Как составить маршрут перевозки опасного груза

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Содержание:

  1. Когда и кто согласует маршрут
  2. Процесс согласования маршрута
  3. Требования к маршруту в заявлении в 2020 году
  4. Как составить маршрут так, чтобы его согласовали с первого раза
  5. Проблемы согласования маршрута перевозки опасного груза
  6. Перспективы развития процесса согласования маршрута
  7. Заключение

Когда и кто согласует маршрут

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

Требования к маршруту в заявлении в 2020 году

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

Процесс согласования маршрута

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

  1. Разделение маршрута по владельцам дрог
  2. Формирование и отправка писем каждому владельцу дороги с указанием параметров перевозки и участка маршрута для согласования. Первые два пункта должны быть выполнены в течении 3-х рабочих дней с момента получения заявления.
  3. Получение ответов от владельцев дорог. Время на согласование маршрута с владельцами дорог ограничено 4 днями, однако владельцы дорог этот срок не всегда выдерживают. По этой причине получение спецразрешения может затянуться.

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное-  внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Решение о выдаче спецразрешения принимается только после получения ответов на согласование маршрута от всех владельцев дорог.

Как составить маршрут так, чтобы его согласовали с первого раза

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

согласование маршрута перевозки ОГ_на выбор

Проблемы согласования маршрута перевозки опасного груза

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробности описания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение —  не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

Перспективы развития процесса согласования маршрута

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные

Министерство транспорта уже несколько лет создает систему отслеживания перевозок опасных грузов, где все текущие перевозки были бы видны и автоматически приходили бы сообщения о нарушении правил перевозок, а еще лучше, автоматически накладывался бы штраф. Но опять же, для достижения этой светлой цели есть много не решенных проблем:

  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Заключение

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.

Если у вас есть чем дополнить эту статью или поправить автора, то делитесь своим опытом в комментариях под статьей на сайте или в группе в контакте.

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Одним из самых сложных видов грузоперевозок является доставка опасного груза. Этот процесс сопровождается определёнными трудностями. Связаны они с жёсткими требованиями, направленными на обеспечение безопасности людей и окружающей среды.

Чтобы выполнить транспортировку правильно и без последствий, нужно грамотно подойти не только к самой доставке, но и предварительно пройти все необходимые этапы подготовки и согласования. В их числе согласование маршрута следования транспорта, который перевозит опасный груз.

Маршрут для опасного груза

Понятие об опасном грузе

Опасным грузом называют вещества, предметы и объекты, которые могут нанести вред человеку и окружающей среде. Все эти вещества строго классифицированы. Различают 9 классов опасности.

При этом для каждого класса опасных грузов существуют свои требования и нормы по маркировке, способу перевозки.

Доставлять подобные грузы можно лишь при условии строгого соблюдения существующего регламента и закона. Основные моменты прописаны в ГОСТ и ДОПОГ.

Опасные грузы для маршрута

Право на транспортировку опасной категории грузов есть лишь у компаний, которые получили лицензию соответствующего образца.

Когда груз поступает в распоряжение перевозчика, имеющего лицензию на опасные грузы, происходит следующий процесс:

  • подбирается подходящий транспорт под конкретный вид опасного груза;
  • товар упаковывается и маркируется;
  • собираются необходимые разрешительные документы.

Одним из основных документов, который является необходимым для выполнения заказа по доставке опасного вида груза любого из классов, является согласованный маршрут движения.

Опасный груз для маршрута

Зачем требуется согласование маршрута

В процессе транспортировки вещества могут загореться, взорваться, пролиться и рассыпаться. А это серьёзный потенциальный ущерб для окружающей среды, а также находящихся поблизости людей. Из-за химикатов и ядов может произойти отравление. Погибнет всё живое вокруг. Некоторые опасные виды грузов и вовсе могут привести к тому, что зона их разлива или попадания на землю станет непригодной для проживания. Причём в течение многих лет.

Чтобы максимально обезопасить природу и людей от подобных катастроф, перевозчики должны выбирать оптимальные маршруты, а также согласовывать их.

Грузовик с опасным грузом на маршруте

Так службы спасения и экстренного реагирования будут уведомлены о том, где находится потенциально опасный груз в конкретный момент времени. За счёт этого можно максимально быстро прибыть на место, оказать помощь и приступить к ликвидации последствий аварии.

