Как составить маршрут путешествия по географии

Практическая работа №2: «Описание маршрута
своего путешествия                               по топографической карте»

Для работы используется учебная карта У-34-37
Снов. Предлагается описать следующие маршруты:

1 вариант: г.
Снов (центр) – пос. Новый – г. Малиновская – лес Коршуки – река Андога – село
Сидорово

2 вариант: г.
Снов (ж/д станция) – ключ Белый – озеро Черное – река Беличка – совхоз Беличи –
река Андога – деревня Федоровка.

План описания маршрута:

1. Указанные маршруты описываются в виде
текста, в котором раскрывается содержание условных знаков, расположенных на
местности. Отмечаются крупные группы объектов, встречающихся на пути (рельеф,
водные объекты, леса)

(например: «Наш маршрут начался от
электроподстанции в окрестностях города Снов. Мы прошли вдоль оврага, по
направлению к озеру Черному. В 600 метрах от начала маршрута наша группа
пересекла автомобильную дорогу, на запад. Справа от моста дорога проходит в
небольшой выемке, глубиною 2 метра. Слева от нас протекает небольшая,
безымянная речка, которую мы перешли вброд. Ее берега поросли редким
кустарником. Вдалеке уже виднеется озеро Черное, но подойти к его берегу весьма
затруднительно, он заболочен. Мы идем по холмистой местности, на которой встречаются
отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья. Конечная цель нашего маршрута –
песчаный мыс озера Черное в квадрате 6513).

По пути нам встретились: объекты рельефа
(овраг, долина реки), объекты человеческой деятельности (автомобильная дорога),
растительность (отдельно стоящие деревья), водные объекты (маленькая река,
озеро Черное)

2. Далее при помощи линейки и масштаба
плана, вычисляется пройденное расстояние по маршруту и записывается это
значение (например, длина пройденного нами маршрута составляет, около 2 км).

3. Определяется и записывается направление
движения по маршруту и азимут (например: наш маршрут проходил на
северо-восток по азимуту 15 градусов, а затем на северо-запад по азимуту 330 градусов).

Вывод (обязательно):
Из данной работы я узнал, как строится маршрут на топографической карте,
научился работать с условными знаками карты, определять расстояние, направление
и азимут движения.

Содержание
Ориентирование в походе
Этапы планирования пешего маршрута
Меры безопасности
Сервисы для построения маршрутов
Прогноз погоды

Основой успешного походя является тщательная подготовка и планирование. Даже небольшая неосмотрительность может задержать вас в пути или даже прервать путешествие и заставит ждать помощи.

Ориентирование в походе

Развитые навыки ориентирования помогут не только не заблудиться, но и выстроить оптимальный маршрут. Существует два основных способа ориентирования:

По компасу и бумажной карте

Это классика, а если карту заламинировать, то она прослужит гораздо дольше и не придет в негодность при попадании в воду. Этот способ требует вдумчивой работы, очень хорошо развивает чувство пространства. Но для того, чтобы научиться обращаться с компасом и картой, требуется время и практика.

Выбрать надежную радиостанцию для похода

При помощи электроники, используя GPS или ГЛОНАСС

Очень удобный и быстрый способ, чтобы сориентироваться на местности и свериться с изначально загруженным маршрутом. Хорош тем, что дает быстрые и точные ответы. Однако эта простота обращения может спровоцировать так называемый синдром 4П – постоянная проверка правильности пути. В этом случае турист не обращает внимания на рельеф и другие особенности, а попросту соотносит свое местоположение с отображаемым треком. Электроника имеет и другие недостатки – при отсутствии спутникового сигнала она может выдавать искаженную информацию, а также ресурс аккумулятора или батареек имеет свойство заканчиваться. Начать тренировать свои навыки ориентирования и планирования стоит либо простых, либо с уже пройденных. 

  • Сначала нарисуйте предполагаемый маршрут.

  • Просчитайте расстояние и продолжительность, распечатайте карту на картографе.

  • Пройти трек с изготовленной картой.

