значение для успеха проекта?
- Кто имеет право участия?
- Для кого проект будет выгоден, может представлять угрозу?
Одним из существенных факторов успеха проекта является поведение и потенциал участвующих в проекте организаций.
Для проведения анализа участия каждой из заинтересованных в проекте организаций может предприниматься институциональная оценка, инструментом которой является ССВУ анализ, путём проведения исследования организации по четырем аспектам:
Сильные стороны – внутренние положительные качества
Слабые стороны – внутренние отрицательные качества
Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы
Угрозы – внешние факторы, способные подорвать будущий успех
Пример анализа ССВУ в одном из проектов ЮНИСЕФ приведен на рис. 1.
Рис 1. Пример институционального анализа партнера в проекте ЮНИСЕФ.
2. Анализ проблем. На этом этапе осуществляется формулировка проблем, определение их причинно-следственных связей и построение дерева проблем.
Дерево проблем представляет собой просто иерархическое расположение проблем. Для его построения важно привлечь основные заинтересованные стороны. Из предварительно сформулированных проблем каждому участнику анализа предлагается выбрать одну в качестве центральной, т.е. такой проблемы, которую он считает центром всей проблематичной ситуации, и представить свои предложения в письменной форме.
В своем первоначальном выборе центральной проблемы каждая из заинтересованных сторон будет руководствоваться своим собственным интересом в проекте и своими собственными проблемами. Пример-проект поддерживаемый Всемирным банком (точнее МБРР-основная организация Всемирного банка) по поддержке и реформированию городского общественного транспорта в ряде городов Российской Федерации. С точки зрения руководителей транспортных предприятий участвующих городов первоочередной проблемой является острая нехватка транспортных средств, а с точки зрения федеральных и местных органов власти-неэффективность всей системы организации работы и финансирования городского общественного транспорта, включая проблемы льготников, недостаточную эффективность работы предприятий городского общественного транспорта и др.
Обсуждение всего спектра центральных проблем следует вести до тех пор, пока участниками встречи не будет достигнуто соглашение по одной центральной проблеме. Она будет являться исходным пунктом построения древа проблем.
При рассмотрении второй проблемы, связанной с ней, поступают следующим образом:
- если проблема является причиной, она помещается уровнем ниже;
- если проблема является следствием, она помещается уровнем выше;
- если проблема не является ни причиной, ни следствием, она помещается на тот же самый уровень.
По мере разрастания дерева оставшиеся проблемы добавляются к нему по тому же принципу Повторный анализ проблем может привести к появлению на более поздней стадии иной центральной проблемы, что однако не уменьшает обоснованности анализа.
3. Анализ целей.Исходя из построенного дерева проблем строится дерево целей проекта, достижение которых позволит решить выявленные проблемы. При этом выделяют следующие уровни (названия в раных организациях могут быть разными):
- Общая цель(и)-цель проекта (программы) более высокого уровня, вклад в который данный проект предназначен внести.
- Цель(и) проекта-вклад проекта в достижение общей цели путем использования результатов проекта.
- Результаты проекта-те значимые выходные продукты, которые получат пользователи проекта по его завершении.
- Действия-действия необходимые для преобразования ресурсов в результаты проекта.
Например в проекте Всемирного банка по развитию Унифицированного Государственного Кадастра Недвижимости: - Общая цель(цель проекта более высокого уровня, вклад в который данный проект предназначен внести)-улучшение условий ведения бизнеса, совершенствование управления общественным сектором.
- Цель проекта (вклад проекта в достижение общей цели путем использования результатов проекта)-содействие развитию рынка недвижимости, повышение качества работы Службы Кадастра.
- Результаты (что получат пользователи)-ускорение и улучшение обработки информационных потоков.
При формулировании целей важно обеспечить их: - Реальность-возможность достижения в рамках заданных ресурсов и ограничений (финансовых, физических, временных, др.).
- Определенность-условия того, что цели проекта достигнуты благодаря проекту, а не по другим причинам.
- Измеримость-возможность количественной оценки при приемлемой затрате средств и усилий.