Где и с кем согласовывать маршрут

Вопрос также в том, где и с кем необходимо согласовывать маршрут для перевозки опасного груза того или иного класса. В основе документа лежит специальный блок. Сейчас рекомендуется использовать образец 2021 года. Хотя существенных изменений в бланке не произошло за последние годы.

Ранее согласовывать маршрут приходилось со всеми территориальными отделениями Автоинспекции, через которые проходил маршрут следования ТС с опасным грузом на борту. Но в 2007 году в силу вступил Федеральный закон под номером 257. Этот документ утвердил, что теперь согласование происходит в зависимости от того, какие дороги используются для грузоперевозок.

Ространснадзор и маршрут опасного груза

В итоге возможны следующие варианты:

  • Трассы федерального значения. Согласовывать маршрут в этом случае нужно с представителями Ространснадзора. Причём обращаться нужно в отделение по месту регистрации транспорта.
  • Муниципальные дороги. В этой ситуации за согласованием следует идти к органам управления субъекта РФ.
  • Дороги внутри населённого пункта. Если выезд за пределы города не предусмотрен, тогда согласование пройдёт через органы местного самоуправления.
  • Частные дороги. Только непосредственно владелец этих дорог может выдать соответствующее разрешение.

Так что действовать нужно исходя из конкретной ситуации.

Как правильно выбирать маршрут

При учёте степени опасности нужно придерживаться таких правил и рекомендаций:

  • Удалённость от разных объектов. Маршрут нужно стараться прокладывать через удалённые от населённых пунктов дороги. Это же касается объезда крупных предприятий по производству опасных веществ.
  • Также следует избегать проезда через заповедники, зоны отдыха, исторические и архитектурные объекты.
  • Не всегда удаётся избежать проезда через населённый пункт. В этой ситуации маршрут составляется так, чтобы не проезжать возле школ, детских садов, больниц, поликлиник, торговых центров, а также других мест, где может скапливаться большое количество людей.

Маршрут для ОГ

Прокладывая и составляя маршрут, нужно сделать несколько обязательных отметок:

  • места для стоянки транспорта и отдыха водителя;
  • все АЗС на пути следования;
  • ближайшие отделения экстренных служб и медицинской помощи;
  • опасные участки дороги (эти данные предоставляет ГАИ).

Если на маршруте не будет этих отметок, а также нарушит приведённые выше правила, одобрение на перевозку опасного груза получить не удастся.

Место отдыха водителя

Как правильно оформить заявление

Соответствующее заявление на согласование заполняет отправитель груза, обращаясь в транспортную компанию. При этом у транспортной компании должен быть бланк установленного образца, а также наглядный образец для заполнения заявления по согласованию маршрута перевозки того или иного вида опасного груза. В 2021 году бланк включает в себя следующие данные:

  • полное имя и должность человека, заполняющего бланк;
  • печать организации, которая осуществляет отправку груза;
  • маршрутный номер;
  • наименование груза с указанием класса опасности согласно общепринятой классификации ООН;
  • знак подтверждения опасности;
  • коды для принятия мер при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • вес перевозимых веществ и объектов;
  • количество машин, которые принимают участие в перевозке;
  • максимально допустимая скорость движения;
  • возможность выполнения рейса вечером или ночью;
  • необходимость в организации сопровождения;
  • места для проведения заправочных операций;
  • телефонные номера и адреса медицинских и экстренных службы.

Заявление на перевозку опасного груза

Также нужно указать контактные данные грузоотправителя и грузополучателя. Помимо адреса, обязательно прописывают телефонные номера. Теперь вы знаете, как выглядит форма и заполняется бланк для согласования маршрута перевозки автотранспортом опасного вида груза.

Скачать образцы всех необходимых заявлений для согласования маршрута перевозки опасного груза можно здесь.

Необходимый пакет документов

Опираясь на то, какая именно инстанция отвечает за одобрение и согласование, транспортная компания подаёт туда документы. В этот список входят следующие бумаги.

  • Разработанный маршрут. Бланки нужно заполнить без ошибок. Всего нужно 3 таких бланка. Один остаётся в организации, второй у транспортной компании, а третий входит в пакет сопроводительных документов для водителя. При этом все 3 бланка контролирующий орган должен проверить.
  • Свидетельство на ТС. Это свидетельство является подтверждением того, что автотранспорт имеет разрешения и допуски для перевозки конкретного вида опасного груза.
  • Инструкция по перевозке груза. Составляется на конкретный вид перевозимого опасного груза, опираясь на его свойства и характеристики. Составить инструкцию может отправитель груза, либо транспортная компания.