Попрактиковаться же можно на соревнованиях, где есть этап ориентирования на местности – мультигонки, марш -броски. Это отличная возможность прокачать навыки планирования наикратчайшего маршрута и ориентирования на местности. К тому же у вас останется карта, с которой можено еще не раз будет пройти маршрут. Не забудьте ее заламинировать, чтобы она служила дольше. Если же в ближайшее время никаких соревнований не предвидится, а выбраться в парк или лес возможности нет, то можно потренироваться и на компьютере, планшете или телефоне. Существует множество сервисов и приложений, развивающих память и умение читать карту, вот несколько из них:

  • Ski-O Map Memory;

  • The Forest;

  • Virtual-O;

  • TempO Game;

  • O-Puzzle;

  • O-Sudoku;

  • Maps World of O.

Этапы планирования пешего маршрута

Прорабатывая один этап за другим, постепенно появляется более полное понимание трека, его особенностей и опасных мест. Нельзя пренебрегать каким-либо этапом планирования, так как уже на маршруте это может обернуться травмой. Планируем тщательно каждый этап.

Зачастую начинающие туристы недооценивают значимость понимания маршрута. Поэтому встречаются такие описания походов, как «внезапно наступила ночь». Разумеется, ночь наступает не внезапно, а в положенное время, так же предсказуемо, как и снижается температура, а усталость накапливается. Именно поэтому грамотное планирование очень важно, чтобы не тратить зря время, а успеть все сделать до темноты. Плохую шутку могут сыграть с туристами переоценка своих сил и недооценивание сложностей на маршруте. А это часто приводит к тому, что пройденное расстояние гораздо меньше запланированного, и вынужденная остановка на ночлег в неподготовленном или неподходящем месте. 

Изучаем рельеф местности, погодные условия и расстояние маршрута

После того, как выбрали направление, изучите топографическую карту местности, чтобы для вас не стало неприятной неожиданностью наличие препятствий в пути. Туристическая карта не подойдет, так как она недостаточно детализирована. А на топографической карте есть все необходимые отметки, характеризующие рельеф, тропы, зеленые насаждения, водоемы, а также другие объекты, которые доступны визуально. 

На горном маршруте обязательно обращайте внимание на крупные элементы рельефа – хребты, долины, перевалы, реки. При этом нужно учитывать не только горизонтальные расстояния, но и вертикальные. Если масштаб карты 1:25 000  то один горизонтальный сантиметр будет равен на деле 250 метрам, если же масштаб карты 1:50 000, то, соответственно, 500 метров. Для обозначения перепада высот в топографии используют горизонтальные замкнутые линии. при этом чем теснее располагаются эти линии, тем подъем круче. 

Традиционный принцип движения по маршруту – избегать резких перепадов высот,стараясь выстроить маршрут более-менее однородным. Бывают и исключения, когда, например, хочется посетить какую-то достопримечательность или же при целенаправленных тренировках. Расстояние по карте определяется специальным прибором – курвиметром. Для этого необходимо прокатить его роликом по всему маршруту, после чего он выдаст расстояние в миллиметрах. А зная масштаб карты, длину в метрах вы просчитаете очень быстро.

Сложность маршрута

Необходимо еще до выхода понимать, по каким тропам вы будете двигаться – легким, средним или трудным. Тропы на картах обозначены разными пунктирными линиями. Сложность той или иной тропы зависит от ее покрытия, рельефа и читаемости на карте. Тропа может пропадать и вновь появляться, поэтому порой удобнее идти по азимуту прямо, чем пытаться найти тропу.  

Следует изучить и рельеф местности, по которой планируете идти, пообщайтесь с уже прошедшими этот маршрут туристами, почитайте отчеты. Также следует учитывать изменяющуюся сложность пути в разных погодных условиях. Чтобы укладываться в необходимый отрезок времени, закладывайте на такие непредвиденные моменты несколько дополнительных часов. 

Объективная оценка физподготовки участников

Чем критичнее оценка, там проще вам будет в походе. Закладывать в график движения следует не ускорения, а всевозможные задержки. Это позволит избежать суеты, сохранит комфортный темп ходьбы и не устать раньше времени.

