Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации
Содержание
Поделимся с вами:
1. Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2. Как можно планировать маршруты?
3. Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4. Кому полезно решение?
5. Как планируют маршруты наши клиенты?
Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.
Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.
Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).
Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.
Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.
Как планировать маршруты?
Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.
Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.
В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.
Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.
Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.
«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».
Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.
При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).
Вы можете попробовать распределить свои заявки с помощью планировщика Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Распределение заявок, и мы предоставим форму для заполнения.
Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.
Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?
Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.
Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.
Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.
На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.
Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.
Кому полезно решение?
Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.
Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.
Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.
И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.
Как планируют маршруты наши клиенты?
Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.
В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.
Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld
Демонстрация работы планировщика
Попробуйте поработать в планировщике Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Демодоступ к планировщику маршрутов, и получите пробную версию алгоритма.
Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В логистике разработка маршрутов перевозки грузов является одним из важнейших задач, так как правильное составление маршрута способствует быстрой доставки с минимальным риском повреждения груза. В этой задаче ключевую роль выполняет транспорт, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт участвует в процессе воспроизводства материальных благ.
Актуальность темы объясняется множеством факторов, влияющих на скорость и качество перевозки.
Разработка маршрута перевозки груза – это сложный процесс, в ходе которого необходимо принимать во внимание такие параметры:
-пути движения транспорта должны проходить по направлениям общих грузовых потоков;
-повторные и встречные перевозки должны быть сведены к минимуму;
-каждая следующая перевозка в идеале происходит без предварительной подготовки транспорта.
-маршрут прокладывается исходя из наименьшего расстояния, выбирают наименее загруженные дороги, имеющие твердое покрытие;
-подвижный состав должен двигаться со скоростью, которая не подвергает безопасность движения угрозе, но при этом находится на максимальном уровне;
-стоимость грузоперевозок должна быть наименьшей, а производительность – наибольшей.
Выделяют следующие виды маршрутов перевозки грузов: кольцевые; маятниковые; развозочные; сборные; развозочно-сборные. Критерии, которые используются для определения эффективности, зависят от разновидности. Так, эффективность маршрутов маятникового и кольцевого типа определяется по величине пробега. Чем он больше, тем экономичнее проводятся грузоперевозки. Поэтому расчет маршрута перевозок грузов идет с учетом данных показателей.
Маятниковый маршрут представляет собой такое движение, при которой автомобили передвигаются между двумя пунктами несколько раз в прямом и обратном направлениях. При этом пробег обратно может быть груженым, не груженым или груженым не полностью.
При кольцевом маршруте транспорт передвигается по замкнутому пути, который соединяет несколько погрузочных и разгрузочных пунктов. Кольцевые маршруты бывают двух типов:
за один оборот автомобиль проезжает по маршруту несколько раз;
за один оборот автомобиль преодолевает маршрут лишь однажды.
В последнем случае маршрут может быть сборным, развозочным или смешанным. Для определения эффективности в этом случае используется коэффициент на наиболее загруженном участке пути.
В логистике выделяют четыре вида транспорта. Грузоперевозки водным видом транспорта Транспортные услуги в сфере морских и речных грузоперевозок – это наиболее экологически чистый вариант доставки грузов. Такой вид грузовых перевозок является приоритетным при обмене сырьём и товарами на международном уровне. Внутри страны развитию водной транспортировки грузов способствует природное богатство большими реками и каналами.
Важно отметить, что этот вид транспортных перевозок является наиболее сложным в организации. В этом случае необходимо четкое выполнение определенных требований, как от клиента, так и от транспортной компании. Этот вид транспортных услуг требует немалого количества энергетических и трудозатрат. Кроме того, он является самым медленным из всех возможных вариантов доставки грузов. Но основной компенсацией такого рода сложностей является обширность географии перевозок и очень низкая их стоимость. Такие преимущества могли бы сделать водный вид перевозки грузов приоритетным среди отправителей, но, к сожалению, он возможен только для регионов с хорошо развитой морской и речной промышленностью, коих в стране немного.
Перевозка грузов воздушным видом транспорта У грузоотправителей часто возникают ситуации, когда необходимо выполнить доставку за предельно короткий срок на дальние расстояния. В этом случае незаменим авиатранспорт: самолеты, вертолёты. Данный вид грузоперевозки является самым дорогостоящим, но если сроки, как говорится, «поджимают», то лучше воспользоваться им. Минусом такого варианта транспортных услуг являются ограничения по типу и габаритам груза, которые строго прописаны в правилах авиационных перевозок.