Свидетельство на ТС

В некоторых случаях пакет документов дополнительно должен включать в себя разрешение, полученное через отделение МВД. Такое согласование нужно оформить не позднее чем за 10 дней до запланированной даты отправки груза. Результатом подачи заявления с составленным и согласованным маршрутом будет выдача перевозчику специального разрешения.

Имея в распоряжении такое разрешение, транспортная компания получает право перевозить по составленному маршруту опасную категорию груза. Причём этот путь нельзя ни в коем случае нарушать. Если же по той или иной причине маршрут приходится менять, тогда нужно предупредить ответственные органы и предварительно внести изменения в документы.

Некоторые перевозчики нарушают маршрут, никого об этом не уведомляя, без разрешения вносят изменения в документы. В таком случае нарушителя ждёт серьёзный штраф. Не исключается даже лишение лицензии на перевозку опасного груза.

Маршрут перевозки опасного груза

Чтобы получить разрешение, транспортное средство нужно в обязательном порядке внести в реестр Росавтодорога. Если используемый грузовой транспорт не окажется в реестре, тогда органы, выдающие разрешение на перевозку, оформить документ не смогут.

Разрешение имеет установленную форму, но может иметь некоторые внешние отличия. Здесь нужно делать акцент на содержании текста, а также на заполнении всех полей, граф, наличие печатей и подписей.

Что если не согласовать маршрут

Поскольку речь идёт о грузе повышенного уровня опасности, то при отсутствии разрешительных и сопроводительных документов нарушитель будет отвечать перед законом. Для таких ситуаций существует статья 12.21.1 КоАП РФ.

КоАП РФ о маршруте

Если нарушить правила оформления документов на перевозку опасного груза, тогда возможны следующие виды наказаний:

  • Для водителей такие нарушения могут грозить штрафом в размере 2-2,5 тысяч рублей. Но куда более серьёзная санкция подразумевает лишение водительского удостоверения. Срок может составлять до 6 месяцев. Соответствующее решение принимает суд.
  • В некоторых ситуациях применяется санкция в виде конфискации автотранспортного средства. Включая содержащийся внутри груз.
  • Если виновным признают должностное лицо, которое отвечает за оформление документов на перевозку опасной категории груза, тогда стоит ожидать штрафа в размере от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Юридическое лицо, то есть транспортная компания, получит ещё более серьёзный штраф. Он может составлять от 400 до 500 тысяч рублей.
  • В случае повторных нарушений по той же статье транспортную компанию решением суда могут лишить лицензии, либо приостановить её действие. Перевозить опасные грузы она не сможет.
  • Если же правонарушения связаны с тем, что доставлялись нелегальные грузы, тогда речь будет идти не об административной, а об уголовной ответственности.

Штраф за маршрут

Конечно же, в случае аварии, нанесения ущерба окружающей среде или людям, будут применяться другие статьи и меры наказания.

Маршрут составляют и согласовывают для того, чтобы строго его придерживаться. Если по той или иной причине соблюдать маршрут невозможно, перед изменением направления движения водитель должен уведомить все необходимые службы. Причём такие манипуляции проводятся даже в тех ситуациях, когда машину сопровождает охрана, либо есть сопровождение в лице сотрудников ГИБДД. Всё равно уведомить службы контроля и взаимодействия придётся.

Сложная ли процедура согласования на ваш взгляд? Приходилось ли сталкиваться с такими ситуациями? Сложно было получить разрешение?

Если требуется перевозка опасных грузов, фирмы предпочитают обращаться в транспортные компании, так как данное мероприятие связано с определенными трудностями. Требования ДОПОГ направлены на обеспечение безопасной перевозки, защиту людей и окружающей среды.

Составление маршрута перевозки опасных грузов в соответствии с правилами транзита опасных грузов и ДОПОГ

Разработка маршрута официальной перевозки опасных грузов и изделий автомобильным транспортом осуществляется сотрудниками транспортной фирмы. Специалистами Ространснадзора рекомендуется прописывать маршрут последовательно и указывать наименования автомобильных дорог в соответствии с утвержденным перечнем. В схеме движения должна быть отражена информация о начальном, промежуточном и конечном пункте движения, а также места погрузки и разгрузки опасных грузов.