Рассчитываем время

При расчете обычно принимают средние показатели темпа ходьбы – это четыре км/ч по равнинной местности, 300 метров в час на подъемах и 500 метров в час на спусках. Также обращайте внимание на физподготовку участников, и подбирайте темп ходьбы таким образом, чтобы было комфортно всем. Ежечасно следует делать небольшие остановки в 10-20 минут для того, чтобы осмотреться, сделать красивые фото и просто перевести дух.

Не забудьте и про вес рюкзаков, так как он основательно влияет на скорость движения. Постарайтесь его максимально облегчить еще на этапе укладки.

Пополняем запасы воды

Заранее  найдите места неподалеку от маршрута, где возможно пополнить запасы питьевой воды. Обязательно проверьте информацию о качестве этих источников и их сезонности. Например, источник действует только во время активного таяния снега. Если брать воду из непроверенных источников, например, озер, то ее необходимо будет фильтровать.

Удобные места для ночевки

Обычно самые уютные и комфортные места для остановки на ночлег, отмечены на картах. Как правило, это большие, ровные площадки в местах, где нет угрозы схода лавины или камнепада. Но условия могут изменяться, поэтому уже на месте оцените безопасность выбранной площадки.

Меры безопасности

Во время планирования следует помнить о том, что горный погода чрезвычайно капризна. Имейте при себе координаты всех ближайших убежищ. Рассчитывать на сотовую связь не стоит, в горах она редко работает. Лучше всего иметь с собой спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, по которым можно отследить местонахождение человека в реальном времени. 

Если вы планируете путешествовать сложным маршрутом, то в обязательном порядке необходимо зарегистрировать ваши девайсы в МЧС для того, чтобы в случае аврала вас смогли найти спасатели. 

Сервисы для построения маршрутов

Есть несколько сервисов, при помощи которых можно подробнейшим образом изучить местность, не выходя из дома. Множество топографических слоев помогут вам составить представление о рельефе. На многих сервисах можно даже распечатать наиболее подходящую карту.

  • Nakarte.me

  • Locus Map

  • Suunto

  • Google Earth

Выбирайте тот, который вам наиболее удобен и понятен.

Помните, что точность определение вашего местонахождения прямо зависит от мощности вашей аппаратуры. Слабый приемник GPS даст значительную погрешность в поиске. Также сигнал может пропадать в глубоких ущельях, пещерах.

Прогноз погоды

Еще одна важная деталь, которой не стоит пренебрегать. Внимательно изучите погоду в той местности, куда собираетесь выдвигаться. А в пути можно определять погоду по устройствам с встроенным барометром. Давление повышается – будет ясно, если давление падает – пасмурно. Планируйте поход грамотно, не торопитесь, проявляйте креатив и путешествуйте с удовольствием!

Как спланировать туристический маршрут

Источник фото: smore4u.com

  • Как ориентироваться в походе
  • Этапы планирования туристического маршрута
  • Полезные сервисы для планирования маршрутов

Залог безопасного путешествия — основательная подготовка. Чем лучше спланирован маршрут, тем больше вероятность, что поход пройдёт успешно. Неосмотрительность на лёгком участке или просто досадная случайность — и вы вынуждены прервать свой путь и ждать помощи. Избежать этого поможет чёткое представление о предстоящем пути. В статье разбираемся, как научиться работать с топографической картой, как грамотно спланировать маршрут и что нужно учитывать при подготовке к походу.

Как ориентироваться в походе

Навыки грамотного ориентирования помогают определять своё местоположение и дают возможность планировать оптимальный путь. Можно выделить два наиболее популярных способа ориентирования, а следовательно, и планирования маршрута.