Важно четко разграничить цели, результаты и действия и соответственно определить области ответственности, в частности, менеджеров проекта. При их определении исходят из их управляемости со стороны менеджера (ов) проекта, что в свою очередь зависит от предположений, заложенных в проект и присущих ему рисков. Менеджер (ы) проекта несет ответственность за эффективное использование ресурсов и достижение результатов и не может нести прямую ответственность, например, за использование предоставляемых проектом услуг. Но он может осуществлять в течение определенного периода мониторинг связанных с этим рисков и допущений и тогда имеет смысл включитьнеобходимость указанного мониторинга в формулировку результатов проекта . Пример. В одном из проектов ТАСИС по оказанию содействия системе высшего образования на менеджера проекта возлагается ответственность за результат проекта в виде “приобретения слушателями организованных курсов знаний” вместо просто “организации курсов” или “обучения 200 слушателей. Аналогично следует поступать и при формулировке целей проекта. Их достижение предусматривает использование результатов проекта получателями, что находятся вне возможностей непосредственного контроля со стороны менеджмента проекта. Но он должен осуществлять мониторинг имеющихся при этом допущений и факторов риска.
Действия и необходимые ресурсы при проведении ЛСП определяются укрупненно в виде основных компонентов проекта и групп ресурсов и их детализация проводится при дальнейшей разработке проекта.
На этом этапе тесно связанные друг с другом цели объединяются в группы и решается вопрос о включении их в содержание проекта.
После анализа целей проект должен быть готов для проведения детального планирования врезультате чего может потребоваться уточнение принятых ранее формулировок целей, действий ресурсов.
4. Формулировка основных предположений и факторов риска.Для успешной реализации проекта и оценки его результатов важно четко сформулировать основные предположения и факторы риск, не поддающихся контролю со стороны менеджмента проекта и могущих оказать серьезное отрицательное влияние на выполнение проекта. Анализ и разработка соответствующих мер противодействия проводится известными методами анализа рисков
Примерами допущений в проекте могутбыть:
- Эффективное сотрудничество с патнерами по проекту.
- Проведение набора адекватного персонала, на месте и из-за рубежа.
- Возвращение обученных сотрудников к работе в проекте.
- Ассигнование соответствующего бюджета.
- Создание правительством определенных предпосылок, определенных стратегическим инвестором.
Общий алгоритм анализа допущений приведен на рис. 2.
Рис.2.Алгоритм анализа допущений.
5.Определение показателей прогресса реализации и степени достижения целей проекта.
Для эффективного управления ходом реализации проекта и оценки степени достижения его целей необходимо определить соответствующие показатели, способы и источники информации для их измерения. Показателям предъявляется требование отражения в них таких характеристик как качество, количество и время.Отбор показателей проводится в четыре этапа, например:
- Определение показателя: улучшение положения в образовании.
- Указание на качество: возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры по актуальным специальностям.
- Указание на количество: возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры по актуальным специальностям, с до 1000 до 1500.
- Указание на время: к 2010 году возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры по актуальным специальностям, с 1000 до 1500 .
Следует следить за тем, чтобы отобранные показатели были связаны с конкретными целями, чтобы они действительно свидетельствовали, достигнута цель или нет. Необходимо чтобы те, кто занимается планированием, и те, кто осуществляет проект, имели одинаковое представления о целях., обеспечения их реальности, конкретности и измеримости
В организациях, которые имеют большой опыт выполнения проектов, для близких по содержанию проектов разрабатываются перечни рекомендуемых показателей.
6. Составление логико-структурной схемы проекта (ЛСС). На основе результатов, полученных на предыдущих этапах, составляют логико-структурную схему проекта. Она представляется в виде таблицы с четырьмя строчками и четырьмя колонками. В левой колонке располагаютсясверху вниз общие цели, цели проекта, результаты, действия. В следующей слева направо колонке-показатели достижения, соответственно общих целей и т.д., в третьей-методы и источники измерения показателей и в последней располагаются основные предположения и риски. Рекомендуется вначале заполнить первую и четвертую колонки, а потом вторую и третью.