Если маршрут проходит через населенные пункты для заезда в пункт погрузки или разгрузки, на АЗС, то следует отметить полный адрес и цель заезда. Он также допускается при невозможности объезда, в остальных случаях движение автомобильного транспорта с опасным грузом должно осуществляться в объезд населенных пунктов. Официальная перевозка опасных грузов осуществляется не по менее протяженному пути, а по наиболее безопасному маршруту.

В каких случаях требуется согласование маршрута перевозки опасных грузов?

Опасные грузы при определенных условиях могут воспламениться, взорваться или стать источником радиоактивного заражения. Они могут негативно воздействовать на окружающую среду, инфраструктуру и живые организмы. Подготовительные мероприятия позволяют сделать перевозку безопасной, на данном этапе важно составить оптимальный маршрут и согласовать его с органами ГИБДД. После согласования маршрута перевозки службы экстренного реагирования будут знать о движении автомобильного транспорта и при возникновении непредвиденной ситуации смогут оперативно оказать помощь.

Действующим законодательством определены случаи, в которых требуется согласование маршрута перевозки опасного груза с ГИБДД и Минтрансом. Так, данное мероприятие обязательно при перемещении особо опасных грузов, химические свойства которых представляют угрозу для окружающей среды и людей. Их перечень определен ГОСТом 19433-88 и включает ядовитые газы, радиоактивные и взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости и твердые соединения, органические пероксиды, едкие и коррозионные вещества.

Если движение автомобильного транспорта планируется в местах со сложной дорожной обстановкой, например, по горной местности или в условиях гололеда и снегопада, а также при недостаточной видимости, маршрут перевозки также необходимо согласовывать с контролирующими органами. Для доставки крупных партий опасных грузов может привлекаться несколько транспортных средств. Если перевозка выполняется колонной более 3 автотранспортных средств, транспортной компании необходимо также предварительно согласовать маршрут.

Согласование маршрутов перевозки опасного груза с органами ГИБДД и Минтрансом

Согласование маршрута перевозки с 2007 года осуществляется с различными органами в зависимости от того, по каким дорогам будет следовать автотранспорт. Для согласования перевозки опасного груза по трассам федерального значения следует обратиться в территориальный орган Ространснадзора, по муниципальным дорогам – в органы управления субъекта. Если перевозка опасного груза планируется внутри муниципального поселения, то согласования осуществляется органами самоуправления. В некоторых случаях возникает необходимость обращения к собственникам дороги, если движение запланировано по частной территории.

После составления маршрута перевозки опасных грузов транспортной компании необходимо обратиться в ответственные органы с пакетом документов, включающим:

  • заявление на оформление разрешения на движение автотранспорта с опасным грузом;
  • подробный маршрут перевозки опасных грузов в трех экземплярах, один из которых останется в контролирующем органе, второй – получит транспортная компания, третий – передается водителю для предоставления автоинспектору по запросу;
  • свидетельство, подтверждающее возможность использования транспортного средства для доставки опасного груза данного класса;
  • копию свидетельства о допуске водителя ДОПОГ;
  • инструкции по перевозке конкретных опасных грузов с учетом заявленных свойств.

Согласование маршрута следует осуществлять не позднее, чем за 10 дней до отправления автотранспорта. После рассмотрения заявления выдается разрешение. Если на запрос согласования вернулся отрицательный ответ и предложение скорректировать маршрут для последующего согласования, то транспортная фирма может внести необходимые изменения.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в Москве, России может быть не согласована по причине предоставления неполного комплекта документов. Кроме этого, транспортное средство должно быть внесено в реестр Росавтодора.

Перевозка опасных грузов ограничивается и контролируется определенными критериями. Для подобных поездок необходимо оформить, получить и согласовать кипу документов в разных контролирующих организациях. Каждое действие предстоящей транспортировки должно быть задокументировано. Одним из важных организационных процессов является маршрут перевозки опасного груза, а именно его разработка и согласование, требующие тщательного подхода.

Маршрут перевозки опасного груза

Содержание

  1. Кто осуществляет оформление маршрутного листа
  2. Правильное заполнение заявления
  3. Координирование маршрута поездки
  4. Формирование и утверждение маршрутного листа
  5. Итоговый перечень официальных бумаг
  6. Последствия несогласованной перевозки
  7. Заключение

Кто осуществляет оформление маршрутного листа

При поступлении заявки на транспортировку грузов опасной категории большинство компаний — перевозчиков действуют по проверенному алгоритму:

  1. Подбор и подготовка транспортного средства, в соответствии заданным требованиям.
  2. Тщательное упаковывание товара и маркировка отличительными знаками.
  3. Разработка, составление и согласование маршрута.
  4. Оформление сопутствующей документации согласно регламенту перевозок опасных веществ.