  • По бумажной карте и компасу. Классический способ. Хорош тем, что при известной доле аккуратности ламинированная карта и компас прослужат очень долго и помогут в экстремальной ситуации. Он требует внимательности, вдумчивой работы с картой и поэтому хорошо развивает «чувство пространства». Чтобы научиться ориентироваться по карте и компасу, нужно регулярно тренироваться.
  • По электронным девайсам с помощью спутниковых сигналов, например, GPS или ГЛОНАСС. Современный способ, который даёт возможность быстро определить своё местонахождение и легко свериться с заранее загруженным треком. Удобен тем, что даёт быстрые и в основном точные ответы. Но также он и коварен: если вы не знаете район передвижения, может сформироваться «синдром 4П» — «постоянной проверки правильности пути», когда ориентировщик не анализирует рельеф, а соотносит своё местоположение только с отображаемым треком. Также стоит учитывать недостатки электроники: ограниченное время работы и вероятность ошибок из-за помех спутникового сигнала.

Начинать тренировки навыков планирования и ориентирования лучше всего с уже известных или пройденных маршрутов. Так можно избавиться от страха заблудиться и приобрести или усовершенствовать навыки работы с картой и компасом. Вот что нужно сделать:

  • Нарисовать дома трек предстоящего пути.
  • Рассчитать километраж и время. Распечатать карту, используя картографические сервисы.
  • Пройти маршрут с бумажной картой.

Практику можно получить, участвуя в соревнованиях, в которых есть элементы ориентирования: рогейнах, марш-бросках или мультигонках. На них идеальные условия для отработки навыков планирования кратчайшего маршрута и ориентирования на местности, есть дистанции разного уровня сложности и отдельный зачёт для новичков. Приятный бонус — у вас останется подробная карта местности, по которой можно пройти ещё не раз. Главное — ламинировать её скотчем или носить в гермочехле.

Муравьи ориентируются по запахам, перелётные птицы по солнцу и звёздам, кошки и летучие мыши по магнитным полям, дельфины находят путь по низкочастотным звуковым волнам, навозные жуки — по Млечному Пути.

Если возможности поехать в лес или ближайший парк нет, а соревнования не скоро, попробуйте потренироваться на компьютере или телефоне. Вот сервисы и приложения, которые помогут тренировать память, умение работать с картой и быстро принимать решения:

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования © «Спорт-Марафон»

Этапы планирования туристического маршрута

В основе успешного планирования лежит поэтапный подход. При проработке этапа за этапом формируется понимание всего трека, его особенностей и участков, требующих повышенного внимания. И в этом процессе важен каждый пункт. Пренебрежение хоть одним из них ведёт к появлению пробелов в понимании целей и специфики движения. А это уже может обернуться стрессовыми ситуациями или угрозой для жизни. Поэтому важна проработка даже самого, на первый взгляд, простого маршрута.

Чёткое понимание предстоящего трека часто недооценивается. А зря. Важно точно знать, сколько времени есть в распоряжении и какое расстояние нужно преодолеть. Ошибки в расчётах времени и расстояния воспеты во многих отчётах, например, в виде фразы «внезапно наступила темнота». Естественно, внезапности в этом никакой нет. Темнота наступает в положенное время, температура прогнозируемо снижается, видимость падает, усталость накапливается. Именно так, а не наоборот. Часто виной неправильного расчёта времени является переоценка собственных сил и недопонимание сложностей маршрута. Пройденное расстояние оказывается меньше, чем запланированное, это ведёт к остановке на ночлег в неподготовленном месте.

Изучаем рельеф местности и вычисляем расстояние

После выбора направления изучаем топографическую карту местности, по которой будет проходить маршрут. Важно иметь именно топографическую карту, а не туристическую — она недостаточно детализирована. А на топографических картах есть подробная информация о рельефе, тропах, лесистости, водоёмах и прочих, визуально определяемых на местности ориентирах. Топокарты содержат информацию о расстоянии, которая «зашита» в масштаб, и о перепаде высот. Имея топографическую карту и компас, можно ориентироваться с высокой точностью.

В горных регионах важно обратить внимание на крупные элементы рельефа: хребты, долины, реки, перевалы. При планировании горного маршрута важно учитывать как горизонтальные метры, так и вертикальные. Каждый горизонтальный сантиметр на карте масштаба 1:25 000 — это 250 метров на местности, в масштабе 1:50 000 — 500 метров.

