Как составить маршрут маршруток

Виджет Планировщик Маршрутов

Установите Виджет Планировщика Маршрутов на странице своего сайта или блога, чтобы ваши пользователи могли строить маршруты выбранного города.

Размер виджета

x

px

Растянуть по ширине

Подробности в разделе для разработчиков

Вы спешите на работу. Пока поднимаетесь на платформу, двери электрички закрываются, и пригородный поезд, постепенно набирая скорость, катится к месту назначения без вас. Опоздали-то всего на пару секунд, но потеряете 20-30 минут в ожидании следующей электрички.

К счастью, и в этом вопросе нам придут на помощь современные технологии. В приведенной ниже статье описаны лучшие приложения для отслеживания общественного транспорта, с которыми вы уже никогда не опоздаете на электричку или автобус и всегда будете знать как добраться из точки А в точку Б, почти в любом городе и стране.

Citymapper

Citymapper предоставит полную и актуальную информацию обо всех видах общественного транспорта в вашей городе. Нужно узнать расписание движения поездов или автобусов? Просто выберите в главном меню приложения нужный пункт «Поезда» или «Автобусы» соответственно. Citymapper откроет карту, на которой будут указаны все железнодорожные вокзалы, автобусные остановки и станции метрополитена, находящиеся в шаговой доступности от вас.

Выберите в главном меню пункт «Добраться до» и введите место, в которое вам нужно попасть. Приложение само составит оптимальный маршрут с учетом общественного транспорта, покажет ожидаемое время прибытия и даже рассчитает стоимость поездки.

Но Citymapper не ограничивается лишь поездами, автобусами и подземкой – приложение учитывает и райдшеринг, и службы такси наподобие Uber или Lyfts, и велосипедные дорожки, и даже паромные переправы.

Доступно для Android / iPhone.

Moovit

Moovit поддерживает до 2700 городов по всему миру. Когда будете готовы отправиться в дорогу, запускайте Moovit и следуйте советам приложения, чтобы вовремя прибыть к месту назначения.

Подбирайте самый оптимальный маршрут и двигайтесь к намеченной цели на автобусе, электричке, велосипеде, поезде метро, пароме или даже на такси. Приложение также поддерживает множество транспортных сервисов по всему миру, включая MTA, NJ Transit, LA Metro, BART, Caltrain и многие другие.

У Moovit простой интерфейс. Приложение показывает только нужное, не засоряя карту излишней информацией. Выберите опцию «Lines» в нижней части экрана – увидите маршруты электричек и автобусов. Если тапните определенную линию, приложение сразу же покажет соответствующий график движения транспорта. Также можно водить по карте курсором. В этом случае приложение будет показывать ближайшие к указателю остановки общественного транспорта.

Доступно для Android / iPhone.

Rome2rio

В Rome2rio учитывается не только наземный транспорт, включая автобусы, поезда и электрички, паромы, пункты проката автомобилей и сервисы райдшеринга, но и воздушный. Rome2rio дает пользователю доступ к расписаниям полетов и ценам билетов 5000 различных авиакомпаний 160 стран мира.

Просто введите пункт назначения в поисковую строку Rome2rio. И неважно, куда вам нужно попасть, будь то соседний район города или противоположный конец страны, в любом случае Rome2rio покажет вам, как удобней всего добраться из пункта «А» в пункт «Б». В Rome2rio можно даже заказывать билеты, что делает его одним из лучших приложений для планирования путешествий.

Доступно для Android / iPhone.

Google Maps

Иногда нужно возвращаться к истокам. Если вы уже знакомы с Google Карты, то наверняка знаете, насколько просто работать с этим приложением. Достаточно ввести пункт назначения, как сервис тут же подберет лучший маршрут.

Если вас интересует общественный транспорт, нажмите иконку с изображением поезда в верхней части меню. При этом сервис выдаст информацию не только по железнодорожным перевозкам, но и по автобусным маршрутам, а также по расписанию движения трамваев и поездов метрополитена.

Доступно для Android / iPhone.

Transportr

Когда речь заходит об общественном транспорте, нет никого осведомленней местных жителей. Тут-то вам и поможет Transportr – приложение с открытым исходным кодом и информационной системой, развиваемой сообществом пользователей со всего мира. Можете даже добавить в приложение свой собственный город, если его там еще нет.

Готовы отправиться в путь? Наберите пункт назначения, а Transportr тут же покажет вам лучшие маршруты с учетом метро, электричек и автобусов, а заодно время отправления, остановки и задержки по различным причинам. По карте можно найти и ближайшие к вам остановки. Но России нет в списке доступных стран. Пригодится при путешествии по Европе.