Разработка и согласование траектории следования является одной из наиболее серьезных задач, так как для вредоносных грузов существуют ограничения даже в том, в каком направлении, с какой скоростью и в какое время суток должен двигаться автомобильный транспорт, осуществляющий перевозку.

Образец заявления на согласование траектории перемещения опасного материала представляет собой бланк установленного образца, в котором потребуется подробно заполнить данные о транспортном средстве, перевозимом веществе и шофере, осуществляющем перевозку.

Скачать образец заявления в doc.

Правильное заполнение заявления

Чтобы избежать недоразумений при заполнении заявления на выдачу разрешения на трафик вредоносных грузов по разработанному маршруту, нужно правильно и четко вписать необходимые данные в форму No 4:

  1. Фамилия, имя и отчество человека, заполняющего заявление.
  2. Основная информация о грузоотправителе, подтвержденная печатью этого предприятия.
  3. Утвержденный номер маршрута поездки.
  4. Время действия документа, достаточное для совершения перевозки.
  5. Полное наименование транспортируемого материала, его развернутая классификация в соответствии с регламентом, согласованным ООН.
  6. Указание уровня и класса опасности груза, согласно утвержденному ранжированию.
  7. Экстренные меры с указанием кодов, которые необходимо принять при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  8. Знак, подтверждающий тип опасности перевозимого вещества.
  9. Масса перевозимого товара отдельно от автомобиля — тягача.
  10. Телефоны, адреса и дополнительную информацию о компаниях, осуществляющих отправку и прием груза.
  11. Наименования населенных пунктов, расположившихся на пути движения автотранспорта.
  12. Перечисление тех поселений, где разрешается проезд автомобилю, транспортирующему опасные вещества.
  13. Расположение безопасных мест, пригодных и разрешенных для стоянок и дозаправки.
  14. Указание контактной информации служб экстренного реагирования субъектов на протяжении всего маршрута.
  15. При грузообороте большого объема опасных веществ обязательно указывать точное число автотранспорта, участвующего в поездке.
  16. Специальные рекомендации для движения автотранспорта (автоколонны) по маршруту: необходимость в машинах сопровождения, ограничения провоза в темное время суток, максимально допустимую скорость движения.

Представленный образец заполнения поможет внести данные в бланк заявления без ошибок.

Координирование маршрута поездки

До недавнего времени процедура урегулирования маршрута движения автомобиля с небезопасным товаром на борту ограничивалась отделениями Госавтоинспекций в поселениях, находящихся на траектории следования.

Координирование маршрута поездки

Выбор маршрута и составление карты

В 2007 году 8 ноября был утвержден Федеральный закон No 257, после чего порядок действий изменился. Теперь перечень надзорных органов зависит от типа дорог, по которым планируется осуществление грузоперевозок:

  1. Федеральные трассы. Согласование проводится с отделениями Ространснадзора субъектов на всей траектории продвижения.
  2. Осуществляется в надзорном органе по месту регистрации предприятия перевозчика.
  3. Муниципальные дороги. Проезд согласовывается с управленческой структурой субъекта и исключается вероятность выезда на трассу федерального значения.
  4. Внутренние дороги населенного пункта. Согласование проводится на уровне местной власти, полностью исключая выезд на дороги другого характера.
  5. Частные направления. Утверждение проезда определяется собственником дороги.

Необходимо получить в управлении ГИБДД документ, гарантирующий исправность и пригодность транспортного средства к провозу небезопасных веществ.

Формирование и утверждение маршрутного листа

Траектория движения транспортного средства с опасным веществом требует тщательной проработки. Этим вопросом занимается непосредственно компания — перевозчик в тесном контакте с заказчиком. На длину маршрута влияет как безопасность окружающей среды, так и уровень вредоносности перевозимых веществ.
Разработка пути продвижения регулируется несколькими основными правилами:

  • Перевозка опасных грузов должна осуществляться максимально удаленно от жилых поселений, крупных заводов, а в особенности от предприятий, специализирующихся на переработке нефти и имеющих государственную значимость.
  • Транспорту с вредным для окружающей среды веществом на борту запрещен въезд на территории заповедных зон, архитектурных объектов и мест проведения досуга.
  • При неизбежности проезда через населенный пункт, траектория следования составляется так, чтобы миновать объекты социального значения, а также прочие места возможного скопления людей.