Для определения перепада высот на топографической карте используются горизонтали — замкнутые кривые линии, все точки которых находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. Эти линии дают представление о рельефе. В местах, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим.

Общий принцип передвижения на маршруте — выбор траектории с наименьшим набором и сбросом высоты. Исключения, как правило, делаются для посещения особо интересных мест либо в тренировочных целях.

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Определить расстояние по бумажной карте можно с помощью курвиметра. Этот прибор состоит из зубчатого ролика и счётчика пройденного количества зубцов. Чтобы узнать длину, нужно прокатить роликом по линии на карте. На циферблате или дисплее отобразится длина в сантиметрах. Зная масштаб карты, можно легко вычислить расстояние.

Определяем сложность маршрута

Сначала следует понять, по каким тропам на маршруте вам придётся идти: лёгким, средней сложности или сложным. Они отображаются на картах разными пунктирными линиями. Степень сложности тропы определяется как её покрытием, так и её «читаемостью». Стоит учитывать, что тропы могут как появляться в местах, где они не отмечены на карте, так и отсутствовать там, где они изображены. Бывает, что проще идти азимутом — прямым направлением, чем искать тропу, которая постоянно пропадает.

На этапе планирования также важно определить технически сложные места: броды, крутые подъёмы и спуски, курумники, густой лес, снежники и ледники. Советуем изучить отчёты туристов и фотографии районов, где вы планируете маршрут. При этом не стоит забывать, как сильно может измениться сложность одного и того же участка маршрута в разных погодных условиях. Крупный курумник, засыпанный снегом, так же как и оттаявшая каменная осыпь, может стать серьёзным препятствием на пути и заставить вас развернуться или искать обход.

Оцениваем свои возможности

Важно критически оценивать свои силы и уровень физической подготовки и при расчёте графика движения закладывать не ускорения, а возможные задержки. Это поможет не растратить силы раньше времени и сохранить комфортный темп движения. При этом в групповом походе нужно учитывать опыт и физическую подготовку каждого участника и заранее проинформировать группу о том, где проходит маршрут, сколько времени он займёт и какая будет нагрузка в пути.

Рассчитываем время движения

При расчёте времени принято исходить из средней скорости передвижения: четыре километра в час по равнинной местности, 300 метров в час для подъёма в гору и 500 метров в час для спуска. Следует учитывать физическую подготовку участников и делать поправки на погоду и состояние покрытия. Лёд, снег, грязь, трава, технически сложные участки без троп — все эти факторы замедляют темп движения.

Не забывайте вносить в график время для остановок на отдых и любование видами. В среднем это 5-10-минутные привалы каждый час, или от 10 до 20% от времени в движении. В спортивных походах время на отдых рассчитывается индивидуально.

Рассчитав расстояние, набор высоты и спуск, время на прохождение сложных участков, а также на остановки и возможный форс-мажор, вы получите приблизительное время, на которое можно ориентироваться при планировании маршрута.

Важно

В расчёт времени закладывайте не только внешние факторы или сухие цифры, но и вес рюкзака. Он влияет на скорость движения, поэтому важно максимально облегчить груз, при этом сохранить приемлемый уровень комфорта и безопасности. Как это сделать, читайте в статье «Как облегчить снаряжение, чтобы не уставать от рюкзака».

Отмечаем источники воды

Необходимо заранее обратить особое внимание на места, где можно пополнить запас воды, и постараться найти информацию о качестве этих источников. Практика показывает, что многие отмеченные на картах родники могут быть сезонными. Вода в них есть только в период активного таяния снега — весной и в начале лета. Воду из ненадёжных источников, например запруд, придётся фильтровать, а в колодцах может не оказаться приспособлений для подъёма воды с глубины, и понадобится верёвка и смекалка, чтобы добраться до живительной влаги.