Доступно только для Android.

В прошлом посте о новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга мы говорили о маршрутах с высоким пассажиропотоком, предназначенных для передвижения большого числа людей, и маршрутах покрытия, которые создаются для обслуживания интересов небольших групп пользователей.

Сегодня мы поговорим о том, как создать маршрут с высоким пассажиропотоком или, проще говоря, как создать эффективный маршрут, полезный для большого числа людей.

В этом и ряде следующих постов мы будем рассматривать идеи, разработанные Джарреттом Уокером, специалистом в сфере общественного транспорта, который помогал в разработке новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга. Если вы знаете английский, я очень рекомендую вам ознакомиться с блогом Джарретта, а также с лекциями, которые я собрал в плейлист на Youtube-канале «Живые улицы».

Может показаться, что «эффективность» и «полезность» — конфликтующие параметры. То, что эффективно для транспортного предприятия, не может быть хорошо для пассажира. В данном случае это не так. Эффективность — это параметр, интересующий транспортное предприятие и администрацию города. Их интересует, как перевезти как можно больше людей (и продать как можно больше билетов), но при этом выполнить как можно меньше часов транспортной работы. Проще говоря, им нужно, чтобы каждый автобус, троллейбус, трамвай или поезд метро перевозил как можно больше людей.

Как этого добиться? Нужно сделать общественный транспорт, как можно более полезным для максимального числа людей — тогда люди будут на нем ездить. Таким образом «эффективность» и «полезность» применительно к общественному транспорту — это параметры, описывающие одно и то же его свойство, но разными словами: для транспортного предприятия и для пассажиров, соответственно.

Полезность маршрута общественного транспорта зависит от четырех основных факторов.

1. Плотность

Если вы хотите, чтобы общественный транспорт был полезен для максимального числа людей, его нужно ориентировать на обслуживание плотной застройки. Чем выше плотность населения, рабочих мест и других точек притяжения вокруг остановок, тем большему количеству людей будет полезен данный маршрут, и тем более эффективен он будет для транспортного предприятия.

Из двух маршрутов, проложенных в застройке разной плотности, более эффективным будет тот, который проходит через более плотную застройку.

Из двух маршрутов, проложенных в застройке разной плотности, более эффективным будет тот, который проходит через более плотную застройку. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Это объяснение может показаться самоочевидным, однако задумаемся на секунду о том, что мы часто слышим, когда идет речь о повышении плотности застройки. Нам говорят, что плотная застройка — это плохо, что из-за нее пробки и транспортный коллапс.

Для автомобильного движения плотная застройка — это на самом деле плохо, о чем мы уже говорили в одном из прошлых постов, но для общественного транспорта плотность — это благо и необходимое условие для его эффективной работы.

2. Пешеходная доступность

Любая поездка на общественном транспорте начинается и заканчивается пешеходной прогулкой, поэтому удобство и связность пешеходных путей движения, а также возможность перейти улицу в нужном месте непосредственно связаны с эффективностью общественного транспорта.

Связная и частая сеть улиц позволяет большему числу людей подойти к остановке общественного транспорта. Разорванная сеть ухудшает доступность остановок.

Связная и частая сеть улиц позволяет большему числу людей подойти к остановке общественного транспорта. Разорванная сеть ухудшает доступность остановок. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Последнее замечание также кажется самоочевидным и в наших нормативах даже есть требования о необходимости пешеходных переходов на остановках общественного транспорта, однако это требование порой обходится.

Возьмем для примера ситуацию на Дублере Сибирского тракта в районе остановки «Тубсанаторий». Когда-то остановки здесь были по обеим сторонам дороги, но в какой-то момент наземный пешеходный переход убрали, поскольку эта дорога — фактически автомагистраль, и остановку в сторону города отменили.

Возможность перейти дорогу около остановки - необходимое условие работы общественного транспорта. В противном случае вы предоставляете людям обслуживание только в одну сторону.

Возможность перейти дорогу около остановки — необходимое условие работы общественного транспорта. В противном случае вы предоставляете людям обслуживание только в одну сторону.

Нет остановки — нет проблемы? Фактически люди потеряли транспортное обслуживание, поскольку если с остановки можно уехать только в одном направлении, такой общественный транспорт нельзя назвать полезным.