Соблюдение указанных правил позволит максимально снизить риск возникновения нестандартных ситуаций, и более детально проработать путь следования.

В утвержденном маршрутном листе должна быть указана следующая информация о расположении:

  • предполагаемых безопасных стоянок;
  • заправочных станций на всей линии маршрута;
  • близко расположенных к траектории движения учреждений экстренных и лечебных служб;
  • опасных участков пути, по данным Госавтоинспекции.

Итоговый перечень официальных бумаг

После окончательно разработанной траектории перевозки опасных грузов на согласование представляется следующий комплект документации:

  1. Тщательно проработанный маршрут со всей соответствующей информацией. Подается три идентичных экземпляра, один из них останется у компании перевозчика, второй отправляется в надзорную организацию, третий же находится у водителя автомобиля — тягача, для предъявления при первом требовании.
  2. Лицензия на транспортировку вредных веществ.
  3. Свидетельство о допуске ТС к перевозке грузов данного класса опасности.
  4. Подробная инструкция для грузоперевозок данного типа товара. Она составляется как грузоотправителем, так компанией — перевозчиком, ориентируясь на характеристики перевозимого материала.
  5. Допуск на перевозку грузов в темное время суток.

В некоторых случаях требуется дополнить перечень специальным допуском от МВД. Оформляется такое разрешение не позже 10 дней до начала транспортировки.

Результатом процесса оформления, создания, утверждения и согласования маршрута является получение соответствующего разрешения на право транспортировки опасных материалов. На основании этого документа компания — перевозчик допускается к трафику опасного груза по территории страны, но строго в рамках согласования.

Важный фактор выдачи разрешительного документа — наличие автомобильного транспортного средства в реестре Росавтодора. При отсутствии авто в списке допущенных к транспортировке, выдача спец разрешения может быть отменена службами контроля.

Разрешение на перевозку вредных веществ представляет собой единую утвержденную форму — образец. Встречаются небольшие отличия в тексте и количестве и расположении необходимых к заполнению столбцов.

Документы для перевозки опасных грузов

Документы для перевозки опасных грузов

Последствия несогласованной перевозки

В связи с уровнем опасности перевозимых грузов несоблюдение требований транспортировки, а также предоставление неполного пакета сопроводительных бумаг контролируется надзорными органами. Ненадлежаще оформленное разрешение, поддельная документация и другие нарушения правил перевозки опасных грузов регламентируются статьей 12. 21 КоАП.

Нарушитель Наказание
Шофер транспортного средства Штраф в размере 2000 — 2500 рублей, лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев.
Должностное лицо, ответственное за оформление документации и перевозку в целом Штрафные санкции на сумму 15000 — 20000 рублей.
Юридическое лицо (компания перевозчик) Денежное взыскание в сумме 400 — 500 тысяч рублей.

При повторном преступлении установленных правил транспортную компанию ожидает аннулирование лицензии на перевозку опасной категории грузов.

Если будет обнаружена нелегальная транспортировка вредных веществ, то компанию нарушителя ожидает привлечение не к административной, а уголовной ответственности.

Случаи невыполнения критериев перевозки железнодорожным, авиа или морским транспортом регулируются нормативными документами соответствующих ведомств.

Следует помнить, что формирование и согласования пути следования транспорта при перевозке опасной категории грузов относится только к автомобильным грузоперевозкам. Транспортировка вредных веществ другими видами транспорта не требует столь скрупулезного составления маршрута, однако указание пунктов отправления и доставки является обязательным.

Заключение

Маршрут перевозки небезопасных грузов — процесс, подлежащий скрупулезному рассмотрению, составлению и последующему согласованию контролирующими организациями.

Даже самые незначительные, на первый взгляд, моменты следования согласовываются с отправителем, получателем, и конечно же с органами управления субъектов, расположенных на траектории движения автомобиля — перевозчика опасных грузов. Отклонение от установленного маршрута фиксируется организациями, осуществляющими контроль перевозок и, наряду с другими нарушениями, карается санкциями.

Знак перевозка опасных грузов, зачем нужен и как должен быть оформлен.

Смотрели: 14 175

Перевозка опасного груза всегда сопряжена с определёнными трудностями. Это обусловлено тем, что существует ряд жестких требований направленных на обеспечение максимальной безопасности людей и окружающей среды. Одним из таких обязательных условий будет согласование маршрута, по которому будет совершаться перевозка.

Согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза

Как правильно согласовать маршрут.

Что относится к опасным грузам

К опасным грузам принято относить вещества, которые, соприкасаясь с человеком или окружающим миром, наносят огромный, а иногда и непоправимый вред. Все эти вещества принято разделять по классам опасности, всего их насчитывается – 9. Например, к первому классу опасности относятся взрывоопасные вещества, куда входят все виды боеприпасов, порох и взрывчатка. Так же в отдельные классы объединены газы, легковоспламеняющиеся жидкости или твердые вещества, радиоактивные и токсичные материалы и т. д. Каждый класс имеет свою утверждённую маркировку. Перевозить данные материалы можно только соблюдая регламентные нормы, прописанные в ГОСТ и ДОПОГ – международных правилах. Сделать это могут только транспортные компании, оформившие лицензию на осуществление данной деятельности.

Кто оформляет маршрутный лист

После обращения с заявлением на перемещение опасных материалов компания по грузоперевозкам будет действовать по следующему алгоритму:

  • Груз будет упакован и промаркирован по существующему регламенту.
  • Выбор транспортного средства, которое полностью соответствует заявленным требованиям.
  • Оформление всех сопровождающих документов.

К обязательным документам в этом случае относится — наличие бланка маршрута для перевозки опасных грузов.

Опасный груз

Как заполнить заявление на перевозку опасного груза

При обращении в транспортную компанию грузоотправитель должен будет заполнить заявление на согласование маршрута перевозки опасного груза. С этой целью в транспортной компании существуют специальные формы, которые можно заполнить по стандартному образцу. Здесь нужно будет указать:

  • ФИО, а так же должность человека, который заполняет бланк.
  • Документ подтверждается печатью организации, которая отправляет груз.
  • Маршрутный номер.
  • Указание наименования груза с отметкой его класса опасности по классификации ООН.
  • Знак, подтверждающий опасность.
  • Код, указывающий на то какие меры нужно предпринять в случае чрезвычайного происшествия.
  • Вес перевозимого.
  • Указание количества автомобилей, участвующих в грузоперевозке.
  • Особые рекомендации по движению транспортного средства (колоны) – максимально допустимая скорость, возможность перевозки в вечернее и тем более ночное время суток, потребность в сопровождении.
  • Перечисление всех населённых пунктов, встречающихся на пути движения автомобиля.
  • Места возможной заправки.
  • Телефоны и адреса экстренных служб и медицинских учреждений.

Контактная информация отправителя и получателя – адрес и телефоны.

Пример заявления на перевозку опасного груза

Зачем нужно согласовывать маршрут

Опасные грузы могут взорваться или воспламениться, а попадание некоторых в окружающую среду способно убить всё живое на множество километров и зона поражения станет непригодной для проживания не на один десяток лет. Для того чтобы осуществить перевозку наиболее безопасным образом, компания по грузоперевозкам обязательно должна провести согласование маршрута, который будет оформлен в маршрутный лист для перевозки опасных грузов. После согласования на протяжении всего пути все службы экстренного реагирования будут извещены о перемещении опасных веществ. Эти службы будут готовы оказать помощь в максимально короткие сроки в случае непредвиденной ситуации.

Где происходит согласование

Раньше процедура согласования осуществлялась с органами автоинспекции всех территорий, по которым перемещалось транспортное средство. С 2007 года, в соответствии с Федеральным законом № 257, мероприятия по согласованию нужно проводить с различными органами. Это зависит от того, по каким дорогам предстоит совершить грузоперевозку. Если маршрут перевозки опасного груза будет проложен по:

  • Трассам федерального значения – согласование проводится в территориальном отделении Ространснадзора, находящемся в месте регистрации автомобиля.
  • По муниципальным дорогам – нужно обращаться в органы управления субъекта Российской Федерации.
  • По дорогам только внутри поселения, без выезда за его пределы – согласование проходит с органами самоуправления города.
  • Частной дороге – разрешение даёт собственник дороги.