Кроме того, важно определить расстояние между источниками и рассчитать рабочий и запасной объём воды для потребления. Отсутствие своевременной гидратации может существенно снизить темп и увеличить время прохождения маршрута. Не игнорируйте магазины и кафе по дороге, в них можно купить воду.

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников. Источник фото: msrgear.com

Планируем места для ночёвки

Как правило, хорошие варианты ночёвок отмечены на картах. Это ровные большие площадки в местах, где нет камнепада, угрозы схода лавины или подтопления. Учитывайте, что условия могут поменяться, поэтому, независимо от популярности стоянки, на месте ещё раз оцените безопасность площадки.

Также при проработке маршрута стоит обратить внимание на приюты, балаганы и другие рукотворные убежища, в которых можно переночевать или укрыться от непогоды.

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе. Источник фото: reddit.com

Продумываем меры безопасности и план эвакуации

При планировании необходимо продумать запасные варианты обхода сложных мест и пути выхода в цивилизацию. В горах погода меняется очень быстро, поэтому нужно иметь координаты всех возможных укрытий. Это могут быть как специальные туристические приюты или пастушьи домики, так и естественные убежища.

Часто в горах не работает сотовая связь. В таких случаях на помощь приходят спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, которые в реальном времени отображают местоположение путешественника. У некоторых моделей трекеров есть функция обмена короткими текстовыми сообщениями.

При прохождении потенциально опасных маршрутов их необходимо регистрировать в МЧС России или в профильных местных службах за границей. При этом нужно понимать, что чем более труднодоступный регион, тем дольше туда будут добираться спасатели. Вертолётов мало, вылеты зависят от погоды, поэтому есть вероятность, что спасателям придётся идти к вам пешком, а на это нужно время. В случае эвакуации пострадавшего обратный путь займёт в несколько раз больше времени.

Также учитывайте, что в случае схода с маршрута понадобятся деньги, чтобы оплатить услуги по перевозке. Их нужно заложить в бюджет похода.

Анализируем опыт и проводим работу над ошибками

Планирование не заканчивается на этапе работы с картой. Чтобы избежать ошибок в будущем, после возвращения из похода нужно проанализировать полученную информацию: совпадают ли реальные данные с запланированными, где потратили больше времени, чем намеревались, какие сложности возникали на маршруте. Ответы на эти вопросы помогут в следующий раз грамотно спланировать путешествие.

Полезные сервисы для планирования маршрутов

На этапе изучения маршрута удобно пользоваться электронными сервисами, которые быстро показывают разные варианты трека, максимальное количество комбинаций и помогают выбрать наиболее удобную. Получившийся вариант трека сохраните и загрузите в часы, навигатор или смартфон. Они будут подстраховывать вас при работе с бумажной картой. Конечно, можно использовать трек как основное средство навигации, но в таком случае обучающий эффект и погружённость в процесс будут значительно ниже.

Сервисы для построения и анализа маршрута

  • Nakarte.me — агрегатор картографических сервисов и, пожалуй, лучший сервис для планирования новых маршрутов. Как о нём говорят сами разработчики, этот сайт создан туристами для туристов. Здесь можно самостоятельно проложить трек по точкам и получить наиболее полную информацию о протяжённости, наборе или сбросе высоты, градиенте уклонов, абсолютных высотах маршрута. Меняя слои карт, можно ознакомиться с топографическими и спортивными картами, а также спутниковыми снимками. Кроме этого, есть множество интересных и полезных слоёв, которые помогают получить более полную информацию при планировании. Вот некоторые из них: перевалы Westra отображают категорийность, высоту, характеристику склонов и дают ссылку на полное описание перевала, слои тепловой карты Strava помогают определить наиболее часто посещаемые тропы, на слое онлайн-энциклопедии Wikimapia можно ознакомиться с интересными местами на маршруте, а при наличии панорам и фото интересующего района ещё и визуализировать характер местности. Кстати, распечатать понравившуюся карту здесь тоже можно. И всё это на одном сайте. Просто магия какая-то!
  • Google Earth — 3D-модель Земли. При планировании есть возможность закинуть на сайт трек, что важно, в формате *kml, а не в привычном *gpx, и визуально оценить характер рельефа. Полезно совместить с анализом топографической карты интересующего района, чтобы визуализировать обозначения горизонталей рельефа.
  • Suunto — приложение для Android и iOS для пользователей часов одноимённого бренда, которое позволяет автоматически просчитать наиболее логичный и короткий путь из заданных «точки А в точку Б», создать трек и экспортировать его сразу в часы для навигации на маршруте. Также Suunto предоставляет пользователю сводную карту своих пройденных треков и имеет отличную от Strava версию тепловой карты посещаемости троп. Удобно использовать для планирования пробежек и хайкинга в пределах одного дня в неизвестном районе.
  • Locus Map — одно из популярных среди многочисленных навигационных приложений. Можно использовать онлайн многие топографические карты, скачивать для использования офлайн, «заливать» трек и отдельные точки. Имеет классический джентльменский набор для верного понимания своего местонахождения и предстоящего пути.