ЛСС позволяет дать краткое и легко обозримое представление сложных проектов, их целей, основных компонентов и связей между ними, необходимых ресурсов, важных для успеха проекта предположений и рисков, а также определения области ответственности руководителей проекта. ЛСС является основой для дальнейшей разработки проекта, а вторая и третья колонки, в частности, используются для построения системы мониторинга и оценки проекта. Графически ЛСС и принцип ее заполнения имеют следующий вид ( Таблица 1 , рис. 3.).
Таблица 1.
Уровни целей |
Измеримые показатели достижения |
Источники и методы для подтверждения достижений |
Допущения и риски |
Общие цели |
Показатели достижения общих целей |
Источники и методы для подтверждения достижений |
|
Цели проекта |
Показатели достижения конкретных целей |
Источники и методы для подтверждения достижений |
Допущения, влияющие на связь между конкретными и общими целями |
Результаты |
Показатели достижения результатов |
Источники и методы для подтверждения достижений |
Допущения, влияющие на связь между результатами и конкретными целями |
Действия |
Требующиеся человеческие и физические ресурсы |
Стоимость человеческих и физических ресурсов |
Допущения, влияющие на связь между действиями и результатами |
Рис.3. Принцип заполнения логико – структурной схемы.
7.Дальнейшая разработка проекта.После составления ЛСС можно приступать к дальнейшей разработке проекта, которая будет являться детализацией решений, принятых при разработке ЛСС. Здесь решаються традиционные вопросы планирования проектов, такие как составление графиков работ, определение необходимых ресурсов, разработка бюджетов, определение характеристик эффективности проекта (экономической, коммерческой и др.), определение источников и способов финансирования, проектирование организационных схем управления, разрабатываются планы закупок, выбираются способы управления рисками и др..
При решении этих вопросов используются хорошо известные в национальной и международной практике методы и подходы, такие как составление различных по глубине агрегирования структур необходимых работ, календарное планирование, методы разработки бюджетов, определения эффективности проектов, методы управления рисками и др.
Объем и детальность разработки определяются характером и масштабом проекта, а также регламентирующими документами по разработке проектов, принятыми в той или иной организации. Например, в организациях, финансирующих сравнительно не большие проекты, объем документов планирования, как правило, не велик. Это могут быть заявка на инвестирование, часто в свободной форме, предложение об инвестировании, концепция проекта, бизнес-план, ТЭО. В случае, когда финансируются масштабные и сложные по характеру проекты, планирование охватывает широкий круг аспектов и требует больших усилий. В основе применяемых при этом подходов, в частности для инвестиционных проектов, лежат хорошо известные методики ЮНИДО, соответствующие национальные и корпоративные руководства.
8. Система управления проектом.Cистема управления проектом формируется на ранних фазах жизненного цикла проекта и во многом определяется его предметной областью, масштабом, составом участников, окружением. Для крупных и средних проектов харктерна многоуровневость системы управления с разделением на стратегическое и оперативное управление. При этом стратегическое управление обычно осуществляется высшими уровнями ведомственного, корпоративного управления или специально созданными Координационными советами, особенно, в случае сложных проектов с большим количеством участников. Оперативное управление осуществляется группой управления проектом (ГУП). Среди используемых организационных решений для ГУП можно отметить следующие:
- Использование консультантов (консультационных компаний).
- Передача функций ГУП одному из действующих подразделений исполняющей проект организации или вышестоящего органа в дополнение к существующим их обязанностям. При этом могут использоваться различные варианты матричной организации управления проектом.
- Создание новой структуры с административным подчинением одному из ведущих участников проекта.
- Передача функций ГУП другой ГУП, которая уже ведет близкие по характеру проекты и имеет необходимый опыт.
- Разделение функций ГУП между исполняющим ведомством (подразделением) с поручением ему функций связанных с содержательной частью проекта и одной из действующих и опытных ГУП с поручением ей специфических управленческих функций.
9. Мониторинг, отчетность, оценка проекта.Мониторингу проекта уделяется особое внимание и он осуществляется на всех уровнях управления проектом, а также могут привлекаться независимые эксперты. Особо жесткому контролю подвергаются процессы закупок и расходования средств и соответствия запланированных целей проекта текущей ситуации.