Доставка грузов железнодорожным видом транспорта Неоспоримым преимуществом данного вида транспортных перевозок грузов является возможность доставки крупногабаритных, негабаритных, массовых и особорежимных грузов. Состав поезда может включать любое количество контейнеров, цистерн, вагонов. Этот вид грузоперевозок доступен в любое время года.
К минусам железнодорожных транспортных услуг относятся: требование знания огромной базы нормативной документации и некоторая ограниченность пунктов назначения, которая обусловлена наличием железнодорожных путей и станции в конкретном городе, поселке и т.п.
Автотранспортные услуги В автоперевозках к «плюсам» следует отнести возможность перемещения вещей и предметов практически в любую точку страны, поскольку имеется некоторая гибкость при составлении маршрута. При этом погрузка может быть выполнена в любом месте, указанном отправителем. Ещё одним достоинством является возможность постоянного контроля груза, например, его может сопровождать представитель заказчика. Именно вид грузовых перевозок автотранспортом наиболее оптимально сочетает стоимость и сроки выполнения заказа.
Отрицательные стороны заключаются в ряде сложностей: ограничение по размерам груза, невозможность выполнения перевозки в условиях бездорожья, сезонная зависимость (осенью и весной состояние дорожного полотна в ряде регионов ограничивает географию автомобильных маршрутов).
Логистическое предприятие должно обеспечивать соблюдение правил, предусмотренных нормативами техники безопасности, на всех этапах пути. Погрузочно-разгрузочная организация отвечает за соответствие рабочего процесса правилам, требованиям и нормам техники безопасности и охраны труда при выполнении погрузки и выгрузки. В свою очередь, водители, такелажники, грузчики и другие сотрудники, которые связаны с погрузкой, выгрузкой, подготовкой и перевозкой груза должны все этапы работы осуществлять строго по инструкции.
Перевозка грузов должна осуществляться в определённой оснастке, которую разрешается использовать для данной транспортируемой продукции. В кузове автомобиля, который осуществляет грузоперевозки, разрешается проезд только лицам, которые сопровождают грузы и только в том случае, если предусмотрено место для сидения, расположенное ниже уровня борта. В холодное время года в открытых кузовах запрещается перевозить сопровождающих и грузчиков. Также при транспортировке опасных горючих, пылящих, горячих и длинномерных грузов нахождение людей в кузове недопустимо.
Груз необходимо закреплять и размещать так, чтобы он не мешал водителю, не закрывал номерные знаки, сигнальные и световые приборы. Он не должен нарушать устойчивость автотранспорта, создавать шум, пылить и загрязнять окружающую среду.
Длинномерные грузы разрешается транспортировать на транспортных средствах, оснащённых прицепом-роспуском, к которому они надёжно прикрепляются. Открытые кузовы, оборудованные уплотнениями и пологами, разрешается использовать для пылящихся грузов. Водитель и грузчики, которые работают с пылящим грузом, должны пользоваться респираторами и пыленепроницаемыми очками, при транспортировке ядовитых веществ обязаны иметь противогазы.
В логистике очень важно учитывать риски, которые могут быть проявлены в ходе выполнения работы, далее приведены наиболее частые способы снизить риски на минимум: Современные технические решения располагают рядом технических средств и приемов, которые помогают обеспечить безопасность и качество перевозки грузов и свести риски к минимуму. Одним из самых популярных является использование систем GPS, ГЛОНАСС и электронных регистраторов событий, позволяющих контролировать транспорт с перевозимым грузом или товаром в реальном времени. Такие системы фиксируют всю историю перемещения транспортного средства – километраж, маршрут, остановки, время работы, а также выдают отчеты о состоянии транспорта (скорость, зажигание, связь), расходовании ГСМ, регистрируют происходящие события по геозонам и по IPO. Электронные регистраторы позволяют записать кадры вскрытия контейнеров и проникновения в фургон, что впоследствии может стать основанием для возбуждения судебного разбирательства. Другие способы, так же называемые «Недорогими» являются опломбирование. Пломбы должны иметь специальную маркировку навешиваться на дверях, фургонах, секциях автомобиля, на контейнерах, цистернах или у грузового места. Факт пломбирования обязательно указывается в транспортной накладной.