3. Расстояние

При одинаковых параметрах плотности вокруг остановок, обслуживать застройку, где объекты находятся на большом расстоянии друг от друга, менее эффективно, чем застройку, где объекты находятся рядом. При одном и том же бюджете в застройке с большими расстояниями можно предоставить меньший объем транспортных услуг, а значит транспорт будет менее полезен для пользователей.

Обслуживание застройки, где объекты не разделены большими расстояниями - более эффективно и позволяет создать более полезный сервис для пользователей.

Обслуживание застройки, где объекты не разделены большими расстояниями — более эффективно и позволяет создать более полезный сервис для пользователей. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Опять же, это может показаться самоочевидным и не слишком полезным, если мы имеем дело с существующей застройкой, по которой мы пытаемся проложить маршрут общественного транспорта, однако этот принцип очень полезен при планировании развития города. А именно: очень осторожно следует подходить к идеям создания новых районов и функций на большом расстоянии от существующего городского ядра. Транспортное обслуживание таких районов будет в дальнейшем проблемой для города.

Из примеров такого рода мне лично вспоминается идея строительства кампуса УрФУ на Шарташе — совершенно неадекватный проект с транспортной точки зрения.

Планировавшийся ранее кампус УрФУ на Шарташе - пример застройки, неблагоприятной для обслуживания общественным транспортом по причине своей удаленности от других районов.

Планировавшийся ранее кампус УрФУ на Шарташе — пример застройки, неблагоприятной для обслуживания общественным транспортом по причине своей удаленности от других районов.

4. Линейность

Параметры плотности и расстояния хорошо понятны людям, имеющим отношение к планированию городов. Параметр линейности специфичен именно для общественного транспорта, поэтому архитекторы и генпланисты часто не берут его в расчет и создают ситуации, в которых эффективная работа общественного транспорта становится невозможной.

Маршрут общественного транспорта будет эффективен и полезен, если точки притяжения, которые он обслуживает, будут располагаться вдоль линии, воспринимаемой пассажирами, как прямой маршрут между любыми двумя из этих точек. Проще говоря, лучше, когда точки притяжения выстроены вдоль прямой линии и находятся по пути к другим точкам.

Расположение точек притяжения вдоль прямой линии позволяет создать эффективный и полезный маршрут. Точки притяжения, расположенные в "транспортных тупиках" снижают эффективность и полезность общественного транспорта.

Расположение точек притяжения вдоль прямой линии позволяет создать эффективный и полезный маршрут. Точки притяжения, расположенные в «транспортных тупиках» снижают эффективность и полезность общественного транспорта. Иллюстрация: © Jarrett Walker + Associates

Если же точки притяжения расположены на отдалении от прямого маршрута, общественный транспорт вынужден либо останавливаться далеко от них, делая маршрут менее удобным для пассажиров, либо подъезжать отдельно к каждой из точек. В результате пассажиры будут терять время, сервис станет  менее привлекателен из-за отклонений от прямого пути, а для транспортного предприятия он станет дороже в обслуживании.

Линейность — настолько важный принцип и он настолько часто нарушается при планировании города, что я думаю сделать по нему отдельный материал. Пока же вы можете почитать материал о Новокольцовском — новом районе Екатеринбурга, который пока что проектируется, как один большой транспортный тупик.

Общественный транспорт не может быть одинаково полезен для везде и для всех

Заметьте, что все обозначенные факторы носят геометрический характер и по большей части их невозможно изменить, если мы пытаемся организовать общественный транспорт в уже сложившейся застройке. Из этого можно сделать три основных вывода:

1. Общественный транспорт неизбежно будет в разной степени полезен для жителей разных районов. Это не вина жителей и не следствие плохого отношения к ним со стороны администрации. Это всего лишь следствие геометрии района, не позволяющей организовать эффективное транспортное обслуживание. Какие-то проблемы можно постараться нивелировать, но какие-то так и останутся неразрешимыми.

2. Если мы хотим, чтобы общественный транспорт был основой городской мобильности, новую застройку следует планировать так, чтобы ее можно было эффективно обслуживать общественным транспортом.

3. Если вы цените общественный транспорт, как средство обеспечения свободы передвижения, то вам следует внимательно отнестись к выбору места жительства, места работы или места для офиса вашей компании, поскольку не везде эффективный общественный транспорт сможет до вас добраться.

В следующем посте мы поговорим, о том, какие требования пользователи предъявляют к общественному транспорту, и какие элементы транспортной системы эти требования обслуживают.