При построении системы мониторинга исходят из целей проекта, структуры работ, определенных в ЛСС показателей достижения целей, показателей выполнения конкретных мероприятий по устранению ранее выявленных проблем и др. Периодичность контроля и отчетности зависит от уровня управления, состояния проекта, его характера и для рассматриваемых проектов может варьироваться от одного раза в неделю до одного раза в год. Используются различные формы отчетности, содержащие основные финансовые и физические показатели, определенные в логико-структурной схеме, графиках работ и расходования средств. Кроме этого регулярно проводятся обзоры хода выполнения проекта путем совместного обсуждения основными заинтересованными сторонами положения дел, оценки состояния реализации проекта и выработки планов дальнейших действий.
Меры по регулированию хода проекта могут включать от совместных мероприятий по решению возникших проблем до изменения целей проекта (реструктуризации проекта) или его преждевременного закрытия и аннулирования неизрасходованных средств, в случае нецелесообразности дальнейшего продолжения проекта.
Одним из средств контроля за подготовкой и реализацией проекта является регулярное проведение оценок проекта, обычно, после конца подготовки, в середине и после завершения. Основной целью при этом является определение соответствия состояния проекта его целям. При окончании подготовки проекта независимая оценка помогает определить обоснованность целей проекта и соответствие уровня разработки выбранным целям. Промежуточные оценки дают возможность определить сохраняется ли актуальность целей проекта и соответствует ли состояние проекта этим целям. После окончания проекта в ходе оценки определяется степень достижения целей, основные проблемы реализации, анализируются основные причины этих проблем, формулируются рекомендации для будущих проектов близкого характера. Оценки осуществляются специальными подразделениями ведущих участников проекта на основе документов мониторинга, дополнительных исследований или специальных миссий.
В ходе оценки используются различные критерии. Так в организациях ЕС используются такие критерии как: адекватность, экономичность, продуктивность, эффективность, воздействие, экономическая и финансовая жизнеспособность, самофункционирование. Могут применяться более обобщенные критерии. Например, во Всемирном банке при обзоре портфеля проектов используются показатели: рейтинг реализации, рейтинг целей, общая эффективность [8]. На основе оценки этих показателей каждому проекту присваивается одно из значений рейтинга: удовлетворительно, неудовлетворительно, крайне неудовлетворительно.
Литература
- Project Cycle Management: Integrated Approach and Logical Framework. European Commission, DGVIII, Evaluation Unit, 1993
- The Logical Framework Approach (LFA) – A Handbook for Objective-Oriented Planning. NORAD (Norwegian Agency for Development Cooperation), July 1996
- LFA – a flexible tool for participatory development. Danida (Danish Agency for International Development Cooperation), February 1996
- Guidelines for the Application of LFA in Project Cycle Management. SIDA (Swedish International Development Agency), Methods and Institutional Development Unit, March 1996.
- Project Cycle Management (PCM) and Objectives-Oriented Project Planning (ZOPP) – Guidelines. Deutsche Gesellschaft fur Technische Zusammenarbeit (GTZ), 1996
- Perfomance Monitoring Indicators. A handbook for task managers. Operation Policy Department. World Bank. Washington, D.C. 1996
- Планирование, Мониторинг, Отчетность. Комплект проектной документации. Представительство ЮНИСЕФ в РФ, 2004
- Обзоры портфеля проектов, финансируемых Всемирным банком в Российской Федерации. Постоянное представительство Всемирного банка в РФ. Москва.
- Прядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР. Постановление Правительства Российской Федерации №395 от 3 апреля 1996г.
Автор: В.В.Позняков
Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике |
Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике
При составлении структурно-логических схем необходимо оперировать следующими понятиями:
Словарь понятий
Анализ — мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.
Синтез — мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Сравнение — установление сходства или различия предметов.
Суждение — форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1 вид: СЛС «Следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
2 вид: СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3 вид: СЛС «Образно-наглядная» — алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (= полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.
-
При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла.
-
Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.