Среди новшеств на российском рынке грузоперевозок – сюрвейерские услуги, которые сегодня становятся все более востребованными. Сюрвейеры – независимые инспекторы, контролирующие перевозку груза, сохранение его количественных и качественных характеристик на всем пути следования. Сюрвейер следит за всеми этапами, начиная от погрузки и заканчивая разгрузочными работами. Это очень серьезно дисциплинирует и водителей, и грузчиков, а также исключает возникновение спорных вопросов между отправителями грузов и их получателями.
Но следует помнить, что вышеперечисленные средства не могут гарантировать полной безопасности груза, они только фиксируют доказательства. А потому обязательно следует позаботиться о страховке груза, ведь только в этом случае можно будет полностью или частично возместить понесенные потери.
Таким образом, было анализированы все тонкости в разработке маршрутов и их методов. Планировать путь поставки нужно с учетом погодных условий. Важно учесть, где будет проходить маршрут, что бы исключить попадание в болотные местности и водоемы, случайные возможные аварии в ходе неровной дороги или непригодности транспорта к условиям погоды. А так же обеспечить клиенту гарантию в качестве транспортировке. Рекомендуется при расчете рейса использовать современные технологии, карты с последними изменениями и отметками.
Список литературы:
1. Носов А. Л. Логистика: Учебное пособие/. Носов А. Л. Издательство «Магистр», т-1, 2018 – 184 с.
2. Стапран Д. А. Аутсорсинг в логистике. Как максимизировать выгоду и оптимизировать затраты. Монография/ Стапран Д. А. Издательство Вузовский учебник, т-1, 2017 – 114 с.
3. Логистика. Интегрированная цепь поставок/ Бауэрсокс Доналд Дж. – 2е изд., Издательство «Олимп-Бизнес», 1-т, 2017 – 640 с.
4. Основы логистики. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика/ Аникин Б. А., Родкина Т. А. издательство «Проспект» т-1, 2017 – 344 с.
5. Логистика: искусство управления цепочками поставок/ Шехтер Д., Сандер Г., издательство «Pretext», т-1, 2017 – 230 с.
Екатерина Николаевна Панфилова
Эксперт по предмету «Логистика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Доставка груза — это логистическая услуга, которая заключается в перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки пространства в другую (как правило, от отправителя груза его получателю) при помощи транспорта.
Определение оптимального маршрута доставки груза
Одной из важнейших логистических задач является разработка маршрута доставки груза. Маршрутом называют путь следования транспортного средства, т. е. направление его движения относительно географических объектов и координат местности, с указанием начальной, промежуточных и конечной точек.
Правильное составление маршрута доставки груза, т.е. определение оптимального маршрута является залогом высокой скорости доставки груза с минимальным риском его повреждения в процессе транспортировки. Ключевую роль в этой задаче выполняет транспорт, который, перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, связывает между собой целые экономические районы, отдельные компании и граждан.
Для того чтобы определить оптимальный маршрут доставки груза, необходимо принять во внимание следующие аспекты:
- пути движения транспорта должны проходить по направлениям общих грузовых потоков;
- требуется минимизация повторных и встречных перевозок;
- желательным является совершение каждой следующей перевозки груза без предварительной подготовки транспорта;
- критериями определения оптимального маршрута являются расстояние, которое необходимо преодолеть (оно должно быть минимальным), загруженность дорог (она должна быть наименьшей), покрытие дорог (рекомендуется твердое покрытие);
- скорость движения подвижного состава должна быть на максимальном уровне, который позволяет не подвергать безопасность движения угрозе;
- стоимость перевозки груза должна быть наименьшей в условиях наибольшей производительности.
Эффективность (оптимальность) маршрута доставки груза во многом зависит от того, к какой разновидности он относится. Так, различают кольцевые, маятниковые, развозочные, сборные и развозочно-сборные маршруты.