Подпишитесь на «Живые улицы»:

  • YouTube
  • Твиттер
  • Телеграм
  • Фейсбук
  • Вконтакте

Компания Яндекс вносит значительный вклад в развитие IT-индустрии и, кроме популярной поисковой системы, предлагает пользователям массу полезных функций и сервисов, позволяющих решать множество задач. Одним из таковых является Яндекс.Транспорт, не так давно объединившийся с Яндекс.Картами.

Как правильно пользоваться сервисом Яндекс.Транспорт

Больше не нужно переключаться между двумя приложениями, чтобы решать такие задачи, как поиск мест, построение к ним маршрута и т. д. Яндекс.Карты и Транспорт подскажут подробную информацию об организациях, помогут проложить путь и добраться до нужного места пешком или на транспорте, включая городской, а также покажут, где ходит требуемый маршрут.

Что такое Яндекс.Транспорт

В официальном магазине Google Play программа теперь зовётся «Яндекс.Карты и Транспорт — поиск мест и навигатор», хотя по-прежнему можно установить и старые версии APK файлом.

Переезд Яндекс.Транспорта в Карты вовсе не означает, что ранее доступные в отдельном приложении возможности теперь утеряны – сервис полноценно работает в симбиозе с Картами, и здесь можно найти те же данные, а построение маршрутов ничем не отличается.

Яндекс.Карты на смартфоне

Так, все возможности, которые были доступны в отдельном приложении, теперь перекочевали в «Карты», например, наблюдать движение общественного транспорта в своём городе здесь можно с помощью кнопки «Транспорт» в виде автобуса на главном экране, а избранные маршруты и остановки сохранять в разделе «Мой транспорт». Избранное из старой версии софта при этом сохраняется при переходе на Яндекс.Карты и Транспорт.

Транспортный режим в программе меняет вид карты – значки мест и автодороги уменьшатся, а остановки станут крупнее. Движение городского транспорта будет показано в реальном времени (опция доступна более чем для 70 городов России).

Приложение предлагает широкие возможности:

  • поиск и выбор мест, в том числе без подключения к интернету;
  • построение маршрутов (пеших, на городском транспорте, велосипеде, машине);
  • использование функций Транспорта;
  • автомобильная навигация (уведомления о пробках, ДТП, камерах, скоростных радарах, ограничениях и превышениях скорости, навигатор с голосовыми подсказками);
  • скачивание офлайн-карт.

Транспортный режим в приложении позволяет:

  • просматривать на карте в реальном времени метки общественного транспорта (путь автобуса, трамвая или маршрутки и прибытие на остановку);
  • увидеть остановки и станции метро;
  • поиск по номеру автобуса и просмотр его маршрута;
  • сохранение автобусов и остановок в избранное;
  • оставлять на карте только избранные маршруты.

Движущиеся метки транспортных средств видно на карте многих крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Краснодар и других.

Инструкция по установке приложения

Установить Яндекс.Карты и Транспорт можно как на смартфон или другой девайс на Android, так и на iPhone (из магазинов Google Play и App Store). Можно также получить ссылку на приложение по СМС, нажатием кнопки «Получить» на этой странице.

Процедура установки из магазина проходит стандартно (рассмотрим на примере Андроид):

  • переходим в Google Play на страницу сервиса (ищем по названию, введя его в строке поиска, или сразу переходим по ссылке);
  • на странице приложения жмём кнопку «Установить», как и в случае с установкой любого софта, загрузка выполняется в автоматическом режиме;Установка Яндекс.Карты и Транспорт
  • открываем приложение после инсталляции, при первом запуске сервис попросит разрешить доступ к местоположению для корректного определения на карте, так что разрешаем.

Андроид-устройства позволяют также устанавливать софт посредством файлов APK – этот способ особенно подойдёт, если нужно скачать старую версию. Для скачивания инсталлятора потребуется включить в настройках смартфона возможность установки файлов за пределами Гугл Плей (Идём в раздел «Настройки» – «Безопасность» и активируем опцию «Неизвестные источники»). Установив приложение, нужно отключить обновления в Play Market, если вы хотите использовать старую версию ПО.

Настройка

Для комфортной работы с приложением его необходимо предварительно настроить под себя, при включении геолокации местоположение определится автоматически (софт оснащён надёжной системой определения местоположения посредством спутников ГЛОНАСС и GPS, что позволяет сообщать обо всех изменениях в режиме реального времени).