-
Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении (Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М. Горького «На дне», при этом вершина конуса может смещаться).
-
Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.
-
Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, — в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное — разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.
В новых условиях урок литературы требует наибольшего мастерства педагога, поскольку знание литературы — особое знание. Оно базируется не столько на рассудке и памяти, сколько на сопереживании и сотворчестве. Нельзя не согласиться с писателем В.Распутиным: «В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре… Это могучая духовная ограда от зла…» Отсюда и непомерная ответственность, стоящая перед словесником и определяющая главную задачу его служения ученику и школе – формирование культуры мышления ребенка и воспитание личности высоких духовно-нравственных принципов. Особенно важной миссия учителя-филолога становится в изменяющихся реалиях современности, ведь от того, что и как будут читать наши дети, сегодня, зависит завтрашний день России.
Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.
Художественная литература утверждалась как возможность передать взаимосвязь, логику, последовательность, закономерность действительности через творческое и живое воссоздание характеров, событий, состояний; дарила проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя. Художественное произведение показывает полноту многомерного смысла окружающего мира и дает наглядное, глубокое, целостное представление о мире, который предстаёт в причинно-следственных связях. Стать причастным к авторскому замыслу можно только в сотворчестве с писателем. В том и заключается сложность преподавания литературы.
Структурно-логическая схема демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно достигнуть следующих результатов:
— сформулировать проблематику изучаемого произведения;
— выявить авторскую позицию;
— дать оценку героям;
— объяснить смысловую структуру художественного произведения;
— и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.
Эффективность применения структурно-логических схем на уроках литературы проявляется в следующем:
— сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;
— повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;
— увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах.
Рассмотрим технологию создания циклической структурно-логической схемы на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Первоначально следует выбирать смысловой аспект, который в данном произведении представлен циклически. Таким образом, находим алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
Известно, что смысловым центром романа Достоевского «Преступление и наказание» является эпизод чтения главными героями Евангелия о «Воскрешении Лазаря».
Начинаем построение схемы со смыслового узла – «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЫ СПАСЕНИЯ». В романе каждый из героев циклически проходит путь греха – преступления — урока судьбы -наказания, но способен прийти к спасению по данной Достоевским в романе «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЕ СПАСЕНИЯ», осознав слова Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». Налицо алгоритм, в котором можно выявить смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу и помогающие яснее увидеть авторский замысел произведения.
Евангелие от Иоанна о воскрешении Лазаря, по авторскому замыслу, показывает человеку, какова логика человеческой судьбы и каким образом человек может прийти к спасению, стать счастливым, обрести душевную гармонию и принести счастье и свет окружающим. Для Ф.М.Достоевского очевидно, что спасение человека таится в глубокой вере в Христа, через глубокое очищающее покаяние. Духовные тупики и трагедии, по мысли писателя, берут начало в отступлении человека от веры. Раскаяние и покаяние – для Ф.М.Достоевского — понятия разные. И в этом авторский замысел произведения. Достоевский – православный христианин, и именно идею православия писатель преломляет в понимание логики судьбы и метафизики бытия. Покаяние несет перемену ума, а раскаяние – только осознание чувства вины и неутолимое страдание, заводящее человека в тупик и приводящее к духовному расколу, физической или духовной гибели. Именно потому мы видим мучающихся, страдающих и погибающих героев, которые так и не нашли Спасения, так и не увидели очевидную для писателя истину в идее воскрешения Лазаря, в евангельской схеме спасения. Их судьбы, на первый взгляд, абсолютно разные. Но цикличность в соотношении с евангельской схемой Спасения очевидна.
-
Свидригайлов совершает самоубийство, не найдя сил для покаяния, не приняв евангельскую схему Спасения, а раскаяние позволяет ему перед смертью совершить самые яркие поступки, фактически приводя героя к катарсису.
-
Лужин настолько глух к метафизике бытия, нечувствителен к греху, что его душа омертвела и не способна к воскрешению.
-
Мармеладов в силу слабоволия, уныния и гордыни, приведшей его к пьянству, заканчивает жизнь трагически, став жертвой и мучителем одновременно, но так и не найдя воли к покаянию.