«Определение оптимального маршрута и способа доставки груза» 👇
Эффективность маршрутов маятникового типа (транспорт передвигается между двумя пунктами несколько раз в прямом и обратном направлениях) и кольцевого типа (транспорт передвигается по замкнутому пути) определяется по величине пробега. Чем он больше, тем экономичнее осуществляется доставка груза. Для определения эффективности сборного, развозочного и смешанного маршрутов используется коэффициент на наиболее загруженном участке пути.
На определение маршрута могут существенно повилять некоторые внешние факторы. Например, из-за дорожных работ может быть временно перекрыта автотрасса, а из-за сильного снегопада могут быть перенесены авиаперелеты по конкретным условиям. В случае международной доставки груза нужно учитывать необходимость прохождения пограничных и таможенных постов.
Определение оптимального способа доставки груза
Кроме определения оптимального маршрута, грузовладельцы на этапе подготовки к доставке груза решают еще одну важную задачу, а именно — выбирают оптимальный способ транспортировки. Вопрос определения способа грузовой перевозки состоит в выборе того вида транспорта, который будет непосредственно задействован для перемещения груза.
В большинстве случаев выбор оптимального способа доставки груза ограничивается следующими вариантами:
- Автомобильный транспорт — отличается высокой гибкостью и динамичностью, регулярностью перевозок, возможностями перевозок малыми партиями, доставки на небольшие расстояния, в том числе, «от двери до двери»; его недостатки заключаются в сравнительно высокой стоимости перевозки на большие расстояния, малой грузоподъемности, зависимости от погодных и дорожных условий.
- Железнодорожный транспорт — отличается независимостью от погодно-климатических условий, регулярностью перевозок, сравнительной высокой скоростью доставки на дальние расстояния, удобной организацией погрузочно-разгрузочных работ, возможностью перевозки негабаритного груза и больших партий товара; его недостатки заключаются в низкой скорости, ограниченном количестве перевозчиков, невозможности доставки «от двери до двери», риске хищения и потерь.
- Водный транспорт — отличается относительно низкой стоимостью перевозки, высокой провозной способностью, возможностью межконтинентальной перевозки; его недостатки заключаются в низкой скорости, жестких требованиях к упаковке и креплению грузов, ограниченной возможности доставки к пунктам назначения.
- Воздушный транспорт — отличается наиболее высокой скоростью перевозки, высокой сохранностью груза, возможностью доставки в отдаленные районы; его недостатки заключаются в высокой стоимости перевозки, зависимости от погодных условий, ограниченности размера партий.
Оптимальный способ доставки груза определяется на основе сравнительного анализа преимуществ и недостатков каждого способа и их роли в условиях конкретной доставки груза.
Наиболее оптимальный способ доставки груза следует выбирать с учетом критериев, которые являются приоритетными для конкретных отправителей и получателей груза. Кроме финансовых затрат на грузоперевозку и скорости доставки (общего времени груза в пути), нужно учитывать и другие факторы: маршрут и доступность региона, где располагается пункт назначения, провозная способность транспортных средств и их зависимость от погодных условий, риски, которые связаны с задержкой (поломкой) транспорта, повреждением (утратой) груза и другими форс-мажорными обстоятельствами.
Грузовладельцы часто руководствуются каким-либо одним, наиболее значимым для них критерием. Например, авиационный транспорт выбирают из-за его быстрой скорости, а выбор в пользу морского судна во многом обуславливается дешевыми тарифами.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Как правильно рассчитать маршрут при автоперевозках
Не только бухгалтера, но и владельцы грузов, и перевозчики знают о том, что стоимость перевозки грузов включается в себестоимость товара. Прямая зависимость продолжительности маршрута и стоимости товара очевидны. Чем длиннее дорога, тем больше времени на нее затрачивается, а, соответственно, больше расход топлива. Большого удорожания можно избежать лишь одним путем – правильным расчетом маршрута грузоперевозок. Чтобы правильно рассчитать наиболее приемлемый вариант маршрута необходимо потратить не один час. Некоторые перевозчики пытаются действовать на «авось». То есть после погрузки едут приблизительно в том направлении, куда нужно доставить груз. Это оборачивается многими сложностями: временем, проведенным в пробках, поисками объездных путей мимо дорожно-ремонтных работ, в общем, перечень достаточно обширный.