Рассмотрим, как пользоваться сервисом Яндекс.Карты и Транспорт:

  1. Нажатием на кнопку в виде трёх полосок в верхней части интерфейса вызывается меню. Здесь можно выбрать вариант отображения карты (в виде схемы, изображения со спутника или смешанного варианта).Вызов меню
  2. В разделе меню «Настройки», подразделе «Основные» можно активировать для приложения ночной режим, выбрать единицы измерения (по умолчанию выставлены километры), изменить язык, включить определитель входящего вызова (карты покажут организацию, откуда осуществляется вызов) и пр.Подразделы настроек
  3. В подразделе «Карта» настроек также можно выбрать тип отображения карты. Кроме того, здесь активируются дорожные события, кнопки масштаба, показ или скрытие масштабной линейки, вращение карты пальцами и другие возможности.Подраздел «Карта»
  4. В подразделе настроек «Маршруты» выполняются настройки уведомлений о камерах на дорогах с выбором их типов, звук оповещений, дорожных событий и т. д.
  5. В разделе «Офлайн-карты» можно сохранить в памяти смартфона карты своего города и пользоваться ими в отсутствие интернета.
  6. Перейдя из меню в раздел «Личный кабинет», нужно авторизоваться, используя данные учётной записи Яндекс. После этого можно оставлять отзывы о местах, ставить оценки, загружать фото на Карты, вносить исправления.Подраздел «Личный кабинет»
  7. В разделе меню «Закладки» можно добавить дом и работу, здесь же будут отображаться избранные места.
  8. Чтобы добавить место в избранное, выбираем его на карте (появится карточка организации со всей доступной о ней информацией) и жмём на кнопку-флажок, можно создать список и назвать его на своё усмотрение или выбрать «Избранное». Флажок подсветится жёлтым цветом, и теперь в закладках вы всегда сможете найти любое из отмеченных вами мест.

Как посмотреть, где едет автобус

Режим «Транспорт» в приложении включается нажатием кнопки в виде автобуса в нижней области интерфейса. В сервисе Яндекс.Карты и Транспорт можно как посмотреть, где едет автобус, по какому маршруту, так и узнать время его прибытия и другую информацию.

Обозначения транспорта на карте:

  • на карте отображаются метки разных цветов с номерами городского транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса, маршрутки);Метки транспорта
  • если нажать на кнопку «Мой транспорт» в нижней части, отобразятся только избранные маршруты, добавленные вами ранее;
  • при приближении любой области на карте можно видеть движущийся по дорогам транспорт, при необходимости получить о нём информацию, на него нужно нажать, после чего появится карточка с данными (отсюда можно узнавать, каким маршрутом следует ТС, следить, наблюдая, где едет в данный момент автобус или маршрутка, когда примерно прибудет на место, развернуть список остановок);Информация о транспорте
  • информацию о загруженности дорог можно увидеть, если нажать на соответствующую кнопку справа в верхней части интерфейса, эта опция позволяет оценить обстановку на дорогах благодаря выделению их цветом (зелёный, жёлтый, красный) – свободный участок дороги, загруженный, заторы;Просмотр загруженности дорог
  • нажатием на любую из обозначенных на карте остановок можно увидеть все рейсы, проходящие через неё;Транспорт, проходящий через остановку
  • для добавления остановки в закладки нажимаем на неё (карточка остановки позволяет увидеть номера автобусов и маршруток, которые здесь останавливаются, а также их расписание), после чего жмём на кнопку с флажком «Сохранить в Мой транспорт»;
  • для добавления маршрута находим нужный и жмём «Сохранить в Мой транспорт», теперь в карточках остановок он будет выше других.

Как проложить оптимальный маршрут

В приложении можно также построить путь движения из одного пункта на карте в другой, для чего выполняются следующие действия:

  • жмём кнопку «Маршруты» в нижней части интерфейса или в карточке объекта;
  • выбираем начальную точку, откуда нужно проложить маршрут (оставляем «Моё местоположение», указываем на карте или используем опцию голосового ввода);
  • указываем конечную точку, куда требуется добраться, после чего Яндекс построит несколько вариаций маршрутов;
  • выбираем оптимальный маршрут из предложенных вариантов, ориентируясь на расстояние и время пути, в верхней части экрана можно выбрать, на каком транспорте (или пешком) будем добираться;Выбор транспорта
  • нажатием на три точки вверху справа открывается ряд действий (можно изменить маршрут, добавить точку, изменить параметры, поделиться);
  • в параметрах маршрута можно выбрать предпочитаемые виды транспорта;
  • при построении маршрутов более 300 км к типам транспорта добавится самолёт, нажатием на который открываются варианты авиабилетов в данном направлении;Построение маршрута на карте
  • жмём кнопку «Поехали» для начала движения по заданному маршруту.