Важно

Точность определения вашего местонахождения зависит от точности прибора. Чем слабее приёмник GPS-сигнала, тем больше будет погрешность в отображении. В узких ущельях, глубоких оврагах, среди густого высокого леса и даже в городе среди домов могут возникать серьёзные помехи сигналу. Возле режимных объектов могут быть установлены «глушилки», которые также создают серьёзные помехи. В пещерах, подземельях и внутри домов GPS-сигнал, как правило, не ловится.

Перед тем, как скачать приложение или найти карту в сети, прочитайте статью «Лучшие мобильные карты для туристов». В ней мы рассказываем о самых полезных сервисах, которые помогут запланировать маршрут.

Сервисы прогноза погоды

При прохождении маршрута многое будет зависеть от погоды. Поэтому необходимо заранее изучить прогноз погоды. Вот некоторые тематические ресурсы:

  • mountain-forecast.com — его особенность в указании погодных условий в одном районе, но на разных высотах. Это удобно при прохождении маршрута с большими перепадами высот. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 5 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • weather-forecast.com — аналогичный сервис, не ограничивающийся горными массивами, потому имеет более полную географию прогнозирования погоды. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 6 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • snow-forecast.com — удобный сервис прогноза вероятности выпадения снега и его количества, особенно актуальный для посетителей горнолыжных курортов и альпинистов. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайший день и на ближайшие 6 дней в формате «утро — день — ночь».
  • windy.com имеет широкий функционал по анализу облачности, направления ветра, температур воздуха и воды в морях. Сервис позволяет также просматривать местные веб-камеры. Доступен в режиме детализации прогноза каждый час на ближайшие 10 дней.
  • rp5.ru — один из точных отечественных сервисов, отображающий данные по температуре, облачности, скорости ветра. Доступен в режиме детализации прогноза 4 раза в сутки на ближайшие 6 дней.

Непосредственно на маршруте прогнозировать погоду можно по устройствам со встроенным барометром. Принцип анализа данных прост: если давление повышается — стоит ожидать ясную погоду, снижается — пасмурную. Важно помнить, что на правильность показаний может повлиять резкое изменение высоты относительно уровня моря.

Соблюдение этапов планирования поможет не упустить основные моменты, а индивидуальные особенности маршрутов сделают подготовку каждого трека делом творческим и захватывающим. Ведь путешествия начинаются с первого взгляда на карту!

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях


Мне нравится

Товары по теме

  • Перейти в каталог «Навигаторы»
  • Перейти в каталог «Компасы и курвиметры»
  • Перейти в каталог «Спортивные часы»
  • Перейти в каталог «Туристические рюкзаки»
  • Перейти в каталог «Туристические спальные мешки»
  • Перейти в каталог «Треккинговые ботинки»

Статьи по теме

Урок географии в 6 классе

Тема: Практическая
работа №4
Проект
«Прокладывание по карте маршрута путешествия»

Цели: 
освоить решение проектных задач по карте; научиться работать группой; оценивать
и обсуждать результаты проекта.