Между тем большинство транспортных компаний имеет в своем штате несколько специалистов-логистов, которые разрабатывают маршруты для транспортировки грузов. В конечном счете, от того, насколько грамотно спланирован маршрут грузоперевозки, зависит скорость его доставки и степень сохранности товара. Естественно, существует ряд небольших компаний-перевозчиков, которые осуществляют доставку грузов в пределах города или ограниченной территории. При условии, что это происходит достаточно нечасто, можно и самим разработать оптимальный путь следования. Если же компания достаточно крупная и занимается не только организацией грузоперевозок по России, но и за рубеж, отправляя в путь ежедневно несколько машин, расчет маршрута грузоперевозок становится насущной необходимостью.
Транспортная логистика делит все маршруты на четыре категории:
1. Городские маршруты – осуществляются в пределах одного города или населенного пункта. При этом пределы городской черты не пересекаются;
2. Пригородные маршруты призваны обеспечить связь между городом и пунктами, находящимися в радиусе до 50 км от городской черты. Как правило, к этим пунктам относятся удаленные железнодорожные станции и аэропорты, коллективные сады, небольшие деревни.
3. Междугородние маршруты охватывают всю территорию страны. Это маршруты, осуществляемые во все населенные пункты, находящиеся далее 50 км от города.
4. Международные маршруты осуществляются посредством пересечения границ государства.
При планировании любой категории маршрута необходимо учитывать их специфические особенности. Например, городской маршрут планируется с учетом утренних и вечерних пробок в определенных районах города, наличия светофоров на пути, ведущихся дорожно-строительных работ. Пригородные маршруты должны учитывать плотность автомобильного потока на выезде из города. При планировании маршрута международных грузоперевозок необходимо просчитать время, которое может быть потрачено при прохождении таможенного поста, состояние дорожного полотна и правила пользования автотрассами за рубежом (за границей многие дороги являются платными).
Кроме того, существует ряд грузов (негабаритных и крупногабаритных) доставка которых сопряжена с трудностями. В случае доставки таких грузов необходимо учитывать такие особенности, как наличие мостов и тоннелей по пути следования, варианты возможных объездов.
Если вы решили прибегнуть к помощи профессионалов для разработки маршрута, вам необходимо первым делом обратиться в отдел логистики транспортно-экспедиционной компании. Сначала необходимо заполнить заявку. В ней указывается точка, куда должен прибыть груз. Далее указываются пункты догрузки товаров (если это предусмотрено). За этим следует описание вашего груза: тип, вес, упаковка, количество, особые условия (при доставке скоропортящихся товаров), и сроки, в которые грузоперевозка должна быть осуществлена. После получения необходимых данных логист или диспетчер грузоперевозок должны с учетом всех пожеланий разработать несколько вариантов маршрута. Кроме того, вам должны пояснить самые сильные и слабые стороны каждого представленного варианта. Кроме того, должен быть произведен расчет стоимости каждого маршрута.
Для выбора наиболее приемлемого для вас пути следования груза необходимо четко представлять следующие параметры каждого варианта:
1. Сроки транспортировки;
2. Безопасность товара;
3. Стоимость услуг грузоперевозчика;
4. Целесообразность выбора транспортного средства.
Зачастую возникают ситуации, когда ваш товар можно отправить в составе сборного груза. Это экономит деньги и позволяет не арендовать транспортное средство полностью. Но, при этом могут сместиться сроки. Именно поэтому при планировании маршрута необходимо четко расставить для себя приоритеты. Подумайте, что вам выгоднее, доставить товар в сжатые сроки, или сэкономить значительную часть денег, но потерять некоторое время. Иногда при перевозке продуктов питания или скоропортящихся товаров сроки являются главным условием оптимального маршрута. Все нюансы, касающиеся товара, должны быть обязательно учтены при маршрутизации.
Выбирая тот или иной маршрут при перевозке грузов, необходимо учитывать особенности погоды и состояние дорог в каждом регионе. Особенно это касается междугородних и международных маршрутов. В одних регионах страны уже наступила весна, и цветут озимые, а в других все еще наблюдаются осадки в виде снега и существует угроза подтопления дорог. Кроме того, многие дороги, нанесенные на карту, не соответствуют действительности. По карте, например, дорога нанесена как асфальтированная, а на самом деле это старая лесовозная дорога с остатками бетона. В отдельных северных регионах есть зимние дороги, которые проходят исключительно по льду водоема или реки. В теплое время года переправа осуществляется паромом. Если вы надумаете спланировать маршрут сами, то рискуете очутиться на берегу реки без всякого намека на дорожное полотно. Только специалист, который постоянно занимается планированием и разработкой маршрутов способен систематизировать данные и ориентироваться в таких нюансах.