Очистка истории

Теперь разберёмся, как очистить историю поиска, если надобности в ней больше нет. Чтобы удалить эти данные, выполняем следующее:

  • жмём кнопку меню в виде трёх полосок;
  • выбираем «Настройки» – «Очистить историю поиска» внизу списка опций;
  • подтверждаем действие.

Очистить историю можно и альтернативным способом (действия за пределами приложения):

Работать с сервисом просто. Теперь, узнав основные правила настройки и использования, вы сможете без труда строить маршруты по городу и узнавать необходимую информацию о движении ТС.

Добрый день. Поговорим с вами сегодня о том, как должна быть устроена маршрутная сеть наземного транспорта в городе. Как организовать движение так, чтобы ездить было быстро и удобно, и разобраться бы в этом было просто.

Представим, что есть у нас большой город с кучей улиц, хитро сплетающихся между собой, перекрёстков, домов. И желательно, чтобы по всем улицам что-то ездило, чтобы можно было из любого дома с любой улицы легко уехать. Но при этом, чтобы сеть маршрутов не стала запутанной паутиной, и чтобы в ней можно было легко разобраться. Не такая уж и простая задача.

Фрагмент карты общественного транспорта Мадрида. Из наземного транспорта тут только многочисленные автобусы, разобраться в сети которых без знания города крайне сложно.

В идеале, конечно, хочется, чтобы между любыми точками города было можно доехать за минимальное время и с минимум трудозатрат (пересадки и вот это всё). Это – как цель-максимум. При всём при этом надо понимать, что ресурсы ограничены, и что соединить между собой все точки города прямыми маршрутами невозможно в принципе. А, значит, пересадки неизбежны.

Ещё один неудачный в транспортном плане город — Барселона. Запутанная сеть из множества маршрутов без какой-либо сегрегации, ходящих туда-сюда по разным улочкам.

Один из самых оптимальных подходов – это построение двухступенчатой модели маршрутной сети. Создаётся некий «каркас» — быстрые и частые линии транспорта, пронизывающие город. Вокруг них уже прокладываются и все остальные маршруты.

Для чего такое разделение? Любой сколько-нибудь крупный город для покрытия всей территории НОТом будет требовать большое количество маршрутов. Даже в 300-тысячном облцентре типа Курска или Тамбова для полного обеспечения транспортом всех районов их понадобится порядка сотни. А уж в мегаполисах число маршрутов переваливает за сотню, а в Москве их и сейчас больше тысячи.

Источник: www.mosgortrans.ru

Реально ли всё это запомнить, скажите мне? Как вообще разобраться в этом хитросплетении? Даже я, уж насколько любитель, но знаю, наверное, процентов 40 московских автобусов, если не меньше. А что уж говорить про простого жителя? Большинство и не будет заморачиваться с разбором, а выберет машину или такси.

Скриншот из атласа Москвы «Москва Пассажирская» . https://vk.com/album-147177258_244287030. Это только небольшая часть всех автобусных маршрутов Москвы.

Суть же двухступенчатой каркасной модели в том, что таких «основных» маршрутов немного – 5, 10, 25 (в зависимости от размера города). Они ходят очень часто, быстро, и, согласитесь, что 25 маршрутов запомнить легче, чем несколько сотен. По сути – это некий «аналог» метро. Такие линии могут соединять центр с жилыми окраинами, или крупные жилые районы между собой. В отдельных случаях — подходить к крупным промышленным предприятиям, торговым центрам и другим местам массового приложения пассажиропотоков.


Трамвай Краснодара может рассматриваться как «каркас» сети — линии соединяют все основные районы города. Ему в помощь может служить и троллейбус.

Сеть каркасных маршрутов не будет покрывать 100% площади города, но сможет охватить большую часть населённой территории. А там, куда она не достаёт, туда можно направить уже и районные маршруты. На которые можно и пересесть с каркасных. Например, в какие-нибудь удалённые жилые районы, или частный сектор.

Схема маршрутной сети Белграда. Красные — трамваи, соединяют основные районы с центром и между собой. Автобусы и троллейбусы имеют локальный характер.

Схема сети таких маршрутов обязательно должна прилагаться к карте города, как и схема метро. Её можно размещать и на остановках и прочих важных объектах.