-
Катерина Ивановна получает нищету в урок за тщеславие и гордыню, но бунт против Бога уводит ее от покаяния, и итогом жизни становится трагическая гибель.
-
Алена Ивановна, сребролюбивая, нечуткая к горю ближнего и
не способная не только к покаянию, но даже к раскаянию,
получает возможность спасения через мученическую смерть.
-
Лизавета – кроткая, незлобивая, верующая в воскресение, через мученическую смерть смывает грех блуда, дабы не запятнать своей чистоты перед Богом. Бог уводит Лизавету от возможных прегрешений. Смерть мучеников – вступление в жизнь духовную.
-
Сонечка не озлобляется ни на мир, ни на людей, признает свой грех и искупает его покаянием, приносит во имя родных смиренную жертву и является образцом исполнения евангельской схемы Спасения.
-
Раскольников трудно осознает свой грех, тщеславие и гордыня рождают бунт, раскаяние приводит его к мучениям и духовному расколу. Граничащим с отчаянием. На путь к покаянию и воскрешению по евангельской схеме его приводит Соня.
Каждый из героев преступает Закон Божий, и от того, способен ли он к Покаянию, зависит его дальнейшая судьба. В этом логика судьбы.
Раскольников и Сонечка Мармеладова обрели путь к Спасению, ибо «их воскресила любовь», любовь к Богу. По евангелию, «Бог есть любовь». Слова Д.С.Мережковского: «Разве преступление и святость не слиты в живой душе в одну живую неразрешимую тайну?» — обращают нас к мысли Достоевского: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы — сердца людей».
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы «Следование» на примере стихотворению В. Маяковского «Лиличка!..»
В схеме показаны мытарства души лирического героя и причины возникновения данного состояния. Будем составлять алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
Начинаем построение схемы с ключевого слова. Ключевое слово в стихотворении – АД («крученыховский ад» — ссылка на книгу А.Крученых» «Ад» с иллюстрациями Каземира Малевича).
Важно толкование ключевых слов стихотворения: ад, исступление и безумие. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Безумие — еще одна составляющая состояния человека, несущего ад в своей душе. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется («горечь обиженных жалоб») из-за того, что страдает, ибо он обожествил возлюбленную. Обожествление человека – это всегда путь к трагедии как зарождающегося чувства. Так и самой личности, испытывающей данное чувство.
Все происходящее с лирическим героем закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны: «нет солнца», «нет моря» и т.д. Показываем стрелками следствие выбора героя. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает, приходя к мыслям о самоубийстве. Подводим итог — путь к счастью, – не самоубийство, а «выжженная любовью душа». Парадокс чувства героя отражается в нежности, которой герой готов «выстлать» каждый шаг возлюбленной. И такая тональность состояния во всех противоречиях придает силу и объем авторскому замыслу Маяковского.
Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к отклонению от понимания истинной любви. В роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений у лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий, что и приводит его к трагедии.
Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть, а светлое жизнеутверждающее чувство.
Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Булгакова интересует, прежде всего, метафизический человек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоотношение смысловых и художественных структур произведения.
Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.
Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, — круг. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник — это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.
Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита», ведь Булгаков обращает взор читателя к метафизическому кругу истины, то есть призывает познать Бога, проанализировав все происходящее с героями и Россией в романе.
Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.
На пересечении диагоналей квадрата – Воланд — смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера. Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.
Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.
-
(цифра 1) бежевый треугольник — это события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, треугольник символизирует утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. Воланд – провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.
-
(цифра 3) голубой треугольник — это события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из романа Булгакова. Связь романа как с Воландом, так и цель его написания – для бала у Воланда – обозначена черной стрелкой.
-
(цифра 2) серый треугольник — это «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») – бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны – ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник.
Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг – начала 30 гг.- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм — Храм Христа Спасителя — взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия – весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда – своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. Пасха – праздник воскресения Иисуса Христа.
Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.
-
Красной стрелкой соединены мастер и Маргарита, встреча которых спровоцирована Воландом, потому эта стрелка проходит через имя Воланда, указывая на его причастность к данному событию.