Перевозка опасного груза

Выбор маршрута

В данном случае выбор маршрута будет зависеть не от выбора самого короткого пути, а от степени безопасности передвижения. Иногда путь может оказаться значительно длиннее, чем тот, по которому едут машины с обычным грузом. Учитывая степень опасности перевозимого, транспортные компании стараются придерживаться следующих правил:

  • Маршрут должен пролегать по возможности максимально удалённо от городов и поселков, больших предприятий, которые производят любые опасные вещества, например, нефтеперерабатывающее предприятие.
  • Транспортному средству нужно будет постараться объехать заповедные зоны, территории отдыха и архитектурные объекты.
  • В том случае если передвижение по населённому пункту избежать невозможно, при составлении маршрута стараются не передвигаться поблизости от школ, больниц, торговых центров – от всех мест большого скопления народа.

При прокладке маршрута необходимо отметить:

  • Места, где транспорт будет стоять во время отдыха водителя.
  • Все заправочные станции по установленному маршруту.
  • Ближайшие к маршруту экстренные службы и места оказания медицинской помощи.
  • Опасные для движения участки дороги. Эти сведения предоставляет Госавтоинспекция.

Выбор маршрута перевозки

Пакет документов при окончательном утверждении

После разработки маршрута на окончательное утверждение в ответственные органы подаётся пакет официальных бумаг, который включает в себя:

  1. Разработанный маршрут со всей необходимой информацией — в трёх экземплярах. Первый экземпляр останется в контролирующей организации. Второй останется в транспортной компании, которая и организовывает данную перевозку. Третий – находится у водителя, и он будет обязан предоставить его на проверку автоинспектору по первому запросу.
  2. Свидетельство, разрешающее использование автомобиля для перемещения груза данного класса опасности.
  3. Точные инструкции по перевозке именно этого груза. Такую инструкцию может составить грузоотправитель или же сама транспортная компания исходя из заявленных свойств и параметров материалов для перевозки.

Иногда в пакет документов включают ещё и разрешение на перевозку от сотрудников МВД. Оформление согласования должно проводиться не позже, чем за 10 дней до отправки груза.

Результатом подачи заявления, его рассмотрения и одобрения становится выдача соответствующего специального разрешения. Оно даёт право перевозчику осуществлять транспортировку опасной категории грузов. Но делается это строго по указанному в документах маршруту. Любое отклонение без соответствующих предупреждений и предварительного внесения изменений в документы карается штрафными санкциями.

Обязательным условием получения такого разрешения является внесение ТС в специальный реестр Росавтодора. Если грузовая машина не внесена в этот реестр, контролирующие органы, занимающиеся выдачей разрешений, предоставить заявителю специальное разрешение не смогут.

Разрешение выдаётся в установленной форме, но может несколько отличаться внешним видом. Здесь ключевым фактором является содержание текста разрешения, а также присутствие всех предусмотренных законом граф и полей, обязательных для заполнения.

Специальное разрешение на перевозку опасных грузов

Специальное разрешение на перевозку опасных грузов

Наказание при несогласованном перемещении опасного груза

Учитывая высокую опасность перемещаемых материалов, отсутствие полного пакета сопроводительных документов в обязательном порядке повлечёт за собой довольно строгое наказание, которое регламентируется статьёй 12.21.1КоАП. Нарушения при оформлении разрешения на автотранспортную перевозку опасных грузов выражаются следующим образом.

  • Водитель может быть лишён прав на управление автомобилем до полугода. Кроме того, на него могут наложить штраф от 2000 до 2500.
  • Иногда могут применить конфискацию транспортного средства.
  • Должностное лицо, которое несло ответственность за оформление документации на данную грузоперевозку, тоже получает штраф в размере 1500 – 2000 руб.
  • Более жёсткое наказание ожидает транспортную компанию, так как она является юридическим лицом. Здесь предусмотрены штрафные санкции в размере от 40 тысяч до 50.
  • При повторных нарушениях на постоянной основе данную компанию могут лишить лицензии на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных.
  • Если компания перевозчик была уличена в перевозке нелегальных грузов, то здесь наказание перейдёт из административной в уголовную.

Наказание при несогласованном перемещении опасного груза

Данный маршрут составляется и проходит согласование с целью его строгого выполнения. В том случае если по каким-либо причинам водитель автомобиля вынужден отклониться от установленного маршрута, срочно требуется поставить в известность все задействованные службы контроля и взаимодействия. Это необходимо сделать, даже если есть машины сопровождения ГБДД или спец. охраны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти внешний угол правильного шестиугольника
  • Как найти гугл таблицу без ссылки
  • Как найти беспроводную колонку
  • Как найти диагональ трапеции через среднюю линию
  • Как найти рейд босса