Важно! Разделение маршрутов обязательно должно быть чётко обозначено. Пассажиру обязательно нужно понимать, что вот это маршрут быстрый и далёкий, а это – районный. Кроме того, крайне важно поддержание стабильности движения на «каркасных» маршрутах и низкого интервала. Вот как в метро всеми возможными средствами обеспечивается интервал в 1,5-2 минуты, так же и здесь. Ну и эта концепция должна сквозить во всём: в схемах, в графиках движения в указателях..

Карта скоростных маршрутов Хельсинки: метро, трамвай, автобус.

А как добиться такого фундаментального разделения, читайте дальше. Логичнее всего – делать разные типы маршрутов на разных видах транспорта.

Выбор транспорта для каркасных маршрутов.

Вот это самое важное. Конечно же, лучше всего для транспортного каркаса походит трамвай! Более того, в большинстве городов Западной, Восточной Европы, а также много где и в России (Ижевск, Екатеринбург, Краснодар) он реально такую функцию и выполняет. Трамвай – это надёжно и быстро. По рельсам сразу можно определить, где он ходит, Сцепки из вагонов позволяют перевозить большие пассажиропотоки, а изолировав линии от личного транспорта, можно вообще наладить интенсивное высокочастотное движение. Запомнить все (или хотя бы основные) маршруты трамвая проще, чем прорву автобусных, ну и схему трамваев проще составить и нанести на остановку.


Схема трамваев Варшавы. Три десятка линий охватывают весь город. Для двухмиллионного мегаполиса вполне посильное для запоминания число маршрутов.

Но допустим, у вас трамвая в городе может и не быть, или где-то есть, но строить его по всему городу сложно и дорого. Тогда можно использовать вместо него троллейбус. Он не настолько эффективен – в системы не сцепишь (на самом деле сцепить можно), по рельсам его не идентифицируешь, отделить от потока машин сложнее. Но поскольку транспорт электрический, то и троллейбусом можно организовать эффективные массовые перевозки. Повесил провода – и ездят они себе с высокой частотой.

Линия троллейбуса в столице Эквадора городе Кито пронизывает насквозь весь город, создавая тот самый «каркас» маршрутной сети. Машины ходят с интервалом 1-2 минуты.

Опять же, много где троллейбусы и справляются с этой функцией – некоторые города Восточной Европы и Прибалтики (к примеру, Братислава, Вильнюс, София), а также большинство городов Беларуси, Украины и некоторые российские.

Транспортная сеть Вильнюса. Красные — троллейбусы, синие — автобусы. Первых не очень много, но они охватывают все основные пассажирообразующие направления.


Карта маршрутов белорусского города Гродно. Автобусов по схеме больше, но именно троллейбусы образуют основной каркас, обслуживая самые населённые районы города.

А вот с автобусом сложнее. Формально, конечно, ничто не препятствует строить каркасную сеть на чём угодно – хоть на дилижансах. Но тут вопрос эффективности, а также – сегрегации каркасной сети от обычных маршрутов в сознании пассажира.

Ребус от дептранса Москвы — какие из указанных маршрутов к какой категории относятся?

Автобус требует практически не требует затрат для строительства своей инфраструктуры, однако эксплуатация большого числа дизельных машин обходится дороже электрических.

Тем не менее, в городах, где такой транспортный каркас строят, всё же, на автобусах, организуют так называемые коридоры, или линии «метробуса». Выделенные полосы, выкрашенные в специальный цвет, осадка через закрытые терминалы, куда вход по турникетам. И районным автобусам часто туда путь заказан.


Система скоростного автобусного транспорта Transmilenio в столице Колумбии городе Богота охватывает весь город и пытается заменять метро. Получается не очень успешно.

Не очень понятна эффективность такого решения, но такая система работает – есть быстрый «метробус», на котором перемещаешься между районами, и рядом с ним районные автобусы, на которых от станций метробуса подъезжаешь к дому.

Вот так примерно можно построить удобную транспортную систему: вдоль основных направлений идут «магистральные» трамваи, троллейбусы или метробусы, а в отдалённые районы — локальные маршруты (тут выбор транспорта шире — подойдут и троллейбусы и автобусы и электробусы). На первых мы быстро пересекаем город, а на вторых — доезжаем до точки назначения. Причём такая концепция справедлива для любых городов: и средних, где НОТ — единственный вид транспорта, и крупных типа Москвы-Питера, где есть сеть метро. При грамотной организации сеть магистрального транспорта метро не дублирует а удачно дополняет.

Конечно, в каждом конкретном случае будет множество нюансов. Где-то понадобятся и многочисленные локальные связки между районами, на которых магистральный транспорт пускать не оптимально. Где-то, особенно, в небольших городах логичнее пускать некоторые локальные автобусы прямо из центра. Но, в целом, такая система сильно упрощает как проектирование маршрутной сети так и последующее пользование ей.