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация
знаний.

Каждый
человек рожден мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Жюля
Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но
манящий тайнами берег: мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной
жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью
отзываются на трогательные строки Р.Рождественского:

Я
жалею о том, что не видел лица всей Земли, 
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. 
Только парус мечты вел по свету мои корабли, 
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. 
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен, 
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже, 
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен, 
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Работая
в школе, я знаю: возможность сделать открытие есть. Это уроки географии,
когда вместе с детьми «путешествуешь» по карте нашей планеты, «открываешь»
«новые земли», еще не изведанные вами. Сегодня мы совершим одно из таких
«путешествий».

Итак,
выполняем проектное задание: «Круиз» по крупнейшим островам мира»

Класс
«отправляется» в морское путешествие, «круиз», по крупнейшим островам мира на
теплоходе «Александр Суворов». Для этого путешествия необходима физическая
карта полушарий, контурная карта, тетрадь (или отдельный лист), где
оформляется «Круизный маршрутный лист путешественника».

Вам
нужно будет, используя масштаб карты, определить расстояния от точки до точки
экскурсионного маршрута вдоль всего пути его следования, внести эти данные в
маршрутный лист путешественника, нанести точки остановок на карту и проложить
маршрут.

Пункты назначения        

Расстояние по морю (через Суэцкий канал)
между объектами в км.

Направления

от

С-Петербурга

Географические координаты

конечного пункта назначения

г.Санкт-Петербург-о. Великобритания  г. Лондон

2500

ЮЗ

51,5º с.ш. 0º д.

о.Великобританияг.Лондон-о.Мадагаскарг.Антананариву

12400

ЮЮВ

19°ю.ш.  47,5°в.д. 

о.Мадагаскарг.Антананариву -о. Шри-Ланка  г. Коломбо

4200

ЮВ

7° с.ш.  79° в.д. 

о.Шри-Ланка г.Коломбо-. о.Суматра   г. Бенгкулу

2800

ЮВ

3,5°ю.ш.102° в.д.

о.Суматра г Бенгкулу-о. Ява    г. Джакарта

800

ЮВ

6°ю.ш.106,5° в.д.

о.Яваг.Джакарта- о.Новая Гвинея     г. Порт-Морсби

4000

ЮВ

9,5°ю.ш.147° в.д.

Выполнение работы.

Итоги урока.

Домашнее задание:
создать коллаж по маршруту путешествия «Самые яркие места нашего круиза».

Попробуем подготовить проект «Круизный маршрутный лист путешественника» в соответствии с планом из учебника географии за 5-6 класс.

Приступим к выполнению поставленной задачи.

Будем выполнять задание от лица школьника, который проживает в городе Тюмень.

Город Тюмень располагается в северо-западном направлении от города Санкт-Петербург. Расстояние между этими населенными центрами составляет 2024 км. Наиболее быстрый способ добраться из Тюмени до Санкт-Петербурга — это самолет, продолжительность полета около 3 часов.

Нам необходимо указать на карте город Санкт-Петербург и острова: Великобритания, Мадагаскар, Шри-Ланка, Сумарта, Ява и Калиматан.

Приступим к прокладыванию маршрута поэтапно:

Из Санкт-Петербурга в Великобританию, через Средиземное и Красное моря двигаемся к острову Мадагаскар, далее на Шри-Ланку, Сумарту, потом на Яву, остров Калиматан и завершаем путешествие на острове новая Гвинея..

Маршрут выделяем красным цветом.

Назвать карту можно, например, «От Санкт-Петербурга до Новой Гвинеи»

Оформим информацию в виде таблицы.

Наш обратный путь будет лежать через Японию, Камчатку, Беренгов пролив, Северный Ледовитый океан, мимо Скандинавии и через Балтийское море.

На карте выше маршрут обратно выделен синим цветом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точку наибольшее значение функции
  • Как составить вопросы к рассказу слон
  • Unity как найти угол между векторами
  • Как составить алгоритм для исполнителя робот
  • Url фейсбук как найти свой