-
Синяя стрелка раскрывает метафизическую сущность Маргариты: прелюбодейка, проводница идей Воланда, Королева бала сатаны. Маргарита, находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление – свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!», из чего следует, что героиня возносит хулу на Бога, отрекаясь от Него.
-
Фиолетовая стрелка раскрывает метафизическую сущность мастера, создавшего роман о Понтии Пилате, то есть Анти-Евангелие под воздействием темных сил и при участии Воланда, потому роман и искажает евангельские события. Искажает евангелие НЕ БУЛГАКОВ, а его герой, прельщенный бесом, сжигает роман мастер и с ужасом о нем вспоминает именно потому, что осознал метафизику своего деяния. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача – обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. (Первая строчка из романа мастера произносится именно Воландом, 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!»)
-
Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый герой (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва – своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии – в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины – смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога.
1
No. 31 Логико-структурная схема
2
No. 32 Что такое логико-структурная схема? Четкий, простой и логически составленный план действий; Позволяет руководителям принимать решения, основанные на: –полном понимании причин поставленной задачи –способах ее достижения
3
No. 33 Что она делает Связывает результаты с конкретными задачами и общими целями, а также показывает, как одно приводит к другому; Систематизированная помощь мышлению; Позволяет собирать и систематизировать информацию, определять приоритеты и потенциально слабые места на этапе планирования; Определяет критерии измерения прогресса и показывает, как достичь успеха
4
No. 34 Что содержит логико-структурная схема? Общую цель; Конкретные задачи, которые необходимо решить; Результаты мероприятий, используемые для решения конкретных задач; Необходимые ресурсы, включая финансовые, персонал, оборудование и т. д.; Индикаторы, демонстрирующие достижение конкретных задач и общей цели; Допущения, на которых основывается достижение общей цели; Риски, которые могут повлиять на достижение цели
5
No. 35 Простая логико-структурная схема Показывает, как результаты мероприятий способствуют реализации конкретных задач, а конкретные задачи — реализации общей цели Индикаторы Средства проверки Риски и допущения Общая цель Что мы хотим достичь Конкретные задачи Ожидаемые результаты, влияние и следствие Результаты Результаты мероприятий Мероприятия Что необходимо сделать для достижения результатов Ресурсы: финансирование, персонал и оборудование Предпосылки
6
No. 36 Что она показывает Концентрирует внимание на способах достижения общих целей и решения конкретных задач, а также на критериях измерения прогресса по отношению к ним; Четко показывает все компоненты плана, а также как они взаимодействуют и дополняют друг друга; Повышает заинтересованность участников, т.к. все могут видеть, как роль каждого участника может способствовать достижению общей цели
7
No. 37 Что это означает Автоматическая фокусировка на приоритетах Формулировки становятся предельно сжатыми (мало места в таблице) Каждая заинтересованная сторона должна принимать участие в составлении логико-структурной схемы, таким образом повышая заинтересованность всех участников
8
No. 38 Ограничения Процесс анализа проблем иногда может дать плохие результаты, что может привести к ограниченному видению проблем Анализ проблем может вызвать трудности в коллективах, где считается неуместным открыто обсуждать проблемы или критиковать других Завышенные цели и внешние факторы, определенные во время разработки проекта, могут привести к потере гибкости в управлении проектом, создать препятствия к инновационному мышлению и привести к приспособленческому управлению проектом Для эффективной работы необходимо собрать сплоченный коллектив с хорошим руководством Необходимо активное участие заинтересованных сторон Логико-структурные схемы часто разрабатываются после того, как мероприятия проекта уже определены, вместо того чтобы использовать ее в качестве основы для разработки. Поздняя разработка логико-структурной схемы может быть вызвана следующим: –Отсутствием понимания логико-структурного подхода разработчиками; –Логико-структурная схема рассматривается как бюрократическая необходимость, а не как инструмент разработки и управления
9
No. 39 Принципы, лежащие в основе подготовки логико-структурной схемы Гибкость Простота (постарайтесь уложиться в одну страницу) Ясность Прозрачность