Но давайте вернёмся к нашим баранам.. Снова вспомним сеть «Магистраль», что запущена в 2016-17 годах в Москве. Этот пример интересен тем, что как раз концепция сети изначально правильная – именно такая как выше написано: Маршруты разделены на 3 типа: магистральные, районные и социальные. Можно бы было порадоваться, что в Москве так сделали, если бы не одно «но». Реализация.

«Магистральные» маршруты обозначили буквами «М» и сделали им цветные трафареты, как на самих автобусах, так и на остановках. Ходить они должны не реже 5 минут. «Районные» — обычные с цифрами, не реже раз в 10 минут.

По факту же, чем отличаются «М» и не-«М» маршруты – знают, похоже, только организаторы проекта, ну и некоторые транспортные фанаты. Обычному пассажиру эти буквы ни о чём не говорят. Визуально выглядят они совершенно так же, ходят тоже по-разному, а то и реже районных (в частности, на Комсомольском проспекте «районный» троллейбус №28 ходит в 2-3 раза чаще «магистрального» автобуса А).

И это важно! Если разделения нет в сознании пассажиров, то нет его и в сознании транспортного оператора. Там работают такие же обычные люди, и, в конце концов, какая им разница какие автобусы на какой маршрут выпускать? Их логика, что если в автобусе ездит не достаточно много пассажиров, то можно и реже его пускать. И если сначала кто-то следил за соблюдением 5-минутного интервала, то чем дальше, тем больше все на это забивают, и уже нормой стали превышения квадрата этого интервала. 26 минут большую часть дня.

Почему так вышло? Проблема именно в изначально заложенных системных ошибках – организаторы проекта посчитали нормальным строить магистральную сеть на обычных автобусах, при этом, не очень подумав над тем, как укоренить во всеобщем сознании «магистральность».

У московских транспортников на момент запуска проекта был ценнейший ресурс – полностью покрывающая центр троллейбусная сеть. Даже та же «магистраль», что и сейчас, но на 80% на троллейбусах имела бы совсем другой эффект. Наверняка оставались бы проблемы, но несравнимые с теми, что есть сейчас.

Электротранспорт работает несколько по другим принципам организации движения, нежели автобус – тут не придёт в голову снимать с линии подвижной состав, если там недостаточный пассажиропоток. А автобусники именно это и делают. Поэтому, пытаться построить эффективную маршрутную сеть, первым делом уничтожив ценнейший для её организации ресурс, это дело — заведомо провальное. Результат сказал за себя – конечно, ездить по центру стало немножко удобнее, чем раньше. Но далеко не настолько, как могло бы, будь оно организовано по уму.

Посему, строить магистральную маршрутную сеть на автобусах, основное предназначение которых, к метро подвозить, это все равно, что строить высокоскоростную магистраль с тепловозами. Автобусники всегда перетасовывали выпуски в пользу более «хлебных» маршрутов, лишая менее хлебные заработка ещё больше. А тут ещё нужно маршруты в Новой Москве открывать и заменять троллейбусы. Какая «магистраль», вы чего?

Путаница в автобусных номерах во всём. Есть магистральные, есть экспрессные, есть и те и другие. При этом у первых номера начинаются на «М», но не всегда. У вторых — на 9, но тоже не всегда. Часть М-маршрутов по сути никакие не «магистральные», а множество маршрутов на 9 — вполне себе обычные. Сами породили кучу непонятных сущностей, в которых сразу же запутались.

Недавно Дептранс анонсировал продолжение проекта «Магистраль» за пределы центра, во все районы города. С одной стороны, дело правильное. Давно стоило бы распутать эту паутину сотен непонятно как ходящих маршрутов с кучей петель, устаревших заездов и прочим, и как-то всё это дело упорядочить. С другой стороны, уже можно сейчас видеть, что и тут в проект изначально закладываются те же фундаментальные ошибки. Строиться она будет снова на автобусах и ещё менее подходящих под это дело электробусах, с полным непониманием того как разные типы маршрутов сегрегировать. А, значит, скорее всего, выхлоп от этой будущей окраинной «Магистрали» будет такой же околонулевой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти изображения светящейся точки
  • Как найти производное в английском
  • Как составить договором найма жилого помещения
  • Как найти расстояние между двумя сечениями шара
  • Как исправить экологическую ситуацию на урале