Грузоотправители зачастую выражают желание отслеживать путь своего товара. Кроме навигатора поможет отследить путь простой мобильный телефон. Но, так как Россия страна большая, и не везде охвачена спутниковой и мобильной связью, существует ряд мест, где какая-либо связь отсутствует. При необходимом условии постоянной связи диспетчер грузоперевозок также учтет пожелания клиента при составлении маршрута.
Если какой-нибудь вновь составленный маршрут прошел успешно, товар был доставлен в срок и без осложнений, этот путь заносится в базу данных и используется в дальнейшем для грузоперевозок.
По типам маршруты делятся на:
1. Кольцевые – товар развозится по кольцу (замыкается в точке отправления). Дозагрузка и разгрузка при этом происходят на протяжении всего пути.
2. Маятниковые маршруты – точка отправления и доставки в этих маршрутах одна и та же. То есть маршрут включает в себя два населенных пункта или два города.
3. Развозные маршруты тоже имеют в начальной и конечной точке два пункта, но по пути допускается разгрузка и дозагрузка товара.
Все виды маршрутов имеют свою специфику. Развозные и кольцевые маршруты, конечно, самые выгодные. Так как, на всем пути следования автотранспортное средство практически не остается порожним. То есть маршрут окупается, а значит, снижается себестоимость перевозок. В случае с маятниковыми маршрутами можно продумать способ не оставлять машину на обратном пути пустой. В этом случае можно просчитать варианты возврата автотранспорта другим путем с тем, чтобы догрузить транспорт и окупить расходы на обратную дорогу.
Видео: Ошибка расчета маршрута грузоперевозки — фура на серпантине
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(1 голос, среднее: 3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Как построить оптимальный маршрут перевозки
Специальная программа «Инструменты Логиста 24» позволяет специалистам в сфере грузоперевозок быстро и качественно планировать любые маршруты, причем как автоматически, так и вручную на карте.
Сервис удобен и позволяет планировать несколько маршрутов одновременно. При этом платформа предоставляет максимум возможностей для аналитики. Например, с его помощью можно учитывать наличие или отсутствие пробок, светофоров, ремонтных работ и ДТП на определенном участке маршрута.
Есть у сервиса ещё и возможность оптимизации планирования маршрута под определенную специфику бизнеса. Так, например, она поможет рассчитать самую короткую дорогу для доставки готовой еды или подобрать маршрут для транспортировки крупногабаритного груза на специальном транспорте, минуя мосты и тоннели.
Если с автоматическим планированием будут сложности, логист сможет планировать маршруты непосредственно на карте. Сделать это можно при помощи простых интуитивных движений. Не стоит думать, что ручное планирование хуже автоматического. Здесь точно также можно учитывать пробки, состояние дорожного полотна на отдельных участках, плотность потока на въезде и выезде из населенного пункта.
Если при ручном планировании логист не учтет грузоподъемность транспорта или габаритность, то программа уведомит его об этом с помощью оповещения. Именно поэтому вероятность ошибки здесь полностью исключена.
С помощью платформы планирования маршрутов грузоперевозок можно с точностью до десяти — пятнадцати минут рассчитать маршрут. Это удобно для доставки как частным лицам, так и организациям. Это становится возможным благодаря тому, что программа при планировании учитывает только актуальную информацию о состоянии дорог, в том числе пробки. В случае аварии, непредвиденных ремонтных работ и так далее, она предложит несколько альтернативных вариантов и объездных путей, поэтому логист сможет быстро сориентировать водителя. Переоптимизация рейса при этом будет выполнена оперативно.
Если программа нужна для планирования не стандартной курьерской доставки по адресу, а перевозки большого объема груза в логистический центр, на предприятие или в магазин, то она поможет рассчитать оптимальное время погрузки и выгрузки, чтобы логист и водитель понимали, когда освободится транспортное средство.